Эраст жертва своих страстей. Карамзин, Бедная Лиза. Можно ли считать Эраста злодеем или ковар­ным соблазнителем


Н.М. Карамзин 1

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) вырос в провинции, в Симбирской губернии. Когда ему исполнилось 14 лет, его повезли в Москву и отдали в пансион профессора Шадена. Он получил хорошее образование и светское воспитание.

В 18 лет Карамзин поступил на военную службу, - как и полагалось дворянскому юноше, - в один из лучших гвардейских полков. Однако вскоре он вышел в отставку и уехал в Симбирск. Там он блистал в обществе, поражал провинциалов столичными туалетами и необыкновенной образованностью. В Симбирске Карамзина увидел И.П. Тургенев, известный масон и литератор новиковского круга. Он убедил молодого человека ехать вместе с ним в Москву, вовлек его в масонскую организацию, заставил его серьезно заняться литературой и углублением своего научного кругозора.

Масоны верили, что через просвещение, через добрые дела, через перевоспитание можно постепенно ликвидировать зло.

Жизнь Карамзина среди масонов продолжалась около четырех лет. Наконец, он пережил разочарование в масонской организации и в самом Новикове. Ему надоели мистические увлечения масонов, вероятно подействовавших на него первоначально атмосферой тайны и своеобразной рыцарской романтикой ритуалов. Но более всего Карамзина смутил в новиковском масонстве налет конспирации, имевшей не столько эстетический, сколько политический характер. Карамзин не хотел участвовать в замыслах масонов; он устранялся от прямых политических действий, практический, деловой размах предприятий Новикова также был неприятен ему. К тому же он хотел видеть Европу, хотел расти как писатель. Он уехал за границу, покидал в Москве любимую женщину и друзей; это был разрыв с масонами и начало новой жизни.

Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Англии, при этом старался наблюдать природу и правы чужих стран, читал, добивался знакомства с выдающимися людьми на Западе - с писателями, учеными, философами; старался тут же разобраться в своих впечатлениях, понять увиденное, осмыслить его. В 1790 г. он жил несколько месяцев в Париже, наблюдая революцию в действии, - и отнесся к ней без сочувствия.

Осенью 1790 г. Карамзин вернулся в Россию в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на башмаках, с множеством французских, немецких и английских книг, с запасом идей, впечатлений и воспоминаний на много лет. С 1791 г. он начал издавать «Московский Журнал», выходивший два года. Карамзин печатал в нем много своих повестей и стихотворений; повесть «Бедная Лиза», помещенная в нем, произвела фурор. Московские девушки и юноши, прочитав повесть и умилившись печальной судьбою ее героини, ходили к Симонову монастырю и любовались на пруд, в котором она якобы утопилась. Слава пришла к Карамзину, когда ему было всего 25 лет.

В 1816 г. Карамзин приехал в Петербург. Через два года появились первые восемь томов «Истории Государства Российского». Успех книги был неслыханный. Все хотели прочесть историю своей страны, впервые научно и увлекательно написанную.

С 1816 г. Карамзин летом жил в Царском Селе, недалеко от дворца. Работа над «Историей...» занимала все утро. На прогулке в парке Карамзин встречался постоянно с царем Александром. Они вместе гуляли и разговаривали. Карамзин стал личным другом царя, хотя нередко оспаривал его мнения и даже действия весьма решительно.

Он не хотел ни чинов, ни денег, - и он не получал их. Нередко в Царское Село приезжали друзья, писатели. Летом 1816 г. часто бывал на этих чаепитиях юноша Пушкин. Зимой беседы за круглым столом переносились в Петербург.

УРОК 17

Н.М. КАРАМЗИН. ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА

При нем и вследствие его влияния тяжелый

педантизм и школярство сменились сентимен-

тальностью и светскою легкостью...

В.Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (По карточке 8).
II. Беседа по вопросам:

1. Почему Н.М. Карамзин был одной из выдающихся фигур своего времени? (Он рано вошел в литературу и довольно быстро получил славу первого писателя. Он путешествовал и общался с выдающимися людьми Западной Европы. Он глава школы русских сентименталистов и преобразователь русского языка. Он автор «Истории Государства Российского», названной Пушкиным «созданием великого писателя» 1 .)

2. Что такое «чувствительность» в понимании современников Карамзина и как это понятие связано с направлением в искусстве сентиментализмом?

3. Найдите в стихотворениях Н.М. Карамзина, помещенных в учебнике, черты сентиментализма. Выразительно прочитайте эти стихотворения, отметьте особенности их интонации, образы, нарисованные в них, красоту и выразительность эпитетов.
III. Домашнее задание.

а) Почему критики считают образ Эраста несомненной заслугой автора? Эраст злодей или жертва своих страстей?

Докажите, что описания природы готовят героев и читателей, настраивают их на определенные события.

2. Задание по группам проанализировать следующие моменты:

1 вариант - описание Симонова монастыря в начале повести;

2 вариант - Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом;

3 вариант - описание грозы.

УРОК 18

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА».

ЖИЗНЬ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ.

ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ

«Бедная Лиза» - ...образцовое произведе-

ние, посвященное не внешним событиям, а

«чувствительной» душе.

Е. Осетров
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. О сюжете повести «Бедная Лиза» исследователи говорят, что он не был ни новым, ни сложным. Какие события лежат в его основе?

2. Почему эта повесть, написанная в 1792 г., имела небывалый успех, что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.)

4. Стала крылатой фраза Н.М. Карамзина, что «и крестьянки любить умеют». К какой героине относятся эти знаменитые слова? (Речь идет не о Лизе, а о ее матери. Прочитав повесть, мы понимаем, что это можно сказать и о Лизе.)

5. Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают их на определенные события. Для этого проанализируйте три пейзажа (проверка домашнего задания).

6. Осуждает ли рассказчик свою героиню за самоубийство? (Нет, он убежден, что всякое страдание получит награду, и это многим читателям казалось верным, многие же обвиняли автора в безнравственности, появилась даже анонимная эпиграмма:

Ну можно ль поступить безбожнее и хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?

Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, -

Топитесь, девушки, в пруду довольно места!) 1

Согласны ли вы с тем, что Эраст - элодей или он жертва своих страстей? (Ответ на вопрос домашнего задания.)

9. Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? Найдите слова, создающие образ-настроение, образ-переживание. Почему так часто употребляется слово «слезы»?
II. Домашнее задание.

Индивидуальные задания - подготовить сообщения на темы «В.А. Жуковский», «Романтизм» (по карточкам 9, 10).

Карточка 9

В.А. Жуковский

В.А. Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 г. в селе Мишенском Тульской губернии. Детство его было тяжелым: он был незаконным сыном помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи. Хотя Жуковский получил прекрасное образование в пансионе при Московском университете и в детстве не испытывал материальной нужды, он никогда не знал, что такое теплота семьи и родного дома. Двусмысленное, с точки зрения дворянского общества, происхождение и бедность отрезали для него пути к личному счастью: он влюбился в свою племянницу Машу Протасову, но получил решительный отказ от ее матери (предлогом было близкое родство).

Он принял участие в войне с Наполеоном в 1812 г., потом друзья устроили его на придворную службу. Долгие годы он был воспитателем сына Николая I, будущего Александра I.

И при дворе он оставался всегда таким же, как в юности: кристально чистым, благородным, погруженным в тихую грусть поэтом, верным другом. К ученическим годам относятся первые увидевшие свет стихи поэта. Своим учителем он считал Карамзина, главу русского сентиментализма.

Элегическая лирика Жуковского сосредотачивается вокруг двух основных тем - погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе их лежат факты биографии Жуковского. О первом уже было сказано. Второй - это ранняя смерть лучшего друга, Андрея Тургенева.

Лирический герой Жуковского уходит в собственный внутренний мир и живет воспоминаниями, перебирает картины пережитого в прошлом. Настоящее для него как бы не существует.

Он живет «отраженным светом Бытия», воспоминаниями и предчувствиями. Между внутренним миром человека и тем, каковы реальные возможности его, лежит глубокая пропасть, поэтому эта личность всегда одинока. Отсюда главным мотивом поэзии является трагедийность жизни.

Неблагоприятно отразилась на его литературной репутации многолетняя служба при дворе: друзья боялись, что он обратит «на потеху двора» горящий в нем «огонь дарования», что талант захиреет в придворной атмосфере. Но трусость и раболепство были чужды ему. Он хлопочет об опальном Пушкине, о сибирских изгнанниках - декабристах.

Он не был сторонником революционных взглядов, не сомневался в необходимости для России самодержавной формы правления, но он отстаивал идеи гуманизма.

Карточка 10

Романтизм 1

На смену старому классическому искусству, основанному на нормах и правилах, должно было прийти новое искусство, которое запечатлело бы порыв свободы человеческого духа, донесло бы до читателей неповторимость индивидуального человеческого опыта, творческого «я».

А поскольку именно жанр романа не был признан «классиками», выбивался из всех рамок, новое искусство назвало себя «романтизмом».

Художник-романтик не ставит своей задачей точное воспроизведение действительности. Для него важнее высказать свое отношение к ней, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста с окружающей действительностью, чтобы через этот контраст довести до читателей свой идеал, свое неприятие отрицаемого им мира. События, происходящие в романтических произведениях, важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

Литература романтизма выдвинула своего героя, выражающего авторское отношение к действительности. Это человек с сильными чувствами, неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Поэтому он всегда выше окружающих, он одинок. Тема одиночества едва ли не главная в романтизме. Романтические характеры - это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтическая личность, несущая в себе бунтарство и отрицание, ярко выражена в творчестве поэтов-декабристов - представителей первого этапа русского романтизма.

При общей тенденции отрицания окружающего мира романтизм не составлял единства социально-политических взглядов. Напротив, они были несхожими у различных представителей - от бунтарских до консервативных и реакционных.

УРОК 19

ЛИЧНОСТЬ, ИСТОКИ ПОЭЗИИ В.А. ЖУКОВСКОГО
Жизнь и поэзия - одно...

В.А. Жуковский
ХОД УРОКА

I. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «В.А. Жуковский» (по карточке 9).
II. Чтение учителем вслух первых строф стихотворений, навеянных чувством поэта к Маше Протасовой: «Песню» 1808, «Песня» 1811, «Воспоминание» 1816.
III. Беседа по вопросам:

1. Какой образ можно назвать ключевым в этих строфах? (Образ милого друга, ангела-хранителя, то есть образ, не имеющий конкретных черт, идеализированный образ.)

2. Как меняется настроение поэта от стихотворения к стихотворению? В каком соотношении в каждой строфе оказывается настоящее и прошлое? Чем, по-вашему, вызвано изменение образа времени? (В первом стихотворении употреблены глаголы настоящего времени - «люблю», «дышу», смягчающие горечь, во втором рассказано о расставании, одиноком печальном пути увядшего душою поэта; в третьем - все в прошлом, и потому печаль и горечь представляются «днями очарованья».)

3. Почему многие стихи, посвященные М. Протасовой, написаны в жанре песни? (Жуковский, видимо, считал, что только музыка может выразить настоящее чувство, что ее «язык» понятен и на этом, и на «том» свете.)
I V . Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Романтизм» (по карточке 10).
V . Чтение и анализ элегии «Сельское кладбище». Беседа по вопросам:

1. Какое настроение вызывает произведение Жуковского? (Настроение грусти, таинственности, лиризма.)

2. Какое время дня описывает поэт? Случаен ли такой выбор? (Излюбленное время для романтиков - переход от дня к ночи, от сумерек к вечеру, от ночной тьмы к рассвету. В такие минуты человек ощущает, что все еще не завершено, что сам он меняется, что жизнь непредсказуема, полна тайн и что смерть, может быть, тоже - лишь переход души в иное, неведомое состояние. Поэтому Жуковский избрал для элегии это время.)

3. Каково место действия в элегии? Случайно ли оно выбрано? (Излюбленное место, где поэт-романтик предается горестным раздумьям о бренности мира - кладбище. Здесь все напоминает о разлуке, о прошлом. Все вокруг говорит, что страдания пройдут, а останется лишь грустный покой, разлитый в природе.)

4. Кто является героем стихотворения? (Излюбленный герой поэта-романтика - сам поэт-романтик, именно его памяти посвящено лирическое раздумье Жуковского.)

5. Что помогает поэту создать настроение грусти? (В первой строфе Жуковский использует глагол состояния - «бледнеет», деепричастие - «задумавшись», словосочетания - «медлительной стопою», «усталый селянин», в словосочетании «шалаш спокойный» - инверсию. Все это помогает сместить внимание читателей с предмета на его признак.)
Слово учителя

Во второй строфе используется звукопись: жужжа, жук, звон, сонорные М, Н, свистящие С, З. Это создает настроение тревоги. Постепенно элегия становится более мрачной. Наконец, в этой строфе используется эпитет «унылый» (звон), что подчеркивает не просто настроение грусти, печали, а монотонности, тоски, ранящей сердце. В следующей строфе появляется образ луны, льющей свой мертвенно-бледный свет на кладбищенскую природу. Она нарушает покой сельского кладбища.

6. Как и почему меняется настроение поэта в 6 строфе? (Голос поэта начинает звучать мягче, смерть всесильна, но не всевластна, потому что есть живительная дружба, которая хранит пламень «нежной души». Основа этой дружбы, чувствительность - черта, свойственная именно русским романтикам).
V I. Домашнее задание.

1. Чтение баллад «Людмила», «Светлана», «Лесной царь».

2. Индивидуальное задание группе учащихся из 2-3 человек сравнить сюжеты баллад «Людмила» и «Светлана». Попытаться объяснить причины различий.

УРОК 20

ЭЛЕГИИ И БАЛЛАДЫ ЖУКОВСКОГО
У меня почти все или чужое или по поводу

чужого - и все, однако, мое.

В.А. Жуковский
ХОД УРОКА
I . Повторим основные черты романтизма в их сопоставлении с классицизмом.

Прослушайте два четверостишия: какое из них является отрывком из романтического произведения, какое - из произведения классицизма? Ответ обоснуйте.

1) На холме, средь зеленой рощи,

При блеске светлого ручья,

Под кровом тихой майской ночи,

Вдали я слышу соловья.

(Г.Р. Державин. «Соловей»)

2) Ручей, виющийся по светлому песку,

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием катишься ты в реку!

Приди, о Муза благодатна...

(В.А. Жуковский. «Вечер»)

(В первом отрывке нарисована объективная картина природы: холм, роща, ручей, ночь, соловей. Поэтическое мышление вполне рационально. Во втором четверостишии ручей как природное явление не интересует поэта. На первый план выдвигаются эмоциональные признаки - поэту приятна «тихая гармония».)
II. Чтение и анализ элегии «Вечер». Беседа по вопросам:

1. Какое настроение создается у вас, когда вы читаете эту элегию?

2. Каким вам представляется герой этого произведения? (Герой является внутренне свободным и по своему выбору творит в воображении собственный мир, перекраивая впечатления прошлого, сохраненные памятью.)

3. Как жизненная позиция героя, его идеалы противостоят нормам общественной жизни?
III. Проверка индивидуального задания группы учащихся - сравнение баллад «Людмила» и «Светлана».
I V . Выразительное чтение учащимися понравившихся строф баллад Жуковского.

Можно ли считать Эраста злодеем или ковар­ным соблазнителем? Каким обрисовывает его Ка­рамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с мане­рой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведе­ний.

Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал рома­ны, идиллии, имел довольно живое вооб­ражение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в ко­торые, если верить стихотворцам, все лю­ди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как гор­лицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выраже­ние любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презри­тельным отвращением вспоминал уже ис­пытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомменти­ровал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо­жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» По­роки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отноше­ния Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумно­жила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бес­церемонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доб­рого малого». Узнав о самоубийстве Ли­зы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувст­вительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенст­ве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым пре­пятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет обще­ственных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккор­дом» (В. И. Коровин).

В произведениях классицизма положи­тельные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изо­бражался расчетливым и безжалостным соблазнителем.

Каким вам представляется образ повествова­теля?

Повествователь - современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрас­том, который и рассказывает ему эту го­рестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настро­енный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь - человек об­разованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать лю­дям правильные характеристики. Повест­вователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пеш­ком, чтобы любоваться пейзажными кра­сотами.

Каково назначение лирических отступлений в повести?

Лирических отступлений в повести не­много. Больше у автора развернутых суж­дений, сопутствующих изображению люб­ви героев, которые, правда, можно отнес­ти и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы». По­вествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горе­вать вместе с природой». Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жиз­ни и смерти, о горьких страницах истории отечества.

В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюблен­ных?

Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюблен­ных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфите­атром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подно­жия зеленые цветущие луга и убогая, ра­зоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бро­сает взгляд на Симонов монастырь, вспо­минает в связи с ним историю бедной Ли­зы, обозначает характер своего настро­ения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище. Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. На­строение автора («нежной скорби») посте­пенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.

На фоне прекрасных пейзажных зари­совок зарождается и развивается любов­ное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но ча­ще всего под тению столетних дубов - дубов, осеняющих глубокий чис­тый пруд, еще в древние времена ископан­ный». Тихая луна гармонирует с волоса­ми Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства. О таком слия­нии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих при­знание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыха­ния ветерок мне неприятен». Наблюдае­мые нами литературные приемы харак­терны для сентиментализма.

На этой странице искали:

  • эраст злодей или жертва своих страстей
  • каково назначение лирических отступлений в повести бедная Лиза
  • было ли чувство эраста к лизе искренним обоснуйте свой ответ
  • сочинение на тему эраст злодей или жертва своих страстей
  • Можно ли считать Эраста злодеем или коварным соблазнителем?

Можно ли считать Эраста злодеем или ковар­ным соблазнителем? Каким обрисовывает его Ка­рамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с мане­рой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведе­ний.

Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал рома­ны, идиллии, имел довольно живое вооб­ражение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в ко­торые, если верить стихотворцам, все лю­ди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как гор­лицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выраже­ние любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презри­тельным отвращением вспоминал уже ис­пытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомменти­ровал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо­жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» По­роки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отноше­ния Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумно­жила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бес­церемонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доб­рого малого». Узнав о самоубийстве Ли­зы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувст­вительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенст­ве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым пре­пятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет обще­ственных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккор­дом» (В. И. Коровин).

В произведениях классицизма положи­тельные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изо­бражался расчетливым и безжалостным соблазнителем.

Каким вам представляется образ повествова­теля?

Повествователь — современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрас­том, который и рассказывает ему эту го­рестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настро­енный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь — человек об­разованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать лю­дям правильные характеристики. Повест­вователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пеш­ком, чтобы любоваться пейзажными кра­сотами.

Каково назначение лирических отступлений в повести?

Лирических отступлений в повести не­много. Больше у автора развернутых суж­дений, сопутствующих изображению люб­ви героев, которые, правда, можно отнес­ти и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы». По­вествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горе­вать вместе с природой». Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жиз­ни и смерти, о горьких страницах истории отечества.

В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюблен­ных?

Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюблен­ных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфите­атром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подно­жия зеленые цветущие луга и убогая, ра­зоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бро­сает взгляд на Симонов монастырь, вспо­минает в связи с ним историю бедной Ли­зы, обозначает характер своего настро­ения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище. Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. На­строение автора («нежной скорби») посте­пенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.

На фоне прекрасных пейзажных зари­совок зарождается и развивается любов­ное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но ча­ще всего под тению столетних дубов <…> — дубов, осеняющих глубокий чис­тый пруд, еще в древние времена ископан­ный». Тихая луна гармонирует с волоса­ми Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства. О таком слия­нии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих при­знание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыха­ния ветерок мне неприятен». Наблюдае­мые нами литературные приемы харак­терны для сентиментализма.

На этой странице искали:

  • эраст злодей или коварный соблазнитель
  • эраст злодей или жертва своих страстей
  • каково назначение лирических отступлений в повести бедная Лиза
  • сочинение на тему эраст злодей или коварный соблазнитель
  • сочинение эраст злодей или коварный соблазнитель

Эраст злодей или коварный соблазнмтель

Ответ:

Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал рома­ны, идиллии, имел довольно живое вооб­ражение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в ко­торые, если верить стихотворцам, все лю­ди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как гор­лицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выраже­ние любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презри­тельным отвращением вспоминал уже ис­пытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомменти­ровал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо­жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» По­роки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отноше­ния Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумно­жила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бес­церемонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доб­рого малого». Узнав о самоубийстве Ли­зы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувст­вительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенст­ве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым пре­пятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет обще­ственных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккор­дом» (В. И. Коровин). В произведениях классицизма положи­тельные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изо­бражался расчетливым и безжалостным соблазнителем.

Похожие вопросы

  • Разгадайте кроссворд на тему "Свойства информации". 1) Способность информации отражать истинное положение дел. (8 букв, все слова оканчиваются на НОСТЬ!) 2)Важность, существенность информации для настоящего человека.(7 букв) 3) Независимость информации от чьего-либо мнения или суждения.(8 букв) 4) Достаточность информации для понимания ситуации и принятия решения(7 букв) ЭТО НА ЗАВТРА!
  • Круглый торт разрезали с помощью трех прямолинейных разреза Так что на каждом куске оказалось ровно одна розочка могли ли на торте быть ровно 5 розочек Запиши развёрнутое решение
  • 3. Спишите, раскрывая скобки. Объясняя написание н и нн в прилагательных и причастиях. (н,нн) 1. В незнакомых местах следует пить только кипячё(н,нн)ую воду. Опасно пить некипячё(н,нн)ую воду. В кипячё(н,нн)ой вчера воде появляется гораздо больше бактерий, чем в сырой. Надо пить только свежую прокипячё(н,нн)ую воду. 2. Печ(н,нн)ёый картофель очень вкусен. Испечё(н,нн)ая в духовке картошка очень аппетитна. Но нет ничего6 вкуснее печё(н,нн)ой в золе картофелины. 3. Мороже(н,нн) ые фрукты и ягоды не утрачивают свой аромат. Замороже(н,нн)ые"2 фрукты и ягоды сохраняют также все витамины5. Мороже(н,нн)ые в специальной установке фрукты и ягоды можно использовать даже весной. Конечно, немороже(н,нн)ые фрукты и ягоды вкуснее


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!