Есенин говорит о родине. Тема родины в лирике С

Если бы Сергей Есенин был жив, то ему исполнилось бы в 2005 году 110 лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.

Литературное наследие Сергея Александровича невелико по объему, но разнообразно по жанрам. Здесь и лирические стихотворения, поэмы, рассказы, повесть, критические статьи. В каждом из этих жанров Есенин показал себя оригинальным художником, но наиболее ярко и полно его самобытный талант проявился в лирике. Когда читаешь есенинские стихи и поэмы, чувствуешь: с тобой говорит человек открытого и нежного сердца. Он поверяет тебе самое сокровенное, самое заветное. Все, что он пережил, - и хорошее и плохое – на виду. Ты проникаешься к нему доверием, восхищаешься широтой его души.

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». И действительно, каждая строчка стихов Сергея Александровича проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики Есенина.

Есенинская Россия – небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов на «туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

Разумеется, Россия Есенина, так же и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь – родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией - тайной», «светлой женой» - другая - «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса

Но всё же вопреки всему через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь:

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Стихотворение «Русь» - замечательное и широко распространенное произведение, это художественное кредо поэта. По настроению «Русь» чем-то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!

С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы!

В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится «певучий дар славянской - души, мечтательной, беспечной таинственно-взволнованной голосами природы». Все у Есенина многоцветно и многокрасочно. Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью. С глубоким сочувствием Есенин пишет о животных – «братьях наших меньших». В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и его стихотворении «Песнь о собаке» прозвучали такие слова: «и, когда произнес последние строки:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег на его глазах тоже сверкнули слезы ». После этих стихов мне подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного – заслужено человеком».

Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она – любимый герой поэта, она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают его думы о родине:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли

Мы радугу тебе – дугой.

Полярный круг – на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

В своей автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Он принял революцию с неописуемым восторгом:

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

В поэзии Сергея Александровича появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле «Москва кабацкая». Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушьи пенья, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет «страну родную в край из края », тревога за будущее России. Мучительно встает перед ними вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения тревоги:

Я последний поэт из деревни.

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В его стихах слышится тоска по природе, которую теряет цивилизация. Незабываем есенинский «красногривый жеребенок»: Милый, милый, смешной дуралей.

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки поэт выступает как критик буржуазной действительности. Он видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности «тоску бесконечных равнин», но теперь, однако, его уже не радует «тележная песня колес»:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Сергей Александрович Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни – он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней – смысл всей его жизни:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!.

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен.

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. Есенин пропел свою песнь о России, красивую, цветную, писанную как будто красками радуги, зовущую, и так родную сердцу. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:

Ведь я мог дать

Не то, что дал.

1. 2 Цветопись в стихах Есенина о Родине.

Как национальный народный поэт Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Синева, разлитая в поэзии Сергея Александровича напоминает древнерусскую фресковую живопись. Недаром о знаменитом Дионисии его современники говорили, что он «аки дымом пишет». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Проведенный мною анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространенным эпитетом оказался «синий». Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истинной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза.

Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорил Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово И «роса», и «сила», и «синее» что-то!». Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность». Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

Так же очень характерным для палитры поэта является пристрастие к «желто-золотому»:

«Луна под крышей, как злат бугор»

«Мне снились реки златых долин»

«Где золотятся рагожи в ряд»

«Лижут сумерки золото солнца»

«Хвойная позолота»

«Зелень золотистая»

Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души»:

Весной и солнце на лугу

Обвита желтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

В оттенках желтого выдержан и автопортрет поэта:

«Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я ржи»

«Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся».

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

«О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку».

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:

«На лазоревые ткани

Пролил пальцы барянец»

«Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань ».

«Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход

Кленёночек маленькой матке

Зеленое вымя сосет»

Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим «цветовые характеристики природы». В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становиться чересчур однообразным, зеленым, Есенин вводит в лирический ландшафт алый, красный цвет. Наряжает свою «деву Русь» в алые одежды, не забывая бросить ей на плечи «зеленую шаль»: «Не твоя ли шаль с каймой зеленеет на ветру» - деталь прекрасно дополняющая «ал наряд».

Мне кажется, что любовь к чистым и ярким краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.

§2. Есенин и Россия

В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот «заброшенный край». В стихотворениях: «Запели тесаные дроги», «Гой ты, Русь, моя родная!» поэт говорит, что любит до «радости и боли» «озерную тоску» своей родины. «Но не любить тебя я научиться не могу!» - восклицает он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он говорил: «Принимал все по-своему с крестьянским уклоном». Не зная марксистско-ленинской теории, поэт представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому «избу новую, кипарисовым тесом крытую», подавай каждому по первому желанию «ковш с золотой брагою». А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли. А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на «железного коня». Видя все это, Есенин с горечью восклицал:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли!

Испытывая острое разочарование, поэт начинает проклинать «железного коня» - город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь. Ему казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении «Сорокоуст». Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении «Русь уходящая».

Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.

Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, «еще больше влюбился в коммунистическое строительство».

Посетив родное Константиново в 1924 г. После возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении «Русь советская».

Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал её. Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою «жись». Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, её уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую. Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за родного. Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвысится над личной судьбой, не утратил перспективу развития. Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь и все-таки благословляет её независимо от своей личной судьбы. Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении «Неуютная жидкая лунность». Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт. Ему теперь уже не милы «лачуги», «песни таежные», «очажный огонь», потому что все это связано с нашей Россией, с «бедностью полей». Он хочет видеть Русь «стальную», уже предвидит мощь родной страны.

Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогла поэту находить свой путь к большой правде века.

Заключение

Ой ты, Русь моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

С. Есенин

Сергей Есенин – великий русский поэт. Его имя в ряду гениев русской литературы – Пушкина, Лермонтова, Блока – занимает свое, особое место. Оно определяется в первую очередь тем, что Есенин – один из самых читаемых поэтов России, его стихи знают, любят и помнят. Их певучесть, их простота и ясность сродни русской речи. Не случайно многие есенинские строки вошли в народную речь, как не случайно и то, что народ считает Есенина своим поэтом.

Когда мы произносим имя Есенина, говорим о нем и его творчестве, нам всегда приходят на память его чистые, прекрасные стихи. Говорят, что в приходе Есенина в русскую поэзию было что-то от чуда и с этим нельзя не согласиться. Его можно читать постоянно и постоянно восхищаться, удивляться ему. Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас. Так же это затронуло и меня. Читая его стихи, я мысленно проводила параллель его восприятия действительности с моим. Проанализировав все факты, я пришла к следующим выводам. Во-первых, «отношения» Есенина и России были сложными, порой противоречивыми. В конце жизни он чувствовал себя лишним в этой новой России. Во-вторых, сделав анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, для меня стало ясно, что поэзия Есенина, это не просто стихи, это радуга, эта яркая картина жизни. Цветопись помогает глубже понять смысл стихотворения, погрузиться в мир эмоций автора.

Сергей Александрович Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Есенин любил эту землю, он не желал другой. На этой земле и для неё он родился. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Поэт любил так, как мог любить только поэт – нежно, страстно и больно. От злобы людской, от жестокости он уходил в себя, царапая и раня душу равнодушием и опустошенностью. Умел дружить, прощать, но умел и ненавидеть. Был жесток и зол ко злу, но добр и понятлив к добру.

Творчество Есенина – одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю. Нас волнует искренность и одухотворенность поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой неспокойный и волнующий мир - мир поэзии. И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем «чувствовать и мыслить по-иному», вживаться в те проблемы, которые волновали поэта. А если посидишь с книгой подольше, то возникает ощущение, что ты стал соучастником какой-то неведомой тайны, чьей-то неизвестной жизни, и все глубже твоя душа проникает в стихотворения и вступает в диалог с душой поэта, которая неизменно живет в его стихах. И хочется узнавать и открывать для себя новые черты его характера, приблизиться через его образы к самому поэту.

В этой исследовательской работе освещена лишь одна сторона жизни Есенина из многих. Узнавать нам его ещё предстоит, ну что ж, в добрый путь!

Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, - говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».

Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле. Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:

Гей ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес…

В елях - крылья херувима,

А под пеньком - голодный Спас.

Ивы - кроткие монашки.

Для ранней поэзии Есенина характерна гармония в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов раздвоения лирического героям, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным

Чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, - свершилась революция.

Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения. Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица»). (Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернёт человека вновь к природе, а поэзию - к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…»:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными племенами

Встает иная степь.

По золотой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов…

Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего».

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел,

Вот сдавили за шею деревню

Каменистые руки шоссе

Напишет Есенин в 1920 году

И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание. Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным Плавает тихий закат и т. д.

Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, - замечает Есенин, - нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.

В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни…». Это стихотворение - плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия - храм:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора - «железный гость». В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.

Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране, и лирическому герою испытание - эта тема нашла, свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

В 1922-1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.

Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924-1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин ещё раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство. Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной. В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной. В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.

Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, (то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.

В стихотворении «Русь советская» Есенин пишет о Родине, пострадавшей от «урагана» (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней. Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»). Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, -

Восклицает поэт

Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов пойти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Однако за искренним желанием увидеть в новой, стальной России гуманное, цивилизованное начало мы видим драму лирического героя Есенина:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь…

Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.

Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в. целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России. Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой. Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.

Тема Родины в творчестве Сергея Александровича Есенина.
Но люблю тебя, Родина кроткая!
А за что, разгадать не могу.
(С. Есенин)
В творчестве многих литературных деятелей на протяжении всей истории России Родине уделялось одно из центральных мест. Ведь Родина – это понятие всеобъемлющее. Это и место, где ты родился. Это и край, в котором ты живешь. Это и все просторы, которые тебя окружают, то есть леса, поля, реки, горы, степи – все это Родина. Поэт, не сказавший ни слова о своей Родине, - не поэт. Так как остаться равнодушным к своей стране, своей Отчизне, какой бы она не была, просто нельзя. Нельзя не видеть недостатков своей страны, но в то же время нельзя не заметить всего того прекрасного, которое скрывается от нас на каждом шагу. Ведь каждое ласковое слово, пусть самая мелочь, сказанное о своей родной стране, так приятно ее жителю. Читая стихотворения Сергея Есенина, можно заметить то, что в центре его творчества стоит именно Родина. Он воспевает каждую песчинку, каждую травинку, каждый камешек своей родной земли.
Для каждого человека Родина начинается с того места, где ты родился, где вырос и провел свои детские годы. Село Константиново было таким местечком для поэта. Не раз он обращается к своей частичке Земного шара в своих стихах:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Есенин всегда стремился к себе на Родину, в деревню. Он черпая новые силы, набирался энергии, освобождался от накопившихся забот среди милых его сердцу картин.
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Часто в его стихах всплывает образ его родного дома в Константиново:
Я любил этот дом деревянный.
В бревнах теплилась грозная мощь
Наша печь как-то дико и странно
Забывала в дождливую ночь…
Этот дом по сей день стоит там. В нем сейчас размещен Есенинский музей.
Но Родина для Есенина бескрайна. Она не имеет границ. Для поэта лес- это Родина, поле-это Родина, речка - тоже Родина. Ему милы бескрайние просторы Великой России:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В каждом стихотворении Есенина чувствуется любовь к Родине. Она выражена не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хотя есть в ней грусти ивовая ржать.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Поэт видит яркие краски русской природы: во многих его стихотворениях о Родине. Россия выступает в разных цветах. То она малиновая, то голубая, то белая, то синяя. Ведь цвет для Есенина многое значил. Каждый оттенок имел свой определенный смысл.
«Русь голубая» - в голубом цвете у него скрыты огромные безграничные просторы его родной земли. Сразу возникает ощущение свободы и свежести.
Все красоты и прелести родной страны поэт показывает через природу.
О, лесная, дремучая муть!
О, веселье оснеженных нив!…
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
Есенину близки и неотрывны от него все те картины, которые окружают его повсюду. Поле ли это, не имеющее ни конца, ни края, речка, журчащая в лесной прохладе, или же маленькое деревце, приглянувшееся поэту. Он любуется восходами и закатами, облаками, медленно плывущими по небу, солнцем, играющим своими лучами. Есенин готов забыть обо всем и только смотреть и смотреть на все красоты, которые порою скрыты от наших глаз:
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу – яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.
Сергей Александрович не может променять свою Родину ни на какую другую в мире. Как нам известно, он путешествовал по Европе. В то время положение в России было не из лучших. Поэт это видел, он видел разруху, нищету, голод и все многочисленные бедствия, которые одно за другим, обрушивались на головы россиян. И что же? Он чуть ли не каждый день писал домой, в Россию, находя в этом единственную свою отдушину. В каждом своем письме он изливал свои чувства, изливал свою тоску на Родине. Вот отрывок его письма из Америки: « Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть нас голод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобность сдали в аренду под смердяковщину…
…Так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию…»
Нам известно из истории, что многие поэты отправлялись на Кавказ, где пытались найти тишину, спокойствие, умиление, хотя по разным причинам. Пушкин любил Кавказ, Лермонтов тоже любил. Есенин же и там не мог найти покоя. Он был не на своем месте. Поэт постоянно сравнивал живописные картины Кавказских гор с картинами родных ему полей, пашен, лесов.
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолен…
Поэта, где бы он ни был, всегда тянуло на Родину. Он сам так и говорил: « Я скажу: не надо рая – дайте родину мою…»
Каждая Есенинская строчка пронизана глубокой верой поэта в настоящее и будущее своей страны.
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло
Заря молитвенником красным
Грохочет благостную весть
О верю, верю, счастье есть…
Он верит и надеется в то, что будущее его Родины будет светлым и безоблачным.
Сергей Александрович Есенин – истинно русский поэт. Он воспевал свою страну, свою Родину, свою Россию. Без Родины поэт себя не представлял. Все его творчество было посвящено ей. Вот его слова: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве»
Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот, что мы видим в стихотворениях Сергея Александровича Есенина. И эти стихи так близки для каждого из нас, ведь в них описано все то, что нас окружает, но в другом свете, более приятном. После прочтения любого из его стихотворений, на душе становится светлее и радостнее. Так как в них мы находим то спокойствие, которого так нам не хватает в наше напряженное и жестокое время.

«Чувство родины» это элемент есенинской поэзии, распространяющийся на все тематическое многообразие лирики поэта. Любовь поэта к своей малой (село Константиново) и большой (Россия) родине, ко всему живому, тревога за судьбы «избяной» России спаяны с личностью самого поэта, с его судьбой, поисками смысла жизни.

Родная природа для поэта – это рай для души, успокоение и умиротворение. Любая пора года, любое природное состояние описываются автором с любовью и нежностью. Есенинские пейзажи наполнены цветом и звуками, что позволяет читателю «видеть» создаваемые поэтом картины:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Все стихи С. Есенина пронизаны поэтическим видением мира и ощущением родства с природой. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы (особенно в стихах 1910-1915 гг.), обретая философичность. В лирике поэта появляются тревожные нотки мыслей о быстротечности жизни и предчувствие ее трагического завершения: «Я пришел на эту землю, // Чтоб скорей ее покинуть ». Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины, события которой кажутся цикличными, никогда не изменяющимися: «И Русь все так же будет жить, // Плясать и плакать у забора ». Вопреки печальным раздумьям, в поэте на протяжении всей жизни продолжает жить благоговейное чувство к Родине: «Россия - какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то ».

Родина представлялась поэту не столько Россией современной, сколько Рус ью «избяной» , судьба которой отождествлялась с судьбой деревни . Как ужаснейшие катастрофы воспринимает Есенин «автоматизацию» деревни; поэт видит в этом уничтожение Руси исконной, которою ему искренне жаль:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

По мнению поэта, уничтожение исконной Руси повлечет за собой искажение и взращенной на ее почве поэзии и песенности. В стихотворении «Сорокоуст» поэт изображает лирически окрашенную картину «соревнования» живого жеребенка и бездушного чугунного поезда:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

«Красногривый жеребенок » становится воплощением поэзии деревни и деревенского быта, которая не совместима с «мертвой» городской цивилизацией.

Творческий кризис 20-х гг. привел Есенина к переосмыслению своего взгляда на советскую действительность, результатом чего стали стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Стансы», «Письмо женщине». Но изменения во взгляде в целом не исказили устоявшееся мировоззрение автора, который ощущал себя «иностранцем» в своей стране:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Стихотворения 1925 г. («Я иду долиной. На затылке кепи», «Спит ковыль. Равнина дорогая») все чаще приводят поэта к осознанию себя как крестьянского поэта: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы ». Деревенская Россия по-прежнему остается у поэта религией, философией и воплощением всех надежд: «Я люблю родину. Я очень люблю родину ».

Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы, прозрачностью стиха, сочетанием фольклорной и классической традиций. Часто в стихах Есенина возникают традиционные для русской литературы мотивы дороги и российских просторов.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Сочинения по литературе: Тема родины в лирике сергея есенина Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла. С. Есенин "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике великого поэта главным мотивом является любовь к родному краю. Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы. Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.

Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию. Ее образ появляется у него уже в первых ранних стихах: "Вот уж вечер. Роса...", "Поет зима - аукает", "Тебе одной плету венок". Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские строки. Мы видим, как "роса блестит на крапиве", как "сыплет черемуха снегом", как "курит облаком болото".

Просторы полей, синь родного неба, гладь озер и рек, "плакучие ивы", "топи да болота" - во всем этом Есенин видел неповторимость родного края. Но во всей этой красоте поэт не уходит от действительности, которая представляется ему. С точностью, всеми доступными средствами, описывает он крестьянскую Русь накануне Октябрьской революции. Тяжелая жизнь простого народа отразилась в его стихах: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Или: Многих ты, родина, ликом своим Жгла и томила по шахтам сырым.

Много мечтает их, сильных и злых, Выкусить ягоды персей твоих. Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к России: Холодной скорби не измерить. Ты на туманном берегу, Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу. Есенин тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси. Но все-таки именно деревенская Русь ближе поэту, чем новая индустриальная Россия. Поэт с болью и тревогой переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя "последним поэтом деревни". Поэтому не удивительно, что в его поэзии появляются грустные нотки, страх перед деревней, меняющей свое лицо. Пытаясь идти в ногу со временем, поэт пишет: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно И березам и тополям. После Октябрьской революции отношение Есенина к переменам в стране было неоднозначно. Ведь он по-крестьянски понял то, что произошло в его стране. Поэт надеялся, что Россия станет великой крестьянской республикой, страной хлеба, кормилицей всего мира. В стихотворении "Инония" поэт как раз дает свое представление об этой стране. Он говорит, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай: В синих отражаюсь затонах Далеких моих озер. Вижу тебя, Инония, С золотыми шапками гор. Но время шло, и надежды таяли.

Отношение Есенина к произошедшим событиям менялось. Он с горечью наблюдает за расколом страны. Его родина уже не та, она теряет свой облик. Появляются стихи, в которых слышны нотки разочарования: "Песнь о хлебе", "Снова пьют здесь, дерутся и плачут".

Чтобы скрыться от горькой действительности, поэт уезжает за границу. Но он всей душой рвется назад, на родину. А вернувшись в Россию, Есенин разочаровывается еще больше. Это особенно видно из стихотворения "Возвращение на родину". В нем нет поэтизации деревни, ее природы. Неприглядной, унылой представляется она поэту.

Свои тревоги Есенин высказывает и в стихотворении "Русь советская": Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Сергей Есенин искренне переживал за свою родину, он желал ей процветания и благоденствия, но в/Советской России поэт был чужим. Вскоре его жизнь трагически оборвалась. Так же как великий поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина.

Его стихи учат нас любить Россию, открывают нам ее простую и многоликую красоту. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!