Цветовая гамма поэмы двенадцать. "А

Текст сочинения:

Свой ҭворческий путь А. Блок начинал как поэҭ-символист. Эҭим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму "Двенадцать" своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного талантливому лирику.
Основные цвета в поэме "Двенадцать" черный и белый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер. Белый снег.
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Сҭихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрываюҭ ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они защиҭники революции. Но с какой легкостью предаюҭся они разбою разгулу, грабежам, будто их цель не строительство нового мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет?;
символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту эҭих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
...И идуҭ без имени святого Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную, В толстозадую."
На данный моменҭ эҭи защиҭники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними "черное, риое небо", в груди "черная злоба, святая злоба".
И ҭуҭ появляется еще один цвет красный. Он сим-(пизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме ммелто красного появляется цвет "кровавый", красноречиво свидетельствующий обо всех тех жерҭвах, которых тре-буҭ разрушение старого и построение нового мира. Видимо, лирикому идеал революционеров мировой пожар щ одно стихийное воплощение, сжигающее и очищающей все отжившее, больное, мерҭвое. Но под силу ли чело-ияку контролировать эҭу неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови Господи, благослови!
И все же, несмотря ни на что, А. Блок вериҭ в революцию, в то, что ее участники и защиҭники со временем сумеюҭ преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинҭэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди Исус Христос.
А. Блок на самом деле величайший поэҭ, ведь в поэме "Двенадцать" он сумел передать не только "музыку революции", но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.

Права на сочинение "Цветовая символика поэмы А. Блока "Двенадцать"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления

образовательные:

  • определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта;
  • показать особенность восприятия поэтом революции

развития:

воспитательные:

  • воспитание любви к слову, способности сопереживать, сострадать

Место урока в системе знаний:

  • после первичного самостоятельного прочтения поэмы учащимися, в начале его текстуального изучения на уроке.

Основные понятия:

  • АНЕСТЕЗИЯ
  • СИНЕСТЕЗИЯ
  • ЗВУКОЦВЕТ

ХОД УРОКА

I. Столкновение с проблемой

Здравствуйте, ребята!

Во многих областях современной жизни: науке, искусстве, литературе, психологии активно используются слова со значением цвета .

Психологи отмечают связь цвета с эмоциями, т.е. каждый цвет вызывает определенную эмоцию.

Сравните репродукции. Какая из них понятна, позволяет увидеть эмоции, чувства?

(1 - наполнена смыслом, цветом, передает настроение, 2 - бесцветна).

Бесцветная картина - непонятна, оставляет зрителя равнодушным.

Отсутствие эмоций, чувств - бесчувственность называется АНЕСТЕЗИЯ .

Закрепляю на доске:

АНЕСТЕЗИЯ

Смешение чувств, например: слышим звук - видим цвет - представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ .

Закрепляю на доске:

СИНЕСТЕЗИЯ

(СИНЕСТЕЗИЯ - это психологическая соотносимость цвета, звука, слова)

Основополагающий вопрос:

Каким мы видим мир? (Ярким, цветным, в зависимости от настроения).

Использование черно-белой гаммы усиливают сходство с документальной фотографией, напоминают кадры немого кино (такой палитрой пользуется А.Блок в поэме "Двенадцать").

ЦВЕТ - один из факторов, определяющих состояние нашей психики.

Гипотеза исследования:

Мироощущение Блока через призму душевных терзаний исследованы недостаточно.
Анализ поэмы на основе СИНЕСТЕЗИИ позволит определить психологическое состояние А. Блока в момент создания поэмы "Двенадцать".

ТЕМА УРОКА: А. Блок "ДВЕНАДЦАТЬ": цветопись душевного состояния

Поэма А. Блока "Двенадцать" создана почти 100 лет назад в январе 1918 года.

Почему? Ответ определим в конце урока.

Двенадцать. С чем ассоциируется это слово?

В поэме 12 красногвардейцев, 12 глав;

  • 12 часов - полночь;
  • 12 месяцев - конец года.
  • 12 - символ конца дня, года, а также начало нового, шаг в неизвестное будущее:

II. Выдвижение рабочей версии:

Поэты-символисты знали, что звуки речи окрашены и зависят от смысла слова.

Звукобуква ассоциируется с цветом - это звукоцвет (раздать карточки)

см. Слайд 4

На доске:

ЗВУКОЦВЕТ - цвет, соответствующий звуку

Проблемный вопрос:

Существуют ли звуко-цветовые соответствия в поэме А.Блока?

III этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.

  • Определите звукоцвет 1 главы поэмы "Двенадцать".
  • Послушаем 1 главу в исполнении И. Кваши: (4:10)

(преобладающие звуки О, А, Э, У окрашены в темные и светлые тона, напоминают образ ВЕТРА).

Поработаем в группах. Определите, какова СИНЕСТЕЗИЯ других глав:

  • 1 группа - главы № 2,3,4
  • 2 группа - главы № 5,6
  • 3 группа - главы № 7,8
  • 4 группа - главы № 9,10,11

12 главу рассматриваем совместно, читает учитель:

Схема текста: на доске

Какова СИНЕСТЕЗИЯ текста:

  • Звуки
  • Образы?

Ответ: (Поэма построена на противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового).

Черный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете.

Учитель:

Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они - защитники революции. Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:

И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:

Пальнем-ка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними - "черное, черное небо", в груди - "черная злоба, святая злоба".

Еще одна краска достаточно часто появляется в поэме, какая?

Ответ: (Красная. Это символ кровопролития).

В очи бьётся
Красный флаг.
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...

Красный - это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими "державным шагом" двенадцатью красногвардейцами.

Черный, белый и красный цвет в поэме не столько передают картину всероссийских событий, сколько картину "мирового пожара").

Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой культуры , цивилизации, всего старого мира .

И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:

Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы - сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. Образ Иисуса Христа для Блока являлся вестником нового мироустройства, где люди будут жить категориями равенства, братства, свободы.

Такой увидел Блок-поэт революцию, обратите внимание на видение революции Блока художником Ю. Анненским, его иллюстрации понравились Блоку.

(см. слайды № 8,9,10) (схематичны, отсутствие ярких красок, черно-белый вариант сходство с документальным кино ).

Предпочтение ЧЕРНОГО, БЕЛОГО, КРАСНОГО цветов в поэме согласно теории французского психолога Макса Люшера, означает:

Оправдались ли надежды Блока на революцию?

Почему он хотел, чтобы поэму прочли когда-нибудь не в его время?

(Вслед за поэмой "Двенадцать" Блок создает стихотворение "Скифы", затем поэтического взлета не будет. Блок разочарован, поэтическая тишина, молчание:)

А. Блок - на самом деле величайший поэт, ведь в поэме "Двенадцать" он сумел передать музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.

Рефлексия: какой цвет сейчас предпочитаете Вы, поднимите карточки звукоцвет. Это ваше психологическое состояние, восприятие урока, ваши чувства, эмоции. Спасибо за сотрудничество!

Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Символика цвета и символика образов в поэме (двенадцати и Иисуса Христа)

Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX--XX веков. Будучи поэтом-символистом, Блок сумел в ярких и многозначных образах передать грандиозные события и предсказать грядущее. Блок услышал загадочную музыку времени, перелил ее в свои стихи, благодаря которым эта мелодия звучит и для нас, его потомков.

Читая поэму “Двенадцать”, мы слышим взволнованную речь автора -- очевидца и участника того великого события. Поэма “Двенадцать” -- своеобразная и правдивая летопись большевистской революции. Блок оригинально и образно попытался запечатлеть для потомков свое время, “остановить мгновение” хотя бы в своем произведении.

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком -- ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит -- ах, бедняжка!

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды.

Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой -- белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему.

Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны -символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Но цвета преобладают в поэме: черный и белый. Все события происходят вечером или ночью. Почему Блок выбирает это время суток?

Поздний вечер.

Пустеет улица.

Один бродяга

Сутулится,

Да свищет ветер...

Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь -- самое подходящее для них время суток.

Да еще ветер бушует, сбивает с ног. Это природное явление и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное. Ветер веселый «И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: “Вся власть Учредительному Собранию”... В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную силу. Недаром впереди революционного патруля оказывается Иисус Христос. Блок только обозначил будущее, оно еще высветится ярко и зримо в других его произведениях. Здесь же крепко “держится”, стараясь не отстать от настоящего, призрак старого мира -- голодный пес. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого, оно неотступно преследует по пятам каждого.

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались -- поколочу! ...

Скалит зубы -- волк голодный --

Хвост поджал -- не отстает --

Пес голодный -- пес безродный...

Как беспощадно и правдиво Блок показывает гибнущий привычный мир! Он ведь тоже принадлежит к нему. Но такова действительность, и автор не может покривить душой. Временами в поэме четко слышится радостное возбуждение лирического героя, он приветствует ветер перемен. А поэт, что ждет от будущего сам Блок? Скорее всего, он предвидит свою гибель вместе со старым, привычным и ненавистным миром, но противостоять этому невозможно, как немыслимо остановить стихию. В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” -- символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови --

Господи, благослови!

Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди.

Велика заслуга поэта, что он не просто сумел услышать время, а запечатлел его в своей поэме.

Трах-тах-тах! --

И только эхо

Откликается в домах...

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах...

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль.

Вот они, защитники революции! Жестокие, грубые, бездуховные каторжники и преступники. Но в финале поэмы появляется самый загадочный образ, который "облагораживает" всю шайку:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Он, судя по контексту, возглавляет отряд красногвардейцев. Можно предположить, что этим автор придал бывшим преступникам ореол святости, и теперь это уже не "голотьба", а новый, революционный народ. Некоторые исследователи творчества поэта предложили трактовать эту идею шире. Двенадцать - это апостолы, возглавляемые Петром. Но на каких основаниях строится эта идея? Лишь по их количеству, сходного с числом апостолов? Или потому, что среди них выделен лишь один - Петр? А может потому, что в финале их возглавляет Иисус Христос? Да, поэтому. Но они - апостолы нового времени, новой эпохи, предпочитающих вместо смирения борьбу.

Но сам Блок предостерегал от скоропалительных выводов: не следует недооценивать политические мотивы в поэме "12"; она более символична, чем может показаться на первый взгляд. Разберемся же с основным, самым загадочным образом поэмы - с образом Христа.

Образ Христа, завершающий поэму, многим критикам и литературоведам казался случайным и неуместным. Да и сам автор скептически относился к этому образу. Образ Христа в поэме "Двенадцать" многогранен: Христос как символ революционера, Христос как символ будущего, языческий Христос, старообрядческий сжигающий Христос, Христос-сверхчеловек, Христос как воплощение Вечной Женственности, Христос-художник и даже Христос-антихрист. Думается, что все эти по-своему остроумные допущения уводят от главного. Главное же заключается в том, что образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Но и это нельзя понимать однобоко: те самые двенадцать, идущие по улице и творящие беззаконие, убивающие простых людей также ассоциируются с Христом, и тогда образ Христа не может стать святым и нельзя говорить об оправдании революции. Но образ Иисуса Христа появляется у Блока не на пустом месте: уже в лирике поэта он занимал очень важное место. Например, в стихотворении "Вот Он - Христос - в цепях и розах..." и по ритму

Вот Он - Христос - в цепях и розах

За решеткой моей тюрьмы.

Вот Агнец Кроткий в белых ризах

Пришел и смотрит в окно тюрьмы.

и по настроению ("Единый, светлый..."), образ Иисуса Христа многогранен (как и в поэме).

Литературоведы предлагали множество трактовок этого образа, а споры по этому вопросу продолжаются и по сей день. В. Орлов рассматривал Христа как вождя угнетенных и обиженных, защитника бедных и обездоленных. Л. Долгополов предполагал, что образ Иисуса символизирует собой начало новой эры, будущее России - светлое и одухотворенное. Не менее интересны и иные точки зрения, противоположные выше обозначенным. Рассмотрим наиболее интересные.

В. Б. Шкловский писал: «Так, Александр Блок не мог разгадать своих "Двенадцати". Моя формула Блока: "канонизация форм цыганского романса" - признавалась, или не оспаривалась им.

В "12" Блок пошёл от куплетистов и уличного говора. И, закончив вещь, приписал к ней Христа.

Христос для многих из нас неприемлем, но для Блока это было слово с содержанием.

С некоторым удивлением он сам относился к концу этой поэмы, но всегда настаивал, что именно так получилось. Вещь имеет как бы эпиграф сзади, она разгадывается в конце неожиданно. Блок говорил: "Мне тоже не нравится конец "12". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему же Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем больше я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос. К сожалению, именно Христос".

Идеологический ли это Христос?

Вот вам отрывок из письма А.Блока к Юрию Анненкову:

"О Христе: Он совсем не такой: маленький, согнулся, как пёс сзади, аккуратно несёт флаг и уходит "Христос флагом" - это ведь - "и так и не так". Знаете ли Вы (у меня через всю жизнь), что, когда флаг бьётся под ветром (за дождём или за снегом и главное - за ночной темнотой), то под ним мыслится кто-то огромный, как-то к нему относящийся (не держит, не несёт, а как - не умею сказать)".

Значит, возможно такое понимание тему Христа: ветер. Ветер рвёт полотнища плакатов. Ветер вызывает флаг, а флаг вызывает кого-то огромного, к нему относящегося, и опявляется Христос.

Конечно, он "именно Христос" по запасу образов поэта, но вызван он композицией образов - ветром и флагом» .

М. Волошин предложил очень оригинальную идею. По его мнению, Христос не возглавляет отряд, а убегает от него, спасая свою жизнь. Может быть его даже ведут на расстрел, на казнь или на Голгофу. И "кровавый" флаг в его руках - это не знак революции и ее победы, это кровь Христа на белом флаге - символе примирения и капитуляции. Вторая точка зрения - точка зрения П. Флоренского, на мой взгляд, - самая удачная. Его идея основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени Христа - Исус (пропущена одна буква "и"). Случайным или необходимым назвать это сложно. Что этим хотел сказать автор? Может быть то, что возглавлял отряд не сын Божий, а самый настоящий антихрист. Именно он впереди красногвардейцев и всей революции в целом. Он как и Бог может быть "...и за вьюгой невидим" и "от пули невредим". Вполне обоснованная теория.

Борис Соловьёв так понимал образ Христа: «Христос в поэме Блока - это заступник всех угнетенных и обездоленных, всех, кто был некогда "загнан и забит", несущий с собою "не мир, но меч" и пришедший для того, чтобы покарать их притеснителей и угнетателей. Это Христос - воплощение самой справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, - какими бы суровыми и даже жестокими ни выглядели они в глазах иного сентиментально настроенного человека. Вот тот Христос, с которым, сами того не ведая, идут красногвардейцы, герои поэмы Блока. Конечно, такая трактовка вопросов морали вызвана идеалистическими предрассудками поэта, - но и их следует принять во внимание, если мы хотим уяснить образ, завершающий его поэму».

Те, кто приемлет насилие и террор, движим лишь жестокостью и злобой, не может возглавляться чистым и светлым. Такие люди не могут быть названы ни апостолами, ни святыми. Само собой, точки зрения выдвинуты людьми. Каждый человек, в силу своих жизненных позиций, убеждений и приоритетов, видит то, что хочет видеть. Так, ярые поборники революции - А. Горелов, В. Орлов, Л. Долгополов - предпочли увидеть в этом образе символ светлого будущего России. Флоренский же, к примеру, был вынужден покинуть Россию, точнее его "выкинули" из нее "философским пароходом". Потому и точка зрения противоположна.

Эволюционный путь развития всегда наиболее эффективен нежели революционный. Не следует словно двенадцать разрушать все старое, не создавая ничего взамен. Гораздо лучше перенять достижения прошлого и именно на их базе усовершенствовать то, что вызывало недовольство.

Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-сим­волист. Этим, наверное, можно объяснить и множество об­разов-символов, наполняющих его поэму «Двенадцать» - своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту. Основные цвета в поэме «Двенадцать» - черный и бе­лый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попада­ем в совершенно особый, нецветной мир: Черный вечер. Белый снег. Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявле­ние и воплощение в отряде из двенадцати человек. Быв­шие каторжники, «голытьба», нынче они - защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою, разгулу, грабежам, будто их цель - не строительство но­вого мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них свя­тым: ...И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта: Пальнем-ка пулей в святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую! На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними - «черное, черное небо», в груди - «черная злоба, святая злоба». И тут появляется еще один цвет - красный. Он сим­волизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме вместо красного появляется цвет «кровавый», красноречи­во свидетельствующий обо всех тех жертвах, которых тре­бует разрушение старого и построение нового мира. Види­мо, поэтому идеал революционеров - мировой пожар - еще одно стихийное воплощение, сжигающее и очищаю­щее все отжившее, больное, мертвое. Но под силу ли чело­веку контролировать эту неукротимую стихию? Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови! И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со вре­менем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопро­вождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающе­го начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках по­эмы: Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос. А. Блок - на самом деле величайший поэт, ведь в поэме «Двенадцать» он сумел передать не только «музыку революции», но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский за­мысел.

Цветовая символика поэмы А. Блока “Двенадцать”
Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-символист. Этим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму “Двенадцать” - своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту.

Основные цвета в поэме “Двенадцать” - черный и белый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер.
Белый снег.
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, “голытьба”, нынче они - защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою, разгулу, грабежам, будто их цель - не строительство нового мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними; “черное, черное небо”, в груди - “черная злоба, святая злоба”.
И тут появляется еще один цвет - красный. Он символизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме ^ вместо красного появляется цвет “кровавый”, красноречиво свидетельствующий обо всех тех жертвах, которых требует разрушение старого и построение нового мира. Видимо, поэтому идеал революционеров - мировой пожар - еще одно стихийное воплощение, сжигающее и очищающее все отжившее, больное, мертвое. Но под силу ли человеку контролировать эту неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем.
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!
И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
А. Блок - на самом деле величайший поэт, ведь в поэме “Двенадцать” он сумел передать не только “музыку революции”, но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!