Что такое ономастика определение по истории. Что изучает ономастика? Детальнее об искусстве и его анализе

ОНОМАСТИКА, наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Лингвистическая в своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами, что выводит ономастику за рамки собственно лингвистики и делает автономной дисциплиной, использующей преимущественно лингвистические методы, тесно связанной с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной.

Имена собственные живо реагируют на происходящие в природе и обществе изменения, поэтому имена собственные могут служить хронологизаторами текстов, а также исторических и археологических памятников. В силу особой консервативности имен собственных они переживают эпоху, в которую они были созданы, сохраняя свидетельства более древнего состояния языка, и содержат большую языковую и внеязыковую информацию, получить которую можно только лингвистическими методами.

Все многообразие мира вещей (реальных, гипотетических и придуманных фантазией человека) составляет первичную основу для имен нарицательных как обобщающих аналогичные факты и собственных как выделяющих отдельные предметы в ряду названных с помощью имен нарицательных.

Подобно тому, как именуемые вещи размещаются на земном (и неземном) пространстве, именующие их слова в сознании говорящего также имеют пространственное размещение, аналогичное для жителей одной и той же местности, различное у жителей отдаленных территорий. Оно может быть непохожим на реальное размещение именуемых объектов, но оно существует и служит каркасом, поддерживающим денотаты имен. Ономастическое пространство – это именной континуум, существующий в представлении людей разных культур и в разные эпохи заполненный по-разному. В сознании каждого человека ономастическое пространство присутствует фрагментарно. Достаточно полно оно выявляется лишь при специальном исследовании.

Согласно Книге Бытия, первыми получили имена собственные сами люди, известные им места на земле, животные (домашние и дикие) и видимые небесные светила. Эти объекты и их имена заполняли ономастическое пространство древнего человека. С течением времени это пространство расширялось, получили имена новые типы объектов.

В ономастическое пространство современных жителей России входят: имена людей – антропонимы (Иван , Марья , Антон Павлович Чехов , Рюриковичи ); географические названия – топонимы (гора Эльбрус , город Петушки , покос За болотом , Белый дом ), в том числе названия водных объектовгидронимы (река Волга , озеро Рица , Черное море ); клички животных – зоонимы (собака Клякса , конь Громкий Успех , гусь Иван Иванович ); собственные имена отдельных растений – фитонимы (Дерево плача , сосна Самолет ); названия зон и частей вселенной – космонимы (созвездие Козерога , туманность Андромеды , галактика Большое Магелланово Облако); названия небесных теластронимы (звезда Вега , планета Марс , астероид Церера , комета Галея ); названия точек и отрезков времени – хрононимы (Петровская эпоха , Варфоломеевская ночь , эпоха Возрождения , Новый год ); названия праздников (Рождество , День Победы , День геолога , День учителя , Троица ); названия мероприятий, кампаний, войн (фестиваль «Русская зима », Русско -японская война , Брусиловский прорыв , операция «Стальной шлем »); названия предприятий, учреждений, обществ, партий и проч. деловых объединений людей (Российская государственная библиотека , Малый театр , завод «Серп и молот »); названия церквей, монастырей (Троице -Сергиева лавра , храм Троицы в листах , церковь Введения под сосенками ); названия путей сообщения (Путь из Варяг в Греки , Владимирский тракт , Минское шоссе ); названия средств передвижения (самолет «Родина », теплоход «Космонавт Гагарин », экспресс «Ярославль »); названия произведений искусств (картина В.М.Васнецова Три богатыря , скульптура Перекуем мечи на орала , симфония Зимние грезы П.И.Чайковского, опера Трубадур Дж.Верди); названия периодических изданий (газета «Известия », журнал «Наука и жизнь »); названия документов (Закон о земле , Договор о дружбе , Декрет о мире , Хельсинкское соглашение ); заглавия книг, рассказов, стихов, статей (Памятник А.С.Пушкина, роман А.Н.Толстого Хлеб ); собственные имена отдельных, особо ценных предметов материальной культуры (золотые самородки «Верблюд », «Заячьи уши », бриллиант «Шах », колокола «Козел », «Баран », «Сысой » в Ростове); названия орденов, медалей (орден «Знак Почета », медаль «Материнская слава »); названия стихийных бедствий (ураган «Флора »); названия сортов изготовляемой продукции и селекционируемых растений (автомашина «Волга », сыр «Пошехонский », мыло «Дегтярное », одеколон «Сирень », вишня «Краса Севера », сирень «Огни Москвы »); товарные знаки – знаки, маркирующие товар и знаки обслуживания, специально сохраняемые и удерживаемые от перехода в общую лексику (шампунь «Голубая волна », конфеты «Золотой ключик »); имена божеств (Зевс , Перун ); имена различных духов (джинн Маймун , Демон , Анчутка ); названия различных мифологических реалий (река Лета ); имена персонажей и названия мест в литературе и фольклоре (Евгений Онегин , Собакевич , Синяя Борода , село Дырявино , город Скотопрогоньевск ); названия гипотетических географических объектов (Земля Санникова , Берингия ) и др. В зависимости от типа изучаемых имен ономастика как наука подразделяется на частные области, среди которых наиболее изученными являются антропонимика, топонимика, гидронимика и нек. др.(см. АНТРОПОНИМИКА; ТОПОНИМИКА).

Имена давно умерших людей и переставших существовать поселений заполняют глубину ономастического пространства; однако их место может быть различным в зависимости от значимости денотата. Имена Юлий Цезарь , Александр Македонский , Нерон , Наполеон актуальны и сегодня. Менее известные имена значимы лишь для того хронологического среза, когда жило именуемое лицо. Имена необитаемых городов становятся археонимами , т.е. именами объектов археологии. Лишь хорошее знание истории и географии позволяет установить, что Антарктида , Таврида , Тасмания – названия реально существующих объектов, а Атлантида , Пацифида , Берингия – гипотетических. Во всех подобных случаях образы именуемых объектов, складывающиеся в представлении членов языкового коллектива, становятся своеобразными денотатами, заместителями реально не существующих объектов.

Аспекты ономастических исследований многообразны. Выделяются: описательная ономастика, составляющая объективный фундамент ономастических исследований, дающая общефилологический анализ и лингвистическую интерпретацию собранного материала; теоретическая ономастика, изучающая общие закономерности развития и функционирования ономастических систем; прикладная ономастика, связанная с практикой присвоения имен, с функционированием имен в живой речи и проблемами наименований и переименований, дающая практические рекомендации картографам, биографам, библиографам, юристам; ономастика художественных произведений , составляющая раздел поэтики; историческая ономастика, изучающая историю появления имен, и их отражение в именах реалий разных эпох; этническая ономастика, изучающая возникновение названий этносов и их частей в связи с историей этносов, соотношение этнонимов с именами других типов, эволюцию этнонимов, приводящую к созданию топонимов, антропонимов, зоонимов, связь этнонимов с названиями языков (лингвонимами).

Современная ономастика – это комплексная научная лингвистическая дисциплина, обладающая своим кругом проблем и методов. Ономастические исследования помогают изучению путей миграции отдельных этносов, выявлению мест их прежнего обитания, установлению более древнего состояния отдельных языков, определению языковых и культурных контактов разных этносов.

Эта статья попытается ответить на вопрос о том, что такое ономастика. Здесь мы рассмотрим ее общее определение с точки зрения языкознания. Также внимание будет уделено определению направлений этого раздела. Более детально будет изучена историческая ономастика.

Введение

Ономастика - что это такое?

Под данным термином подразумевают один из разделов языкознания, изучающий любые вопросы, связанные с собственными именами (с. и.), а также историей их возникновения или трансформацией вследствие долгосрочного употребления в языке, из которого они были заимствованы. В более узком значении, это понятие можно определять как набор для изучения собственных имен, пришедших из другого языка-источника. Предметом для изучения выступают с. и.

Синонимическими разделами служат: ономастика, ономасиология и ономатология.

Детальнее об искусстве и его анализе

Ономастика как наука о собственном имени появилась очень давно. Перевод с греческого языка, определяет ее как "искусство именовать". Говоря научным языком, можно сказать, что данный раздел лингвистики специализируется на собственных именах и историческими свидетельствами, раскрывающими их суть и значение.

В данный раздел входит несколько подразделов, среди которых выделяют: топонимику, антропонимику, астронимику, зоонимику, космонимику, хрематонимику, прагмонимику, карабонимику и теонимику. Ниже мы остановимся на их общем описании.

Направления

Ономастика - это наука, включающая в себя следующие разделы:

  • Антропонимику - раздел об изучении собственных имен и фамилий людей, а также их происхождении и преобразовании, произошедшем вследствие их длительной эксплуатации, географической распространенности, изменении социальной функции и т. д.
  • Астронимику - раздел, анализирующий названия любых небесных объектов, как в общем числе, так и отдельных единиц (Солнце или Луна, множество звезд и комет и т. д.)
  • Космонимику - изучение наименований объектов, пребывающих, исключительно в космическом пространстве.
  • Топонимику - раздел, занятый анализом с. и. объектов географии, и ее образований. Примером может служить: река Нил, Египет, гора Джомолунгма и т.п.
  • Зоонимикой именуют раздел, изучающий с. и. и клички животных.
  • Хрематонимика - это раздел о предметах, относящихся к культуре человека.
  • Карабонимика - это раздел о собственных именах, которыми называют катера, корабли и прочие судна.
  • Теонимикой именуют раздел о собственных именах богов и различного ряда божеств.
  • Прагмонимика - подраздел ономастики, изучающий наименование продукции и товаров. Примером может служить понятие «чоконимы» - шоколадный вид продукции.

Предназначение

Все вышеупомянутые разделы ономастики создают общую базу для исследования собственного имени. Исследования этого раздела позволяют человеку прослеживать миграционный путь и места, где расселялись разнообразные народы. Это возможно благодаря анализу языковых и культурных контактов, отслеживаемых в языках, а также определению специфики закономерностей хранения и передачи собственных имен.

Наличие определенной социальной функции - быть индивидуализирующим средством определения и выделения объектов и субъектов, а также городов, явлений и т. д. - позволяет собственному имени также сохранять свое этимологическое значение, которое очень часто упускается и/или затмевается при наличии определенных причин. Важно уметь отслеживать подобную информацию и верно ею пользоваться. С. и. обладают огромной устойчивостью, которая сохраняется даже при значимых революционных событиях.

Исторические факты

Что такое ономастика? Определение этого слова пришло к нам из греческого языка. Ономастика дает нам ценную информацию об истории посредством установления мест поселений, путей миграции (особенно важно для изучения народов, что исчезли), анализа местных мифов и т. д. Общий объем данных позволяет человеку получить представление о типе поселения, об его общественном и семейном устройстве, а также отношениях.

Примером ономастики, а именно ее деятельности, служит анализ географ. названий, южного участка Восточно-Европейской равнины. Он позволяет положительно решить вопрос о вкладе скифов в развитие государственного языка РФ. Анализируя наименования городов, расположенных на водных путях (например, «Вышний Волочек»), можно получить заключение об особенностях транспорта, применяемого на воде. Это также помогает узнавать эпоху эксплуатации и многое другое.

Суть ономастики

Что такое ономастика, и в чем ее суть?

Главной задачей ономастического исследования, как и говорилось ранее, является выявление и понимание миграционного маршрута различных народов. Также этот раздел языкознания уделяет немало внимания изучению культурного ряда контактов, произошедших в ходе смешения языков.

Ономастические исследования сосредоточены на древних диалектах и изначальном устройстве и состоянии языка. Самое важное место среди подразделов ономастики занимает антропонимика.

Изучаемый раздел языкознания включает в себя некоторые аспекты, среди которых выделяют: описательную (анализ филологических и лингвистических вопросов и проблем), теоретическую (выведение законов и принципов функционирования любой ономастической системы), историческую (историю имен), художественную и этническую.

Исторический раздел

Что изучает ономастика, а именно ее исторический раздел?

Аспект истории занимается анализом ономастических данных. С. и. являются частью языка и, следовательно, входят в лингвистику. Однако наличие закономерностей, которые отслеживаются в развитии собственных имен, отличается от «эволюции», например, апеллятивов.

Возникновение с. и. и их изменение подчиняется не только фонетическому и морфологическому своду законов и правил, но и обуславливается прогрессом общества или особыми явлениями в нем. Примером может служить принадлежность престола трем разным Александрам и двум Николаям, что в будущем обусловило тенденцию к распространению данных имен среди русских дворян. Основываясь на внешнеполитических планах, Екатерина II назвала своего внука Константином, что соответствует имени императора византийской империи. Также, по подобным причинам были присвоены наименования городам, таким как: Одесса, Никополь, Севастополь и т. д. В данном случае ориентация названия исходит из географического расположения города, его населения и т. д.

Таким образом, историки могут сказать в ответ на вопрос: «что изучает ономастика?», что она анализирует собственные имена, посредством применения исторических фактов и использует с. и. как ценный источник информации, который может служить дополнительным материалом для исследователя или ученого.

О закономерностях

Что означает ономастика для историка, в общих чертах нам известно уже. Однако важно понимать, что данный раздел науки включает в себя закономерности, которые разделяют ее по разделам. Деэтимологизация - это одна из причин такого разграничения по подтипам. В процессе использования собственного имени, из него выветривается этимологическое значение и происхождение. Например, упоминая Любовь Львовну, субъекты не думаю о чувстве влюбленности или опасном хищном животном. Также, когда речь идет о Пушкине, мы не вспоминаем артиллерийские орудия. Человек чаще всего ощущает этимологию при знакомстве с малознакомыми названиями.

Разделение исторической функции

В историческом аспекте ономастики происходит раздел на два пласта. Один из них является доономастическим. Таки называет его один из крупнейших ученых в ономастической области исследований В. А. Никонов. Примером служит название города Парижа, значение которого указывает на принадлежность территории паризиеву племени. Как видите, данное с. и. служит ценным источником информации, но определить это бывает крайне сложно или вовсе невозможно.

2-е значение пласта - ономастическое. Данная «платформа» крайне проста. Рассмотрим на примере: Пекин - столица Китая, Копенгаген - столица Дании. Давыдов Николай Алексеевич - мой сосед, лаборант одной из лабораторий моего брата.

Отвечая на вопрос о том, что такое ономастика в исторической практике, важно знать также о двояком предназначении всех имен.

Во-первых, оно необходимо для отличия одних географических объектов, людей и т. д. от других. То есть выделять кого-либо или что-либо из общего ряда. При этом имя вводит единицу речи в границы определенной темы (городов, кличек животных, имен людей и т. п.). Выводы об именах делают с применением различных дополнительных средств, например, изучая имя человека, используют форманты.

от греч. onoma - имя, название) - имена собственные в их совокупности, а также наука, занимающаяся изучением имен собственных: личных имен (эта отрасль О. носит назв. антропонимики, или О. в узком смысле слова), географич. названий (см. Топонимика) и названий племен и народов (см. Этнонимика). О. (в узком смысле слова). Уже первые памятники письменности различных народов фиксируют существование в глубокой древности личных и родовых имен. Постепенно создается б. или м. стабильная (но изменявшаяся с развитием общества) система ношения имен (разная у разных народов). Так, напр., в Др. Риме гражданин имел личное имя (praenomen), родовое имя (nomen) и прозвище (cognomen); осн. и неизменным являлось родовое имя. В Др. Греции граждане к личному имени присоединяли имя отца (напр., Перикл, сын Ксантиппа). Имена носили клас.-сословный характер. Так, в Риме в качестве родового имени неполноправных граждан и зависимых лиц фигурировало родовое имя покровителя (патрона), рабы не имели твердого имени (имя часто давалось господином раба), их имена нередко образовывались из этнонимов ("Сириец", "Скиф" и т. д.). Имена (и возникшие позже фамилии) обычно восходят к словам, обозначавшим: явления природы, предметы материальной культуры и явления быта, хоз. жизнь, профессии, явления социально-политич. жизни, географич. названия, индивидуальные особенности того или иного человека, понятия верований, культа и идеологии и др. У слав. и герм. племен с принятием христианства широкое распространение получили имена, заимствованные из евангелий, а также от имен греч., лат. и местных святых; продолжало удерживаться и нек-рое количество имен др.-герм. и др.-слав. происхождения. Совр. способ наименования (личное имя, отчество, фамилия) утверждается в России лишь постепенно, с 16-18 вв. (раньше для бояр, затем для дворян и купцов, горожан; фамилии крепостных крестьян впервые фиксировались 10-й ревизией 1858, но и там осн. масса крепостных еще не имела фамилий). В Японии вплоть до "революции Мэйдзи" (1867-68) право носить фамилии имели только дворяне и небольшое число других привилегированных; во мн. странах Востока не существует фамилий. История имен и фамилий, тесно связанная с историей народа (отражает родовые отношения, разложение родовых связей, семейные отношения, расширение общественных связей, социально-клас. структуру общества, изменение и развитие обществ. институтов, культуры и т. д.), может использоваться исследователем- историком в качестве дополнит. источника для реконструкции нек-рых ист. явлений и процессов, особенно тех ист. периодов (в частности, древности, раннего средневековья), от к-рых сохранились скудные ист. источники. Таким образом, О., будучи отраслью языкознания, выполняет и роль вспомогательной ист. дисциплины. Данные О. привлекаются, напр., при разрешении вопроса об этнич. принадлежности древних народов, при исследовании миграц. процессов, определении роли местных и пришлых элементов в ист. развитии к.-л. района; О. дает нек-рый материал для решения вопроса об источниках рабства (этнич. принадлежность рим. рабов по их именам) и мн. др. Однако при всех случаях данные О. служат лишь вспомогательным мат-лом и рассматриваются в совокупности с данными других источников. Лит.: Барсегян О. X., Собственное имя. Теоретико-описательный очерк, Ер., 1964 (на арм. яз.); Суперанская А. В., Как вас зовут? Где вы живете?, М., 1964; Witkowski T., Grundbegriffe der Namenkunde, В., 1964; Чичагов В. К., Из истории рус. имен, отчеств и фамилий (вопросы рус. ист. ономастики XV-XVII вв.), М., 1959; Тупиков Н. M., Словарь древнерусских личных собственных имен, СПБ, 1903; Holma Н., Die assirisch-babylonischen Personennamen..., Hels., 1914; Zgusta L., Die Personennamen griechischer St?dte der n?rdlichen Schwarzmeerk?ste, Praha, 1955; Schulze W., Zur Geschichte lateinischer Eigennamen, В., 1904; Trombetti A., Saggio di antica onomastica mediterranea, 2 ed., Firenze, 1941; Bach A., Deutsche Namenkunde, Bd 1-3, Hdlb., 1952-56; Miklosich F., Die Bildung der slavischen Personen- und Ortsnamen, Hdlb., 1927; Onomastica slavogermanica, hrsg. von R. Fischer, Bd 1, В., 1965; Caetani L., Gabrieli G., Onomasticon Arabicum, v. 1-2, Roma, 1915; Словарь япон. имен и фамилий, 2 изд., М., 1958 (со ст.: Капул Н. П., Япон. имена и фамилии как явление языка и письменности); Taszycki W., Bibliografia onomastyki polskiej.., Kr., 1960; Wegweiser zur Namenforschung, Halle, 1962; Smith E., Personal names. A bibliography, N. Y., 1952. Л. E.

Ономастика

Ономастика

ОНОМАСТИКА (от греческого onoma - «имя») - раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть О., посвященная изучению географических названий, обычно выделяется под названием топонимики.
Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции - служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет - имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, т. е. при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср. например такие названия рек в русском языке, как скифское «Дон», финские «Москва», «Волга» и т. д.).
Отсюда - огромная устойчивость имен собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного яз., но даже при полной смене яз. одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер яз., на к-ром было впервые создано соответствующее наименование.
О. и топонимика дают так. обр. ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Так напр. анализ древнейших племенных и географических названий Средиземноморья приводит исследователей к утверждению огромного вклада яфетидов (предшествовавших семитам и индоевропейцам) в построение средиземноморской культуры. Анализ географических названий южной части Восточноевропейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский яз. Анализ названий русских городов по Великому водному пути (названий типа «Вышний Волочек») позволяет установить особенности речного транспорта соответствующей эпохи и т. д.
Изучение имен собственных в литературных произведениях и методов их образования должно было бы дать ценные материалы для характеристики различных стилей и творческих методов. Достаточно напомнить об именах-персонификациях в дидактических и сатирических жанрах (Стародум, Скотинин, Обалдуев, город Глупов); об именах комических по своей этимологии (Siebenkas, Ноздрев, Собакевич) или по своей звукописи (Schnabelwopski, Horribilicribilifax, Чичиков, Халтюпкина); о методах образования имен положительных персонажей в различных стилях (классические и сентиментальные: Альцест, Эраст, Памела, Лиза, романтические: Ансельм, Вольдемар, Ольга, реалистические: Левин, Безухов, Облонский) и о влиянии этих имен на бытовой ономастикон (см. «Стилистика»); об использовании имен для социальной характеристики героя (ср. напр. у Блока игру на именах «Текла» и «Фекла» в «На берегу моря»).
Однако материал для поэтической О. не только не разработан, но и не собран. Не собраны также и многочисленные высказывания поэтов и писателей об именах собственных, характеризующие методы их работы в этой области (напр. замечания В. Гюго об именах в «Les miserables», Стерна - в «Тристрам Шенди», Лескова - в «Соборянах», записи имен собственных - в записных книжках Чехова).Библиография:
по лингвистической О. очень велика; Акад. Mapp, Яфетический Кавказ и третий этнический элемент в создании средиземноморской культуры, Л., 1922; Kleinpaul R., Lander- und Volkernamen, Berlin, 1919; Solmsen F., Indogermanische Eigennamen als Spiegel der Kulturgeschichte, Hdlb., 1922 (библиографич. обзор); Sturmfels W., Etym. Lexikon deutscher u. fremdlandischer Ortsnamen, Berlin, 1925; Dauzat A., Les noms de lieux, P., 1926; Olsen M., Farms and Fanes of Ancient Norway, Osl., 1928. По поэтической О.: Горнфельд А. Г., Новые словечки и старые слова, П., 1922.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Онома́стика

Раздел лексикологии, изучающий имена собственные (онимы). Как особая наука стала развиваться с 1930-х гг. Описывает типы имён собственных, в первую очередь – именующие пространство (Тверь, Старая Ладога, Нева, Байкал) и людей (Иванов, Петрович, Шура). Онимы прочнее другой лексики связаны с культурой и историей народа. Изучает ономастика и литературные имена (Фамусов, Нью-Васюки). Исследования ономастики востребованы обществом: вырабатываются принципы наименования и переименования разных объектов, напр. городов и городских улиц, учреждений и организаций, товаров (товарные знаки).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Ономастика" в других словарях:

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Ономатология Словарь русских синонимов. ономастика сущ., кол во синонимов: 7 антропонимика (2) … Словарь синонимов

    - (от греческого onomastikos относящийся к наименованию), 1) собственные имена различных типов антропонимы, топонимы и др. (смотри Антропонимика, Топонимика). 2) Раздел лексикологии, изучающий собственные имена … Современная энциклопедия

    - (от греч. onomastikos относящийся к наименованию) ..1) собственные имена различных типов (см. Антропонимика, Топонимика)2)] Раздел лексикологии, изучающий собственные имена … Большой Энциклопедический словарь

    ОНОМАСТИКА, ономастики, мн. нет, жен. (греч. onomastiko) (филол.). 1. Совокупность собственных имен. 2. То же, что ономатология. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ОНОМАСТИКА, и, жен. 1. В языкознании: совокупность собственных имён какого н. языка. 2. Раздел языкознания, изучающий собственные имена. | прил. ономастический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ономастика - (от греческого onomastikos относящийся к наименованию), 1) собственные имена различных типов антропонимы, топонимы и др. (смотри Антропонимика, Топонимика). 2) Раздел лексикологии, изучающий собственные имена. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Ономастика, ономатология (от др. греч. ὀνομαστική, ономастикэ искусство давать имена, от ὄνομα, онома имя, название и λέγω, лего выбирать, говорить, сообщать) раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю… … Википедия

    Ономастика - [от греч. ὀνομαστική (τέχνη) искусство давать имена] раздел языкознания, изучающий собственные имена. Термином «ономастика» называют также совокупность собственных имён, которая обозначается и термином «онимия». В некоторых работах термин… … Лингвистический энциклопедический словарь

    ономастика - и, только ед., ж., лингв. 1) Лингвистическая дисциплина, изучающая собственные имена. Региональная ономастика. 2) Совокупность каких л. собственных имен. Ономастика художественных текстов. Родственные слова: ономасти/ческий Этимология: От… … Популярный словарь русского языка

Ономастика (onomastike ‘искусство давать имена’) - это раздел лексикологии, в котором изучаются имена собственные как один из «продуктов» человеческой культуры. В соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена, ономастика традиционно делится на следующие разделы: антропонимика , которая изучает имена людей, этнонимика - имена этносов, топонимика , изучающая имена географических объектов (сюда в качестве самостоятельных разделов входят гидронимика , исследующая названия водных объектов, оронимика - названия рельефа, ойкони- мия - названия населенных пунктов и др.), зоонимика - клички животных, астроиимика - названия небесных тел и т.д.

Ономастика изучает историю возникновения имен собственных (они- мов), функционирование их в языке и обществе, закономерности их образования и развития, устанавливает принципы номинации онимов, рассматривая их в социологическом, лингвогеографическом и собственно лингвистическом аспектах (с точки зрения фонетики, морфологии, словообразования, этимологии). Используя различные методы исследования (сравнительно-исторический, типологический, ареальный, этимологический и др.), ономастика выявляет определенные закономерности в различных языках в означивании человека и реалий внешнего мира, помогает установить универсалии (такой, например, антропоиимической универсалией являются прозвища с качественно-характеризующей основой, ср. иллирийские имена-прозвища Rufus ‘рыжий’, Valens ‘сильный’, Maximus ‘большой’ или болгарские Кара Иван ‘Черный Иван’, Каба Иван ‘Сильный Иван’).

Имена собственные отличаются необыкновенной устойчивостью и традиционностью, поэтому, изучая их, ономастика, и в частности, антропонимика, позволяет понять идеалы красоты человека, его жизненные ценности, образность его мышления, природные условия его существования, поскольку все эти факторы влияют на формирование ономастикона и так или иначе отражаются в именах собственных. Как показали последние исследования в области семиотики (работы В. В. Иванова, В. Н. Топорова), древнейшая ономастическая система - это не случайный набор имен, попавших в ономастическую орбиту, а своеобразный языковой текст, обнажающий систему ценностей, высшие идеалы, концептуальную модель мира древнего человека. Особенно ярко ценностные ориентации общества проявляются в посвятительных и благопожелательных именах (имя царя вавилонян Навуходоносора означало «бог Набу, храни границы»). В древнем Египте тронные имена фараонов были воплощением политических и религиозных идей: поскольку с образом солнца в долине Нила было связано учение о божественном происхождении царей, то в их именах актуализировалась идея родства с богом Солнца - Ра и Амоном (ср. Тутанхамон дословно ‘превосходен жизнью Амон’ или Аменхотеп ‘Амон доволен’); в древних славянских личных именах чаще всего использовались основы *тгг-/*-тпъ } *slav-/*-slavb> *vold-/*-voldb, актуализировавшие идею славы, власти над миром.

Ономастика древнейшей, родовой организации общества характеризовалась наличием наследственных родовых имен, обычно дававшихся по родовому тотему (totem из языка индейцев ‘животное, растение, предмет, которые у родовых групп были объектом религиозного почитания’), своеобразных групповых антропонимов, передававшихся по женской линии (ср., например, имена собственные родов племени ирокезов: Волк, Медведь, Бобр, Черепаха, Сокол и др.). Личные имена каждого рода составляли его исключительную собственность и не могли употребляться в других родах того же племени. Эти имена часто указывали на род, которому они принадлежат (например, у индейцев Америки в племенах саук и фокс имя Длинный Рог принадлежало роду Олень, Орел Сидящий с Поднятой Головой - роду Орел, Черный Волк - роду Волк).

В древней Греции женщины с замужеством переходили в другую семью, теряя свое прежнее родовое имя. Каждый новорожденный зачислялся во фратрию и род своего отца (поскольку поколение исчислялось по мужской линии и имущество переходило от отца к сыну). Роды в Греции имели патронимические названия, которые в большинстве своем были связаны с греческой мифологией. После революции Клисфена (509 г. до н.э.), когда были уничтожены последние остатки родового строя, родовое имя прекратило свое существование. Мужчина начал зваться личным именем, за которым следовало имя отца и название дома, к которому он принадлежал (Эсхин сын Антромета, Кофикид). Интересно, что при этом нередко наблюдалась тенденция к сохранению антропонимической основы имени отца в имени сына, что также подчеркивало идею родства (ср. Сократ и Софрониск - отец и сын или Ликург и Ликифрон). Постепенно решающее значение приобретает нс принадлежность человека к тому или иному роду, а место его постоянного проживания, а в дальнейшем и род его деятельности.

Имя в древности воспринималось как нечто материальное, как alter ego (лат. ‘другой я’), поэтому в различных языках мира имя табуировалось, чтобы при его произнесении не повредить человеку. Нередко имя воспринималось как оберег, т.е. как амулет или заклинание, оберегавшее человека от несчастья. Поэтому, выбирая имя ребенку, человек как бы играл с духами в прятки: то он хранил в тайне настоящее имя (и ребенок вырастал под другим именем), то нарекал детей названиями животных, растений, то давал «худое имя», чтобы злые духи не видели в его носителе ценной добычи. Такое имя-оберег получил при рождении будущий пророк, основатель зороастризма Заратуштра (Заратустра): на авестийском языке слово Заратуштра означало ‘староверблюдный’ . О таком материальном восприятии имени свидетельствует и тот факт, что средневековые шииты, считавшие Абу-Бакра Омара и его халифа Османа узурпаторами, писали их имена у себя на пятках, чтобы при ходьбе попирать их .

Как свидетельствуют исследования по ономастике, в развитии антропонимического ономастикопа различных народов прослеживаются определенные типологические закономерности.

Большинство древних индоевропейских имен связано с идеей войны, воинской славы, доблести (ср. древние германские корни -hild ‘бой’ в современных именах Brunhilde, Klotilde ; helm ‘шлем’ в Wilhelm ; -bald- ‘смелый’ в Archibald, Baldwin, славянские -слав в именах Ярослав, Мирослав, Владислав ; греческие -kies с тем же значением: Perikles, Themistokles, Sophokles ; -nik- ‘победа’ - Andronikos, Nikolaos). С этой группой имен связаны и антропонимы, в основе которых лежит идея власти, господства над миром (ср. рус. Владимир", герм, корни -hlud- ‘мир’ в именах Hludawiga, Ludwig ; -wald- ‘власть’ в Oswald, Walter).

Другой, часто актуализируемой в именах идеей, является идея Бога. Теофорные имена (т.е. имена, в которых упоминался Бог или Боги) встречаются в древнегреческой антропонимии (ср. Theokritos, Theodoros или имена, связанные с Зевсом: Diodoros, Diogenes, Diomedes), однако наибольшее распространение они получили в антропонимии семитских народов Ближнего Востока (ср. общесемитский корень -el- со значением ‘бог’ в именах Elazar (отсюда Лазарь), Elisa (отсюда Елисей), Eliseva (отсюда Елизавета). Часто в антропониме присутствует и собственное имя иудейского бога Jahwe, cp.Jehojaqim (отсюда Аким), Jehosu’a (Иисус), а в имени собственном Илья присутствуют оба корня (Ё/ijahu). В арабском языке при образовании антропонима имя бога используется редко (ср. Abdallah ‘раб Аллаха’), зато в его основу часто кладется какой-либо эпитет бога или пророка (ср. Karim ‘милостивый’, Akkbar ‘великий’, Xalid ‘вечный’, Mahmud ‘достойный похвалы’).

Распространение христианства способствовало дальнейшей популяризации этого принципа номинации. Однако кроме божественной идеи (ср. греч. Timotheos ‘богобоязненный’, Panteleimon ‘всемилостивый’), получает актуализацию идея христианских добродетелей (ср. греч. Sophia ‘мудрость’, Galene ‘спокойствие’, Petros ‘камень’, Anastasia ‘воскресшая’). Впоследствии эти «значимые имена» (часто с религиозной или моральной окраской) благодаря латинскому языку получили широкое распространение во многих европейских языках (ср. лат. Benedictus ‘благословенный’, Felix ‘счастливый’, Vitalis ‘жизненный’, Victor ‘победитель’ и др.). В русском языке официальная роспись имен, даваемых при крещении, была церковнославянской, т.е. византийско-греческой по происхождению, однако вплоть до XVII в. в России удерживалась практика давать второе, некрестильное имя, которое могло быть самого разного происхождения (см., например, имя новгородского посадника, обозначенное в приписке к первому русскому памятнику письменности Остромирову Евангелию 1056 г.: «вж крыцеиии Иосиф, а.инрьекы Остро.инръ»).

В африканских языках в антропонимах встречаются и другие мотивационные признаки: так, в частности, в языке ндбеле, принадлежащем к языкам банту, широко распространены имена, в которых передаются родительские чувства, пожелания или надежды па счастливую судьбу ребенка (например: u-Sithembil ‘Мы полны надежды’, u-Linda ‘Позаботься о деревне до возвращения отца’, u-Thokozile ‘Мы счастливы иметь ребенка’ и др.).

Некоторые типологические закономерности прослеживаются и в образовании фамилий. Чаще всего (особенно в русском и тюркских языках) встречаются патронимические фамилии, т.е. фамилии, возникшие из имени отца (ср. рус. Иванов, Петров; нем. Peters, Marx; англ .Jones, Andrews). К ним примыкают фамилии, возникшие от прозвищ, построенных либо по принципу сходства (ср. рус. Козлов, Баранов; нем. Wolf 1 волк’, Adler" орел’, англ. Fox ‘лисица’, Buck ‘козел’), либо на основе какого-либо внешнего признака человека (ср. рус. Горбунов, Беляев ), особенностей его поведения (ср. рус. Смирнов, Молчанов), либо обстоятельств рождения (ср. рус. Жданов, Нечаев) и т.д.

Другим, не менее продуктивным способом номинации фамилий (особенно в западноевропейских языках), является актуализация сем ‘место жительства’ или ‘этническая принадлежность’ (ср. рус. Новгородов, Татаринов; англ. Scott ‘шотландец’, Ford ‘брод’; нем. Berg ‘гора’, Bach ‘ручей’; франц. Dupont ‘у моста’, Dubois ‘у леса’).

Широко распространен и такой способ номинации, который связывает фамилию с родом деятельности предков (ср. рус. Кожевников, англ. Smith ‘кузнец’; нем. Weber ‘ткач’, Wagner ‘тележник’).

В ономастике, как ни в одном другом разделе лексикологии, ярче всего проявляется социальная сущность языка. Возникая в обществе, имя отражает особенности общественной жизни. Все изменения в общественно- исторической или социальной жизни общества проявляются прежде всего в его географических названиях (ср., например, непрекращающийся процесс переименования улиц Москвы, вызванный различными политическими установками общества). Изучая историю возникновения имен в синхронном и диахронном аспектах, ономастика позволяет проникнуть в глубь веков. Являясь своеобразным «языком земли» и хронологиза- тором (при этом нередко безошибочным), она дает бесценный материал для понимания истории того или иного народа, его культуры и психологии.

  • Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. С. 25.
  • См. комментарии М. А. Салъе к «Книге тысячи и одной ночи» Т. 3. М., 1959. С. 324,362.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!