Идеалы. Что такое идеал

Возможно, вы думаете, что ваши обстоятельства ничуть не похожи на условия в «Хайатте». Тогда создайте свою собственную ситуацию, в которой вы сможете стремиться к идеалу и таким образом идти по тропе экстремальной духовности.

Только вы сами можете определить, что для вас является идеалом. Вам не нужно равняться на какой-либо стандарт, кроме своего собственного. Я, например, изготовляю погремушки, похожие на те, что делают индейцы. Я натягиваю кожу на вычищенную и высушенную тыкву и прикрепляю ее к палке, которую потом украшаю мехом, перьями и бисером.

Мои первые погремушки вызвали у знакомых восторг. Они не замечали комочков клея на перьях и бусинках. Выслушивая их поздравления, я думал, что мои поделки не так уж хороши, потому что представлял себе, каким должен быть идеал. Только моя шестнадцатая погремушка соответствовала моему внутреннему стандарту совершенства.

Чтобы добиться своей цели, я руководствовался своим внутренним видением идеала. Поскольку, делая погремушки, я стремился к идеалу, это занятие стало медитацией в действии.

Перестаньте считать свою работу рутинной обязанностью и посмотрите на нее как на игру. Помните: жизнь - это не проблема, которую нужно решить (плохая программа), а духовное приключение, которое доставляет удовольствие (отличное программирование).

Упражнение

Поставьте перед собой задание, которое вы выполните в качестве упражнения по экстремальной духовности. Это может быть что-то простое, например испечь пирог, или чтото значительное, например организация благотворительного бала. Подходите к каждому аспекту вашего проекта так, словно это акт поклонения или молитва, возможность создать совершенство. Используйте карточки с аффирмациями вроде «Пусть это будет легко!» или любыми другими, которые будут вам постоянно напоминать о вашем намерении. Попробуйте использовать изображения и музыку, которые вас вдохновляют, или привлеките к выполнению своего задания еще когото. Когда вы с помощью этого упражнения сможете выиграть в какой-то сфере вашей жизни, вы сумеете перенести полученные уроки в вашу работу и трансформировать ее в духовную практику. В мае 1999 года в журнале «US News & World Report» была напечатана статья о методах, которые применяются для обучения персонала крупных компаний. Там отмечалось, что техники, в основе которых лежит духовный подход, заметно улучшают продуктивность работы служащих и, соответственно, прибыли компаний.

ПОТЕЕМ

Найдите радость в своей уязвимости

Так сладко, сладко отступать.

Живите, живите без страха.

Джон Денвер

К ак-то одна из моих духовных наставниц взяла фонарик и посветила им на стену, обратив наше внимание на его яркий и сильный луч. Затем она протерла линзы тряпочкой, смоченной в средстве для чистки стекол, и снова включила фонарик, и мы увидели, что его свет стал намного ярче.

Американские индейцы давно знали, как важно очищать свой свет. Церемония духовного очищения в парилке - это тряпочка, которая прочищает наши линзы, чтобы наш свет был ярче, и идеальное упражнение по экстремальной духовности.

Для проведения некоторых из моих семинаров я строю парильню, подобную тем, которые сооружают индейцы. Я делаю каркас из веток ивы, похожий на иглу, затем накрываю его черным пластиком, а сверху - шерстяными и стегаными одеялами. Возле парильни мы разжигаем большой костер, в котором докрасна раскаляем камни. Раскаленные камни переносятся в земляную яму, выкопанную посреди парильни. Закрыв откидную дверцу, мы обливаем камни водой. Пар нагревает воздух парильни до температуры около 70 градусов.

Вокруг ямы тесным кругом садятся обнаженные мужчины и женщины. У каждого участника церемонии есть около двенадцати дюймов пространства, поэтому люди плотно прижаты друг к другу, словно сардины в банке. Так как в парильне совершенно темно, никто никого не может видеть.

Цель этого ритуала - духовный рост.

Ведущий церемонии предлагает всем участникам по очереди высказаться. Это может быть молитва или просто слова, идущие из глубины души. На первый взгляд, в церемонии нет ничего особенного - люди сидят и молятся вслух. Но все они находятся в очень непростых физических условиях. Им приходится сидеть, сгорбившись и тесно прижавшись к соседям, и дышать горячим воздухом, в котором к тому же много пара. Чтобы не упасть в обморок, нужно держаться изо всех сил. Места так мало и все так обильно потеют, что практически невозможно определить, где заканчивается ваше тело и начинается тело сидящего рядом человека.

Когда люди молятся вслух, они часто начинают плакать изза того, что ощущают себя чрезвычайно уязвимыми. В этот момент эго ослабляет свою хватку, и люди соприкасаются с подлинно духовной реальностью, не окрашенную суждениями РАС. После церемонии участники часто говорят, что в тот миг почувствовали присутствие Бога. Все, что для этого было нужно, - смерть эго на короткую секунду.

Парильня служит метафорой для ситуации, в которой мы должны отступить. Конечно, отступаемся мы от своего маленького «я», от его жесткости, сопротивления, суждений, высокомерия, враждебности и агрессивности.

Вам не обязательно принимать участие в подобной церемонии, чтобы выучить ее уроки. Вы можете извлечь их из любых ситуаций, в которых вы чувствуете себя стесненными, уязвимыми и которые дают вам возможности для духовного роста.

Кто вы?

Назначение духовных упражнений, описанных в этой книге, - укрепить не ваше тело, но ваш дух. Когда вы принимаете решение заняться ими, вы находите силу преодолеть сопротивление эго, которое пытается убедить вас сдаться и отказаться от того, чего вы могли бы достичь. «Когда становится трудно, сильные идут первыми». Люди с твердыми духовными взглядами не сворачивают со своей тропы даже тогда, когда на ней встают препятствия, поскольку практика экстремальной духовности подготовила их ко всем случайностям. Я надеюсь, что то же самое скоро можно будет сказать и о вас.

Поведение людей в парильне обычно является точным отражением их поведения в жизни. Если ктото выходит, как только температура начинает подниматься, можно быть почти уверенным, что этот человек отступает перед любой стрессовой ситуацией. Я предлагаю участникам церемонии понаблюдать за собой в парильне и, заметив реакцию, которая лишает их полноты восприятия и препятствует их росту, рискнуть изменить свое привычное поведение раз и навсегда. Рискует всегда эго. Лучший способ справиться с ограничениями эго внутри парильни - это сказать ему: «Сегодня подходящий день для того, чтобы умереть».

Кстати, лучший способ справиться с эго за стенами парильни - сказать ему то же самое: «Сегодня подходящий день для того, чтобы умереть».

До того как я научился побеждать свое эго, оно всегда останавливало меня на полпути к моей цели. Я постоянно отступал и сдавался, и поэтому нечасто мог завершить понастоящему трудное задание. Теперь, когда я принял решение доводить до конца все, что начинаю, я никогда не сдаюсь. Лучше я умру! Это не так уж легко, но всегда того стоит. И кто же умирает? Только мое маленькое «я» с большим эго.

Вы можете начать изменять вашу жизнь в лучшую сторону прямо сейчас, вернувшись к своим незавершенным делам. Если у вас есть привычка останавливаться на полпути и некоторые ваши проекты остались незаконченными по причинам, которые в свое время казались вам достаточно вескими, возможно, сейчас у вас появилось достаточно решимости, чтобы снова взяться за них. Даже если вы не готовы довести какое-то дело до полного завершения, сделайте что-нибудь, чтобы по крайней мере сдвинуть его с мертвой точки. Иногда трудно сделать все одним махом.

Упражнение

Однажды я пошел в японскую сауну. Горячий бассейн был очень горячим, а холодный - очень холодным. Сидеть в холодной воде не слишком приятно, поэтому в холодном бассейне люди не задерживались. Однако один старый японец, закрыв глаза, просидел в нем почти полчаса. Вдохновленный его примером, я забрался в холодный бассейн и обнаружил, что, если холоду сопротивляться, температура воды, кажется, становится еще

ниже. Благодаря опыту, который я приобрел в парильне, я смог расслабиться, и вскоре уже получал настоящее удовольствие, сидя в холодной воде.

Попробуйте проделать это дома, в ванне. В первый день примите очень горячую ванну, а на следующий - очень холодную. Учитесь расслабляться до тех пор, пока не начнете испытывать удовольствие.

B смысле превращения количества в качество путем увеличивающегося усложнения Тейяр представляет себе и развитие жизни. В соответствии с законом «планомерного усложнения» из маленьких молекул возникли большие, а из последних – первые клетки. Таким образом, жизнь возникла из предварительных ступеней, которые лежат вне живой материи, путем образования «существенно нового типа корпускулярной группировки». Тейяр уже в 1938 г. считал, что непосредственный процесс возникновения жизни можно будет когда-нибудь наблюдать в лаборатории.

Такие положения католика решительно отличаются от спекуляций официальных апологетов католической догматики.

Человеческая душа возникает, по мнению Тейяра, в процессе эволюции, естественным /путем. Нигде у него не говорится о том, что человеческая душа создается богом из ничего, как этого требует католическая догма.

Адам и Ева для Тейяра не являются объектами научного рассмотрения. «Человечество в принципе появилось таким же путем, как любая из других разновидностей». Вопрос, были ли Адам и Ева первыми людьми, не может «претендовать на научное значение, так как палеонтология может трактовать виды только в форме групп» Таким образом, для Тейяра не существует также первородного греха. Это в свою очередь дает ему возможность проявить оптимизм в отношении будущего человечества на земле. Оптимизм Тейяра де Шардена отнюдь не соответствует взглядам католической церкви.

Явные противоречия между материей и духом – «богом», между естественным и сверхъестественным порядком, о которых учит церковь, стираются, ибо Тейяр защищает единство мира. Материя и дух для пето не две вещи, а два состояния и аспекта одного и того же космического вещества. Один бог в природе, один одновременно с природой становящийся бог – это, конечно, не христианский бог, так как он позволяет снять требуемую трансцендентность.

Система Тейяра приближается к пантеизму. Естественнонаучная эволюционная основная концепция Тейяра открыто противоречит католическому учению. Непреодолимое противоречие между официальной католической теологией и пантеистическим мировоззрением Тейяра сохраняется и тогда, когда он пытается найти лазейку для творческой деятельности бога, признавая, что спиритуалистическому мыслителю ничто не мешает «под вуалью феномена революционного преобразования подставить любое «творческое творение или особое вмешательство». Это высказывание не снимает, однако, того обстоятельства, что Тейяр рассматривает развитие как процесс, закономерно протекающий без вмешательства бога. Бог является здесь только излишним дополнением.

Само собой разумеется, христианин Тейяр не может себе представить человечество и его будущее без религии. Его идеалом является тесная связь науки и религии. Религия кажется ему неизбежной, потому что человек, чтобы дальше работать и дальше искать, должен быть убежден, что вселенная имеет смысл.

Эта религия Тейяра имеет очень мало общего с христианством: «Ее подлинной функцией является, однако, поддержка и ускорение прогресса жизни» О своем боге «омега» Тейяр мало что мажет сказать: «Я не чувствую, однако, особой уверенности в его существовании. Верить не значит видеть. Я бреду... в тени веры... в этих условиях я решаюсь идти до конца пути... к горизонту, который все больше покрывается туманом».


Листаем страницы религии:

греч. id?a - идея, образ] - образ человека, являющегося образцом для других. И. является предметом изучения разных наук и рассматривается как нечто совершенное, чего быть может еще нет, но к чему следует стремиться. В качестве И. может выступать совокупность норм поведения; образ, воплощающий наиболее ценные и привлекательные человеческие черты, образ, который служит образцом. И. человека не всегда представляет собой его идеализированное отображение. В И. нередко воплощается то, чего не достает человеку, то, к чему он стремится для того, чтобы быть удовлетворенным в своих планах и мечтах. Стремление достичь И. может выступить как важнейший мотив поведения человека стать тем, что составляет смысл его жизни. И. в своей развитой форме присущ человеку, который способен предварять реальное действие идеальным, представлять результаты труда до его начала. И. формируются под влиянием социальной среды и в значительной степени определяются мировоззрением человека и менталитетом общества. Каждая эпоха формирует свои представления об идеале человека, однако это представление не является абсолютом, поскольку разные общности культивируют свои представления об И. При этом в качестве И. может выступать конкретная историческая личность, в которой наиболее полно воплощены ценные черты. Различаются два типа отношений к И.: созерцательно-восторженное и страстно-деятельное. 1) Человек ограничивается виртуальным восхищением, преклонением перед И. 2) Порождает у человека энергию для претворения И. в реальные черты личности. И. выступает в качестве мотивов самовоспитания, самоизменения. В этом случае он содержит программу работы, способствующей достижению соответствия человека идеальному образу. В.А. Шустер

Идеал

эмоционально-положительно окрашенное Представление, мысль человека о чем-то или о ком-то, что рассматривается как самое желанное, самое лучшее для него. Идеал определяет смысл и цель жизни человека, его стремления, поведение и мышление, особенно в детстве и юности. С возрастом идеал человека может меняться.

Идеал

(франц. ideal, от греч. idea - идея, первообраз) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей.

ИДЕАЛ

фр. idйal) – образ чего-л. совершенного, образец, высшая цель устремлений человека, социальной группы. И. относительно недостижим и представляет собой только идею регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем создает конкретный образ самой цели, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата деятельности или поведения. С др. стороны, И., в принципе, не м. б. недостижимым. Он – не мечта, не имеющая отношения к реальности. И. как таковой всегда конкретен, и он должен постепенно реализовываться в биографии человека и истории общества (Э. В. Ильенков, 2001). Идеальным решением проблемы конфликтов на сегодняшний день представляется, во-первых, полное искоренение конфликтов, приводящих к гибели и физическим страданиям людей; во-вторых, исключение внутриличностных конфликтов, вызывающих самоубийства и серьезную депрессию. Оба эти И., в принципе, вполне достижимы, если бы большинством организаций и государств руководили нравственные, культурные и умные люди.

Идеал

греч. idea - представление, понятие, идея) - 1. совершенство; 2. совершенный образец чего-либо. Так, идеалом русского человека Ф.М.Достоевский считает А.С.Пушкина. Писатель предсказывает, что в конце 22 века после Р.Х. жители России достигут уровня интеллектуального и нравственного развития поэта; 3. высшая и недостижимая цель стремлений, деятельности.

Идеал

греч. idea - представление, идея) - понятие морального сознания и категория этики, содержащие высшие моральные требования, возможная реализация которых личностью позволила бы ей обрести совершенство; образ наиболее ценного и величественного в человеке, абсолютное основание долженствования; критерий разделения добра и зла. Содержание морального И. складывается в процессе осознания людьми несправедливости и противоестественности своего положения, как альтернатива существующему, как внутренний протест против сложившегося порядка вещей. В моральном И., в какой бы форме он ни выступал, воплощены в первую очередь мечта (надежда, упование) о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности (альтруизм, гуманизм) в отношениях между ними. При этом культурно-историческое своеобразие и многообразие И. определялось специфичностью исторической роли и социальных интересов тех классов и социальных слоев, чаяния которых в них выражались. В рамках классовых идеологий формулируются общественные И. как прогнозы или утопии такого общественного устройства, в котором осуществляется моральный И., и личность достигает совершенства. Моральный И. в этике чаще всего рассматривался не только как отрицание несовершенной действительности, но и как ее духовное преодоление. Теоретическое освоение понятия морального И. начинается в эпоху эллинизма и впервые приобретает большое значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного общества, когда обозначилось глубокое противоречие между должным и действительностью. Тогда образ морально совершенной личности - Иисуса Христа, человека-бога,- противопоставляется несовершенству и порочности «простых смертных». В христианской морали И. представляется, как правило, недостижимым для людей (неопротестантизм). Исключение могут составлять только «святые праведники». Подобные представления проникают также в философскую этику. Так, по Канту, И.- это недостижимый первообраз, который никогда не может стать действительностью. Фейербах попытался спустить нравственный И. с недостижимых высот на землю. Но и его реализм остался лишь призывом к моральному совершенствованию человека вообще. Сегодняшнее понимание И. базируется на этических постулатах общечеловеческих ценностей.

→ Кто является Вашим идеалом?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определиться, что означает это понятие. Слово «идеал» происходит от «идея», то есть то, что мы можем придумать или вообразить. Некий образ, заключающий наши представления о самом лучшем, наивысшей степени наших нравственных представлений о том, что есть благо и совершенство.

Зачем человеку нужен идеал, почему мы стремимся к нему? Идеал служит для нас нравственным ориентиром, как Полярная звезда для путника, заблудившегося в пустыне. Являясь существом социальным, человек не может развиваться, не имея образца для подражания, свет, которого помогает нам оторваться от обыденности, мечтать о лучшем и стремиться сделать недосягаемое реальностью.

В каждом возрасте у человека свои идеалы. В детстве моим идеалом была мама, как, должно быть, и у многих. Она казалась мне абсолютным совершенством. Она все знала и все умела, ну и, конечно же, была самой красивой. Но неизбежно наступает момент, когда идеал теряет ореол таинственности, и ты понимаешь, что эта звезда, которая вела тебя столько лет, оказалась простым тусклым фонарем. Он рассеивал мрак вокруг тебя, но его света больше недостаточно. Это больно, но полезно. Я поняла, что моя мама всего лишь человек, со своими слабостями и недостатками. Я буду продолжать любить ее и уважать, но она не может стоять на пьедестале. Это не ее место. На самом деле осознание этого даже помогло мне принять ее, а не отвергать со всей горячностью юношеского максимализма.

Взросление началось как раз в тот период, когда старые идеалы рушились на глазах, а жизнь казалась сценой из постперестроечного «чернушного» фильма. Со временем я поняла, что любой человек, каким бы хорошим он ни был, рано или поздно может предать или просто подвести, даже сам того не желая. С тех пор люди больше не казались мне подходящими кандидатами на роль «идеала».

Они годятся лишь на роль «кумира». «Кумир» — это более приземленная модель, карманный «идеал». Вроде, предмет обожания и пример для подражания, но в тоже время в нем нет этого недостижимого совершенства, от которого щемит в сердце. К нему можно прикоснуться, завладеть частичкой чего-то ему принадлежащего. Кумир удобен в использовании, он не напоминает тебе о твоем несовершенстве, ну и если он вдруг надоест, можно его и грязью полить. «Не сотвори себе кумира», — предупреждает нас Библия, потому что поклонение кумиру, снижает планку и мешает следовать за "звездой". Чем скорее человек избавится от "кумиров" тем быстрее он повзрослеет и станет самодостаточным.

Удивительно, что в нашем несовершенном мире вообще возникла сама мысль о существовании чего-то высшего и идеального. Если у человека есть образ, мечта о совершенстве, значит, идеал где-то есть, но скорее всего он находится за пределами физического мира.

Есть ли у меня идеал? Нет, но я надеюсь, что найду.

Давайте попробуем разобрать, что такое идеал, почему все хотят его найти и почему его не существует. Идеал это когда в человеке тебя все устраивает. Когда все его плюсы тебе нравятся, а минусов у него нет, ну или они настолько незначительные, что ты не обращаешь внимания на них. Вот человек родился, его воспитывают, он живет и познает окружающий мир, учиться ходить, говорить, бегать, прыгать. Далее он идет в детский садик, после школа, высшее заведение, а потом работа.

В процессе его развития у него сформировываются свое мировоззрение окружающего мира, также у него появляются хобби. Он может заняться профессионально музыкой, игрой на каком-либо инструменте или просто слушать ее, может играть во дворе в футбол, а может заняться профессионально и добиться больших успехов и т.д. У него появляются свои интересы в зависимости от компании вокруг, того кто окружает, тех с кем общается, кто интересен и что интересно.

И вот у нас есть личность, а именно человек с своими интересами, взглядами и прочим, что присуще каждому. И вот ты полюбила его, тебе нравиться его внешность, фигура, тебе интересно общаться с ним, у вас есть общие интересы и т.д. Но, допустим, он любит коктейли пить, а ты пиво, а потом пытаешься уговорить его отказаться от коктейлей, приводя причины, по которым они более вредные, чем пиво или ты болеешь за “ЦСКА”, а он за “СПАРТАК”. И вот начинаются у вас споры и непонимания, которые мало к чему приводят, а обычно к ненависти, обидам и расставаниям.

А вы не задумывались, что менять человека глупо, что пиво пить так же вредно, как и коктейли, что ему нравиться этот клуб футбольный, а тебе это и не к чему что-то менять, это всего лишь спорт. Намного важнее ваше отношение друг к другу, ваши чувства, а интересы друг друга пусть будут на втором плане. Вы не задумывались о том, что все его интересы, предыдущие партнеры в жизни, в учебе, в общении, его походы туда то, поездки туда то, что он слушает, что читает, любит ли он то-то и т.д. Все это сделали его таким, какой он сейчас и, убрав что-то одно, вы считаете, что он станет лучше. Убрав то, что на ваш взгляд недостаток, минус.

Но ведь у вас наверняка тоже есть минусы, вам будет приятно, если он запретит вам что-то? Если он скажет не носи темные носки, мне светлые нравятся или скажет, чтоб не смотрела дом 2, а лучше футбол с ним посмотрела. Вот из-за этого и идет спор, накапливается ненависть и злоба, ненужная и непонятная злоба, которая и портит ваши отношения.

Каждый человек уникален по своему и нет двух одинаковых, а чтобы была гармония в доме, чтобы была счастливая, дружная семья, необходимо понимание, доверие, уважение, честность и искренность друг к другу, только так можно построить что-то настоящее и длительное, а что быстро построиться, то быстро и разрушиться. Потому я не верю, что дружба и любовь настоящая строиться с первого взгляда, это всего лишь симпатии, заинтересованность, влюбленность.

Пожалуйста, не путайте влюбленность с любовью. Неделю или месяц прожить вместе, не обращая внимания подстроившись под человека, а после добиться своего, войдя в доверие и кинуть это легко. А вот прожить несколько десятков лет и не обращать внимания на минусы, любя человека такого, какой он на самом деле и сразу, чтоб не накапливать и не ссориться по пустякам это тяжело.

Ответив на вопрос, что такое идеал , теперь разберем подробней, почему идеала не может быть. Допустим Человек много времени уделяет урокам, учился на одни пятерки и закончил институт с красным дипломом. И вот перед нами, специалист, в своей области отлично знающий свое дело. Но не все так просто, никто не знает, сколько ему пришлось приложить усилий, чтобы учить днями и ночами уроки, чтоб получать только пятерки, чем он жертвовал и какой обладал, видя, как его сверстники играли во дворе в футбол, ходили в кино, гуляли с девчонками и т.п. У него просто не было времени или было очень мало, а так как он уставал очень, тратил он его в основном на отдых, сон, расслабление музыкой или ТВ.

Отсюда вывод, что такой человек может обеспечить семью всем необходимым, но с таким человеком будет не очень интересно куда-нибудь сходить, о чем-то поговорить, кроме как про работу, так как он просто жил другой жизнью и у него другие интересы. Выходит то, что либо человек доминирует в одной области, но слаб в другой, либо наоборот, либо и там и там средне. Поэтому стоит искать, как раз эту золотую середину, сделать акцент на то, что тебе действительно нужно в твоей половинке больше всего. Выбрать те качества и критерии, за которые ты будешь любить, а все остальное на втором плане.

Небольшой пример: у человека есть машина, есть девушка. Девушке хочется, чтоб парень уделял ей больше времени, больше тратил на нее денег. Но при этом ей хочется ездить на машине, а не ходить пешком, следовательно, парень будет тратить часть своего времени на ремонт и обслуживание машины. А девушка обижается и начинает закатывать скандал, что он любит машину больше, чем ее. Тут опять же нужно понимать друг друга и найти этот баланс, эту серединку, чтоб всех всё устраивало, иначе в скором времени конец отношениям.

А еще мне очень понравилась однажды фраза Женщины по ТВ (не помню, какая шла передача) она сказала следующее: «Человек не виноват в том, что я им очаровалась, что я в него влюбилась, что он мне понравился» он не обязан, не гулять, не общаться с тобой, так же как и ты не обязана гулять и общаться с теми, кому ты понравилась, но они тебе нет. Поэтому не нужно сразу привыкать и влюбляться в человека. Просто общайся, дружи, проводи время, если тебя устраивают условия, но не жалей, не соглашайся на них с мыслью, что тебе потом отдадут твое. Что кто-то будет обязан тебе чем то, так как все это ведет к чувству долга, который отталкивает людей друг от друга.

Что такое идеал

Нравится


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!