Годы татарского ига на руси. Монгольское иго

Как ни крути, а история была, есть, а также остается достаточно призрачной и ненадежной, и те факты, которые мы привыкли принимать за чистейшую монету, зачастую оказываются, при ближайшем рассмотрении туманными и расплывчатыми. Кто же именно, а главное, для чего переписывает ту самую объективную информацию зачастую выявить уже просто не возможно, за неимением очевидцев, которые могут ее либо подтвердить, либо же опровергнуть. Однако стоит сказать, что есть нестыковки, откровенная несуразица, а также ляпы, которые так и бросаются в глаза стоит обсудить подробнее, ведь среди огромного количества плевел, вполне возможно, отыщется и истина. Причем в истории нашей страны такого добра также хватает, к примеру, можно обсудить татаро-монгольское иго кратко, не забредая в темные дебри ветреной девушки, по имени Клио.

Официальная версия: когда образовалось монгольское иго и кому оно могло понадобится

В первую очередь нужно выяснить, что же говорит про монголо-татарское иго 1237-1480 гг официальная версия истории, которую мы весьма успешно и изучали в школе. Именно эта версия и считается верной, потому исходить нужно из этого. Поклонники данной версии считают, опираясь на имеющиеся источники, что ранней весной 1237 года, то есть, в самом начале тринадцатого века, Чингисхан неожиданно появился у руля, на то время живших общинно и разрозненно, кочевых племен. Всего лишь за парочку лет, этот действительно талантливый руководитель, а грубо говоря – настоящий, гениальный вождь, собрал настолько колоссальное войско, что сразу же смог выступить в свой, оказавшийся на самом деле победоносным, поход на северо-запад.

Хотя нет, все было несколько не так быстро, ведь сперва, на скорую руку сколоченное государство, которое ранее состояло из совершенно разрозненных племен и общин, покорило довольно сильный на то время Китай, а заодно и ближайших соседей. Только после всего этого, Золотая Орда, словно море бескрайнее, ринулась в нашу сторону, позвякивая копьями и поигрывая длинными бородами, верхом на лихих скакунах, собираясь насадить на матушку Русь татаро-монгольское иго, о котором и идет речь.

Татаро-монгольское иго: дата начала и конца, согласно официальной версии, даты и цифры

Жуть, страх, ужас, охватили всю древнюю Русь, от края до края, когда миллионные войска вступили на наши земли. Сжигая все на своем пути, убивая, а также и калеча население, оставляя после себя лишь пепелища, шла «Орда» по степям и равнинам, захватывая все большие территории, приводя в ужас всех, кто встречался им на пути.

Совершенно никто не мог воспрепятствовать этой невероятной, благоухающей жиром и копотью лавине, а былинные наши добрые молодцы и богатыри, видимо, как раз лежали на печах, вызревая своих положенных тридцать три года. Дойдя до самой Чехии и Польши, победоносный поход, по совершенно неизвестным причинам, вдруг захлебнулся и встал как вкопанный, а татарско-монгольское иго остановилось, заплескалось на месте, словно настоящее море, установив собственные порядки, а также достаточно жесткий свой режим на покоренных с удивительной легкостью территориях.

Именно тогда русские князья и получили специальные грамоты, а также ярлыки от хана на управление. То есть страна, фактически, просто продолжила жить своей привычной, обыденной жизнью. Чтобы было понятнее, стоит сказать, что иго – это в Древней Руси так называлось ярмо, надеваемое на мощных животных, волов, тянущих непосильную ношу, к примеру, воз, груженный солью. Правда, монголы и татары, порой, видимо для пущей острастки и предотвращения возмущения режимом, разоряли несколько небольших деревень или городов.

Дань хану приходилось платить регулярно и очень аккуратно, во избежание лишних конфликтов и установление монголо-татарского ига на Руси прошло просто на ура. Монголы люди восточные – вспыльчивые и горячие, зачем же искушать судьбу? Так продолжалось около трех сотен лет, пока Дмитрий Донской не показал наконец ордынскому красавчику, хану Мамаю, где же эти отечественные раки зимуют, чем смертельно испугал, казавшихся совершенно бесстрашными и непобедимыми, захватчиков.

Приблизительно в то же время, в средине четырнадцатого века нашей эры, на речке Угре князь Иван Третий и татарин Ахмат, постояв несколько дней друг против друга, почему-то попросту разошлись, даже и не вступив в бой. Причем, ордынец «гляделки» эти явно проиграл. Это время и считается официальным завершением монголо-татарского ига. Датируют данные события, примерно 1380 годом.

Период монголо-татарского ига на Руси: годы и ключевые даты

Однако злобствовали и свирепствовали захватчики еще несколько десятков лет, причем последствия для страны оказались просто катастрофическими, орде удалось рассорить князей русских, да так, что те были готовы рвать глотки друг другу за ярлыки и петиции от хана. На то время, во глава Орды встал сын пресловутого Чингисхана, престарелый юноша Батый, который и сдал позиции врагу.

Таким образом, получается, что татаро-монгольское иго, сколько длилось около двух-трех сотен лет, так и завершилось ничем. Причем официальная версия истории предлагает и даты монголо-татарского ига, которые являются ключевыми. Сколько длилось татаро-монгольское иго на Руси? Считайте сами, это вовсе не сложно, ведь даются конкретные цифры, а далее – чистая математика.

  • Монголо-татарское иго, кратко о котором мы и повествуем, началось в 1223 году, когда несметная орда подступила к границам Руси.
  • Известна даже дата первого сражения, которое и положило начало монголо-татарского ига: 31 мая того же года.
  • Татаро-монгольское иго: дата массированной атаки на Русь – зима 1237 года.
  • В том же году, монгольское иго на Руси, кратко говоря воцарилось, была захвачена Коломна и Рязань, а вслед за ними и все Пало-Рязанское княжество.
  • Ранней весной 1238 года, в самом начале марта, был захвачен город Владимир, который впоследствии и стал центром, откуда рулили татаро-монголы, а также убит князь Юрий Всеволодович.
  • Спустя год орда захватила также и Чернигов.
  • В 1240 пал Киев, и это было полным крахом для Руси того времени.
  • К 1241 было захвачено Пало Галицко-Волынское княжество, после чего активность ордынцев явно приостановилась.

Однако на этом татаро-монгольское иго не завершилось, а еще сорок лет русичи платили дань ордынскому хану, ведь официальная история гласит, что закончилось оно только в 1280 году. Для получения более ясного представления о происходящих событиях, стоит рассмотреть карту татаро-монгольского ига, там все достаточно прозрачно и просто, если принимать все на веру.

Татаро-монгольское иго: исторический факт или вымысел

Что же гласят, так сказать, альтернативные источники, было ли монголо-татарское иго на Руси на самом деле, или оно было специально придумано для какой-то определенной цели? Начнем с самого Чингисхана, личности до крайности интересной и даже, можно сказать занимательной. Кто был этот «предводитель команчей», талантливейший из всех существовавших правителей, лидеров и организаторов, переплюнувший, наверное, самого Адольфа Гитлера? Загадочное явление, но монгол по роду и племени, оказывается, был вполне европейской внешности! Историк-перс, современник монголо-татарских походов, по имени Рашидад-Дин, откровенно пишет в своих хрониках:

«Все детки из рода Чингиз-хана рождались с белокурыми волосами, а к тому же, еще и серыми глазами. Сам же Великий, обладал желто зеленым взглядом дикой пумы».

Получается, что никакой он и не монгол, великий монгол! На закуску есть и еще информация, причем вполне достоверная: В двенадцатом-тринадцатом веках, когда имело место нашествие, монгольские и татарские народы просто не имели письменности! Потому собственных источников они написать точно никак не могли чисто физически. Ну, не умели они писать, и все тут! Очень жаль, ведь нам бы их слова пригодились в установлении истины.

Письму эти народы научились спустя целых пять столетий, то есть гораздо позже, чем татаро-монгольское иго на Руси существовало, якобы, и даже это еще далеко не все. Если основательно покопаться в исторических сводках других народов, то упоминаний о черноглазых и черноволосых захватчиках огромных территории, от Китая до Чехии и Польши, ничего не написано. След утерян и отыскать его никак не возможно.

Монголо-татарское иго на Руси длилось, долго, но следов после себя не оставило

Когда русские путешественники, исследуя все новые и новые земли, устремили свои стопы на восток, к Уралу и в Сибирь, то на своем пути, непременно должны были бы встретить, хоть какие-то следы присутствия, некогда многомиллионного войска. Ведь татаро-монголы, по легенде, должны были «держать» и эти территории тоже. Более того, не было обнаружено никаких захоронений, более-менее напоминающих тюркские. Получается, у них за триста лет никто не умер? Казаки-путешественники не отыскали даже намека на города или сколько-нибудь «приличной» для своего времени инфраструктуры. А ведь именно тут должен был проходить тот самый тракт, по которому свозили дань со всей Руси. В народе, веками занимавшем эти земли, наблюдалась странная забывчивость – они ни сном, ни духом, не знали ни о каком иге.

Кроме полного «отсутствия присутствия», как сказал бы всеми любимый юморист Михаил Задорнов, можно отметить еще и элементарную невозможность существования, а тем более победоносного шествия армии в полмиллиона человек в те дремучие времена! По тем же самым свидетельствам, на которые опирается официальная история, получается, будто каждый кочевник имел в своем распоряжении как минимум две лошади, а порой даже и три-четыре. Представить этот табун в несколько миллионов лошадей трудно, а еще труднее придумать, чем же кормить такие сонмы голодных животных. За один день, эти несметные полчища копытных, должны были сожрать всю зелень в радиусе нескольких сотен километров и оставить после себя пейзаж, более всего напоминающий последствия ядерной атаки или нашествие зомби.

Может быть, под нападением и правлением монголов кто-то искусно замаскировал нечто другое, совершенно не имеющие отношения к бедным кочевым народам? Трудно себе представить, что они, привыкшие к жизни в достаточно теплой степи, спокойно себя чувствовали в лютые российские морозы, а ведь их не выдержали даже более стойкие и выносливые немцы, хотя были оснащены новейшей техникой и вооружением. Да и сам факт такого слаженного и четко работающего механизма управления, от кочевников ожидать довольно таки странно. Самое интересное, что совершенно дикие люди, порой, изображались на ранних картинах одетыми в доспехи и кольчуги, а при боевых действиях могли спокойно выкатить к вратам города таран. С представлением о татаро-монголах того времени, эти факты как-то совершенно не вяжутся.

Таких нестыковочек, крупных и мелких, можно отыскать, если покопаться, не на один том научного труда. Кому и для чего понадобилось фальсифицировать историю, «наводя напраслину» на бедных монголов и татар, даже не догадывающихся о чем-то подобном? Если быть честными, следует признаться, что о своем героическом прошлом эти народы узнали гораздо позже, и скорее всего, уже со слов европейцев. Забавно, не правда ли? Что же хотели спрятать от потомков, возлагая ответственность за разрушения и годы непосильной дани, на Чингисхана? Пока все это лишь теория и догадки, причем вовсе не факт, что объективная истина когда-нибудь будет выяснена.

Уже в возрасте 12 лет будущий великий князь женился, в 16 лет он стал замещать своего отца, когда тот отсутствовал, а в 22 - стал Великим князем Московским.

Иван III обладал скрытным и одновременно твердым характером (позже эти черты характера проявились в его внуке).

При князе Иване начался выпуск монет с изображением его и его сына Ивана Молодого и подписью «Господарь Всея Руси ». Как суровый и требовательный князь, Иван III получил прозвище Иван Грозный , но чуть позже под этим словосочетанием стали понимать уже другого правителя Руси .

Иван продолжил политику своих предков - собирание русских земель и централизацию власти. В 1460х годах у Москвы обострились отношения с Великим Новгородом , жители и князья которого продолжили смотреть на запад, в сторону Польши и Литвы. После того, как дважды не удалось наладить отношения с новгородцами миром, конфликт вышел на новый уровень. Новгород заручился поддержкой польского короля и князя Литовского Казимира, и Иван прекратил посылать посольства. 14 июля 1471 года Иван III во главе 15-20-тысячного войска разгромил почти 40-тысячное войско Новгорода, Казимир на помощь не явился.

Новгород потерял большую часть своей автономии и подчинился Москве. Чуть позже, в 1477 году, новгородцы организовали новый мятеж, который также был подавлен, и 13 января 1478 года Новгород полностью потерял свою автономию и стал частью Московского государства .

Всех неблагоприятных княжичей и бояр Новгородского княжества Иван расселил по всей Руси, а сам город заселил москвичами. Таким образом он обезопасил себя от дальнейших возможных мятежей.

Методами «кнута и пряника» Иван Васильевич собрал под своей властью Ярославское, Тверское, Рязанское, Ростовское княжества, а также Вятские земли.

Конец монгольского ига.

Пока Ахмат ожидал помощи Казимира, Иван Васильевич отправил диверсионный отряд под командованием звенигородского князя Василия Ноздроватого, который спустился по реке Оке, затем по Волге и начал громить владения Ахмата в тылу. Сам же Иван III отошел от реки, пытаясь заманить врага в ловушку, как в свое время Дмитрий Донской заманил монголов в битве на реке Воже. Ахмат не повелся на уловку (либо помнил успех Донского, либо его отвлекли диверсии за спиной, в незащищенном тылу) и отступил от русских земель. 6 января 1481 года, сразу по возвращении в ставку Большой Орды, Ахмат был убит тюменским ханом. Началась междоусобица среди его сыновей (ахматовы дети ), результатом стал развал Большой Орды, а также и Золотой Орды (которая до этого формально еще существовала). Остальные ханства стали полностью суверенны. Таким образом стояние на Угре стало официальным концом татаро-монгольского ига, а Золотая орда, в отличие от Руси, не смогла пережить этап раздробленности - из нее позже возникло несколько, не связанных между собой государств. А вот мощь Русского государства начала расти.

Тем временем спокойствию Москвы угрожали еще Польша и Литва. Еще перед стоянием на Угре, Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гереем, врагом Ахмата. Этот же союз помог Ивану в сдерживании давления со стороны Литвы и Польши.

Крымский хан в 80е годы XV века разбил польско-литовские войска и разгромил их владения на территории нынешней центральной, южной и западной Украины. Иван III же вступил в бой за западные и северо-западные земли, подконтрольные Литве.

В 1492 году Казимир умер, а Иван Васильевич взял стратегически важную крепость Вязьму, а также множество поселений на территории нынешних Смоленской, Орловской и Калужской областей.

В 1501 году Иван Васильевич обязал Ливонский орден выплачивать дань за Юрьев - с этого момента русско-ливонская война временно прекратилась. Продолжение было уже при Иване IV Грозном .

До конца жизни Иван сохранял дружеские отношения с Казанским и Крымским ханствами, но позже отношения начали портиться. Исторически это связывают с исчезновением основного противника - Большой Орды.

В 1497 году великий князь разработал свой сборник гражданских законов под названием Судебник , а также организовал Боярскую Думу .

Судебник почти официально закреплял такое понятие, как «крепостное право », хотя крестьяне еще сохранили какие-то права, например, право перехода от одного хозяина к другому в Юрьев день . Тем не менее Судебник стал предпосылкой перехода к абсолютной монархии.

27 октября 1505 года Иван III Васильевич умер, судя по описанию летописей, от нескольких приступов инсульта.

При великом князе был построен Успенский собор в Москве, расцвела литература (в виде летописаний) и архитектура. Но самое главное достижение той эпохи - освобождение Руси от монгольского ига .

История России всегда была немного грустной и бурной из-за войн, борьбы за власть и резких реформ. Эти реформы часто сваливали на Россию разом, насильственно, вместо того, чтобы вводить их постепенно, размеренно, как чаще всего это бывало в истории. Со времен первых упоминаний князья разных городов - Владимира, Пскова, Суздаля и Киева - постоянно сражались и спорили за власть и контроль над небольшим полуобъединенным государством. Под властью святого Владимира (980-1015) и Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.)

Киевское государство было на вершине процветания и добилось относительного мира в отличие от прошлых лет. Однако, время шло, мудрые правители умерли, и снова началась борьба за власть и вспыхнули войны.

Перед смертью, в 1054 году, Ярослав Мудрый решил разделить княжества между сыновьями, и это решение определило будущее Киевской Руси на ближайшие двести лет. Гражданские войны между братьями разорили большую часть Киевского содружества городов, лишив ее необходимых ресурсов, которые ей в дальнейшем очень бы пригодились. Когда князья непрерывно сражались друг с другом, бывшее Киевское государство медленно разлагалось, уменьшалось и теряло прежнюю славу. Одновременно его ослабляли вторжения степных племен - половцев (они же куманы или кипчаки), а до этого печенегов, и в конце концов Киевское государство стало легкой добычей для более могущественных захватчиков из далеких земель.

Был у Руси шанс изменить свою судьбу. Около 1219 года монголы впервые вошли в районы близ Киевской Руси, направляясь на , и те попросили помощи русских князей. В Киеве собрался совет князей, чтобы рассмотреть просьбу, что очень обеспокоило монголов. Согласно историческим источникам, монголы заявили, что не собираются нападать на русские города и земли. Монгольские посланники требовали мира с русскими князьями. Однако князья не доверяли монголам, подозревая, те не остановятся и пойдут на Русь. Монгольские послы были убиты, и таким образом шанс на мир был уничтожен руками князей разобщенного Киевского государства.

В течение двадцати лет Батый-хан с армией в 200 тысяч человек совершал набеги. Один за другим русские княжества - Рязань, Москва, Владимир, Суздаль и Ростов - попадали в кабалу к Батыю и его армии. Монголы разграбили и уничтожили города, жителей убили или увели в плен. В конце концов монголы захватили, разграбили и сравняли с землей Киев, центр и символ Киевской Руси. Только отдаленные северо-западные княжества, такие как Новгород, Псков и Смоленск, пережили натиск, хотя эти города будут терпеть непрямое подчинение и станут придатками Золотой Орды. Возможно, заключением мира русские князья могли бы предотвратить это. Однако, нельзя назвать это просчетом, ведь тогда Руси навсегда пришлось бы изменить религию, искусство, язык, систему правления и геополитику.

Православная церковь во времена татаро-монгольского ига

Первыми монгольскими набегами были разграблены и уничтожены многие церкви и монастыри, и бесчисленное количество священников и монахов было убито. Те, кто выжил, часто попадали в плен и отправлялись в рабство. Размеры и мощь монгольской армии были шокирующими. Пострадали не только экономика и политическое устройство страны, но и социальные и духовные институты. Монголы утверждали, что они - кара Божья, и русские верили, что все это послано им Богом как наказание за их грехи.

Православная церковь станет мощным маяком в «темные годы» монгольского засилья. Русский народ, в конце концов, обратился к православной церкви, ища утешения в своей вере и руководство и поддержку в священнослужителях. Набеги степного народа вызвали потрясение, бросив семена на благодатную почву для развития русского монашества, что в свою очередь сыграло важную роль в становлении мировоззрения соседних племен финно-угров и зырян, а также привело к колонизации северных регионов России.

Унижение, которому подверглись князья и городские власти, подорвало их политический авторитет. Это позволило церкви выступить воплощением религиозной и национальной идентичности, заполнив собой утраченную идентичность политическую. Также способствовала укреплению церкви уникальная юридическая концепция ярлыка, или хартия иммунитета. В царствование Менгу-Тимура в 1267 году ярлык был выдан митрополиту Киевскому Кириллу для православной церкви.

Хотя церковь де-факто перешла под защиту монголов десятью годами ранее (из переписи 1257 года, проведенной ханом Берке), это ярлык официально зафиксировал неприкосновенность православной церкви. Что еще более важно, он официально освобождал церковь от любых форм налогообложения монголами или русскими. Священники имели право не регистрироваться во время переписей и освобождались от принудительного труда и военной службы.

Как и ожидалось, ярлык, выданный православной церкви, возымел большое значение. Впервые церковь становится менее зависимой от княжеской воли, чем в любой другой период российской истории. Православная церковь смогла приобрести и закрепить за собой значительные участки земли, что дало ей чрезвычайно сильное положение, продолжавшееся в течение столетий после монгольского захвата. Устав строго запрещал как монгольским, так и российским налоговым агентам захватывать церковные земли или требовать чего-либо от православной церкви. Это гарантировалось простым наказанием - смертью.

Другая важная причина возвышения церкви лежала в ее миссии - распространять христианство и обращать в свою веру деревенских язычников. Митрополиты много путешествовали по всей стране, чтобы укрепить внутреннюю структуру церкви и чтобы решать административные проблемы и контролировать деятельность епископов и священников. Более того, относительная безопасность скитов (экономическая, военная и духовная) притягивала крестьян. Поскольку быстро растущие города мешали атмосфере благости, которую давала церковь, монахи стали уходить в пустынь и там заново строить монастыри и скиты. Религиозные поселения продолжали строиться и тем самым укрепляли авторитет православной церкви.

Последним значительным изменением стал переезд центра православной церкви. До того, как монголы вторглись в русские земли, церковным центром был Киев. После разрушения Киева в 1299 году Святейший Престол переехал во Владимир, а потом, в 1322 году в Москву, чем значительно повысил значимость Москвы.

Изобразительное искусство во времена татаро-монгольского ига

В то время как на Руси начались массовые депортации художников, монашеское возрождение и внимание к православной церкви привело к художественному возрождению. То, что сплотило русских в то тяжелое время, когда они оказались без государства, - это их вера и способность выражать свои религиозные убеждения. В это тяжелое время творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев.

Именно во второй половине монгольского правления в середине четырнадцатого века русская иконография и фресковая живопись снова начали процветать. Феофан Грек прибыл на Русь в конце 1300-х годов. Он расписывал церкви во многих городах, особенно в Новгороде и Нижнем Новгороде. В Москве он написал иконостас для Благовещенской церкви, а также работал над церковью Архангела Михаила. Спустя несколько десятилетий после прибытия Феофана одним из его самых лучших учеников стал начинающий Андрей Рублев. Иконопись пришла на Русь из Византии в X веке, но монгольское нашествие в XIII веке отрезало Русь от Византии.

Как изменился язык после ига

Нам может показаться несущественным такой аспект как влияние одного языка на другой, но эти сведения помогают нам понять, в какой степени одна народность влияла на другую или на группы народностей - на государственное управление, на военное дело, на торговлю, а также как географически распространялось это влияние. Действительно, языковые и даже социолингвистические воздействия были велики, поскольку русские заимствовали тысячи слов, фраз, другие значимые лингвистические конструкции от монгольского и тюркского языков, объединенных в Монгольскую империю. Ниже перечислены несколько примеров слов, которые используются и поныне. Все заимствования пришли из разных частей Орды:

  • амбар
  • базар
  • деньги
  • лошадь
  • сундук
  • таможня

Одной из очень важных разговорных черт русского языка тюркского происхождения является использование слова «давай». Ниже перечислены несколько распространенных примеров, которые все еще встречаются на русском языке.

  • Давай чай попьем.
  • Давай выпьем!
  • Давай пойдём!

Кроме того, на юге России имеются десятки местных названий татарского/тюркского происхождения земель вдоль Волги, которые выделяются на картах этих районов. Примеры таких названий: Пенза, Алатырь, Казань, названия регионов: Чувашия и Башкортостан.

Киевская Русь была демократическим государство. Основным управляющим органом было вече - собрание всех свободных граждан мужского пола, собиравшихся для обсуждения таких вопросов, как война и мир, закон, приглашение или изгнание князей в соответствующий город; все города в Киевской Руси имели вече. Это был, по сути, форум для гражданских дел, для обсуждения и решения проблем. Однако этот демократический институт подвергся серьезному сокращению под властью монголов.

Безусловно, самые влиятельные собрания были в Новгороде и Киеве. В Новгороде особый вечевый колокол (в других городах для этого обычно использовали церковные колокола) служил для того, чтобы созывать горожан, и, теоретически, любой мог позвонить в него. Когда монголы завоевали большую часть Киевской Руси, вече перестало существовать во всех городах, кроме Новгорода, Пскова и нескольких других городов на северо-западе. Вече в этих городах продолжало работать и развиваться, пока Москва не подчинила их в конце XV века. Однако сегодня дух вече как общественного форума возрожден в нескольких городах России, в том числе в Новгороде.

Большое значение для монгольских властителей имели переписи населения, которые позволяли собирать дань. Для поддержки переписей монголы ввели специальную двойную систему региональной администрации, возглавляемую военными губернаторами, баскаками и/или гражданскими губернаторами, даругачами. По сути, баскаки были ответственны за руководство деятельностью правителей в районах, которые сопротивлялись или не принимали монгольскую власть. Даругачи были гражданскими губернаторами, которые контролировали те районы империи, которые сдались без боя или которые считались уже подчинившимися монгольским войскам и спокойными. Тем не менее, баскаки и даругачи иногда исполняли обязанности властей, но не дублировали ее.

Как известно из истории, правящие князья Киевской Руси не доверяли монгольским послам, которые пришли заключить мир с ними в начале 1200-х годов; князья, как ни прискорбно, предали послов Чингисхана мечу и вскоре дорого заплатили. Таким образом, в XIII веке на завоеванных землях были поставлены баскаки, чтобы подчинять народ и контролировать даже повседневную деятельность князей. Кроме того, помимо проведения переписи, баскаки обеспечивали рекрутские наборы местного населения.

Существующие источники и исследования показывают, что баскаки в значительной степени исчезли с русских земель к середине XIV века, поскольку Русь более или менее признала власть монгольских ханов. Когда баскаки ушли, власть перешла к даругачам. Однако, в отличие от баскаков, ​​даругачи не жили на территории Руси. Фактически онинаходились в Сарае, старой столице Золотой Орды, расположенной недалеко от современного Волгограда. Даругачи служили на землях Руси в основном как советники и консультировали хана. Хотя ответственность за сбор и доставку дани и призывников принадлежала баскакам, ​​с переходом от баскаков к даругачам эти обязанности фактически были переданы самим князьям, когда хан увидел, что князья вполне с этим справляются.

Первая перепись, проведенная монголами, произошла в 1257 году, всего через 17 лет после завоевания русских земель. Население было разделено на десятки - такая система была у китайцев, ее переняли монголы, использовав ее во всей своей империи. Основной целью переписи был призыв, а также налогообложение. Москва сохранила эту практику и после того, как она прекратила признавать Орду в 1480 году. Практика заинтересовала иностранных гостей в России, для которых широкомасштабные переписи все еще были неизвестны. Один из таких посетителей, Сигизмунд фон Герберштейн из Габсбурга, отметил, что каждые два или три года князь проводил перепись по всей земле. Перепись населения не получала широкого распространения в Европе вплоть до начала 19 века. Одно существенное замечание, которое мы должны сделать: той тщательности, с которой русские проводили перепись, еще около 120 лет не могли достичь в других частях Европы в эпоху абсолютизма. Влияние Монгольской империи, по крайней мере, в этой области, очевидно, было глубоким и эффективным и помогло создать сильное централизованное правительство для Руси.

Одним из важных нововведений, которое баскаки курировали и поддерживали, были ямы (система постов), которые были построены для обеспечения путников едой, ночлегом, лошадьми, а также повозками или санями, в зависимости от времени года. Изначально построенный монголами ям обеспечивал относительно быстрое движение важных депеш между ханами и их наместниками, а также быструю отправку посланников, местных или иностранных, между различными княжествами по всей обширной империи. На каждом посту были лошади, чтобы везти уполномоченных лиц, а также для замены уставших лошадей в особо длительных поездках. Каждый пост, как правило, находился примерно в дне езды от ближайшего поста. Местные жители были обязаны поддерживать смотрителей, кормить лошадей и удовлетворять потребности чиновников, путешествующих по служебным делам.

Система была достаточно эффективной. В другом докладе Сигизмунда фон Герберштейна из Габсбурга говорилось, что система ямов позволила ему проехать 500 километров (от Новгорода до Москвы) в течение 72 часов - намного быстрее, чем где бы то ни было в Европе. Система ямов помогала монголам поддерживать жесткий контроль над своей империей. В течение мрачных лет пребывания монголов на Руси в конце XV века князь Иван III решил продолжить использование идеи системы ямов, чтобы сохранить сложившуюся систему связи и разведки. Однако идея почтовой системы, как мы ее знаем сегодня, не возникнет до самой смерти Петра Великого в начале 1700-х годов.

Некоторые из нововведений, привезенных на Русь монголами, долгое время удовлетворяли потребности государства и продолжались много веков после Золотой Орды. Это значительно расширило развитие и расширение сложной бюрократии более поздней, имперской России.

Основанная в 1147 году, Москва оставалась незначимым городом более ста лет. В то время это место лежало на перекрестке трех основных дорог, одна из которых соединяла Москву с Киевом. Географическое расположение Москвы заслуживает внимания, поскольку оно находится на изгибе реки Москвы, которая сливается с Окой и Волгой. Через Волгу, которая позволяет добраться до Днепра и Донских рек, а также Черного и Каспийского морей, всегда существовали огромные возможности для торговли с ближними с отдаленными землями. С наступлением монголов из опустошенной южной части Руси начали прибывать толпы беженцев, в основном из Киева. Более того, действия московских князей в пользу монголов способствовали подъему Москвы как центра власти.

Еще до того, как монголы предоставили Москве ярлык, Тверь и Москва постоянно боролись за власть. Главный поворотный момент произошел в 1327 году, когда население Твери начало бунтовать. Увидев в этом возможность угодить хану своих монгольских повелителей, князь Московский Иван I с огромным татарским войском подавил восстание в Твери, восстановив порядок в этом городе и завоевав благосклонность хана. Чтобы продемонстрировать лояльность, Ивану I также был предоставлен ярлык, и таким образом Москва еще на шаг приблизилась к известности и власти. Вскоре князья Москвы взяли на себя обязанности по сбору налогов по всей земле (в том числе и с себя самих), и в конечном итоге монголы возложили эту задачу исключительно на Москву и прекратили практику отправки своих сборщиков налогов. Тем не менее, Иван I был более чем проницательным политиком и образцом здравомыслия: он, возможно, был первым князем, заменившим традиционную горизонтальную схему преемственности на вертикаль (хотя полностью она была достигнута только ко второму царствованию князя Василия в середине 1400-го года). Это изменение привело к большей стабильности в Москве и, таким образом, укрепило ее положение. По мере того, как Москва росла благодаря тому, что собирала дань, ее власть над другими княжествами все более и более утверждалась. Москва получала земли, а значит, она собирала больше дани и получала больший доступ к ресурсам, а следовательно, к большей власти.

В то время, когда Москва становилась все более и более могущественной, Золотая Орда находилась в состоянии общего распада, вызванного бунтами и переворотами. Князь Дмитрий решил напасть на в 1376 году и преуспел. Вскоре после этого один из монгольских генералов Мамай попытался создать свою собственную орду в степях к западу от Волги, и он решил бросить вызов власти князя Дмитрия на берегах реки Вожи. Дмитрий победил Мамая, чем восхитил москвичей и конечно разозлил монголов. Однако и собрал войско в 150 тысяч человек. Дмитрий собрал войско, сопоставимое по размеру, и две этих армии встретились у реки Дон на Куликовом поле в начале сентября 1380 года. Русичи Дмитрия, хотя и потеряли около 100 000 человек, победили. Тохтамыш, один из генералов Тамерлана, вскоре захватил и казнил генерала Мамая. Князь Дмитрий стал известен как Дмитрий Донской. Однако Москва вскоре была разграблена Тохтамышем и снова должна была платить дань монголам.

Но великая битва на Куликовом поле в 1380 году стала символическим поворотным моментом. Несмотря на то, что монголы жестоко отомстили Москве за непокорность, мощь, которую Москва показала, росла, и ее влияние на другие российские княжества расширялось. В 1478 году Новгород, наконец, подчинился будущей столице, и Москва вскоре сбросила покорность монгольским и татарским ханам, таким образом покончив с более чем 250-летним монгольским владычеством.

Итоги периода татаро-монгольского ига

Доказательства свидетельствуют, что многочисленные последствия монгольского нашествия распространялись на политические, социальные и религиозные аспекты Руси. Некоторые из них, например, рост православной церкви, оказали относительно положительное влияние на русские земли, другие же, например, потеря вече и централизация власти, способствовали прекращению распространения традиционной демократии и самоуправления для различных княжеств. Из-за влияния на язык и форму правления воздействие монгольского нашествия проявляется и сегодня. Возможно, благодаря шансу испытать Возрождение, как и в других западноевропейских культурах, политическая, религиозная и социальная мысль России будет сильно отличаться от политической реальности сегодняшнего дня. Под контролем монголов, которые приняли многие идеи правительства и экономики у китайцев, русские стали, пожалуй, более азиатской страной с точки зрения административного устройства, а глубокие христианские корни россиян установили и помогли поддерживать связь с Европой. Монгольское вторжение, возможно, больше, чем любое другое историческое событие, определило ход развития русского государства - его культуры, политической географии, истории и национальной идентичности.

3 Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX - начало XII в.). Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика - Игоря. Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э. К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными - балты, юго-восточными - хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией. Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки XVIII-XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту теорию несостоятельной. Они обращают внимание на следующее: - рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен - будущее вече); - варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства; - крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII-IX вв. - вокруг Новгорода и вокруг Киева; - в формировании Древне т.ского государства важную роль сыграли внешн факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению; - варяги, дав Руси правящую династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением; - что касается названия «Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие мнения. В конце IX - начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882-912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, Игорь (912-945) успешно воевал с уличами, Святослав (964-972) - с вятичами. В правление князя Владимира (980-1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой. Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества. Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX - начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964-965 гг. и др.). Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство (см. билет № 3), создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского - новгородское - княжение было передано его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение. Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) и его сыновей. К нему относится древнейшая часть Русской Правды - первого дошедшего до нас памятника письменного права («Закон Русский», сведения о котором восходят к правлению Олега, не сохранился ни в оригинале, ни в списках). Русская Правда регулировала отношения в княжеском хозяйстве - вотчине. Ее анализ позволяет историкам говорить о сложившейся системе государственного управления: киевский князь, как и местные князья, окружен дружиной, верхушку которой называют боярами и с которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе). Из дружинников назначаются посадники для управления городами, воеводы, данники (сборщики поземельных податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны (управляющие княжескими вотчинами) и др. Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды - о положении последних историки не имеют единого мнения). Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др. Ярослав умер в 1054г., до 1074г. его сыновьям удавалось согласовывать свои действия. В конце XI - начале XII в. власть киевских князей ослабла, все большую независимость приобретали отдельные княжества, правители которых пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с новой - половецкой - угрозой. Тенденции к раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные егообласти (подробнее см. билет № 2). Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113-1125). После смерти князя и смерти его сына Мстислава Великого (1125-1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом.

4 Монголо-татарское иго кратко

Монголо-татарское иго – период захвата Руси монголо-татарами в 13-15 веках. Монголо-татарское иго длилось в течение 243 лет.

Правда о монголо-татарском иге

Русские князья на тот момент находились в состоянии вражды, поэтому не смогли дать достойный отпор захватчикам. Несмотря на то, что на помощь пришли половцы, армия татаро-монгол быстро захватила преимущество.

Первое прямое столкновение между войсками состоялось на реке Калке , 31 мая 1223 года и было довольно быстро проиграно. Уже тогда стало ясно, что нашей армии не удастся победить татаро-монголов, однако натиск противника еще довольно долго сдерживался.

Зимой 1237 года началось целенаправленное вторжение основных войск татаро-монголов на территорию Руси. На этот раз армией противника командовал внук Чингисхана – Батый. Армии кочевников удалось достаточно быстро подвигаться вглубь страны, разграбляя княжества по очереди и убивая на своем ходу всех, кто пытался сопротивляться.

Основные даты захвата Руси татаро-монголами

    1223 год. Татаро-монголы подошли к границе Руси;

    Зима 1237 год. Начало целенаправленного вторжения на Русь;

    1237 год. Захвачены Рязань и Коломна. Пало Рязанское княжество;

    Осень 1239 года. Захвачен Чернигов. Пало Черниговское княжество;

    1240 год. Захвачен Киев. Пало Киевское княжество;

    1241 год. Пало Галицко-Волынское княжество;

    1480 год. Свержение монголо-татарского ига.

Причины падения Руси под натиском монголо-татар

    отсутствие единой организации в строю русских воинов;

    численный перевес противника;

    слабость командования русской армии;

    плохо организованная взаимопомощь со стороны разрозненных князей;

    недооценка сил и численности противника.

Особенности монголо-татарского иго на Руси

На Руси началось установление монголо-татарское ига с новыми законами и порядками.

Фактическим центром политической жизни стал Владимир, именно оттуда татаро-монгольский хан осуществлял своё управление.

Сущность управления татаро-монгольского ига заключалась в том, что Хан вручал ярлык на княжение по своему собственному усмотрению и полностью контролировал все территории страны. Это усиливало вражду между князьями.

Феодальная раздробленность территорий всячески поощрялась, так как это снижало вероятность централизованного бунта.

С населения регулярно взималась дань, «ордынский выход». Сбором денег занимались специальные чиновники – баскаки, которые проявляли чрезвычайную жестокость и не чурались похищениями и убийствами.

Последствия монголо-татарского завоевания

Последствия монголо-татарского ига на Руси были ужасными.

    Многие города и села были разрушены, люди убиты;

    Сельское хозяйство, ремесленничество и искусство пришли в упадок;

    Значительно усилилась феодальная раздробленность;

    Значительно сократилась численность населения;

    Русь стала заметно отставать в развитии от Европы.

Конец монголо-татарского иго

Полное освобождение от монголо-татарского ига произошло лишь в 1480 году, когда великий князь Иван III отказался выплачивать орде деньги и заявил о независимости Руси.

МОНГОЛЬСКОЕ ИГО (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) – традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями-кочевниками с 1237 по 1480.

Согласно русским летописям, эти кочевники именовались на Руси «татарове» по названию самого активного и деятельного племени отуз-татар. Оно стало известно со времени завоевания в 1217 Пекина, и китайцы стали называть этим именем все племена оккупантов, пришедшие из монгольских степей. Под названием «татары» захватчики вошли и в русские летописи как обобщающее понятие для всех восточных кочевников, опустошавших русские земли.

Начало игу было положено в годы завоеваний русских территорий (битва на Калке 1223, покорение северо-восточной Руси 1237–1238, нашествие на южную в 1240 и юго-западную Русь в 1242). Оно сопровождалось разрушением 49 русских городов из 74, что стало тяжелым ударом по основам городской русской культуры – ремесленному производству. Иго привело к ликвидации многочисленных памятников материальной и духовной культуры, разрушению каменных строений, поджогам монастырских и церковных библиотек.

Датой формального установления ига считается 1243, когда отец Александра Невского – последний сын Всеволода Большое Гнездо , кн. Ярослав Всеволодович принял от завоевателей ярлык (удостоверяющий документ) на великое княжение во Владимирской земле, в котором он именовался «старшим всем иным князьям в Русской земле». При этом русские княжества, разгромленные монголо-татарскими войсками несколькими годами ранее, не считались непосредственно включенными в состав империи завоевателей, получившей в 1260-е наименование Золотой Орды . Они оставались политически автономными, сохраняли местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась постоянными или приезжавшими регулярно представителями ордынцев (баскаками). Русские князья считались данниками ордынских ханов, но в случае получения от ханов ярлыков оставались официально признанными правителями своих земель. Обе системы – данничества (сбора ордынцами дани – «выхода» или, позже, «ясака») и выдачи ярлыков – закрепили политическую раздробленность русских земель, усилили соперничество между князьями, способствовали ослаблению связей северо-восточных и северо-западных княжеств и земель с южной и юго-западной Русью, вошедшей в состав Великого княжества Литовского и Польши.

Ордынцы не держали на покоренной ими русской территории постоянного войска. Иго поддерживалось направлением карательных отрядов и войск, а также репрессиями против непослушных правителей, сопротивлявшихся проведению административных мероприятий, задуманных в ставке хана. Так, особое недовольство вызвало на Руси в 1250-е проведение общей переписи населения русских земель баскаками-«численниками», а позже – установление подводной и воинской повинностей. Одним из способов воздействия на русских князей была система заложничества, оставления в ханской ставке, в городе Сарае на Волге, кого-либо из родственников князей. При это родственников послушных правителей поощряли и отпускали, строптивых – убивали.

Ордынцы поощряли лояльность тех из князей, которые шли на компромисс с завоевателями. Так, за готовность Александра Невского заплатить «выход», (дань) татарам, он не только получил поддержку татарской конницы в битве с немецкими рыцарями на Чудском озере 1242, но и обеспечил получение своим отцом, Ярославом, первого ярлыка на великое княжение. В 1259 во время мятежа против «численников» в Новгороде Александр Невский обеспечил проведение переписи и даже дал охрану («сторожей») для баскаков, чтобы их не растерзали взбунтовавшиеся горожане. За оказанную ему поддержку хан Берке отказался от насильственной исламизации покоренных русских территорий. Более того, русская церковь была освобождена от уплата дани («выхода»).

Когда первое, самое тяжелое время внедрения ханской власти в русскую жизнь миновало, а верхушка русского общества (князья, бояре, торговцы, церковь) нашли общий язык с новой властью, вся тяжесть выплаты дани соединенным силам завоевателей и старых господ легла на народ. Волны народных восстаний, описанные летописцем, постоянно поднимались в течение почти полувека, начиная с 1257–1259, первой попытки общерусской переписи,. Ее проведение было поручено Китате, родственнику великого хана. Восстания против баскаков неоднократно возникали повсюду: в 1260-е в Ростове, в 1275 – в южно-русских землях, в 1280-е – в Ярославле, Суздале, Владимире, Муроме, в 1293 и повторно, в 1327, в Твери. Ликвидация системы баскачества после участия войска московского кн. Ивана Даниловича Калиты в подавлении тверского восстания 1327 (с этого времени сбор дани с населения был возложен, во избежание новых конфликтов, на русских князей и подчиненных им откупщиков) не прекратило выплат дани как таковых. Временное освобождение от них было получено лишь после Куликовской битвы 1380, но уже в 1382 уплата дани была восстановлена.

Первым князем, получившим великое княжение без злополучного «ярлыка», на правах своей «отчины», был сын победителя ордынцев в Куликовской битве в.кн. Василий I Дмитриевич . «Выход» ордынцам стал при нем выплачиваться нерегулярно, а попытка хана Едигея восстановить прежний порядок вещей путем захвата Москвы (1408) провалилась. Хотя в годы феодальной войны середины 15 в. ордынцы и совершили на Русь ряд новых опустошительных вторжений (1439, 1445, 1448, 1450, 1451, 1455, 1459), но восстановить свое владычество над они уже не смогли. Политическое объединение русских земель вокруг Москвы при Иване III Васильевиче создало условия для полной ликвидации ига, в 1476 он вообще отказался платить дань. В 1480 после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата («Стояния на Угре» 1480) иго было окончательно свергнуто.

Современные исследователи в оценках более чем 240-летнего властвования Орды над русскими землями значительно расходятся. Само обозначение этого периода как «ига» применительно к русской и вообще славянской истории было введено польским хронистом Длугошем в 1479 и с тех пор прочно закрепилось в западноевропейской историографии. В русской науке этот термин впервые был использован Н.М.Карамзиным (1766–1826), считавшим, что именно иго сдержало развитие Руси по сравнению с Западной Европой: «Сень варваров, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались». Того же мнения об иге как сдерживающем факторе развития и становления общерусской государственности, усиления в ней восточно-деспотических тенденций придерживались также С.М.Соловьев и В.О.Ключевский , отмечавшие, что следствиями ига было разорение страны, длительное отставание от Западной Европы, необратимые изменения в культурных и социально-психологических процессах. Этот подход к оценке ордынского ига господствовал также и в советской историографии (А.Н.Насонов, В.В.Каргалов).

Разрозненные и редкие попытки пересмотра устоявшейся точки зрения встречали сопротивление. Критически были встречены работы историков, работавших на Западе (прежде всего Г.В.Вернадского, видевшего во взаимоотношениях Русских земель и Орды сложный симбиоз, от которого каждый народ что-то выиграл). Замалчиванию подверглась и концепция известного отечественного тюрколога Л.Н.Гумилева , попытавшегося разрушить миф о том, что кочевые народы принесли Руси одни страдания и были лишь грабителями и разрушителями материальных и духовных ценностей. Он считал, что вторгшиеся на Русь племена кочевников с Востока смогли установить особый административный порядок, обеспечивший политическую автономию русских княжеств, спасли их религиозную самобытность (православие) и заложили тем самым основы веротерпимости и евразийской сущности России. Гумилев утверждал, что итогом завоеваний Руси начала 13 в. было не иго, а своего рода союз с Ордой, признание русскими князьями верховной власти хана. При этом не пожелавшие признать эту власть правители соседних княжеств (Минска, Полоцка, Киева, Галича, Волыни) оказались завоеванными литовцами ил поляками, вошли в состав их государств и подверглись многовековому окатоличиванию. Именно Гумилев впервые указал на то, что древнерусское наименование кочевников с Востока (среди которых преобладали монголы) – «татарове» – не может оскорблять национальных чувств современных волжских (казанских) татар, проживающих на территории Татарстана. Их этнос, считал он, не несет исторической ответственности за действия кочевых племен из степей юго-восточной Азии, так как предками казанских татар были камские булгары, кипчаки и частично древние славяне. Историю появления «мифа об иге» Гумилев связывал с деятельностью создателей норманнской теории – немецких историков, служивших в Петербургской Академии наук 18 в., и исказивших реальные факты.

В постсоветской историографии вопрос о существовании ига по-прежнему остается спорным. Следствием роста числа сторонников концепции Гумилева стали обращения к президенту РФ в 2000 об отмене празднования годовщины Куликовской битвы, поскольку, по мнению авторов обращений, «ига на Руси не было». По мнению этих исследователей, поддержанных властями Татарстана и Казахстана, в Куликовской битве сражались объединенные русско-татарские войска с узурпатором власти в Орде, темником Мамаем , провозгласившим себя ханом и собравшим под свои знамена наемных генуэзцев, аланов (осетин), касогов (черкес) и половцев.

Несмотря на дискуссионность всех этих утверждений, неоспорим факт значительного взаимовлияния культур народов, почти три века проживавших в тесном политическом, социальном и демографическом контактах.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!