Что значит и или законе. Русский язык в школе

Михаил Николаевич Петерсон (1885–1962) – советский языковед, представитель Московской фортунатовской школы. Его перу принадлежат работы по русскому синтаксису и методике преподавания русского языка, а также труды по другим языкам – французскому, армянскому, литовскому.

М. Н. Петерсон вел активную преподавательскую деятельность. В преподавании языков он применял своеобразную методику: обучение начинал не с упражнений, а с чтения и анализа неадаптированного текста. На первых же занятиях Петерсон проводил всесторонний анализ одного-двух слов, одной фразы. Постепенно темп ускорялся, объём языковой информации увеличивался, и вскоре студенты уже могли самостоятельно анализировать сложнейшие тексты.

Ученый был противником марризма, за что подвергался травле (в печати его называли «представителем псевдонауки»), а в конце 1940-х вынужден был оставить преподавание и практически не печатался. Вернуться к активной преподавательской деятельности М. Н. Петерсон смог только после в 1950 году.

Предлагаем вниманию читателей портала статью М. Н. Петерсона «Союзы в русском языке», опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 5, 1952). В статье дана классификация союзов и описаны их основные функции. Статья и спустя 60 лет после ее написания будет очень полезна преподавателям русского языка как родного и как иностранного.

I . Союзы и их разновидности

Союзы вместе со связкой, предлогами и частицами относятся к разряду слу-жебных (несамостоятельных) слов, которые противо-полагаются знаменательным (само-стоятельным) словам - частям речи: существительным, прилагательным, числительным, местоимениям, глаго-лам, наречиям.

Главное различие между этими ка-тегориями слов заключается в том, что знаменательные части речи могут быть словами-предложениями и чле-нами предложения. Служебные слова употребляются в речи только в соеди-нении со знаменательными словами.

Служебные слова более позднего происхождения, чем знаменательные, и произошли из знаменательных. В за-висимости от потребностей общения служебные слова продолжают разви-ваться, выражая всё новые и новые смысловые отношения между знаме-нательными словами. Во многих слу-чаях вполне ясно происхождение служебных слов из знаменательных. Ср., например, союз что и место-имение что, предлог около и наре-чие около. Труднее это установить для таких союзов, как и, а, но.

Союзы – служебные слова, выра-жающие смысловые отношения между однородными членами предложения1 или между частями сложного пред-ложения (главными или придаточны-ми предложениями).

Союзы по их строению можно разделить на простые и составные.

Простые союзы в свою очередь можно разделить на непроизводные для данной эпохи, или перво-образные, такие как и, ни, а, но, и производные – такие как что, чтобы, когда, хотя, если.

Составные союзы: потому что, оттого что, для того что-бы, вследствие того что, так что, так чтобы, так как и др. Количество составных союзов всё возрастает.

Из всех этих союзов наиболее древ-ние по происхождению – простые непроизводные; за ними следуют простые производные; позднее всех появились составные союзы.

По употреблению союзы бывают одиночные, повторные и парные:

  • одиночные: и, а, но, да и др.
  • повторные: и – и, ни – ни, то – то, то ли – то ли, не то – не то, или – или и др.
  • парные: не только – но и, хотя – однако, хотя – но, если – то и др.

Союзы по их роли в предложении можно разделить на два разряда: одни союзы выражают смысловые отноше-ния между отдельными словами в предложении (и, ни, да, а, но, то, не то, или ) , другие союзы выража-ют смысловые отношения между ча-стями сложного предложения.

Между теми и другими союзами есть сходство и различие.

Такие союзы, как и, а, но , упо-требляются и для соединения частей сложного предложения. Значение их одинаково и в том и в другом слу-чае. Например:

И соберись, и уложись,
И в час беды такой
Ещё хозяйкой окажись
Проворной и лихой.
(Твардовский)

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
(Никитин)

Здесь в обоих случаях - перечисле-ние.

Такие же параллельные примеры можно привести и для других союзов. Однако различий между теми и дру-гими союзами больше.

Есть много союзов, употребляю-щихся только для выражения смыс-ловых отношений между частями сложных предложений: что, если, потому что, когда, хотя и др.

Смысловые отношения, выражае-мые сложными предложениями с со-юзом и , гораздо богаче, чем смыс-ловые отношения, выражаемые тем же союзом между отдельными сло-вами предложения (примеры см. ниже).

Союзы, выражающие смысловые отношения только между частями сложного предложения, – более по-зднего происхождения. Вместе с ро-стом употребительности сложных предложений, что вызывается потреб-ностью выражения всё более слож-ных отношений между явлениями, количество союзов всё увеличивается, значение их становится разнообраз-нее.

Возрастает и количество союзов, выражающих смысловые отношения между отдельными словами в пред-ложении, но далеко не в такой сте-пени.

Таким образом, те и другие союзы находятся в постоянном взаимодей-ствии.

Смысловые отношения, выражае-мые и теми и другими союзами, мо-гут быть подробно изложены только в синтаксисе. Здесь будут даны самые необходимые сведения сначала о значении союзов, соединяющих от-дельные слова в предложении, а за-тем – о значении союзов, соединяю-щих части сложных предложений.

II. Союзы, выражающие смысло-вые отношения
между отдель-ными словами в предложении

Наиболее употребителен союз и . Более половины всех случаев прихо-дится на сочетания с этим союзом. Те смысловые отношения, которые выражаются союзом и, наиболее ча-сто встречаются в нашей языковой практике, тесно связанной с нашей общественной деятельностью.

По выражаемым ими смысловым отношениям союзы можно подразде-лить на четыре группы:

1) союзы, выражающие перечисление (и, ни, да, или, то );

2) союзы, выра-жающие противоположение (а, но, не только – но и и др.);

3) сою-зы, выражающие сравнение (как, чем );

4) союзы, выражающие цель (чтобы ).

Некоторые из этих союзов выра-жают и другие смысловые отношения, что будет показано дальше.

1. Союзы, выражающие перечисле-ние

В эту группу входят соединитель-ные и разделительные союзы.

И

Союз и выражает перечисление слов, находящихся в однородных от-ношениях и обозначающих различ-ные предметы, признаки, явления.

И жить хочу, и пить, и есть,
Хочу тепла и света...
(Твардовский)

При повторном союзе и – и , кроме перечисления, выражается усиление.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
(Пушкин)

Союз и может иметь значение про-тивоположения (см. ниже).

НИ

Союз ни (повторный) выражает такое же перечисление в отрицатель-ных предложениях (с усилением):

Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов.
(Пушкин)

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
(Лермонтов)

ДА

Союз да обычно придаёт выска-зыванию разговорный характер.

Собака, человек, да кошка, да сокол
Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.
(Крылов)

Этот же союз употребляется при повторении слова для усиления:

- Ты знаешь, все ругают нашу степь, говорят, она скучная, рыжая, холмы да холмы, будто она бесприютная, а я люблю её (Фадеев).

Союз да служит также для выра-жения противоположения (см. ниже).

Союз да и имеет присоединитель-ный оттенок значения.

Смотритель постоял, постоял – да и пошёл (Пушкин).

ИЛИ

Союз или служит для выражения перечисления с оттенком выбора из двух или нескольких возможностей:

Это наши «лаги» (или «миги», или «яки»), – говорили они (Фадеев).

С тем же значением употребля-ются повторные союзы либо - ли-бо, ли - ли, ли - или:

С чужими я либо робел, либо важничал (М. Горький).

Уездный чиновник пройди мимо – я уже задумывался, куда он идёт: на вечер ли к какому-нибудь своему брату или прямо к себе домой (Гоголь).

ТО

Союз то (повторный) служит для выражения перечисления предметов или явлений, существующих не одно-временно, а попеременно:

Лейтенанты то появлялись в городе, то исчезали, всегда наезжало много новых... (Фадеев)

Все девушки, подняв головы, прислуши-вались к прерывистому, то тонкому, оси-ному, то низкому, урчащему, рокоту, ста-раясь разглядеть самолёт в раскалённом добела воздухе (Он же).

НЕ ТО

Союз не то (повторный) выра-жает перечисление предметов или явлений, существование которых предполагается и одно из которых исключает другое:

Во всех её движениях замечалась не то небрежность, не то усталость (Тургенев).

И сама будто ожила, а у самой родилась какая-то не то надежда на что-то, не то замысел (Гончаров).

С тем же значением употребляется повторный союз то ли:

...И пахло от свежего нахолодавшего рта то ли ветром, то ли далёким еле уловимым запахом свежего степного сена (Шолохов).

Значение перечисления выражается некоторыми парными союзами, например как – так и:

У Сибири есть много особенностей. Как в природе, так и в людских нравах (Гончаров).

2. Союзы, выражающие противо-положение (а, но, да, однако, зато и др.)

Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! (Фадеев).

На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем было уж собралась,
Да призадумалась...
(Крылов)

Я немножко поколебался, однако сел (Тургенев).

Они немножечко дерут,
Зато уж в рот хмельного не берут.
(Крылов)

Хотел объехать целый свет,
И не объехал сотой доли.
(Грибоедов)

Различные оттенки противоположе-ния и сопоставления выражаются парными союзами не только – но (и), не только – а (и), не столько – сколько и др.

Они уже не только по обличью, а и по звуку различали свои и немецкие самолёты (Фадеев).

3. Союзы, выражающие сравнение (как, чем)

Эти союзы выражают отношения не между однородными членами пред-ложений.

Серёжа Тюленин был самым младшим в семье и рос, как трава в степи (Фадеев).

И отец, который хрипел, свистел и ду-дел на него больше, чем на кого-либо из детей своих, любил его больше, чем кого-либо из остальных (Фадеев).

4. Союзы, выражающие цель (чтобы)

Юрий стал сзади на грузовик, чтобы по-глядеть на небо (А. Толстой).

Союз чтобы тоже выражает отно-шение не между однородными чле-нами предложения.

III . Союзы, выражающие смысло-вые отношения
между частями сложного предложения

На первом месте по употребитель-ности и здесь стоит союз и , за ним следует а, но, что, чтобы и дру-гие. Преобладание союза и связано с его многозначностью. Употребитель-ность отдельных союзов изменяется в зависимости от характера текста. Материал сгруппирован по значению.

1. Перечисление

Предложения с союзом и обозна-чают перечисления или одновремен-ных, или последовательных событий.

Лица их среди листвы сошлись так близко, что дыхание их смешивалось, и они прямо глядели в глаза друг другу (Фадеев).

И вот этой весной они окончили школу, простились со своими учителями и организациями, и война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи (Фадеев).

Сложные предложения с союзом и могут иметь и другие значения.

1) Первая часть сложного предло-жения выражает основание, причину, другая – следствие.

Мало было надежды у бедного Ашика-Кериба получить её руку, и он стал гру-стен, как зимнее небо (Лермонтов).

2) Первая часть сложного предло-жения выражает условие, вторая – следствие:

Он знак подаст – и все хлопочут (Пушкин).

3) Вторая часть выражает проти-воположение тому, что выражает первая:

Я тебя люблю, и ты никогда не будешь моею (Лермонтов).

Все её знали, и никто не замечал... (Пушкин)

Перечисление выражается также союзами да (употребительность этого союза очень невелика), да и (с при-соединительным значением), повтор-ным ни – ни (в отрицательных пред-ложениях), ли – ли, или, либо – либо (со значением выбора, разде-лительности), то – то (указывает на чередование), не то – не то (с оттенком предположения и исклю-чения одного из явлений), также, тоже и др.

Гремят тарелки и приборы,
Да рюмок раздаётся звон.
(Пушкин)

Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему (Л. Толстой).

Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели (Крылов).

Виноват ли был учитель, или виновата была ученица, но каждый день повторя-лось одно и то же (Л. Толстой).

То холодно, то очень жарко,
То солнце спрячется, то светит слишком ярко.
(Крылов)

Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Тургенев).

2. Противоположение

а, но, да, однако, же, зато, хотя обозначают противоположе-ние разной силы.

Союз а употребляется при сопо-ставлении различных явлений:

Такой же разительный контраст и в раз-витии культуры в Советском Азербайджа-не и в Иране. В Азербайджане неграмот-ность ликвидирована, а в Иране неграмот-ные составляют около 85 процентов насе-ления. В Азербайджане одно высшее учеб-ное заведение приходится на 163 тыс. че-ловек населения, а в Иране - на 3,4 млн. человека. В Азербайджане один врач приходится на 525 чел. населения, а в Ира-не – на 11,3 тыс. человек («Правда», 30 де-кабря 1949 г. «Союз нерушимый Советских республик», стр. 1).

Более сильное противопоставление выражается союзом но ; оно усили-вается отрицанием, которое почти всегда находится в одной из частей сложного предложения:

Ты знаешь, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь никакой борьбы, трудностей, мучений, но если бы знать, как посту-пить... (Фадеев).

Довольно сильное противопостав-ление выражает союз да :

Владимир и писал бы оды,
Да Ольга не читала их.
(Пушкин)

Лучше было бы мне его бросить и скрыться в лесу, да жаль было с ним рас-статься – и пророк наградил меня (Лермонтов).

Оттенок усиления придают союзы однако, же, зато:

Глаз жадно ищет огонька, однако каж-дый поворот реки обманывает наши на-дежды (Короленко).

В доме окна были притворены, дверь же на крыльцо была раскрыта настежь . (Гончаров).

Положим, он знает лесные дорожки.
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды.
(Некрасов)

Противопоставления различной си-лы выражаются союзом хотя (хоть):

И хоть было беспокойно –
Оставался невредим
Под огнём косым, трёхслойным,
Под навесным и прямым...
(Твардовский).

Сильнее противопоставление, ког-да во второй части – но, да:

Хотя в её взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в её улыбке было что-то неопределённое, но такова сила предубеждеиия... (Лермонтов).

Хоть видит око, да зуб неймёт.
(Крылов)

Союз хоть называют уступи-тельным , но, раскрывая значение этого термина, обычно указывают на противопоставление.

Союзы что, чтобы и значитель-но более редкие будто, будто бы, как будто обыкновенно называют изъяснительными , связывая этот термин с глаголом изъясняться. Смысл этого термина заключается в том, что сложные предложения с этими союзами выражают содержание речи, мысли или чувства, приписываемых тому или другому персонажу, в противоположность «чужой речи», передаваемой дословно.

Сочетания с союзами будто, буд- то бы, как будто передают это содержание предположительно.

ЧТО

В сени... вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотри-тель с год как помер, что в доме его по-селился пивовар, а что она жена пивоварова (Пушкин).

Сложное предложение с союзом что обозначает также степень про-явления какого-нибудь признака:

Боевые товарищи встретили его такой искренней радостью, что у него отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни есть, ни дышать (А. Толстой).

ЧТОБЫ

Между тем лошади пришли, и смотри-тель приказал, чтобы тотчас, не кормя, запрягли их в кибитку приезжего (Пушкин).

– Шоколад? – удивился капитан и вы-нул трубочку изо рта. – Первый раз слы-шу, чтобы старшему лейтенанту в голой степи понадобился шоколад (А. Тол-стой).

Сложные предложения с союзом чтобы обозначают также цель:

А чтоб мышиный род ему не навредил,
Так он полицию из кошек учредил.
(Крылов)

Чаще это значение встречается в сочетаниях с неопределённой фор-мой глагола:

Донецкие калёные ветры и палящее солнце будто нарочно, чтобы оттенить физическую природу каждой из девушек, у той позолотили, у другой посмуглили, а у иной прокалили, как в огненной купели, руки и ноги, лицо и шею до самых лопаток (Фадеев).

БУДТО

Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и льётся по зе-лёному миру (Гоголь).

Ей снится, будто бы она
Идёт по снеговой поляне.
(Пушкин)

Вдруг мне показалось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна (Тургенев).

4. Временны е отношения

Сложные предложения с союзами когда, как, пока, едва выражают временны е отношения с различными оттенками. Те же отношения выра-жаются большим количеством составных союзов: как только, как вдруг, как скоро, с тех пор как, после того как, лишь только, едва только, по мере того как, прежде чем и др. Одни из этих союзов указывают на одновременность двух действий), другие – на предшествующее действие, третьи – на последующее действие (иногда с добавочным оттенком быстрого следования одного действия за дру-гим). Значение временной соотнесён-ности действий могут быть весьма разнообразные. Приводим примеры только на некоторые из союзов (с более простыми значениями).

КОГДА

Когда же пойдут горами по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корня, дубы трещат, и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир, - страшен тог-да Днепр! (Гоголь)

КАК

Я как посмотрела на степь, где мы столько песен спели, да на этот закат, и еле слёзы сдержала (Фадеев).

ПОКА

Сложные предложений с союзами пока, покуда, покамест выража-ют, что одно событие совершилось раньше другого:

И одинокая фигура Николая Ивановича долго ещё маячила в глубине улицы, пока его не закрыл трамвай (А. Толстой).

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружён.
(Пушкин)

ЕДВА

Сложные предложения с союзом едва выражают события, быстро следующие одно за другим:

Но едва он вошёл, как зрелище нового чуда заставило eгo схватиться рукой за кожаное пальто командира корабля (В. Катаев).

5. Причинные отношения

Сложные предложения с союзами так как, потому что, ибо, бла-годаря тому что, вследствие того что и некоторыми другими выражают причину:

Папа даже пожалел, что на меня надели пальто, потому что было совсем жарко, как летом (В. Катаев).

Переезжая быстрые речки, не должно смотреть на воду, ибо тотчас голова за-кружится (Лермонтов).

6. Условие

Сложные предложения с союзами если, коли, ли – ли, раз, ежели, когда, коль скоро и др. выража-ют условие и вытекающее из него следствие. Союзы с частицей бы выражают предположительное ус-ловие:

Он – мой отец.
И если мне придётся,
Всю кровь свою я за него отдам.
(А. Кулешов)

Как хорошо могли бы жить люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали! (Фадеев).

– Не связывайся ты с ней. Коли она уже такой колпак надела, ты её не переколпачишь, – сказала Шура Дубровина Майе (Фадеев).

Мы с ним прошли десятки сёл,
Где как, где смертным лазом.
И раз он шёл, да не дошёл,
Так я дойти обязан.
(Твардовский)

А когда весь народ поднимается на ос-вободительную отечественную войну – тог-да горе врагу! Горе! (В. Катаев)

Сравнительно меньшую роль для выражения смысловых отношений между частями сложного предложе-ния играют другие союзы: усту-пительные (пусть, пускай, правда, даром что, несмотря на то что), сравнительные (как, чем, нежели, будто, слов-но, точно, подобно тому как), следствия (так что), пояс-нительные (то есть, а именно). Приведём некоторые примеры:

Пускай я слаб, мой меч силён.
(Жуковский)

Он был ясно виден, даром что ехал в тени (Тургенев).

Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой.
(Некрасов)

Засмеялся он, точно сталь зазвенела (М. Горький).

Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался (Гоголь).

Наш сад погибает, в нём хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец (Чехов).

IV. Союзы в начале предложения

Речь идёт не о повторных и пар-ных союзах, а об одиночных, кото-рые обычно в начале предложения не употребляются.

Чаще всего союзы в начале пред-ложения встречаются в диалогиче-ской речи, выражая отношение к тому, что сказано собеседником:

«Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла.
А я так пряником кормила!»
(Пушкин)

– Тише. Слышь?
– Слышу. Это снег шуршит. Почему хорошо, если норд-ост?
Потому что на дворе теперь зги не видать.
(В. Катаев)

Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, кото-рый предпочесть (А. Толстой).

Последний пример – монолог, но ведётся он, как диалог. Таким путём союзы в начале предложения могли проникнуть и в монологическую речь. Предложение и в монологиче-ской речи редко употребляется изо-лированно. Чаще оно входит в соеди-нение с другими предложениями. Союзы в начале предложений и вы-ражают отношения к соседним предложениям:

Александр Фёдорович был старый донец-кий шахтёр, чудесный плотник. Ещё мо-лодым парнем, выходцем из Тамбовской губернии, он начал ходить на шахты на заработки. И в глубоких недрах донецкой земли, в самых страшных осыпях и ползу-нах, немало закрепил выработок его чу-десный топорик, который в руках у него играл и пел, и поклёвывал, как золотой петушок (Фадеев).

Они подобрали её на дороге. Сначала подумали, что девчонка лежит мёртвая, и Гриша вильнул рулём, чтобы не разда-вить её босые ноги. Но она приподняла голову, ветер встрепал её волосы, как выжженную траву (А. Толстой).

Таковы важнейшие союзы и их роль в русском языке. Более под-робное раскрытие смысловых отноше-ний, выражаемых отдельными союза-ми, может быть дано, как указано выше, на конкретном материале син-таксиса простого и сложного пред-ложения.

1 Кроме союзов как, чем и чтобы , о чём см. ниже.

или

значения слова или в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

или

- Употр. при присоединении последнего члена перечисления, при дополнении предшествующего.
Пример: Поищи на столе, на полках или в шкафу.
***
2. - Употр. при противопоставлении иначе, в противном случае
Пример: Уйди, или мы поссоримся .
***
3. - Употр. для соединения разных названий одного и того же понятия, для пояснения , в знач. иными словами, то есть
Пример: Аэроплан, или самолет.
***
4. - Употр. в начале предложения Употр. в знач. разве, неужели
Пример: Или ты не знаешь об этом? Или ты решил остаться?
***
5. - Соединяет два или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения.
Пример: Он или я. Или он уйдет, или я. Завтра или послезавтра . В понедельник , вторн ик
***
6. - Соединяет два или несколько предложений,
Пример: Или он уйдет, или я.
***
7. - а также соединяет однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения
Пример: Он или я. Завтра или послезавтра. В понедельник, вторник или в среду. Или в понедельник, или в среду.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

или

1. союз
(а также разг. иль)
1) Употр. при соотнесении однородных членов предложения или предложений, по
значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга, указывая на необходимость
выбора между ними.
2) а) Употр. при введении слов и предложений, имеющих пояснительный характер;
соответствует по значению сл.: то есть, иначе, иначе говоря.
б) Употр. при введении вставной конструкции, вводного предложения.
3) а) Употр. при присоединении последнего члена перечисления; соответствует по
знач. союзам: и, а также.
б) разг. Употр. при присоединении предложений, дополняющих предыдущее
высказывание.
2. частица
(а также разг. иль)
Употр. при выражении предположения, допущения, возможности чего-л.;
соответствует по значению сл.: разве, неужели, может, может быть.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

или

.
1. союз одиночный или повторяющийся. Соединяет два или несколько
предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях
взаимоисключения. Он или я. Или он уйдет, или я. Завтра или послезавтра . В
понедельник , вторник или в среду. Или в понедельник, или в среду.
2. союз
одиночный или повторяющийся. Употр. при присоединении последнего члена
перечисления, при дополнении предшествующего. Поищи на столе, на полках или
в шкафу.
3. союз одиночный или. повторяющийся. Употр. при
противопоставлении: иначе, в противном случае. Уйди, или мы поссоримся.
4. союз. Употр. для соединения разных названий одного и того же понятия, для
пояснения, в знач. иными словами, то есть. Аэроплан , или самолет. S.
частица. Употр. в начале предложения в знач. разве (в 1 знач.), неужели (в 1
знач.) с оттенком противопоставления чему-н. другому, возможному (разг.).
Или ты не знаешь об этом? Или ты решил остаться? * Или - или - (разг.)
выражение необходимого выбора чего-н. одного, одно из двух. Остаешься или
едешь? Решай: или-или. Mar. 17th, 2016 09:04 am Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Первые две части можно прочитать здесь - и . Напоминаю, что "Правоведение для чайников" - познавательные статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи. Жду ваших откликов и комментариев - что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать.

В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования. То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин. Здесь же нельзя поворачивать!»

В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?». Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».

Не факт, что он будет прав - может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое. Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении.

Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права - это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации . Обычно источник права - это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права - это то, на что судья может сослаться в своём решении . Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как - нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права - это способ выражения и закрепления норм права .

Существуют следующие виды источников права:
нормативные правовые акты;
нормы международного права;
обычаи;
судебные прецеденты;
акты высших судов;
договоры нормативного содержания;
научные труды (доктрина);
религиозные нормы;
принципы права.

Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права - в следующий раз.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») - это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы. Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы - в разделы.

Нормативный правовой акт - главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах.

Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов - законы и подзаконные акты . Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.
Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:
1) Законы
а) Конституция РФ

в) федеральные законы (ФЗ)
2) Подзаконные акты:
а) указы президента РФ

Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы - самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс.

Принять закон может только парламент страны (в нашем случае - Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме - Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны - Конституция , где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции - Основной закон . Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет. Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов - это федеральные конституционные законы (ФКЗ) . Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией. В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае - ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много. Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ».

Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов - это федеральные законы , чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г. законы у нас было принято называть по-другому - «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов - кодекс . Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет. Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, - всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов.

Формально кодексы - это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, - этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии - «прописку»). В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Не слишком информативно, не правда ли?

Всё дело в том, что в законе часто невозможно прописать в деталях все правила поведения, поэтому он содержит только общие и главные предписания. А поскольку указания закона в большинстве случаев исполняют президент, правительство, министерства и другие государственные органы, то парламент и оставляет им возможность конкретизировать правовые нормы в специальных документах. Эти документы называются «подзаконными актами».

Например, в случае с «пропиской» для исполнения закона были приняты два подзаконных акта с очень длинными названиями и очень объёмным содержанием. Чтобы не тратить ваше время, приведу их названия в сокращённом виде: первый - Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации…», второй - Приказ ФМС России от 11.09.2012 N 288 «Об утверждении Административного регламента…». В них и расписано подробно, как можно вставать на регистрационный учёт по месту пребывания и по месту жительства, куда и какие документы приносить и сколько ждать.

Если выражаться научным языком, то подзаконные акты - нормативные правовые акты, которые принимаются государственными органами на основе законов и для их исполнения .

Иерархия подзаконных актов соответствует иерархии госорганов. Самый важный у нас - президент, чуть менее важный орган власти - правительство, ниже правительства - министерства и ведомства.

Итак, особо важные вопросы доверяют решать президенту - так появляются указы президента . Например, в ФЗ «О гражданстве РФ» сказано, что «президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» (ст. 29 ч. 2). В соответствии с этой нормой президент издал Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», где расписана вся эта процедура. Понятное дело, писал этот указ не сам президент, а сотрудники его администрации. Однако они принесли подготовленный текст указа на подпись именно президенту, и только после его одобрения этот указ начал действовать.

Для регулирования менее важных вопросов, но таких, где требуется согласовать мнения разных министерств, издаётся постановление правительства . Скажем, ФЗ «О безопасности дорожного движения» говорит, что «порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации» (ст. 27 ч. 3). Видимо, такая норма появилась из-за того, что по поводу этих правил нужно согласовать мнения МВД, министерства транспорта, министерства образования и других госорганов. В результате вышло Постановление Правительства от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», где перечислены виды водительских удостоверений, требования к экзаменаторам, порядок сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

Ну а если для конкретизации закона требуется мнение только одного государственного органа, то ему самому и поручают разработать подзаконный акт. Это и есть приказы министерств и ведомств . Скажем, вид на жительство иностранцам в России выдают на основании ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В статье 8 этого закона указано только то, что до получения вида на жительство иностранец должен прожить в РФ не меньше года на основании разрешения на временное проживание и что выдаётся вид на жительство на три года. А по поводу формы заявления, списка документов, которые нужно к нему приложить, куда и как обращаться, сказано, что «порядок выдачи … утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции» .

«Федеральный орган исполнительный власти в сфере миграции» - это Федеральная миграционная служба РФ. Как видите, в законе она даже не названа - вдруг её переименуют, не переделывать же из-за этого закон. И во исполнение этого закона федеральная миграционная служба издала приказ от 22 апреля 2013 года N 215 «Об утверждении административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ», где подробно описана вся процедура выдачи этого документа.

Иногда возникает путаница в наименовании подзаконных актов из-за того, что они содержат некий самодостаточный набор правил, который, можно сказать, начинает жить своей жизнью. То есть правительство или некое ведомство выпускают постановление и приказ, где говорят, что «с такого-то числа начинает действовать такой-то регламент или такие-то правила в определённой сфере» и чуть ниже - «Такой-то регламент» или «Такие-то правила». Например, Правила дорожного движения - они существуют не просто так, а содержатся в постановлении правительства №1090 от 23 октября 1993 г. «О правилах дорожного движения». И отдельного источника права под названием «Правила дорожного движения» не существует.

Но каждый раз было бы утомительно давать полную ссылку на источник: «Гражданин А. нарушил пункт 11.3 Правил дорожного движения, содержащихся в постановления правительства №1090 от 23 октября 1993 г. «О правилах дорожного движения». Поэтому и в разговорах, и в протоколах, и судебных решениях скажут просто: «Гражданин А. нарушил пункт 11.3 Правил дорожного движения».

Примерно так это всё и работает: в законах прописывают общие принципы и положения. Иногда этого достаточно, чтобы понять, как оно всё будет работать: скажем, к Гражданскому кодексу часто не нужны никакие подзаконные акты, а из него и так понятно, как разные физические или юридические лица могут заключать сделки или взыскивать ущерб. Но часто нужно ещё найти подзаконный акт, который конкретизирует и расписывает многие вещи, упомянутые в законе. Это могут быть указы президента, постановления правительства, приказы министерств и ведомств.

Граница между законом и подзаконным актом

Граница между тем, что регулирует закон, и тем, что регулирует подзаконный акт, не очень строгая и может часто меняться. Есть нормы, которые должны быть записаны только в законе и нигде больше. Например, только закон может устанавливать, какое действие является преступлением (ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса РФ). Но есть вещи, которые могут быть и в законе, и в подзаконном акте.

Например, в Уголовном кодексе РФ для ряда преступлений важны понятия «значительный ущерб», «в крупном размере» и «в особо крупном размере». Разные преступления (кража, грабёж, мошенничество) наказываются по-разному в зависимости от того, какой ущерб был нанесён - значительный, в крупном размере или особо крупном размере. Все эти понятия разъяснены в примечаниях к ст. 158 УК РФ «Кража». Значительный - от 2,5 тыс. руб. до 250 тыс. руб., крупный - от 250 тыс. руб. до 1 млн руб., особо крупный - более 1 млн руб. Соответственно, ворам, грабителям и мошенникам легко найти нужную информацию, чтобы понять, какое наказание их может ожидать в том или ином случае.

А для преступлений, связанных с наркотиками, ситуация иная. В УК РФ упоминаются незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка наркотиков «в значительном размере», «в крупном размере» и «в особо крупном размере». Но сам смысл этих понятий в УК РФ не раскрыт. В примечании 2 к ст. 228 УК РФ сказано лишь: «Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ… утверждаются Правительством РФ».

Соответственно, российские правительство выпускает периодически подзаконные акты на эту тему. Последний акт - Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ…». Из него можно узнать, что, например, для гашиша, анаши и смолы каннабиса значительный размер - свыше 2 грамма, крупный - свыше 25 граммов, особо крупный - свыше 10000 граммов. Таким образом, наркоторговцам и наркоманам нужно изучить не только Уголовный кодекс, но и данное постановление правительства, чтобы понять, каким образом нужно хранить или перевозить наркотики, чтобы рассчитывать на наименьшее наказание.

Другой пример - ст. 25 закона РФ «О защите прав потребителей» даёт гражданам право на обмен и возврат товара надлежащего качества в течение 14 дней после покупки. Однако это правило распространяется не на все товары. В законе есть указание - «перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, устанавливается правительством РФ». В принципе, ничто не мешало депутатам Госдумы определить перечень этих товаров самостоятельно и включить его в закон. Но они почему-то посчитали, что правительство лучше в этом разберётся. В результате вышло Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…», где можно прочитать этот перечень. Но не исключено, что когда-нибудь этот список, благо он не очень большой, может перекочевать в сам закон.

А иногда одни и те же вещи можно регулировать то законом, то подзаконным актом. Так, например, произошло с техническими регламентами. Технические регламенты - это документы, которые устанавливают обязательные требований к зданиям, процессам производства и некоторым товарам, чтобы сделать их безопасными для людей и окружающей среды.

Порядок принятия этих регламентов указан в ФЗ «О техническом регулировании». Когда в 2002 г. принимали закон, там написали, что «технический регламент принимается федеральным законом» (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О техническом регулировании». Конечно, сами депутаты не собирались писать эти регламенты, а перепоручили всё это экспертам из правительства. Но депутаты посчитали, что должны сами изучать новые технические регламенты и решать, стоит их принимать или нет.

В 2007 г. депутатам, вероятно, надоело заниматься такими вопросами, и они решили, что проще отдать этот вопрос правительству. Формулировку в законе поменяли: «Технический регламент… принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ». После этого технические регламенты утверждало, в основном, российское правительство.

Наконец, в 2011 г., когда был создан Таможенный союз, в законе указали: «Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации». После этого технические регламенты стали разрабатывать совместно Россия, Казахстан, Белоруссия и другие страны Таможенного союза. Таким образом, теперь технические регламенты входят в состав норм международного права. Но об этом виде источников права я расскажу в другой раз.

Принятие нормативного правового акта и особенности его действия

В общих чертах процесс появление закона выглядит следующим образом. Вначале российскому парламенту - Федеральному Собранию - предлагают рассмотреть какой-то законопроект. Это называется «внесением законопроекта». Право внести законопроект имеют сами депутаты, президент, правительство и ряд других субъектов. После этого законопроект должен пройти три чтения - то есть три голосования, на разных этапах которого в текст ещё можно внести поправки. Если Государственная Дума (нижняя палата Федерального Собрания) в трёх чтениях большинством голосов принимает документ, очередь переходит к Совету Федерации (верхней палате Федерального Собрания).

В некоторых случаях Совет Федерации обязан проголосовать по поводу принимаемого закона, но в большинстве случаев он может выбирать - голосовать за него или нет. Если Совет Федерации проголосовал за законопроект или проигнорировал его, тот переходит на подпись президенту. Если президент подписал его, всё окей - законопроект становится законом.

Если Совет Федерации проголосовал против законопроекта или президент не подписал его (наложил вето), Госдума может повторно проголосовать и принять его двумя третями голосов. Но за последние пятнадцать лет такого не происходило - либо президент подписывал то, что принимала Госдума, либо Госдума не решалась снова голосовать за закон, отвергнутый президентом.

Итак, если президент подписал закон или Госдума преодолела президентское вето, то текст закона публикуют в официальной правительственной газете - «Российской газете», и с ним могут ознакомиться все желающие. Закон начинает действовать либо через десять дней после публикации (ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания»), либо с того момента, который указан в нём самом (например, «настоящий закон вступает в силу с 1 января 2099 года»).

У подзаконных актов менее открытая процедура принятия. Обычно их готовят сотрудники министерств и ведомств, после чего передают на подпись своему руководителю. Тот подписывает документ. После этого подзаконные акт нужно передать в Министерство юстиции РФ для регистрации. После регистрации подзаконный акт нужно опубликовать в «Российской газете» и в течение десяти дней он вступит в силу.

Изменения в законы и подзаконные акты вносят по той же процедуре. Каждый раз текст закона полностью не меняют, а просто принимают закон об изменении другого закона. Например, Госдума принимает Федеральный Закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», где прописано, что в Налоговом кодексе в такой-то статье нужно убрать два лишних слова, ещё одно слово заменить на другое, а какую-то статью изложить по-новому. Аналогичным образом государственные органы издают подзаконные акты о внесении поправок в действующие подзаконные акты.

Иногда изменений в законе или подзаконном акте накапливается слишком много или они очень сильно устаревают. Тогда решают, что проще принять новый документ, чем переписывать старый. Скажем, с 1 января 1997 г. в Росси начал действовать новый Уголовный кодекс. По этому поводу в 1996 г. был принят ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», где было, в частности, сказано: «Признать утратившими силу с 1 января 1997 года Уголовный кодекс РСФСР…».

Прекращает своё действие нормативный правовой акт несколькими способами. Бывает, как в случае с УК РСФСР, прямая отмена - это когда принимают специальный НПА по этому поводу. Бывает, что просто принимается нормативный правовой акт по тому же вопросу - и в нём упоминается, что предыдущий перестаёт действовать. Иногда истекает срок, на который был издан нормативный правовой акт: например, каждый год у нас принимают новый федеральный закон о бюджете и одновременно с этим прекращает действовать предыдущий.

А иногда просто изменяется обстановка, на которую были рассчитаны нормативные правовые акты. В частности, многие законы и подзаконные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны, прекратили действовать после войны без прямого указания.

Нормативные правовые акты действуют на всей территории государства. Сюда включена суша, территориальные воды, воздушное пространство, морские суда, которые ходят под флагом государства, территории посольств и консульств за рубежом и даже российские космические корабли. По поводу всего, что произошло во всех этих местах, российский суд может вынести решение, основанное на российских законах и подзаконных актах.

Но есть и так называемое экстерриториальное действие закона. Суть его в том, что к действиям, совершенным за рубежом, можно применять российское законодательство. По этому поводу, например, есть норма в Уголовном кодексе РФ (ч. 1 ст. 12): «Граждане РФ… совершившие вне пределов РФ преступление… подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства» . То есть если российский гражданин совершил преступление в другой стране и там его по каким-то причинам не наказали, то теоретически его могут наказать в России, хотя, казалось бы, наше государство не имеет к этому никакого отношение.

По умолчанию нормативные правовые акты касаются всех лиц, находящихся на территории государства, в том числе иностранцев и лица без гражданства. Однако есть нормы, которые распространяются только на отдельные категории людей или организаций: скажем, нужно иметь гражданство или представлять определенную группу населения - военные, женщины, несовершеннолетние, пенсионеры.

Ещё один интересный момент по поводу соотношения закона и подзаконного акта. Иногда Госдума и правительство (или какое-то ведомство) действуют не очень согласованно. Скажем, депутаты принимают закон, где гражданам строжайше предписывают что-то сделать до какого-то числа. При этом процедуру, по которой это всё нужно сделать, в законе подробно не прописывают, а оставляют на усмотрение какого-то ведомства. А это ведомство работает не очень быстро.

Один из самых известных случаев такого рода произошёл в 2014 г. 4 июня депутаты Госдумы приняли изменения в закон «О гражданстве РФ», где обязали российских граждан, приобретающих второе гражданство, уведомить об этом федеральную миграционную службу в течение шестидесяти дней и установили, что «форма и порядок подачи уведомлений... устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции» . Закон вступил в силу 1 августа 2014 года, но к этому времени никакой формы и порядка подачи уведомления ФМС не разработала.

Из-за этого возник странный парадокс: вроде бы граждане обязаны уведомлять ФМС о втором гражданстве, но как это делать - нигде не сказано. Ситуация для многих была весьма нервная. Но, к счастью, ФМС выпустило соответствующий приказ до конца сентября, и теоретически все, кто хотел уведомить государство о наличии второго гражданства, смогли это сделать.

Нормативные правовые акты на региональном уровне

Поскольку Россия - это федеративное государство, то законы у нас существуют не только на общегосударственном уровне, но и на региональном. Парламенты российских регионов тоже могут принимать разные законы. Например, у каждого российского региона есть своя конституция или устав (например, Конституция Республики Карелия или Устав Вологодской области), где описаны способы формирования и полномочия региональных органов власти.

Регионы на своём уровне могут регулировать некоторые второстепенные вопросы, в результате чего там тоже появляются свои законы и кодексы: например, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, Социальный кодекс Ярославской области, закон Амурской области «О Правительстве Амурской области», закон Приморского края «О транспортном налоге».

Ну и, разумеется, там есть свои подзаконные акты, которые принимают для исполнение региональных законов: указы президентов республик и губернаторов областей, постановления администраций областей, приказы региональных министерств и департаментов.

Ненормативный правовой акт

Существует ещё такое понятие как «ненормативный правовой акт » (он же «индивидуальный правовой акт »). Это тоже официальный письменный документ, который издают госорганы и должностные лица. Но вопросы там иные - наградить того-то, назначить кого-то на должность, выделить деньги такому-то учреждению, передать землю или здание такой-то организации.

Нормативные и ненормативные правовые акты различаются следующим образом. Первые создают правила в отношении неопределённого круга лиц и рассчитаны на многократное применение - и соответственно могут создавать и регулировать множество разных правоотношений с участием самых разных субъектов. Вторые же относятся к конкретным лицам и рассчитаны на однократное применение - то есть, по сути, создают, изменяют или прекращают только одно или несколько конкретных правоотношений.

Например, существует Указ Президента РФ от 10.05.2004 N 606 «О присвоении звания Героя Российской Федерации Кадырову А.А.» с коротким текстом: «За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, присвоить звание ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАДЫРОВУ Рамзану Ахматовичу - первому заместителю Председателя Правительства Чеченской Республики» (подпись - президент РФ В. Путин, дата). Это ненормативный правовой акт, потому что он распространяется на одного человека, рассчитан на однократное применение и создаёт конкретное правоотношение: а именно - между Рамзаном Кадыровым и Пенсионным фондом РФ. Первый, будучи героем России, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты и повышенную пенсию, а Пенсионный фонд РФ - обязанность выплачивать ему соответствующие денежные суммы (ст. 1.1 ФЗ «О статусе героев…»).

Ну и для сравнения - Указ Президента РФ от 17.06.2008 N 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике», тоже достаточно короткий, который устанавливает следующее правило:

«лица без гражданства, состоявшие в гражданстве СССР и проживающие в Латвийской Республике или Эстонской Республике, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз по следующим действительным документам:

лица, проживающие в Латвийской Республике, - по паспорту негражданина, выданному соответствующим органом Латвийской Республики;

лица, проживающие в Эстонской Республике, - по паспорту иностранца, выданному соответствующим органом Эстонской Республики»

Это уже нормативный акт, потому что касается он неопределённого круга лиц и рассчитан на многократное применение. Множество «неграждан» Латвии и Эстонии (их сокращённо называют «неграми») смогут вступить в правоотношения с Пограничной службы ФСБ при въезде в Россию. Латвийскому или эстонскому «негру» достаточно будет показать «паспорт негражданина» или «паспорт иностранца» при въезде в Россию, после чего пограничник обязан будет пустить их без визы в нашу страну.

Резюме

Итак, источник права - это способ выражения и закрепления норм права. Самый распространённый вид источников права - нормативный правовой акт. Это официальный письменный документ с правилами поведения по какой-то одной теме.

Нормативные правовые акты делят на две разновидности - законы и подзаконные акты. Вторые дополняют и уточняют содержание первых.

Если расположить законы и подзаконные акты в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы
а) Конституция РФ
б) федеральные конституционные законы (ФКЗ)
в) федеральные законы (ФЗ)
2) Подзаконные акты:
а) указы президента РФ
б) постановления правительства РФ
в) приказы министерств и ведомств

Граница между правилами, которые регулирует закон, и правилами, которые регулирует подзаконный акт, не очень строгая и может часто меняться. Есть нормы, которые должны быть записаны только в законе и нигде больше. Но большинство норм могут быть как в законе, так и в подзаконном акте.

Существует ещё «ненормативный правовой акт» (он же «индивидуальный правовой акт»). Это тоже официальный письменный документ, который издают госорганы и должностные лица. Но если нормативные правовые акты создают правила в отношении неопределённого круга лиц и рассчитаны на многократное применение, то ненормативные правовые акты относятся к конкретным лицам и создают, изменяют или прекращают только одно или несколько конкретных правоотношений.

Следующая статья из цикла "Правоведение для чайников" -

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий наиболее важные общественные отношения. 1

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются только закону». 2

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.

Характерные черты нормативно-правового акта определяет то, что он, с одной стороны, является источником юридических норм, а с другой стороны - разновидностью правовых актов.

Нормативно-правовые акты делятся на прежде всего на законы и подзаконные правовые акты.

В данном контексте понятие «закон» употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Однако в п. 1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение Конституции РФ. Она гласит так: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и фeдeрaльному закону» 1 . Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Смешение двух значений понятия «закон» привело и к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.

Закону посвящались и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже пословицы.

Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо. 1

Тaкaя оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также - «закон строг, но он закон». 2

В научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в узком, собст­венном его смысле. Довольно типичные, отражающие сложившиеся представления о законе на современном этапе его дефиниции следую­щие. Закон - это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно вы­ражающий общую государственную волю и обладающий высшей юриди­ческой силой». Или: закон - это нормативно-правовой акт, «прини­маемый высшим представительным органом государства в особом зако­нодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны». Или: «в юриди­ческом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической си­лой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».

Можно привести еще ряд аналогичных определений или сформулиро­вать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, со­держание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс - это тоже закон, но по форме представленный в «книжном» состоянии. Кодексы удобны во многих отношениях: охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений в соответствующей области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат (субъект права) знает, куда надо «пocмотреть» (у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат) и т. д 1 .

Свoeобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п.

В частности, первоначально Свод законов Российской Империи, т. е. сборник законов, составленный в XIX веке путем включения действующих законов, прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополняться в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанности подданных по степени участия в их составе установлений и сил государственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Царской России. Все виды нормативно-правовых актов, в которых могли быть выражены законы, устанавливались в статье 53 Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того, Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами». 2

Разумеется, такие формы выражения законов были присущи монархической форме правления, в отсутствие парламентов и иных представительных органов.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов федерации в процессе законотворческой деятельности, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).

Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроектов, порядок предписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм, закрепление прав человека и гражданина, определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти, фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры, определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления.

Закон занимает особое место в системе нормативно- правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме технико-юридического оформления актов референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенным референдумом. С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом 1 .

Таким образом, главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализоваться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает. 2

Нормы права, содержащиеся в такой сложной совокупности актов, не могут противоречить друг другу. Такое положение, по каким либо причинам возникнет. Исполнители окажутся в ситуации вы бора- какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право, как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть право.

Поэтому одним из основных требований является их внутренняя согласованность между собой по способам воздействия на поведение людей.

Этот принцип настолько важен для придания целостности и единства многочисленным актам, что во всех государствах цивилизованного мира он закрепляется в конституциях. В законах страны закрепляются и регулируются наиболее важные стороны общественной жизни - экономической, политической, духовной. Поэтому в регламенте парламента специально устанавливается специальная процедура законотворчества, в которой предусмотрены все стадии проработки проекта закона, его обсуждение и принятия. 1

Обычно «закон» как термин в юриспруденции употребляется для обозначения наименования того или иного нормативно-правового акта, принятого парламентом. Например, закон «О милиции», закон «О безопасности», и т.д. Но этот термин может употребляться и обобщенно: все нормативные акты законодателя являются законами в отличие от актов, других государственных органов.

Итак, закон это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. 2

Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативно – правового акта обладающего высшей юридической силой:

    законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

    законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

    законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом «О референдуме»;

    законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

    Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно- правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

    Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён. 1

Итак, рассмотрели в данном параграфе, что такое закон, его сущность, характерные черты, и основные признаки. И так выяснили, что закон- это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий наиболее важные общественные отношения. Главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила.

Часть речи

В связи с общей «абсолютно ненормальной» ситуацией в области кодификации норм русского языка данная часть речи (как правило, письменной) не кодифицирована официальной российской лингвистикой и может признаваться ей как окказионализм или жаргонизм . Использующаяся в нём косая черта (часто неофициально называемая «слешем ») до 2006 года не признавалась стандартным общеупотребительным средством русской пунктуации . Это не помешало широкому распространению данного импровизированного союза во второй половине 1990-х и в XXI веке .

Использование

Конструкция может, в числе прочего, рассматриваться как калька с англоязычного термина and/or , также имеющего жаргонное происхождение.

Связь с булевой алгеброй

В булевой алгебре «или» - обычное обозначение дизъюнкции , результат которой в точности такой же, как у рассматриваемого выражения. То есть «или» уже включает в себя весь смысл «и/или». Однако союз «или» в русском языке может интерпретироваться и как дизъюнкция, и как сложение по модулю 2 , поэтому вариант «или» допускал бы разночтения. Менее тавтологичным было бы выражение «и/либо» («либо», или «исключающее или » - обозначение сложения по модулю 2), но так уж исторически сложилось, что прижился не этот вариант.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "и/или" в других словарях:

    Каз. ىله قازاق اۆتونومىيالى وبلىسى, Іле Қазақ автономиялы облысы уйг. ئىلى قازاق ئاپتونوم ۋىلايىتى, Или Қазақ аптоном вилайәти кит. упр. 伊犁哈薩克自治州 … Википедия

    1. союз одиночный или повторяющийся. Соединяет два или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения. Он или я. Или он уйдёт, или я. Завтра или послезавтра. В понедельник, вторник или в… … Толковый словарь Ожегова

    Самоназвание: Или тюрки Страны: Китайская Народная Республика … Википедия

    - “ИЛИ ИЛИ” (Enten Eller) первое и самое популярное произведение С. Кьеркегора. Опубликовано в 1843 под псевдонимом Виктор Эремита. В русских переводах издано фрагментарно: глава “Диапсалмата” под названием “Афоризмы эстетика” (“Вестник Европы” … Философская энциклопедия

    ИЛИ, союз. 1. разделительный. употр. при сопоставлении исключающих по значению друг друга членов предложения для указания на необходимость выбора между тем и другим; то же, что либо (в этом знач. постановка или перед каждым членом предложения… … Толковый словарь Ушакова

    ИЛИ, иль, аль союз либо; то есть, иначе, то же; разве, ли. Или то бери, или другое, любое, одно из двух. Сядь, или ляг, как хочешь. | Царь град, или Константинополь, или Византия, равно, одно и то же. | Шурин или женин муж, все одно. Или ты… … Толковый словарь Даля

    Река, впадает в озеро Балхаш; Китай, Казахстан. Этимология гидронима спорна: монг. или сверкающий, блестящий; др. тюрк. быстрый или большая река. Распространенное в прошлом объяснение из русск. ил совр. авторы исключают. См. также Алма Ата,… … Географическая энциклопедия

    Либо, то есть (т. е.), сиречь, иначе, иначе говоря, другими словами; alias, тож. Или или, либо либо, не то не то. См. разве, то есть... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. или … Словарь синонимов

    С латинского: Aut Ceasar, aut nihil (аут Цэзар, аут нихиль). Как сообщает римский историк Светоний (Гай Светоний Транк вилл, ок. 70 ок. 140 н. э.), римский император Калигула (12 41) жил в утонченной роскоши и всячески ее подчеркивал: принимал… … Словарь крылатых слов и выражений

    Или Казахский автономный округ каз. ىله قازاق اۆتونومىيالى وبلىسى, Іле Қазақ автономиялы облысы уйг. ئىلى قازاق ئاپتونوم ۋىلايىتى, Ili Ķazaķ aptonom wilayiti кит. 伊犁哈薩克自治州, пиньинь Yīlí Hāsàkè zìzhìzhōu Статус автономный округ Админи … Википедия

    Уже отданное клиентом распоряжение трейдеру о покупке или продаже ценных бумаг, в то время как заказы на другие ценные бумаги еще ожидают своего исполнения; как только трейдер исполняет этот заказ, другие заказы автоматически отменяются.… … Экономический словарь



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!