Что такое портфолио для школы. Как сделать портфолио для школьника: принципы составления

Доброго вечера всем! Как выходные? Итак, сегодня я выполню свое обещание, которое я дал своей читательнице. А, точнее, я научу родителей у которых дети идут в школу/садик как делать портфолио для школы . Как оказалось, это очень сейчас актуально. Хотя, я считаю это очень глупо и бессмысленно. Когда я учился, такого не было. Ну, да ладно, не мне судить. Мое дело выручить родителей, ведь большинство сталкиваются с фотошопом первый раз!

Я же, надеюсь, Вы ? Если же – да, то мы продолжаем.

У каждого заведения разные требования к портфолио, но я Вам расскажу в основах как же его делать. А для тех кому лень, ниже вы можете просто скачать мой вариант.

Шаг 1. Ну, для начала нужно создать первую страницу нашего портфолио. Желательно с такими же параметрами, которые я указал, чтобы у Вас потом не было проблем при печати.

Шаг 2. Теперь нам нужно найти какой-то красивый фон. Желательно его выбирать в зависимости от того кто у вас: мальчик или девочка. Представим что у меня дочурка:)

Так и вводим в Google или Yandex: “Фон для фотошопа”. Ну, можно приписать еще желаемый цвет.

Ну, и вставляем в как фон в фотошоп.

Шаг 3. Теперь же нам желательно сделать рамочку. Так явно будет красивее. Так как у меня якобы дочка, то рамочку я решил сделать из цветочков. Нашел два вида цветочков (без фона, чтобы самому не вырезать). Добавил их на наш уже готовый фон и сделал размером таким, чтобы можно было использовать в качестве рамки. Ну, и когда будете уменьшать, то чтобы сохранять пропорции, советую зажимать Shift.

Ну а чтобы каждый раз не вставлять и не изменять размер просто делаем копии этих цветков (или что у Вас там будет). Правой кнопкой мышки по слоям.

И через несколько минут однообразной работы у меня вышло что-то такое:

Шаг 4. Переходим к надписям. Куда же без них? Для этого нам нужно скачать какой-то такой прикольный, детский шрифт. Я такие не использую, поэтому нашел в интернете и его. Ну, и наносим надписи каким-то ярким шрифтом. Я еще добавил тени и обводку.

Ну а теперь по подобному принципу Вы можете делать и другие страницы портфолио для школы или детского садика.

Можно также добавить разные фигурки, которые будут в тему.

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

Подробное руководство для фотографов, которые хотят составить свое портфолио грамотно и самостоятельно. В основе заметки: базовые знания, частные случаи, мелкие отличия, которые необходимо учитывать, если работаешь с заказчиком. Свободные фотографы тоже найдут для себя полезную информацию, потому-что базовые принципы не зависят от жанра, географии и других, внешних отличий. Признаться, по мере развития в профессии, я все меньше замечаю, что роль портфолио дизайнера или архитектора, к примеру, чем-то отличается от фотографа и это неудивительно, как и то, что авторов, как и профессии, отличает специфика, которую кто-то игнорирует, и создает штамп, а другой подмечает, и находит своего зрителя.

Переучивать никого не стремлюсь, но и вводить в заблуждение не стану. В составлении или в обновлении портфолио нет приемов, но есть метод, который нужно освоить раз, и далее идти самостоятельно, как веришь и чувствуешь: свое творчество, своего зрителя. Прошу заметить, что портфолио:

  1. Это не собрание технически-верных работ, а подборка работ автора, которые едины по стилю и тематике, авторскому взгляду.
  2. Может быть составлено как из самых новых работ, так и старых, потому-что истинная, самая ценная фотография, - всегда вне времени.

С помощью портфолио, фотограф решает задачи:

  1. Создание единого визуального ряда, демонстрация повествования.
  2. Поиск своего зрителя и привлечение внимания к своему творчеству.

Составление портфолио - не безумный эмоциональный порыв, по принципу «как у всех, так и у меня», а осмысленное решение - создать инструмент, который поможет уйти от массы, и донести свое послание до аудитории, с которой у автора общие взгляды на жизнь и ценности, которые отражены в портфолио; именно поэтому, я считаю, что составление портфолио - не прихоть, и не процесс, «оставленный на завтра», а первостепенная задача, которую фотограф, если он прочитает эти строки, должен решить в первую очередь, потому-что:

  • Портфолио экономит время фотографа.
  • Портфолио демонстрирует навыки и опыт автора.
  • Портфолио обогащает фотографа, если он его обновляет.

Фототехника вторична, портфолио - вот главный актив фотографа.

Базовые знания - объем текста. Конечно, постараюсь писать сжато, где это возможно, но все же, для удобства, составлю перечень глав:

  • Общие рекомендации по составлению портфолио
    • Составление
      • Изучение ЦА
      • Отбор снимков
      • Подбор формата
      • Выбор оформления
    • Обновление
      • Как часто обновлять портфолио
  • Вместо заключения

Первое, на что я хотел бы обратить внимание читателя, - самокритичность. Только трезвый, отстраненный взгляд на свое творчество, поможет составить портфолио, которое понравится, привлечет внимание зрителя. Понимаю, сложно. Но первое впечатление можно произвести (и не надо удивляться) только один раз. Необходимо исключить случайные работы: проходные и те, которые пробуждают наши воспоминания, которых лишен зритель. Если этого не сделать, то можно самостоятельно убедиться в том, что терпение человека заканчивается быстрее, чем нам кажется.

Второе, что необходимо запомнить, портфолио - не статичный продукт. Как бы гениально и, не исключаю, профессионально не было оформлено портфолио, однажды придется все вновь собирать заново, потому-что взрослеет творчество, меняется клиент, или место жительства, и тех работ, которые раньше гарантировали сотрудничество, уже недостаточно, чтобы заказчик, его взгляд и мысли, могли понять фотографа. Отсюда следует и другой совет, комбинируйте и постоянно пересматривайте портфолио, и если вам перестал нравится кадр - уберите его; не бойтесь лаконичных серий, бойтесь скучных.

Составление

Если у вас нет портфолио - вам нечего продавать.

С какими мыслями подойти к составлению портфолио? Портфолио - инструмент фотографа и без него нельзя найти клиента? Нет, хотя они и полезны, но лучше задуматься о другом - в какой последовательности работать над портфолио, кто первым увидит его, какие ощущения, мысли и желания должны пробудиться в человеке, с которым фотограф хотел бы работать. Во многих руководствах по составлению портфолио, видна общая проблема - они призывают к тому, чтобы автор отобрал лучшие снимки и презентовал. Я же предлагаю поступить немного иначе: подумать, определиться, произвести отбор, снова подумать, оформить и показать.

Создание портфолио - время, силы, финансовые издержки. Именно поэтому, я предлагаю не торопиться, и составлять с учетом зрителя, а не своих возможностей, которые будут расти:

  • Освоить технические навыки - время, а его достаточно.
  • Отснять недостающие кадры - желание, которое появится, если занят свои делом.

Важнее другое: тематика, которая объединит работы; стиль, пусть и самобытный. Чтобы вам, да и мне, было легче, опишу последовательность:

  • Изучение ЦА
  • Отбор снимков
  • Подбор формата
  • Выбор оформления

А теперь рассмотрим все этапы.

Изучение целевой аудитории

Хорошее портфолио не у всех вызывает восторг и это нормально, потому-что среди зрителей, и это тоже нормально, не так много наших клиентов:

  • Одним нравится смотреть.
  • Другим - обсуждать или осуждать.
  • Есть и третьи - им нравится, но они не купят.

Поэтому нужно искать тех, кто поймет наши работы и скажет: «Это мое! Скажите, когда у вас будет время, чтобы мы смогли обсудить условия сотрудничества?» Портфолио должно убрать зрителя из информационного поля фотографа и привлечь заказчика. Как это сделать? Сначала изучить все действующие лица, но первым делом - составить портрет своего клиента.

Необходимо учитывать возраст, профессию, социальный статус, если важно - материальные и эмоциональные данные; увлечения, привычки, проблемы и желания (иногда скрытые, когда и сам заказчик в них не сознается); иногда приходится учитывать внешность, рацион, музыку и косметику (отношение к ней), предпочитаемый гардероб, способ передвижения; праздники, семейные и национальные традиции. Критериев много, но они, как конструктор, помогают не только составить портрет ЦА, но и верно подобрать количество, тематику, стиль, оформление (о котором не стоит забывать) своего портфолио.

Отбор снимков

Свой сегмент рынка выбрали, главные действующие лица обозначили, пора отбирать снимки, но какие и сколько? Единого мнения нет, но есть важные замечания:

  • Качество . Стабильность в работах говорит об уровне - первое, что нужно учитывать при отборе. Правило, что важны первые и последние 2 фотографии - ошибочное, как и то, что посередине можно замешать слабые работы, для количества. Все фотографии должны быть едины по техническому исполнению, или по стилю (не стилизация). Где-то я давно услышал, что одна плохая работа перевесит 100 хороших; социальные сети, вроде ВКонтакте и Instagram, в этом убедили. Снимки обязаны задерживать внимание, вызывать отклик в сердце зрителя; проходные работы нельзя показывать.
  • Количество . Оптимальное количество фотографий - 20. Но «отсев» лучше начинать, когда в руках 100, или больше. Самостоятельно выберите 30-40 лучших фотографий, в которых вы уверены, и покажите черновой вариант портфолио знакомым или близким, которые сильны в понимании визуального искусства и схожи с портретом вашей ЦА, и готовы дать отклик на ваше портфолио. Снимки, которые не вызывали эмоций, можно, и нужно, удалить. Если работ будет больше или меньше 20, к примеру, 12 или 21, - то ничего страшного, оптимальное количество - не жесткое правило, а рекомендация.

Когда самостоятельно отбираешь фотографии, важно не думать о цифрах. Важнее другое - в чем потенциальный клиент найдет свое отражение (ведь как известно, мы видим его в работе автора), какой он представит себе душу фотографа. Вопреки коллективному мнению, клиенту нужна уверенность, поэтому он и смотрит портфолио; кому нужна эмоция, тот спрашивает - сколько стоит?

Подбор формата

«Цифровое портфолио или традиционное, оформленные отпечатки?» - вопрос, который мне часто пишут, в электронных письмах, или в личных сообщениях ВК. Понимаю, актуально, но мнение мое неизменно - компромисс. Ищите его. Учитывайте преимущества того или иного решения. Портфолио в интернете - удобно, отпечатки - весомо. Предлагаю комбинировать и находить оптимальные, для себя, сочетания. Мне, к примеру, удобно размещать отпечатки в папке, фотокниги не люблю, и не рассматриваю, совсем; но это удобно для встречи, интернет - сайт (личный выбор), но вариантов существенно больше:

  • Цифровое портфолио
    • Персональный сайт
    • Социальные сети
    • Фотосайты
    • Слайд-шоу
    • Фотоархив
  • Отпечатанное портфолио
    • Отпечатки
    • Отпечатки в паспарту
    • Фотокниги

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого решения.

Цифровое портфолио

Фотографии в электронном виде - отсутствие зависимости от географии, экономия времени, сил и возможность демонстрации портфолио в пассивном режиме, поскольку оно доступно, и работает на автора, круглые сутки. Но есть проблема - технология. Все устройства разные, а их экраны, в большинстве своем, не проходят колориметрическую настройку, и что самое для нас неприятное, фотография в электронном виде - свечение на экране, тогда как отпечатки и фотокниги - отраженный свет, как и вся информация из реального мира. Смиряемся, читаем и выбираем одно (или несколько) решений для себя, которые дополнят отпечатки.

Персональный сайт

Преимущества:

  • Доверие. Многие не знают как устроен сайт, но они понимают затраты, намерения тех, кто вкладывается в разработку и обновление. При прочих равных, заказчик посмотрит портфолио на сайте, а не в социальных сетях (к примеру).
  • Независимость. От модераторов, их настроения и правил, технических ограничений и, что самое неприятное, юридических подтасовок в пользовательском соглашении. Где-то бывает иначе, но в большинстве случаев: сервис ничем не обязан, фотограф никто.
  • Универсальность. Не нужны аккаунты, регистрации, персональные данные и любые, в какой-то мере полезные, сервисы. Всю необходимую информацию: контакты и прайс-листы, часто задаваемые вопросы и отзывы, можно собрать в одном проекте. Удобно!
  • Управление качеством. Как изображений, чтобы заказчик видел портфолио в наиболее лучшем виде, без серьезных видимых искажений, так и окружающего пространства (в одних проектах нужны комментарии, а в других нет, к примеру).
  • Управление вниманием. Свой проект - свобода действий. Можно реализовать разные схемы подачи материала, чтобы вывести оптимальную последовательность и скорость просмотра портфолио; исключить отвлекающие моменты в интерфейсе.

Недостатки:

  • Долго. Сайт - отдельный проект. Нужно много времени на обсуждение, разработку и, что еще не конец, внедрение; далее тесты, внесение правок, продвижение, постоянный мониторинг и доработки: обновление портфолио, структуры и т. д.
  • Дорого. Создание и поддержка в рабочем состоянии - деньги, если не своими руками - немалые. Придется или учиться (а это время и деньги), либо постоянно оплачивать, содержать на балансе, внештатного сотрудника (что тоже дорого).
  • Ответственно. Сам себе хозяин, но есть ограничение - законодательство РФ.

Персональный сайт, на мой взгляд, - это самый удобный и качественный вариант для своего портфолио в интернете. Кому интересно, может почитать , и принять окончательное решение.

Социальные сети

Преимущества:

  • Быстро. Полностью настроить аккуант, разместить портфолио и настроить публичную страницу или сообщество, - займет менее часа. Освоиться в рекламном кабинете, без которого присутствие в социальных сетях лишено смысла, еще один-два часа.
  • Бесплатно. Относительно.

Недостатки:

  • Зависимость. От руководства, популярности и ЦА выбранной площадки; настроение и пользовательское соглашение меняются в одностороннем порядке. Фотограф не может изъять все данные, после смены или ухода с площадки (кнопка «удалить» - фикция).
  • Ограничения. Просмотр портфолио доступен без регистрации (если не ограничить сие в настройках), но связаться с фотографом - необходим аккаунт. Опубликовать снимки - легко, но управлять качеством и последовательностью просмотра - невозможно.
  • Недолговечность. Практика блокировки соцмедиа, под тем или иным предлогом, будет усиливаться. Влияние политики и дополненной реальности, приведет к исчезновению, или спаду популярности, отечественных площадок, и блокировке неугодных «иных».

Социальные сети - бесплатная площадка, которую рассматривает каждый фотограф. Один в ней видит возможности, другой - ограничения: неудобную навигацию (длинный путь к цели увеличивает доходы владельцев), искажение цветопередачи (за 10 лет ничего не изменилось в этом вопросе), отсутствие кастомизации (дизайнерские решения можно оставить при себе, их никто не рассматривает); соцмедиа можно рассматривать как самостоятельное решение, так и в качестве рекламного канала, для притока дополнительного трафика на персональный сайт.

Фотосайты

Преимущества:

  • Статус. Портфолио на PhotoVogue - нелегко, работы отбирают редакторы Vogue.It; на MyWed виден облик свадебной фотографии рунета; Behance - объединение талантов, и работодателей, со всего мира. Признание среди коллег формирует доверие клиента.
  • Качество. Цветовой профиль из файла не удаляется, оптимальный размер фотографии, для интернета, не изменяется; цвета не искажаются, детализация не падает. Именно на этих площадках можно, без опасений, разместить свое портфолио.
  • Бесплатно. Приятно.

Недостатки:

  • Зависимость. Стороннее решение - зависимость от его владельцев и фотосайты, увы, не исключение. Сколько продержится издание, как изменится проект и что будет, если, к примеру, новый дизайн вызовет неприязнь среди клиентов фотографа?
  • Однотипность. Изменить верстку, переработать дизайн и внедрить новую технологию, которую подсмотрел у коллеги - не получится; техническая часть скрыта от автора (и во многих ситуациях это хорошо, но все же, ограничение - недостаток).

Фотосайты наиболее близки к обычному сайту - позволяют разместить портфолио автора и, что радует, не испортить изображение. Предоставляют удобную навигацию и демонстрируют мнение профессиональной коллегии: редакторов и фотографов; конечно, это возможный, и во многом спорный, аргумент - общественное мнение, но учитывайте его, если выбираете путь свободного фотографа.

Слайд-шоу

Преимущества:

  • Бесплатно. Относительно, потому-что хорошее ПО - деньги. Бесплатные решения - вне Windows, к примеру, Linux, но освоить данную OS - время; подобрать программу - снова время, разобраться в ней… ну вы поняли. Относительное преимущество.
  • Качественно. Единственное ограничение - sRGB (но его фотограф привык учитывать всегда: при печати, публикации в интернете, просмотре на экранах устройств). В ином же, мы ограничены своим опытом или выбором: пережимать иль нет (фото и видео).
  • Управление вниманием. Ограничений нет, кроме фантазии автора. Можно управлять и манипулировать вниманием, и эмоциональным состоянием, зрителя. Пригодится, и не раз, опыт бильдредактора, режиссера, дизайнера, маркетолога и психолога.

Недостатки:

  • Неудобно. Обязательное условие портфолио - обновление; слайд-шоу это исключает, потому-что убрать, добавить или подправить очередность фотографий - равносильно созданию нового проекта. Напоминает карточный домик.
  • Трата времени. Как в прямом смысле - освоить ПО, подобрать сюжет, темп и музыку, так и в переносном - никому не интересно, никто более не смотрит. Ушло время.

Еще лет 10 назад этот способ демонстрации портфолио был удобен, но сейчас, люди не хотят, или не могут, тратить время на просмотр слайд-шоу. Статистика, пользовательский опыт и новая парадигма web-разработки, убеждают нас в этом.

Фотоархив

Преимущества:

  • Отсутствуют. Это не портфолио.

Недостатки:

  • Ошибочное решение.

Отправить снимки по почте, чтобы заказчик оценил уровень работ, - наверное, когда-то был в этом смысл, вот только к портфолио это не имеет никакого отношения. Рассматривать такой вариант демонстрации своих работ нельзя, необходимо учиться отбирать работы и составлять тематические подборки; чтобы оформить их и предоставить зрителю завершенный продукт, а не ворох фрагментов.

Электронное портфолио - часть стратегии интернет-маркетинга, которую фотограф должен, если не сказать обязан, разработать прежде, чем возьмет в руки фотоаппарат (который лежит на полке в магазине); с этой позиции лучше оценить перспективы того или иного решения, и причем не в глобальном, а в более узком направлении - для себя.

Отпечатанное портфолио

Традиционное портфолио, отпечатки в папке или фотокнига - изящное и солидное решение, которое подходит для персональных встреч с заказчиком, поиска наставника и визита к другу по ремеслу, с которым лучше общаться за пределами виртуального мира.

Классическое печатное портфолио, в отличии от электронного, - тактильные ощущения, без которых, иной раз, трудно осознать реальную стоимость произведения. Если фотограф решит работать с агентствами или журналами, то без отпечатков он не сможет заявить о себе.

Отпечатки

Преимущества:

  • Фотография. Настоящая, искомая. Верно подобрана бумага, условия и метод печати. В руках не полуфабрикат, а завершенный продукт, который экспонирован, зафиксирован, оформлен и упакован.
  • Тактильные ощущения. Без них фотография не остается в памяти надолго. Наши силы на пределе, информационное поле перегружено и держать в памяти еще один снимок - трудно, если не потрогать его руками, не почувствовать вес и фактуру.
  • Видимость в отраженном свете. Традиционное восприятие информации окружающего мира. Этим и ценна традиционная фотография, несмотря на то, что в большинстве своем, современные устройства воспроизводят более широкие цветовые охваты.

Недостатки:

  • Дорого. Конечно, зависит от формата, метода печати и типа бумаги, но в среднем цены от 40-50р до 900р за отпечаток А4. При регулярном обновлении и замене испорченных фотографий, придется раскошелиться на сумму, равную среднебюджетному объективу.
  • Недолговечно. Бумага она и есть бумага. Случайно опрокинул стакан воды, или чашку кофе, все, снимок испорчен, придется заменить. Дополнительные затраты на визит в типографию и печать (растут издержки).
  • Личный контакт. Традиционное портфолио требует, от автора, умения презентовать, во многом - заинтересовать демонстрацией своего продукта. Без коммуникабельности и опыта маркетолога не обойтись. Необходимо дополнительное самообразование.

Традиционные отпечатки, оформленные в папку-альбом, - не пережиток прошлого, а скорее наоборот - базовое портфолио фотографа. Иная, более дорогостоящая и защищенная версия - снимки оформленные по музейным стандартам, рассмотрим их подробно.

Отпечатки в паспарту

Преимущества:

  • Долговечность. Картон защищает отпечаток от перегибов и сколов (в случае падений), но это полумера, потому-что главная угроза фотографии - влажность и ультрафиолет, от которых защищает полное оформление (багет и стекло). Выглядит и стоит дорого.
  • Визуальное восприятие. Паспарту - не просто кусок картона, а дополнительный, или, что вернее, художественный элемент, инструмент, с помощью которого довольно легко управлять зрительным восприятием клиента. Главное верно подобрать размер и цвет.
  • Итоговый облик фотографии. Музейный стандарт оформления - 200 лет сохранности отпечатка, и эстетическое удовольствие от просмотра. Идеальный вариант портфолио зрелого автора, владельца фотостудии.

Недостатки:

  • Габариты. Вес и размеры оформленных отпечатков велики, что делает их неудобными, я бы даже сказал - непригодными для встреч вне пространства, где они размещены, и собственная студия - необходимое условие для размещения и показа сего портфолио.
  • Стоимость. Качество стоит дорого, музейное - еще дороже.

Снимки, оформленные в классическое паспарту, дополненное багетом и музейным стеклом, и отмеченное личной печатью автора - дорогостоящий вид портфолио, которое не удобно или, что вернее, непригодно для встреч за пределами фотостудии.

Фотокниги

Преимущества:

  • Удобно. Большинство книг упакованы в «боксы», деревянные коробки, которые можно взять на встречу или передать для ознакомления. Формат книги - величина «по-вкусу и требованию», что тоже удобно.
  • Оригинально. Книга, в каком-то смысле, - элемент бренда. Ограничений верстки или типа бумаги нет, существующие стандарты - большая условность, ограничение тех, в ком нет потребности «найти свое».

Недостатки:

  • Коллаж. Фотокнига - не фотоальбом; в ней нет сцены, понимания сюжет - снимок и это плохо; заполняем пространство и создаем визуальный шум, что так можно донести зрителю - не ясно. Фотокниги - это исключительно для серийных съемок.
  • Стоимость. Качественный продукт стоит дорого, упаковка - еще дороже. «Парадокс» в том, что стоимость печати ниже стоимости изготовления; фотограф не платит за вид, его обязанность - раскошелиться на производство. Хотя ему нужно портфолио.
  • Недолговечность. Печать, в большинстве своем, низкого качества, но зачастую, автору об этом неизвестно, потому-что он выбросит книгу гораздо раньше, ведь устарел кадр, как его обновить? Как дополнить портфолио? Правильно, печать по-новой.
  • Неудобный формат. Нельзя обновить, нельзя рассматривать вместе с заказчиком: кадр, даже если он на развороте, невелик, передать его - отнюдь не легкая задача. На стену повесить нельзя, что исключает возможность размещения такого портфолио в студии.

Фотокнига - странное явление. Стоит дорого и выглядит красиво, но свою основную задачу, если быть «придирчивым», выполняет скверно. Конечно, она вмещает большое количество и, что не удивительно, компактна, но то ли это, когда работаешь над фотографией вне времени?

Отпечатанное портфолио - качественно, солидно и долговечно, но есть у него одна общая, и неприятная, по-началу, проблема - куда девать устаревшие фотографии? Электронные фото, файлики на диске, легко удалить, а как быть с печатью? Предлагаю дарить: тем, кто в кадре и тем, кому интересны эти кадры. С фотографа не убудет.

Понимаю, жанры и стили у всех разные, но старайтесь комбинировать разные форматы, виды и версии портфолио; учитывайте портрет вашей целевой аудитории, чтобы не ошибиться или вовремя исключить внимание тех, кто отнимет время, но не оплатит труда. Будут вопросы - пишите письма, постараюсь помочь.

Выбор оформления

Оформление начинается с выбора формата. Оптимальный, для просмотра с рук, 20х30 (А4), и это, естественно, касается отпечатанного портфолио. Базовое оформление - паспарту, но его не везде уместно использовать, в большинстве случаев - папка (из кожзаменителя или кожи) и в ней прозрачные файлы для хранения фотографий. Есть готовые решения (в интернете и за его пределами), но лучше ручная работа, которая не ограничивает полет фантазии; главное - не забыть, что аляповатое оформление - плохо, и не потому-что вокруг невежды - не могут оценить «красоту», просто фотограф должен показывать фотографии, для того и портфолио.

Насчет оформления книг ничего сказать не могу, мне с самого начала они не понравились, и я использую папки, в скором будущем - ручной работы, т. к. появилась возможность и почему бы не уйти от обезличенного формата.

Электронное портфолио не нуждается в оформлении (в том его прелесть) и, скорее наоборот, - требует очистки: в социальных сетях отвлекает реклама; на фотосайтах - лишние кнопки и объявления; персональные сайты мы портим самостоятельно. Вновь посмотрите на снимки и на портрет целевой аудитории, подумайте - что портит впечатление от просмотра снимков и можно ли это исправить; оформление портфолио, как и его составление, - не показать все, что умеешь, а показать то, что хотел бы видеть клиент; то, что хотел бы воспроизвести снова, но уже на более высоком уровне; да, оформление портфолио - демонстрация вкуса.

Обновление

Портфолио - не статичный продукт. Фотограф оттачивает навыки, ищет новые решения - в средствах выразительности, и неизбежно приходит к пониманию: «Надо что-то менять!». Вот тут-то и пригодится самокритичность, умение свое черкать (как говорил Ф. М. Достоевский); но просто удалить «старое», чтобы дать дорогу «новому» - ошибка. «Дата изготовления» - не критерий отбора; фотограф должен понять - каких снимков не хватает в его портфолио, и что изменится в его работе, если внести «правки».

Как часто обновлять портфолио

Мнений много, но я считаю, что составлять портфолио необходимо раз и на долгие годы. Нет, я не против мелких правок, но если актуальность портфолио стремительно падает, к примеру, от сезона к сезону, то лучше составить портфолио заново (и хорошо его разрекламировать). В списке ниже, перечислю все мысли по данному вопросу:

  • Частота обновлений - показатель стабильности, завершенности портфолио. Если нет, или почти нет, дня без правок, то портфолио составлено для широкой аудитории, и его цель проста - увеличение охвата. Цена его невысока, ценность отсутствует.
  • График обновлений - ошибочное явление в жизни фотографа. Появился ценный кадр и ему нашлось место в портфолио - хорошо; нет - повод трудиться дальше. Снимок в портфолио - не фиксированный результат, а доля везения.
  • Обновление портфолио - работа над качеством, а не количеством. Иногда, и ничего в этом страшного нет, добавляешь один кадр и убираешь три, портфолио уменьшается и появляются пустые файлы (речь о печати), но общая картина проясняется. Вот и цена.

Грамотные обновления выделяют «костяк», основу, - фотографии вне времени; показывают, притягивают внимание, подтверждают достижения, навыки и опыт автора. Такие фотографии приводят «своего зрителя», заказчика, которому нужен автор, а не его ценник.

Как отбирать снимки для обновлений

Мнение не догма, но может кому-то пригодится:

  • Игнорируйте моду, сезонные тренды. Сезон того… сезон этого… глупости и Instagram своими руками. Учитывайте ценности (не материальные) своего клиента и публикуйте фотографии вне времени, в которых: вы уверены, а заказчик - нашел себя.
  • Долговечность - основной критерий. Проходные снимки или кадры-зарисовки - это не то, что проживет годы. Не публикуйте их даже в соцмедиа, приучите себя видеть, и обсуждать только то, что не лишено смысла, ценности (в обход ценника).
  • Размещайте в портфолио снимки, которые успели забыть. Нравится снимок? Спрячьте его от себя на месяц, а лучше - полгода или год, чтобы ушли эмоции, чувства, мысли, с которыми сопряжен этот кадр. Спустя время, кадр интересен - публикуйте, нет - в урну его.

Вместо заключения

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

не громкие слова, а кроткая правда.

Дополнено 05.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

  • Отбор снимков позади, головная боль впереди - где разместить свое портфолио? Фотосайты - первое, что приходит на ум, но большинство из них […]
  • Обо мне – излюбленная тема в наши дни. Зачастую ей отводятся отдельные страницы сайта, журналов, личных пиар-презентаций. Так ли важно […]
  • Повод для написания статьи - желание дополнить, существующие в интернете, руководства по созданию сайта для фотографа. Основа […]

Эта статья для фрилансеров, которые совсем недавно вышли в свободное плавание и еще не знают, что предъявить клиенту в качестве резюме для знакомства. У вас пока нет сайта, вы не успели создать платформы в социальных сетях, но хотите выглядеть в глазах потенциальных заказчиков профессионалом. А значит вам нужна самопрезентация — та «одёжка», по которой вас встречают.

Кстати, самопрезентации нет и у многих старожилов рынка фриланса. Если у вас её тоже нет — эта статья и для вас.

Итак, самопрезентация фрилансера включает резюме и портфолио.

Из чего состоит резюме

1. Ваше имя

Заметьте, не сетевое имя, «ник», а ваши настоящие имя и фамилия. Если, конечно, у вас нет веских причин для того, чтобы скрываться под псевдонимом. Если такие причины есть, выбирайте псевдоним, но помните, что уже сейчас вы начинаете нарабатывать репутацию, с этим псевдонимом вам жить долгие годы, поэтому выбирайте ответственно.

2. Информация о вашем проекте и предложении

  • Специализация и/или УТП.

Мы уже не раз говорили с вами о том, что «человек-оркестр», берущийся за любой заказ, обычно ценится клиентами меньше, чем специалист в определённой области. Эту область и укажите: например, медицинский копирайтинг или дизайн с характером.

Хорошо, если помимо специализации – то, что отличает вас от всех без исключения конкурентов и при этом ценится клиентами.

  • Информация о пройденном обучении.

Где и как вы учились? Речь не о высшем образовании, точнее не в первую очередь о нём. Конечно, если вы получили диплом по тому профилю, в котором работаете и сейчас – скажите об этом. Копирайтерам полезно быть филологами, журналистами, маркетологами. Медицинскому копирайтеру полезно быть врачом. Но если вы по образованию конструктор локомотивов, а теперь пишете продающие тексты, эта информация для заказчика будет лишней. Вычёркиваем.

А вот обучение по вашему текущему профилю указываем полностью. Хорошо, если вы можете предъявить сертификаты, подтверждающие факт обучения. Ещё лучше, если вы учились у тех, кто для ваших заказчиков является авторитетом.

  • Опыт оффлайн-работы.

Этот пункт можно включать, а можно и не включать в резюме – точно так же, как с высшим образованием. Если вы 10 лет работали дизайнером в глянцевом журнале, а теперь делаете полиграфию на заказ – такой опыт пригодится. Если вы работали в отделе продаж строительной компании, а теперь предлагаете разработку коммерческих предложений для строительных компаний – отлично! Если вы работали детским врачом, а теперь верстаете сайты – вычёркиваем.

  • Дополнительные навыки.

Только если они имеют отношение к вашему проекту и предложению. Предлагая услугу копирайтера, подумайте, поможет ли заказчику принять решение информация о вашем опыте проведения психологических тренингов или умении вышивать крестиком. Если навыки могут пригодиться для предложения комплексной услуги – можно включить. В противном случае – вычёркиваем.

  • Интересы.

А вот тут момент спорный. Я много раз встречала рекомендации не размещать в резюме интересы, потому что это точно заказчику не пригодится. Я бы поспорила. Во-первых, ваши интересы рассказывают о вас, как о человеке. Они показывают, насколько вы активны в жизни и чем вообще занимаетесь. Активные люди – лучшие работники. Во-вторых, интересы могут хорошо сочетаться с вашей специализацией. Например, вы копирайтер, пишете о здоровом образе жизни. А кроме того, вы инструктор по йоге. Хорошо сочетается и дает понять, что вы «в теме».

3. , которые покажут, что с вами уже радостно и с пользой работают другие люди.

  • Отзывы и рекомендации.
  • Кейсы, то есть истории о том, как вы помогли клиентам.
  • Список проектов, с которыми вы уже сотрудничали, можно в виде «доски почёта» с логотипами.
  • Ссылки.

Если у вас есть сайт/блог, посвящённый вашей работе – обязательно дайте ссылку. Если сайта нет — неплохо давать ссылки на ваши личные ресурсы — например, страницы в соцсетях. Это, как и интересы, позволяет лучше с вами познакомиться. Только убедитесь в том, что на ваших страницах опубликовано только то, что вы готовы показать потенциальным партнёрам. И всегда помните об этом.

  • Контакты.

Нужно несколько способов связаться с вами. Необходимый минимум – это электронная почта и скайп. Если есть возможность общаться с вами через социальные сети – напишите об этом. Хотя, на мой вкус, почты и скайпа за глаза хватает.

Но одним резюме сыт не будешь. Заказчику надо видеть не только КТО вы такой и ЧТО вы делаете, но и КАК вы это делаете. Поэтому пакет самопрезентации фрилансера включает еще и портфолио.

Каким должно быть ваше портфолио

Я рекомендую портфолио делать не составной частью резюме, а отдельным документом. Потому что опыт говорит: иногда нужно одно, иногда другое, иногда оба сразу. Обеспечьте себе возможность предъявлять все варианты.

Важно! Портфолио – это не сборник ссылок на разные ресурсы по принципу «вот это смотрите там, а это тут, а ещё у меня есть публикация вот здесь» . И не множество отдельных документов. Хотя именно такие варианты присылают большинство копирайтеров, которые хотят сотрудничать с моим агентством.

Портфолио для онлайн-использования – это интерактивный документ. То есть либо файл, либо онлайн-ресурс, на котором собраны ваши работы и вся сопутствующая информация. Соответственно, на просьбу клиента прислать ваше портфолио нужно либо вложить документ в письмо, либо дать одну ссылку, можно то и другое. Но никак не миллион ссылок и не миллион вложений.

Из чего состоит портфолио

Существует два подвида портфолио: сборник работ и презентация достижений. У вас может быть как один вариант, так и оба варианта для разных целей, или даже интегрированный вариант – два в одном.

В чём разница?

Если вы пишете тексты или разрабатываете сайты, у вас есть овеществлённое выражение вашей работы: тексты и сайты. Соответственно, в портфолио вы можете собрать ваши работы, удобно разбить их на разделы, добавить краткую самопрезентацию и оглавление – и ваше портфолио готово.

А если вы администратор интернет-проекта или специалист по SEO-продвижению, то вам сделать такой сборник работ будет проблематично. Но это не значит, что портфолио у вас не будет. Просто оно у вас будет в формате презентации достижений. В этом документе вы собираете выполненные проекты, основные результаты по каждому проекту, какие-то цифры и факты, которые характеризуют вас, как профессионала. И так далее. Достаточно сделать презентацию слайдов на 10, чтобы показать ваши достижения заказчику.

Если есть возможность и к сборнику работ добавить конкретные показатели и достижения – это будет отлично. Скажем, вы составили сборник скриншотов написанных вами текстов. К каждому можно добавить ссылку на публикацию и показатель конверсии.

Более продвинутый вариант портфолио – это маркетинг-кит. Но на начальных этапах работы сформировать такой документ трудно, лучше набраться опыта, наработать достижений, и тогда уже думать о маркетинг-ките.

«Что делать, если работ и достижений пока нет? —

Можете спросить вы. Не нужно делать портфолио?»

Всё равно нужно! Конечно, по мере сил и возможностей.

Вряд ли вы решили заняться фрилансом вообще с нуля. Не бывает, чтобы вы никогда в жизни не учились на дизайнера и не занимались дизайном и вдруг решили: а не начать ли мне зарабатывать дизайном? Абсурдно, да? Какие-то наработки и достижения у вас все равно есть. Как минимум вы где-то учились и у вас есть учебные работы. Или вы занимались самообразованием, тренировались и тоже что-то наработали. Поэтому.

Для сборника работ начинающего фрилансера подойдут:

  • работы, выполненные в процессе обучения
  • работы для вымышленного клиента
  • работа за отзыв

Для презентации достижений подойдут:

  • достижения в оффлайн-работе
  • успехи в процессе обучения
  • стажировка

Поставив перед собой цель оформить портфолио своими руками, вы столкнетесь с необходимостью использования графических редакторов – фотошоп, гимп и других. Не все знают, как работать с этими программами, эта проблема и побудила меня на написание данной статьи.

Наверное, не стоит упоминать, что при работе нужно учитывать требования школы, и при этом создать документацию, которая бы понравилась и самому школьнику (дошкольнику).

Получив готовый шаблон, вы можете оформить его для своего ребенка самостоятельно. Для этого вам достаточно будет информации, которую я изложу ниже.

Конечно, если вы впервые работаете с графическими редакторами – понадобится время и терпение, чтобы закончить работу. К тому же конечный результат может несколько отличаться от задуманного вначале, но зато у вас есть возможность своими руками создать для своего ребенка портфолио, которое будет отражать его индивидуальность.

Готовые шаблоны конечно несколько ограничивают индивидуальный подход, тем не менее и из них можно сделать неповторимую работу, к тому же это займет у вас гораздо меньше времени и сил, чем создание портфолио с нуля.

Прежде чем начать, обязательно поинтересуйтесь у преподавателя содержанием портфолио. После этого выберите шаблон с которым вы будете работать.

Итак, давайте разберемся…

Как сделать портфолио своими руками

Для работы возьмем шаблон «Морские просторы» вот

С любым другим шаблоном можно работать аналогично. Использую для примера заполнение титульного листа

1. Открываем титульный лист в программе фотошоп. Открываем фотографию, которую вы собираетесь на нем разместить. Удобнее всего, когда вы видите перед собой сразу и фото и лист, с которым работаете. Выбираем в фотошопе инструмент «перемещение» (выделен красным кружком), щелкаем левой кнопкой мышки по фотографии и не отпуская кнопку мышки, перетаскиваем фото на шаблон (смотрите 1 и 2 изображение, кликните на фото, чтобы увеличить).



У вас должно получиться также. Чтобы фото оказалось внутри рамки нам нужно переместить его под нее. Для этого щелкаем левой кнопкой мышки на первый слой (выделен красным кружком), и удерживая нажатие, перетаскиваем этот слой под слой с титульным листом. Должно получиться вот так:

Фотографию под рамкой можно передвигать, чтобы добиться ее наиболее удачного расположения.

Может случиться так, что фото не будет соответствовать размеру рамки. Чтобы исправить такую ситуацию, в графическом редакторе фотошоп есть инструменты масштабирования. Я пользуюсь вот таким простым приемом:

Чтобы увеличить или уменьшить фотографию, проверьте, чтобы именно ее слой оказался активен, а потом нажмите сочетание клавиш Ctrl + T. Или найдите в меню «Правка» функцию «Свободное Преобразование» и выберите ее. Затем, удерживая нажатой кнопку «Shift» на клавиатуре, потяните фото за уголок в сторону увеличения или уменьшения. Не забывайте про «Shift», иначе изображение будет искажено.

2. Итак мы вставили фото. Теперь нам нужно вставить текст. В данном случае – подписать титульный лист. Для этого в графическом редакторе выбираем инструмент «Текст» (выделенный красным), встаем курсором мыши на строки шаблона и пишем фамилию, имя и отчество ученика. В данном случае я использую шрифт Times New Roman курсив. Цвет и шрифт можно выбрать любой. Проследите за правильным расположением слоев — это важно, чтобы текст был виден он должен находится выше слоя с титульным листом.

После того, как лист готов, не забудьте сохранить его в формате jpg – именно этот формат нужен для распечатки листов.

Если при заполнении портфолио возникла необходимость установить новый шрифт в фотошоп, как это сделать, читайте .

Таким образом, можно заполнить все листы готового шаблона портфолио. Если остались вопросы – оставьте их в комментарии, я обязательно отвечу.

Распечатать готовое портфолио для школьника (дошкольника) можно дома на цветном принтере. Для этого лучше использовать фотобумагу. Однако самый оптимальный вариант — заказать печать в фото-салоне или в типографии – это будет и качественнее и по цене выгоднее.

Для тех, кто не очень хочет тратить время на поход в фото-салон, будет полезен сервис Netprint , где выбрав подходящий формат А4, вы сможете заказать печать портфолио, и дождаться готовые листы по почте или забрать их в ближайшем к вам пункте выдачи.

Шаблоны, которые вы найдете на сайте сайт вам не придется проверять на качество, поскольку их разрешение и формат идеально подходят для печати на листах А4.

Несколько лет назад в школьную программу было внесено существенное изменение, суть которого заключается в том, что каждый ученик должен представить собственное портфолио. Причем школьникам необходимо составить его уже при поступлении в первый класс. Конечно, выполнить такую задачу ребенку будет непросто. В этой связи именно родителям придется заняться этим делом. И, конечно, большинство захочет узнать, как сделать портфолио для школьника.

Как выглядит портфолио школьника?

Прежде, чем перейти к рассмотрению того, как сделать портфолио для школьника, не помешает рассказать о том, что же оно собой представляет. Как правило, под портфолио понимается набор документов, фотографий, примеров выполненных работ, показывающих уровень знаний, умений и навыков человека в определенной деятельности. С помощью детского портфолио можно получить представление о ребенке, людях, с которыми он общается, узнать, хорошо ли он учится, проявляет ли активность в школьных и внешкольных мероприятиях. Благодаря ему можно выяснить, насколько ребенок талантлив в творчестве, спорте и увлечениях. С позиции же школы портфолио ученика средней школы необходимо для того, чтобы ученик мог осознать свои первые успехи и возможности, смог приобрести стимул, чтобы работать над развитием своих талантов.

Наличие портфолио упростит для него процесс перехода в другую школу. Если же ребенок обладает выдающимися способностями в какой-то области, то за счет портфолио у него повысятся шансы быть принятым в высшее учебное заведение.

На сегодняшний день портфолио школьника можно разделить на следующие виды:

  • портфолио документов — в нем представлены сведения об успехах школьника, подтвержденные сертифицированными документами (аттестат, премии и пр.);
  • портфолио работ — включает в себя набор творческих, учебных или проектных работ, выполненных ребенком;
  • портфолио отзывов — содержит мнение школьника о различных видах деятельности.

Однако чаще всего используется комплексное портфолио. Дело в том, что оно содержит максимум информации о ребенке, так как предусматривает все указанные виды портфолио.

Как оформить портфолио для школьника?

В принципе составить портфолио для школьника дома возможно, пусть здесь и придется приложить определенные усилия. Главное — наличие фантазии и стремления к творчеству. Причем важно, чтобы в этом процессе приняли участие родители вместе с ребёнком.

В каждом портфолио обязательно должны присутствовать:

  • Титульный лист;
  • Разделы;
  • Приложения.

Проще всего приобрести готовые бланки в книжном магазине, а затем вписать туда нужные сведения. При наличии желания и возможности можно самому придумать дизайн, воспользовавшись специализированной компьютерной программой (например, Photoshop).

Итак, как же должно выглядеть портфолио школьника?

  • Первым идет титульный лист, где должны присутствовать следующие сведения: фамилия и имя школьника, возраст, название и номер учебного заведения, класс. Вся эта информация должна быть дополнена фото.
  • Затем идет раздел «Мой мир», который должен содержать биографию школьника, сведения о его имени, семье, друзьях, хобби, городе и пр. Вся информация должна быть представлена в качестве емких эссе и дополнена фотографиями.
  • Далее идет раздел «Моя учеба», где должны быть приведены сведения об успеваемости школьника, перечислен список преподавателей и любимых школьных предметов, наряду с которыми должны присутствовать и примеры различных работ, выполненных на оценку «отлично».
  • Каждое портфолио должно содержать сведения о том, насколько активно ребенок участвует в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях и пр. И каждое из них следует представить, указав название, время проведения, а также снабдив его фото. Также в портфолио следует включить оригиналы или копии медалей, грамот и дипломы, которых ученик был удостоен за успехи в учебе. Все вышеописанное должно быть представлено в разделе «Мои достижения».
  • Раздел «Мои увлечения» позволяет ребёнку отразить в портфолио успехи, которые связаны с каким-либо творчеством. Это могут быть стихи или рассказы собственного сочинения, рисунки и пр.
  • Портфолио может содержать и такой раздел, как «Мои впечатления», в котором ребенок может оставить мнение после похода на спектакль, в кино, на выставку.
  • Раздел «Отзывы и пожелания» рассчитан на размещение отзывов педагогов, а также организаторов и других учеников.
  • Каждое портфолио непременно должно предусматривать лист, на котором перечислены номера страниц, соответствующих тому или иному разделу.

Похожие материалы:


Восемь лет назад Министерство образования ввело в школьную программу весьма интересный пункт. Начиная с 2006 года, все школьники обязаны составить портфолио. Оно должно...


В наши дни родители используют любую возможность, чтобы напомнить окружающим их людям, что, когда они были маленькими, учебный процесс проходил иначе. Скорее всего, подобного...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!