Что такое приставка в русском языке определение. Русский язык система Л.В.Занкова Тема: Роль приставок в образовании слов

Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.

Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.

Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.

Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.

Что такое суффикс?

Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.1

В грамматике суффикс - это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее). 2

Суффикс - (лат. suffixus - прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке "дом-ик") или основой (в русском языке "широт-н-ый") и предшествующая окончанию.

Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:

тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о, попутчик); прилагательных –лив-, -н- и др.(совест-лив-ый,длин-н-ый); наречий –о-, -а-.

Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения (-и- , -тель-, -н-, -ти и т.д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.

В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн- (упоит-ельн-ый), -овник (шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).

Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, -знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь)

Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер)

Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.

1Алабугина Ю.В. толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378

2 Ожегов С. И. Толковый словарь

3 Большой Энциклопедический Словарь

Формообразующие суффиксы

Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.

К формообразующим суффиксам относятся:

Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, –же, -ейш-, -айш- : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о - глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.

Суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения -л- и нулевой суффикс: дела-л – дела-л бы.

Суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежала - лежать; пас-л-а - пасти.()

Суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -их-: нес- ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;

Суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;

Суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.

С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.

Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.

Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.

Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.

Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.

Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии: -арь, -тель, -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.

Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер).

Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» - «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.

Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба - учебник)

Уменьшительные суффиксы

Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.

Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.

Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:

К-: гора - горка, рука - ручка, голова - головка;

Ик-: стол - столик, дом - домик;

Чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;

Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны

Ишк- : город - городишко, платье - платьишко, хвастун - хвастунишка;

Онк-/-ёнк-: лошадь - лошадёнка, корова - коровёнка, кляча - клячонка.

Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» - то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.

В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь пишет:

« Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»

В данном эпизоде Н.В. Гоголь использует слово «тоненькие»

Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь.

Хвостом помахивала,

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

Стала в стойло.

И все ей казалось-

она жеребенок,

И стоило жить,

и работать стоило

В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.

Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.
Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.
Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.
Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.
Что такое суффикс?

Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.1
В грамматике суффикс - это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее). 2
Суффикс - (лат. suffixus - прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке "дом-ик") или основой (в русском языке "широт-н-ый") и предшествующая окончанию.

Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:
тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о, попутчик); прилагательных –лив-, -н- и др.(совест-лив-ый,длин-н-ый); наречий –о-, -а-.

Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения (-и- , -тель-, -н-, -ти и т.д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.
В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн- (упоит-ельн-ый), -овник (шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).

Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, -знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь)
Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер)
Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.
1Алабугина Ю.В. толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378
2 Ожегов С. И. Толковый словарь
3 Большой Энциклопедический Словарь
Формообразующие суффиксы

Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.
К формообразующим суффиксам относятся:

Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, –же, -ейш-, -айш- : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о - глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.

Суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения -л- и нулевой суффикс: дела-л – дела-л бы.
- суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежала - лежать; пас-л-а - пасти.()
- суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -их-: нес- ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;
- суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;

Суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.
С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.
Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.
Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.
Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.
Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.

Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии: -арь, -тель, -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.
Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер).
Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» - «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.

Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба - учебник)

Уменьшительные суффиксы

Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.

Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.
Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:

К-: гора - горка, рука - ручка, голова - головка;
-ик-: стол - столик, дом - домик;
-чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;
Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны
-ишк- : город - городишко, платье - платьишко, хвастун - хвастунишка;
-онк-/-ёнк-: лошадь - лошадёнка, корова - коровёнка, кляча - клячонка.
Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» - то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.
В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь пишет:

« Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»

В данном эпизоде Н.В. Гоголь использует слово «тоненькие»
Владимир Владимирович «Хорошее отношение к лошадям»
Пишет:
Деточка,
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь.

Хвостом помахивала,
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось-
она жеребенок,
И стоило жить,
и работать стоило

В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.
В произведение «Неизвестный цветок» пишет:

«Так начал жить на свете маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной, тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие».

Автор использует однокоренные слова маленький и помаленьку, для того чтобы выразить свое отношение к этому хрупкому цветку. Автор несколько раз использует слово «пылинки», которое образовано с помощью уменьшительного суффикса –инк-, пылинки, хоть они и маленькие, но играют большую роль в жизни цветка.
И в загадках тоже используются уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.

В этой загадке говорится о кошке, потому что, читая представляешь себе это животное. Очень ласково говорится о ней, ведь используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые подразумевают под собой что-то хорошее и положительное, доброе, ласковое.

Увеличительные суффиксы
Увеличительность связана прежде всего с указанием на увеличение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный увеличительный суффикс.

Увеличительные слова - так называются некоторые имена существительные, образованные при помощи известных суффиксов, выражающих побочное понятие особой величины, размеров, выходящих из ряду вон. Такими суффиксами являются -ищ- (с увеличительным значением):дом - домище, волк - волчище, лапа - лапища;
В.В. Маяковский в стихотворении «хорошее отношение к лошадям» пишет:

Подошел и вижу –
За каплищей каплища
По морде катится,
Прячется в шерсти…

Маяковский использует слово «каплища», не только выражая свое отношение, но и подчеркивая то, что это были не просто слезы, это были большие капли слез лошади, над которой «смеялся весь Кузнецкий». И не одна живая душа «Кузнецкого», кроме автора не пожалела бедную лошадь. Которая больше всего нуждалась

Корней Иванович Чуковский в своей сказке «Тараканище» пишет:
Вдруг из подворотне
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И, по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».

Приставка или префикс.

Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т.е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т.д.
В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи, что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить, ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.
Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.
Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.

В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти (Анти-мир, анти-герой), де- (де-милитаризация, де-тронизация) и т. п. в прилагательных: анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.

Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не- . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не- пишется слитно как часть производного слова: не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.
Основные особенности приставки заключаются в следующем:
приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).
Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.

Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.
Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.

По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова (прежде всего предлоги и частицы), ставшие морфемами.
Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. (Например, Из-, В-)

С помощью приставок образуются Антонимы.
Антонимы (греч. ????- «против» + ????? «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать, налить – вылить.

С помощью приставок образуются антонимы. Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить - уходить).
На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова

Русский язык система Л.В.Занкова

Тема: Роль приставок в образовании слов. Маркировка приставки. Орфограммы корня.

Цели:

Предметные: о знакомиться с ролью приставки в образовании слов. Объяснять роль приставки в различении лексического значения слова. Ознакомиться со школьным словообразовательным словарем русского языка.

Уметь анализировать лингвистический текст – определение. Находить и выделять в родственных словах корень, приставку , орфограммы в корне,

подбирать проверочные слова .

Личностные:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

понимание причин успехов в учебе;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Познавательные:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить сообщение в устной форме;

находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

воспринимать смысл предъявляемого текста;

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

Коммуникативные:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

строить понятные для партнера высказывания;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

строить монологическое высказывание;

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать другое мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Развитие речи

использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной

ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);

осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;

понимать особенности диалогической формы речи;

первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

Тип урока: открытия нового знания

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Положительный настрой.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, (Слайд 1)

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу. Приятного всем нам урока.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала

Итак, ребята, мы продолжаем поход за новыми знаниями. А чтобы получить новые знания, вы должны вспомнить и рассказать, что вы уже усвоили.

Работа над пословицей. (Слайд 2)

Перед вами пословица:

Слово слово родит, третье само бежит.

Объясните смысл данной пословицы.

О каких словах идет речь?

Какие слова называются однокоренными (или родственными)? Приведите пример.

Из каких частей может состоять слово?

Ребята, может кто-нибудь из вас знает, как называется раздел русского языка, изучающий состав и словообразование? А хотите узнать? В 5 классе вы будете говорить о том, что словообразование изучается в разделе морфемика (от греч. morphe - форма) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. (Памятка на доске)

В какой части слова содержится основное значение слова?

Что называется корнем слова?

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

Формулирование темы учебного занятия вместе с учащимися;

Формулирование целей урока вместе с учащимися;

Как вы думаете, может ли быть слово без корня?

Прочитай слова. Выделите устно корни в данных словах.

-Что заметили? (чередование согласного в корне)

( Слайд 1) 2

море – при морский,

дорога - при дорожный,

школа - при школьный,

берег - при брежный,

город – при городный

Что обозначают вторые слова в парах? (называют признак предмета)

На какой вопрос отвечают? (какой?)

Можно ли сказать, что вторые слова в парах имеют общее значение «находящийся рядом, около»? Выделите устно ту часть слова, которая образовала это новое значение. (Слайд 2)

Работа в парах. (На карточках) (картинка работы в парах)

Допиши недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйся подсказкой.

бежал за угол; …бежал из дома; … бежал первым; …бежал через дорогу;

бежал от края

Подсказка за -, вы -, при, пере-, от-

Проверка. (Слайд 3)

Вопрос на обобщение наблюдений: можно ли сказать, что слова забежал, выбежал, прибежал, перебежал, отбежал – это разные формы одного слова?

(Нет, так как у этих слов разное значение, они называют разное направление движения.)

Как называется часть слова, с помощью которой мы образовали эти слова?

(приставка)

Сформулируйте тему урока.

Роль приставок в образовании слов. Маркировка приставки. (Слайд 4)

Что бы вы хотели узнать на уроке?

Что такое приставка?

Где стоит приставка?

Для чего служит приставка?

- Много ли приставок в русском языке?

Как обозначают приставки?

- Почему приставка называется «приставкой»?

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Этап изучения новых знаний и способов действий

А есть ли необходимость в изучении данной темы? Ваши предположения.

Работа над правилом.

Откройте учебники на с.50 Знакомство с правилом

Вопросы после прочтения правила.

- Что такое приставка?

Где она стоит?

Для чего служит?

Как м аркируют – выделяют? (значок на доску)

Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов:

Думал - выдумал, придумал, задумал, обдумал…

Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков.

Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные).

Алгоритм нахождения приставки в слове (Слайд 5)

1.Подбери однокоренные слова

2.Обозначь корень

3.Найди часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.

4. Назови приставку.

А на вопрос, п очему приставка называется «приставкой»

нам подготовит ответ Ангелина, поработав с электронным словарём.

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Самостоятельное исследование.

Работа по учебнику с.50, упр. 98

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

98. Прочитай задание. Запиши слова. К каким временам года ты их отнесёшь? Почему?

Цветёт, расцветает, отцветает, зацветает - цвет

Выдели корень и приставку . Отметь орфограмму в корне . Напиши проверочное слово.

Проверка фронтально.

Физминутка

А сейчас мы предлагаем вашему вниманию грамматическую сказку.

Новые друзья корней

Долгое время на волшебной поляне корни жили од­ни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Со­вершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удиви­тельные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось.

Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними дружить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться, а еще и построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. (Ведь пристав­ки женского рода.) Вот так выглядели эти домики: (Слайд 6)

Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов:

например, морской - приморский - заморский.

А чтобы легче было запомнить правило о приставках, я дарю каждому из вас это стихотворение.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

Что же касается правописания ПРИСТАВОК, то тут уж ничего не поделаешь: их приходится просто запоминать, благо не так уж их и много.

Предлагаем вам запомнить наиболее употребляемые приставки с вариациями: без-бес, вз-(взо, вс-), воз-(вое-), вы-, до-, за-, из-, (изо-, ис-), на-, над-(надо-), не-, недо-, низ-(нис-), о-, об-(обо-), от-(ото), пере-, по-, под-(подо-), пра-, пре-, пред-(предо-), при-, про-, раз-(разо-), рас-, роз-(рос-), с-(со-), су-, у-, через-(чрез-, че- рес-). (таблица на доске)

А теперь ответ на вопрос: Почему приставка называется приставкой определим лексическое значение этого слова.

Физминутка для глаз (по Базарнову)

6.Этап применения знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Вместе работать всегда интереснее и веселее.

Работа в группах.

Следующий этап урока – работа в группах. (Картинка работы в группах на доске)

О чём мы должны помнить, работая в группах? (Правила работы в группе)

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»

Группа – это значит вместе,

Группа – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Группа нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей группе нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Перед вами трёхцветная карточка.

Самое сложное задание – красного цвета, самое лёгкое – зелёного, а синее средней трудности.

В группе установите цвет вылняемого задания и приступайте к работе. На выполнение этого задания 1,5 минуты.

Проверять правильность выполненного задания вы будете самостоятельно.

Самопроверка (Слайд 7)

Зелёная карточка

Вставьте приставку
…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
На-, пере-, по -, вы-

Синяя карточка
Вставьте приставку и в ыделите её
...писал письмо

писал рассказ

писал в тетрадь

писал красиво

писал из словаря

Подсказка:

На - до - за - пере - вы -

Красная карточка

Вставьте подходящую по смыслу приставку

и выделите её
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

Подсказка
На-, пере-, по -, вы-

7.Этап обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

Коль вы справились с заданием в группе, то надеюсь, что самостоятельную работу вы выполните также успешно. Но задание не из простых. Кому нужна моя помощь вы поднимите руку, а может кто-то из вас обратится за помощью к товарищу.

99. Выпишите только слова с приставкой. Выделите эту часть слова.

Взаимопроверка

8. Этап подведения итогов занятия

Четкость и краткость этапа;

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое приставка?

- Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

- Как обозначают приставки?

Как вы считаете, урок достиг цели?

Каким способом? (объяснение учителя, работа в группах, в парах, работа по учебнику, помощь одноклассников, работа со словарём)

Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

1. Приставка – это часть слова, которая находится …

А) в начале слова
Б) середине слова
В) после корня

2. Приставка пишется со словом …

А) раздельно
Б) слитно
В) через чёрточку

3. Приставка служит для …

А) составления новых предложений
Б) определения состава слова
В) образования новых слов

4. Чтобы найти приставку, нужно…

А) подобрать однокоренное слово
Б) подобрать проверочное слово
В) поставить ударение
Г) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой

5. Укажи слово с приставкой.

А) ходит
Б) заячий
В) закон
Д) забегать
Е) за домом

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали.

9. Этап рефлексии

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке;

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой),

«Мы» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «Дело» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

10. Домашнее задание

по выбору

1.карточка;

2. тетрадь №2, упр.14

творческое задание по желанию

1.сочинить рассказ о приставках

Слово, как единица словообразовательной системы, имеет определённую структуру, т. е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими учёными в конце XIX века. Оно встречается в работах И. А. Бодуэна де Куртэнэ, О. С. Крушевского, В. А. Богородицкого и других языковедов.

Морфема - наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, приставка раз - - морфема со значением высокой степени качества (раз удалый , рас прекрасный ) или со значением разъединения (раз вести , рас тащить ).

Все морфемы современного русского языка разграничиваются в зависимости от их роли в словоформе и в слове. По этому признаку они делятся на корневые и служебные, или аффиксальные. По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы. В этой работе мы хотим остановиться на префиксах.

Префикс

Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи:

  • автор - со автор
  • носить - вы носить
  • вне - из вне

Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных и наречий.

Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее, они могут быть и формообразующими:

  • делать - с делать
  • бледнеть - по бледнеть
  • слепнуть - о слепнуть

Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со - , выражающая значение «совместимости», возможна в составе

  • - существительных:
  • со товарищ
  • со участник
  • - глаголов:
  • со существовать
  • со переживать
  • - прилагательных:
  • со звучный
  • со предельный

Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у бежать , при бежать , по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать .

Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие пре отлично и прилагательное пре симпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный , но приставка пре - придаёт значению данных признаков оттенок высшей степени качества.

Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака. Для соединение с приставками не столь характерно, хотя и среди существительных нередки слова, образованные присоединением приставки:

  • частица - анти частица
  • раздел - под раздел
  • экспресс - супер экспресс

Однако число таких слов, в сравнении с существительными, не включающими приставок, не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень:

  • плут - архи плут
  • кубок - супер кубок

или указания временного характера:

  • язык - пра язык
  • память - пра память
  • история - пред ыстория
  • человек - до человек

Обособленность приставок в составе слова поддерживается ещё одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова: Анти демократИчный , прОтиво воздУшный , прОтиво пожАрный , сО нанимАтель , внутрИ клЕточный , Анти нейтралитЕт .

Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со - со значением совместимости в безударных слогах слова может сохранять [о ], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ ] или [а ]: со наниматель , со опекун , со руководители .

Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются очень продуктивными морфемами. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы.

Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия:

  • в ходить - вы ходить
  • при ходить - у ходить
  • под ходить - от ходить
  • за петь , при открыть , под водный , на земный .

Приставка без - указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: без земельный , бес помощный , бес шумно , а приставка не - , присоединяясь к слову, придаёт ему противоположное значение: не приятель (враг), не весёлый (грустный). В очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое значение и используются для образования форм слов.

Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях, например, приставка за - указывает:

  1. на распространение действия дальше определённого предела: за летел за черту ;
  2. на доведение действия до крайней степени: за кормить , за хвалить ;
  3. на попутное действие: за йти к товарищу ;
  4. на начало действия: за петь , за плясать .

Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в - , на - , за - , другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например:

  • па - :
  • па водок
  • па сынок
  • па дчерица
  • пра - :
  • пра дед
  • пра бабушка
  • су - :
  • су мрак
  • су глинок

Приставки имён существительных

В морфологическом составе и словообразовании существительных приставки играют значительно меньшую роль, чем суффиксы. В ряде случаев существительные с приставками явно обнаруживают своё происхождение от с теми же приставками (а также от основ прилагательных). Но некоторые типы приставочных образований типичны для существительных, хотя часть их однородна с образованиями прилагательных и глаголов. Приставка не - входит в состав ряда существительных, частью неупотребительных без этой приставки: не слух , не верье , не приязнь , частью существующих самостоятельно: не приятель , не друг , не погода , не счастье , не воля .

Приставка о - (об - ) в отглагольных образованиях служит для обозначения остатков после какого-нибудь действия, обычно нечто испорченное, обесцененное в результате действия: об мылок , о курок , об мерок , об носки , об рывок , о пилки .

Приставка между - , не употребляемая с глаголами, обозначает пространство в промежутке между двумя одинаковыми предметами: между речье , между рядье , между путье .

Приставка пере - называет предмет в окружении инородной среды, иногда являющийся соединительным звеном или границей между основными частями предмета: пере шеек , пере лесок , пере носица .

Приставка про - имеет значение близкое к приставке пере - и сходное с глагольной приставкой про - , обозначающей движение внутрь и насквозь: про жилка , про слойка , про стенок , про сёлок .

Приставка за - указывает положение по другую сторону предмета: за речье , за горье , за болотье , за мостье .

Приставка пред - указывает на положение впереди предмета: пред мостье , пред горье , пред плечье , пред грозье , пред зимье .

Приставка при - обозначает нахождение вблизи предмета: при морье , при город , при весок , при пёк .

Приставка под - обозначает нахождение ниже предмета: под бородок , под лесок , под оконник , под рамник , под ножие .

Приставка по - означает местность, расположенную на поверхности и в пределах чего-либо: по бережье , По волжье , По днепровье .

Приставка на - указывает на положение на поверхности предмета: на ушник , на плечник , на рукавник , на брюшник , на конечник , на горье .

Приставки имён прилагательных

Производные прилагательные включают приставки. Одна группа приставок употребляется для образования , другая группа - для образования .

Среди приставок качественных прилагательных имеется группа таких, которые близки по значению к суффиксам оценки и обозначают большую меру качества.

Так, приставка пре - (старославянского происхождения) близка по значению к очень , чрезвычайно и в новых образованиях нередко создаёт оттенок разговорной речи: пре забавный , пре милый , пре весёлый , пре усердный , пре хитрый , пре жирный , пре восходный , пре красный .

Приставка наи - , присоединяемая к превосходной степени, выражает экспрессивное усиление и придаёт слову несколько архаический, книжный характер: наи главнейший , наи кратчайший , наи добрейший .

Приставка раз - по значению аналогична приставке пре - , но свойственна разговорной речи и имеет оттенок грубоватости, а иногда такие образования связаны с народно-поэтическими произведениями: раз весёлый , раз несчастный , раз любезный , раз ухабистый .

Группа приставок выражает отрицание и отсутствие известного признака.

Приставка без - указывает на признак, заключающийся в отсутствии известного предмета. Особенно характерны приставочные образования, не имеющие суффикса, образуемые от ограниченного числа названий частей тела и некоторых частей растений и предметов: без рукий , без ногий , бес палый , без усый , без бородый , без зубый , без волосый .

Приставка не - в отличие от частицы не, выражающей только отрицание, образует антонимы к прилагательным без этой приставки: не смелый (робкий) - смелый , не большой (маленький) - большой , не редкий (частый), не хороший (плохой), не трудный (лёгкий).

Приставка а - (греческая), употребляемая в словах греческого и латинского происхождения, близка по значению к приставкам без - , не - : а моральный , а логичный , а ритмичный , а симметричный . Приставка а - не является продуктивной, но вследствие соотношений с соответствующими бесприставочными прилагательными (а моральный - моральный ) в отдельных случаях отчётливо выделяется.

Сложная приставка небез - (небес - ), представляющая сочетание приставок не - и без - , выражает отрицание отсутствия известного признака и на основе этого указывает на небольшую меру качества: небез вредный , небес полезный , небез ызвестный .

Приставки относительных прилагательных по значению распадаются на несколько групп, в них даются указания на место, время, взаимные отношения между лицами и предметами. Эти приставки всегда употребляются совместно с суффиксами, сюда относятся приставки, часто составляющие пары антонимов: на - , над - , под - , при - , внутри - .

Приставка на - указывает на положение на поверхности: на стольный , на земный , на горный , на тельный , на грудный , на брюшный .

Приставка на д- указывает на положение выше предмета: над бровный , над земный , над ворный , над звездный , над гробный .

Приставка под - указывает на положение ниже предмета, являясь антонимом приставки над - , иногда на - : под водный , под земный , под кожный , под горный .

Приставка при - обозначает положение вблизи предмета, связь с ним: при морский , при речный , при дорожный , при усадебный .

Приставка вне - указывает на положение за пределами чего-либо, нередко употребляется с непространственным значением: вне европейский , вне служебный , вне школьный .

К приставкам, обозначающим время, относятся до - , пред - , по - , после - .

Приставка до - указывает на предшествующее время по отношению к известному событию, эпохе, периоду времени: до революционный , до военный .

Приставка пред - на ближайшее предшествующее время и этим отличается от до - : пред революционный , пред октябрьский , пред военный , пред выборный .

Приставка по - непродуктивная, она указывает на последующее время и является антонимом приставки до - : по реформенный , по смертный .

Приставка после - однозначна с по - и является продуктивной: после военный , после октябрьский , после операционный .

Приставка интер - (латинская), синонимична приставке между - : интер национальный , интер вокальный .

Приставка противо - указывает на назначение для уничтожения чего-либо, для борьбы с чем-либо: противо военный , противо алкогольный .

Приставка анти - (греческая) обозначает «враждебный чему-либо, направленный против чего-либо», а также «лишённый чего-нибудь»: анти фашистский , анти народный .

Глагольные приставки

Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых приставок и предлогов, например: в нести в дом , под ложить под тарелку , ото йти от доски . Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: в нести улучшения в конструкцию станка , ото йти от буквы закона . Но приставки имеют и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например, значение , которое получают приставочные глаголы, если оно не парализуется суффиксом.

Приставки обычно имеют разветвлённые значения, причём в одних случаях связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных значений из первичных улавливается без затруднений, в других - значения разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом связаны с различиями в лексическом значении глаголов.

Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода указания на происхождение действий в пространстве, они конкретизируют действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают его путём указания на начальный и конечный пункт, охватываемое пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз. Это наиболее отчётливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В дальнейшем будут выделяться основные значения приставок.

В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки имеют четкое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным материалом для анализа будут являться те образования, в которых приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других различий: вы бросить - бросить . Особую группу образований составляют глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки, но также частицей -ся , рассмотрение этих случаев относится к концу обзора значений отдельных приставок.

Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет ли глагол управляемые слова и каким (без или с предлогом) он управляет. В дальнейшем обзоре примеры будут приводиться с управляемыми словами.

Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического состава, они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена только этимологически: дать - про дать , быть - при быть , с быть , за быть . Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.

Также особое в словообразовательном отношении положение занимают приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами , примерами их могут служить производные глаголы:

  • а). снять , поднять , принять ;
  • б). сказать , приказать , отказать , заказать ;
  • в). сложить , подложить , заложить , отложить ;
  • г). привыкать , отвыкать , свыкаться .

Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют собой наследие прошлого, и их морфологический состав нередко затемнён, отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от своей корневой группы и потеряли членимость (понять , занять , отнять ), только в редких случаях приставки сохраняют своё значение. В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с затемнённым значением приставок.

Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них широко представлены пары приставок-антонимов: в нести - вы нести , при ставить - от ставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но вследствие многозначности приставок их противоположность в значении охватывает только некоторые случаи их употребления.

Приставка в - (во - ) указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с предлогом в , бесприставочные глаголы не указывают на направление движения: ехать - в ъехать в город , нести - в нести в столовую , клеить - в клеить страницу в книгу .

Приставка вы - имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой группе исходным является обозначение направления действия «наружу», в этих случаях вы - выступает как антоним приставки в - - обозначение предмета, изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с предлогами из , с : ехать - вы ехать из города , нести - вы нести из столовой , вы лить из бутылки , вы тащить из воды , вы грузить из машины .

Исходным значением приставки за - является отдаление от наблюдателя и продвижение за преграду, предмет. В этих случаях глагол управляет винительным падежом с предлогом за : ехать - за ехать за дом , идти - за йти за гору .

Приставка из - только в редких случаях имеет значение движения наружу, в соответствии с предлогом из : гнать - из гнать из страны , из влекать из глаза .

Приставка от - выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с предлогом от : ехать - от ъехать от села , лететь - от лететь от аэродрома .

Приставка под - обозначает перемещение, имеющее целью расположить объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у ) под предмет. В этом случае глагол управляет винительным падежом с предлогом под: ставить - под ставить под машинку , ехать - под ъехать под мост .

Приставка у - имеет значение движения от предмета до полного удаления, а также завершения действия. Удаление чётко выражается у глаголов движения, исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от , из , с : у ехать с Кавказа , у йти из театра , у плыть от берега , у течь из ведра .

Приставка на - указывает на ограничение движения при соприкосновении с препятствующим предметом, в первую очередь, с его поверхностью, в таком случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на : ехать - на ехать на тумбу , на лететь на столб .

Приставка с - , с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение, с другой - встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно чётко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с предлогом с : с ъехать с горы , с бросить с крыши .

К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону или без указания направления: со гнать с ковра , с махнуть пыль .

Сложная приставка недо - имеет значение неполноты действия, она противопоставляется приставке пере - : недо работать (пере работать ), недо выполнить (пере выполнить ).

Сложная приставка обез - (обес - ) образует глаголы от имён существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые обозначаются существительными: обез людеть , обез оружить , обез главить , обес силеть , обес ценить .

Приставки наречий

Также осуществляется посредством приставок. Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.

Приставка по - и суффикс –и - образуют наречия: по -отцовски , по -братски , по -чешски , по -птичьи , по -лисьи .

Приставка по - и суффикс –ому - (-ему - ) образуют наречия от относительных, качественных прилагательных и местоимений: по -летнему , по -зимнему , по -богатому , по -новому .

Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий путём присоединения приставок: всегда - на всегда , ныне - от ныне , завтра - после завтра .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!