Научные представления о природе земли можно получить. Природа как объект философского осмысления. Организационно - мотивационный этап урока

Тема урока : География - наука о земле.

Основные цели и задачи : сформировать у учеников 5-ого класса понимание того, чем занимается география, сформировать начальный интерес к этой науке и желание ее изучать.

План урока :

  1. Определение географии
  2. Подразделы географии
  3. Откуда географы черпают информацию

Ход урока

1. Определение географии

Как уже было сказано, география - это наука о Земле. Она всесторонне изучает нашу планету. В переводе с греческого слово «география» означает «землеописание». Да и состоит это слово из двух простых греческих слов: «ге» (что в переводе означает Земля) и «графо» (что переводится как пишу).

Мнения чешской общественности о содействии размножению. Мы не располагаем какой-либо информацией в доступной литературе о том, что в Чешской Республике будет проведен опросник по репрезентативной выборке населения по теме технологий размножения. Существует холостяцкая работа Алены Холешовской. Мнения мирянина о помощи в размножении по выборке из 50 женщин, госпитализированных после рождения в отделении родов.

Автор утверждает, что женщины, которые подверглись репродукции, с суррогатными матерями, согласны на 80%, женщины, которые забеременели физиологически, на уровне 64%. Молодые люди были несколько более либеральными, чем старшая возрастная группа. Согласие на суррогатное материнство было выражено 69% респондентов, в то время как среди специалистов в области здравоохранения - одна треть, вторая - против, а у последней трети не было четкого мнения о заменяющем материнстве. Около 85% молодых людей ответили на использование вспомогательных методов размножения.

Развитие географии проходило параллельно развитию человечества. Помните, с самого начала люди считали, что Земля стоит на трех слонах, которые, в свою очередь, размещались на огромной черепахе? Тогда и описание Земли было другим. Древний человек, не имея достаточных инструментов, описывал то, что мог увидеть невооруженным глазом - леса и поля, реки и озера, людей и их обычаи. С тех пор, как было доказано, что Земля - это круглая планета, методы ее исследования круто поменялись. Современные географы ни для не проживут без различных искусственных помощников, позволяющих им, прежде всего, преодолевать значительные расстояния (например, автомобилей с повышенной проходимостью). Кроме того, им понадобятся бинокли, дальномеры, но при этом и микроскопы.

Несмотря на положительную оценку респондентов, они признали некоторые опасения по поводу возможного злоупотребления этими методами в области человеческих опасностей. Из этих международных исследований и небольших вопросников в Чешской Республике представляется, что методы вспомогательного воспроизводства воспринимаются населением очень позитивно. Однако не следует ожидать, что средний человек будет знаком со всеми процедурами и манипуляциями, которые возможны в вспомогательном воспроизведении, а также с этическими ловушками, которых нельзя избежать в инструментальном характере этих выступлений.

С чего начнется изучение географии для вас, учеников 5 класса? Конечно, это будет общая география. Вы узнаете об особенностях природы вашего родного края, изучите, какие особенности рельефа тут присутствуют, какие растения растут и какие животные обитают. Со следующего года вы пойдете дальше - и вот уже узнаете, что такое географическая оболочка, из чего она состоит, как она сформировалась. Наверняка вам будет интересно узнать, что такое литосфера или атмосфера. Может, вы сами сможете догадаться, для чего нужна гидросфера и что включает в себя биосфера. А еще вы узнаете, что человечество обитает именно в географической оболочке, и его влияние на нее огромно.

Каждое человеческое действие несет определенный риск. Сегодня преимуществами технологий размножения являются сотни сотен здоровых детей, рожденных «из трубки». Хотя человек контролировал воспроизведение, он только приобрел инструмент, который является всего лишь инструментом, поэтому его можно эксплуатировать и злоупотреблять, он может попасть в правильные и неправильные руки. В ситуации, когда правовое регулирование является недостаточным в большинстве стран или когда оно неспособно гибко реагировать на быстрые успехи в науке, представляется необходимым постоянно обсуждать тему возможного злоупотребления современными технологиями.

Так что говоря о географии, мы будем подразумевать комплекс наук, который изучает географическую оболочку, в рамках которой происходит взаимодействие природа и человека, живущего в обществе.

2. Подразделы географии

Как и любая другая наука, изучающая явления в комплексе и системе, география имеет несколько подразделов, каждый из которых занимается своими отдельными вопросами. Всего известно более 80 взаимосвязанных между собой наук, которые относятся к географии. Самые известные и популярные среди них:

Статья взята из продолжения эссе в рамках темы Этика. Отношение общества к материнскому возрасту и беременности после вспомогательных репродуктивных технологий: слишком стар на 50 лет? Общественные взгляды в Эдмонтоне на помощь репродуктивным технологиям. Отношение общества к оказанию помощи репродуктивным технологиям: 20-летняя тенденция. Общественное мнение о донорстве ооцитов в Швеции. Психосоциальные аспекты суррогатного материнства. Куна, историка науки, представляет собой очень существенное отражение общего характера научных исследований, а точнее, о структуре законов, которые определяют, какое исследование считается научным в то время, а что нет.

  • Океанология - наука, изучающая процессы, которые имеют место в Мировом океане.
  • Демография - исследует население земного шара, его качественный и количественный состав. Именно эта наука говорит о том, что в настоящее время на Земле проживает 7,5 млрд. человек. К сожалению, демография не может дать ответа на вопрос, сколько же населения сможет выдержать наша планета.
  • Инженерная география - в рамках этой науки подлежат исследованию грунты, на которых возводят различные сооружения. Специалисты в этих вопросах следят, чтобы построенное здание, к примеру, не сползло в море из-за нестабильных грунтов.
  • Климатология - как следует из названия, и это очень легко, наука о климате на планете. Главный вопрос - существует ли парниковый эффект или его придумали злые ученые.
  • Геология - исследует земную кору, ее строение и состав. А вдруг в месте, где запланировано строительство небоскреба, расположена сейсмически опасная зона и велика вероятность землетрясений?
  • Геоморфология - занимается изучением рельефа земной поверхности.
  • Медицинская география - для нее важными являются вопросы влияния различных особенностей территорий на состояние здоровья тех людей, которые там проживают.
  • Картография - наука о создании карт и их чтении.

Как и биология, усилия географии и ученых, работающих в данной сфере, направлены на то, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде, а также экономно и бережно использовать те богатства, которые она нам предоставляет.

Основываясь на этом тезисе о существовании существенной структуры законов, Кун далее развивает теорию развития науки, состоящую в трансформации этих структур законов. Это имена научной революции. Хотя Кун, как он утверждает, является историком науки, высоко теоретический характер его эссе присваивает его философам науки, поскольку формулировка высоко теоретических концепций, раскрывающих скрытую природу вещей, является предметом философии. Хотя в эссе содержатся примеры конкретных научных практик, которые иллюстрируют некоторые или все детали проблемы, но нет документально подтвержденного прогрессивного развития науки, это не описание событий, а только теоретическая концепция.

Все науки, работающие под «эгидой» географии, относятся к одному из двух классов:

  • Физическая география - они посвящены изучению поверхности нашей планеты.
  • Социально-экономическая - в фокусе ее внимания многообразие проявлений мира, в котором живут люди, а также той экономической деятельности, которую они ведут.

Практическое задание:

Но, конечно, сама область, о которой идет речь, является предметом истории науки и теории, предназначенной для целей этой науки. Эссе пытается внести свой вклад в решение проблемы, вытекающей из более ранней концепции истории науки, которая показала научное развитие как постоянно выступающая пирамида правильного знания, где ученые - это те, кто производит либо неоспоримые истины, либо ошибки, которые затем выпадают из пирамиды. Проблема заключалась в том, что возникла проблема с уменьшением идей или открытий для одного автора.

Кроме того, с точки зрения сегодняшнего дня ошибки, которые, казалось бы, не помогли, по-видимому, считались не наукой, хотя в то время они считались наукой. Поэтому некоторые историки перестали разбираться в отношениях старых открытий и современной науки, но попытались показать связность научной мысли того времени. Эта новая точка зрения не только является основой для дальнейшего развития эссе, но и является мерцающим примером типичной «научной революции».

Разделите указанные выше подразделы географии между двумя этими классами.

3. Откуда географы черпают информацию

Изучать географию на начальном этапе не очень-то и сложно - географические карты, словари, учебники и энциклопедии, рассказывающие о географических достижениях различной давности очень много. Прежде всего, нужно научиться читать географическую карту - это умение может иметь и практические применение, например, поможет вам в походе или в путешествиях.

Это парадигма: для парадигмы Кун считает «общепризнанные и научные результаты, которые на данный момент представляют для сообщества экспертов модель проблем и модель их решения». Парадигма доминирует над определенным научным сообществом, все более и более всей областью науки, и является определяющим элементом при принятии решения о том, что должно быть предметом исследований, а что нет, какие методы могут быть успешно использованы, даже о том, какие результаты исследований должны быть. Сущность парадигмы в основном раскрывается в учебниках или в текстах общепринятой классики.

Кроме того, просмотр телевизора и компьютера с подключением к Интернету в данном случае более чем приветствуется - на сегодняшний момент многие телеканалы мира (например, BBC), имеют собственные программы, посвященные вопросам географии. Ну и про книги (в первую очередь, учебники) забывать не стоит - в них собрана квинтэссенция тех знаний, которые вам сейчас доступны.

Исследования по парадигме Куна называются «Нормальная наука». Парадигмы не остаются неизменными на протяжении всей исследовательской практики, но в определенной фазе парадигма изменяется постепенным переходом. Этот переход от одной парадигмы к другой называется наукой Куна. Характеристики нормальной науки как носителя парадигмы.

Из основных определений выше видно, что отсутствие парадигмы в науке неизбежно ведет к «ненормальной науке». Но правда в том, что парадигма всегда присутствует в науке. В случае молодых дисциплин можно говорить об отсутствии парадигмы, но только в смысле такой парадигмы, которая была бы общей для всей науки. Большинство молодых наук часто находятся в парадигматической фрагментации. Популярным примером являются ранние этапы современных полностью развитых естественных наук. На этих ранних этапах в основном были разные школы различного мнения, теории которых не дополняли друг друга или не противоречили друг другу.

Оценивание : Поскольку в рамках урока было мало практических заданий, оценивать учеников необходимо по итоговой проверке уровня освоения ими материала. Следует задать несколько вопросов, перечисленных в разделе «Итоги урока», чтобы понять, как был усвоен его материал.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

В то время стало возможным начинать новые знания «сеять», потому что в основе не было больше пустоты. В непарадигматические времена каждый ученый мог использовать любой метод, ему приходилось снова восстанавливать свою дисциплину - не было ни единого набора процедур, ни набора явлений, которые он должен был объяснить. На первый взгляд это может показаться преимуществом, если оно не связано никакими правилами исследования. Но ранние утренние непарадигмы раздавали только собранные легкодоступные данные, времени было недостаточно, чтобы критически оценить все данные, были созданы очень разнообразные теории, ничего не было принято вообще.

  • Что такое география? Какие отличия в изучении нашей планеты в прошлом и в настоящем вы можете отметить?
  • Какие есть подразделения географии и чем каждое из них занимается? Что такое физическая и социально-экономическая география?
  • Что является источником информации для изучения географии?

Домашнее задание:

Такая путаница, однако, обычно обнаруживается после некоторого времени некоторых фактов, которые так ясно говорят, чтобы вызвать парадигму. Отныне исследователям не нужно было уставать от постоянного повторения основ и могли бы пойти на гораздо более подробные и точные исследования области, которую парадигма определила как важную, - произошло новое и более строгое разграничение области.

Общая парадигма приобретает свою позицию, потому что, решая некоторые проблемы, она более успешна, чем конкурирующие с ней потенциальные парадигмы. Однако этот успех не состоит в идеальном решении одной проблемы, даже в частичном решении нескольких задач. Успех новой базовой теории заключается в том, чтобы обещать успешное исследование выбранных, до сих пор неясных областей. Другая нормальная наука тогда работает как реализация этого обещания. Парадигма создает некоторые предсказания будущих знаний и освещает некоторые факты, которые он предпочитает рассматривать как более важные.

В рамках творческого задания можно посоветовать ученикам:

(объединительные) процессы

Наука будет продолжать фокусироваться на этих фактах и ​​постоянно убеждает себя в предсказаниях истинной парадигмы в ходе своих исследований. Поэтому нормальная наука не создает новых теорий, а лишь постоянно развивает теории, предложенные в парадигме. Все другие альтернативные теории, не принадлежащие к парадигме, отвергаются, и их последователи объявляются ошибочными. Нормальная наука - это фактически деятельность, которая пытается запечатать природу в заранее подготовленную и малоэластичную коробку.

Тем не менее, этот подход позволяет ученым посвящать определенные части природы таким подробным, как в противном случае. Возможно, парадигмальные теории ошибочны - поэтапным исследованием обнаруживается, что все труднее игнорировать различные аномалии и несоответствующие экспериментальные результаты. Однако нормальная наука имеет механизм, который освобождает привязывающие ограничения к парадигме, которая перестает работать. На данный момент парадигма меняется, происходит научная революция. Однако, по крайней мере, некоторые из успехов, достигнутых с ошибочной парадигмой, будут сохраняться надолго, и следует подчеркнуть, что без парадигмы они не могут быть достигнуты вообще.

2. Естествознание – наука о природе

Слово “естествознание” представляет собой сочетание двух слов - “естество” (“природа”) и “знание”. Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом “природоведение”, которое происходит от общеславянского термина “веды” или “веда” - наука, знание. Мы и до сих пор говорим “ведать”в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математических формулах - “точное” знание обо всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а “природоведение” (подобно пресловутому “обществоведению” или “науковедению”) обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего “ведения”

Парадигма установившейся нормальной науки состоит из трех областей деятельности: во-первых, исследование фактов о том, что парадигма оказалась особенно важной. Второе - исследовать факты, которые, хотя и без особого интереса, могут быть непосредственно сопоставлены с предсказаниями парадигматической теории. И последний круг - это совокупность фактов, состоящая из эмпирической работы, направленной на формулирование парадигматической теории и решение некоторых ее двусмысленностей.

Что касается теоретических проблем нормальной науки, то часть ее работы состоит в том, чтобы использовать существующую теорию для прогнозирования конкретной информации своей собственной ценности. Однако эта деятельность считается обычной для ученых, и они предпочитают развивать основную теорию, всегда таким образом, чтобы они могли подкреплять эксперименты. Это так называемая проблема артикуляции парадигмы. Однако речь идет скорее о совершенствовании, эстетической настройке и добавлении к исходной формулировке, содержащейся в парадигме, так что этот сдвиг парадигмы не может быть парадигматическим, т.е. полным изменением парадигмы.

История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII-XV столетиям зачатками естественных наук

Затем, именно с XV-XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией)

Позднее, уже ближе к нашему времени, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, т. е. наступила синтетическая стадия ее изучения

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология, география) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания

Однако все эти четыре стадии исследования Природы, по существу, представляют собой звенья одной цепи

Несмотря на то, что первая из них - натурфилософия- отделяется от трех последующих тем, что на ней безраздельно господствуют еще лишь методы наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна. Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Но ввиду того, что отсутствие экспериментальных методов еще не позволило тогда иметь точных знаний, начало естествознания как точной науки, вообще говоря, если не касаться астрономии (в смысле астрометрии) и геодезии или “геометрии” (т. е. “землемерия”), исторически относят к XV-XVI векам, т. е. к тому времени, когда исследование Природы вступило на вторую стадию - аналитическую

И надо подчеркнуть, что накопленная с тех пор и до настоящего времени основная масса достижений в изучении Природы появилась как раз на этой второй стадии. Объясняется это тем, что аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий огромной армией исследователей - путешественников и мореплавателей, врачей, астрологов и астрономов, алхимиков и химиков, изобретательных ремесленников и технических руководителей промышленного производства, наблюдательных крестьян и агрономов. Их взор проникал во все уголки Земли и Неба, в мир животных и растений, способствуя накоплению результатов не только пассивных наблюдений, но и опытных, планируемых эмпирических исследований. Именно на аналитической стадии изучения Природы появился весь тот богатейший массив естественно - научных знаний, который лег в основание таких наук, как физика, химия и биология, а также география и геология

Естественное стремление исследователей ко все большему охвату раз ообраз ых природных объектов и ко все более глубокому проникновению в их детали пр вело к неудержимой дифферен иации (разделе ию, расчле ению, дробле ию) соответствующих наук

Тенденция к дальнейшей непрерывной дифференциац и естественных наук яв яется первой и главной особенностью аналитической стадии исследования Природы. Э а енде ция остается и сегодня еще очень действенной

В качестве второй особенности аналитической стадии выступает явное преобладание э пирических (получе ных путем опыта, эксперимента) знаний над теоретическими

Третьей особенностью этой стадии является опережающее - преимущественное - исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов

Наконец, еще одна - четвертая особенность аналитического периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась по преимуществу неизменной, окостенелой, вне эволюции

Весьма примечательно, что переход к третьей (синтетической) и даже к четвертой (интегрально-дифференциальной) стадиям исследования Природы, несмотря на характерный для них иной подход к проблемам ее эволюции или стабильности, отнюдь не обрывает нить проявления всех только что перечисленных особенностей аналитического периода развития естествознания. олее того, процессы дифференциации естественных наук ныне усиливаются, а объем эмпирических исследований резко возрастает

3. Наука География – как самостоятельный раздел естествознания

Науку о Природе, т. е. естествознание, традиционно подразделяют на такие, более или менее самостоятельные, разделы, как физика, химия, биология, психология, география и геология

География – система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственно-территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создание наиболее благоприятной среды для жизни людей

Основоположником науки географии является выдающийся древнегреческий ученый Эратосфен, живший в III веке до нашей эры. Он первым ввел термин “география”, Ведь именно так назвал он свой трехтомный труд, который, к сожалению, полностью до нас не дошел. Он первым доказал, что Земля действительно имеет шарообразную форму, что утверждал еще Пифагор

Никогда за всю тысячелетнюю историю география не занималась изучением Земли как планеты

Земля – это большое сферическое ядро расплавленной магмы, заключенное в скорлупу земной коры, общий диаметр которых 13 тыс. км, и окутанное одеялом атмосферы толщиной 2 тыс. км. И внутри этого гигантского каменно-газового тела есть небольшой слой толщиной всего несколько десятков километров. Он составляет не более 1% от всего объема Земли и расстилается тонкой пленкой на границе между тысячекилометровыми толщами земной тверди и атмосферы

Именно в этом тонком слое умещается весь мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы, ни несущие влагу гигантские вихри циклонов. Внутри него находятся самые высокие горы и самые глубокие океанические впадины, проходят трассы самолетов и залегают даже самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Этот слой чрезвычайно мал по сравнению с размерами нашей планеты, но нигде ни на Земле, ни во всей известной Вселенной нет ничего подобного

Здесь переплелись и соединились воедино все известные нам миры – мир воздуха и мир воды, мир живых организмов и мир мертвого камня, мир почв и мир людей. Здесь все химические элементы находятся в беспрерывном движении и превращении, сегодня слагая тело гигантского ледника, а завтра- организм разумного человека. Здесь все находится в теснейшей взаимосвязи: разрушительные тайфуны рождаются из-за взмаха крыла очаровательной бабочки, а политические решения президентов приводят к климатическим катастрофам

Именно этот чрезвычайно тонкий и уникальный слой планеты Земля, называемый географической оболочкой, изучала раньше и изучает сейчас наука География . Много сотен лет понадобилось географии для того, чтобы побывать во всех ее уголках, восхититься разнообразием слагающих ее частей

Открыв все материки и океаны, нанеся на точные карты даже самые маленькие озера и острова, ученые поняли, что они не знают практически ничего об устройстве этого мира

Приступив к изучению устройства этого мира, ученые восхитились его сложностью и, засучив рукава, начали исследовать все это… по отдельности. И единая география тут же распалась на множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки – один из многочисленных земных миров

Исследованием атмосферы и климата занимается климатология , а ручьи и озера находятся в ведении гидрологии . Льды изучает гляциология , почвы – почвоведение , а формами рельефа земной поверхности интересуется геоморфология . Живых обитателей планеты изучает биогеография , а человека и его деятельность – социально-экономическая география . Последняя уже разделилась на политическую географию, географию транспорта, географию торговли, географию культуры, географию религии … . Ученые шумят, что скоро появится география джинсов или география любви

Географические открытия, которые заслуживают определения “великие”, совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до ХХ века. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определенный исторический период. Его хронологические рамки отечественные историки и географы обычно ограничивают серединой или концом XV- серединой XVII вв. Ни одна другая эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира

Усилиями нескольких поколений мореплавателей и землепроходцев рубежи от кумены были раздвинуты, мир словно засверкал новыми красками, предстал во всем своем великолепном разнообразии

В рамках этой эпохи исследователи обычно выделяют два периода:

    • середина или конец XV – середина XVI вв. – период испанских и португальских открытий в Африке, Америке и Азии, включающий важнейшие плавания Колумба, Васко да Гамы и Магеллана.
    • середина XVI – середина XVII вв. – период, основное содержание которого составили впечатляющие достижения русских землепроходцев на севере Азии, английские и французские открытия в Северной Америке, голландские открытия Австралии и Океании.

Если сравнительно недавно мог существовать этакий распространенный тип географа вроде жюльверновского Паганеля – своего рода ходячей географической энциклопедии, то сегодня в науке произошли коренные изменения. Навсегда ушли в прошлое времена одиночек-энциклопедистов, подобных, например, великому М.В.Ломоносову, внесшему большой вклад во многие науки (история, география, философия, физика, химия, астрономия и др.)

В наше время география уже отнюдь не прежняя, по преимуществу описательная наука, где главным объектом исследования были неведомые тогда земли и страны. Ушли безвозвратно времена, так называемой, “романтической” географии. Человек исходил, изъездил, проплыл почти всю нашу, как выяснилось не очень большую планету и к тому же теперь постоянно осматривает ее из космоса. Поэтому современная география как бы переживает свое новое рождение. Место прежней описательности в ней прочно заняла, если можно так сказать, конструктивность и прогнозированность, т.к. развитие производства и глубокие социально-экономические преобразования в мире заставили ученых кардинально пересмотреть свои взгляды на саму суть этой науки, ее цели, задачи, методы исследовательских работ

Перед нашей наукой стоят теперь новые задачи: познать взаимодействие природы и человеческой деятельности. Ныне география изучает природу и с целью ее сохранения в процессе хозяйственного использования, что особенно важно в период научно-технической революции

Усилия многих географов в наше время направлены на изучение экологических проблем. К сожалению, в своей многовековой, не всегда продуманной, хозяйственной деятельности человечество нанесло огромный, зачастую невосполнимый, ущерб природе нашей сравнительно небольшой планеты, и во многом это отрицательное воздействие из года в год продолжает расти. Все больше и больше выпускается в атмосферу Земли вредоносных химических веществ, вызывающих кислотные дожди. Отравляются воды океанов и морей. Многие реки превращаются в сточные канавы. Гибнет много озер

Резко отрицательно сказывается бесконтрольное истребление лесных массивов, этих “зеленых легких” планеты, и их неповторимого животного мира. И темпы этого глобального браконьерства нарастают

Большой и сложный путь прошло человечество, раскрывая одну за другой тайны земного шара. Много неведомых земель открыли исследователи, создавая современную, столь привычную для нас, географическую карту мира. Так, например, Христофор Колумб – выдающийся мореплаватель, который, как считается, в 1492 году открыл Америку, хотя о ее существовании знали еще древние викинги, а еще раньше кельты, финикийцы, египтяне, китайцы и другие народы

Оказывается, до сих пор не установлено достоверно, на каком именно острове, названном именем Сан-Сальвадор (“Спаситель”), высадился Колумб, достигнув берегов неведомого тогда континента. Считалось, что он расположен в группе Багамских островов и называется ныне Самана Кай

4. Уровень интеллекта на разных ступенях развития человечества

Годы рожде-ния и смерти

Страны рождения и работы

Основной вклад

Примечание

505г. до н.э.

Карфаген (Африка)

Открытие и исследование островов Счастливые (Канарские), Вечерний Рог, Южный Рог, залива Рио-де-Оро

484г. до н.э.

Малоазиатский г. Галикарнас

Исследование Египта путешествие вдоль берегов Африки

340г. до н.э.

Массилия (Африка)

Обследует берега Иберии и Кельтики, о.Альбион

Клавдий Птолемей

90-160 до н.э.

Карты Птолемея, с нанесенными на них линий широты и долготы

146г. до н.э.

Знакомится с западным берегом Африки

63г. до н.э.

Каппадокия (юго-восточная часть пол-ва Малая Азия)

Сочинение “География”, состоящее из 17 книг

Большая часть этого сочинения сохранилась до нашего времени

63г. до н.э.

Объезжает азиатское побережье от Инда до Персидского залива

Павсаний

Рим (Италия)

Посещение и изучение Эллады

Исследует Хотанское царство, Афганистан, Сев.Индию, Цейлон

Косма Индикоплов

Исследование Эфиопии, Индии и Западной Азии

Сулейман

Басра (Арабия)

Обозревает Оманский залив, Сиамский залив и Южно-Китайское море

Эйрик Рауди

Не устан.

Исландия

981г.- пересечение норманами Атланти-ческого океана и откры-тие о.Гренландия

Лейф Эйриксон

Не устан.

Гренландия

1001г. – достижение восточных берегов Северной Америки; открытие земли “Винланд” (предпочти-тельно п-в Новая Шотландия)

Марко Поло

1254 – 1324г.г.

Италия, Китай

1271-1295гг – путешествие в Китай

Ибн-Баттута

Северная Африка

Исследование Египта, Аравии, Индии, Китая

Жан де Бетанкур

Исследование и завоевание Канарских островов, положено начало европейской колонизации

Христофор Колумб

Испания, Португалия

1) 1492г. - официальное открытие Америки (открытие Багамских островов, Кубы и Гаити)

2) 1500г. – открытие берегов Гвианы и Карибского побережья.

Америго Веспуччи

1500-1506гг – официальное открытие Америки

Джон Кабот

Генуя, Англия

1497-1498гг – открыл южное и юго-восточное побережье Бафиновой Земли

В. Пинсон

1500г. – открытие северных берегов Бразилии и устья Амазонки

Понсе де Леон

1513г. – открытие п-ва Флориды и начального участка Гольфстрима

Васко Бальбоа

1513г. – пересечение Панамского перешейка и открытие “Южного моря”, которое впоследствии оказалось Тихим океаном

Фернан Магеллан

1470 – 1521г.г

Испания, рождение - Португалия

1519г. – первое кругосветное путешествие. Открытие берегов Патагонии, Огненной Земли, Магелланова пролива. Превращение “Южного моря” в Тихий океан

Бартоломеу Диаш

Португалия

1434-1488гг - серия первых плаваний европейцев вдоль западных берегов Африки

Васко да Гама

Португалия

1) 1497-1498гг – Африка обойдена по морю. Дорога в Индию открыта

2) 1498г. – дальнейшие исследования Индии и Юго-Восточной Азии

В результате плаваний Васко да Гамы сильно изменилась карта мира. Атлантический и Индийский океаны оказались соединенными; уточнены контуры Африки, а также нанесен на карту остров Мадагаскар

Лев Африканский

1511-1515гг – исследование и пересечение Сахары.

Афанасий Никитин

1466- 1442гг – “хождение за три моря” из России в Индию первого европейца

Ермак Тимофеевич

Не устан.–1585г.г.

1581-1584гг - походы в Западную Сибирь легендарного Ермака

Жак Картье

1535г. – выход на реку Святого Лаврентия – официальное открытие Канады

Франсиско де Орельяна

Испания, Бразилия

1541-1542гг – через Анды в Амазонскую сельву. Плавание по Амазонке до ее устья

Френсис Дрейк

Великобритания, Центральная Америка

1578г. – открытие пролива Дрейк

Бехайм Мартин

Германия

Глобус Бехайма

Эрнандо Кортес

Испания, Америка

Исследователь и завоеватель Мексики

Меркатор Герард

Голландия

Картограф, итогом его деятельности в 1595г. явился сборник карт

С этого времени сборник карт стали называть атласом

Генри Гудзон

Великобритания

1610г. – открытие Гудзонова пролива и Гудзонова залива

Гудзон подтвер-дил сведения о богатых возмож-ностях китобой-ного и зверобой-ного промыслов в исслед. им части СеверногоЛедовитого океана

Семен Дежнев

1648г. – первое плавание вокруг Чукотского полуострова. Открытие Беренгова пролива

Витус Беринг

1) 1725-1730гг – I Кам-чатская экспедиция. Официальное открытие Берингова пролива

2) 1741г. – открытие северо-западной,т.н. “Русской Америки”

А. Макензи

Великобритания

1788-1789гг – выход к реке Макензи

Дж. Ванкувер

Великобритания

1792г. – выход к Тихому океану. Открытие острова Ванкувер.

Александр Гумбольдт

1769 – 1859 г.г.

Германия

1) 1799г. – высадились на берег Венесуэлы в порту Кумана

2) 1800г. – путешествие по Кубе

3) 1801г. – путешествие по р.Магдалене, иссле-дование горной системы Анд и ее вулканов.

Гумбольдт совершил восхождение на вулкан

Александр Гумбольдт

Германия

Основоположник физи-ческой геогр. как науки

Вивьен де Сен-Мартен

Шартон Эдуард

Географ, историк геогра-фических открытий, издатель журнала “Вокруг света”

Д. Анциферов

Не устан.

1711-1713гг – открытие Курильских островов и составл.первой карты.

Мартин Фробишер

1576- 1610гг – исследование Баффино-вой Земли, открытие залива Фробишера

Джон Дэвис

1550 -1605г.г.

1585-1587гг – исследование Баффинова залива и Атлантического побережья Лабрадора, открытие п-ва Холл,

Стивен Барроу

Не устан.

1556г – исследование Ледовитого океана,

издал научную литературу об Арктике

Виллем Баренц

Голландия

1) 1594г. – открытие мыса Карлсена, острова Адмиралтейства(вторично после русских)

2)1596г. – вторичное открытие Шпицбергена

Абел Тасман

Голландия

1644г.– открытие Австралии

Луис Ваэс Торрес

1560-1614 г.г.

Голландия

1606г. – открыл Южный берег Новой Гвинеи, пролив Торреса

Иван Московитин

Не устан.

1639-1640гг – исследование побережья Охотского моря

Василий Поярков

Неизвестны

1644-1646гг - Экспедиция по Амуру

Ерофей Павлович Хабаров

1632-1653гг – исследование Сибири

1719-1721гг – составление первой карты юга Сибири, Камчатки и Курильских островов

Л. Морозко

1691-1699гг – дости-жение Камчатки. Первые исследования пол-ва.

Степан Петрович Крашенников

1738-1751гг – исследование Камчатки, появление книги “описание земли Камчатской”

Семен Иванович Челюскин

1736-1739гг – Великая Северная экспедиция в арктических морях

Федор Петрович Литке

1821-1829гг – открытие группы островов в Каролинском архипелаге

Был избран вице-председателем Географического общества в 1845г.

1699-1700гг – исследование истоков Голубого Нила и Эфиопии.

Давид Ливингстон

1813 – 1873 г.г.

Великобритания

1849-1871гг – многолетняя серия важнейших английских открытий в центральной Африке: пустыня Калахари, верховья Замбези, водопад Виктори, Великие Африканские озера, верховья Конго

Ливингстон посвятил Африке большую часть своей жизни, пройдя преимущественно пешком свыше 50 тыс.км

Не устан.

1893-1900гг – пересечение Сахары от Алжира до озера Чад

Генри Стенли

США, Великобритания

1871-1877гг – поиск Ливингстона и открытие истоков Белого Нила. Первое плавание по Конго и Великим озерам

1880-1883гг – открытие водоразд. Нила и Конго

Николай Михайлович Пржевальский

1) 1867-1868гг – исследо-вания Дальнего Востока

2) 1873г – экспедиция в Центральную Азию

По решению Академии наук в честь Пржеваль-ского была выби-та Золотая медаль с надписью “Пер-вому исследова-телю природы Центральной Азии

Чарлз Уилкс

1838-1842г–начало отры-тия шельфового лед-ника Шеклтона,Земли Уилкса

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

1846-1887 г.г.

1870-1877гг – исследование Новой Гвинеи

Норденшельд

1876-1879гг –исследование Западной Сибири, открытие мыса Диксон

Фритьоф Нансен

1861-1930 г.г.

Норвегия

1888-1893гг –исследование Арктики

с 1897г - профессор зоологии университета в Осло

Роберт Пири

1909г – достиг Северного полюса по его расчетам (не дошел несколько километров)

Роберт Скотт

1902-1904гг – экспедиция к берегам Антарктиды

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский

1824- 1914 г.г.

1856-1857гг – экспедиция в Тянь-Шань

Был избран вице-председателем Географического общества в 1873г

Раул Амундсен

Гренландия, Аляска

1911г – ледовый поход к Южному полюсу

Андрей Александро-вич Григорьев

разработал учение о географической оболочке Земли; дал анализ природных условий различных географичес-ких поясов Земли.

Академии Наук СССР с 1939 г. 1918 г. - организатор и первый директор Института геогра-фии АН СССР (до 1951 г.). Лауреат государ-ственной премии СССР 1947г

Иннокентий Петрович Герасимов

Имеет труды по геогра-фии почв, геоморфоло-гии, палео- и физической географии.

Лауреат государственной премии СССР 1973 г.

Константин Константинович Марков

Лауреат государственной премии СССР 1971 г.

Станислав Викторович Калесник

Основные труды по теоретическим вопросам физической географии, общему землеведению

Президент Географического общества СССР с 1964-1977 гг.

Виктор Борисович Сочава

Основные труды по клас-сификации ландшафтов и растительности тундры и тайги, геоботаническому районированию

Лев Семенович Берг

Разработал учение о ландшафтах и завил идеи о природных зонах. Пер-вым осуществил зональ-ное физико-географичес-кое районирование СССР.

С 1940 по 1950 гг. - Президент географического общества СССР

Лауреат государственной премии СССР 1951 г.

5. Важнейшие путешествия и географические открытия

Годы

Географический объект

Страна, снарядив шая экспе дицию

Руководи тель или участники экспедиций

I. А 3 И Я

Путешествие Марко Поло в Китай

Марко Поло

"Хождения за три моря" из России в Индию первого европейца

Афанасий Никитин

Первое достижение Индии морским путем

Португалия

Васко да Гама

Дальнейшие португальские исследования Индии и Юго-Восточной Азии

Португалия

П.Кабрал, Васко да Гама, Ф.Алмейда

Открытие Филиппинских островов в Первом кругосветном путешествии

Ф.Магеллан

Походы в Западную Сибирь легендарного Ермака

Ермак Тимофеевич

Исследование голландцами Новой Земли

Голландия

Круговая экспедиция из Туруханска по рекам Нижней Тунгуски, Лене, Ангаре, Енисею в Туруханск

Первое плавание по Лене к ее устью

И.Перфильев, И.Ребров

Выход на берег Охотского моря. Впервые Великая Россия "увидела" Великий океан

И.Москвитин

Открытие "Славного моря" - озера Байкал

Первые походы в Якутию и Амурский край

В.Поярков

Первое плавание вокруг Чукотского полуострова. Открытие Берингова пролива

Достижение Камчатки. Первые исследования полуострова

Л.Морозко, В.Атласов

Открытие Курильских островов и составление первой карты

Д.Анциферов, И.Козыревский

Изучение Каспия и степей Казахстана

А.Бекович-Черкасский

Составление первой карты юга Сибири, Камчатки и Курильских островов

Кевреинов, Ф.Лужин

I Камчатская экспедиция. Официальное открытие Берингова пролива

В.Беринг, А.Чириков

Первое пересечение Берингова пролива и достижение Северной Америки

К.Федоров, М.Гвоздев

Нанесение на карту побережья морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского

В.Прончищев, С.Челюскин, Х. и Д.Лаптевы

Здравствуй, Америка! Открытие русскими Северо-западных берегов Северной Америки

А.Чириков

Открытие Командорских островов

Открытие самой северной точки Евразии - мыса Челюскин

С.Челюскин

Первое российское кругосветное плавание. Открытие морского пути из европейской России на Камчатку и Аляску

И.Крузенштерн, Ю.Лисинский

Продолжение описания Северного побережья Евразии. Научное предположение существования острова Врангеля

Ф.Врангель

Первая опись берегов Аральского моря. Зарисовки Тараса Шевченко

А.Бутаков

Открытие пролива Невельского. Российский флаг над Приморьем. Основание Николаевска на Амуре и Владивостока

Г.Невельской, Н.Бошняк

Русская экспедиция в сердце "небесных гор" (Тянь-Шань). Открытие озера Иссык-Куля, истоков рек Сырдарьи и Чу

П.П.Семенов-Тяншанский

Первое неофициальное проникновение в запретную и таинственную Кашгарию и Такла-Макин под личиной паломника

Ч.Валиханов

Исследования Центральной Азии: Джунгарии, Тибета, Гоби, озера Лобнор, истоков Хуанхе и Янцзы

Н.Пржевальский

Первое проникновение европейца в центральную часть Памира

Н.Северцев

Продолжение исследования Центральной Азии

М.Певцов, Г.Потинин, В.Роборовский, П.Козлов, Г. и М.Грумм-Гржимайло

Окончательные исследования сердца Азии (Западного Китая и Монголии)

В.0бручев, В.Роборовский, П.Козлов

Последнее крупное географическое открытие в Азии - хребет Черского

С.Обручев

II. А Ф Р И К А

Серия первых плаваний европейцев вдоль западных берегов Африки

Португалия

К.Диаш, А.Балдая, Р.Сикейро

Африка обойдена по морю. Дорога в Индию открыта

Португалия

Васко да Гама

Исследования и пересечение Сахары

Лев Африканский

Исследования истоков Голубого Нила и Эфиопии

Многолетняя серия важнейших английских открытий в центральной Африке. Пустыня Калахари, верховья Замбези, водопад Виктория, Великие Африканские озера, верховья Конго

Великобритания

Д.Ливингстон

Поиск Ливингстона и открытие истоков Белого Нила. Первое плавание по Конго и Великим озерам

США, Великобритания

Открытие водораздела Нила и Конго

Пересечение Сахары от Алжира до озера Чад

III. СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Пересечение норманами Атлантического океана и открытие острова Гренландии

Исландия

Эйрик Рауди

Достижение восточных берегов Сев. Америки; открытие земли "Винланд" (предпочтительно п-в Новая Шотландия)

Гренландия

Лейф Эйриксон

Официальное открытие Америки(открытие Багамских островов, Кубы и Гаити)

Открытие берегов Гвианы и Карибского побережья

Открытие северных берегов Бразилии и устья Амазонки

Открытие восточных берегов Бразилии и бухты Риу-де Жанейро

Экспедиция с участием А.Веспуччи

Открытие полуострова Флориды и начального участка Гольфстрима

Понсе де Леон

Пересечение Панамского перешейка и открытие "Южного моря", которое впоследствии оказалось... Тихим океаном – наибольшим на планете

В.Бальбон

Открытие Мексики

Первое кругосветное путешествие. Открытие берегов Патагонии, Огненной Земли, Магелланова пролива. "Превращение" Южного моря в Тихий океан

Ф.Магеллан

Выход на реку Святого Лаврентия - официальное открытие Канады

Исследование Мисиссипи и центральных областей современных США

Через Анды в Амазонскую сельву. Плавание по Амазонке до ее устья

Ф.Орельяна

Пересечение Бразильского нагорья. Открытие чуда природы - водопада Игуасу

А.Кавеса де Васка

Открытие пролива Дрейка

Великобритания

Открытие Гудзонова пролива и Гудзонова залива

Великобритания

Открытие Ниагарского водопада

Э.Брюле, Ж.Николе

Первое плавание Беринговым проливом

Открытие северо-западной оконечности Северной Америки

И.Федоров, М.Гвоздев

Открытие Северо-Западной т.н. "Русской Америки"

В.Беринг, А.Чириков

Выход к реке Макензи

Великобри тания

А.Макензи

Выход к Тихому океану. Откры тие острова Ванкувер

Великобри тания

Дж.Ванкувер

IV. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Первое кругосветное плавание. Пересечение Тихого океана и открытие острова Гуам

Ф.Магеллан

Открытие Соломоновых островов

А.Менданья

Открытие северного побережья Австралии

Голландия

Открытие острова Тасмании и Новой Зеландии

Голландия

Открытие острова Пасхи

Голландия

Я.Роггевен

Англичане на Тихом океане. Открытия Новой Каледонии, островов Тонги, побережья Австралии, Ливийских островов

Великобри тания

Открытие Бассова пролива

Великобритания

Исследование западных берегов Австралии. Открытие заливов географа и натуралиста

Россияне на Тихом океане. Открытие острова Суворова, островов Россиян, Маршалловых, Таумоту и других

М.Лазарев, О.Коцебу, Ф.Беллинсгаузен

Первая экспедиция в Центральную Австралию

Австралия

Первое пересечение Австралии

Австралия

Исследование восточной части побережья Новой Гвинеи, получившей название Берега Маклая

Н.Миклухо-Маклай

V. АРКТИКА

Покорение Северного Полюса

Открытие Земли Николая II (ныне Северная Земля)

Б.Дилькицкий

Подтвердилось заочное кабинетное открытие острова Визе

О.Шмидт, В.Визе

Рекордное за одну навигацию плавание Великим Северным морским путем на ледокольном параходе "Сибиряков"

Завершение успешной работы первой советской дрейфующей станции "Северный полюс I"

И.Папанин, П.Ширшов, Е.Федоров, Э.Кренкель

Исследование дна Ледовитого океана. Открытие подводного хребта Ломоносова

Я.Гаккель

1950-до сего времени

Продолжение многолетних исследований дна Ледовитого океана на дрейфующих станциях "Северный полюс"

Сотрудники института Арктики и Антарктики

Впервые в истории освоения Арктики достигнут Северный полюс на атомном ледоколе "Россия"

1982 06.02-04.07 1986

От берега Берингова пролива до Мурманского побережья - 10000км за 8 месяцев

группа С.Соловьева

1986 29.01-07.03 1988

Покорение полюса недоступности в необычных суровых условиях полярной ночи на лыжах

группа Д.Шмаро

1988 15.02- 25.04

Рекордный лыжный переход длиной в 1800 км от берегов России через Северный полюс в Канаду

группа Д.Шмаро

VI. АНТАРКТИДА

Великое достижение российских моряков. Открытие материка Антарктиды

Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев

Открытие островов Петра I, Земли Александра I. Посещение моря Беллинсгаузена

Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев

Открытие моря Уэдделла

Великобритания

Дж.Уэдделл

Покорение южного полюса

Норвегия

Р.Амундсен

Вторичное достижение южного полюса и трагическая гибель исследователей

Великобритания

Открытие Земли королевы Мод, Берегов принцессы Марты, принца Улафа, принцессы Ранхильды и др.-

Норвегия

Х-Рисер-Ларсен

Многолетний международный геофизический год. Начало совместного наступления на "белое пятно" Антарктиды 12 государствами

США, Великобритания, СССР, Япония, Австралия, Чили и др.

Руководители экспедиций

Начало советских Антарктических экспедиций. Открытие морей космонавтов, Содружества, Лазарева и др. Походы в глубь материка. Около 1000 российских географических названий на карте Антарктиды. Создание первой подробной карты

М.Сомов, А.Трешников, Е.Толстиков и др.

График важнейших географических открытий

6. Вывод

Современная география играет важную роль в решении задач развития страны. Система географических наук обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу, дает прогнозы развития и изменения территориально производственных комплексов. Невозможно составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей и ее влияния на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Решение этих задач требует взаимосвязанного изучения природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними, какое и обеспечивает система географических наук

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия (6 том). Главный редактор А.М.Прохоров. Москва. Издательство “Советская энциклопедия” 1971г..Третье издание
  2. Издание для детей. География (3 том).Главный редактор С.Исмаилова. Редакторы тома: И.Кудрявцева, Д.Люри. Москва “Аванта+” 1994г.
  3. Естествознание В.И.Кузнецов, Г.М.Идлис, В.Н.Гутина. Москва 1996г.
  4. Предмет и взаимосвязь естественных наук. Кедров Б.М.. Москва. Наука 1967г.
  5. Занимательная география для детей и взрослых. Г.Скарлато. Киев “Альтерпрес” 1996г.
  6. Предмет и взаимосвязь естественных наук. Москва. Наука 1967г.
  7. Открытие Земли.История великих путешествий. Жюль Верн. Москва “Терра” 1993г.
  8. Советский энциклопедический словарь. Москва 1985г.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!