Как писать изложение: полезные советы и рекомендации. Как написать изложение кратко и правильно

Задача краткого, или сжатого изложения - передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное - точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений - очень действенная и практичная.

1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.

2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.

3. Уточните значение непонятных слов.

4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.

5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.

6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.

7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.

8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение.

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт , чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро - цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие , сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение . Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель - это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель - это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение . Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать , самые диковинные и умные звери, несомненно , бобры.

Бобры - самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.

Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.

Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.

Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

Относительно недавняя реформа системы образования привнесла в жизнь сегодняшних школьников и их родителей немало новшеств. Одно из самых заметных и трудоемких – Итоговая государственная аттестация и подобные виды проверки знаний, которые проводятся в выпускных классах и при поступлении в учебные заведения. Они волнуют даже отличников, потому что имеют свои особенности и нюансы, соблюдение которых – важнейшее условие успешной сдачи экзамена. В частности, это касается одного из ключевых этапов аттестации: экзамена по русскому языку. Один из двух обязательных экзаменов, он включает в себя сжатое изложение.

Даже круглые отличники, привыкшие писать изложения на школьных уроках и зачетах, могут столкнуться с определенными трудностями при выполнении этого задания. Являясь изложением по сути, оно отличается от стандартных классных и домашних работ. Поэтому не стоит самоуверенно рассчитывать исключительно на собственный опыт и общую эрудицию. К написанию сжатого изложения лучше подготовиться заранее и иметь представление о том, что же ждет вас во время экзамена. Скорее всего, учитель русского языка даст своим подопечным такую возможность еще на уроках.

Особенности сжатого изложения
Изложения бывают разными: описательными, подробными, с элементами рассуждения. Каждый вид преследует свои цели и выставляет соответствующие требования по выполнению. Что касается сжатого изложения, то оно призвано научить и проверить способность учащегося отделять значимое содержание текста от второстепенного, составлять тезисный конспект, своими словами пересказывать фабулу. В отличие от подробного изложения, изложение сжатое не требует изобилия выразительных средств языка и передачи особенностей авторского стиля, но непременно учитывает последовательность изложенных событий и правильную расстановку акцентов на ключевых моментах повествования.

Экзаменатор даст возможность прослушать текст дважды, но он не будет читать его собственным голосом, а включит аудиозапись, которая присылается из Министерства образования вместе с другими заданиями аттестации. Переспросить или уточнить что бы то ни было из содержания вы не сможете, поэтому постарайтесь как можно точнее запомнить все, что услышите. Зато можно и нужно делать заметки, и от их качества во многом будет зависеть, насколько точным получится изложение, и насколько вы сами упростите себе задачу.

На выполнение работы вам будет дано от одного до полутора часов, то есть при правильном подходе и предварительной организационной подготовке вам должно хватить времени и на черновик, и на чистовое переписывание своего изложения. Тем не менее, лучше лишний раз убедитесь, что ручка хорошо пишет и возьмите запасную, при фиксировании тезисов сокращайте слова для экономии времени и создания максимального количества заметок. Не пытайтесь рассчитывать на собственную память, подстрахуйтесь записями. Если переданной вами в изложении информации не хватит хотя бы на 70 слов, задание не будет засчитано. Оптимальный объем сжатого изложения – около 90-100 слов. И очень важно, чтобы этот небольшой объем получился лаконичным, но при этом не бедным с лингвистической точки зрения.

Прослушивания текста изложения
Именно так, во множественном числе – потому что прослушать текст, предназначенный для изложения, вам дадут два раза, между которыми будет небольшая пауза для быстрого осмысления, конспектирования и настройки для повторного прослушивания. Для того, чтобы этот процесс был как можно более продуктивным, следуйте такой схеме восприятия содержания:

  1. Когда запись текста звучит впервые, не спешите отвлекаться на запись, сконцентрируйтесь на прослушивании и осознании услышанного. Сейчас вам нужно усвоить такие ключевые параметры как тема и идея текста, особенности его архитектуры и стиль речи. Мысленно отделите основные части, из которых состоит повествование: завязка, развитие событий, кульминация, развязка, вывод. Так, опираясь на привычную архитектонику, вам будет удобнее впоследствии восстановить в памяти последовательность сюжета. Скорее всего, в тексте будет больше одной сюжетной линии, и ваша задача – мысленно зафиксировать каждую из них или хотя бы две-три основные. От вашего внимания не должны ускользнуть так же индивидуальные особенности рассказа, которыми могут оказаться аргументы авторских выводов и сам ход его рассуждений.
  2. Хотя первое прослушивание текста и считается ознакомительным, сумейте, не отвлекаясь от восприятия, найти и записать хотя бы несколько опорных слов, с помощью которых будет легче дополнить смысл вспомогательными, более развернутыми фразами. Для них оставьте в черновике пробелы, которые затем заполните по памяти. Не экономьте бумагу, но экономьте время. Для этого сокращайте слова, так, чтобы можно было разобрать эти сокращения. Если можете пользоваться ассоциативным конспектированием или владеете другой альтернативной техникой оптимизации информации – прекрасно, но не все равно усложняйте сверх необходимости. В стрессовой ситуации, а экзамен безусловно можно так охарактеризоваться, расшифровка собственных условных обозначений может вызвать трудности и занять драгоценное время.
  3. Пауза после первого прослушивания текста – время не для отдыха, а для усердной работы. За эти несколько минут вам нужно перечитать те опорные слова, которые вы записали в черновике, восстановить по ним смысловые связи между событиями сюжета и составными частями текста и на основе этой информации составить план предстоящего изложения. Если вы слушали внимательно, то сейчас должны без труда уловить и основную тему текста, и подчиненные ей микротемы (дополнительные сюжетные линии). То важный момент, который нельзя опускать, ведь он обязательно учитывается при проверке вашей экзаменационной работы. Уже сейчас, с помощью плана и образного мышления, вы должны представлять себе общую канву своего будущего эссе.
  4. Второе прослушивание – определяющее, во время него вы должны восполнить пробелы, возникшие в понимании текста в прошлый раз, и ответить на важные для написания изложения вопросы. Это, в первую очередь, моменты, которые можно и которые ни в коем случае нельзя упускать при пересказе. Существенное легко определить по важности для сохранения сюжетной канвы. Второстепенное – это то, что при удалении из текста не влияет на его фабулу. Четко поймите, как разграничиваются и чем объединяются между собой микротемы. И наконец решите, каким методом сокращения текста вы будете пользоваться. В идеале для получения отличной оценки нужно применить все три способа: упрощение, исключение и обобщение. Но допустимо выбрать предпочтительную технологию, дополнив ее двумя другими. Главное, чтобы вы замечали и правильно сокращали однокоренные слова, обобщения и местоимения в тексте.
Написание сжатого изложения
Непосредственный процесс изложения должен занять у вас плюс-минус полчаса. В течение этого времени воспользуйтесь своим конспектом и на его основе создайте собственное произведение, стараясь кратко, но емко передать основную авторскую мысль.
  1. Перескажите не только содержание, но и идею текста. Для этого удостоверьтесь, что ни одна из важных микротем не забыта, а события повествования развиваются в логичном порядке.
  2. Перечитайте собственное эссе, обращая внимание на возможные повторы и малозначимые моменты. Удалите их из текста и/или замените более подходящими по смыслу и форме словами и фразами.
  3. Критично отнеситесь к тексту изложения, честно признайтесь себе, читается ли он на одном дыхании, или заставляет запинаться и перечитывать отдельные предложения. Постарайтесь максимально объединить его части по смыслу.
  4. Если абзацы можно сократить в объеме без ущерба для общего содержания – обязательно сделайте это. Не забывайте о способах сокращения – это как раз тот момент, когда нужно использовать их как можно старательнее.
  5. Увлекаясь проверкой логики изложения, не забудьте о его грамотности. Орфография, стилистика, пунктуация – все это строго проверяется экзаменаторами и влияет на вашу оценку. Сложносочиненные предложения разбейте на простые, так вы убьете сразу двух зайцев: избежите возможных ошибок в построении текста и получите дополнительную возможность местами сократить его.
  6. После проверки и исправления изложения, можете переписать его в чистовик.
  7. Несмотря на ограничение по времени, пишите разборчиво, чтобы ваш небрежный почерк не помешал проверяющим по достоинству оценить работу.
При всей ответственности и сложности написания сжатого изложения, этот экзамен школьники выдерживают преимущественно удачно. Чтобы и ваша аттестация по русскому языку увенчалась успехом, постарайтесь успокоиться и настроиться на спокойную, качественную работу. Информации и времени вам хватит, поэтому результат зависит исключительно от вашей подготовки и старания.

Задача сжатого изложения — это очень краткая передача основной и существенной информации в тексте. Неизмененными должны остаться: основная идея, последовательность событий, персонажи, мысли автора и обстановка. Сжатое изложение — это обобщение исходного текста и пересказ основных событий, положений оригинального текста.

Как писать сжатое изложение — первое прослушивание текста

До начала первого прослушивания необходимо подготовить черновик и ручку. Во время первого прослушивания текста необходимо определить основную мысль текста, его тему, стиль написания и все микротемы в тексте (темы абзацев). Также во время первого прослушивания текста:

  • записывайте на черновике важную информацию. Сокращайте слова, используйте обозначения, например, слово «время» можно обозначать и заменять «t», как в формулах на физике;
  • обычно между абзацами текста будет небольшая пауза. Отмечайте ее в черновике.Так Вы сможете определить темы каждого абзаца, что в дальнейшем станет планом для изложения;
  • не стоит спешить записать абсолютно все. Главное — услышать и уловить основную информацию. Каждый абзац, тему или событие можно записать в виде словосочетания или небольшого предложения. Между названиями микротем на черновике, оставьте место, чтобы во время второго прослушивания добавить детали и ключевые слова;
  • выделенные микротемы во время прослушивания станут планом для изложения. Это и есть одна из основных задач первого прослушивания — создать план краткого изложения;
  • в перерыве между прослушиваниями допишите на черновик информацию, которую Вы запомнили к каждому абзацу, который вы выделили.

Как писать сжатое изложение — второе прослушивание

Во время второго прослушивания необходимо проверить ранее записанную информацию. Дописать упущенное и добавить детали к микротомам (темам абзаца), которые вы выделили во время первого прослушивания. Проверить и скорректировать план изложения. План сжатого изложения — это темы всех абзацев. Помните, что несколько абзацев могут описывать одну тему.


Как писать сжатое изложение — приемы написания

Чтобы написать хорошее сжатое изложение необходимо пользоваться следующими приемами:

  • прием исключения: выделение основной информации и определение второстепенных деталей, которые можно исключить при написании изложения (синонимов, вводных конструкций, однородных членов, предложений);
  • прием обобщения: необходимо определить отдельные факты, события, идеи и т.д. и передать их другими словами в более краткой форме. Например: в деревне мы ели клубнику, малину, черешню — в деревне мы ели фрукты;
  • прием упрощения: объединение нескольких предложений в одно, замена нескольких предложений одним, использование синонимичных выражений;
  • прямую речь необходимо заменять косвенной.


При оценивании краткого изложения учитывается следующее:

  • использованные приемы сокращения текста;
  • навыки выделения всех микротем текста;
  • сохранение и последовательная передача основной информации в тексте.

ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов (под ред.И.П.Цыбулько)

Текст для изложения к вариантам 1 – 4

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С. Лихачёву) 172 слова

№ абзаца

Микротема

1

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

2

Личная выгода не может привести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

3

Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Текст для изложения к вариантам 5 – 8

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба это порыв души. Отказать человеку в помощи значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву) 157 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Пожелание добра людям выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей показатель культуры, результат большой внутренней работы.

2

3

Увеличивать добро в окружающем нас мире в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.


Текст для изложения к вариантам 9 – 12

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

(По В.А. Сухомлинскому) 183 слова

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Без доброты невозможна душевная красота человека.

2

Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

3

Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

Текст для изложения к вариантам 13 – 16

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С.Л. Львову) 140 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.

2

Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание.

3

Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.

Текст для изложения к вариантам 17 – 20

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия наши добродетели».

(По А.А. Лиханову) 165 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Сострадание это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

2

3

Умение переживать чужую боль раскрывает истинные добродетели человека.

Текст для изложения к вариантам 21 – 24

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно это нужно, действительно нужно! Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву) 136 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.

2

Сильный человек силён своим благородством и великодушием.

3

Учиться хорошей речи долго, но необходимо, поскольку речь важнейшее свойство личности.

Текст для изложения к вариантам 25 – 28

Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька... Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта.

3

Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной характер, став радостным или горестным криком души. духовная жизнь формирующегося человека ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому учительская профессия это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами,зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Безграничная вера в человека, в его будущее будущее человека виден не сразу, поэтому учитель должен верить в каждого ученика.


Текст для изложения к вариантам 33 – 36

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. 3

Точкой отсчёта всех ценностей жизни является Любовь, которая приближает человека к счастью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!