Разработка урока по русской литературе А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка". Уроки литературы

«Барышня-крестьянка»

П овесть «Барышня-крестьянка» воспринимается многими читателями скорее как анекдот, забавная история, вариация о вражде семейств, которая неожиданно завершилась всеобщим счастьем.

Я позволю себе напомнить учителю об одной особенности пушкинских прозаических образов персонажей: они, с одной стороны, целостны, а с другой - неконкретны. У Пушкина нет портретов - вместо них в редких случаях одна-две детали: “Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо” - это о Лизе. Добавим, это самый обстоятельный портрет в повести. Портреты заменяются перечислением основных качеств характеров и привычек персонажей, причём зачастую качества не называются, а проявляются в поступках. За лаконичными биографиями отцов в экспозиции повести проступают типы русских помещиков - консерватора, гордеца, упрямца, самоуверенного, но очень деловитого (“расчётливого помещика”), хотя и ограниченного Ивана Петровича Берестова и любителя новизны, оригинала, ни в чём себе не отказывающего, “самолюбивого англомана” Григория Ивановича Муромского. Несмотря на англоманию, именно Муромский назван повествователем “настоящим русским барином”, хотя сам считает себя “образованным европейцем”. Но это противоречие мнимое, так как в контексте повести каждое из этих определений означает человека, тратящего состояние на свои “проказы” (читай - увлечения). Российская деспотичность Берестова в этом смысле противопоставляется европейскому демократизму Муромского, который, впрочем, заканчивается при первых словах критики в его адрес. Одна-единственная дата в повести связана со службой Ивана Петровича, екатерининского гвардейца, вышедшего в отставку при Павле, и позволяет читателю дополнить портрет персонажа. О военном прошлом Григория Ивановича в повести ничего не говорится.

Однако сходства между отцами гораздо больше, чем различий: они по-русски самолюбивы и горды, но по-русски же гостеприимны, великодушны и… расчётливы.

А теперь попытаемся представить, как выглядят Иван Петрович и Григорий Иванович. Согласитесь, как угодно! На каркасы типов, созданных Пушкиным, можно нарастить любую внешнюю оболочку, добавить множество мелких привычек - о такой свободе творчества мечтают артисты и режиссёры! Но для неискушенного читателя досоздание образа персонажа - занятие трудное: чем меньше опор в тексте, тем сильнее вероятность того, что образ останется схематичным, не обретёт жизненной конкретики.

Не только старшие Берестов и Муромский, но и Лиза, и Алексей, а уж тем более и Настя, и мисс Жаксон остаются для ребят фигурами безжизненными, а значит, жизнеутверждающий пафос пушкинской повести от них ускользает.

Фильм Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка», созданный в 1995 году по сценарию, написанному им же в соавторстве с А.Житинским, поможет убедить читателей в том, что герои Пушкина не схемы, что каждая деталь текста - знак, который нельзя пропустить и который поможет читателю оживить мир повести.

Сопоставительный анализ фильма и повести, скорее всего, начнётся спонтанно. Вопросы, которые появляются у зрителя, и вызваны причинами отклонений сценаристов от пушкинского текста . Сразу же скажем о том, что в фильме есть отступления, вызванные различиями в языке искусств, но есть и такие, которые носят субъективный характер и не поддаются логическим объяснениям. Поэтому учитель направляет обсуждение сначала в сторону языковых особенностей кинотекста.

Первое, на что обращаем внимание, - эпизоды, либо вовсе отсутствующие в повести, либо воссозданные сценаристами, выращенные ими из деталей, упоминаний повествователя. Это “пробуждение Лизы”, конная прогулка Алексея, завершающаяся купанием, гости у Берестовых, а потом и Муромских, игра в крокет, а потом в городки, крестьянский обед у поваровой жены в Тугилово с игрой в горелки, прогулка Лизы с Настей в коляске, обучение Акулины–Лизы первым буквам, завтрак у Берестова после падения Муромского с коня, чтение Лизой стихов Алексея, благословение иконой в финале.

Для того чтобы работа проходила более динамично, можно разделить класс на несколько групп. Каждая группа сравнивает средства создания образа одного из персонажей в повести и в кинофильме. Если в школе есть компьютерный класс, то группы получают возможность пересматривать эпизоды. Результат сопоставления - обнаружение невозможности прямого перевода текста повести на язык кино и осознание специфики пушкинских приёмов создания образов персонажей.

Каждый из упомянутых выше киноэпизодов позволяет читателю познакомиться с характерами героев. Пушкинские описания и лаконичное повествование сменяются в фильме действиями, поступками персонажей. Лиза проказничает, рисуя себе усы и пугая Настю, Алексей мчится на коне сломя голову и шалит с деревенскими девками - и мы сразу же чувствуем, сколько в них жизненных сил и ребячливости. Они молоды, красивы, и в них ещё так много детства, которое и проявляется в желании играть, забавляться, проказничать. Романтическая скука Алексея в фильме показана с иронией, полностью совпадающей с пушкинской: и чёрный костюм, и перстень с адамовой головой, и театральные позы и жесты нельзя воспринимать всерьёз после того, как мы видели Алексея, купающегося голышом и пугающего с визгом разбегающихся девок. Игра - это маска, которую надевает Алексей в обществе, что подчёркивается в фильме введением ещё одного эпизодического персонажа - юноши с флейтой, который ещё моложе Алексея, но уже разделяет его скуку.

Берестов и Муромский по очереди принимают одних и тех же гостей, в беседе с которыми и демонстрируют свои привычки и увлечения: англомания Муромского представлена игрою в крокет, тогда как русофильство Берестова - гончими и философствованием о русском народе. Любовь к собакам, охоте, окружение восхищёнными помещиками чем-то напоминают другого пушкинского барина - Кирилу Петровича Троекурова. По­этому вопрос о том, кого из персонажей Пушкина ребята вспомнили, смотря фильм, будет уместным. Гости Берестова обмениваются репликами, позаимствованными сценаристами из других произведений Пушкина, в частности из повести «Рославлев» и отрывка «Мы проводили вечер на даче…», реплики из замечания повествователя об уездных барышнях отданы в фильме Ивану Петровичу и гостящим у него дамам. Тема войны 1812 года последовательно вводится сценаристами, хотя у Пушкина нет никакого намека на неё в «Барышне-крестьянке». Но, возможно, мотив войны 1812 года перенесён из других повестей Белкина - «Метели», «Станционного смотрителя». Иван Петрович Берестов, по версии сценаристов, выходит в отставку не в 1797 году, а после наполеоновских войн, и его гости упоминают о Наполеоне и мадам де Сталь.

Авторы фильма столкнулись с необходимостью не рассказать, а показать, что англомания Муромского - такая же игра, ребячество, как и увлечение Берестова псовой охотой, разведением собак или его страсть к размышлениям о русском народе. Поэтому Григорий Алексеевич перед обедом выпивает рюмку водки и становится знатоком русских настоек, нарушая пушкинскую волю: “…Он привёл несколько примеров человеческого долголетия, почерпнутых из английских журналов, замечая, что все люди, жившие более ста лет, не употребляли водки и вставали на заре зимой и летом”. Недаром крокет, требующий не столько силы, сколько точности удара, вытесняется русскими городками, в которых наряду с расчётом есть и размах, и сила. Если в крокете важно не сбить шаром ворота, то в городках нужно разнести фигуру одним ударом. Да и дочь свою Муромский в фильме величает по-русски - Лиза, Лизонька, Лизок, ни разу не назвав её, как в повести, Бетси.

Женитьба сына становится в фильме новой игрой старшего Берестова: он хочет сделать из наследника хорошего помещика, а не гусара, на собственном опыте зная, что такое гвардейская служба. И вражда Берестова и Муромского - это игра, которая занимает весь уезд и оживляет провинциальный быт.

Так в фильме развивается, конкретизируется мысль Пушкина о том, что отцы и дети недалеко ушли друг от друга: у каждого есть своя игра и даже игры. У Муромского игры английские, у Берестова русские, но сходства между ними гораздо больше, чем различий: они настоящие русские помещики.

Необходимость показать, как выглядит Акулина, дочь Василия кузнеца, привела сценаристов к рождению эпизода прогулки Лизы со своею наперсницею Настей в коляске. Об обучении Акулины грамоте у Пушкина говорится в двух предложениях, ибо Акулина выучилась читать за день, а на другой уже “вырисовывала буквы”. В фильме же Лиза ведёт игру более тонкую, начиная с аз и буки, складывая из них слово “баба”, что вызывает восторг Алексея. Мы видим и слышим, как Акулина только к осени читает «Наталью - боярскую дочь», вместе с Алексеем разбираем “каракульки его любезной”, вместе с Лизой читаем письма Алексея со стихами, позаимствованными у Батюшкова. Но такая реалистичность сценари­стов отменяет пушкинское чудо, заменяя лёгкость игры в обучение его имитацией, что должно было надоесть нетерпеливой Лизе. Очевидно и то, что сценаристы отнимают у Лизы главную роль в затеянном ею же представлении: у Пушкина именно Лиза предлагает Алексею научить её грамоте, потому что Акулина перед прилукинской барышней - “дура безграмотная”. В фильме процесс обучения начинается гораздо раньше примирения Берестова и Муромского и по инициативе Алексея, который забывает, что Акулина неграмотная и не может предупредить его об отмене свидания. Такая перестановка приводит и к смещению акцентов смысловых: Алексею в повести всё равно, грамотна ли его любезная или нет, это Лиза ищет средств поразить Берестова способностями Акулины, склонить его к ногам простой крестьянки.

Если игры отцов носят конкретный характер, то игры детей стихийны: их влечёт всё новое и, главное, - запретное. Лизе нельзя увидеть Алексея из-за вражды отцов, Алексею нельзя встречаться с крестьянкой, тем более нельзя на ней жениться. Обман, как в повести, так и в фильме, сродни игре, театру, когда актёры и зрители забывают об условности и отдаются своим чувствам. И главная роль в этом спектакле принадлежит Лизе: то она Акулина, то жеманная англизированная барышня, то проказница, в голову которой приходят самые неожиданные идеи. Кстати, заметим, что авторы фильма не раз нарушают это пушкинское правило: совет изменить свою внешность перед Берестовыми подаёт Лизе Настя.

Думаю, именно стремление показать, что желание любить так органично связано с молодостью, что им пронизана вся атмосфера пушкинской повести, привело авторов фильма к более существенным отклонениям от первоисточника. В фильме влюблена не только барышня, но и ее крепостная служанка Настя, а Трофим превращается в её избранника. Это “чудо” воспринимается с улыбкой, если вспомнить, что в первоначальном наброске у Пушкина пастух Трофим - дедушка.

“Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают”, - удивляется Лиза. На что Настя резонно отвечает: “А какое нам дело до господ!”

Крестьянский обед в Тугилово - пародия на обед господ. Слуги подражают хозяевам и обсуждают их; у них свои музыкальные инструменты, свои игры, в которые не прочь поиграть и молодые господа. Вообще тема “господа–слуги” в фильме звучит более самостоятельно, чем в повести, хотя и остаётся побочной. Жизнь везде. Мир пушкинской повести в фильме заявлен как объёмный и единый, и на этом фоне отчётливее звучат главные темы.

Игра рано или поздно заканчивается. В этот момент Пушкин и обрывает последнюю повесть Ивана Петровича Белкина. Авторы фильма стремятся поставить жирную точку, досказав то, что Пушкин оставил за рамками произведения. Лиза, спев романс, видимо ею сочинённый на стихи Алексея - Баратынского, оказывается в объятиях своего возлюбленного, а Григорий Алексеевич велит бежать за иконой, перед которой и благословляет коленопреклоненных детей под бормотание дочери о том, что они давно уже любят друг друга.

Желание поставить точку не всегда следует реализовывать, но не поставить её в кино гораздо сложнее, чем в литературе.

И всё же то, что пряталось от неопытного читателя в тексте повести, в тексте кинофильма становится более отчётливым. Несмотря на ряд отступлений от пушкинского текста, авторы фильма не противоречат пушкинскому замыслу и помогают ребятам прочитать «Барышню-крестьянку» по-новому, открывают за пушкинским эпитетом, деталью жизнь, с её бьющей энергией молодости, действия, счастья. За играми, в которые мы играем, обманами, которыми мы пытаемся изменить привычную, а потому скучную жизнь, скрывается не корысть, а стремление к самореализации, к счастью. И в результате игра помогает обнаружить в другом человеке его настоящую богатую натуру, его подлинное “я”, не вмещающееся в нормы и правила, а приключение проверяет, насколько серьёзны чувства, насколько герои готовы отстаивать их. Поступок у Пушкина становится главным средством характеристики человека, а жизнь для него непредсказуема и потому чудесна.

«Станционного смотрителя» и «Барышню-крестьянку», несмотря на их разный лад, объединяет пушкинская мысль о том, что только те, кто осмеливается довериться жизни, обретают счастье. Кинофильмы С.Соловьёва и А.Сахарова помогают ребятам приблизиться к этой идее, открывая уникальность дара А.С. Пушкина.


Встреча Берестова и муромского

Ответ:

Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромцев, помещики, не ладят между собой. Берестов вдовец, преуспевает, любим соседями, имеет сына Алексея. Муромский «настоящий русский барин», вдовец, англоман, хозяйство ведет неумело, воспитывает дочь Лизу. Алексей Берестов хочет делать военную карьеру, отец не соглашается, и пока Алексей живет в деревне «барином», производя неизгладимое впечатление на романтических уездных барышень, в том числе на Лизу, дочь Муромского. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Однажды горничная Лизы Настя идет в гости к служанке Берестова, видит Алексея. Лиза представляла его себе «романтическим идеалом»: бледным, печальным, задумчивым, но, по рассказам Насти, молодой барин весел, красив, жизнерадостен. Несмотря на то, что в деревне распространяется слух о несчастной любви Алексея, он «баловник», любит гоняться за девушками. Лиза мечтает с ним встретиться. Она решает нарядиться в крестьянское платье и вести себя как простая девушка. В роще встречает Алексея, который едет на охоту. Молодой человек вызывается ее проводить. Лиза представляется Акулиной, дочерью кузнеца. Назначает Алексею следующее свидание. Целый день молодые люди думают только друг о друге. Увидев Алексея вновь, Лиза-Акулина говорит, что это свидание будет последним. Алексей «уверяет ее в невинности своих желаний», говорит «языком истинной страсти». Условием следующей встречи Лиза ставит обещание не пытаться ничего о ней узнать. Алексей решает держать слово. Через 2 месяца между Алексеем и девушкой возникает взаимная страсть. Однажды Берестов и Муромский случайно встречаются в лесу на охоте. От испуга лошадь Муромского понесла. Он падает, Берестов приходит к нему на помощь, а затем приглашает к себе в гости. После обеда Муромский, в свою очередь, приглашает Берестова приехать с сыном в свое имение. «Таким образом вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцей кобылки». Когда Берестов с Алексеем приезжают, Лиза, чтобы Алексей не узнал ее, появляется набеленная, насурьмленная, с фальшивыми локонами. За обедом Алексей играет роль «рассеянного и задумчивого», а Лиза «жеманится, говорит сквозь зубы и только по-французски». На другое утро Лиза-Акулина встречается с Алексеем в роще. Тот признается, что во время визита к Муромским даже не обратил внимания на барышню. Начинает обучать девушку грамоте. Та «быстро учится». Через неделю между ними завязывается переписка. Почтовым ящиком служит дупло старого дуба. Помирившиеся отцы подумывают о свадьбе детей (Алексею достанется богатое имение, у Муромских большие связи). Алексею же приходит в голову «романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами». Он делает Лизе-Акулине предложение в письме и едет объясниться с Берестовым. Застает дома Лизу, читающую его письмо, узнает в ней свою возлюбленную.

Похожие вопросы

  • Человек, решивший увеличить собственную мышечную массу, кроме специальных физических тренировок, должен соблюдать и особый режим питания. он должен употреблять больше белковых продуктов, несмотря на то что по сравнению с углеводами и жировыми они являются менее доступными источниками энергии. приведите научные аргементы в пользу такой белковой диеты

Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Попробуйте ее использовать для объяснения причины их плохих отношений.
У Ивана Петровича Берестова и Гри­гория Ивановича Муромского, казалось, было много общего: оба - русские помещики, вдовцы, постоянные жители деревенских усадеб. Один вырастил сына, другой - дочь, заботясь об их судьбах. Хлебосольны, особенно Иван Петрович, к которому постоянно съезжалось боль­шое количество гостей. Они оба деятель­ны и предприимчивы. Хозяйственные нововведения Ивана Петровича, основан­ные на отечественной манере ведения дел, приводят его к успеху, чем он очень гордится и противопоставляет себя анг­ломану Григорию Ивановичу. Хозяйст­венные новации Муромского, наоборот, приводят к росту долгов и закладу имения в Опекунский совет. В целом, как показы­вает развитие сюжета повести, они оба амбициозные, но весьма добродушные лю­ди. Амбициозность и стала причиной их неприязненных отношений. Берестов, как уже было сказано, жестко критиковал Григория Ивановича, тот остро реагировал и сердился на своего зоила (критика). Од­нако простой случай на прогулке - паде­ние Муромского с лошади - заставил их забыть прежние обиды, примириться, подружиться и даже почувствовать жела­ние породниться. Конечно, мотивы каж­дого были весьма прагматичны. Муром­ский видел в Алексее Берестове богатого наследника, Иван Петрович ценил в Гри­гории Ивановиче человека редкой оборо­тистости и имеющего большие связи, что может помочь Алексею в устройстве его служебной карьеры. Так что такой подход к жизни их тоже сближал.Нарисуйте групповой портрет уездных бары­шень. При его создании используйте то, что вы узна­ли в начале повести о Лизе Муромской.
Уездные барышни, среди которых была и Лиза Муромская, отличались сенти­ментальной и романтической настро­енностью. Как правило, они воспитыва­лись иностранными гувернантками. Пуш­кин с добродушным юмором описывает их («Что за прелесть эти уездные ба­рышни!»). Они судят о жизни по произве­дениям, прочитанным на французском языке. Вспомним, что Лиза во время приема гостей разговаривает с Алексеем по-французски. Благодаря романтиче­ским книгам они вырастают мечтатель­ными, чувствительными и ожидают лю­бовных приключений. Событием считают­ся звон колокольчика приближающегося экипажа, поездка в город, посещение гос­тя. Но несмотря на эти странности, по мнению Пушкина, они обладают рядом достоинств благодаря жизни на свободе, в уединении. Немаловажное замечание делает автор об их самобытности, которая порой выгодно отличает их от столичных барышень, где характер света сглаживает индивидуальность и делает души од­нообразными. С горничными светские да­мы общались как с наперсницами, что нельзя сказать о Лизе, для которой «Нас­тя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая на­персница во французской трагедии».

Внимание уездных барышень к Алексею, все их домыслы о нем подчеркивают их мечтательность, любовь ко всему таинст­венному и романтическому. И, видимо, Алексей, зная эти качества, вел себя в их обществе совсем по-другому, чем среди крестьянских девушек. Вместе с тем уезд­ные барышни, судя по Лизе, могут быть на­ходчивыми, предприимчивыми, знающи­ми особенности деревенской жизни.

Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию.
Завязка - принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познако­миться с Алексеем и начало осуществле­ния этого плана. Кульминация - момент наивысшего напряжения, перелома, после которого действие движется к разрешению конфликта, к развязке. Таким моментом является сцена приезда Алексея в дом Му­ромского, «дабы откровенно с ним объяс­ниться», встреча с Лизой и узнавание в ней любимой Акулины. С этой сцены, пред­ставляющей момент наивысшего напряже­ния действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.

Повесть заканчивается словами: «Читатели из­бавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Попробуйте рассказать в нескольких словах о том, как вы представляете себе эту развяз­ку. Чувствуете ли вы подсказку автора?
Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать под­робную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читате­лем самостоятельно. Каждый из вас представит ее по-своему. Но общее - это родительское благословение, начало кото­рого положено восклицанием Муромско­го: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…» - и дальнейшая счаст­ливая судьба молодых.

Попробуйте порассуждать о том, как эпиграф повести связан с ее сюжетом.
В любом произведении эпиграф обя­зательно связан либо с сюжетом, либо с идеей произведения, либо с характеристи­кой героев. Сюжет повести, в основе кото­рого лежит переодевание, перекликается с эпиграфом. Взяв в качестве эпиграфа цитату из поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька», Пушкин подчеркнул, что заро­дившаяся в душе Алексея Берестова лю­бовь к крестьянской девушке сильнее всех социальных предрассудков. Лиза-Акулина привлекла Алексея своей душевной красотой, природным умом, чувством соб­ственного достоинства, естественностью поведения. Она и сама почувствовала сер­дечное влечение к нему, хотя начала игру из чистого любопытства, наслушавшись о приехавшем молодом человеке много та­инственного.

Пушкин определил жанр произведения как повесть. Можем ли мы, обсуждая это произведе­ние, употреблять термин рассказ?

«Барышню-крестьянку» рассказом наз­вать нельзя, рассказ - произведение ма­лого объема, его содержание основывает­ся на одном событии, случае из жизни ге­роя или героев. Для повести характерны изображение ряда событий на протяже­нии значительного временного периода и достаточная сложность и развитость сю­жета.

На этой странице искали:

  • создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей
  • найдите важнейшие элементы композиции завязку и кульминацию
  • сравнительная характеристика Берестова и Муромского
  • попробуйте порассуждать о том как эпиграф повести связан с её сюжетом
  • нарисуйте групповой портрет уездных барышень

Из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», начатая 19 и законченная 20 сентября 1830 и изданная в 1831 году. Как и повесть «Метель», «рассказана» подставному автору Белкину девицей К. И. Т. Сюжет повести о том, как Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, помещики, не ладят между собой. Помирившиеся отцы подумывают о свадьбе детей. Алексею же приходит в голову «романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами». Он делает Лизе-Акулине предложение в письме и едет объясниться с Муромским. Застаёт дома Лизу, читающую его письмо, узнаёт в ней свою возлюбленную.

Во всех, ты, Душенька, нарядах хороша.
Богданович
“В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова”. После военной службы он вышел в отставку, жил барином, утроил свои доходы, завел суконную фабрику и “стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке”. Его любили соседи, хотя и считали гордым. Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, “настоящий русский барин”.
Промотав в Москве деньги, он вернулся в свою последнюю деревню, где все завел на английский манер, “со всем тем почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский Совет” (учреждение, выдававшее ссуды под залог). Благодаря усердию соседей, Берестов и Муромский знали о критике в свой адрес, и это подогревало их взаимную неприязнь. К отцу в деревню приехал Алексей Берестов, он намеревался поступить на военную службу, отец же был против.
Алексей отпустил усы и жил пока барином. Барышни заглядывались на него, но он мало обращал на них внимания, “причиной его нечувствительности полагали любовную связь”. Всех больше была занята Алексеем дочь англомана, Лиза. Отцы их были в ссоре, и она не видела Алексея, между тем все молодые соседки только о нем и говорили. Ей семнадцать лет, она единственное балованное дитя, с довольно привлекательной внешностью.
У Лизы горничной служила Настя, постарше, но столь же ветреная, как и барышня. Однажды Настя собралась в Тугилово, к Берестовым, на именины своей приятельницы. Лиза отпустила “подругу”, чтобы Настя все узнала об Алексее, а потом рассказала барышне. Горничная отсутствовала весь день, а вернувшись, подробно рассказала Лизе, какой веселый и жизнерадостный молодой человек Алексей Берестов. Он играл в горелки с дворовыми, у него румянец во всю щеку - это совсем не соответствовало романтическому представлению Лизы о герое, поэтому ей захотелось самой повидать Алексея.
Барышня решила, переодевшись в крестьянское платье, прогуляться в тугиловскую рощу, где Алексей охотится по утрам. “Уж вас не прозевает”, -сказала ей Настя. Вскоре наряд был готов, и Лиза на рассвете побежала в рощу; встретилась с Алексеем, представившись Акулиной, дочерью кузнеца. Молодые люди при расставании сговорились встретиться на следующее утро. Весь день Лиза была задумчива, она не собиралась продолжать свидания, но потом представила, что, прождав ее напрасно,
Алексей явится к кузнецу, увидит толстую рябую девку Акулину и догадается о проказе барышни. Это заставило ее прийти в рощу и следующим утром, но она взяла с Алексея слово, что он никогда не будет расспрашивать о ней, не будет искать других свиданий, кроме тех, которые она сама назначит. Влюбленный Алексей на все согласился. А между тем молодые люди все больше привязывались друг к другу, хотя Алексей думал о непреодолимом препятствии, которое отделяет его от бедной крестьянки, а Лиза, зная взаимную неприязнь отцов, не смела надеяться на их примирение. “К тому же самолюбие ее было втайне подстрекаемо темной романическою надеждою увидеть наконец тугиловского помещика у ног дочери прилучинского кузнеца”.
Неожиданно важное происшествие все изменило. Иван Петрович Берестов выехал на охоту, в то же самое время Григорий Иванович Муромский поехал осмотреть свои владения. Оказавшись рядом, они поздоровались, внезапно выскочивший заяц спугнул кобылу Муромского, она понесла и скинула хозяина. Берестов помог соседу, отвез его к себе, а затем дал дрожки и проводил Григория Ивановича до дома. Муромский взял с соседа слово, что на следующий день Берестовы приедут к нему отобедать.
Узнав о случившемся, Лиза взволновалась, отказалась выйти к гостям, но потом предупредила отца, чтобы он не выказывал удивления, чего бы ни увидел. На следующий день она одела наряды своей покойной матушки, набелилась и насурьмилась, говорила только по-французски. Конечно же, в этой смешной барышне Алексей не узнал своей Акулины. На следующее утро он весело передразнивал Акулине ее барышню. “Однако ж, - сказала она со вздохом, - хоть барышня, может, и смешна, все же я перед нею дура безграмотная”.
Алексей взялся учить Лизу грамоте и был очень удивлен сметливостью девушки. Вскоре между ними завязалась переписка. “Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба. Настя втайне исправляла должность почтальона”. Между тем Муромский и Берестов стали подумывать, что неплохо было бы породниться через детей. Узнав о планах отца, Алексей решился идти до конца. “...Романическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову...” Он отнес в дупло дуба письмо, в котором предлагает Акулине руку и сердце, а на другой день поехал к Муромскому откровенно с ним объясниться. Барина не было дома, Алексей решил все рассказать Лизе. Он вошел в гостиную и остолбенел: Лиза, нет, Акулина сидела и читала его письмо. Алексей бросился к ней, Лиза хотела бежать. В эту минуту вошел Муромский, он обрадовался, что у молодых людей “дело совсем уже слажено...”

Класс: 7

Зачёт №1 «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя».

Список произведений :

1.Пушкин А.С. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***», повесть «Барышня-крестьянка», роман «Дубровский» (в сокращении).

2.Лермонтов М.Ю. «Смерть поэта», «Элегия», «Песня», «Стансы», «Дума», поэма «Мцыри».

3.Гоголь Н.В. комедия «Ревизор».

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837).

1. Богатство тематики и разнообразие жанров. Жанры лирики. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Творческое разнообразие родов и жанров в творчестве Пушкина:

Лирика проза драма

т/л жанры лирики поэта роман «Дубровский» трагедия «Борис Годунов»

Послание «Повести Белкина» «Маленькие трагедии»

элегия т/л жанры эпоса

стансы рассказ

лироэпические жанры

роман в стихах «Евгений Онегин».

2.Жанры прозы А.С.Пушкина. «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка». Героиня повести – Лиза (Бетси).

т/л ЖАНРЫ ЭПОСА (смотри №1)

«Повести Белкина»:

1)»Выстрел»,

2)»Метель», издатель

3)»Станционный смотритель», Иван Петрович Белкин

4)»Гробовщик»,

5)»Барышня-крестьянка».

Д/З Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: И.П.Берестова и Г.И.Муромского.

3. Сюжет и его герои. Автор и его решение вопросов композиции. Рассказ или повесть?

Повесть или рассказ? (размер и сложность событий)

«Барышня-крестьянка»:

Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский (англоман),

сын Алексей АКУЛИНА дочь Лиза (Бетси)

(крестьянка) (дворянка)

Одна девушка.

4. Незавершённый роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершённого произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романов. В.Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

т/л РОМАН

Роман – большое эпическое произведение, изображающее человеческую жизнь. (стр. 99)

Виды романов:

1)исторический,

Любовь Маши и Владимира 2)любовный,

3)социальный, роман «Дубровский»

Социальные конфликты 4)философский и т.д.

Владимир Дубровский – романтический герой? ЦЫГАН, ГОРЕЦ, БУНТАРЬ?

(2 портрета: Анны Савишны и полицейского)

Маша – пылкая мечтательница.

5. Расцвет жанра романа. Варианты. Споры.

Работа с параграфом учебника.

6. Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе

Из истории романа (учебник 98с.)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

7.Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.

т/л рифма, «словарь рифм» Лермонтова

Богатство жанров лирики:

Элегия, песня, стансы …

Композиция лироэпического стихотворения «Смерть поэта»:

1.Гневное обличение в убийстве. Сатира. Четырёхстопный ямб. 33 строки.

3.Обвинение убийцам поэта, перерастающее в проклятие. Сатира. 16 строк.

Это стихотворение сделало Лермонтова известным и опальным поэтом (был отправлен на Кавказ, где шла война).

т/л РИФМА. «Словарь рифм» Лермонтова.

РИФМА – одинаковое звучание окончаний строк.

б перекрёстная

Для лирики Лермонтова характерно:

    Богатство жанров лирики,

    Мотив одиночества,

    Романтическое мироощущение.

8. Поэма «Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа.

т/л романтический герой

Герои поэмы:

    Мцыри («послушник»)

    Старый монах

Мцыри и его исповедь (3 – 26 строфы ):

3-8 собственно исповедь,

9-26 рассказ о трёх днях, проведённых на воле.

ИСПОВЕДЬ:

1.рассказ о своих грехах (священнику);

2.рассказ о наболевшем.

Мцыри – горец и борец по натуре; на воле раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство, несгибаемая сила воли, презрение к опасности, любовь к родине и её природе.

Монастырь = тюрьма Свобода

Смерть Жизнь

Когда Мцыри по-настоящему жил? (в монастыре или 3 дня на воле)

В.Г.Белинский : «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый нашего идеал поэта, это отражение в поэзии песни его собственной личности». Мцыри – романтический герой.

Романтический пейзаж – экзотические картины природы Кавказа.

ЯЗЫК насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, риторическими фигурами.

«Мцыри» - романтическая поэма.

9. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

А) ЭПИТЕТЫ – образные определения.

(поток глухой, объятья жадные, бурное сердце);

Б) СРАВНЕНИЕ

(стройна, как тополь; сплетясь, как пара змей);

В) МЕТАФОРА – скрытое сравнение; переносное значение слова по принципу сходства.

(рукою молнии ловил, кусты шептались);

Г) РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

(О, я как брат обняться с бурей был бы рад!

Бой закипел, смертельный бой!)

ЭПОС ЛИРИКА

Сюжет – рассказ о судьбе Мцыри. Мысли и чувства главного героя.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

10 . Комедия «Ревизор». История создания комедии. Отражение Россия 19-го века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N . Хлестаков. Женские образы.

т/л афиша комедии;

особенности отражения действительности в драматическом произведении

«Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов 19-го века. Сюжет подсказан А.С.Пушкиным: молодого человека из столицы в провинциальном городе приняли за ревизора; чиновники этого города дают ему взятки.

т/л АФИША КОМЕДИИ.

Городничий – неглуп, умудрённый жизненным опытом, убеждённый взяточник и казнокрад. Цель его стремлений – «… со временем … влезть в генералы.» С подчинёнными груб и деспотичен. Судья Ляпкин-Тяпкин – считается «вольнодумцем», потому что прочитал несколько книг; в суде беспорядок; берёт взятки борзыми щенками. Попечитель богоугодных заведений Земляника – «человек толстый, но плут тонкий»; в больнице «больные мрут, как мухи». Смотритель училищ Хлопов – робкий и запуганный человек, не дворянин. Анна Андреевна и Марья Антоновна – провинциальные кокетки. Уничтожающим смехом Гоголь бичует чиновничество царской России (бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень). Д/З Решите, кого вы считаете главным героем комедии? Подготовьте рассказ об этом герое. 11. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе.

т/л структура драматического произведения и образ героя; ремарки в пьесе как один из приёмов создания образа

Мастерство композиции.

    Отсутствии главного героя, таким героем стала чиновниья масса.

СМЕХ – живой персонаж, который имеет свою точку зрения, он смел, никто и ничто не ускользает от его действия.

Примеры речевых характеристик (2 персонажа).

Д/З «Зачем нужны комедии?»

12. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Сценическая история комедии «Ревизор» (смотри приложение).

Гоголь о «Ревизоре»:

«В «ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одно разом посмеяться над всем.» Хлестаков – «без царя в голове», пустейший человек, «он лжёт с чувством»; главная его черта – «стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему предназначена» - в этом и заключается сущность «хлестаковщины».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!