Гештальт психология перлз. Гештальттерапия фредерика перлза

По Перлзу все люди имеют свой багаж проблем, который тянется из детства. Дети перенимают (интроекция) опыт у родителей, но они ещё не способны его осознать и применить для себя

Найти и осознать себя

Психотерапевт Фредерик Перлз был родом из Берлина. Прежде чем начать заниматься психологией, он прошел тернистый путь различных испытаний.

С детства он не ладил с родителями, несколько раз был исключен из школы, не находил общего языка с авторитетами.

Обучаться психоанализу в Вене он начал после армии, несколько позже решил улететь в Африку, где им был создан психоаналитический институт. В 1940 он прекратил заниматься институтом, через 6 лет переехал в Америку и там уже продолжил работу над гештальттерапией. В 60-х он создал институт гештальттерапии и его исследования стали распространяться по всему миру, в том числе и в России.

Разногласия между Фрейдом и Перлзом больше касались самих методов психотерапии, нежели теории Фрейда о роли неосознаваемой мотивации, развитии личности.

Из гештальтпсихологии Перлз вывел понятие организма - как целого и начал работу над подходом, в котором человек и его окружающая реальность являлись бы непрерывно взаимодействующими элементами единого поля.

Всякая деталь поведения при этом воспринимается как неотделимый и важный элемент целого.

Перлз считал, что крайне важно рассматривать каждое событие в настоящем, а не искать проблемы и их причины в прошлых ситуациях . Осознание личностью своего поведения от момента к моменту более весомо для изучения себя, чем понятие, почему он поступает именно так. (Подробнее об этом - чуть ниже.)

Фредерик говорил, что наш организм обладает целыми рядами потребностей, мы чувствуем их, если теряется физиологический или психологический баланс, и начинается процесс восстановления. Он утверждал, что все потребности – это отражение инстинктов и в процессе осознания самый важный вопрос, на который нужно ответить - «Каким образом я ухожу от осознания?» .

По Перлзу все люди имеют свой багаж проблем, который тянется из детства. Дети перенимают (интроекция) опыт у родителей, но они ещё не способны его осознать и применить для себя. Так, чужой неосознанный опыт со временем превращается в привычку, вплетается в характер и поведение. Становясь взрослым, из-за таких привычек человек живет и ведет себя не так, как он этого хочет, а как его сформировал опыт взрослых. Чтобы найти и осознать себя, сначала нужно выявить чужой опыт, отделить его от своего и убрать, отвергнуть.

Каким образом дети вбирают в себя привычки родителей? Взрослые заставляют детей вести себя так, как удобно им, а не так как хочется. Вместо игр – учить буквы и читать, вместо пробежек и танцев – рисовать, вместо громких криков и веселья – вести себя прилично и молча. Так ребенок начинает таить злость на родителей, которая не выходит наружу, а попадает в бессознательное. В итоге уже взрослый человек выбирает себе для общения людей, похожих на тех, с кем он проводил раннее детство, пытаясь таким образом решить незакрытые вопросы.

Перлз применял в своей работе принципы гештальтпсихологии, один из которых: изучение частей не дает представление о целом, так как целое – это объединение и взаимная работа всех частей . Если выделять и изучать какую-либо часть отдельно – она не будет иметь то же значение, которое имела в целом.

Ещё один принцип: человек привыкает к среде, приобретая при этом максимальную гармонию всех частей, и если произойдет изменение в одной части, то соответственно изменятся все остальные . Обычно человек делает выбор в зависимости от существующих проблем и потребностей. Например, если проводить тест по картинкам, в которых можно увидеть несколько вариантов, то человек будет видеть то, что является его проблемой и на чем сейчас сосредоточено его внимание. Можно увидеть, например, поцелуй двух влюбленных, что указывает на проблемы в сфере личных отношений, а можно – рюмку, что говорит о вредной привычке.

Когда человеком овладевает какая-либо потребность, то все его мысли и чувства направлены на неё же. Всё изменится, как только потребность будет реализована.

Крыжановский очень интересно объяснял положения гештальтпсихологии. Он выдвинул теорию о детерминантных структурах, которые образуются в головном мозгу в процессе какого-либо действия. Такая структура состоит из нескольких центров, один из них будет детерминантным, а остальные – в его подчинении. При окончании деятельности, такая структура (это и есть гештальт) рушится, свободные центры начинают присоединяться к другому союзу, соответствующему потребностям индивида в этот момент, где главным центром уже будет иная часть мозга.

По Перлзу сознание (то есть ум) является интенцией (намерением) и понимается в совокупности с мыслями. Интенция – это любое психологическое действие, воспринимаемое вместе с тем, что мыслится. Порой поступки человека нельзя объяснить определенными причинами, все действия ещё зависят от индивидуального опыта личности.

Понятия гештальттерапии:

- Организм – единая система, объединяющая физические функции и общую деятельность индивида. То есть на самом деле деятельности физическая и ментальная не разделены, а объединены. Все действия человека очень его характеризуют, наравне с его словами и мыслями. Индивид существует и действует в среде, между ним и средой есть граница. Она называется контактная, у здорового индивида пластична – возможен контакт со средой, и завершение контакта. При контакте создается гештальт, при завершении – всё выполнено, гештальт закрывается. Невротики не могут доводить дела до конца, потому что контакт и окончание его у них нарушены. В итоге накапливается множество неоконченных действий, которые постоянно беспокоят невротика. Чтобы распутать такой клубок, нужно вспомнить иерархию потребностей, определить самую важную и первостепенную и направить всё внимание на её реализацию. Но, к сожалению, невротики не в состоянии определять главную потребность.

- «Здесь и сейчас». Из-за череды незакрытых действий, невротики не могут действительно и осознанно находиться в настоящем, так как постоянно переживают нерешенные ситуации. Очень много энергии уходит на все эти переживания, поэтому на настоящее остается совсем немного. Сложно быть активным и эффективным на работе, если постоянно переживаешь и проживаешь в мыслях несложившиеся отношения. Человек может даже не осознавать, что все эти нерешенные вопросы тянут из него силы. Гештальттерапия предлагает не зацикливаться на прошлом, а помочь пациенту осознать, что именно он переживает постоянно в своем настоящем, какие ситуации крутятся в его мыслях, в них и будут содержаться все травмы. Их нужно ещё раз прожить и отпустить.

Также неудачи в прошлом мешают невротику напряжением и страхом, что неудачи повторятся в будущем. Поэтому ему приходится постоянно продумывать свое будущее и возможные травмы, что сильно отвлекает и забирает много внимания от настоящего.

- «Важно - как, а не почему». Осознавая как я действую, я понимаю действие как таковое. Каждый наш поступок имеет ряд причин, если мы будем вникать в них все, то мы уйдем очень далеко от самой сути действия.

На основе этой идеи можно сформулировать следующий принцип общения: “Не пытайся вникнуть в поступок человека, а попроси сделать то, что необходимо тебе”.

- Сознавание. Гештальттерапия утверждает, что человек должен уделять всё внимание на осознание своего поведения, а не на поиск причин.

- Осознание. Перлз считал, что рост зависит от увеличения областей самосознания, а тормозит развитие – нежелание заниматься самосознанием. Здоровая личность является саморегулирующимся индивидом. Если самосознание прерывается, то все недоработанные травмы остаются незакрытыми.

Перлз выделил три области осознавания:

  • осознавание себя,
  • осознавание мира,
  • осознавание того, что существует между ними – область фантазии.

Перлз считал, что здоровая личность отличается способностью опираться на себя и саморегулироваться. Незрелый индивид постоянно играет в манипуляции и пытается с их помощью управлять людьми и ситуациями. Лечение такого индивида будет основываться на его взрослении и обретении гармонии между собой и миром.

Здоровый индивид знает, какими он обладает способностями, и как найти возможность для удовлетворения потребностей. Рост индивида по Перлзу заключается в закрытии гештальтов.

Перлз описал невроз в виде структуры, состоящей из 5 уровней. Чтобы победить невроз, необходимо пройти все уровни.

1. Уровень штампов, которые мы встречаем всюду (Добрый вечер, Приятного отдыха, Прощайте).

2. Игровой уровень. Здесь преобладают роли, которые мы себе выбираем. Все мы играем того, кем хотим казаться – успешным ученым, умным инженером, приятной девушкой и т.д.

3. Когда мы прошли и преобразовали первые уровни, переходим к третьему – уровню пустоты. Для нас это сложный момент, похожий на депрессию, мы ощущаем пустоту внутри. Всё, что раньше было ценным – становится неинтересным, родные люди – далекими и будто незнакомыми. Одни индивиды на этом уровне возвращаются к какой-либо роли и начинают ее вновь играть. Но тот, кто сможет осознать и прожить эту пустоту – выйдет на следующий уровень.

4. Внутренний взрыв. На этом этапе старые установки стираются, появляется новая личность, наполненная энергией взрыва, который может выражаться в нескольких видах: печаль, гнев, оргазм, смех. Эта энергия должна выплеснуться наружу, блокировать её не стоит.

5. Внешний взрыв. Настоящая личность прочувствует этот уровень. Невротики не смогут найти границу между миром и собой. Это отражается в социальных установках, оставшихся слишком глубоко в сознании, и защитных реакциях, с помощью которых невротик старается гармонизировать себя во враждебном мире.

Существует 4 невротических процесса, искажающих границы между миром и индивидом:

- Интроекция – процесс приписывания себе чужих механизмов и стандартов мышления. При этом они не становятся своими, не осознаются. Индивид не может отличать, что он чувствует на самом деле, а какие эмоции хотят присвоить ему другие люди. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно осознать интроекты и избавиться от них.

- Проекция - процесс перекладывания ответственности за свои неудачи на окружающих людей.

- Слияние – процесс стирания границ, сбивается ритм контакта с миром и его завершения, человек перестает принимать границы между людьми и различия.

- Ретрофлексия – процесс направления энергии против себя, в тот момент, когда можно направить ее вовне. Индивид может злиться, но держать негативные эмоции в себе, зажимая их и вредя себе. Это приводят к заболеваниям сердца и сосудов.

Все эти механизмы обычно работают совместно. Перлз считал, что главное для индивида – это мудрость, которую он рассматривал, как интуицию . Он считал, что люди переоценивают важность разговоров и различной болтовни. Главное направление в гештальттерапии – это раскрытие той энергии и потенциала, которые были зажаты мышцами из-за напряженности и нервозности. Благодаря лечению индивид осознает себя, такого, каким является, и видит все роли, которые он играл. И при успешной терапии, человек закрывает все гештальты и развивается дальше более динамично. опубликовано

Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.

Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое "Я", реализовать свои потребности, склонности - это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего "Я", со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. У невротической личности процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:
1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.
2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.
3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент "здесь и сейчас".

По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.

Гештальттерапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного "Я". В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект -является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. "Он думает то, чего от него хотят другие".

Проекция - прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции". Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. "Он делает другим то, в чем сам их обвиняет".

Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями или незавершенными гештальтами часто являются агрессивные чувства. "Он делает себе то, что хотел бы делать другим". Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между "Я" и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: "Я должен заставить себя сделать это".
Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций.
Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я". Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я".

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское - женское, активное -пассивное, зависимость - отчужденность, рациональность - эмоциональность и т.д.

Понятие "незаконченное дело" является одним из центральных в гештальткоррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек - один из существенных моментов в гештальткоррекции.

Другим важным термином является "избегание". Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции. В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.

Первый уровень - уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего "Я" и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень - фобический - связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

Третий уровень - уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

Четвертый уровень - имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному "Я".

Пятый уровень - эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного "Я". Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Таким образом, гештальткоррекция - это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.
Цели коррекции. Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:
обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания
смещение локуса контроля вовнутрь;
поощрение независимости и самодостаточности;
обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога. В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

Главная цель взаимодействия с клиентом - активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Требования и ожидания от клиента. В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

Техники
Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.

1. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности. Например, между агрессивным и пассивным началом, между нападающим и защищающимся. Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с чувством страха), а также с отдельными частями тела или с воображаемым (значимым для клиента) человеком.

Техника игры такова: напротив стула, который занимает клиент ("горячий стул") располагается пустой стул, на который "сажают" воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то с позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции.

2. "Большой пес" и "Щенок". Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенок". "Большой пес" олицетворяет обязанности, требования, оценки. "Щенок" олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

"Большой пес" пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям. "Щенок" не вступает в прямую борьбу, а использует уловки - ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой.

Техника обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

3. Совершение кругов, или идти по кругу. Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: "Пожалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказывание: "Я чувствую себя неудобно потому, что..."" Клиент может пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Прием позволяет более дифференцировано определять собственные переживания и связи с окружающими.

Многократное повторение фразы, выражающей какое-либо глубокое убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для клиента.

4. Техника "наоборот" (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в "Я" новых структур опыта.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению: громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. И особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-либо переживания -это приводит к развитию внутренних коммуникаций.

6. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Клиенту предлагается с помощью приема "пустого стула" высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому из участников группы, кто имеет отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов "Я обижен...".

7. Проективные игры на воображение иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.

Наиболее популярная игра - "Старый заброшенный магазин". Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженный за окном.
Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: "Почему он оставлен в магазине? На что похоже его существование в качестве этого предмета?" Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

8. "У меня есть тайна". В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, что бы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, "какую страшную тайну он хранит в себе". Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то драгоценному.

9. "Преувеличение". Большое внимание в гештальттерапии уделяется так называемому "языку тела". Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы клиента иногда являются сигналами важных содержаний. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвившимися, искаженными. Предлагая клиенту преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

Например, скованный, чрезмерно сдержанный мужчина постукивает пальцем по столу, в то время как женщина в группе долго и пространно о чем-то говорит. Когда его спрашивают, не хочет ли он прокомментировать то, о чем говорит женщина, он отказывается, уверяя, что разговор мало его интересует, но продолжает постукивание. Тогда психолог просит усилить постукивание, стучать все громче и выразительнее до тех пор, пока клиент не осознает, что делает.

Гнев клиента нарастает очень быстро, и через минуту он с силой бьет по столу, горячо выражая свое несогласие с женщиной. При этом он восклицает: "Она точно как моя жена!" В дополнение к этому осознанию он получает мимолетное впечатление о чрезмерном контроле своих сильных утвердительных чувств и возможности более непосредственного их выражения.

10. "Репетиция". По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к этим ситуациям. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства неадекватного поведения. Репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяют лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.

11. Проверка готового мнения. Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение. Тогда он может воспользоваться следующей формулой: "Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить это мнение вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы".

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения клиента, но психолог не старается сообщить свою интерпретацию клиенту, он только предоставляет пациенту возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, клиент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

Ф. Перлз вначале применял свой метод в виде индивидуальной коррекции, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая работа проводится как центрированная на клиенте. Группа при этом используется инструментально, по типу хора.

Во время работы одного из участников группы, который занимает "горячий стул" рядом со стулом психолога, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего "Я" и завершая незаконченные ситуации.

Вся многообразная техника гештальттерапии направлена на обеспечение психологической поддержки личности, на освобождение человека от бремени прошлых и будущих проблем и возвращении его "Я" в богатый изменчивый мир личностного "сейчасного" бытия.

Гештальт-терапия. Гештальт-группы

контрольная работа

2. Основные положения теории Ф. Перлза

Теоретические открытия гештальт-психологии к практике психотерапии впервые применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз.(1893-1970) в 40-е годы ХХ века ..

Гештальт-терапия появилась как своеобразный антипод психоанализу. При разработке идеологической базы гештальт-терапии Перлз попытался синтезировать некоторые постулаты экзистенциальной философии (экзистенциальный тупик, пустота, смерть и т.д.), а также телесноориентированной психотерапии Райха. Это соединение нашло свое выражение во взглядах Перлза на отсутствие пропасти между психической и физиологической деятельностью организма.

Постепенно Перлз пришел к пониманию человека, как части широкого поля жизнедеятельности, включающего в себя и организм и его среду. Перлз отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между душевной и физической деятельностью человека не существует.

Развитие этой точки зрения позволило ему создать оригинальную концепцию психического здоровья человека, в основе которой лежит его способность гибко, творчески контактировать со средой, и прерывать контакт с ней, когда это нужно, т.к. ритм контактирования и ухода от контакта определяется сменной актуальности потребностей индивида. В качестве модели смены потребностей Перле использовал закон фигуры и фона. Доминирующая потребность проявляется как фигура на фоне всего того, что есть в сознании. После ее удовлетворении (завершения гештальта), она уходит в фон, и ее место в качестве фигуры занимает новая актуальная потребность.

Одна из задач гештальт-терапии - используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его в фоновое окружение.

Перлз опирался на два основных закона гештальт-психологии: целое доминирует над частями, и отдельные элементы объединяются в целое. В 1940-1950 он предпринял попытку приложить основные положения гештальт-психологии. к исследованию динамики личностных изменений, переформулировал некоторые из принципов гештальт-психологии применительно к психотерапии, создав новое эффективное психотерапевтическое направление - гештальт-терапия.

Результатом его размышлений стала книга «Гештальт-терапия», изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием «Практикум по гештальт-терапии».

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознавании (awareness) настоящего.

Такие ключевые понятия перлсовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, как важнее, чем почему, составляют основу и этапы осознавания. Перлс ввел и развил понятие континуума осознавания. Поддержание континуума (непрерывности) осознавания кажется на первый взгляд очень простым. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации... и континуум прерывается.

Перлз так же говорил о внутренних противоположностях, которые не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. По мнению Перлза, эти противоположности не являются неприемлемыми, и, наоборот, помогают сформировать и завершить гештальт. Полностью осознавая противоположные полюса своего Я, своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем, осознавать самих себя. Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии получили название Нападающего и Защищающегося.

Здоровые люди, которые могут четко сформировать гештальт и провести грань между собственным Я и окружающей средой, на возникающие трудности реагируют адекватно.

При возникновении невроза защитные механизмы искажаются и препятствуют росту личности. Среди реакций, препятствующих росту личности, Перлз выделяет четыре основные: реакцию слияния, ретрофлексию, интроекцию и проекцию.

При реакции слияния индивидуум не может дифференцировать себя от других, он не в состоянии четко определить, где оканчивается его Я и начинается Я другого человека. У таких людей граница собственного Я настолько размыта, что они с трудом отличают собственные чувства, мысли и желания от чужих. Слияние делает невозможным саморегулирующийся ритм контакта и отхода, что в свою очередь делает невозможным формирование гештальта. По своей сути реакция слияния - это невротический механизм избегания контакта.

Ретрофлексия означает «обращение назад на себя» (Perls, 1973). При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Если попытка удовлетворить свою потребность встречает сопротивление, то ретрофлексирующий индивидуум вместо того, чтобы направить энергию борьбы на изменение среды, направляет ее на себя. У ретрофлексирующего индивидуума формируется отношение к себе как к постороннему объекту. Происходит разделение Я как субъекта и Я как объекта. Разделяя себя таким образом, ретрофлексирующий человек становится и субъектом и объектом своих действий. Все усилия такого человека направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае - на коррекцию собственных эмоций и поведения.

Интроекция - тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. В результате граница между Я и средой переносится, перемещается вовнутрь Я. Индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность.

Проекция противоположна интроекций. Граница между собственным Я и средой смещается в сторону среды. Проекция - это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Такой человек считает, что окружающий мир холоден и безразличен к нему, что именно он, этот мир, виноват в его неустроенности, безынициативности, неудачах.

Перлс считал, что каждый поступок - это гештальт, и более важно осознать, как совершается этот поступок, а не почему он совершается.

Таким образом, Ф. Перлз заложил основу современной гештальт-терапии. Фритц Перлз разрабатывал метод гештальт-терапии, прежде всего, для лечения неврозов и других болезненных нарушений, однако еще при его жизни гештальт-терапия вышла за рамки сугубо медицинской практики. Гештальт-терапия является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем.

Биологическая концепция Ч. Ломброзо о прирождённом преступном типе и эволюция его идей

2.1 Жизнь и деятельность Ч. Ломброзо В общественном сознании криминальная антропология довольно прочно ассоциируется с именем Чезаре Ломброзо (1836--1909)...

История развития нейролингвистического программирования в Соединенных Штатах Америки (1972-2011)

Клиентоцентрированный подход К. Роджерса

В начале данной главы мы бы хотели сделать оговорку. В связи с тем, что большинство работ К. Роджерса написаны от первого лица, и мы не преследуем цель сделать анализ литературы, а только излагаем его концепцию...

Л.С. Выготский и его представления о личности

Личность - это не чисто психологическое понятие, и изучается она всеми общественными науками - философией, социологией, этикой, педагогикой и др. Пониманию природы личности способствуют литература, музыка, изобразительное искусство...

Маслоу А. – основатель концепции самоактуализации. Мотивация и личность

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение...

Особенности гендерной идентичности подростков

В работе Джин Бейкер Миллер «К новой психологии женщины», вышедшей в 1976 г., был предложен новый взгляд на психологию женщины, поставивший под сомнение основные концепции традиционных теорий...

Понятие экзистенциального вакуума в логотерапии Виктора Франкла

Виктор Франкл оказал огромное влияние на развитие экзистенциальной парадигмы в психологии и психотерапии. Логотерапия, созданная им, называется также «Третьей Венской Школой» и является своеобразным...

Психологические причины суицидального поведения у подростков

Существует точка зрения, согласно которой самоубийство является своеобразным "криком о помощи". Чаще всего такие суициды являются демонстративными. Люди не желают покидать этот мир...

Психологические типы личности по Э. Берну

В основе ТА лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель"...

Психология эмоций

Понятие «деятельность» фундаментальное понятие психологии. В самом общем смысле деятельность определяют как специфическую человеческую форму активности...

Все те внешние раздражители, которые вызывают стрессовую реакцию, носят название «стрессоров». Различают стрессоры физиологические и психологические. Физиологические стрессоры оказываю непосредственное влияние на ткани тела...

Теория поля Курта Левина

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он говорил: "Теория поля едва ли может быть названа теорией в обычном смысле. Скорее это набор принципов, подход...

гештальттерапия. Создателем гештальттерапии считается Фриц (Фредерик) Перлз (1893– 1970). Теоретические установки гештальттерапии. Фигура и фон . Поведение человека движимо различными потребностями, которые возникают при нарушении психического или физического равновесия организма. Душа и тело составляют неразделимое целое. В данный (конкретный) момент своей жизни человек воспринимает события, происходящие с ним, как наиболее важные в его жизни, образующие в его сознании гештальт (фигуру), а менее важные события отходят на второй план (фон). Построение и завершение гештальтов – естественный ритм жизнедеятельности организма. Человек как саморегулирующееся существо может достигать оптимального равновесия внутри себя, между собой и средой. Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту), а его незаконченность побуждает организм к формированию фона. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желания, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают. Незавершенный гештальт, оказывающий воздействие на психическое состояние человека, – это результат неудовлетворенной потребности. Блокировка незавершенных гештальтов – это основа невроза. Задача психотерапевта – помочь клиенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (т.е. сформировать гештальт) и в конечном итоге – нейтрализовать эту потребность (т.е. завершить гештальт).

гештальт-терапии часто используются следующие методы воздействия: директива, обратная связь, интерпретация. Гештальт-терапевт во время сеанса может вести себя несколько отчужденно, а его уважение к клиенту проявляется только тогда, когда он ста­новится самим собой. Он может быть требовательным, добиваясь доверительных отношений. По мнению многих психологов-прак­тиков, гештальт-терапия дает более быстрые перемены по сравне­нию, например, с клиент-центрированнной терапией, однако она обладает и потенциально деструктивным воздействием, если пси­холог хочет добиться перемен слишком быстро. Клиент может воспринять психолога как «гуру». С одной старой* это вселяет в него веру и увеличивает возможности позитивных изменений, с другой - увеличивает опасность возникновения зависимости от харизматического терапевта.



1. Восприятие -«здесь-и-сейчас». Методы гештальт-терапии помогают клиенту воспринимать мир сейчас, а не в прошлом или будущем. Хотя обсуждаются и прежние переживания, мечты о бу-дуТщзмГакцент делается на их связи с актуальными, сиюминутны­ми ощущениями и переживаниями. _Е.сли_клиент рассказывает о каких-либо событиях прошлого, то его можно попросить перенес­ти с помощью фантазии действие в настоящее и рассказывать о событиях так, будто они происходят в данный момент.

2. Директивностъ, или направление поведения. В некоторых ситуациях психолог указывает клиенту, что ему делать: предлага­ет выполнить определенные действия, дает инструкции и указа­ния относительно того, что нужно совершить в данный момент. Дополнительный эффект придают директивам обратная связь, вопросы, относящиеся к чувствам, интерпретация. Такой экспе­римент вызывает у клиента определенные переживания, способ-ные изменить его точку зрения на свое прежнее поведение, пере­живания, отношения с людьми.

3. Речевые изменения. Гештальт-терапевт, как правило, стре­мится сменить вопросы на утверждения. Большинство вопросов есть не что иное, как замаскированные утверждения. (Вопрос «Ты меня любишь?» может на самом деле обозначать «Я не уверен, что ты действительно меня любишь».) Гештальт-терапевт добива­ется, чтобы клиент заменял вопросы на Я-утверждения, тем са­мым усиливая самоидентификацию и конкретность. Клиенту предлагается говорить в настоящем времени («Все происходит здесь-и-сейчас»), что помогает сфокусироваться на проблеме. По­этому предпочтительнее вопросы «как», «что», чем вопросы «по­чему», направляющие беседу по интеллектуальному руслу.

4. Диалог -«верхней»- и -«нижней»- собак («top-dog» и«under­dog»). Эта техника связана с наличием у клиента различных расщеплений, фрагментов, противоположностей^ "личности. Для повышения эффективности функционирования личности требуется, интеграция расщепленных частей, противоборствующих фрагмен­тов личности, преодоление внутренних барьеров и установление связи между этими фрагментами. Когда у клиента наблюдается расщепление, гештальт-терапевт предлагает провести следующий эксперимент: отождествиться с каждой частью конфликта по оче­редии провести диалог между ними. Авторитарная, требователь­ная «верхняя» собака характеризуется наличием слов «должен», «обязан».

«Нижняя» собака, напротив, пассивна, с чувством вины, она оправдывается и ищет прощения. Подобные, диалоги могут- провй-диться между другими значимыми полярностями личности: между агрессивным и пассивным, мужским и женским,.дево|ии правой, рукой и т.д. Диалог между расщепленными фрагментами, помогает клиенту лучше понять себя. ,

5. Работа со сновидениями. Перефразируя 3. Фрейда, Ф. Перлз говорит, чтб"«сон - это королевская дорога к интегра­ции личности». Он считает, что сновидение - это проекция на­шей личности, а отдельные элементы сновидения - отчужденные части нашей личности. Для достижения интеграции необходимо совместить различные элементы сновидения, признать отчужден­ные, спроецированные части личности своими. С помощью «про­работки» отдельных элементов сновидения посредством отожде­ствления с ними и произнесения от их имени монологов обнару­живается скрытое содержание сновидения через его переживание.

При повторении определенных сновидений велика вероят­ность того, что за этим кроется важная для клиента экзистенци­альная проблема. В работе со сновидениями можно выделить че­тыре этапа. На 1-м этапе клиент рассказывает содержание своего сна. На 2-м этапе он пересказывает сон, меняя прошедшее время на настоящее, будто сон снится клиенту теперь. На 3-м этапе кли­ент, как режиссер, формирует сцену, включающую в себя элемен­ты сна. На 4-м этапе консультант поощряет клиента превращаться в различные элементы своего сна, используя техники организации диалога между различными людьми, объектами или частями эго, которые сталкиваются друг с другом. Такие столкновения дают клиенту возможность интегрировать отчужденные части, иденти­фицироваться с ними путем ассимиляции проекций. При этом не обязательно, чтобы клиенты работали со всем сном.

В последнее время сотрудники Московского Гештальт Инсти­тута предложили ряд собственных идей для работы со сновидени­ями. Интересной является техника Д. Хломова «Антисон». Она основана на теоретическом положении гештальт-терапии о проти­воположностях, из которых состоит как сознательное, так и бессознательное. Работа осуществляется следующим образом. Клиент последовательно рассказывает свой сон психологу. По­следний выбирает и записывает все существительные, прилага­тельные и глаголы. Затем клиенту предлагается найти антоним (противоположность) для каждого слова. После этого психолог рассказывает клиенту новую историю (сон), который состоит из выбранных клиентом антонимов. Как показал наш опыт работы, эту технику хорошо использовахь^^огда кдиеиту приснился очень неприятный^ тгJfiВД)ЖШ>цl сон,-д лслиент склонен приписывать ему" некое мистическое содержаще»

6. Противоположности (реверсявн&Я/^Ч>а) Иногда явное
поведение клиента представляет собой отрицание глубоких и
скрытых желаний, противоречие с тем, чего он хочет на самом де­
ле. "Например, человека, который является «душой компании»,

"можно попросить сыграть злобного, угрюмого, отгороженноготипа.

7. Преувеличение,. Гештальт-терапевты большое внимание уделяют невербальным, телесным сигналам," считая, что они более точно передают чувства человека, чем язык. Движения,^ ясесты, позы клиента иногда несут важное содержание. Предлагая клиен­ту усилить, преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

8. Выявление фантазий. Эта техника используется для уско­рения процесса гештальт-терапии. Гештальт-терапевт поощряет клиента описать его фантазию в отношении обсуждаемых фигур или самого терапевта. Обратная связь от клиента, касающаяся фантазий относительно терапевта, расценивается как проецирова­ние качеств клиента на терапевта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!