Что такое казачий спас? Душа должна быть чистой.

СПАС ВЕЛИКИЙ — это система расширения представлений и возможностей человека для наиболее полного и гармоничного взаимодействия с Миром.

Старинные предания о казаках (Выдержка из книги В. М. Черникова)

Старинные предания о казаках-характерниках полны чудес похожих на волшебство!

Жили когда-то казаки-характерники, коих ни пуля не брала, ни сабля ни рубала. Умели они заговаривать пули, проходить невидимыми сквозь неприятельские порядки, напускать в поля туман, оборачиваться зверем, выведывать любые секреты. Понимали они травы, минералы, могли вылечить любые недуги. Много легенд сложено про характерников, но мало кто знал, что под покровом волшебства скрывалась тайная НАУКА «СПАС ВЕЛИКИЙ».

Легенды складывались людьми, которые были свидетелями проявления сил Спаса, но не понимая сути явления объясняли увиденное волшебством. С другой стороны люди, владеющие Спасом, держали в строгом секрете эти знания. НАУКА передавалась от деда к внуку или от отца к сыну внутри рода, глава рода входил в Малый Круг. Таких родов было 13 (тринадцать), они-то и хранили все Знания о СПАСЕ ВЕЛИКОМ.

Каждый род, кроме основных знаний имел свою «специализацию» — это лекари-«цилюрники», кобзари-лирники, воины-лыцари, строители, чумаки-обозники и другие. Каждый род хранил и приумножал свою часть знаний Спаса, так как объем наработок каждого Рода был настолько велик, что только специализация позволяла во всей полноте нести свой родовой Спас. При этом был единый Спас Великий. Спас Великий — это как ключ к общей сокровищнице всех Родов Характерников.

Удивительные возможности, которые дарит НАУКА людям поистине безграничны.

Человек знающий Спас может предсказывать события, от многолетних прогнозов будущего до сотых долей секунд в бою, эти знания помогают сохранить молодость и продлить жизненную активность до преклонных лет. НАУКА о Спасе опирается на особое представление о Мире, человеке и его возможностях. Человек как Вселенная и человек во Вселенной — две главные вещи, на которых сосредоточенно внимание того, кто владеет Спасом. Познание законов мироустройства и соблюдение этих законов и есть СПАС ВЕЛИКИЙ.

ЗАЧЕМ НУЖЕН СПАС?

Кто-то приходит в Спас для того, чтобы вернуться к корням, наладить связь со своим Родом, а может даже для того, чтобы стать сильнее, обрести могущество. Разные могут быть варианты.

Кто-то приходит в Спас, ища свой Путь через свою Родовую память и желая познакомиться с людьми, также идущими через Родовые традиции.

Древняя Мудрость, заключенная нашими предками в Спасе, дается не для того, чтобы властвовать и повелевать над кем-то, и не для того, чтобы возгордиться над другими Родами. Спас всегда был наукой, дающей возможность осознать свой Жизненный Путь и пройти его оптимальным способом, а потом передать свои знания Потомкам.

Путь от волка-воина к жрецу-соколу обозначен в символике Спаса. Пройдя через силу, олицетворением которой является волк, человек должен подняться над обыденным простором бытия, и как сокол увидеть все пути дорожки, ведущие нашу Рассу к свету Творца. Собрав в себе воедино и Небо и Звезды, человек в образе Сокола охватывает своей Любовью всю Землю Матушку, весь Род земной, становясь истинным Хранителем, воином-характерником, жрецом-учителем. Конечно же, это всего лишь один из образов, скрытых в Спасе. Спас многогранен, обширен и захватывающе интересен.

У Казачего Спаса, по сути, есть две стороны: физическая и духовная. С физической (материальной) стороны это: техника боя, приёмы и тактика борьбы. А с духовной стороны это развитие человеческих способностей, умение переносить своё сознание на более тонкие уровни.

Техническая боевая сторона Спаса лучше сохранилась у донских казаков, а духовную сторону Спаса сберегли, в основном, запорожские казаки.

Более древнее название Великого Казачего Спаса – Характерство. Без духовной составляющей Казачий Спас Характерством не назвать. Хара – энергетический центр, который находится в районе живота. Сделать «Харакири» означает выпустить жизненную силу через хару к Ирию, славянскому раю. А знахарь это тот, кто знает хару, то с восстановления чего начинается любое лечение.

Великому СПАСу может научиться каждый.

Но, не по учебникам. Это Состояние, по старинному — Стан (сейчас так говорят на Украине), передаётся вживую, при прямом общении. Так же, как передаётся настроение.

Ещё одно свойство передачи Спаса. Передаётся он только Славяно-Арийским народам. Ключ в языке. Но т.к. древний славянский язык является предком японским и китайским иероглифам, то и на востоке встречаются подобные чудеса.

Нам известны японские самураи, те которые прославились умением делать харакири. В древности они владели лучным искусством – Кюдо (путь лука). И тут тоже многое выходит за рамки человеческого понимания. Стрелку принадлежит второстепенная роль. Выстрел осуществляется в некоторой степени без его участия. Он стреляет и попадает в цель как бы сам, но, с другой стороны, это обусловлено не его волей и желанием, а влиянием сверхъестественных сил. При стрельбе из лука, не нужно думать ни о цели, ни о попадании или промахе. Нужно войти в Состояние, и тогда попадает Оно. Такое состояние сознания изменяет поток времени человека. Характерник обретает способность видеть замедленный полет стрелы и успевает выпустить ещё семь стрел до того момента, когда первая достигнет цели. Например, именно такие способности и демонстрировал Брюс Ли.
Мы, казаки, славяне, русичи являемся потомками славных предков наших. Спас — древняя наука Белой Рассы, переданная нам из глубины веков как раз для такого переломного времени, как наше. Жрецы прошлого понимали, что придет время, когда почти все будет потеряно, забыто, и даже самые явные божественные дары будут обесценены. На мой взгляд, как раз Спас и есть та палочка-выручалочка, которую они создали для нас, своих потомков.

Что может дать Спас обычному человеку в повседневной жизни?

Спас может помочь справиться с некоторыми психологическими и бытовыми проблемами.

Один из вариантов современного обучения Науке Спаса состоит из 3-х ступеней:

1-я ступень: вхождение в само состояние Спас (Стан) и действие человека в повседневной жизни из этого состояния, что дает увеличение физической силы, уменьшение болевых ощущений, увеличение психологической устойчивости, спокойствия.

2-я ступень: работа с состоянием физического тела на уровне ощущений, что помогает управлять эмоциями, регулировать мышечный и психологический тонус, управлять своим вниманием и умом.

3-я ступень (рекомендуется не всем, а многим просто противопоказана): обучение управлению своими психическими ресурсами, обучение концентрации всех психологических и физических сил для решения определенной задачи. Высвобождение внутренних резервов организма, умение чувствовать вибрации пространства, овладение силой энергий и умение использовать их, владение прямым и духовным видением.

Странное дело Спас, с одной стороны каждый из пришедших в него считает, что сам выбрал его. Но только со временем понимаешь, что это сам Спас втянул, призвал те души, которые с ним связаны тысячелетиями, в лоно древнеславянской традиции именуемой Спас Великий.

Если ты читаешь эту статью, и что-то в твоей душе шевельнулось, возможно, это твой Род проснулся, услышав зов Спаса, и передал его Тебе.

Петр Крыгин — преподаватель традиции Спаса Великого, ученик Черникова Виктора Михайловича, также обучался у Анатолия Максимовича Скульского и Василия Андреевича Чумаченко. Кроме того Петр изучил много других направлений самосовершенствования и работы с энергиями и т.д.

Наталья Гриценко и Александр Служаев — ученики Черникова Виктора Михайловича, преподаватели традиции Спаса Великого, инструкторы Великой Северной традиции, эксперты системы Целостного Волнового Движения.
Информация о ближайшем курсе вконтакте:

Казачий спас является национальным боевым искусством русского казачества. О тайнах Казачьего спаса впервые открыто заявил писатель Юрий Сергеев в своем романе «Казачий остров ».

В основе Казачьего спаса лежит уникальная техника боя.

Однако помимо воинского искусства неотъемлемой частью Казачьего спаса является практика целительства , а также мощнейшая молитвенная практика.

Воинская практика русского казачества включала особый ритуал, основой которого было молитвенное правило Казачьего спаса.

Казачий бой

В романе «Казачий остров » Юрий Сергеев упоминает молитву Казачьего спаса, которую казак читает перед боем.

Типичная сцена Казачьего боя выглядела примерно так:

До начала боя казаки на лошадях выезжали и останавливались напротив неприятеля. Затем, вращая нагайки и обнажая шашки, начинали скакать по кругу, читая молитву. Постепенно темп увеличивался. В определенный момент казаки разворачивались и лавой шли в атаку. Было уже неважно, насколько превосходил их в численности неприятель или насколько обученными были вражеские воины. Казаки сметали все на своем пути.


Характерной для Казачьего спаса техникой является «рубка до седла». Казаки говорят, что состояние, достигаемое посредством молитвы создает ощущение, что Архангел вручает тебе особый меч и сам ведет и направляет теб я.

Сила Казачьего спаса

Основой Казачьего спаса является Православная вера и древние традиции национальной культуры, основанные на силе рода.

Как утверждают исследователи – сила Казачьего спаса кроется в так называемом праведном гневе и представляет собой своего рода сверхоружие, которое, казалось бы, может быть чрезвычайно опасным в наше время.
Однако, это не совсем так.

Казаки уверены, что основы Казачьего спаса контролируются высшими силами и любое использование практик во зло – влечет практически мгновенное наказание для того, кто осмелился злоупотребить силой Казачьего спаса.

Казачий бой – в техническом плане – это абсолютная импровизация.

Приемов, как таковых – не существует.

Основой боя Казачьего спаса является именно внутреннее состояние, достижение и поддержание которого возможно только при духовной чистоте и чистоте помыслов.

Казачьи спас – не может по определению быть оружием нападения. Это инструмент защиты. Но когда боец Казачьего спаса защищаясь бьет врага, он уже не оборачивается, чтобы посмотреть, что стало с врагом, потому что Казачий спас не оставляет врагам шанса.

Если неприятель приступил границу – его нужно уничтожить.

И в данном случае у воинов Казачьего спаса отсутствуют признаки либерализма и сострадания к врагу.

Обучение Казачьему спасу

Казачий спас имеет интересную особенность. Знания передаются через поколение – от деда к внуку.
Однако к обучению допускаются далеко не все члены рода, а только, как утверждают сами казаки, «чистые сердцем и чистые духом », те, кто способен еще в юном возрасте обуздать гордыню.

До начала обучения, ученик проходит множество испытаний и только немногие допускаются к тайнам воинского искусства.

Мастера боевых искусств говорят, что истинные боевые искусства, имеют очень тонкую грань, приступить которую легко, а удержаться невероятно трудно . Это, как идти по лезвию бритвы, шаг влево, шаг вправо и прольется кровь.

Казачий спас основан на многовековых традициях, почитании предков, знании и уважении своего рода и национальной культуры.

Основа Казачьего спаса – это, прежде всего духовная и молитвенная практика русских воинов, имеющих дар духовной чистоты и умеющих использовать «праведный гнев» во спасение.

Казачий спас – это боевое искусство, овладеть которым могут только люди, обладающие определенными духовными и нравственными качествами.

Воинская практика Казачьего спаса – это искусство, способное открыть в человеке не только невероятную физическую силу, но прежде всего – силу духа.

Ключевым моментом умений характерников является «бачення» - видение или умение наблюдать явления, обычно ускользающие от человеческого внимания в силу чрезвычайной обусловленности обыденного восприятия. Некоторые полевые структуры может видеть любой нормальный человек с нормальным зрением, более того, в своей повседневности люди эти структуры видят, но считают, что им показалось.

Видеть энергетические структуры человеку мешает отсутствие двигательного рефлекса мышц глаз, а он не образуется, в свою очередь, из-за социальной невостребованности этой информации, ее отрицания и неприятия.«Бачення» можно разделить на два больших вида - условно назовем их интроспективное и экстраспективное. В первом из них восприятие происходит при помощи внутреннего образа, напоминающего образы воспоминаний либо визуальной фантазии, но в специальном контексте, называемом «модельное пространство».

Модельное пространство позволяет получать информацию о скрытых свойствах объектов реального мира, их трансформации во времени, перемещении в пространстве. Кроме того, такой способ восприятия позволяет видеть любой объект «как есть», либо «как должно быть» и, соответственно корректировать свое поведение. Когда человек начинает спать, есть, одеваться, действовать вообще, т.е. жить в соответствии с внутренним «баченням», жизнь его меняется, а «бачення» становится человеческим естеством. Второй способ «бачення» - видение полевых структур обычными физическими глазами, точно так же как мы видим любые физические объекты. При этом используются непривычные для глаз фокусировки их оптических осей и кривизны хрусталика.

Мышцы, задействованные в этих, непривычных глазам, движениях, двигались в таком режиме в детстве, когда глаза привыкали видеть, что нужно, хотя видели намного больше. Соответствующие таким движениям зоны коры головного мозга, спавшие до сих пор, возбуждаются и передают возбуждение на соседние участки коры, и возникает, теперь уникальное и редкое, но хорошо известное в детстве состояние - новизны всего окружающего. Нестандартное возбуждение распространяется дальше, и волна активности проходит по все большей площади, активируя незадействованные или спящие ассоциативные связи, они в свою очередь требуют больше кислорода и глюкозы, создавая прилив крови, еще больше возбуждая нейроны, и процесс становится лавинообразным.

Состояние Спас.

Состояние Спас равно стрессу - генерализованной реакции организма на недетерминированный угрожающий стимул. На человеческом языке предыдущая фраза означает, что если некое событие не имеет предопределенного, заложенного опытом жизни и воспитанием образа действия, то возникает всеобщее возбуждение организма, не имеющее конкретной направленности. При отсутствии реакции замирания (физического или психического ступора) на возникший страх, человек переходит в состояние адаптации к происходящему, при этом страх исчезает, и резко повышаются возможности организма человека в плане моторики, эмоциональных реакций, мыслительных способностей.

Сложно описать все процессы и явления, одновременно или последовательно происходящие в физиологии, восприятии, психике и энергетике, в общем, они приводят к состоянию (стану) называемому Спас, оно открывает доступ к ресурсам и резервам психики. Адаптация сознания к состоянию Спас, перевод стрессового состояния из зоны дискомфорта в зону комфорта, инициирует комплексные глубинные изменения, дающие возможность что-то поменять в своей жизни. При этом не имеет значения, преследуют ли Вас по жизни неудачи или Вы баловень судьбы, всегда найдутся цели, требующие поиска новых путей и инструментов их реализации. Цели могут быть любые.

Спас подходит для всего, это наука для жизни вообще, и выживания в критических ситуациях, в частности, это способ изменить принципы мышления, выйти за рамки привычного, стандартного.Основой изменений становится появление или усиление ощущения «внутреннего стержня» - базового чувства «Я есть», чувства непрерывности и неуязвимости собственного существования. Кроме того, возникает чувство поддержки, идущее из ниоткуда, не имеющее никакого материального носителя, чувство, которое просто есть, что уменьшает тревожность, сомнения, тем самым, повышая уверенность и спокойствие. Обостренное ощущение «внутреннего стержня» приводит к переоценке ценностей, которыми становятся некие внутренние ориентиры, основанные на врожденных задатках, а не на кем-то заложенных схемах реакций и программах поведения. Соответственно меняются двигательные стереотипы, схемы мыслительной деятельности и предпочтительные схемы эмоционального реагирования, что на языке эзотерики называется отработкой кармы - психических и энергетических следов прошлых поступков, травмирующих событий, последствий воспитания, следов, переданных по родовой линии.Базовое чувство «Я есть», кроме всего прочего, становится основой для развития или обострения интуиции, так как уменьшается отрицательное влияние мысленной «жвачки», так называемого внутреннего диалога.

Практика

Научить видеть через книгу практически невозможно. Какое-то время назад я бы сам не поверил в такое и, тем не менее, давайте поработаем. По сути своей все описанное в дальнейшем просто, не требует никакой предварительной подготовки и особой концентрации. Требуется немного времени, терпения, внимательности и лист белого ватмана или любой равномерный белый, лучше вертикальный, фон. Повесьте лист на стену, станьте так, что бы свет падал сбоку и не давал тени, от вытянутой к ватману руки на фон.


Шаг первый

Вытяните руку вперед, сожмите в кулак, оставив указательный палец прямым и расположенным вертикально, ногтем к себе. Внимательно, но недолго, рассмотрите палец по контуру - ничего нового: фаланги, складки, ноготь, кутикула. Теперь направьте взгляд рядом с пальцем, в воздух, в 0,5 - 1,5 миллиметрах от него. И пройдитесь взглядом в воздухе, на указанном расстоянии вдоль пальца. Если Вам показалось, что в воздухе что-то видно, присмотритесь к этому «чему-то». На что оно похоже? Возможно это тонкая, едва заметная, прозрачная линия, точно повторяющая контур пальца? Может она появилась, сразу пропала, появилась опять и опять пропала? Потом появилась и осталась? Проверьте, увидели ли Вы что-нибудь. Отведите взгляд, поморгайте и сосредоточьтесь опять.

Если ничего не увидели или Вам трудно сфокусировать взгляд просто в воздухе, нужно взять шариковую ручку или иглу, и кончик расположить на расстоянии 2-2,5 мм от пальца сбоку, перпендикулярно к нему, так, чтобы белый фон находился за промежутком между кончиком иглы и краем пальца. Сфокусировав взгляд на промежутке, рассматривайте воздух в нем, пока увидите ту самую прозрачную линию, описанную выше. Точно так же проверьте увиденное, отведя и вернув взгляд.

Третий способ - модификация второго, поднесите к боку рассматриваемого пальца на одной руке кончик пальца другой руки, все внимание на промежуток воздуха между пальцами. Научившись фокусировать глаза, чтобы видеть тонкую прозрачную линию сбоку пальца практически сразу, опять проверьте себя следующим образом: расположите палец правой руки горизонтально, кончиком влево и ногтем вверх, сфокусируйтесь на прозрачной линии, в дальнейшем будем называть её просто «первая» (в смысле первая оболочка), сверху пальца от ногтя по всем трем фалангам и когда будете видеть ее более мене устойчиво, медленно начните сгибать-разгибать палец, удерживая «первую». Если движения первой совпадают с движениями пальца - значит Вы на самом деле видите самый плотный, самый близкий к телу и самый простой в восприятии энергетический слой того, что называют «аурой».

Дальше нужно попросить кого-нибудь стать перед ватманом и с расстояния 2-3 метра посмотреть в воздух на расстоянии 5-7 мм сбоку от плеча. Научившись видеть «первую» на плече другого человека на фоне ватмана, переходите к другим объектам и менее идеальным условиям. Рассматривайте людей в транспорте, на улице, в магазине, постарайтесь определить у всех ли «первая» одинакова, если есть разница, то в чем она. Меняйте фон, на котором смотрите, и задайтесь вопросом, какой фон и освещение более всего подходят лично Вам. Порассматривайте животных, растения, камни, определите есть ли «первая» у них.Это и есть самый первый и самый легкий шаг на пути изменения восприятия, он усиливает доверие к явлениям, ранее не проникавшим в наше сознание.

Шаг второй


Перед Вами на рисунке свеча в немного искаженном исполнении. Многие из Вас наверняка видели сферические слои вокруг любого светящегося объекта в темноте или на темном фоне. Сначала потренируйтесь на этом рисунке, потом на реальной свече. В изложенной ниже задаче, опять же, отсутствует какая бы то ни было мистика, связанная с сакральным смыслом свечей, только тренировка глазных мышц. Задача сводится к тому, что бы научитесь делать две вещи одновременно: глазами смотреть на рисунок и часть внимания держать на кинестетике (тактильных ощущениях), точнее на наличие или отсутствие изменений в ней, это важнее чем все остальное. Чтобы заметить изменения необходимо иметь, что с чем сравнивать. Для этого проводится ревизия обычного состояния сознания, когда внимание распределяется по всему телу одновременно и регистрируются все ощущения в нем на данный момент времени, далее эти начальные ощущения тела сравниваются с происходящими изменениями, если таковые имеются.

Итак, пламя состоит из слоев (в жизни приблизительно также, но по-другому), из почти белого (самый внутренний - пусть будет первым), далее второй, третий и т.д.

Что нужно сделать? Научитесь видеть отдельно, с обеих сторон от белого (первого) каждый последующий слой, останавливаясь на каждом слое в течение минуты - двух, запоминая положения глаз. При этом Вас как бы не интересует все, что находится внутри и снаружи слоя, который Вы рассматриваете. Этот слой в субъективном восприятии либо будто всплывает, т.е. приближается, выезжает вперед, либо наоборот как бы проваливается, уходит назад. Когда Вы достигаете эффекта движения слоя, запомните положение глаз и переходите к следующему слою. С использованием этого рисунка у Вас может получиться до 7-ми положений. Запомните, что происходит в ощущениях с глазами и в голове, точнее вокруг.

После этого переходите к реальной свече, рассматривая ее слои уже объемно. Ваша задача запомнить, как движутся глаза на один шаг, т.е. на один слой светящегося шарика свечи.Следующий момент - переходим опять к рассматриванию пальца на белом фоне, повторяя манипуляции вниманием со свечой. Рассматривая физический палец с двух сторон одновременно, сдвигаем глаза, как на один слой свечи, что бы увидеть «первую» с двух сторон от пальца, и возвращаем взгляд опять на физику. Повторяем процедуру несколько раз, чтобы запомнить движение глаз в следующее положение. После чего, вспомнив упражнение со свечой, делаем переход от «первой» в следующее положение глаз, рассматривая воздух с двух сторон от пальца на расстоянии 0,5-1 см.

Если Вы увидели некую мутную или прозрачную, шевелящуюся область, возможно с вкраплениями цвета, следует провести проверку. Медленно согните палец, если увиденное Вами повторяет движение пальца, Вы видите «вторую». Дальше переходите по краю «второй» с одной стороне пальца в сторону локтя, Вы должны увидеть увеличение толщины видимого слоя. Теперь переходите к рассматриванию других людей, начиная с места сбоку от плеча. Постарайтесь увидеть «вторую» по всему контуру тела.Если Вы научились держать внимание в своем теле при рассматривании «второй», то вполне вероятно Вы смогли заметить некоторые изменения, произошедшие в Вашем ощущении себя.

Опишите их себе и запомните. С каждым «смотрением» «второй» эти ощущения будут нарастать, становиться ярче и, в конечном итоге, Вы cможете познакомиться с тем, что называется «состояние силы».Это новое ощущение себя и дает психологический выигрыш в общении, в состоянии пониженного настроения, бессилия, отсутствия уверенности в себе и других отрицательных состояниях.В положительных состояниях такое самоощущение позволяет сойти с наезженной колеи мышления, найти новое решение в творческом поиске, просто иметь больше физических и моральных сил для решения повседневных бытовых или рабочих дел.Задача состояния силы - расширение сознания, задача расширения сознания - в том числе дать силу. Под «силой» здесь понимается сила и скорость психологических, физиологических и физических реакций человека.


Воины-оборотни

Истории о волкодлаках можно отыскать в сказаниях и легендах практически всех индоевропейских народов.

Первые упоминания в русской письменности о волкодлаках относятся к началу ХIII века. Но традиция оборотничества уходит глубоко в древность. О ней писал даже Геродот (V век до нашей эры) в своей «Истории», в четвёртой книге «Мельпомена» о праславянском племени невров сказано: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние». Жили невры на территории нынешней Белоруссии. Может быть, наши пращуры обладали утраченной ныне способностью к ликантропии (так сие именуют учёные)?

Сложный вопрос: действительно ли волкодлаки умели принимать облик животного?..

Как большинство людей, я скептик, и если не видел лично сам, то поверить мне сложно. Правда, неожиданно сам для себя припомнил, что мне приходилось иметь дело с человеком, который оборачивался волком… Вернее, он говорил, что такое произошло с ним.

Говорил это не лично мне, а немалому залу на Международном фестивале фантастики в алтайском Бийске весной 1998 года. Никто публично неверия не выразил, задавали ему вопросы именно как оборотню, мужчина отвечал довольно достоверно, но у меня глубокий скепсис остался.

Увы, не помню ни его имени, ни фамилии. Он приехал откуда-то с Северного Кавказа. Роста заметно ниже среднего, лет 35-45, смуглый, темноволосый с чёрными круглыми глазами чуть навыкате. Осталось ощущение какой-то пришибленности, что ли, словно он был не от мира сего.

Тогда мужчина в лесу вонзил нож в пень, перевернулся через него и стал волком. Осталось в памяти, как он с щемящим чувством (это я почувствовал) говорил о своей любви к волчице и волчатах… Каюсь, не могу сейчас вспомнить, как он вернулся в человеческое обличие. Напоследок мужчина сказал, что очень хотел бы возвратиться в волчью стаю…

А вот как с волкодлаками, делали ли они подобное?..

Мне думается, что на самом деле оборотней не было, волкодлаки лишь наводили морок-внушение на других и казались им волками, дабы внушить страх. Другая вероятная версия: витязи лишь впадали в своеобразный транс - изменённое сознание - и ощущали себя волками, медведями или волкомедведями. Возможно, это позволяло использовать скрытые резервы организма и человек становился более сильным, ловким, стремительным, как зверь. Можно сказать, что они были властелинами времени: психологически ускоряли его течение для себя, и тогда действия врага ими виделись как бы сильно замедленными, что позволяло своевременно уклоняться от ударов и наносить удары самим. Их действия оказывались быстрее мысли.

(Иногда и у обычных людей в критических ситуациях открываются неиспользуемые резервы организма… Читал про лётчика, который в падающем самолёте за несколько секунд совершил много авральных действий, на которые обычно уходило не менее минуты, и спасся…

На зимовке в Арктике случилось и такое. Вышел полярник к самолёту, принялся снег отгребать. Кто-то тронул его плечо, он обернулся и оказался нос к носу с белым медведем… «Когда я пришёл я в себя, - рассказывал потом мужчина, - то оказалось, что я сижу на крыле самолёта, а снизу на меня удивлённо смотрит медведь…» Мужчина в комбинезоне, унтах с рыхлого снега без разбега одним махом запрыгнул на крыло самолёта, которое находилось выше уровня его головы?! Он потом следы на снегу осмотрел, убедился, что прыжок совершил именно с того места, где стоял, без всякого разбега. Можете себе такое представить? Да ни один чемпион мира по прыжкам хоть в высоту, хоть в длину подобного не повторит!..)

Известные своими частыми походами на Золотую орду (во время татаро-монгольского ига?!) северные ушкуйники звались так в «честь» ушкуя, полярного медведя.

Древнерусская книга «Чаровник», попавшая в число запретных при христианстве, указывает 12 видов превращений, в том числе - в волка и медведя. Но это так, между прочим.
Кулак Перуна, Буза, Скобарь и Казачий Спас

По мере распространения христианства, которое, мягко говоря, не приветствовало оборотней, традиции витязей-чародеев стали исчезать. Или уходить в «подполье». Наследники этого ратного искусства - преимущественно в среде казаков - стали именоваться иначе, умение превращаться в волка скрывалось или упоминалось лишь как незначительная составная часть.

Примерно в это время, хотя, возможно, и значительно раньше, сформировался Казачий спас - этакий сплав боевой магии и ратного искусства арийцев-гиперборейцев, джанийцев, руанцев, новгородцев и им подобных. Понятно, что в мирное время, в быту столь специфические познания были излишни, потому они сохранились среди тех, кто постоянно воевал - среди казаков. Легко разглядеть легендарных волкодлаков в галдовниках, химородниках и чаклунах (колдунах), заморочниках, спасовцах, характерниках, казаках-пластунах, обладавших древними военными чарами, которые современному «просвещённому» человеку кажутся сказкой и находятся за гранью его понимания.

Например, искусство проникать в мысли врага (телепатия) и наводить морок - «насылать сон», внушить то, чего на самом деле нет: скажем, создать фантомов-двойников, заставляя противника «биться с пустым местом». Сейчас подобное называют гипнозом. С помощью внутренней силы (здравы) воины-маги окружали себя невидимым силовым полем, который делал их неуязвимыми. Такие казаки-характерники были способны к ясновидению, умели «заглянуть в зерцало за тысячу вёрст», нанести энергетический удар, даже - смертельный, «на двенадцати языках сердито разговаривать» и оборачиваться в волка.

Просто удивительным было воинское искусство характерника: в бою он словно исчезал и появлялся из ниоткуда с быстротой молнии, будто управлял пространством и временем, осыпая градом ударом, которые противники просто не успевали парировать. А сила удара была такова, что порой враг казался внезапно оторопевшим, а затем распадался на две части. Легко представить, какое впечатление оказывало подобное зрелище на других!

Характерник мог подолгу обходиться без еды и питья, укрыться и стать невидимым в совершенно ровной степи или в кроне дерева, сливался с конём. Подолгу сидел под водой, а затем сухой из неё выходил. Владел заговорами, знал лечебные травы и умел излечить раны с поразительной быстротой.

Порой казаки не просто побеждали противников, а делали это намеренно издевательским образом. Например, могли заставить взять в плен вместо себя козла, а то и устроить междоусобную свару, в которой враги убивали друг друга. Характерник же стоял в стороне и с усмешкой наблюдал за всем этим.

Колдун Сирко и другие

Среди всех казаков-характерников особенно впечатляюще выглядит кошевой Иван Сирко, живший в XVII веке в эпоху наибольшего расцвета Запорожской Сечи. В легендах он предстаёт фигурой просто сказочной, о нём говорилось, что равного Сирко никогда не было и не будет. Именуют его «превеликим колдуном», а турки звали «шайтаном».

Начнём с того, что он появился на божий свет с зубами и, когда бабка-повитуха проносила его мимо стола, то ухватил с него пирог и тут же съел. Представляете, каким стал этот младенец, когда вырос?! Понятно, что Сирко мог оборачиваться волком, в таком обличии пробирался в расположении турецких войск, на постовых навевал глубокий сон, а затем учинял погром…

Рассказывали, что однажды Иван Сирко подстрелил купающегося у безымянного острова чёрта, тот млыкнул (булькнул) в воду. После этого остров стали именовать Чертомлыком.

Не брала казака ни стрела, ни пуля, ни сабля. Он ловил пулю на лету рукой. А то подставлял под удар свою руку, но от острой сабли оставался лишь едва заметный синий след.

Во время знаменитого похода казаков на Крым у Перекопа произошло сражение с ханским войском. Отряд Сирко проник во вражеский тыл. Крымчане ясно видели их приближение, даже мурзы в свои подзорные трубы, но приняли за своих (навёл чародей на них морок). Каким же потрясением для врагов явилось нападение этих мнимых своих! А потому оказать достойного сопротивления они не смогли и были разгромлены. Сам хан чудом спасся бегством…

После смерти своего кошевого запорожские казаки отрезали его правую руку и возили с собой на войну. В трудные моменты выставляли вперёд со словами: «Стойте, братья-казаки, душа и рука Сирко с нами!» Многие верили, что Сирко не умер, а живёт и ныне, воюет с врагами Христовой веры.

Всеми чертами казака-характерника обладал легендарный атаман Степан Разин. Ему приписывали знания чародейства, видели одновременно в разных местах (двойники?), он умел наводить морок.

Среди запорожских казаков-характерников был известен Фесько, который в бою «отращивал» себе сразу несколько голов, так что враги не могли понять, какая из них настоящая.

Самые сильные характерники могли наводит морок даже на большое количество людей.

Такое наглядно продемонстрировал казак Шевчик. Однажды, в Рождественскую ночь 1668 года, на территорию Запорожской Сечи проник отборный отряд турецких янычар численностью в 14 000 человек. Они «сняли» не особенно бдительных часовых, которые не ждали беды, и уже готовились приступить к массовой резне спящих казаков. Но врагов обнаружил Шевчик и применил своё умение характерника: около часа янычары пробыли в странном оцепенении. Как позже говорили немногие уцелевшие: им казалось, что они стоят на главной площади Стамбула на войсковом смотре перед самим султаном… За этот час казаков разбудили, они вооружились, приготовились и по сигналу бросились на врага… Огромный отряд турок был уничтожен почти полностью, спаслось менее сотни…

В одном из походов в начале XVII века кошевой атаман запорожских казаков Кисек попал в плен. Его заковали в цепи и посадили у весла на галере. Но уже при первом заходе в порт Гезлев (современная Евпатория) он внушил надсмотрщику, что является пашой и приказал освободить всех гребцов. После чего охрана была вырезана, а галера спокойно среди бела дня уплыла из гавани, никто ничего не заподозрил. Лишь ближе к вечеру наваждение спало и янычары заметили: то что казалось им разбитыми бочками, плававшими у мола, на самом деле является трупами турков…

Казак-чародей Иван Богун однажды провёл свой отряд через польский лагерь и при этом ни одна собака не залаяла…

Когда казаки не могли уйти от погони превосходящих сил, а укрыться в степи было негде, то они останавливались. Казак-маг втыкал по кругу копья, за них все вставали, завязывали морды лошадям, чтобы те ненароком не заржали, и он внушал преследователям, что они видят лишь заросли камыша или рощицу, на которые не нужно обращать внимание. Так и происходило…

Умели характерники изготовлять «крики». Взяв обычные стебли камыша, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Этот камыш раскидывали вокруг своего лагеря. Если вражеский конь в ночи наступал на такой камыш, то ржал и будил казаков…

Пластуны - спецназ Российской Империи

Сильнейшими в армии Российской империи были казаки. Вот как оценивал их Наполеон: «Казаки - это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Интересно сказал о казаках Анри Стендаль: «Они были чисты, как дети, и велики, как боги».

Казаки тогда произвели столь устрашающее воздействие на французов, что они по сей день словом «казак» пугают своих детей.

Среди казаков была элита, лучшие из лучших - «наследники» витязей-оборотней - пластуны. Прочие названия постепенно позабылись.

Пришло это слово из Запорожской Сечи. Там по давней традиции все курени именовались либо по имени атамана-основателя (Васюринский, Поповический, Брюховецкий…), либо по местности, откуда они вышли (Полтавский, Уманский, Каневский…), но лишь один из 38 куреней звался по роду деятельности - Пластунский. В него входили лучшие из лучших казаков.

В каком-то смысле, пластуны были всегда, только звались иначе. В «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.Щербина пишет: «По роду их деятельности, в дозоре или в тылу противника, им приходилось нередко часами, не шелохнувшись, лежать пластом на земле, слившись с окружающей местностью, и вести наблюдения. Отсюда и пошло название «пластуны».

В 1842 году пластуны были признаны особым родом войск, так стали именоваться все пешие казачьи отряды.

Пластунами являлись люди преимущественно средних лет, утратившие порывистость молодости (нужна была трезвая голова), но сохранившие хорошие физические кондиции. Владели любым видом оружия. Экипировку имели предельно простую, но функциональную: всё необходимое носили с собой. Обладали безграничным терпением и выдержкой. Могли часами пребывать в укромном месте, идеально вписавшись в местность, высматривая врага. Бесшумно двигались, проникали в расположение вражеских войск, снимали часовых, а то и выкрадывали «языка», наносили «точечные» удары. Понятно, что они часто оказывались вынужденными принимать неравный бой и нужно было уметь постоять за себя. Будучи обнаруженными, пластуны никогда не сдавались: предпочитали погибнуть, но не попасть в плен. Так что подобное бывало редчайшим исключением.

Героя Кавказской войны потомственного казака, генерала Якова Петровича Бакланова (1809-1873 гг.) горцы прозвали «сатаной», так как были твёрдо уверены, что ему помогает нечистая сила. Ну, ещё бы так не считать, Яков Петрович страшенным по силе ударом шашки разрубал врага от плеч до самого седла, об этом потом пелось в казачьих песнях.

Однажды меткий стрелок Джанем пообещал убить его, когда тот выйдет на своё обычное место просеки на Качкалыковском хребте. Яков Петрович, зная это, всё же явился туда. Хладнокровно встал на видном месте, практически не шевелясь, и позволил сделать Джанему два выстрела (оба мимо!), а когда тот сильно удивлённый промахами немного высунулся из-за скалы, послал ему меткую пулю прямо в лоб…

Шамиль собрал 25-тысячное войско и расположился за рекой Мичик, чтобы отрезать подразделения Я.Бакланова от основных войск. Но последний сумел провести 5 рот пехоты, 6 сотен казаков с двумя орудиями сквозь линию неприятеля, не иначе как помогло искусство характерника наводить морок…

В годы Первой мировой войны Российская империя имела 24 батальона и 1-й отдельный дивизион кубанских пластунов, 6 донских и 2 терских дивизиона. К апрелю 1915 года были удостоены наград свыше 9 000 пластунов. В знаменитом Брусиловском прорыве (1916 г.) участвовало 22 батальона пластунов.

В народе ходит молва, что владел Казачьим Спасом В.Чапаев. В Первую мировую войну он лихо отплясывал «барыню» на бруствере окопа под германским пулемётным огнём и уклонялся от «своих» пуль. Василий Иванович имел странную восточного вида саблю, наведя клинок на солнце под определённым углом, мог увидеть то, что находилось за многие вёрсты, а то и десятки вёрст…

Сокровенными знаниями обладал барон Унгерн. В декабре 1917 он всего с семью казаками разоружил гарнизон станицы Маньчжурия численностью 1500 человек, а в январе 1918 со своим взводом проделал то же самое с Хайларским гарнизоном, который составляли 800 человек. В 1920 барон Унгерн в одиночку въехал днём в своём ярком монгольском халате с генеральскими погонами в занятую красными Ургу. Спешившись, приказал одному из часовых у ворот держать лошадь. Всё осмотрел, вернулся обратно и даже по пути отхлестал заснувшего часового. Когда тот поднял тревогу, барон уже находился далеко…

Во время Гражданской войны в 1920 году полковник Белой армии Васищев с 54 казаками захватил и разоружил целый корпус Красной армии, затем отпустил пленных на волю. Рассказывали, что после одного сражения на плацу в станице Наурской Васищев спрыгнул с коня, расстегнул ремень и из-под гимнастёрки горохом посыпались пули…

Новая, «советская», власть не жаловала «проклятое наследие прошлого», потому воины-маги если и не перевелись, то ушли в глубокое подполье.

(Кстати, мало кому известно, но именно русские эмигранты, офицеры-пластуны, заложили основу специальной подготовки морской пехоты США и спецчастей французской армии, в частности, Иностранного легиона.)

Лишь осенью 1943 года была сформирована дивизия пластунов под командованием генерал-майора Метельникова. Им разрешили носить старинную форму. Действия пластунов были столь успешны, что гитлеровцы их прозвали «сталинскими головорезами».

А может быть, возродить традицию и назвать несколько современных подразделений российской армии пластунскими?..

Супервоины 21-го века

Свято место пусто не бывает. Поэтому вместо Казачьего Спаса появилось самбо (САМоборона Без Оружия). По вымышленной легенде его создали чуть ли не как Франкенштейна из видов борьбы различных народов. Если вы соберёте болты, гайки, механизмы, колеса, то автомобиль из них смонтировать трудно: всё это должно подходить друг к другу, взаимодействовать. Так и тут. На самом деле базовыми стали именно те самые приёмы, которыми издревле прекрасно владели русские воины, унаследовавшие боевое искусство ариев. В частности, это доказывал Александр Суворов: «Пуля - дура, штык - молодец!» При нём часто решающей оказывалась штыковая атака с рукопашной, в которой наши предки обычно превосходили другие народы.

К созданию спортивного самбо причастны В.Ощепков, А.Харлампиев и позже Е.Чумаков. Есть ещё «боевое самбо», по которому проводятся соревнования, но оно немногим качественно отличается от выше сказанного. Но существует, скажем так, настоящая боевая самооборона без оружия, которую создал - а на деле воссоздал систему русского единоборства! - Виктор Афанасьевич Спиридонов. Он длительное время изучал боевое искусство разных народов и понял, что они имеют единый корень - боевое искусство ариев. На нём и сосредоточил свои усилия. В его уникальной системе атака фактически отсутствует: противник провоцируется на какое-то действие, после чего оказывается в положении беспомощной марионетки, которая используется по своему усмотрению мастером единоборства. Такая борьба не требует физической силы и больших затрат энергии.

Виктор Афанасьевич подготовил плеяду учеников, объездил всю страну, пропагандируя свою систему русского рукопашного боя. Выпустил три книги, которые стали настольными для поклонников единоборств: «Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу» (1927 г.), «Самозащита без оружия. Тренировка и состязания» (1928 г.) и «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения» (1933 г.). Пропагандируя свою систему, В.А. Спиридонов объездил всю страну. После нападения Германии обучал на специальной учебной базе в Мытищах под Москвой бойцов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. Умер Виктор Афанасьевич Спиридонов 7 сентября 1944 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Позже его систему развил, дополнил и довёл до высочайшего совершенства Алексей Алексеевич Кадочников. Теперь она широко известна как русский рукопашный стиль Кадочникова. У него тысячи последователей в разных уголках России. По его методике обучаются даже некоторые спецподразделения китайской армии под руководством российских инструкторов.

Ни одна современная армия не обходится без спецвойск. Есть таковые и в российской армии, но и в них имеется суперэлита, которую можно назвать наследницей легендарных волкодлаков, джанийцев, казаков-характерников, пластунов и других русских супервоинов. В СМИ таковой именуют группу «Альфа» спецназа ГРУ. Хотя, наверное, существуют и другие, куда более засекреченные…

Понятно, что их возможности держатся в строжайшей тайне. Сведения крайне скудны и обрывисты. Но кое-что просачивается. Например, об умении бесконтактного боя: противник валится с ног или приводится в бессознательное состояние без малейшего прикосновения к нему, одним волевым посылом. Говорят, что можно и вообще лишить противника жизни. Совсем как волкодлаки древности!

В десятках стран Азии, Латинской Америки и Африки действовал наш спецназ. Нередко вступал в прямое единоборство с американскими коммандос, и обычно с плачевными результатами для последних. Правда, американцы редко когда узнавали, с кем имели дело.

Любопытный факт, которым гордятся наши ветераны спецслужб: за всё время боевых действий в горячих точках ни один из них не попал в плен живым.

В 1997 году на спецназовские соревнования в г. Асбесте прибыли американские «зелёные береты» и «морские котики» (спецназ «море-воздух-суша»). Смотрелись они внушительно, словно истинные «рэмбо». Но эти профессионалы во всех соревнованиях уступили нашим призывникам. Больше в России американцев не видели.

А в 2011 году в открытом чемпионате мира среди полицейских в г. Орландо (Флорида, США) впервые приняла участие российская команда (Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России). Они потрясли соперников. К ним подходили люди и изумлённо спрашивали: «Вы откуда такие?..» Американцы всегда были вне конкуренции, а тут от бессилия не нашли ничего лучшего, как использовать судей: те откровенно засуживали наших даже при явном превосходстве над соперниками, но и сие помогало не всегда…

Из известных операций вспоминается взятие афганской столицы: тогда в Кабуле за короткий срок был установлен контроль не только над дворцом Амина и его резиденцией, но и захвачены такие охраняемые объекты, как генеральный штаб, министерства обороны и внутренних дел, тюрьма, аэропорт и другие.

Читал и вот о таком. Американский самолёт с новейшей секретной аппаратурой испытывался в небе над Аравией и потерпел катастрофу. Его искали примерно двое суток, а когда нашли, то обнаружили уже без того самого оборудования. Американцы взвыли, принялись буквально носами рыть землю и установили, что с подводной лодки великой северной державы были высажены двое человек: те скрытно добрались по пустыне к рухнувшему самолёту с миниатюрным сварочным аппаратом, аккуратно вырезали необходимое и вернулись с «добычей» на борт субмарины. Если бы такое произошло столетиями раньше, то стали бы говорить про джанийцев-волкодлаков-характерников-плас тунов, а как эти супервоины называются сегодня - знают лишь они сами…

Спасу начинали обучать практически с рождения.

Начало вхождения ребёнка-казака в Спас начиналось с его крещения. В этот момент у него появлялись его духовные родители – крестный и крестная!

По мере взросления задачи Спаса усложнялись, но основное направление воспитания молодого казака или казачки было не физическим, а духовным. Только через понятие духовности молодые казаки снова и снова возвращались к физическому развитию. Без молитвы и понятий Бога жизнь казаков как раньше, так и сейчас не ставилась.

В самом Спасе приёмов как таковых нет, нет и весовых категорий.

Пословица – «Казак не тот, кто победил, а тот, кто вывернулся – спасся!»

Именно Спасся!..

То есть «Спас».

В Спасе, когда человек уже готов к первому уровню есть только два принципиальных действия соединяющиеся в одно:

1) очень быстрое мышление на принятие единственно-правильного решения;

2) очень быстрое действие на выполнение единственно-правильного решения, для противника порой даже не заметного.

При достижении второго и третьего уровней Спаса у молодого казака развивают интуицию. Это шестое чувство воина есть практически самое главное. Оно помогает казаку-человеку как в мирской битве, так и в духовной. Он всегда отличает подлеца от честного человека. Настоящая схватка всегда скоротечна, но подготовка к ней долгая. Подготовленный человек выигрывает её ещё до схватки!..

Первое, что необходимо в воспитании неказачьего молодого поколения, это воспитание умения управления собственным страхом. Человек изжить страх не может, так как он необходим для сохранения его жизни. Но управлять страхом можно.

При этом отсутствует какая-либо психомобилизация.

Основной критерий человека, занимающегося Спасом, это нравственность. Вначале это не ощущается, но с увеличением скорости мышления данный критерий не просто ощущается, он начинает присутствовать сначала на каждой тренировке, а затем и в самой жизни человека. Человек начинает понимать, что он ведомое существо в данной системе мироздания. Что без диалога с Богом в другие уровни Спаса он не сможет войти, если его моральный образ низок. Тот, кто пытается применить тут хитрость быстро убеждается в этих предупреждениях. Эти люди начинают приобретать сначала небольшие, а затем всё более серьёзные травмы. Вплоть до разрыва мышц.

Одни, поняв происходящее, начинают другую жизнь, где Спас становится одним из показателей правильности поведения. Другие же просто прекращают заниматься Спасом. Им становится понятно – на чьей они стороне.

А что мог из себя представлять казак, постигший спас, видно из художественного описания:

«…Из леса вышли в рассыпную австрийцы. Человек тридцать. Винтовки на перевес. Офицер с обнажённым палашом верхом на коне. На поляне по колено трава, начинающая желтеть от знойного августовского солнца. Австрийцы отошли от опушки леса шагов на пятьдесят.

Вдруг произошло непонятное. Из - под коня вылетело что-то необычное чёрно-зелёного оттенка, вышибло офицера из седла, провернулось волчком над упавшим, поблёскивая то ли клыками, то ли зубами, и врезалось в гущу оцепеневших солдат. Разобрать что это было невозможно, потому что это нечто всё время двигалось и вертелось вьюном в невообразимых плоскостях.

Находящиеся с краю австрийцы начали приходить в себя и изготавливаться для стрельбы, забыв, что это не спасёт их товарищей, так как вертящаяся масса была в самом центре подразделения, оставляя за собой переломленные и окровавленные тела австрийских солдат.

Но вдруг с левого фланга метнулся ещё один неясный силуэт. Он пронёсся перед изготовившимися к стрельбе настолько быстро, что никто не смог уловить его очертания. Да и вообще не смог больше ничего увидеть в этой жизни, потому что силуэт двигался грохоча и огрызаясь огнём.

Больше всех повезло четверым солдатам. Они, толкаемые страхом вовремя уронили свои винтовки, и теперь наблюдали страшную картину: в центре лежали вповалку, как после смерча полтора десятка человек со страшными колото-резанными ранами; ещё человек семь бездыханно лежали со стороны леса с огнестрельными ранами; а по бокам уцелевшей четвёрки застыли двое – причина всего произошедшего. Одеты оба были в низкие чёрные бараньи шапки с защитным верхом, в гимнастёрки и шаровары того же цвета и невиданные солдатами ранее сапоги с шерстяной ступнёй и голенищем из тонкой кожи. В руках у одного было два длинных кинжала, у другого – два револьвера.

А лица этих неизвестных… Глаза – у обоих на выкате – не выражали ни злости, ни ненависти. Солдаты прочитали в них только одно – это пришла смерть, ведомая самим Всевышним.

После всего этого послушнее военнопленных, чем эти четверо не смог бы, наверное, никто найти на всём русско-германском фронте…»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!