Стилистика изучает. Стили языка и стили речи

– это дисциплина, которая изучает принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое – текст, а также разновидности употребления языка (стили) и их систему. Иными словами, задача стилистики – это изучение максимально подходящих условий для реализации конкретного текста (задача текста, цель, язык и др.).

Основным понятием русской стилистики является понятие стиль. Стиль в целом – это совокупность приёмов использования языковых средств: вспомните выражение стиль писателя. Чаще всего в школьной программе мы сталкиваемся с понятием стиль речи. Под стилем речи мы понимаем вид речи для общения с учетом речевой ситуации (кто сказал? что сказал? кому сказал? с какой целью сказал? и др.).

Традиционно в стилистике русского языка выделяются две большие группы стилей – разговорный и книжный . Книжный стиль в свою очередь делится на художественный, публицистический, научный и официально-деловой . Все книжные стили речи имеют общую сферу применения – сферу общественной деятельности. Всем этим стилям свойственно строгое соблюдением норм литературного языка. При этом каждый стиль имеет определенный набор характеристик, которые делают стиль узнаваемым.

Так, разговорный стиль отличается неофициальностью и непринужденностью общения, неподготовленностью речи и ее автоматизмом, эмоциональностью и оценочностью. В разговорном стиле используются специфические языковые единицы – просторечные слова (ляпнуть ) и формы (в отпуску) , выражения с оттенком пренебрежительности, шутки или иронии (прошмыгнуть, ловкач ), а также слова с суффиксами субъективной оценки (карандашик, большущий) и др.

Научный стиль характеризуется отвлеченностью, обобщенностью и логичностью, сухостью. Ему не присущи образность и эмоциональность. Единицы научного стиля – это термины, абстрактные существительные, глаголы настоящего времени и др.

Стиль документации – это официально-деловой стиль . Мысль излагается в форме утверждения: стиль деловых бумаг не терпит описаний и рассуждений. Для данного стиля характерна шаблонность, обилие терминов, канцеляризмов, клише – готовых оборотов (настоящим сообщаю) и др.

Публицистический стиль – это полемичность, образность, яркость. Сфера применения этого стиля – СМИ, высказывания на общественно-политические и экономические темы, отсюда – обилие общественно-политических терминов, эмоционально-оценочные слова, инверсии, повторы, риторические вопросы, обращения и др.

И, наконец, художественный стиль . Он служит для эмоционального воздействия на мысли и чувства читателя или слушателя. Основные стилевые черты стиля – образность, эмоциональность, экспрессивность, конкретность.

Необходимо помнить, что у каждого стиля речи есть своя – более конкретная – сфера применения. Так, художественный стиль используется в рассказах, лирических стихотворениях, одах и др., научный – в научных статьях, аннотациях, рефератах и др.

Успехов в изучении стилистики русского языка !

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В этой статье мы рассмотрим вопрос о том, что такое стилистика, каково ее определение, значение и предмет рассмотрения. Обратим внимание на составные элементы этого термина, разделение по категориям, различные фигуры стилистики и многое другое.

Введение

Что такое стилистика? Отвечая на этот вопрос, можно утверждать, что это дисциплина филологического типа, главным объектом которой является стиль речи или письма. Она занята изучением неодинакового ряда условий, применимых человеком при любой форме передачи информации. А также позволяет определить общий набор принципов, в соответствие с которыми можно организовать языковые единицы с целью создания единого смыслового текста, композиции и создать четкое различие между этими параметрами, обуславливающими создание некоторого количества стилей.

В учебнике рус. языка, составленным А. М. Земским, С. Е. Крючковым и М. В. Светлаевым, стилистику русского языка определяют как учение о наборе средств для придания языку выразительности и созданию условий его эксплуатации. Важно помнить, что в целом эта дисциплина может иметь различные черты для некоторых ее включающих элементов.

Предмет рассмотрения

Отвечая на вопрос, что такое стилистика, важно обратить внимание на предмет ее рассмотрения, который, кстати говоря, до настоящего времени все еще не определен четко.

Существует два раздела стилистики: литературоведение и языковедение, однако это разделение не является общепринятым.

Изучение литературы занимается рассмотрением системы образов, сюжетной линии, фабулы и пр. в отдельных произведениях, в то время как языковедение обращает внимание на наличие функционального речевого стиля. Б. В. Томашевский определял стилистику как связующий элемент, объединяющий эти два предмета.

Что изучает стилистика

Современная стилистика изучает:

  • Стиль - общий набор характеристик, позволяющих определить искусство конкретной эпохи, направление и индивидуальные черты работы автора произведения. Это утверждение справедливо для изучения любых стилей, начиная от литературного, и заканчивая архитектурным.
  • Отношение вариаций языковых выражений друг к другу.
  • Окраска языковыми средствами, позволяющими определять принадлежность формы речи к определенному стилю.
  • Норма стиля - набор характерных параметров, свойственных для конкретного стиля, например научного или художественного.
  • Правила стиля, позволяющие создать четкое представление о нем и понимание способов его создания.

Языковедение

Языковедческий тип стилистики - учение о речевых стилях, изучающее и определяющее набор выразительных средств языка - экспрессивных, оценочных и функциональных. Последние, в свою очередь, делятся на: коммуникативные, окрашенные эмоциями, предназначенные для познания и исторические.

Изучая вопрос о том, что такое стилистика, М. В. Ломоносов определил наличие трех штилей в языке. Первый из них — высокий — составляется из ряда изречений словено-российского происхождения. Посредством такого штиля следует составлять поэмы о героях, оды и т. п.

Штиль, занимающий среднее положение, образовать следует при помощи большего количества российских употребительных слов и изречений. В нем пишутся чаще всего театральные тексты, стихотворные формы, сатира и эклоги, а также пастораль и идиллия.

Черты низкого штиля определяются изречениями, отсутствующими в словенской форме диалекта.

В настоящее время русский язык образуется при помощи пяти стилей, которые имеют ряд параметров, определяемых языковыми единицами, способами интерпретации информации, постановкой предложений и т. д. Это разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили.

Черты разговорного стиля

Формой реализации такого стиля является ведение диалога, и, следовательно, чаще всего, он используется устно. Характерной чертой является отсутствие предварительного отбора языковых материалов и использование внеязыковых факторов: мимики, жестикуляции, указаний на обстановку, окружающую собеседников. Наличие непринужденности в общении позволяет получить субъекту больше свободы при выборе набора языковых единиц. Другим параметром является наличие эмоциональности и образности, конкретизации и простоты речи.

Положения научного стиля

Научная стилистика представлена литературной речью, которая обладает рядом особенностей. Среди них доминирующими являются: осмысление текста до его высказывания, наличие монологического характера, строгие требования к отбору средств языка, а также он направлен в сторону нормированной речи.

Стилистическое выполнение научной работы определяется посредством анализа ее содержания, точности и полноты объяснимого факта, выявлением и демонстрацией причинно-следственных связей между происшествиями. Важно также уделять внимание историческому развитию.

Стилистика текста научного типа в ходе своего развития образовала несколько подразделов: собственно- и учебно-научный, а также научно-популярный.

Об официально-деловом стиле

Официально-деловая форма стиля определяется как средство письменных обращений в деловой сфере взаимоотношений: правовые и управленческие связи между субъектами. Данная сфера выносится на международный уровень отношений, юриспруденцию, включена в экономическую отрасль науки, играет важную роль в военной отрасли, используется в рекламе, правительственной деятельности и официальных учреждениях. Стилистика текста в таком разделе обладает четкой формулировкой и отсутствием двусмысленной интерпретации информации.

Среди подстилей выделяют:

  • законодательный - обладает волентативностью функций и эксплуатируется в государственном управлении;
  • административно-канцелярский - находит свое применение в ведении личного ряда деловых документов и старается подчеркнуть характерные черты административного типа отношений;
  • дипломатический - имеет международное значение.

О публицистическом стиле

Еще одним пунктом, позволяющим нам дать полный ответ на вопрос о том, что такое стилистика, является определение публицистического стиля.

Характерными чертами этого стиля является наличие широкой функциональности. Он может использоваться в разнообразных жанрах, например статьях, очерке, репортаже, фельетоне, памфлете, речи оратора, интервью.

Публицистическая стилистика находит свое применение в СМИ и использует общественно-политический тип лексикона. Строится посредством логичности и придания тексту или речи эмоционального окраса, старается использовать оценки и призыв к действию любого типа, физического или мыслительного.

Данный стиль эксплуатирует не только нейтральную, но и высокую, торжественную лексику и фразеологизмы. Часто употребляются короткие предложения и проза в рубленом виде, безглагольные изречения и риторические приемы, а также восклицание, повтор и т. д. Стилистика русского языка в данном разделе использует оценочную лексику и придает выражениям яркий эмоциональный цвет, часто используется для навязывания идеалов, постулатов, догм и т. д. Ментально передает общий тип восприятия информации, например, человек может определить энергичность старта речи, твердость позиции говорящего, наличие тяжелого кризиса, проблемы и т. д. Главное предназначение стиля - это донесение информации до всех слоев социума.

Художественные черты

Художественная форма стиля - это одна из самых распространенных форм речи, которая находит свое применение в литературе художественного типа. Данный стиль старается воздействовать на способности субъекта воображать, а также на психику и чувствительность читателей.

Литературная стилистика характеризуется наличием образности и эмоциональности. Различные формы выше рассмотренных стилей обладают четко выраженными стандартами и чаще всего требуют применения терминологических единиц. Художественная литература ставит в равное значение все типы слов, а также не имеет четких различений в важности, между содержанием логического смысла и приданием тексту экспрессивно-эмоционального оттенка.

Фигурирующие единицы стилистики

Стилистика и культура речи тесно связаны между собой, что видно, исходя из наблюдений за формой общения в разных социальных сферах. Эксплуатация научной терминологии на работе, связанной с образовательными или исследовательскими сферами деятельностями человека, бытовое общение, газеты и т. д. - все они имеют четко выраженные различия между собой. Умение использовать черты конкретного стиля при передаче информации в разных условиях позволяет конкретизировано передавать необходимую информацию собеседнику(-ам) и преподносить себя в качестве культурного и образованного субъекта на работе или учебе, улице, в кругу друзей и т. д.

Чтобы верно оформлять предложения в соответствии со стилями, желательно знать о наличии стилистических фигур, представленных в форме особых синтаксических способов постройки предложения. Это необходимо для увеличения силы образно-выразительных функций речи.

В соответствии с синтаксическим построением выделяют две группы:

  1. Конструктивную - необходима для придания сбалансированности.
  2. Деструктивную - обратный процесс в ответ на конструктивность, создание раскола структуры.

В общей массе стилистических фигур выделяют главные:

  • анафоры;
  • эпифоры;
  • градацию;
  • инверсии;
  • параллелизм;
  • антитезы;
  • эллипсисы;
  • умолчание;
  • оксюмороны;
  • риторические вопросы и восклицания;
  • многосоюзные и бессоюзные приемы построения предложения.

Подводя итоги

Анализируя содержание написанного, можно заключить, что стилистика играет важную роль как в устном ведении диалога или монолога, так и в написании текста. Обладает распределением на стили, каждый из которых характеризуется различными параметрами.

Существуют упражнения по стилистике, которые помогают субъекту научиться более конкретно и правильно формулировать и реализовать ту или иную форму стиля. Для развития таких навыков можно находить литературу с указанием определенного жанра и стиля, а далее, посредством прочтения и анализа, формулировать субъективно общий ряд правил, которые необходимо соблюдать при ведении, например, диалога на работе, учебе или в бытовой жизни. А также можно использовать источники из интернета с приведением примеров, составленных специалистами, для донесения информации до заинтересованного индивида.

Казанский Государственный Технологический Университет


Кафедра иностранных языков


по русскому языку


Стилистика и ее предмет.

Цели и задачи.


Работа выполнена

Студентом 1 курса

Группы №71-191

Вафиным Алмазом

Габдулхаковичем


Руководитель:

Павлов Андрей

Николаевич


Казань 2001 г.

1. Стилистика и ее предмет

2. Стилистические пласты лексики

а) лексика нейтральная межстилевая

б) лексика устной речи

в) лексика письменной речи

1. Стилистика

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стиля литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка – это совокупность языковых особенностей – лексических, грамматических, фонетических, предающих речи определенную окрашенность, делающую ее разговорной, научной, деловой и т.д.

Русский литературный язык делиться на ряд стилей в зависимости от того, где и для чего он используется.

Со стилистической точки зрения всю общенародную русскую лексику (кроме слов диалектных, узкоспециальных) можно разбить на три большие группы:

1. Лексика нейтральная (межстилевая)

2. Лексика устной речи.

3. Лексика письменной речи

Стилистика также изучает нормы словоупотребления, сочетаемости слов, экспрессивные возможности лексических, фразеологических и грамматических единиц языка.

Языковые средства, используемые при созданий того или иного стиля, делится на две стилистические группы: на средства, употребляемые в русских сферах применения языка, и на средства, отражающие отношения к самим словам.

К стилистическим средствам которые употребляются в узких сферах применения языка, относятся: историзмы, диалектизмы, просторечия, жаргонизмы, профессионализмы т.е. территориально и социально-ограниченные языковые средства. Их стилистическая роль заключается в приданий речи местного (диалектного) или профессионально-производственного колорита.

К стилистическим средствам, выражающим отношения к словам, относятся: эмоционально окрашенные экспрессивные и стилистические окрашенные выражения. Эмоционально окрашенные слова выражают отношения к предметам: уменьшительно-ласкательное, пренебрежительно, бранное и д.р. Например: Кляча, брякнулся, неказистый. Стилистически окрашенные слова выражают отношение к слову: разговорные, просторечные, народно - поэтическое грубо-просторечное, высокое, сниженное, например: отечество, отчизна – высокое, мазюкать – просторечное, изречь – шутливо-ироническое, фонарь (синяк) – грубо-просторечное, скопище – пренебрежительное и д.р.

Слова, фразеологические единицы по употреблению бывают: нейтральными, торжественные и сниженными. Нейтрально языковые средства используются во всех стилях. Стиль создается сочетанием нейтрально языковых средств и средств, употребляемых преимущественно в данном стиле. Практика употребления языка в разных сферах общения людей выработала определенный набор языковых средств в соответствии с задачами каждого стиля.


3. Стилистические пласты лексики.


Лексика нейтральная (межстилевая ).

В толковых словарях русского языка многие слова снабжены так называемыми стилистическими пометами: книжн. (книжное слово), высок. (слово, относящее к высокой лексике), офиц. (официальное), разг. (разговорное), прост. (просторечное) и др. Но большинство слов в любом толковом словаре не имеют стилистических помет. Это и есть нейтральные, межстилевые слова: человек, головы, дерево, стол, часы, улицы, хороший, новый, московский, легко, весело, просто, я, мой, наш, восемь, сто и т.д.

Эти слова употребляются в любом виде речи, в любых стилях речи в художественной литературе и т.д. поэтому такая лексика называется межстилевой, т.е. обслуживающей всей стили речи или нейтральной.

Нейтральной лексика называется потому, что лишена особой стилистической окраски.

Стилистически нейтральные слова составляют большую часть общенародной лексики. Сюда относятся большинство существительных: окно, стол, день, работа, радио, телевизор, лекция, театр, любовь и.р. прилагательных: глубокий, южный, прямой, интересный, русский, бумажный, огромный и др. глаголы : работать, улыбаться, ненавидеть, ездить, ходить, организовывать, терпеть, знать и др. наречия: весело, ясно, очень, по-нашему, втроем, слегка, и др. местоимений: я, ты, он, мы, наш, свой, кто, что, этот и др. служебных слов (предлогов, союзов, частиц): в, на, по, без, и, а, но, если, бы, же, ведь и др.

К межстилевым словам относятся все числительные.

Только междометий не бывают межстилевыми словами (т.к. есть такие стили, где междометия не встречаются, например научный стиль, официально-деловой стиль.)

Нейтральная лексика – необходимая основа словарного состава языка.

Лексика устной речи.

К лексики устной речи относятся слова, характерные для устных разновидностей языка, прежде всего для непринужденного разговора. Эти слова не употребляются в научном стиле, деловых бумагах, официальных документах и т.д. Лексика устной речи не однородна. Эту группу делят на

Лексику разговорную

Лексику просторечную.

К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок неофициальности, непринужденности, но не грубое.

С точки зрения принадлежности к разным частям речи разговорная лексика как и нейтральная, разнообразна: остряк, здоровяк, галерка, толкучка, читалка., долговязый, новенький, хорошенький., маловато, наобум, потихоньку, помаленьку, по-свойски, огорошить халтурить, тараторить, балагурить, лебезить., ой, ага, эге, бац, цап.

Разговорная лексика не выходит за пределы лексики литературного языка.

Лексика просторечная выходит за пределы строго нормированной литературной речи (эти слова отличаются грубыми выражениями, бранным характером) они не рекомендуются к употреблению в речи культурных людей, в научной и технической литературе. Собственно просторечная лексика называемая также простонародной, напоминает диалектную и отличается от последний, что областные слова закреплены за определенной территорией, а просторечные употребляются в разных областях России (и в городе, и в деревне).


Лексика письменной речи.

К лексике письменной речи относятся слова, употребляющиеся преимущественно в письменных разновидностях литературного языка, в научных статьях, учебниках, деловых бумагах, в официальных документах, - и не употребляющих (или редко употребляющихся) в непринужденных беседах, в повседневной бытовой речи. Язык художественной литературы письменной речи.

В научном стиле значительную роль играет специальная лексика, или терминология состоящая из терминов, слов с точно определенным значением. В каждой отрасли науки есть свои термины, например: синус, косинус, тангенс, спряжения, (грамматические термины) и т.д. Главное в научных трудах - это точное выражение мысли, поэтому эмоциональная лексика здесь встречается значительно редко.

В научном стиле широко употребляется сложноподчиненые предложения, вводные слова, указывающие на порядок мысли и др. позволяющие точно и ясно выразить мысль.

В газетах и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы (это публицистический стиль), естественно, большое место занимает общественно-политическая лексика, например: государство, демократия, референдум, реформа, депутат, мобилизовать, массы, активный и многие др. В публицистике широко используют слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования и т.д. Употребляется всякого рода фразеологические сочетания, пословицы, поговорки, междометия, восклицательные и вопросительные предложения, обращения.

К лексике официально-деловой стиль (деловой и официальный) – это стиль постановлений протоколов, заявлений и др. документов.

К лексике официальной относиться сравнительно небольшое количество слов и словосочетаний, употребляющихся главным образом в официальных документах, например: начисление, начет, место пребывания, соискание, надлежит, место нахождения, невостребованный, полномочный представитель, вынести постановление, считать недействительным, во исполнения решения.

В деловом стиле стиле эмоционально окрашенная лексика вообще не употребляется.

Однако то или иное слово к тому или иному стилю, нужно помнить, что разное значение слова могут относится к разным стилисическим группам лексики. Например, слова тряпка, осел, ворона, свинья, щенок, скот, бревно, мешок и др. в прямом смысле относятся к лексике нейтральной. В некоторых переносных значениях эти слова имеют разговорную или просторечную окраску: тряпка (безвольный, вялый человек), осел, (глупый человек) и т.п.

Стиль художественной литературы занимает особое место в литературном языке. В художественном произведении слова не только несет определенную информацию (сообщает о чем – то) но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. Выбирая единственно необходимое в каждом случае слово, писатели создают яркие и запоминающиеся образы родной природы и народной жизни рисуют духовный мир своих героев, передают их речь во всем ее своеобразии.

В своих произведениях писатели их отображают различные исторические эпохи., героями художественных произведений могут быть представители разных классов и социальных групп., действия может развертываться в самых разных местах нашей страны и за рубежом. Поэтому для реалистического воспроизведения действительности, для того, чтобы создать правдивые, речевые характеристики героев, вызвать у читателя более точные представления об определенной исторической эпохи, о том месте, где развивается действие писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устаревшие, диалектные, научные и просторечные. Так умелым использованием диалектизмов отличается яркий и самобытный язык М.А. Шолохова. Рисуя жизнь донского казачества автор вместо литературных слов изба, дом употребляется слово курень., место на дворе, огороженное для скота, называют база и т.д. В романе А.Н. Толстого «Петр I для создания исторической эпохи широко используются слова устаревшие например: челобитная (прошение), приказ, сенат (правительственные учреждения), боярин и многие др. Широко используют писатели языковые средства разных стилей русского литературного языка, в том числе и разговорного, например:

Наконец под вечер, когда и люди и кони уже

Порядком устали, ямщик сказал: «Ну вот и

Приехали, за этим мыском поворот».

Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани

Дернули, и они дружно плюхнулись в сено.(А.Гайдар)


Распространенный прием – сочетание в одном небольшом отрывке текста разносильных слов: Они бродили по колено в воде Тихого океана, и великолепный закат освещал их лучезарно пьяные хари. (И.Ильф). Высокое слово лучезарный и рядом грубо просторечное слово хари. Приведем еще примеры: Есть такая сладостная область бытия, где каждый доброход может считать себя законченным специалистом. (Л.Л.) «Хана!» - неожиданно сказал Просвирняк, и я даже вздрогнул. Впервые я услышал из его медоточевых уст крепкое слово. (К. Пауст).


Список использованной литературы.


1.О. Галаева «Русский язык» справочник школьника М. 1995 г.,

Филологическое общество «Слово», ТКО АСТ., С. 433-438.


2. В.Ф. Греков «Пособие для занятия по русскому языку» М.

«Просвещение» 1987 г., С. 18-23.


3.В.В. Бабайцева. «Русский язык – теория». М. «Просвещение» С. 160-


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вуз: Предмет: Файл:

СТИЛИСТИКА

1. Стилистика как раздел языкознания. Актуальные направления русской стилистики.

Стилистика - раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

Предметом С. является Языкв широком смысле слова (включая иРечькак форму существования языка). С. исследует способы выражения той дополнительной (стилистической) информации, которая сопутствует основному предметному содержанию речи. В связи с этим, одним из главных объектов С. признаётся система синонимических средств и возможностей языка на всех его уровнях.

С. изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка. Этими вопросами занимается историческая С. , которая стремится установить не только изменение того или иного стиля или стилистической окраски элементов языка, но прежде всего историю самой стилистической системы, становление, формирование и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия.

С. современного литературного языка занимается не столько определением стилистических свойств языкового материала, поскольку они воспринимаются носителями литературного языка непосредственно, интуитивно, без специального анализа текстов или высказываний, сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала.

Особый раздел С. составляет С. художественной литературы (художественной речи). С. художественной литературы выясняет способы художественного применения языка, совмещения в нём эстетических и коммуникативной функций, и как язык становится в литературе произведением искусства. Выявляются особенности художественного текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистических пластов языка в художественной речи, принципы отбора языковых средств.

Практическая С. является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистические рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи.

Элементы С. как науки заложены уже в античных теориях языка, традиции которых были восприняты средневековой филологией; эти традиции отразились и в рус. риториках 17 - начала 19 вв. Выдающуюся роль в истории С. русского языка сыграли работы М. В. Ломоносова, А. Н. Веселовского, М. Жирмунского, В. В. Виноградова Б. В. Томашевского и др. Как самостоятельная научная дисциплина С. оформилась в конце 19 - начале 20 вв.

Актуальные направления русской стилистики

1. Пражский лингвистический кружок – определяют функциональный стиль как оппозицию функциональному типу языка.

Функциональный стиль – явление речи, которое обслуживает конкретные ситуации речевого общения. По концепции пражских ученых, функциональный стиль – это манера исполнения речевых актов и она обусловлена индивидуальным вкусом или нормой (в зависимости от цели высказывания, ситуации).

Классификацию предлагали в зависимости от цели высказывания(практическое сообщение, вызов, объяснение) и в зависимости от способа изложения (личное\интимное, устное\письменное)

Стилистика – раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения (М.Н,Кожина)

(Стилистика-раздел языкознания,в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни)

Предмет стилистики не сложен и неоднороден. Этим и можно объяснить различия в определении разными учеными предмета и задач стилистики

Швейцарский ученый Шарль Балли – один из основоположников стилистика как самостоятельной науки – в своей книге «Французская стилистика» так определяет предмет этого раздела языкознания: «Стилистика изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или иного языка». Таку точку зрения разделяют многие современные лингвисты. Испанский ученый X. Касарес (в книге «Введение в современную лексикографию») видит задачи стилистики в анализе выразительных средств с целью выделения в них эмоциональных и оценочных элементов, содержащихся или возникающих в языковых единицах под воздействием контекста (например, зайчик как ласковое обращение матери к своему ребенку).

Известна и иная точка зрения. Представитель Пражского лингвистического кружка академик Б. Гавранек: «Стилистика – это наука о стиле в языке». При этом «пражцы» одной из самых важных категорий стилистики признают функциональный стиль. И такой подход тоже распространен. Профессор Б.Н.Головин в «Основах культуры речи» утверждал: «Объект стилистики (лучше – стилелогии) – стили языка и стили речи, их общность и их различия».

Истина в отношении стилистики состоит в том, что верен и первый и второй подход, что современная стилистика объединяет исследование эмоциональных и оценочных элементов в языке и функциональных разновидностей литер. Языка.



Правда. Некоторые лингвисты считают, что в рамках одной науки (а именно стилистики) такие разные задачи несовместимы. В упомянутой книге «Основы культуры речи» Б.Н. Головин писал: «Средства речевой выразительности – это одно. Закономерности функционирования языка, обусловленные «наиболее целесообраз­ным использованием языковых единиц» в зависимости от того-то и того-то, – это другое. «Взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы» – это третье. Как столь разнообразные вещи оказываются предметом изучения одной науки?»

Итак, развитие стилистики выделило в качестве объектов изучения функциональные стили и эмоционально-экспрессивные средства. Однако и они не исчерпывают предмет стилистики.

Подытоживая сказанное о стилистике, можно воспользоваться обобщенным определением ее предмета, которое дал крупнейший отечественный филолог академик В.В. Виноградов (1895–1969): «Предметом стилистики служат все области и все способы использова­ния языка, особенно литературного».

Таким образом, стилистика как раздел науки о языке изучает спосо­бы использования (или функционирования) языковых единиц и категорий в рамках литературного языка в соответствии: а) со сложивши­мися типическими контекстами и речевыми ситуациями их употребле­ния, б) с расслоением литературного языка на функциональные вари­анты (стили), а также исследует систему стилей.

Здесь необходим небольшой комментарий. Вы, наверное, обратили внимание, что иногда говорится об использовании языковых единиц, а иногда об их функционировании, а то и через или. Вроде бы слова использование и функционирование – синонимы. Это их разделение объясняется разным взглядом исследователя на речевое общение, на речевую коммуникацию. (Речевая коммуникация включа­ет в себя письменные тексты и устную речь. Здесь и совершается «жизнь» языка, здесь он проявляется в действии.) Так вот, когда мы говорим «использование языка, языковых еди­ниц», то рассматриваем проблему с позиции потребителя, а вернее употребителя (если так можно сказать), языка, т.е. с точки зрения че­ловека, пользующегося языком в каких-то своих целях. Функционирование же предполагает взгляд на использование языка с точки зрения конечного результата. Мы исходим из того, что языковые единицы уже употреблены, употребляются, и изучаем результаты этого употребления, условия и цели использования языка. И видимо, в стилистике логичнее говорить о функциониро­вании языковых единиц, поскольку она изучает объективно проте­кающие процессы в речевой коммуникации, тенденции развития языка в процессе, в ходе его использования обществом. А об ис­пользовании языковых единиц целесообразнее говорить в уче­нии о культуре речи как научной дисциплине, которая имеет педагоги­ческую направленность, ставит своей целью соблюдение, сохранение, культивирование чистоты, богатства, красоты национального языка и воспитание у населения (и прежде всего у молодежи) высокой речевой культуры.

Возвращаясь к предмету стилистики, надо сказать, что в силу его многослойности, известной неоднородности в самой этой научной дисциплине четко вычленяются четыре основных раздела: стилистика языковых единиц, функциональная стилистика, стилистика художест­венной речи и стилистика текста.

В круг проблем функциональной стилистики входит:

1. Исследование композиционно-речевой структуры функциональных вариантов литературного языка. На первый план выдвигаются три аспекта: а) анализ состава тех языковых единиц, которые объединены в известную систему в каждом стиле, вообще в каждом функциональном варианте литературного языка; изучение механизма взаимодействия, взаимного сочетания, переплетения языковых единиц, выяснение приемов, способов их использования в текстах данного стиля. Иными словами, исследуется внутренняя организация языковых средств, образующих тот или иной стиль. б) особенности композиции тех текстов, которые наиболее типичны для каждого из стилей, анализ того, как соотносится использование определенных языковых единиц, а также особые приемы их использования с известными элементами, частями или блоками композиции текстов; в) роль внешних по отношению к языку обстоятельств и условий, от которых зависит внутренняя организация известных языковых единиц, способов их использования в рамках каждого стиля. Такие обстоятельства и условия ученые называют экстралингвистическими стилеобразующими факторами, выделяя среди них для того или иного стиля общий, или единый, конструктивный принцип.

1. Разработка общих принципов выделения стилей. В связи с этим встает проблема функционального стиля как основной, фундаментальной категории стилистики. В современной научной литературе нет общепринятого подхода к этому понятию. Тем более что наряду со стилями выдвигаются другие функциональные разновидности литературного языка. Нет и единых критериев выделения этих разновидностей.

2. Исследование дифференциации литературного языка на функциональные варианты. Функциональная стилистика занимается поиском общих принципов и подходов к классификации и типологии стилей. Стилистика художественной речи изучает закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях. Она выясняет особенности образной речи, различные ее проявления в прозе и поэзии, драме и трагедии, эпосе и лирике – словом, во всем разнообразии родов и жанров литературы.

Стилистика художественной речи изучает закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях. Она выясняет особенности образной речи, различные ее проявления в прозе и поэзии, драме и трагедии, эпосе и лирике – словом, во всем разнообразии родов и жанров литературы.

Оставаясь лингвистической дисциплиной, стилистика художественной речи для выявления эстетической функции языка обращается к категориям и понятиям искусствоведения, литературоведения, а также вырабатывает свои собственные понятия («образ автора», «художественно-образная речевая конкретизация»).

Стилистика художественной речи много внимания уделяет вопросу о том, как влияет контекст на возникновение у отдельных слов и словосочетаний различных добавочных значений, или созначений, «приращений смысла». При этом обычно различают макроконтекст, т.е. контекст всего художественного произведения, и микроконтекст – непосредственное словесное, фразовое окружение (в рамках одного-двух абзацев).

В этом разделе стилистики исключительно важную роль играют вопросы индивидуально-авторского стиля.

Стилистика текста изучает общие и частные закономерности организации языковых единиц, включенных в текст. Использование этих языковых единиц, их организация внутри текста, их взаимодействие, взаимные связи и соотношения подчиняются одной задаче – передать содержание данного текста в соответствии с его функциональным назначением. Эта задача осуществляется в тесном взаимодействии с композиционной структурой конкретного текста, взаимодействии настолько органичном, что исследователи говорят о композиционно-стилистических приемах изложения, служащих для выражения содержания.

Стилистика текста выясняет способы и нормы организации языковых единиц в текстах определенного типа, соотнесенность тех или иных частей (композиционных «узлов», «блоков») и отдельных элементов композиции текста с известными приемами использования языковых единиц.

Стилистику текста в известном смысле можно назвать «стилистикой последовательностей». Стилистика последовательностей изучает не стилистические особенности языковых единиц самих по себе (этим занимается в основном стилистика языковых единиц). Она исследует стилистические эффекты, возникающие от соседства языковых единиц (каждая из которых может быть и нейтральной в стилистическом отношении), от их взаимодействия в конкретном тексте

Все четыре «стилистики» объединяются общностью языкового материала и того культурно-исторического контекста, в рамках которого и функционирует данный лингвистический материал, – контекста русского литературного языка современной эпохи. Ведь объектом исследования каждого из четырех разделов стилистики является один и тот же литературный язык, речевая организация которого и сам лингвистический материал рассматриваются в различных аспектах, с разных точек зрения.

Прежде всего стилистика художественной речи соотносится с функциональной стилистикой. Объектом первой является язык художественной литературы. Именно из него черпает материал, наблюдения данный раздел стилистики. Вместе с тем язык художественной литературы выступает также в качестве функционального варианта литературного языка. И следовательно, функциональная стилистика рассматривает его в общем контексте функционального расслоения литературного языка.

Стилистика художественной речи непосредственно связана и со стилистикой текста, поскольку художественная речь, как всякая письменная речь, представлена в виде законченных, цельных текстов. И конечно, особенности художественной речи нельзя глубоко изучить, осознать без учета всех тех параметров, которые определяют речевую структуру и композицию всякого текста.

Стилистический анализ использования языковых единиц в художественном произведении не может не опираться на результаты, добытые стилистикой языковых единиц, т.е. на ее рекомендации по оптимальному употреблению стилистических вариантов слов и форм и других языковых единиц в типических контекстах и речевых ситуациях. Во-первых, потому, что художественный текст, во всяком случае произведение, относящееся к реалистической литературе, в использовании языковых единиц всегда ориентировано на общелитературное употребление.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!