Е шварц дракон краткое содержание. Интересные факты о фильме Убить дракона


Здесь после окончания просмотра можно будет обсудить фильм "Убить дракона"

Круг вопросов для обсуждения (кроме любых личностных мнений):

1. Актуальность фильма

2. Крылатые выражения (несколько) с Вашими замечаниями и размышлениями

3. Смысл финального фрагмента

4. Логика введения эпилога

5. Соотнесение с текстом источником. Интересно порассуждать о разнице в заглавии

Фильмография

Режиссёр-постановщик: Марк Захаров
Авторы сценария: Григорий Горин, Марк Захаров
Главный оператор: Владимир Нахабцев
Главный художник: Олег Шейнцис
Композитор: Геннадий Гладков
Режиссёр: Александр Хайт
Звукооператор: Евгений Фёдоров
Стихи: Юлий Ким
Монтажёр: Валентина Кулагина

Александр Абдулов — Ланцелот
Олег Янковский — Дракон
Евгений Леонов — Бургомистр
Вячеслав Тихонов — Шарлемань, архивариус
Александра Захарова — Эльза, дочь архивариуса
Виктор Раков — Генрих, сын бургомистра
Александр Збруев — Фридрихсен, местный учёный
Ольга Сошникова — жена Фридрихсена
Анна Фроловцева — экономка
Семён Фарада — дирижёр
Андрей Толубеев — шляпник
Александр Филиппенко — кузнец
Ольга Волкова — жена кузнеца
Вячеслав Полунин — воздухоплаватель
Борис Чунаев — рыбак
Франк Мут — молодой рыбак
Игорь Фокин — тюремщик
Джамбул Худайбергенов — начальник охраны
Вячеслав Войнаровский — гость

Рубрики:

Метки:

На мой взгляд, интереснее сравнивать три явления: пьесу Шварца, фильм Захарова и современную действительность. Как уже отметил Дмитрий Владимирович, оба произведения крайне актуальны сейчас в идеологическом плане, а всё потому, что проблемы затрагиваются философские и общечеловеческие, характерные, как показывает история, для многих эпох.
Известно, что Шварц в пьесе 1943 года изобличал фашизм, а на его фоне – диктатуру в принципе. Неслучайно Дракон появляется в облике «пожилого, но крепкого, моложавого, белобрысого человека с солдатской выправкой; волосы ёжиком», а сцена битвы подана в том же виде, в каком советским гражданам сообщалось о событиях на фронте: никто ничего не видит, но все слышат некое «коммюнике», и все вынуждены ему верить, потому что ничего другого не остаётся. Но здесь Шварц вводит образ Мальчика, видящего всё в реальном свете, поскольку «устами младенца глаголет истина». Как же окружающие реагируют на правду? Очень предсказуемо: действительность коверкают до политически безопасной для горожан, а сомнения Мальчика оставляют неразрешенными, не комментируя эти странные «толкования». В фильме М. Захарова также есть детали, указывающие на символику фашизма. Дракон, например, появляется сначала в характерной каске (образ немецкого фашизма), затем в виде элегантного улыбчивого денди (итальянский фашизм) и, наконец, в костюме самурая (японская фашистская «ассоциация помощи трону»). Таким образом, Дракон здесь – собирательный образ, а не конкретный исторический персонаж, что выводит идеи из фильма в общечеловеческий контекст.
Показательна в этом отношении фраза «Единственный способ избавиться от дракона – это иметь своего собственного»: чтобы победить фашизм, необходимо иметь собственного диктатора, и таких диктаторов в СССР было немало. Вот почему в пьесе Шварца мы видим в образе Бургомистра черты Сталина: до революции был рядовым членом партии, со временем, когда умер «вождь революции», начал постепенно убирать соперников и в конце концов стал полновластным диктатором (о детальном сходстве со сталинским режимом Вика упомянула в своём рассуждении). Но в фильме образ Бургомистра намного сложнее, быть может, потому что был сделан уже в 1988 году. Здесь мы находим черты и Сталина, и Брежнева, любившего целоваться с «важными людьми», и Горбачева, отменившего сухой закон. Может, есть там и другие указания, на которые я не обратила внимание. Таким образом, в фильме исторические границы гораздо более расширены, а детали, указывающие на различные эпохи, гораздо ярче. Насколько узнаваем был «президент свободного города», показывавший пример уборщице, выбиравший нового руководителя («он хуже всех слышит») и объявлявший о мнении выбранного «руководителя» только тогда, когда его уводят. Разве не то же самое наблюдаем мы сейчас во время предвыборных кампаний? Показная забота о благе народа, мнимые гласность и свобода выбора и конечно, иллюзия работы по улучшению жизни общества (по прибытии Ланцелота Бургомистр выставляет свадьбу как подготовленную для героя-победителя) – всё это есть черты и современного политического устройства в том числе.
В образе Ланцелота же, по моему мнению, реализуется мыслящая и действующая часть общества, борющаяся с тоталитаризмом. Если у Шварца в пьесе звучит вера в то, что прогрессивно настроенные умы победят «дракона» в каждом человеке, то создатели фильма – Г. Горин и М.Захаров – проводят совершенно другую мысль, для изображения которой даже изменяют финал. Ланцелот здесь выкрикивает в порыве: «Ну поймите же, он здесь (показывает на голову); я сейчас заставлю каждого это понять и убить дракона… в себе! Вы понимаете?! В себе!», то есть создатели фильма считают, что никто не поможет человеку уничтожить в себе раба, кроме него самого. Горожане поэтому встают перед Ланцелотом на колени и отказываются подниматься, видя в нём нового «вождя», демонстрируя стадность. Одна только Эльза демонстрирует свою индивидуальность (видна с момента её отказа от убийства) и уходит от героя, в повелительном тоне которого действительно просматриваются черты диктатора. Здесь по-настоящему свободной оказывается только она, предпочитающая жизни с новым «повелителем»личную свободу.
Именно финал коренным образом отличает фильм от пьесы. В том далёком 43-м ещё не знали, что будет победа, за которой последуют новые репрессии, смена диктаторов и будет продолжаться «крой» человеческих душ вплоть до сегодняшнего дня. Кроме того, жанр пьесы – сказка, вот почему финал столь оптимистичен: Ланцелот и его соратники мечтают «в каждом убить дракона», а последнее изречение Ланцелота – «И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!» Не правда ли, эта фраза чересчур жизнерадостна для такой сказки? На протяжении же всего фильма звучали такие высказывания: «Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения. Наверное потому что у них нет выбора»; «»Хотите им нового счастья, а они старым дорожат»; «Никто не умеет молиться, потому что не знают, кому». Кроме того, очень ярко показана анархия и безыдейность, отсутствие границ и морали после обретения «свободы». С высоты прошедших лет смотрели на тоталитаризм Горин и Захаров, поэтому в фильме есть ещё одна финальная сцена в заснеженном поле. Казалось бы побеждённое диктаторство теперь протягивает свои щупальца в будущее, подчиняя себе детские души постепенно, сначала через игру в воздушного змея. И Ланцелот уходит в белую даль рядом с «Драконом», в окружении детей, и мы понимаем, что уходят они вместе, и будут вместе строить новый город с новыми людьми, в души и умы которых Ланцелот привнесёт свои идеи, и где Дракон установит такой привычный и удобный порядок с системой полного подчинения.
Лицоева Настя

История создания фильма
Основой сценария ленты, написанного Григорием Гориным и Марком Захаровым, стала пьеса известного советского драматурга Евгения Шварца "Дракон".
Над созданием пьесы Шварц трудился с 1942 по 1944 год, находясь в эвакуации в Сталинабаде. У этого сочинения Шварца была поначалу не очень успешная судьба. Впервые "Дракон" был показан в Ленинградском театре Комедии еще в годы войны. После московской премьеры спектакля, поставленного Николаем Акимовым, спектакль был снят, а пьеса была запрещена.
Долгих 18 лет ни в одном советском театре не ставилась эта пьеса. Лишь во время хрущевской «оттепели», в 1962 году, когда Евгения Шварца уже не было в живых, Акимов вновь поставил "Дракона" в своем театре.
Примерно в то же время Марк Захаров поставил "Дракона" в Студенческом театре МГУ. Это была первая постановка пьесы в Москве, и ее жизнь на сцене также была короткой. Как вспоминал сам Марк Анатольевич:
«"Дракон" шел не очень долго: до посещения Никитой Сергеевичем Хрущевым выставки абстракционистов. Потом изменился климат во всех сферах, и спектакль пришлось снять».
Через четверть века Захаров вновь вернулся к "Дракону", но на этот раз в планах режиссера было создать киноверсию пьесы. Как и при создании большинства своих экранных работ, Захаров к съемкам в картине привлек актеров руководимого им Театра имени Ленинского комсомола – Александра Абдулова, Олега Янковского, Евгения Леонова, Александра Збруева, Александру Захарову и других. Не обошлось, конечно же, и без «рекрутов» со стороны. В новом для себя амплуа выступил Вячеслав Тихонов, создавший на экране образ интеллигента, чья воля полностью подавлена деспотичной властью. В небольших, но ярких ролях в фильме появились Ольга Волкова, Семен Фарада, Александр Филиппенко, Вячеслав Полунин.
По мнению же известного киноведа Кирилла Разлогова, наиболее запоминающимся персонажем картины стал Дракон в исполнении Олега Ивановича Янковского, который сыграл не одну, а три роли – по числу воплощений его героя:
«Победителем этого своеобразного актерского «конкурса», безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после "Поцелуя" Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия - все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства».
Вышедший в самый разгар горбачевской «перестройки», фильм "Убить дракона" стал своеобразным документом эпохи и одним из ее символов. Главная мысль картины – «убить дракона в себе» почти дословно рифмовалась с лозунгом новой политической концепции – «начни перестройку с себя».
Фильм Убить дракона стал обладателем премии "Ника" за 1989 год в двух категориях: «За лучшую музыку к фильму» (Геннадий Гладков) и «За лучшую работу художника по костюмам» (Наталья Монева). Олег Янковский, исполнивший в картине роль Дракона, на кинофестивале "Созвездие" был отмечен призом «За выдающийся вклад в профессию».
Как и лента "Тот самый Мюнхгаузен", фильм "Убить дракона" был создан в сотрудничестве с германскими кинематографистами. Многие натурные эпизоды были сняты на старинных улочках немецких городов, которые стали великолепными декорациями для съемок картины.

Композитор Геннадий Гладков Монтаж Валентина Кулагина Оператор Владимир Нахабцев Сценаристы Григорий Горин , Марк Захаров , Мишель Альгизио , еще Художники Олег Шейнцис , Наталья Монева

Знаете ли вы, что

  • В основу фильма положена пьеса Евгения Шварца «Дракон» (1944 г.).
  • По мнению авторитетных комментаторов, в пьесе (с учётом времени создания и взглядов автора) речь шла про фашистскую Германию, но никак не про Советский Союз.

Ошибки в фильме

  • Героиня фильма играет на флейте, внутри которой спрятан кинжал с довольно широким лезвием.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Огненные удары с небес пытаются испепелить странника, однако встреченные после рыбаки успокаивают Ланселота: «если б он хотел тебя убить, он бы убил. Это он шутит». После короткой беседы, они хватают рыцаря и сдают его спецслужбам.

Герой попадает в город, которым 400 лет правит Дракон. Но жители, к его удивлению, не против. «Пока он здесь, ни один дракон нас не тронет» – говорит учёный архивариус. Устав от былых поражений в битвах за то, чтобы люди походили на людей, странствующий паладин хочет уйти. Но происходит открытие торжеств по поводу предстоящей встречи уроженки города Эльзы с правителем. И, как бы ни отговаривал его звероящер и согнанная с использованием административного ресурса общественность, сколько бы спецслужбы не готовили на него покушений, битва состоится. И победить в ней должен конечно же Ланселот.

Израненный он никак не способен взять бразды правления в свои руки, зато бургомистр к этому готов. Спустя время, возвратившись в город, он понимает, что обстановка в нём не слишком отличается от предыдущего управления. Бургомистр готов уступить ему Эльзу, все готовы признать его Господином. Но не быть свободными…

Битва за независимость происходит, в первую очередь, в душе каждого. Путник, сбежав от тотальной лжи якобы освобождённого города, вновь встречает Дракона, сменившего облик и манящего детей воздушным змеем. Становится понятно, что основное сражение у героя впереди.

По каким признакам можно сделать вывод, что в фильме идет речь о тоталитарном режиме?

Наиболее разработанным и авторитетным перечнем признаков тоталитарных режимов является концепция, предложенная Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским в работе «Тоталитарная диктатура и автократия». В фильме Марка Захарова «Убить дракона» можно отметить многие, показанные в метафорической форме особенности, свойственные тоталитаризму:

1. «Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества». Идеология Города, как названо в фильме место действия, высказана в неявной форме. Тем не менее, она сам собой разумеется, потому что Дракон — образ, который постепенно теряет персонифицированные черты и становится общим символом, довлеющим беззаконием (Дракон съедает подписанную им бумагу), страхом, «культом личности» и абсолютным бесправием.

2. «Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией». Диктатор — Дракон, руками его является облаченная в черную кожу полиция.

3. «Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации». Когда архивариус требует слова, это, казалось бы, обычное высказывание вызывает недоумение и смех. Слово само по себе становится выступлением против власти, потому что является формой свободы. Также и все прохожие на улицах безмолвны, а говорят только те, кому это положено.

4. «Отрицание традиций, в том числе традиционной морали…». Каждый год Дракон забирает самую лучшую девушку.

5. «Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод». Дракон может издеваться над любым человеком, как, например, над ученым (А. Збруев).

6. «Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур». Полиция заколачивает окна, заставляет носить на улице повязки для глаз, а все несогласные оказываются в сетях и в подвешенном состоянии проезжают по конвейеру.

Кроме того, власть в тоталитарном режиме стремиться полностью проникнуть в общество и контролировать каждого человека, поэтому в фильме Дракон внезапно появляется в доме Архивариуса и тут же становится хозяином, вызывающим всеобщий трепет и благоговение. Также Марк Захаров развивает представления о тоталитаризме, сложившиеся в культуре. В частности доказывает тезис о том, что тоталитарное общество — это общество парадоксов. Отсюда и введение комедийных элементов. Вместе с тем, Дракон создает образ «внешнего врага» — цыган, которых уже никто не помнит, но которые считаются непререкаемым злом. «Убить Дракона» — это сказка, поэтому режиссер развивает повествования в стилистике притчи, одновременно используя и конкретные приметы, пародирующие советскую и фашистскую системы (безумный бургомистр (Е. Леонов), ордена, которые вручает Дракон, форма и каски полицейских), и общие «нарицательные» мотивы, восходящие к философскому осмыслению причин и законов тоталитаризма.

Как тоталитаризм воздействует на личность и общество?

В тоталитарном строе общество становится объектом эксплуатации, инструментом в реализации идеологии. И задача власти заключается в том, чтобы этот инструмент не давал сбоев в виде протестов, требования свободы и тем более попыток разрушить систему. Все репрессивные меры, направленные на это, приводят к стагнации общественного сознания, разрушению объединяющих людей институтов, нравственности, коммуникативных связей. Поэтому социум превращается в толпу, что отчетливо видно в фильме, когда народ встречается с Ланцелотом. Люди перестают быть мыслящей субстанцией, вместо идей они оперируют догмами, едиными положениями, а ко всему происходящему вырабатывается индифферентное отношение и немой конформизм. Культура деградирует, поэтому деятельность ученого заключается в том, чтобы рисовать на бумаге бессмысленные галочки, музыка упрощается до одних лишь ораторий, а в архитектуре главенствует удручающие серые формы и тяжеловесная безвкусная готика.

На роль личности в этой система сразу указывает образ людей, которые вращают колесо, открывающее ворота. Человек — это винтик. Потеря собственной индивидуальности, достоинства, подобострастие, трусость — вот лекала «нового общества». Повсеместно устанавливается безволие: инженер, который бросает свое дело, чтобы возить тачку, кузнецы, метко названные «очень смелыми людьми, которые всего боятся». С другой стороны в некоторых постоянное давление и вездесущие ограничения рождают бунт, как в одном из рыбаков или в Эльзе.

Как победить «дракона»?

Марк Захаров впервые поставил пьесу Шварца еще в 60-ых в Студенческом театре, но уже после первого показа спектакль был запрещен. И вновь взяться за постановку режиссер смог только в 80-е во время «оттепели». Поэтому идеи, заложенные писателем, перенесены мастером через годы и осмыслены с позиций современности. Победу над драконом Захаров, следуя за литературным первоисточником, переносит на поле общечеловеческой ментальности и добирается до сути в недрах сознания, где как раз и сидит тот вечный конфликт между кипучим стремлением к свободе и покорным безволием, слабостью и внутренней слепотой. А значит, дракон — в каждом из нас, он часть нашей природы. Потому и свержение его невозможно, это вечная битва прежде всего с собой. Неслучайно, что смерть Дракона не дает людям свободы. Недавнее бесправие сменяется бесчинством, глупым разорением, что закономерно ведет к установлению нового контроля. И не важно, как называется глава такой системы — Дракон ли, президент ли. Суть одна. Ведь люди не могу найти в себе силу, чтобы стать свободными. А это значит быть самостоятельными, нести тяжесть принятия решений и держать за них ответ. Из-за этого Ланцелот говорит, что он завидует рабам: у них все ясно, заранее известно. Быть рабом проще. А свобода требует труда, постоянного движения, преодоления себя. Но в том-то и парадокс, что лишить права на независимость легко, а вот одарить этим правом никак нельзя. Ибо свобода — это осознанный способ жизни, который человек должен выбрать сам без чей-либо помощи.

Просторная уютная кухня. Никого нет, только у пылающего очага греется Кот. В дом заходит уставший с дороги случайный прохожий. Это Ланцелот. Он зовет кого-нибудь из хозяев, но ответа нет. Тогда он обращается к Коту и узнает, что хозяева - архивариус Шарлемань и его дочь Эльза - ушли со двора, а он, Кот, пока старается отдохнуть душой, потому что в семье огромное горе. После настойчивых просьб Ланцелота Кот рассказывает: над их городом четыреста лет назад поселился отвратительный Дракон, который каждый год выбирает себе девушку, уводит её в свою пещеру, и больше её уже никогда никто не видит (по слухам, все жертвы умирают там от омерзения). А сейчас настала очередь Эльзы. Вернувшиеся хозяева очень приветливы с неожиданным гостем. Оба спокойны, Эльза приглашает всех к ужину. Ланцелота поражает их самообладание, но оказывается, они просто смирились со своей участью. Лет двести назад кое-кто сражался с Драконом, однако всех смельчаков он убил. Завтра, как только чудовище уведет Эльзу, отец её тоже умрет. Попытки Ланцелота пробудить в Шарлемане и его дочери волю к сопротивлению безрезультатны. Тогда он объявляет, что готов убить Дракона.

Раздается нарастающий шум, свист и вой. «Легок на помине!» - говорит Кот. Входит пожилой мужчина. Ланцелот смотрит на дверь, ожидая, когда же войдет чудовище. А это он и есть - Шарлемань поясняет, что иногда Дракон принимает облик человека. После короткого разговора Ланцелот вызывает его на бой. Дракон багровеет и сулит дерзкому немедленную гибель.

Вмешивается архивариус - он напоминает, что 382 года назад Дракон подписал документ, по которому день сражения назначает не он, а его соперник. Дракон отвечает, что тогда был сентиментальным мальчишкой, а сейчас он не собирается обращать внимание на тот документ. Кот выскакивает в окно, обещая всем все рассказать. Дракон негодует, но в конце концов соглашается драться завтра и уходит.

Эльза уверяет Ланцелота, что напрасно он все затеял: умирать ей не страшно. Но Ланцелот непреклонен - надо убить злодея. В это время вбегает Кот с сообщением, что оповестил знакомых кошек и всех своих котят, которые тут же разнесли по всему городу весть о предстоящем поединке. Появляется Бургомистр. Он обрушивается на Ланцелота с упреками и убеждает его уехать как можно скорее. Вошедший следом сын Бургомистра Генрих (бывший жених Эльзы, а теперь лакей и личный секретарь Дракона) требует, чтобы его оставили наедине с девушкой. Он передает ей приказ хозяина убить Ланцелота и вручает для этого отравленный нож. Эльза берет нож, решив, что убьет им себя.

Встретившись на городской площади, Бургомистр с сыном обсуждают предстоящие события. Генрих сообщает, что его повелитель очень нервничает. Спрашивает отца, не сомневается ли тот в победе Дракона. Бургомистр догадывается, что это тайный допрос по поручению хозяина. В свою очередь он пытается разузнать у Генриха, не приказывал ли Дракон «потихонечку тюкнуть господина Ланцелота», и, не добившись прямого ответа, прекращает разговор.

На площади с фальшивой торжественностью происходит церемония вручения оружия противнику Дракона. На деле ему предлагают медный тазик от цирюльника вместо щита, вручают справку, что копье в ремонте, и сообщают, что рыцарских лат на складе не обнаружили. Но устроившийся на крепостной стене Кот шепотом сообщает Ланцелоту хорошие новости. Слова его прерваны воем и свистом, после чего появляется Дракон. Он приказывает Эльзе попрощаться с Ланцелотом, а потом - убить его. Она повинуется. Но - это уже не прощание, а объяснение двух влюбленных, и кончается оно поцелуем, а затем Эльза бросает в колодец висевший у нее на поясе нож и больше не хочет слушать Дракона. Придется драться, понимает Дракон. И уходит.

Кот обращает внимание Ланцелота на нескольких погонщиков с ослом. Те передают Ланцелоту ковер-самолет и шапку-невидимку, а также меч и копье. Надев шапку, Ланцелот исчезает.

Распахиваются дворцовые двери. В дыму и пламени видны три гигантские головы, огромные лапы и горящие глаза Дракона. Он ищет Ланцелота, но того нигде нет. Неожиданно слышится звон меча. Одна за другой головы Дракона падают на площадь, взывая о помощи, но никто, даже Бургомистр с Генрихом, не обращает на них внимание. Когда все уходят, появляется, опираясь на погнутый меч, держа шапку-невидимку, Ланцелот. Он тяжело ранен и мысленно прощается с Эльзой: смерть уже близко.

После гибели Дракона власть захватывает Бургомистр. Теперь он именуется президентом вольного города, а место бургомистра досталось его сынку. Все неугодные брошены в тюрьму. Горожане, как и прежде, в подчинении и покорности. Новый правитель, провозгласив себя победителем Дракона, собирается жениться на Эльзе. Но его не оставляет страх, что Ланцелот вернется. Он подсылает сына поговорить с Эльзой и выяснить, нет ли у нее известий о Ланцелоте. При разговоре с Эльзой Генрих полон притворного сочувствия, и поверившая в его искренность Эльза рассказывает ему все, что знает. Ланцелот не вернется. Кот нашел его раненым, уложил на спину знакомого осла и вывел их из города в горы. В дороге сердце героя перестало биться. Кот велел ослу повернуть обратно, чтобы Эльза могла проститься с умершим и похоронить его. Но ослик заупрямился и пошел дальше, а Кот вернулся домой.

Бургомистр в восторге: теперь ему некого бояться и можно сыграть свадьбу. Съезжаются гости, но невеста неожиданно отказывается стать женою президента вольного города. Она обращается к собравшимся, умоляя их очнуться: неужели Дракон не умер, а воплотился на этот раз во множество людей, неужели никто не вступится за нее?! В это время появляется Ланцелот, которого вылечили друзья в далеких Черных горах. Перепуганный Бургомистр старается быть с ним любезным, гости прячутся под стол. Эльза не сразу верит своим глазам. Ланцелот признается, что очень тосковал по ней, она - что любит его больше прежнего.

Генрих и Бургомистр пытаются удрать, но Ланцелот останавливает их. Целый месяц он в шапке-невидимке бродил по городу и видел, какой страшной жизнью живут люди, потерявшие способность сопротивляться злу. А сделали это те, кого он год назад освободил от Дракона! Бургомистра и Генриха уводят в тюрьму. Ланцелот же готов к тяжелой работе - убить дракона в изуродованных душах. Но это впереди, а сейчас он берет Эльзу за руку и велит музыке играть - свадьба сегодня все-таки состоится!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!