ЖАК-ФАТАЛИСТ (фр. Jacques le fataliste) - герой романа Д.Дидро «Жак-фаталист» (1773-1774), написанного во время пребывания автора в России и Голландии. Сопровождая верхом своего хозяина, слуга Ж. ведет беседу обо всем понемногу - о ранах, о свободе, детерминизме, галантных похождениях и т.д. Этот резонер, блещущий остроумием и парадоксами, имеет за собой много литературных прототипов. Это и персонажи Рабле, и Санчо Панса Сервантеса, и капрал Трим из романа Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». По сути дела этот болтун, хотя и заговаривает много раз о себе, так ничего и не рассказывает до конца, отвлекаясь каждый раз дорожными случайностями. Его даже трудно воспринимать всерьез, однако сей оригинал высказывает подчас мудрые мысли, которые можно иногда приписать самому Дидро. Дело не в том, что автор вложил что-то автобиографическое в своего героя, а в том, что его переменчивость, непредсказуемость, любовь к парадоксам, маскировка своих оригинальных и даже опасных мыслей под личиной занимательности - черты самого Дидро. Лукавая философия Ж., которой персонаж обязан своим прозвищем, выражает некоторые из самых дорогих энциклопедисту идей. Ж. - не столько фаталист, сколько детерминист: он видит в жизни лишь последовательность слепых сил, которыми человек якобы управляет, а на самом деле лишь претерпевает их влияние. Хаотическая череда приключений Ж. лишь подтверждает эту теорию: все зависит от случая и не зависит от воли персонажей. Кажется, что Ж. должен встать на сторону аморальности, вседозволенности, однако этого не происходит. Оказывается, Ж. не до конца фаталист: его поступки постоянно опровергают его теории. Проповедуя эгоизм и равнодушие, он восстает против несправедливости. Как и у самого Дидро, сердце спорит у него с идеями, непобедимый инстинкт заставляет его верить в добро, душевную щедрость, в чувство, хотя его холодный ум придерживается материалистической философии
Юлия, или Новая Элоиза
Читается за 10–15 мин.
оригинал - за 13−14 ч.
«Я наблюдал нравы своего времени и выпустил в свет эти письма», - пишет автор в «Предисловии» к настоящему философско-лирическому роману.
Маленький швейцарский городок. Образованный и чувствительный разночинец Сен-Пре, словно Абеляр, влюбляется в свою ученицу Юлию, дочь барона д’Этанж. И хотя суровая участь средневекового философа ему не грозит, он знает, что барон никогда не согласится выдать дочь за человека неродовитого.
Юлия отвечает Сен-Пре столь же пылкой любовью. Однако воспитанная в строгих правилах, она не мыслит себе любви без брака, а брак - без согласия родителей. «Возьми суетную власть, друг мой, мне же оставь честь. Я готова стать твоей рабой, но жить в невинности, я не хочу приобретать господство над тобой ценою своего бесчестия», - пишет Юлия возлюбленному. «Чем более я тобою очарован, тем возвышеннее становятся мои чувства», - отвечает он ей. С каждым днем, с каждым письмом Юлия все сильнее привязывается к Сен-Пре, а он «томится и сгорает», огонь, текущий по его жилам, «ничто не может ни потушить, ни утолить». Клара, кузина Юлии, покровительствует влюбленным. В её присутствии Сен-Пре срывает с уст Юлии восхитительный поцелуй, от которого ему «никогда не исцелиться». «О Юлия, Юлия! Ужели союз наш невозможен! Ужели наша жизнь потечет врозь и нам суждена вечная разлука?» - восклицает он.
Юлия узнает, что отец определил ей супруга - своего давнего друга, господина де Вольмара, и в отчаянии призывает к себе возлюбленного. Сен-Пре уговаривает девушку бежать с ним, но она отказывается: её побег «вонзит кинжал в материнскую грудь» и «огорчит лучшего из отцов». Раздираемая противоречивыми чувствами, Юлия в порыве страсти становится любовницей Сен-Пре, и тут же горько сожалеет об этом. «Не понимая, что я творю, я выбрала собственную гибель. Я обо всем забыла, думала только о своей любви. Я скатилась в бездну позора, откуда для девушки нет возврата», - доверяется она Кларе. Клара утешает подругу, напоминая ей о том, что жертва её принесена на алтарь чистой любви.
Сен-Пре страдает - от страданий Юлии. Его оскорбляет раскаяние любимой. «Значит, я достоин лишь презрения, если ты презираешь себя за то, что соединилась со мной, если радость моей жизни для тебя - мучение?» - вопрошает он. Юлия, наконец, признает, что только «любовь является краеугольным камнем всей нашей жизни». «Нет на свете уз целомудреннее, чем узы истинной любви. Только любовь, её божественный огонь может очистить наши природные наклонности, сосредоточивая все помыслы на любимом предмете. Пламя любви облагораживает и очищает любовные ласки; благопристойность и порядочность сопровождают её даже на лоне сладострастной неги, и лишь она умеет все это сочетать с пылкими желаниями, однако не нарушая стыдливости». Не в силах долее бороться со страстью, Юлия призывает Сен-Пре на ночное свидание.
Свидания повторяются, Сен-Пре счастлив, он упивается любовью своего «неземного ангела». Но в обществе неприступная красавица Юлия нравится многим мужчинам, и в том числе знатному английскому путешественнику Эдуарду Бомстону; милорд постоянно возносит ей хвалы. Как-то раз в мужской компании разгоряченный вином сэр Бомстон особенно пылко говорит о Юлии, что вызывает резкое неудовольствие Сен-Пре. Любовник Юлии вызывает англичанина на дуэль.
Влюбленный в Клару господин д’Орб рассказывает о случившемся даме своего сердца, а та - Юлии. Юлия умоляет возлюбленного отказаться от поединка: англичанин - опасный и грозный противник, к тому же в глазах общества Сен-Пре не имеет права выступать защитником Юлии, его поведение может бросить тень на нее и раскрыть их тайну. Юлия пишет также сэру Эдуарду: она признается ему, что Сен-Пре - её любовник, и она «обожает его». Если он убьет Сен-Пре, он убьет сразу двоих, ибо она «и дня не проживет» после гибели возлюбленного.
Благородный сэр Эдуард при свидетелях приносит свои извинения Сен-Пре. Бомстон и Сен-Пре становятся друзьями. Англичанин с участием относится к бедам влюбленных. Встретив в обществе отца Юлии, он пытается убедить его, что брачные узы с безвестным, но талантливым и благородным Сен-Пре отнюдь не ущемляют дворянского достоинства семейства д’Этанж. Однако барон непреклонен; более того, он запрещает дочери видеться с Сен-Пре. Во избежание скандала сэр Эдуард увозит друга в путешествие, не дав ему даже попрощаться с Юлией.
Бомстон возмущен: непорочные узы любви созданы самой природой, и нельзя приносить их в жертву общественным предрассудкам. «Ради всеобщей справедливости следует искоренять такое превышение власти, - долг каждого человека противодействовать насилию, способствовать порядку. И если б от меня зависело соединить наших влюбленных, вопреки воле вздорного старика, я бы, разумеется, довершил предопределение свыше, не считаясь с мнением света», - пишет он Кларе.
Сен-Пре в отчаянии; Юлия в смятении. Она завидует Кларе: её чувства к господину д’Орбу спокойны и ровны, и отец её не собирается противиться выбору дочери.
Сен-Пре расстается с сэром Эдуардом и отправляется в Париж. Оттуда он посылает Юлии пространные описания нравов парижского света, отнюдь не служащие к чести последнего. Поддавшись всеобщей погоне за наслаждениями, Сен-Пре изменяет Юлии и пишет ей покаянное письмо. Юлия прощает возлюбленного, но предостерегает его: ступить на стезю разврата легко, но покинуть её невозможно.
Неожиданно мать Юлии обнаруживает переписку дочери с любовником. Добрая госпожа д’Этанж не имеет ничего против Сен-Пре, но, зная, что отец Юлии никогда не даст своего согласия на брак дочери с «безродным бродягой», она терзается угрызениями совести, что не сумела уберечь дочь, и вскоре умирает. Юлия, считая себя виновницей смерти матери, покорно соглашается стать женой Вольмара. «Настало время отказаться от заблуждений молодости и от обманчивых надежд; я никогда не буду принадлежать вам», - сообщает она Сен-Пре. «О любовь! Разве можно мстить тебе за утрату близких!» - восклицает Сен-Пре в горестном письме к Кларе, ставшей госпожой д’Орб.
Рассудительная Клара просит Сен-Пре больше не писать Юлии: она «вышла замуж и сделает счастливым человека порядочного, пожелавшего соединить свою судьбу с её судьбой». Более того, госпожа д’Орб считает, что, выйдя замуж, Юлия спасла обоих влюбленных - «себя от позора, а вас, лишившего её чести, от раскаяния».
Юлия возвращается в лоно добродетели. Она вновь видит «всю мерзость греха», в ней пробуждается любовь к благоразумию, она восхваляет отца за то, что тот отдал её под защиту достойного супруга, «наделенного кротким нравом и приятностью». «Господину де Вольмару около пятидесяти лет. Благодаря спокойной, размеренной жизни и душевной безмятежности он сохранил здоровье и свежесть - на вид ему не дашь и сорока... Наружность у него благородная и располагающая, обхождение простое и искреннее; говорит он мало, и речи его полны глубокого смысла», - описывает Юлия своего мужа. Вольмар любит жену, но страсть его «ровна и сдержанна», ибо он всегда поступает, как «подсказывает ему разум».
Сен-Пре отправляется в кругосветное плавание, и несколько лет о нем нет никаких известий. Вернувшись, он тотчас пишет Кларе, сообщая о своем желании повидаться с ней и, разумеется, с Юлией, ибо «нигде, в целом мире» он не встретил никого, «кто бы мог утешить любящее сердце»...
Чем ближе Швейцария и селение Кларан, где теперь живет Юлия, тем больше волнуется Сен-Пре. И наконец - долгожданная встреча. Юлия, примерная жена и мать, представляет Сен-Пре двух своих сыновей. Вольмар сам провожает гостя в отведенные ему апартаменты и, видя его смущение, наставляет: «Начинается наша дружба, вот милые сердцу узы её. Обнимите Юлию. Чем задушевнее станут ваши отношения, тем лучшего мнения о вас я буду. Но, оставаясь наедине с нею, ведите себя так, словно я нахожусь с вами, или же при мне поступайте так, будто меня около вас нет. Вот и все, о чем я вас прошу». Сен-Пре начинает постигать «сладостную прелесть» невинных дружеских отношений.
Чем дольше гостит Сен-Пре в доме у Вольмаров, тем большим уважением он проникается к его хозяевам. Все в доме дышит добродетелью; семья живет зажиточно, но без роскоши, слуги почтительны и преданы своим хозяевам, работники усердны благодаря особой системе поощрений, словом, никто не «скучает от праздности и безделья» и «приятное соединяется с полезным». Хозяева принимают участие в сельских празднествах, входят во все подробности ведения хозяйства, ведут размеренный образ жизни и уделяют большое внимание здоровому питанию.
Клара, несколько лет назад потерявшая мужа, вняв просьбам подруги, переезжает к Вольмарам - Юлия давно решила заняться воспитанием её маленькой дочери. Одновременно господин де Вольмар предлагает Сен-Пре стать наставником его сыновей - мальчиков должен воспитывать мужчина. После долгих душевных терзаний Сен-Пре соглашается - он чувствует, что сумеет оправдать оказанное ему доверие. Но прежде чем приступить к своим новым обязанностям, он едет в Италию к сэру Эдуарду. Бомстон влюбился в бывшую куртизанку и собирается жениться на ней, отказавшись тем самым от блестящих видов на будущее. Сен-Пре, исполнившийся высоких моральных принципов, спасает друга от рокового шага, убедив девушку ради любви к сэру Эдуарду отвергнуть его предложение и уйти в монастырь. Долг и добродетель торжествуют.
Вольмар одобряет поступок Сен-Пре, Юлия гордится своим бывшим возлюбленным и радуется соединяющей их дружбе «как беспримерным преображением чувств». «Дерзнем же похвалить себя за то, что у нас хватит силы не сбиться с прямого пути», - пишет она Сен-Пре.
Итак, всех героев ждет тихое и безоблачное счастье, страсти изгнаны прочь, милорд Эдуард получает приглашение поселиться в Кларане вместе с друзьями. Однако неисповедимы пути судьбы. Во время прогулки младший сын Юлии падает в реку, она бросается ему на помощь и вытаскивает его, но, простудившись, заболевает и вскоре умирает. В свой последний час она пишет Сен-Пре, что смерть её - благодеяние неба, ибо «тем самым оно избавило нас от ужасных бедствий» - кто знает, как все могло бы измениться, если бы они с Сен-Пре вновь стали жить под одной крышей. Юлия признается, что первое чувство, ставшее для нее смыслом жизни, лишь укрылось в её сердце: во имя долга она сделала все, что зависело от её воли, но в сердце своем она не вольна, и если оно принадлежит Сен-Пре, то это её мука, а не грех. «Я полагала, что боюсь за вас, но, несомненно, боялась за самое себя. Немало лет я прожила счастливо и добродетельно. Вот и достаточно. А что за радость мне жить теперь? Пусть небо отнимет у меня жизнь, мне о ней жалеть нечего, да еще и честь моя будет спасена». «Я ценою жизни покупаю право любить тебя любовью вечной, в которой нет греха, и право сказать в последний раз: «Люблю тебя».
«ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН» (Jacques le fataliste et son Maître) – философский роман Д.Дидро . Написан, очевидно, в 1773, при жизни Дидро опубликован не был. Впервые вышел в свет в Германии в переводе Милиуса в 1792; новелла «Месть г-жи де ла Померз» была переведена Шиллером в 1785. 1-е французское издание – 1796 (рус. пер. 1937). В центре внимания Дидро не столько приключения героев романа, сколько их споры между собою о том, были ли эти приключения необходимыми или случайными, укладывались ли они в цепь неизбежных событий или же осуществлялись в соответствии со свободно выбранными целями.
Жак не случайно назван фаталистом и учеником Спинозы , который учил «не смеяться, не плакать, а понимать»: если из определенной причины вытекает одно, вполне определенное следствие и вся бесконечная цепь причин-следствий объединена в «свиток судьбы», то все события человеческой жизни жестко связаны и предопределены, так что «человек... с такой же неизбежностью идет по пути славы или позора, как шар, который обладал бы сознанием, катится по откосу с горы» (Дидро Д. Соч. 10 т., т. 4. М., 1937, с. 398). Подобные рассуждения ведут к выводу об отсутствии в мире случайностей. Однако ситуации, которые все время изображает Дидро, требуют признать факт существования случайностей, хотя и встает вопрос о том, включены ли они в цепь фатума или нет (если все в мире предопределено, то и случайности «предначертаны свыше»). И точно так же, если все события человеческой жизни заданы с неизбежностью, то роптать на судьбу бессмысленно. Однако Жак и плакал, и смеялся, и сердился, и роптал; «он вел себя примерно как мы с вами. Благодарил своего благодетеля, чтобы тот продолжал делать ему добро. Сердился на несправедливого человека» (там же). Когда же хозяин указывал на несоответствие его поведения его же собственным взглядам, Жак отвечал: если судьба предусмотрела все, то она предусмотрела и это несоответствие. Поступки человека в таком случае также кажутся покорностью судьбе, только, говорит Дидро, более удобной и легкой. Человек как будто свободен поступать, как ему заблагорассудится, прежде всего потому, что, не зная, что ему на роду написано, он ведет себя так, как если бы никакого рока не было вовсе: свободные и разумные действия человека как бы вплетены в «великий свиток» судьбы. «Знает ли в этом случае небо, чего оно хочет? Руководим ли мы судьбой или она руководит нами?» (там же, с. 213). «Не ведая, что предначертано свыше, – уверяет Жак, – не знаешь, ни чего хочешь, ни как поступаешь, а потому следуешь своей фантазии, именуемой разумом, или разуму, еще более опасному, нежели фантазия, ведущему то к добру, то к злу» (там же, с. 211). Но тогда оказывается, что добро или зло выбирает сам человек, и поведение его, таким образом, лишено жесткой (фатальной) заданности. Признание «парадоксальности», противоречивости любого решения этой проблемы ставит фатализм под вопрос, очерчивая тем самым границы механистического детерминизма. Диалог этот получил высокую оценку Гете, Шиллера, Маркса и был признан образцом философской прозы.
ЖАК-ФАТАЛИСТ
ЖАК-ФАТАЛИСТ (фр. Jacques le fataliste) - герой романа Д.Дидро «Жак-фаталист» (1773-1774), написанного во время пребывания автора в России и Голландии. Сопровождая верхом своего хозяина, слуга Ж. ведет беседу обо всем понемногу - о ранах, о свободе, детерминизме, галантных похождениях и т.д. Этот резонер, блещущий остроумием и парадоксами, имеет за собой много литературных прототипов. Это и персонажи Рабле, и Санчо Панса Сервантеса, и капрал Трим из романа Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». По сути дела этот болтун, хотя и заговаривает много раз о себе, так ничего и не рассказывает до конца, отвлекаясь каждый раз дорожными случайностями. Его даже трудно воспринимать всерьез, однако сей оригинал высказывает подчас мудрые мысли, которые можно иногда приписать самому Дидро. Дело не в том, что автор вложил что-то автобиографическое в своего героя, а в том, что его переменчивость, непредсказуемость, любовь к парадоксам, маскировка своих оригинальных и даже опасных мыслей под личиной занимательности - черты самого Дидро. Лукавая философия Ж., которой персонаж обязан своим прозвищем, выражает некоторые из самых дорогих энциклопедисту идей. Ж. - не столько фаталист, сколько детерминист: он видит в жизни лишь последовательность слепых сил, которыми человек якобы управляет, а на самом деле лишь претерпевает их влияние. Хаотическая череда приключений Ж. лишь подтверждает эту теорию: все зависит от случая и не зависит от воли персонажей. Кажется, что Ж. должен встать на сторону аморальности, вседозволенности, однако этого не происходит. Оказывается, Ж. не до конца фаталист: его поступки постоянно опровергают его теории. Проповедуя эгоизм и равнодушие, он восстает против несправедливости. Как и у самого Дидро, сердце спорит у него с идеями, непобедимый инстинкт заставляет его верить в добро, душевную щедрость, в чувство, хотя его холодный ум придерживается материалистической философии.
Лит.: Puner Francis. L"unite secrete de Jacques le fataliste. Paris, 1970; Воробьев Л. Художество и философия в творчестве Дени Дидро
//Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак-фаталист и его хозяин. М., 1973. С. 21-25.
Ю.Л.Г.
Литературные герои. - Академик . 2009 .
Смотреть что такое "ЖАК-ФАТАЛИСТ" в других словарях:
- “ЖАК ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН” (Jacques le fataliste et son Maоtre) философский роман Д. Дидро. Написан, очевидно, в 1773, при жизни Дидро опубликован не был. Впервые вышел в свет в Германии в переводе Милиуса в 1792; новелла “Месть г жи де ла… … Философская энциклопедия
- (Jacques le fataliste et son Maître) – философский роман Д.Дидро. Написан, очевидно, в 1773, при жизни Дидро опубликован не был. Впервые вышел в свет в Германии в переводе Милиуса в 1792; новелла «Месть г жи де ла Померз» была переведена Шиллером … Философская энциклопедия
- (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, 31.7.1784, Париж), французский писатель, философ просветитель. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств. Ранние философские сочинения («Философские мысли», 1746, сожжённые по решению… … Большая советская энциклопедия
- (Diderot) (1713 1784), французский философ просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (т. 1 35, 1751 80). В философских… … Энциклопедический словарь
Дени (Denis Diderot, 1713 1784) французский философ и писатель, основатель знаменитой «Энциклопедии» (см.). Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескье, Даламбером и др. энциклопедистами Д. был идеологом третьего сословия и создателем тех идей… … Литературная энциклопедия
- (Diderot) Дени (1713 1784) фр. философ просветитель, писатель, теоретик искусства. Возглавлял издание знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» выдающегося произведения фр. просветителей. В своих первых работах… … Философская энциклопедия
- (Дени Diderot) знаменитый мыслитель энцикопедист; род. в октябре 1713 г. в Лангре. На смену долго властвовавших и в социальной жизни и в литературе высших слоев и придворного тона тогда выдвигались новые силы, всего чаще выставляемые здоровым,… …
- (Diderot) знаменитый мыслитель энцикопедист, род. в октябре 1713 г. в Лангре. На смену долго властвовавших и в социальной жизни и в литературе высших слоев и придворного тона тогда выдвигались новые силы, всего чаще выставляемые здоровым,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Портрет Дени Дидро работы Ванлоо (1767) Дени Дидро (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр 31 июля 1784, Париж) французский писатель, философ просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел»… … Википедия
Книги
- Монахиня. Племянник Рамо. Жак-фаталист и его хозяин , Дени Дидро. Пятьдесят третий том первой серии составляют произведения известного французского писателя и философа Дени Дидро. В том вошли романы "Монахиня" (в переводе Д. Ливщиц и Э. Шлосберг),…
«Жак-фаталист и его хозяин» — философский роман Дени Дидро. Создан в 1773—1774 годах, когда писатель путешествовал в России и в Голландии. Как и большинству произведений Дидро, «Жаку-фаталисту» не суждено было увидеть свет при жизни автора. Первые публикации появились в Германии. В 1785 г. Ф. Шиллер перевел и издал отдельной книжкой фрагмент романа (вставную новеллу о госпоже де ла Помере и маркизе Дезарси) под названием «Месть женщины». В 1792 г. «Жак-фаталист» был впервые опубликован полностью по-немецки, и только в 1796 — на языке оригинала, по-французски. Аутентичную копию рукописи предоставил для этого издания принц Генрих Прусский, брат Фридриха II.
Роман «Жак-фаталист и его хозяин» радикален даже по меркам Просвещения. Новаторство его состоит прежде всего в том, что в качестве философа и носителя «высокого сознания» здесь изображен крестьянин Жак, в то время как достаточно типичную для просветительской прозы ученическую роль выполняет представитель «образованного сословия» — хозяин. Все жизненные факты, попадающие в поле зрения героев, анализируются и оцениваются с точки зрения Жака, и эта оценка — не только сатирическое обличение (там, где оно уместно), но и философское осмысление. Мировоззрение Жака представляет собой — в соответствии с убеждениями самого Дидро — атеистический фатализм, предполагающий жесткую детерминированность человеческой жизни законами природы и принципиальную невозможность изменить что-либо в этом мире усилиями отдельной личности.
В «Жаке-фаталисте» Дидро использует хорошо освоенную литературой XVIII века жанровую форму романа путешествия, однако функция ее в данном случае сугубо вспомогательная. Традиционная для путешествия фабула редуцируется до чистой структуры. С великолепной легкостью отброшена за ненадобностью вся информация, которая была бы важна в собственно путешествии: неизвестны начало и конец, конкретные обстоятельства, причина и цель движения героев. Таким образом оно утрачивает сюжетообразующую функцию, которая переходит к диалогу, самоценному, возникающему без всякой специальной мотивировки. Такой прием позволяет значительно раздвинуть границы художественного мира романа, чего в творчестве Дидро ранее не наблюдалось. Разнообразие мест, где оказываются путники, калейдоскоп встреченных ими в дороге людей и выслушанных историй приводится к общему знаменателю жизнерадостным раблезианским юмором. Поэтика «Жака-фаталиста» укоренена в ренессансной новеллистике и барочном плутовском романе. Говоря о литературных источниках, следует отметить влияние Л. Стерна, заметное и в других произведениях Дидро, очень его любившего. «Жак-фаталист» (в котором, кстати, обнаруживается прямая ссылка на Стерна) напоминает «Тристрама Шенди» манерой повествования, разорванностью композиции, постоянным вмешательством автора в ход событий, ретардацией, в данном случае то и дело отодвигающей не действие, а ожидаемый рассказ Жака о своих любовных похождениях. Но если у Стерна все эти приемы служили для демонстрации безграничного авторского произвола, то Дидро, регулярно повторяющий, что не пишет романа, откровенно издевающийся над всей обычной для романа-путешествия XVIII века фактурой, утверждает, что его произведение — правдивая история, опирающаяся на истину. Подразумевается, что реальность заведомо богаче и причудливее любых художественных замыслов, которые ею полностью определяются. В этом смысле писатель солидарен со своим героем, а идеи, вложенные в уста Жака, воплощаются не только в прямой декларации, но и в самой поэтике романа.
Традиции, заложенные Дидро в романе «Жак-фаталист и его хозяин», получили развитие в просветительски ориентированной литературе XIX века, в том числе и в русской. В частности, прием редуцированной фабулы путешествия использован В.Ф. Одоевским в философском романе «Русские ночи».
В 1998 г. в московском театре «Сатирикон» по мотивам романа Дидро поставлен спектакль «Жак и его господин» с К. Райкиным в главной роли.