Описание семьи лизы. «Бедная Лиза»: анализ повести

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.) сильно повлиял на развитие русской литературы, преобразовав русский язык, освободив его от сложных латинских конструкций и славянизмов, приблизив к живой человеческой речи.

Особенности сентиментализма

Творчество писателя воспитывает чувства, призывает к добру и милосердию. Так зарождается новое направление в русской литературе - сентиментализм, отводивший главную роль внутреннему миру человека.

Возможно, сегодня произведение "Бедная Лиза" кажется несколько отдаленным от жизни, а чувства героев - неестественными. Однако следует помнить, что Карамзин творил в И произведение "Бедная Лиза", написанное в 1792 году, послужило источником вдохновения для следующих русских писателей, являясь отличным образцом этого жанра. Для сентиментализма характерны острые конфликты, зачастую приводящие к гибели героя, и "Бедная Лиза" не является исключением. Смерть девушки потрясает и заставляет сопереживать уже многие поколения читателей.

Новое имя

Кроме нового жанра, Карамзин подарил нашей стране и новое имя, сделал его популярным. В переводе Елизавета означает "почитающая Бога". Так звали мать жену первосвященника Аарона. Это имя практически не встречалось у русских писателей до 80-х годов 18-го века. Стоит отметить, что в европейской литературе данное имя часто связывалось с образом горничной, служанки, обычно легкомысленной и кокетливой, и употреблялось в основном в комедиях. Образ Лизы в повести произведения читайте ниже), однако, не следует этой традиции. Разрывая привычные рамки значения слова, Карамзин и в этом порывал с классицизмом, его устоявшимися определениями.

Образ Лизы в повести "Бедная Лиза" сыграл важную роль в развитии русской литературы в целом, поэтому хотелось бы подробнее на нем остановиться. Вы увидите, что это была сильная натура, совсем не такая, какой ее привыкли изображать европейские авторы. Предлагаем рассмотреть образ Лизы в повести "Бедная Лиза" с цитатами и кратким содержанием произведения.

Действующие лица, сюжет

Но для начала укажем другие действующие лица повести и кратко опишем ее основные события. Кроме крестьянки Лизы, к основным героям относятся: ее мать, Эраст и рассказчик. Сюжет произведения в общем не нов: мужчина соблазняет юную девушку, а затем бросает ее. Однако эта история имела свои особенности. Автор описал типичную для России 18-го века ситуацию: дворянин, помещик, зная свою безнаказанность и пользуясь ею, соблазняет крестьянку, молодую девушку. Поражает в этой истории то, что в то время в этой ситуации общество отнюдь не стремилось осуждать помещика, и правда в любом случае была на его стороне.

Уже в названии угадывается отношение самого автора к своей героине: он называет Лизу бедной.


Первая встреча с героиней

Начинается повесть с описания Москвы, где в дальнейшем происходят некоторые события, а также в окрестностях которого впоследствии похоронили героиню.

Первый раз на страницах произведения автор описывает нам Лизу глазами рассказчика. Говоря о ней, он употребляет множество эпитетов ("любезная", "прекрасная" и др.), так что читателю может даже прийти в голову, что рассказчик любил Лизу. Однако концовка истории дает ясное понимание того, что он просто ее жалеет. Следует отметить, что в этой повести рассказчик выражает отношение самого автора к своей героине. За что же Карамзин любит и жалеет Лизу?

Прошлое Лизы

Обратимся к прошлому героини и опишем образ Лизы в повести "Бедная Лиза" коротко. Девушка эта по происхождению крестьянка, живет в бедной хижине со своей старой матерью. Когда нашей героине было 15 лет, ее отец, "зажиточный поселянин", скончался, и после его смерти семья обеднела и вынуждена была отдать землю в аренду за очень небольшую плату. Мать из-за слабого здоровья не имела возможности работать, и Лизе приходилось очень много трудиться, чтобы хоть как-то прокормить себя и мать. Девушка занималась разными ремеслами - вязала чулки, ткала холсты, весной собирала и продавала в Москве цветы, а летом - ягоды. Мы еще лично не знакомы с Лизой, но уже понимаем, что она самоотверженна, готова идти на жертвы ради близких, трудолюбива.

Характер Лизы

По мере развития сюжета раскрывается и характер главной героини, образ Лизы в повести "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина. Бедная Лиза - героиня весьма привлекательная. Мы понимаем, что это - чистая и глубокая душа, обладающая восприимчивым и мягким сердцем. Лиза часто грустила из-за смерти отца, однако матери старалась этого не показывать и стремилась казаться "покойною и веселою". Девушка по натуре своей робка и застенчива. Впервые встретившись с Эрастом, она "показала ему цветы - и закраснелась".

Таков образ Лизы в повести "Бедная Лиза". План этого образа дополняется еще одной деталью. Необходимо отметить и честность героини. Когда Эраст захотел купить у нее цветы и предложил вместо пяти копеек рубль, она сказала, что не хочет лишнего. Лиза наивна, иногда до крайности: она сразу сообщает, где живет, совершенно незнакомому человеку.

Речь главной героини

Анализируя это, можно сказать, что в этом образ Лизы в повести "Бедная Лиза" был проработан недостаточно тщательно: ее речь порой не такая, как у крестьянки, а как у девушки из высшего общества. Ясно, что необразованная простая девушка просто не могла так выражаться. Несмотря на это, образ Лизы в повести "Бедная Лиза" Карамзина считается первым образом женщины из низшего сословия в русской литературе. Изображение девушки из народа в 18-м веке было весьма прогрессивным и нетипичным, тем более в качестве героини любовного романа. Карамзин вложил в образ Лизы в повести "Бедная Лиза" глубокий смысл: перед Богом и любовью нет сословий, все люди равны, "и крестьянки любить умеют".

Позднее А. С. Пушкин в своем произведении "Барышня-крестьянка" продолжил эту тему, однако впервые ее ввел в литературу именно Карамзин.

Новое отношение к женщине

Еще одним новаторством писателя стало отношение к женщине. Ведь в 18-м веке ее считали ниже мужчины, у нее не было свободы. Женщина не могла любить того, кого захочет, избранника для дочери искали родители. Конечно, при такой ситуации редко можно было встретить счастливые семейные пары. Те, кто пытался любить вопреки воле родителей, подвергались позору в глазах общества, такая любовь считалась безнравственной. Образ Лизы в повести "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина наглядно показывает это. Позднее тему развивают и другие писатели, в частности Островский.

Преступление Лизы было в том, что она осмелилась полюбить вопреки общественному мнению. А любить русские крестьянки всегда умели страстно, пламенно и навсегда. Отказавшись выйти замуж за богатого крестьянского сына из соседней деревни, Лиза всецело отдалась своему возлюбленному.

Предательство Эраста

Но Эраст оказался подлецом, бросив Лизу. Героиня лишь случайно узнает о его измене. Поехав в Москву купить розовой воды, она случайно сталкивается на улице с его каретой. Лиза бросается к ней, но карета проезжает мимо нее и останавливается у двора большого дома. Героиня подбегает, обнимает своего возлюбленного, но тот спокойно сообщает, что женится (как выясняется позже, он женился на богатой вдове, чтобы поправить свое положение, поскольку в походе он проиграл в карты почти все свои деньги) и просит оставить его в покое, пытаясь откупиться от Лизы деньгами. И Карамзин вовсе не оправдывает своего героя, а открыто его осуждает. За свое предательство Эраст будет наказан: ему суждено до конца жизни быть несчастным и винить себя в смерти Лизы. В конце произведения он умирает.

Продолжая анализировать образ Лизы в повести "Бедная Лиза" Карамзина, мы должны отметить еще одну важную деталь - она любила Эраста, но в то же время не забывала о своей матери, и именно забота о ней остановила Лизу от попыток пойти на войну за своим возлюбленным. Хотя героиня очень переживала за Эраста, боялась, что его убьют на войне. Ведь Лиза не могла даже писать своему возлюбленному послания, поскольку просто не умела этого делать.


Смерть бедной девушки

Самоубийство Лизы - очень важный эпизод в раскрытии ее характера. Ведь эта девушка, казалось, являлась воплощением христианских добродетелей. Как такая чистая душа могла решиться на столь тяжкий грех? Героиня решает утопиться, бросившись в воду. Но нельзя осуждать Лизу - горе лишило ее последних сил, и героиня просто не выдержала. Даже перед смертью она не забывает о матери: идя на пруд, чтобы утопиться, она передает соседской девушке сто рублей с просьбой отдать их ее маме и сказать, что ее дочь любила человека, а он ей изменил. Писатель хотя и не оправдывает самоубийство героини, все же прощает Лизу. Николай Михайлович Карамзин верит, что, несмотря на всю тяжесть преступления, душа Лизы попадет в рай.

Значение повести

Многие писатели 19-го века (Тургенев, Достоевский, Пушкин, Островский, Гончаров, Толстой) черпали вдохновение из этого образа и создавали множество ярких женских характеров, таких же чистых и самоотверженных, как образ Лизы в повести "Бедная Лиза".

В этой повести автор затронул важные темы несовершенства устройства общества и недостатки человеческой природы. Мы не можем самостоятельно что-то исправить, остается лишь принять это как факт, а осуждать и упрекать кого-то бессмысленно. В произведении нет злодея, есть лишь принадлежащий к светскому кругу человек, действующий согласно общепринятым мнениям. Эраст имел доброе от природы сердце, однако полученные им "искусственные" воспитание и образование испортили его характер. Писатель сочувствует ему, поскольку в этой ситуации винить следует не человека, а нравы эпохи и общества, при которых жил герой.

Сразу же после своей публикации (в 1792 году) произведение вызвало большой интерес, не ослабевавший в течение нескольких десятилетий. Появлялись даже откровенные подражания, например, "Обольщенная Генриетта" Свечинского (1803), "Бедная Маша" Измайлова (1801).

Образ Лизы в повести "Бедная Лиза", краткое содержание которой вы только что рассмотрели, надолго запомнился читателям. Да и сейчас не забыто, ведь гуманистические идеи актуальны всегда.

Подробности Категория: Карамзин Н.М.

В повести «Бедная Лиза » Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.
Лиза - крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.
Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду.
Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.
Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.
Эраст - светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.
Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.
Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека.
Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.

Черты сентиментализма проявляются в повести в том, что ге­рои постоянно умиляются, плачут, испытывают другие возвы­шенные чувства, которым придаётся преувеличенное значение, что эти герои наивны, а действие происходит на фоне мирных пасторальных пейзажей (пейзажей, характерных для произведе­ний, изображавших идиллическую жизнь на лоне природы пасту­хов и пастушек).

Описания

«Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и её окрест­ностей, сделанного в пасторальном духе («молодые пастухи, сидя под тению дерев…») с добавлением романтической ноты («мрачные, готические башни», «сию ужасную громаду домов и церквей»).

Описанные Карамзиным картины Москвы совершенно изме­нились сейчас. Москву уже невозможно охватить взглядом, по Москве-реке не плавают рыбачьи лодки. Данилов монастырь ок­ружён домами, Воробьёвы горы увенчаны зданием МГУ, дворец в Коломенском давно разрушен. Исчезли дубовые рощи и поля. Немного грустно, что мы не можем увидеть Москву, описанную Карамзиным, но кто-то спустя двести лет будет печалиться о том, что не может увидеть Москву начала XXI века.

Описание Москвы не только знакомит читателя с местом действия, но и вводит в соответствующую атмосферу - мечта­тельную, задушевную, немного таинственную, создаёт настрой, помогающий воспринять главные мысли автора. Вторая функция описания -- композиционная: в начале и в конце повести мы ви­дим автора, посещающего Симонов монастырь, рядом с которым могила Лизы. Описания закольцовывают действие, придают по­вести цельность и законченность.

Характеристика Лизы

Лиза - молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то со­вершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных дере­венских развлечений.

Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкла­дывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьян­ки имеют чувствительную душу.

Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с та­ким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоян­ных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то измени­лось в их отношениях, и её это тревожило.

Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испы­тала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлитель­ная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное на­громождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить из­мены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из ил­люзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бо­роться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действи­тельности.

Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько по­гружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враж­дебным и равносильным полному исчезновению личности.

Характеристика Эраста

Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и распо­ложение её матери.

Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб- лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в сто­лице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафан­тазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской де­вушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.

Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он ока­зался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали пре­следовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он по­ступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безна­дёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.

Повесть «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей челове­ческой души, внимании к личности человека; герои повести - простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет боль­шое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести при­ближается к разговорному языку образованного общества того времени.

На этой странице искали:

  • бедная лиза анализ
  • анализ бедная лиза
  • карамзин бедная лиза анализ
  • характеристика бедной лизы
  • анализ произведения бедная лиза


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!