Проникновенное звучание темы родины в лирике гамзатова. Нравственно- этические ориентиры лирического героя

«С любовью к женщине»

(женские образы в произведениях Расула Гамзатова).

Р.Гамзатов – это поэт движения, поэт, который был в вечном поиске новых форм и нового содержания. Я всегда восхищалась богатством и своеобразием его таланта. Он мог писать обо всем легко и просто. Так, как будто вместе с его дыханием, у него рождались стихи. Его творчество разнообразно, но почти каждое стихотворение имеет глубокий философский смысл. Иногда тонкая лирика, казалось бы интимнейших чувств, является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье

Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.

Любви заслуг не перечесть,

Давай в её земную честь

С тобой протянем руки

К друг другу возле звёзд.

Над бездною разлуки

Построим в небе мост

Нет, не люблю стихов я о любви,

Когда о ней кричат, как о несчастье!

Нет, не люблю я песен о любви,

Когда, как о беде, поют о страсти!

Р.Гамзатов женщин хорошо знал, понимал, как никто, быть может, умел любить и воспевал так, что можно сказать: женская тема - одна из центральных в его творческом наследии. На женские темы Р.Гамзатов писал много и на протяжении всей своей жизни: «Горянка», «Зарема», «Целую женские руки», «Берегите матерей»… - вот неполный перечень произведений поэта, которые он посвятил женщинам. Здесь и любовная лирика, и стихи о женской доле, о трагических судьбах горских поэтесс.

На зеленых холмах и в долинах стремительных рек, на гребнях гранитных скал и вблизи обветренных утесов – повсюду разбросаны в горах каменные аулы. Это и есть Дагестан, что в переводе означает «Страна гор». Люди здесь славятся щедростью сердец, гостеприимством, верностью и дружбой. Природа и суровые условия наделили их характером, в котором сочетаются стойкость, выносливость и долготерпение. Но здесь, в стране гор, драматичным, противоестественным оставалось пренебрежительное отношение к женщине в быту. Странно, но великая любовь и презрение к ней всегда вмещалось в одном и том же сердце горца - воин он или пахарь. Только поэты осмеливались ставить женщину выше тронов царей и громко оплакивали ее бесправие и обездоленность.

Трагичной была жизнь женщины гор. Посмей она петь песню о воле и счастье своем, и ей зашивали губы. Так погибла поэтесса Анхил Марин, так же трагично сложилась судьба поэтессы – горянки Кадрии.

Вижу кровь, замирая от боли.

Опаленные вижу крыла…

Кадрия, горской музы давно ли

Ты заветной надеждой была.

И в родительском доме, и в доме мужа всегда над головой женщины висела плеть, готовая в любую минуту обрушиться на ее плечи.

В то же время в смертельной схватке разгневанные противники швыряли кинжалы к ее ногам, как только она бросала между ними платок. Это означало уважение к той, которая создана, чтобы родить мужчину. С одной стороны, уважение к природе женщины, с другой – унижение ее только потому, что она слабее. Посмей горянке полюбить против воли отца, и ей уготована могила в волнах бурного потока. Так погибли сотни.

А если судьбе не сдавалась,

То прыгала с кручи в Койсу,

И белая грудь разбивалась

О черные камни внизу…

Сейчас другие времена, другие отношения. но инерция старых обычаев, косность, ложные представления о чести мужчины и сейчас дают о себе знать в горных аулах. И на этой почве сложился образ Асият, ее драма, ее вызов всему отжившему.

Расул Гамзатов написал поэму «Горянка»- драматичную песню о судьбе юной и смелой дочери гор.

Нередко над книжной стопою

Нам снятся красивые сны.

О женщина гор, пред тобою

Во многом поэты грешны.

«Женская обездоленность – чернильница, слезы – чернила, подушка – страница, и тогда писалась книга страданий, но мало кто ее читал, горянки не выставляет напоказ свои слезы…»,- писал Р.Гамзатов.

Отношение человека и женщины было для Р.Гамзатова высшим мерилом, он судил о мужчине по тому, каков он в своем поведении с матерью,

Я спросил на вершине, поросшей кизилом: «Что мужского достоинством служит мерилом?»

«Отношение к женщине», - мне отвечала он.

Женская тема тесно переплетается с темой материнства, свойственной всему творчеству Р.Гамзатова. В разные периоды творчества она проявляется по-разному. В первых сборниках тема материнства связана с такими, как тема Родины и народа, тема личной судьбы и гражданского долга.

Тема материнства наиболее ярко начинает проявляться, выделяясь в отдельное направление, после смерти Хандулай, матери Р.Гамзатова. В поэзии Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашёл новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повториться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в мировой лирике. По-русски «мама»,

по-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба.

Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщин гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей в горе и радости людей.

Всё то, что мной написано доселе

Сегодня до строки готов отдать

За песню ту, что мне у колыбели

Вблизи вершин ты напевала, мать.

Там, где вознесся к небу сопредельный

Кавказ, достойный славы и любви,

Не из твоей ли песни колыбельной

Берут начало все стихи мои?

(«Автограф на книге подаренной маме»)

Известие о её смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходит к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери ещё живы, он говорит:

Если стали сердцем вы суровы.

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,

Знайте, дети ранят всех больней…

Горянка…К ней обращены лучшие лирические строки поэта. Она стала для него предметом неиссякаемого вдохновения.

Разнообразие чувств, живое дыхание любви, нежности, преданности мы найдём в стихах Гамзатова.

Пою тебе сердцем влюблённым

И пусть твой задумчивый взор,

На счастье мое, просветлённым

Становится, женщина гор!

Спустя 23 года после написания поэмы «Разговор с отцом», были написаны поэмы «Берегите матерей» и стихи из последних книг, посвященных матери. В первых сборниках образ матери, как правило, имеет типизированные, обобщенные черты («После дождя», «Реки и речки», «Леки», «Раздумье» и др.).

Хмурый день, но дня милее нету,

Хоть метель и кружится, трубя:

Ведь когда-то в день декабрьский этот

Мать в ауле родила тебя.

(«Снег и снег – покуда хватит взора…»)

В более поздних стихотворениях образ матери становится более конкретным, приближенным к действительности, поэт непосредственно обращается к матери:

Мне горько, мама, грустно, мама,

Я – пленник глупой суеты,

И моего так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

(«Матери»)

В стихотворениях этого периода, посвященных матери, Гамзатов часто использует личные местоимения я, ты, моя, свой, твой. Наиболее частотным становится употребление слова мама. Внимание таким образом сосредотачивается на личных переживаниях поэта.

В статье «Мы – ветви материнского дерева» Р.Гамзатов писал: «Но сейчас меня одолевают другие размышления, свербит душу другая печаль – о своей матери самое сокровенное, самое проникновенное я написал все же после ее смерти».

Р.Гамзатов, горюя и оплакивая свою мать, кажется, сказал нечто трогательное о многих матерях вообще: «Трудность заключалась в том, что меня терзала и сковывала горечь по поводу того, что я редко навещал маму при жизни из-за частых поездок, и даже не удалось посидеть у ее изголовья в последние часы, услышать прощальные слова, напутствия и завещания – в дни ее кончины находился в Японии. Но и тогда знал я, а теперь еще острее сознаю, что мать, мама – начало всех начал, неиссякаемый источник нежности, добра, все понимания и всепрощения».

Нельзя не согласиться со словами великого поэта, что мать – опора земли, ее жизнелюбием, милосердием и бескорыстием создается, крепнет и умножается род людской. Для подтверждения своих мыслей он обращается к традициям Северного Кавказа, отражающих ценность и значимость матери как в личной жизни отдельного человека, так и в обществе в целом:

«Горцы говорят: лишенный отца – полусирота, а лишенный матери – сирота полный». И еще в народе есть присловье: отцов могут заменить, но матерей не заменяют. Без матери потухает очаг, рушится дом. Нет лучше и пронзительней песен, чем песни матерей, и не напрасно, наверное, утверждают набожные люди, что молитвы матерей доходят до слуха и сердца Всевышнего.

Самая обязательная клятва – клятва матерью, самое унизительное оскорбление – бранное слово о матери. Нет мамы, кроме мамы, она единственная как земля, вода, небо и потому свята. В поведении людей немало поганых проявлений, но самое омерзительное, аморальное из них – матерщина.

В Дагестане раньше это никому не прощалось. За осквернение и оскорбление матерей наказывали кинжалом и пулей. Наоборот, платки матерей, брошенные под ноги разъярившимся врагам, отвращали кровопролитие… «Писать о матерях буду, покуда «не оборвется жизни непрочная нить». И это не считаю личной заслугой, ибо это – долг человеческий, благодарное сыновнее чувство» .

Обращение к теме материнства в более позднем периоде творчества Р.Гамзатова можно объяснить и тем, что в последние годы жизни поэта начинают привлекать нравственные, моральные и философские проблемы, среди которых – уважение и любовь к матери, воспитание детей. Что касается последнего, следует сказать, что в это время Гамзатов воспитывает трех дочерей, и в связи с этим тема материнства, взаимоотношений родителей и детей на этом этапе жизни Р.Гамзатова становится особенно актуальной.

Памяти матери поэт посвятил великую поэму «Берегите матерей», - написанную в 1976, через 11 лет после того, как ее не стало.

слово это среду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего. ему конца нет

Встаньте! …

Я произношу его: «Мама!»

В другой своей книге «Мой Дагестан» поэт писал: «Нет ни одной матери, не умеющей петь. Нет такой матери, которая в душе не была бы поэтом. Кто не слышал материнской песни, все равно что рос сиротой».

Песни мамы!... сколько разных самых

Пелось в доме, в поле, у ручья…

Не было б на свете песен мама,

Я бы не был, я бы не был я …

Первый человек, которого мы любим в жизни – мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы приносим через всю жизнь.

Любовь к женщине воспевает поэт с таким целомудрием, какого не найти ни у одного российского поэта современности. И всегда подчеркивается, что его любимая не откуда- то, а именно уроженка дагестанских гор. И всегда подчеркивается, что нет в мире места прекраснее, где он родился и вырос:

И на берегах чужих морей,

в Сингапуре, в Токио, повсюду

Дагестанской песнею своей

Был понятен я простому люду.

Где я только не был, но всегда,

В устье Сены или в бухте Нила,

Наша дагестанская звезда

Среди тысяч с неба мне светила!

Стихи Расула Гамзатова пронизаны любовью и преклонением перед женщиной. Как земля держится на трех китах, так и поэзия Р.Гамзатова держится на теме женщины. Читая стихи поэта о любви, ощущаешь, что эта тема неисчерпаема.

Р.Гамзатов говорит, что не только стихи, сколько он сам пронизан любовью и преклонением перед женщиной.

Гамзатов был счастлив в любви. Много прекрасных строк посвятил своей жене Патимат. После окончания учебы и получения премии в жизни. Расула Гамзатова появилась его будущая жена Патимат. Точнее она уже была в его жизни, но …вот впрочем как об этом рассказывал сам поэт. С мягким юмором рассказывал Расул о своем «знакомстве» с будущей женой корреспонденту

«- можно спросить, как вы познакомились, со своей Патимат?

Не знакомился вовсе! Мы родились в одном ауле. Ее родители были богатые люди, деньги давали мне, чтобы я присматривал за ней в люльке. Потом, когда она выросла, . я без ден ег готов был всегда смотреть. Она согласилась, я женился…»

Я был уже большим в тот год,

Когда ты родилась:

Я знал в ауле каждый сад

И бегал в первый класс.

И если мама занята

Твоя порой была,
То за тобою присмотреть
Меня она звала.
И хоть за это от нее
Подарки получал,
Но помню, до смерти тогда
У люльки я скучал...
Промчались годы, и опять
В ауле я родном.
Какие косы у тебя!
Как быстро мы растем!
И я, как в детстве, снова жду,
Что мать ко мне войдет
И за тобою присмотреть,
Как прежде, позовет.
Я сам сейчас бы преподнес
Подарок ей любой...
Я жду – пусть лишь откроет дверь, –
О, как бы хорошо теперь
Смотрел я за тобой!

Очень много стихотворений Расул Гамзатов посвятил своей жене

Патимат Гамзатовой, в девичестве Юсуповой.

НАУКА ЛЮБВИ

Не математик я:
На что мне числа?
Я - патиматик:
В том немало смысла.
Я - патиматик
С самых ранних лет

И говорю:

Важней науки нет!

Находки и открытья -

Все подряд

Всю жизнь я посвящаю Патимат.

И как поэт, и как человек Расул Гамзатов не скрывал своего преклонения перед женщиной. А на вопрос, что он больше всего ценит в людях, поэт отвечал «В женщинах – ВСЕ, а в мужчинах - любовь к женщине».

Что в жизни я люблю, храню в душе всегда?

Мелодию, друзей, и свой аул Цада,

И горные хребты, чья так легка вода,

И женщин я люблю, а больше всех - тебя.

Его жена и верная спутница Патимат – первый человек, которому читал поэт свои стихи. Поэт сам сделал ее своей судьей, она как бы часть того большого, что зовется Гамзатовым. Когда речь заходила о семье, он в шутливой форме говорил: «В нашем доме один поэт, а все остальные критики».

Без тебя, Патимат, все бы было мертво…

Век живи - я к тебе обращаюсь с мольбою

Патимат, в этот мир я пришел для того,

Чтоб, узнав о тебе, он гордился тобою!

Со своей Патимат Расул прожил всю свою жизнь больше 50 лет. За эти годы Расул Гамзатов добился грандиозных успехов!

Мне объездить весь мир довелось,

Тот, который и нищ, и богат,

А за мною, как эхо, неслось:

Патимат, Патимат, Патимат.

Наши дочки чисты, как родник.

На тебя восхищенно глядят.

Словно доброе солнце для них

Патимат, Патимат, Патимат.

Красоте твоей радуюсь я

И твержу похвалы невпопад.

Ты судьба и молитва моя:

Патимат, Патимат,Патимат

Стихи Расула Гамзатова о любви пленительны и задушевны

«ТВОИ ГЛАЗА»

Я видел разными твои глаза:

Когда затишье в них, когда гроза,
Когда они светлы, как летний день,
Когда они темны, как ночи тень,
Когда они, как горные озера,
Из-под бровей глядят прозрачным взором.
Я видел их, когда им что-то снится,
Когда их прячут длинные ресницы,
Смеющимися видел их, бывало,
Печальными, глядящими устало...
Склонившимися над моей строкой...

Тема: “Певец земли родной, я сплю в могиле тесной…”

Эпиграфы:

Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда – нибудь
Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.

Расул Гамзатов.

…Его нельзя не любить:

Он теплый, как солнечный день в горах, он веселый, словно стремительный горный ручеек, он смелый, словно крылатый горный орел; добр и нежен, словно горный олень…

Эдуардас Межелайтис .

Оформление кабинета: 6 столов, накрытых скатертью; цветы, подсвечники с горящими (в финале) свечами, томики со стихами; портрет поэта, зарисовки кавказских пейзажей, музыкальный материал (аудиокассета), инструментальное исполнение (гитара).

За каждым столом ведущий, чтецы, художник, который делает наброски, навеянные стихотворениями поэта.

Биограф (учитель): Добрый день, друзья! Мы рады видеть вас в нашей гостиной. Сегодня наша встреча посвящена народному аварскому поэту Расулу Гамзатову. 8 сентября 2003 года народный поэт Дагестана, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий встретил свой юбилей – 80– летие. Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов родился в сентябрьские дни 1923 года. Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.

В одиннадцать лет Расул написал первые стихи, которые были напечатаны в аварской газете.

После окончания Буйнакского педагогического училища учительствовал в родной школе, работал в театре, на радио, заведовал отделом республиканской газеты. Первый сборник его стихов “Пламенная любовь и жгучая ненависть” вышел в 1943 году.

Свое образование Гамзатов продолжил в Литературном институте имени А.М.Горького в Москве. Четыре десятилетия бессменно возглавлял писательскую организацию Дагестана.

Первые его поэтические публикации получили широкую известность, а за сборник стихов “Год моего рождения” двадцатисемилетний поэт получает Государственную премию.

В шестидесятые годы его поэтический талант бурно расцветает, одна за другой в свет выходят новые книги: “Земля моя”, “Песни гор”, “Дети дома одного”, “Белые журавли”, “Двадцатый век” и другие.

Гамзатов много ездил по родной стране и другим странам мира, встречался с людьми. Мировое признание он получил, опубликовав поэму “Колокола Хиросимы”, в которой воссозданы трагические события, и голос автора звучит сурово и обнажено.

В замечательной прозаической книге Гамзатова “Мой Дагестан” не только рассказывается обо всем пережитом им самим, но приводятся размышления поэта о жизни, об искусстве, о назначении человека, о любви к родине,

Многие стихи поэта положены на музыку композиторами Я.Френкелем, Э.Колмановским, А. Пахмутовой, Р.Паульсом.

Юбилей поэта торжественно отмечался не только на его родине в Махачкале, куда съехались поздравить поэта представители творческих союзов и российской общественности, друзья, читатели. Издательство “Советский писатель” начало выпуск многотомного собрания сочинений поэта. 18-го сентября в Москве в Российской государственной библиотеке состоялось открытие книжной выставки, на которой были представлены многочисленные книги Гамзатова, а также издания, посвященные жизни и творчеству народного поэта.

Президент России Владимир Путин принял юбиляра в своей резиденции и вручил Расулу Гамзатову высшую государственную награду России – орден Андрея Первозванного. 2003 год в Дагестане объявлен Годом Расула Гамзатова.

Но о любом поэте лучше всего говорят его стихи, в них боль, радость,надежда, и они лучшее, что создал поэт за свою долгую творческую жизнь.

В своих стихотворениях Гамзатов рассуждает о судьбах мира, человечества, о назначении простого человека, его морали, его нравственном облике, о любви к родине, женщине, о дружбе.

Первый столик. Ведущий.

Расул Гамзатов называл себя поэтом, “воспевающим горы Дагестана”. “Дагестан”– в переводе на русский язык – это “страна гор”. Еще эту республику называют “горой языков”. Действительно, там живут и трудятся десятки разноязычных народностей, навеки скрепленные чувством братства и единства. Дагестан в прошлом напоминал кость, брошенную собакам на растерзание… Неизвестно, чего больше, пота или крови, пролилось здесь. Прав поэт, когда отмечает, что не пером, не чернилами написана история его народа, а рубцами сабельных ран и ожогами от неприятельских пожарищ…

Для современного горца границы родной земли неизмеримо раздвинулись. Ныне выходцы из дагестанских аулов трудятся на великих стройках страны, в лабораториях крупных научных центров, стоят на пограничном посту, даже несли вахту в космосе, приобщаясь к заботам землян на неизведанных трассах Вселенной.

Вот почему поэт из подоблачного аула Цада жил и трудился с неизменным сознанием того, что он – в ответе за всю державу в целом.

Без дружбы погиб бы мой малый народ,
Великий лишь тем, что любовью живет.
Нам верная дружба и песня о ней
Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.

Поэт показал красоту и мудрость своего народа, его обычаи, ввел в стихи пословицы, сказки, то есть изобразил Дагестан “изнутри”. Патриотическое чувство поэта – не только сыновняя любовь к своему народу, к родным горам, но и ощущение неразрывного единства со всей великой Родиной. “Кремль и аул – два крыла птицы и две струны моего пандура”, – заявляет он.

Поэт в ранней молодости выдвинул перед собой задачу – прославить свой скромный народ, свой прекрасный Дагестан на весь мир. Чтобы все– весь мир, все человечество – знали, что на этом голубом шаре существует и такая земная точка, которая зовется Дагестаном и которая внесла в сокровищницу мировой цивилизации целое жемчужное ожерелье, блещущее, словно солнечные горные вершины, – свой поэтический вклад. Нелегкая эта была задача. Но он своего достиг и мог гордится плодами своего труда.

Звучат стихотворения (по выбору):

“Люблю тебя, мой маленький народ”; “Благодарю кремнистый край родной…”; “Мне ль тебе, Дагестан мой былинный, не молиться…”; “Мой Дагестан”; “О Родине”; “Родине”

2 столик – Ведущий: Судьба мира – одна из главных тем в творчестве Расула Гамзатова. “Если хочешь мира, борись против войны”,– девиз всех передовых людей планеты. И Гамзатов боролся, считая своим долгом отстаивать мир и помогать людям строить счастливое будущее. В своих стихах, поэмах поэт размышляет о судьбах мира, человечества, в них звучит страстный призыв остановить гонку вооружений, спасти людей планеты от ужасов войны. Стихи, посвящённые теме борьбы за мир, памяти павших на фронтах ВОВ, никого не оставят равнодушным, потому что в ВОВ поэт тоже потерял двух братьев. Да и кровавое прошлое дагестанского народа заставляет Гамзатова призывать к миру, чтобы родной народ не страдал больше от кровопролитных войн. Действительно, набатом звучат гамзатовские строки из поэмы “Берегите матерей”:

Я – в городе, где на печальном сборе
Всё горе мира нынче собралось,
Я – в Хиросиме, в эпицентре горя,
Тут смертью всё пропитано насквозь.

У Гамзатова, как у большого и подлинного художника, низок “болевой порог” и отзывчиво сердце. Для него не было чужих болей, беды, от которой бы он отмахнулся:

Где б ни был пожар, не уйти от огня,
Где гром ни гремел бы, я гибну от бури.

В душе поэта умещались боль обиженного, обездоленного человека и тревога за планету, за её покой и будущее. Вот почему он не приемлет тех, для которых шар земной – арбуз, чтобы разрезать на куски и кромсать зубами, или мяч для пинков ногами. В восприятии Гамзатова шар земной – лицо дорогое. И искренне покровительственное чувство:

Шар земной для меня не арбуз и не мяч.
Шар земной, для меня ты – лицо дорогое,
Я слезинки твои утираю – не плачь,
Кровь смываю твою и пою над тобою…

Гамзатов – поэт вообще–то романтического склада, но стихи, поэмы, восьмистишья, надписи, даже сонеты и элегии настояны на образной мысли, на художественном поиске причин и следствий алогизма жизнеустройства, беспокойства за род человеческий. И вполне естественны для духовного состояния Гамзатова тревожные признания: “Современная жизнь порой мне кажется непрекращающимся концертом. Развесёлым, трагическим, будничным, одурманивающим. Мне кажется иногда, что та нестабильность, эскапады перемен, сменяемость эпох, личностей, которые творятся на наших глазах, – это тоже некий вселенский несмолкаемый концерт, действо с трагической окраской ”. Это – предчувствие беды, которую надо бы отвратить. Но как? Этот вопрос, вставший перед мировым сообществом, не сегодня угадан Гамзатовым, но с нарастающей силой тревожит именно сегодня.

Звучат стихотворения (по выбору)

“Двадцатый век сурово хмурит брови…”; “Земля – это люлька людская ”; “Колокол Хиросимы”; “Тост ”; “Нас двадцать миллионов ”; “Напишите на своём кинжале…”; “Шар земной, для одних ты арбуз…”; “В горах джигиты ссорились, бывало…”; “Рояль в Хиросиме ”.

3 столик – Ведущий : Любовная лирика Расула Гамзатова – неотъемлемая часть его творчества. Его стихи о любви искренни, чисты, благородны и полны нежной заботы о своей подруге. Гамзатов – неповторимый лирический поэт, глашатай высоких чувств, рыцарского отношения к женщине.

Любовная поэзия Гамзатова привлекает нас гуманностью, чистотою помыслов, откровенностью.

Обаятелен, скромен лирический герой, чувства которого сильны и нежны. Он по–настоящему счастлив, когда счастлива любимая женщина, готов бережно заботиться о ней, но стремится быть незамеченным. Любовная лирика поэта очищает, облагораживает сердца людей, и в этом её покоряющая сила. Наверное, не один влюблённый читал гамзатовские стихи своей любимой, не зря поэт “опасался”:

Я о тебе, кто мне всего дороже,
Боюсь писать стихи. Вдруг кто– нибудь, любя,
Заговорит с другой, любимой тоже,
Словами, что нашёл я для тебя.

Его жена и верная спутница Патимат Гамзатова – первый человек, которому читал поэт свои стихи. Поэт сам сделал её строгим судьёй, она как бы часть того большого, что зовётся Гамзатовым, продолжение этого большого, его значительная ветвь. Ей посвящал благодарный поэт свои трогательные стихи.

Звучат стихотворения о любви (по выбору): Чтецы:

“Разлука не беда, покуда есть…”; “Если б любовь моя, милый мой друг…”; “Любимых женщин имена”; “Завещание любви”; “Я о тебе, кто мне всего дороже…”; “Я давал любви присягу…”; “Я звёзды засвечу тебе в угоду…”; Сонет “Трём нашим дочкам ты головки гладишь…”; Сонет “Хочу любовь провозгласить страною…”; “Ты чешешь косу, огорчаясь тем…”

4 столик–Ведущий : Как и все горцы, Гамзатов высоко ценит настоящую дружбу:

Скажу я, коль спросят: “Чем жизнь дорога?”
“Улыбкою друга, слезами врага”.

О наставнике–друге, который был, как надлежит учителю, олицетворением совести, строгим судьёй, поэт пишет:

Тяжёлых льдов не растопить слезами,
Ты не зови друзей своих былых,
Они с коней живыми не слезали
И клятв не нарушали боевых.
Ушли друзья, ушли невозвратимо.
Их не вернёшь ни зовом, ни мольбой.
И, раньше срока став седее дыма,
Я голову склоняю пред тобой.

Немало у Гамзатова стихотворений о друге, носителе святого побратимства, в котором и достоинство, и любовь к людям, и верность высокому товариществу, отождествившему то вечное, что есть суть Кавказа. Верой в жизнь, в её неодолимость звучит обращение к другу:

Скоро песни вернувшихся стай
Зазвенят над разбуженной чащей.
Хорошо, что ты рядом, Мустай,
Верный друг и поэт настоящий.

И друзья отвечали ему преданной дружбой. Эдуардас Межелайтис признаётся: “Расула Гамзатова я люблю, как настоящего брата…Его нельзя не любить…Чувство любви льётся через край его доброго и щедрого сердца. Его хватает всем: своему родному Дагестану, трудовому человеку, любимой женщине, прекрасной родной природе, героизму защитника социалистической Родины, всей великой нашей Родине…”

Звучит песня “Берегите друзей” в инструментальном исполнении (гитара).

Чтецы читают стихотворения о дружбе:

“Сказание о дружбе ”

“О дружбе ”

“Товарищи далёких дней моих”

5 столик–Ведущий: Отношение человека к матери – важнейшая тема лирики Гамзатова. Будучи заботливым сыном, поэт жалеет забытых матерей и осуждает сыновей, не выполняющих свой сыновний долг:

Мне кажется, тот, чья душа очерствела,
Кто детство забыл и родимую мать,
Продаст не задорого друга и дело,
Тот с лёгкостью Родину может продать.

В стихотворении “Письмо сына” поэт пишет о своей матери:

Мне вспомнилось:
Из школы прибегу
Зимою в детстве–
Ты меня встречаешь,
Усаживаешь ближе к очагу
И руки мне дыханьем согреваешь.

А после смерти матери горюет:

Кто разожжёт теперь огонь в камине,
Чтобы зимой согрелся я с дороги?
Кто мне, любя, грехи отпустит ныне
И за меня помолится в тревоге?

Я в руки взял Коран, тиснённый строго,
Пред ним склонились грозные имамы.
Он говорит:
“Нет Бога, кроме Бога!”
Я говорю:
“Нет мамы, кроме мамы!”

Читая стихи Гамзатова, посвящённые матери, невольно задумываешься о своей маме и хочется преклонить колени пред самым родным человеком.

Торжественным гимном всем Матерям Земли звучат строки из стихотворения “Берегите матерей”:

Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: “МАМА!

Звучат стихотворения о матери (по выбору)

“Мама”; “Матери”; “Берегите матерей”; “Письмо сына”; “Последнее свидание с мамой”

6 столик–Ведущий : Одна из вечных тем в лирике Гамзатова – философские размышления о времени и о человеке. А “время” – слово, быть может, одно из наиболее частых в стихах поэта. Время как форма бытия. И время – век, эпоха. Без отдыха, без остановки шагать в ногу со своим временем, опережать его, быть провидцем, служить ему – закон поэта. Повышенная чуткость к мечтаниям и стремлениям времени, умение обнаружить и высветить “запрятанное” чрезвычайно свойственны Расулу Гамзатову. Не потому ли на его поэзию так широко откликаются многие искусства – музыка, кино, танец? Даже скульптура… В нашей стране есть три памятника бойцам, павшим в ВОВ, замысел которых навеян стихотворением Расула Гамзатова “Журавли”.

В глазах миллионов Гамзатов – величина чуть ли не неприкосновенная, поэт, пресыщенный всенародной любовью и обласканный властями, чуть ли не баловень судьбы. Если судить по внешним приметам биографии, разумеется, можно так и предположить, нарисовать, вообразить некий образ “придворного поэта”, который родился в раю и пребывает в раю – без забот и печали… Но так ли это? Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришёл Гамзатов к вожделенному прозрению; не будет, не должно быть у поэта лёгкой, удачливой жизни и отдельного от людей счастья, что за грехи придётся платить по самому строгому и жёсткому счёту – собственной судьбой. “О многом сожалею, – признавался поэт со страниц “Правды”. – Сожалею, что не написал то, что мог написать. Но куда больший грех: писал то, что мог не писать”. И это – не поза, а проявление безоглядной искренности, крик души о незаживающих ранах на сердце…

Гамзатов не заигрывал с толпой, чтобы выглядеть героем, и не принимал мину жертвы системы, а оставался гражданином и поэтом державной веры, – сомневаясь, ошибаясь, мучаясь, но никогда не предавая! Может, ему потому и приходилось сложно, нелегко именно оттого, что оставался самим собою, сохранял достоинство и честь, взыскивая с себя за даже никем не замеченные компромиссы и просто опрометчивые строки…

Чувствуется, незаслуженные обиды саднят сердце Гамзатова от стонов и упрёков, порождённых афганской войной и межнациональным конфликтом на почве “карабахского вопроса”, хотя он тут и не при чём, так как ни то, ни другое не навязывал и не санкционировал и отвратить был не в силах. Но приписываемая вина обладает подлостью отравленной пули, рассчитанной на медленное и долгое истязание совести:

Пью чашу жизни я, того не зная,
Что, может быть, отравлена она…

Познал Гамзатов и уловки века, и неверность людскую, и коварство близких. Не дошла в сохранности до читателя поэма “Шамиль”, около тридцати лет в заточении, под домашним арестом находились поэма “Люди и тени” и стихотворение “Аплодисменты”.

Теперь я знаю сам давно,
Что лестница – вот жребий мой,
Высоко светится окно,
Ступенька под ногой…
И на которой ждёт удар,
Узнать нам не дано.

Поэту жаль, что время так быстро уходит. Он сравнивает его с неукротимым, быстроногим скакуном, с мельницей, которая своими жерновами мелет человеческие годы, с суровым счетоводом или недоброю метлой… “Незаметённых” лет становится всё меньше и трудно примириться с тем, что время ускользает, “обкрадывая нас бесцеремонно”. Но Гамзатов верил, что человек живёт не зря. Нужно жить так, чтобы оставить след: “дом иль тропинку, дерево иль слово ”. Человек не в силах остановить время, но может служить людям, делать добро, а это остаётся грядущим поколениям.

Звучат стихотворения о времени и человеке, о самом поэте (по выбору):

“Мы на земле, и наши тени тоже…”; “Ты перед нами, время, не гордись…”; “Не всё живое тащит смерть…”; “Стихи о времени”; “Мой день рождения”; “Эй, юноша, видишь, как старец седой…”; “Мы все умрём, людей бессмертных нет…”; “Время”; “Мы проходим, словно поезда…”; “Ты, время, вступаешь со мной врукопашную…”….

Библиограф (учитель): Сегодня мы говорили о Расуле Гамзатове как о живом. Совсем недавно, 8 сентября, встречая свой 80–летний юбилей, поэт просил у судьбы, у Бога ещё хотя бы год жизни, чтобы привести в порядок свои “земные” дела. Но жизнь распорядилась иначе… 3 НОЯБРЯ 2003 года перестало биться беспокойное сердце известного аварского поэта, одного из любимых поэтов россиян, имя которого известно всему миру. В этот скорбный день не только Кавказ, но и вся многонациональная Россия прощалась с великим сыном аварского народа.

Светлая память о народном поэте навеки останется в сердцах его многочисленных читателей, ибо поэт жив, пока живут его творения.

“Пусть наши имена, наши песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений. Пусть добрые люди пребывают в добре, а плохие станут хорошими ”, – пожелал поэт.

(Зажигаются свечи, “художники” прикрепляют к стенду свои рисунки– образы, навеянные стихами поэта; тихо звучат первые куплеты песни “Журавли” (музыка Я. Френкеля); на фоне музыки звучат слова)

РАСУЛ ГАМЗАТОВ, выдающийся сын Дагестана своим могучим талантом, поистине титанической энергией, всепоглощающей любовью к родной земле, верой в родной народ до последних дней своей жизни, верно служил делу дружбы народов Российской Федерации, делу расцвета литератур народов России.

Да будет нескончаемо долгой благодарная память о великом поэте, нашедшем своё место в улетающей стае белых журавлей. (Музыка умолкает, все встают и продолжают вполголоса петь песню до конца).

И сдвинулись расстояния и времена, поэтической строкой выдающийся деятель культуры объединил народы, страны и наречья. Он интерпретировал на аварский Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского...

А лирику Расула Гамзатовича Гамзатова переводили на русский язык А. Вознесенский, Р. Рождественский, Я. Козловский, С. Городецкий, Е. Николаевская и многие другие, благодаря чему широкий круг читателей знаком с прекрасными стихами.

Главная тема в поэзии Расула Гамзатова

Он родился в семье народного поэта Дагестана Гамзы Цадасы, поэтому с детства впитал творческий народный дух и стиль поэзии, но, как и всякий образованный человек, обогатил старые традиции новыми поэтическими открытиями, которые вышли за рамки национальной литературы и стали востребованы повсеместно.

Неслучайно стихи его были переведены на десятки языков других народов. А песня "Журавли" стала для миллионов людей воплощением истинного служения Родине, почитания подвига солдата, защищающего свою землю.

Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей... Р. Гамзатов, перевод Н. Гребнева

Он выбрал любовь

Тема Родины, причастности к свершениям в стране, сопереживания каждому дню, конечно, была одной из основных в творчестве Расула Гамзатова.

Но все же самой главной составляющей в поэтическом творчестве поэт считал любовь. Столько разнообразных вариаций на тему любви, живущей в сердце поэта, может читатель найти в его лирике.

Расул Гамзатов - цитаты:

И, по волнам леденящим кочуя, в вихрях, ревущих на сотни ладов, я сохранил, я сберег это чудо - Чувство, которому имя - любовь!

Много стихов посвятил поэт своей единственной в жизни любимой жене. Хотя из стихотворных строк понятно, что и они ссорились, и ревность порой им досаждала, но поэт находил новые слова для своей музы. Например, такие:

Жена говорит мне: "Когда это было? В какой это день мы поссорились, милый?" - "Не помнится что-то, - я ей отвечаю. - Я попросту дней этих в жизнь не включаю".

(Расул Гамзатов: о любви).

Плодом долгих раздумий, аккордом к строкам о любви звучат эти пророческие слова поэта:

Есть лишь любовь на свете. Остальная Жизнь - это ожидание любви...

И предостережение угадывается в строках о том, что даже самые рассудочные или занятые своими каждодневными помыслами люди, и те смягчаются под воздействием любви.

Порой, влюбленных ланей видя взгляд, Стрелок и тот стреляет невпопад.

Тема матери и родного края

Удивительные по своей проникновенности строки Расул Гамзатов написал о матери. В стихотворении "Мама" он рассказывает, что "мама" - это святое слово, хоть и по-разному звучит на различных языках, для всех людей оно одинаково бесценное.

Это самое первое слово, которое человек говорит на Земле, но оно же может быть и прощальным словом солдата. Поэт приходит к выводу, что как бы ни звучало слово "мама", оно - суть нашего существования на Земле, главная наша привязанность и защита. Потому что святая материнская любовь согревает каждого в его жизни.

Расул Гамзатов: цитаты о матери:

Тревожится за сына постоянно святой любви великая раба. По-русски - "мама", по-грузински - "нана", И по-аварски - ласково "баба".

Необычайное впечатление остается после прочтения стихов Р. Гамзатова "Есть три заветных песни..." о том, какие главные песни в жизни поют матери, и как они влияют на судьбу и жизнь своих адресатов.

Есть три заветных песни у людей, и в них людское горе и веселье. Одна из песен всех других светлей. - Ее слагает мать над колыбелью...

Мудрость на века: о жизни, дружбе и судьбе

Удивительна и та мудрость, которой насыщены поэтические строки Расула Гамзатовича. Не поучающая, не навязчивая в своей величественности. Истинная житейская мудрость.

Доверительный и проникновенный тон стихотворений вызывает безоговорочное восприятие изречений и наставлений, за которыми, кажется, скрыта сама жизнь.

Расул Гамзатов: цитаты о жизни:

Глаза у нас намного выше ног. В том смысл я вижу и особый знак: мы так сотворены, чтоб каждый мог все оглядеть пред тем, как сделать шаг

Или образное восприятие того, что важнее всего при жизни - оставаться человеком:

Он мудрецом не слыл. И храбрецом не слыл. Но поклонись ему: он человеком был

О дружбе народов написано много стихов и песен. Но строки Расула Гамзатова отличаются коротким и емким обобщением, справедливостью и точностью определений:

Мне все народы очень нравятся. И трижды будет проклят тот, кто вздумает, кто попытается чернить какой-нибудь народ.

Расул Гамзатов: цитаты из стихотворений

Каждый человек хоть раз в жизни, но спрашивает себя: а зачем он живет? Хорошо, мол, людям одаренным, известным или богатым. А что толку от простого человека?

Есть ответ в поэзии Расула Гамзатова, который звучит как утешение для каждого. Коли ты рожден и владеешь этим чудом под названием "жизнь", то живи, оставляя после себя только хорошее:

Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: дом иль тропинку, дерево иль слово...

И как последнее желание Человека с большой буквы воспринимаются эти строки Р. Гамзатова:

Я счастлив: не безумен и не слеп. Просить судьбу мне не о чем, и все же Пусть будет на земле дешевле хлеб, а человеческая жизнь дороже!

Творческое завещание поэтам

Отдельно хотелось бы рассказать о восьмистишиях Расула Гамзатова, которые похожи на рассыпанные бриллианты мудрости и любви. В своих восьмистишиях поэт коротко, но образно и емко выражал чувства и взгляды на жизнь, на этот мир, для которого у поэта много названий:

На ружейном вырежьте прикладе лица матерей, чтобы каждый раз с осужденьем иль мольбой во взгляде матери смотрели бы на вас.

Важнейшая задача, обобщенная до государственного уровня в поэзии Гамзатова, - это преемственность поколений, сохранение традиций народов, их языка. Это возможно при одном условии - если в сердце человека живет любовь и мир:

Я редко радуюсь своим победам, мне кажется - в стихах чего-то нет. Мне кажется - идет за мною следом уже рожденный истинный поэт. Пусть удивит он мир созвучьем новым, которого я, может, не пойму, И пусть меня однажды добрым словом помянет за любовь мою к нему.

Расул Гамзатович Гамзатов прожил насыщенную и плодотворную жизнь, он умер в 2003 году. Его именем названы улицы многих городов, гимназии и школы, установлены памятники в Дагестане и городах России. Есть почетная медаль имени Расула Гамзатова. В космосе существует астероид, названный в честь поэта.

Тема : Лирика Расула Гамзатова (1923-2003)

Государственные Образовательные Стандарты предусматривают знакомство с литературой народов России в 11 классе.

Стихи поэта Рамсула Гамзатова давно узнали и полюбили самые широкие круги читателей. Горец, сын малочисленного аварского народа, он сумел раздвинуть в своей поэзии национальные и территориальные границы и стать поэтом, известным далеко за пределами родного края.

Стихи и поэмы Р.Гамзатова переводили на русский язык многие известные поэты, среди которых В. Солоухин,

А Вознесенский, Р.Рождественский, Юнна Мориц и др.

Многие стихи Р.Гамзатова стали песнями. Они привлекли внимание многих композиторов Дагестана, Кавказа, России. Плодотворно работали с поэтом известные в стране композиторы: Ян Френкель, О.Фельцман, Р.Паулс, Ю.Антонов, Ал. Пахмутова и др.

За выдающиеся достижения в области литературы Р.Гамзатов отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и Мира.

8 сентября 2003 года в день 80-летия поэта за заслуги перед отечеством президент России вручил ему высшую награду страны –орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Вопрос учащимся : Чем объясняется огромный интерес к творчеству Р.Гамзатова? Когда литературное произведение проходит проверку временем, становится одинаково интересным людям разного возраста, профессии, национальности?

(После обсуждения ответов уточняется тема урока:

«Лирика Расула Гамзатова. Проникновенное звучание темы Родины. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве поэта».)

По ходу лекции учителя учащиеся записывают тезисы в тетрадях. Подготовленные учащиеся сопровождают лекцию чтением стихов Гамзатова.

1. Расул Гамзатов однажды уподобил свои строки юношам, которые должны исходить 100 дорог, не теряя при этом своих горских папах.

И действительно, его стихам знакомы «100 дорог» современности, с острейшим ощущением всех ее радостей и тревог, и в то же время они остались в «горской папахе» - сохранили свой национальный оттенок.

В своем творчестве поэт сохранил горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа. В стихах поэта Дагестан как бы открывается нам изнутри.
«Старые горцы» . (Мы видим мудрых и проницательных стариков)
«В Ахвахе» (Поэт приглашает в аул Ахвах своего друга. Старинный местный обычай сватовства).
2.Истоки поэзии Расула Гамзатова в народной поэзии горцев. По образному выражению поэта, чураться народного творчества – все равно, что строить мельницу там, где нет воды.
а) Разрабатывает народные жанры застольных слов, колыбельных песен, проклятий, кратких афористических стихов и надписей.
«Проклятие»
«Четверостишия » , например:
«С какой вершины я не брошу камня,

Он вниз летит и пропадает там.

В какой низине песня б ни пришла мне,

Она летит к моим родным горам».
б) Многие произведения, в которых решаются философские темы, построены в виде диалога. Это также фольклорная традиция.
«Кому не сладко жить из нас, людей?»

«Кому не верят, тяжело тому!»

«Ну, а кому гораздо тяжелей?»

«Тому , кто сам не верит никому!»
в) Широко использует сравнения из мира родной природы.(горная река сравнивается с барсом).

г) Используется народная символика. Постоянен образ кинжала, то укрытого в ножны – символ мира, то обнаженного – символ битвы.

3. Лирика Гамзатова добра, отзывчива, гуманна. Особенно сердечен поэт в отношении к женщине, матери.
«Матери»
4. Характерно сочетание национального и общечеловеческого. (Содержание стихотворения перерастает рамки места, где происходит действие, из частного наблюдения делается общечеловеческий вывод.)
«В горах джигиты ссорились, бывало,

Но женщина спешила к ним и вдруг

Платок мужчинам под ноги бросала,

И падало оружие из рук
«О женщины , пока в смертельной злости

Не подняли мечей материки,

Мужчинам под ноги скорее бросьте

Свои, в слезах намокшие платки»
Гамзатов принадлежит к поэтам, не только творящим широко и активно, но и глубоко размышляющим о сущности творчества. Проблемы патриотизма и интернационализма – центральные в книге прозы «Мой Дагестан» (перевод В.Солоухина)
Следующий этап урока – работа в группах : «Найдите в стихотворении Гамзатова характерные особенности поэтики автора»

I – стихотворение «Мой Дагестан»

II – стихотворение «О дружбе»

III – стихотворение «Журавли»

IV – стихотворение «Кинжал»
На дом учащиеся получают задание : нарисовать обложку к сборнику стихотворений Гамзатова (по желанию) или выучить понравившееся стихотворение.
Литература:


  1. Стихотворение Расула Гамзатова Москва «Советская Россия». 1979

  2. Расул Гамзатов. Чётки лет. Лирика. Москва «Художественная литература» 1986 г.

  3. Литература народов СССР. Издательство «Просвещение». Москва 1970

Тема любви в новелле Ги де Мопассана «Плетельщица стульев»

(Урок проводится после изучения рассказов А.П. Чехова)
«Ведь самые простые, незначительные события иной раз больнее всех хватают за сердце».

Ги де Мопассан
Ход урока.

I. Слово учителя.

Ги де Мопассан (1850 – 1893) – самый выдающийся новеллист Франции и один из крупнейших новеллистов мировой литературы. После выхода в свет его рассказа «Пышка» к нему пришли известность и слава.

В чем причина необычайного успеха сочинений Мопассана? Прежде всего, в исключительной правдивости.

Лежащий в основе новеллы единичный эпизод приобретает особое, обобщенное значение.

Новелла Мопассана, как и чеховский рассказ, зачастую становится маленьким романом.

II. Повторение определения жанра новеллы.

III. Работа над произведением. Аналитическая беседа.

1. Герой А. Грина говорил: «Я люблю книги, люблю держать их в руках, пробегая заглавия, которые звучат как голос за таинственным входом или наивно открывают содержание текста» («Бегущая по волнам») .

Действительно, заглавие – это первый знак текста, дающий читателю целый комплекс представлений о книге. Но как бы ни было выразительно само по себе заглавие, в полной мере понять его смысл можно лишь по прочтении произведения, соотнеся его с уже усвоенным содержанием.

Почему Мопассан назвал свою новеллу «Плетельщица стульев»?

2. Давайте обратимся к началу новеллы. Роль начала ответственна: ведь это приглашение к чтению, которое может принять или не принять читатель.

Чем привлекает произведение с самого начала? (Речь пойдет о любви).

Формируется тема урока.

3. От чьего лица ведется повествование?

4. Почему любовь плетельщицы стульев к Щуке Мопассан называет «смиренной, безропотной»?

5. В чем трагичность любви плетельщицы стульев?

6. Портрет Щуки дается через восприятие плетельщицы стульев и старого доктора. В чем разница?

7. Какими художественными средствами пользуется Мопассан в описании портрета жены Щуки для выражения ее внутренней сущности?

8. Как в конечном счете решает проблему человеческой любви на фоне буржуазных отношений Мопассан? Назовите другие проблемы, волнующие автора и читателей.

(Денежный интерес как основа жизни иссушает человеческую душу, лишает ее высоких радостей бытия. Власть денег, нажива с детства и навсегда растили душу Щуке. Его не тронула ни любовь бедной девушки, ни ее смерть.

Проблемы человеческой привязанности и черствости и эгоизма).

Мопассан остается непревзойденным мастером короткого рассказа.

А.П. Чехов относился к Мопассану с чувством глубочайшего уважения и ставил его в один ряд с величайшими реалистами мира.

В качестве домашнего задания можно предложить прочитать рассказ «Цветы запоздалые» А. П. Чехова и ответить письменно на вопрос «В чем сходства Щуки и доктора Топоркова, и какая между ними разница?»

Тесты

для подготовки к экзамену

по русскому языку

1. Лексическая осведомлённость

Найдите соответствия.


  1. абориген а) архитектор

  2. альтруист б) приспособленец

  3. дилетант в) управляющий

  4. зодчий г) тот, кто выступает за усиление военной мощи

  5. конформист д) человек, который все подвергает отрицанию

  6. менеджер е) тот, кто механически повторяет чужие

  7. милитарист ж) человек, живущий ради других

  8. нигилист и) морской разбойник

  9. продюсер к) консерватор

  10. рутинер л) то, кто занимается наукой или искусством

  11. флибустьер без специальной подготовки

  12. эпигон м) коренной житель

Эталон : 1 (м); 2 (з); 3 (л); 4 (а); 5 (б); 6 (в); 7 (г); 8 (д); 9 (ж); 10 (к); 11 (и); 12 (е)


2. Лексическая осведомлённость

Найдите соответствия.

А) огромный, величественный 1) автономный

Б) тот, кто занимается наукой или 2) аллегория

искусством без специальной 3) альтруизм

профессиональной подготовки 4) аннулировать

В) подделать, исказить с целью 5) анонимный

выдать за подлинное, настоящее 6) апогей

Г) архитектор 7) баллотироваться

Д) второй экземпляр документа, 8) грандиозный

имеющий одинаковую 9) дилетант

силу с подлинником 10) дубликат

Е) мирное, счастливое 11) зодчий

существование 12) идиллия

Ж) готовность бескорыстно 13) иммунитет

действовать на пользу другим, 14) интимный

не считаясь со своими интересами 15) категорический

З) мерило, образец 16) компетентный

И) невосприимчивость к 17) легальный

какому-нибудь инфекционному 18) мажорный

заболеванию 19) мемориальный

К) знающий, осведомленный, 20) парадокс

области 22) предшественник

Л) сокровенный, задушевный, 23) привилегия

глубоко личный 24) резонанс

К) знающий, осведомленный, 25) стерильный

области 27) тщеславие

Л) сокровенный, задушевный, 28) уникальный

глубоко личный 29) фальсифицировать

М) высшая степень, расцвет чего-либо 30) филигранный

Н) полностью обеззараженный, 31) шедевр

очищенный от микроорганизмов 32) эволюция

О) очень тщательный, требующий 33) экспорт

особенного внимания к мелочам 34) эпигон

и деталям 35) эталон

П) исключительное по своим

достоинствам произведение искусства,

образцовое создание мастера

Р) высокомерное стремление к славе,

к почитанию

С) единственный в своем роде,

Неповторимый

Т) человек, который преданно любит отчизну

У) преимущественное право, льгота

Ф) решительный, не допускающий возражений

Ц) то, что перешло от одного поколения к другому, что

унаследовано от предшествующих поколений
Этало н: А (8); Б(9); В(29); Г(11); Д(10); Е(12); Ж(3); З(35); И(13); К(16); Л(14);М(6); Н(25); О(30); П(31); Р(27); С(28); Т(21); У(23); Ф(15); Х(24); Ц(26)

3. Художественные средства

Найдите соответствия


  1. анафора

  2. антитеза

  3. гипербола

  4. градация

  5. метафора

  6. оксюморон

  7. парцелляция

  8. сравнение

  9. эллипсис
10) эпитет
а) Сотни, тысячи, миллионы человеческих жизней можно было бы спасти, если бы внезапное озарение этого гения было понято равнодушным временем.

б) Именно этот ключик земли он любил всей душой. Самозабвенно. До судороги.

в) Ясное и чистое слово удивило читателей, привыкших к вычурной зауми. Непокорный его дух не смирился, и яростный протест против бесправия клокотал не только в каждом его слове, но и даже в глубоком молчании.

г) Каждый хочет найти свое место в жизни, каждый стремится к счастью. Давно прошли те времена, когда человек не отделял себя от природы, давно уже он почувствовал себя сильным и самым умным.

д) Их имена будут вечно сиять из мрака прошлого. Эта цель озаряла ему путь, наполняла его творческими силами.

е) Будто добрый волшебник, он распахнул перед читателями неведомый мир красоты и гармонии. Он принес людям пылающую правду и, словно горящий факел, пронес ее через всю свою жизнь.

ж) Нет людей обыкновенных, в каждом таится что-то удивительное, необычайное. Все он изведал: и горе, и радость, оглушительные поражения и триумфальные победы.

з) Но не все люди смогли нести тяжелые оковы рухнувшей на них свободы. Это уже был не человек, а живой труп, бесчувственный ко всему, что его окружает.

и) Корманьонцу важнее всего хлеб, а человеку – правда. Она нам – свет и тепло, а мы к ней – с надменным равнодушием сытых барчуков.

к) Его величие не знало пределов: он был равен всему остальному человечеству, ему послушно прислуживала вечность, которая спешила отметить каждый шаг этого титана ив книге бессмертной памяти.
Эталон : 1 (г); 2 (ж); 3 (к); 4 (а);5 (д); 6 (з); 7 (б); 8 (е); 9 (и); 10 (в)

Последний звонок 2005 год


Литературный вечер посвященный В.Высоцкому



Интеллектуальная игра в День учителя 1998год.

Показатели критериев отбора

при экспертизе материалов, представляемых

на получение денежного поощрения лучших учителей.



Показатели претендента

1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

1.1

Стабильная 100% успеваемость по предмету

Предмет

2003-04 уч.г.

2004-05 уч.г.

2005-06 уч.г.

Русский язык

100%

100%

100%

Литература

100%

100%

100%

1.2

Средний балл по предмету

Предмет

2003-04 уч.г.

2004-05 уч.г.

2005-06 уч.г.

Русский язык

3,6

3,8

3,9

Литература

4

4,2

4,2

Результаты ЕГЭ: русский язык 11 класс

Региональное тестирование: русский язык 9 класс

1.3

% обучающихся на «4» и «5»

Региональное тестирование

1.4

Стабильное значение качества знаний

1.5.

Ф.И.О.

2003-04

2004-05

2005-06

Рус.яз

Лит-ра

Рус.яз.

Лит-ра

Рус.яз

Лит-ра

Башков Андрей

5

5

5

5

5

5

Васильева Анна

5

5

5

5

5

5

Горбунов Виктор

3

3

3

3

3

3

Казаев Петр

3

4

3

3

3

3

Килин Василий

3

3

3

3

3

3

Килина Анастасия

5

5

5

5

5

5

Коровина Ирина

5

5

5

5

5

5

Кузнецов Сергей

3

4

3

3

3

3

Кустова Ксения

5

5

5

5

5

5

Макарова Евгения

3

5

3

5

4

5

Мерзляков Алексей

4

5

4

5

4

5

Овчинникова Ирина

3

4

3

4

3

4

Соломенников Сергей

3

3

3

3

3

3

Томилов Сергей

3

3

3

3

3

3

Федорова Анна

5

5

5

5

5

5

Шагалов Андрей

4

5

4

5

4

5

Шутов Андрей

4

5

4

5

4

5

Позитивна динамика степени обученности на основе педагогических измерений: контрольных тестов, контрольных диктантов, результатов регионального тестирования.

2.Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам

2.6.

Количество участников предметных олимпиад и конкурсов различного уровня в %

2003-04

уч.г.


2004-05

уч.г.


2005-06

уч.г.


2006-07

уч.г.


Муниципальный

Олимпиады


«Марафон знаний»

2%

2%

1,6%

3%

«Грамотей»

2%

2%

Всероссийский

«Русский медвежонок»


2.7.

Олимпиады

Русский язык

2002-03

2003-04

2004-05

2005-06

Муниципальный уровень

1 м

3 м

1 м

1 м

Региональный уровень

11 м

12 м

Литература

Муниципальный уровень

8 м

14 м

5 м

5 м

Марафон знаний

2003-04

2004-05

2005-06

2006-07

Русский язык

5 м

2 м

1 м 1 м

5 м 3 м

Литература

5 м

2 м

1 м 2 м

3 м 9 м

Грамотей

Русский медвежонок

2.8.

Творческие работы учащихся.

В 2004 году в школьном конкурсе сочинений «Если б я был директором школы» приняли участие 60 человек, 100 % обучающихся. Сочинение Кустовой Ксении было включено в районный сборник «Искорки

творчества»

В 2005 году в школьном конкурсе сочинений «Салют, победа», посвященном пятидесятой годовщине со Дня Победы приняли участие 54 человека, 100 % обучающихся

Внеклассная работа по предмету.

Прививать чувство прекрасного, развивать художественный вкус помогают внеклассные мероприятия по предмету: вечер авторской песни, часы поэзии, посвященные В.Высоцкому, Б.Окуджаве, Ю. Друниной.

Во второй ступени много внимания педагог уделяет урокам внеклассного чтения, используя нравственный потенциал русской классики и современной литературы для воспитания чисто человеческих качеств, способности к сопереживанию с другими людьми, тонкости чувств, терпимости, стойкости характера, доброты. Обращается к произведениям А. Грина, Р.Фраермана, Л.Кассиля, А.Алексина, А.Лиханова, Н.Дубова.


2.9.

Ведение факультативных, элективных курсов, спецкурсов, курсов по выбору.

Программы факультативных и элективных курсов разработаны учителем, получили положительную экспертизу на уровне районного ЭМС и рекомендованы к использованию.

2.10

Рост мотивации к изучению предмета.

Справка по результатам анкетирования «Рост мотивации к изучению предмета (рус. язык)»

У 95% учащихся положительное отношение к урокам русского языка. У этих детей высокий познавательный интерес к предмету, и они отмечают высокое мастерство учителя, отличное знание предмета, умение найти подход к каждому учащемуся.

Посещение факультативных курсов, курсов по выбору по русскому языку (% от числа обучающихся)


Название курса

2003-04

2004-05

2005-06

Курсы по выбору (8,9 кл) «Культура речи и стилистика»

70%

«Учимся понимать и строить текст»

80%

Факультативные курсы «Работа над сочинением –рассуждением»

100%

«Трудные случаи орфографии и пунктуации»

100%

«Стилистика русского языка»

100%

«Совершенствование орфографии и пунктуационной грамотности»

100%

100%

Спецкурс «Культура речи»

100%

Обучение в заочных школах


3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя

3.12

Справка по результатам диагностического исследования, проведенного психологом школы

97% учащихся дают высокую оценку привлекательности группы. Они отмечают, что им нравится их класс, одноклассники, в их классе нет изолированных детей. Дети довольны классным руководителем, его отношением к ребятам. Мероприятия под руководством классного руководителя всегда интересны, проходят на высоком организационном и содержательном уровне.

Психолог школы: /Федорова Л.С./

Справка

настоящая подтверждает, что с 2003 по 2006г.г. в классе, где классный руководитель Килина Валентина Андреевна, создан благоприятный психологический климат, нет конфликтных ситуаций. учащиеся не стоят на учете в ВШК

Образ родины в творчестве расула гамзатова

Начиная с античности и до сегодняшнего дня, в истории литературы есть яркие личности, которые играют большую роль для государства, для народа. Так, вряд ли может быть всесторонне понято развитие русской литературы XX века с центральными для него фигурами Солженицына, Бумакова, Твардовского, Шолохова без учета жизни и деятельности Расула Гамзатова. Творчество писателей впитало в себя многолетний опыт десятков различных народов, говорит нам о сегодняшнем дне, о том, что завоевано в прошлом и обогатилось ныне новым содержанием.

Творчество Р. Гамзатова - поэта, прозаика, эссеиста - постоянно рождает споры, научные дискуссии, полемику в средствах массовой информации. Широкий интерес читателей к творчеству прозаика не ослабевает и в наши дни, о чем свидетельствуют издания книг, статей, собраний сочинений. В своих произведениях Расул Гамзатов воспевает любовь, дружбу, мужество джигитов, скромность и красоту горянок, но большей части в своих работах пишет о своей Родине как Дагестана, так и о России. Все это определяет актуальность темы.

Время вносит свои коррективы, требуя уточнений бытующих мнений, их дополнения или пересмотра. И дело не только в критическом поиске, в динамике воззрений и смене концепций. Дискуссии эти вводят нас в круг важных теоретических проблем, для решения которых требуется основательность исследования всего содержания творчества Р. Гамзатова.

Расул Гамзатов - аварец, народный поэт Дагестана, прозаик, эссеист. Раздумья о поэте, поэзии, о народе, о Родине - главные темы творчества поэта. Р. Гамзатов родился в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, лауреата Государственной премии СССР. Большим подарком судьбы для Расула Гамзатова было вырасти под влиянием такого отца, с первых лет жизни иметь такого руководителя и советчика. Но начинающий поэт боялся до конца жизни остаться в тени прославленного предшественника. Расул Гамзатов всю свою жизнь писал только о том, что он знает в совершенстве - он пишет о Дагестане и его людях. Голос Р. Гамзатова отличали и слышали его преданные читатели, не только сотни тысяч его земляков, но и миллионы «всесоюзных», большинство из которых именно через его стихи познакомились с Дагестаном, с его культурой.

Расул по-арабски означает «посланец», или еще точнее «представитель», он был представителем немногочисленного народа, малой страны Дагестан, так объясняет свое предназначение: «Когда у тебя спрашивают, кто ты, можно предъявить документы, паспорт, в котором содержатся все основные данные. Если же у народа спросить, кто он такой, то народ как документ предъявляет своего ученого, писателя, художника, композитора, политического деятеля, полководца.… В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным корреспондентом своего Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и даже всего мира».

Расул Гамзатов очень любил свой народ, свою Родину, как Дагестан, так и Россию. С уважением относился ко всем народам:

…Мне все народы очень нравятся.

И трижды будет проклят тот,

Кто вздумает, кто попытается

Чернить какой-нибудь народ….

гамзатов поэт писатель

В своем творчестве Р. Гамзатов старается сохранить национальный колорит. «Сейчас в Дагестане не носят нашей национальной одежды. Они ходят в брюках, в пиджаках, в теннисках, в рубашках под галстук - как в Москве, в Тбилиси, в Ташкенте, в Душанбе, в Минске.

Национальную одежду надевают теперь только артисты ансамбля песни и пляски. Человека в старой одежде можно встретить на свадьбе. Иногда, если человек захочет одеться по-дагестански, он берет одежду на прокат. Своей уже нет. Одним словом, национальная одежда исчезает, чтобы не сказать исчезла.

Но дело в том, что у иных поэтов исчезает национальная форма и в стихах, и они даже гордятся этим.

Я тоже хожу в европейском костюме, тоже не ношу черкеску отца. Но одевать свои стихи в безликий костюм не собираюсь. Я хочу, чтобы мои стихи носили нашу, дагестанскую национальную форму».

Читатель, какой бы ни был он национальности, когда читает его стихи, знакомится с Дагестаном, с народом, с традициями, с культурой этой страны. С каждым чтение его стихотворения для читателя, Дагестан становится родным, интересным и неизведанным до конца. Р. Гамзатов пишет увлекательно, читая, полностью погружаешься в текст, и оказываешься среди гор, которые тянутся к небу, и по всем горам располагаются много различных, красивых, редких цветов, и не можешь оторваться от этой красоты природы; спускаясь ниже слышно, как струится родник сквозь трещины в скале, и делая глоток родниковой воды, в тебя как будто вдохнули жизнь:

Много родников в моих горах,

Все они прекрасны и певучи.

Словно близнецы, в полях цветы.

И не отгадать который лучше….

Дагестан - страна с богатой культурой. Для самих жителей этой страны, значение слов «культура Дагестана» имеет много значений, в нее входит опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит мудрым народным профессиям, красотой родной речи, мелодиям и танцам, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважению человека, почитанию старших. Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Все это, что было перечислено мной, входит в творчество Р. Гамзатова. Красотой своей речи, своим талантом он смог передать «культуру Дагестана» в своих стихах для читателей любой национальности, любой другой страны.

С уважением отзывается о горцах:

Шире, чем донские степи,

Их сердца в теснине горной,

И под черной буркой совесть

Никогда не станет черной.

И ни песен, ни тостов,

Кто слыхал, тот не забудет,-

Это гор моих высоких

Замечательные люди.

С любовью пишет о Дагестане:

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

«Я думал о Дагестане, путешествуя по Индии…. Думал я о Дагестане и в буддийских храмах Непала, где текут двадцать две целебные воды… думал я о Дагестане и в Африке… И в других странах: в Канаде, Англии, Испании, Египте, Японии - думал я о Дагестане, ища или различия, или сходства с ним».

Р. Гамзатов своим творчеством завоевал сердца не только читателей, но и своих коллег. Многие отзывались о нем с уважением. Так, к примеру,

Роберт Рождественский говорил о Р. Гамзатове: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое».

Литература

  • 1. Гамзатов, Р. Собрание сочинений: в 5-ти т. [Текст] /Р. Гамзатов - М.: Художественная Литература, 1980-1982. Т.-1. Стихотворения и поэмы. - 1980. - 511с.
  • 2. Гамзатов, Р. Мой Дагестан [Текст]/Р. Гамзатов - М.; «Молодая гвардия», 1972. - 438 с.
  • 3. Магомедов, Р. Расул на все времена: Послание Расула Гапшиминского Расулу Цадинскому [Текст]/Р. Магомедов//

4. Пелипас, Н.А. Нравственно-философские проблемы национальных литератур [Текст]: учеб. комплекс/Н.А. Пелипас. - Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - 148 с.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!