Идеология народничества лавров ткачев бакунин. Экономическая программа народничества

Виды конфликтного поведения в группе

Одним из проявлений группового процесса может быть и конфликт. В этом небольшом разделе мы рассмотрим один наиболее важный для нас момент. Это классификацию конфликтных ситуаций по типу поведения людей в ней.

Итак, типология стилей поведения в конфликтных ситуациях или концепция Стили.

Примечание

По имени американского психолога Томаса Стили, предложившего эту концепцию.

Конкурент

Стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам других. Характеризуется активной борьбой за свои интересы с применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей.

Приспособленец

Приносит в жертву собственные интересы ради соблюдения интересов других. Действие индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. В ходе приспособления возможны: уступки, договор, интрига, идущая от бессилия и невозможности напрямую влиять на ситуацию.

Ищущий компромисса

Его действия направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку решения, устраивающего обе стороны, при котором никто не выигрывает, но и ничего не теряет.

Избегающий

Это и не конкурент, и не приспособленец: он не отстаивает ни свои, ни чужие интересы. Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает уход от ответственности за решения.

Сотрудник

Если участники конфликта действуют по типу сотрудников, то они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Стиль сотрудничества предполагает устранение причин конфликта, поэтому является самым трудным стилем, который выбирается не многими. Но, конечно, это и самый плодотворный стиль.

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

4. Личность в группе 1. Влияние группы на личность.2. Восприятие и понимание людьми друг друга.3. Самочувствие личности в группе.1. Рефентная (значимая) группа может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности.Положительное

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 4. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе Проводятся различия между первичными и вторичными отношениями.Первичные – интимные контакты лицом к лицу.В изучении социальной дистанции важна степень психологической

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе В социальной психологии изучаются не только определяемые культурой регуляторы социотипического поведения, но и регуляторы поведения другого уровня – приспособительные механизмы, используемые прежде всего при

Из книги Как защититься от хамства. 7 простых правил автора Петрова Владината

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения Преподаватель английского развлекается тем, что пытается уязвить учительницу музыки. Ниже приведен их диалог, в котором ответы

Из книги Энкоды: Как договориться с кем угодно и о чем угодно автора Ходорыч Алексей

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Исследование взаимоотношений в группе Анкета, предложенная Е.М. Крутовой, модифицированная Д.Я. Богдановой, B.C. Ивашкиным, позволяет решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Схема 3.1.1 Стратегии конфликтного поведения (по Р. Блейк, Дж. Моутон) Р. Блейк и Дж. Моутон определяют пять ключевых стратегий поведения, которые может выбрать человек в конфликте (табл. 4).Таблица 4Стратегии конфликтного

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Разные роли в группе Благодаря работе у меня есть возможность наблюдать различные виды социальных групп: от семей, рабочих групп в состоянии кризиса и назревающих конфликтов до групп, стремящихся стать сплоченными коллективами.Когда группе не удается стать сплоченным

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Другие виды самостимулирующего поведения Помимо отклонений, описанных выше, у детей встречаются и другие виды самостимулирующего поведения: кто-то неотрывно смотрит на вентилятор, кто-то особым образом трется об пол или о тело другого человека, кто-то постоянно издает

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Виды толп и закономерности поведения людей в толпе Для начала повторим определение толпы.… Определение Толпа - это скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Q - сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе» Автор В. Стефансон. Методика позволяет определять шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

6.1.4. Укрепление доверия в группе Подчинение и сопротивлениеРабота идет в парах. Один из пары ложится на пол, другой становится на колени позади него, берет его голову в руки и слегка покачивает ее из стороны в сторону, причем лежащий участник попеременно то позволяет себя

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Поведение человека иногда может быть причиной возникновения конфликта в системе межличностных отношений. Конфликтное поведение бывает осознанным и неосознанным. В первом случае индивид намеренно создает конфликтные ситуации и

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

20. Индивид в группе Ценность экзистенциальной неповторимости и креативности каждого человеческого существа раскрывается в полной мере тогда, когда происходит столкновение с другими; особенно рельефно это проявляется на границе между индивидом и его окружением. Когда

Во всей цепи взаимосвязанных действий по управлению персо­налом, начиная с приема сотрудника на работу и кончая уходом его из организации, от 50 до 80 % времени менеджеров тратится на груп­повые виды деятельности. Эффективность работы любого руково­дителя тесным образом связана с пониманием особенностей груп­повой работы и со способностью правильно действовать в качестве члена менеджерской группы и управлять собственной рабочей груп­пой. Исследования последних лет пролили свет на некоторые из сил, действующих в группах и влияющих на рабочие показатели.

Большинство курсов по управлению персоналом излагают руко­водства относительно повышения эффективности групп. Сюда от­носятся такие вопросы, как: стиль лидерства; методы, используемые для решения проблем и выработки решений; процессы, которые помогают группе сосредоточить внимание на ее задаче и сгладить конфликты между членами группы. Эти вопросы являются наибо­лее важными для понимания темы, внесенной в заголовок раздела.

Перед тем как перейти к рассмотрению факторов, влияющих на эффективность работы менеджерских групп, попробуем перечислить по крайней мере большинство идей, положений, касающихся групп вообще, а не только групп, создаваемых для решения каких-либо проблем в организациях. И чтобы действительно уяснить, о каком сложном феномене идет речь, напомним классический эксперимент М. Шерифа, где было продемонстрировано неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Он поместил группу в темную комнату и попросил всех сосредоточить взгляд на световом пятне. Затем каждого члена группы по очереди попросили сказать, в каком направлении перемещался свет и на ка­кое расстояние он переместился. Хотя в действительности свет во­обще не перемещался, в индивидуальных ответах на этот вопрос бы­ло много различий. Однако, когда все по отдельности дали свои ответы, группа очень быстро пришла к согласию относительно на­правления и величины перемещения света, и было достигнуто груп­повое решение, хотя оно и отличалось во многих случаях от конк­ретных мнений, которые люди высказывали до этого.

Поведение отдельных людей может показаться весьма странным, особенно, если нет очевидного объяснения этому поведению, но по­ведение людей в группах может быть еще более странным. Итак:

1. Люди живут в группах в состоянии постоянной в заимозависи­мости.

2. Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие
цели.

3. Группы имеют неодинаковые функции. Все они более или ме­нее специализированы. В действительности их специализация зави­сит от потребностей людей.

4. Индивиды участвуют по многих группах. Группа является есте­ственной и неизбежной частью жизни человека. Существуют посто­янные, временные и случайные группы.



5. Некоторые группы являются свободными. В них вступают по
желанию. Другие имеют обязательный характер (появившись на свет,
мы не выбираем семью, этническую группу или нацию).

6. Рабочие группы могут быть формальными и неформальными.
Формальные группы характеризуются организованной структурой.
Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют
тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяе­мыми внешней средой, культурой. В неформальной группе сущест­вуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ро­лях, определяемых внутренней средой. Содержание этих ролей -
результат взаимодействия внутри группы.

Всегда трудно воздействовать на нормы группы. Это легче де­лать изнутри и очень трудно выполнять извне, если только человек,
который осуществляет это воздействие извне, не обладает доверием
и уважением группы.

Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заста­вить их соответствовать нормам группы (нормы поведения, речь,
производительность, отношение к руководству, производству, сверх­
урочной работе и т.п.).

Группы в целом порождают меньше идей, чем отдельные чле­ны группы, однако группа дает лучшие идеи: с лучшей проработкой,
со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности за
них.

Группы (как это ни странно) принимают более рискованные
решения, чем отдельные члены группы. По всей вероятности, раз­вивается определенный тип «группового мышления», при котором
группа ощущает себя неуязвимой. Эта тенденция стала известна как
явление смещения риска.

Конфликт между группами и внутри группы - вполне естест­венное явление (мы и они, те, кто в группе и вне группы). Могут
быть: личные конфликты, межличностные, конфликты принадлеж­ности, межгрупповые, социальные. Последствия конфликтов - об­разование подгрупп, удаление инакомыслящих членов, выбор «коз­ла отпущения», организационные изменения в группе, появление
или смена руководителя, распад группы.

Понимание групп (и сил, которые формируют их и оказывают влияние) очень важно для налаживания эффективного управления.

Известно, что поведение личности - это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Целью поведения является изменение ситуации. Когда цель не до­стигнута и ситуацию изменить не удается, наступает новое состоя­ние, которое приводит к новым действиям.

Отметим вначале, что групповые цели, как и цели каждого инди­вида, не обязательно ясны и осознаны. Кроме того, подчеркнем, что общие цели не являются чисто формальными целями, навязанными организацией ее членам. Здесь мы пытаемся объяснить тот факт, что члены группы действительно преследуют общие цели независимо от того, предлагаются они организацией или нет. И третье - сходство личных целей еще недостаточно, чтобы дать группе общую цель.

Важен следующий результат наблюдений и экспериментов: цель, предложенная в группе одними членами, влияет на других. При на­личии этой цели другие вынуждены действовать в требуемом направ­лении. Индуктивная сила предложенной цели варьирует в зависи­мости от привлекательности группы для ее членов. Личность вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет, может быть случайно, его собственные потребности или стремления.

Цели, которым группа может служить в организации, могут быть различными: начиная от распределения работы, осуществления управления и контроля за работой для решения проблем и принятия решений, до поднятия чувства ответственности и причастности к де­лам. Некоторые группы могут возникать и для выполнения других, менее формальных задач.

Не есть лишь сумма ценностей, взглядов и убеждений, присущих каждому члену группы, здесь не действует принцип сложения. Групповую психологию характеризует, скорее, принцип умножения, возведения в степень индивидуальных психологических категорий, что придает групповой психологии, во- первых, интенсивность, повелительность, намного превосходящую влияние индивидуально-психологического воздействия, и, во-вторых, объективный, т. е. не зависящий от воли отдельных членов группы характер. Групповые нормы предстают перед индивидом как объективный фактор в виде заранее предустановленных критериев оценок, стереотипов, образцов поведения.

В ряде исследований отмечалось, что в качестве важной черты следует выделить образование общих норм для группы, от которой зависит отдельная личность, и действие этих норм в качестве факторов саморегулирования группового поведения. Иначе говоря, психологическая зависимость отдельного лица от группы является мотивом для принятия им норм, общих для всей группы. Это ключевой момент процесса социализации, т. е. процесса усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, ценностей, убеждений, общественно значимых форм поведения.

Основные характеристики социальной среды так или иначе воплощаются в людях. Социально-психологические структуры таких социальных групп, как семья, производственная группа, группы совместного проведения досуга, учебная группа, воинское подразделение, группы, связанные общностью совместного проживания, и другие формы непосредственного взаимодействия людей, в случае реального включения индивида в систему межличных отношений в таких группах обусловливают возникновение серьезного влияния на соответствующее лицо, влияния, направленного на обеспечение желаемого (с точки зрения данной социальной группы) поведения.

Психологическая структура группы и неформальный лидер

Психологическая структура группы представляет собой сложную сеть психологических взаимосвязей и взаимозависимостей. Отдельными элементами такой структуры являются индивидуальные позиции, занимаемые каждым индивидом в процессе его самоутверждения в группе. В эту структуру включаются также отдельные мелкие группы, объединяющие индивидов по психологическим признакам.

Психологическая структура выражается также в определенных видах взаимоотношений, возникающих между индивидами в повседневном общении. Психологическая структура производна, ее образование обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. С другой стороны, она сама является фактором, оказывающим огромное влияние на личность. В силу этого она требует учета, изучения и вмешательства.

Психологическую структуру неформальных групп характеризует ряд важных особенностей. В ходе постоянного взаимодействия индивидов их отношения начинают ранжироваться по степени их важности для членов группы, внутригрупповые отношения приобретают структуру, основанную на степени предпочтений, оказываемых друг другу членами такой группы. В каждой группе неизбежно выделяются из своей среды тс, кому члены группы отдают наибольшее предпочтение.

Тот из числа членов группы, по отношению к кому проявляется наибольшее число предпочтений, становится лидером социальной группы. На другом полюсе структуры группы располагаются те (или тот), по отношению к кому проявляется наименьшее число предпочтений (отверженные). Структура эта складывается стихийно, но, раз сложившись, начинает во многом определять поведение ее членов. Принципиальную важность приобретает роль лидера социальной группы.

Главный признак лидерства — способность оказывать влияние на убеждения и деятельность членов группы. Лидер социальной группы — тот, кто инициирует действия, отдаст приказы, решает споры между ее членами и выносит по ним обязывающие решения. Лидер одобряет или не одобряет действия членов группы, подбадривает или пресекает такие действия. Члены социальной группы действуют, а часто даже думают и чувствуют так, как этого желает лидер, поддаваясь его влиянию в гораздо большей степени, чем влиянию любого другого члена группы.

Деятельность формальных групп становится более эффективной в случае, если неизбежно складывающиеся в их рамках неформальные группы ориентированы на достижение целей своей формальной группы, а неформальный лидер либо поддерживает деятельность формального руководителя группы, либо сам становится се официальным руководителем. Антисоциальные, преступные группы — группы неформальные, складывающиеся стихийно, и в этих условиях поведение, значение, роль их лидера («авторитета») имеет особое значение.

Психологическая структура группы служит мощным катализатором индивидуального поведения, однако в зависимости от содержания соответствующих групповых норм — катализатором социально полезных либо социально вредных форм поведения. Социальную группу могут характеризовать недостатки двоякого рода. Так, возможны дефекты ее внешней структуры. Типичный пример такой ослабленной социальной группы — это семья, где отсутствует один из родителей. В то же время возможны случаи, когда за внешне нормальной структурой социальной нормы скрываются серьезные дефекты во взаимоотношениях ее членов. Такие недостатки часто не соответствуют тем социально полезным целям, которые определяют деятельность данной социальной группы, лишают отношения в этой группе их реального содержания, вступают с ними в конфликт.

Поляризация групповой принадлежности

На заре человеческой истории, в рамках первых сообществ людей появилось осознание взаимной принадлежности друг к другу, объедиценности, т. е. представление «мы» (мы — племя, мы — род, мы — семья и т. д.). Существенно, однако, что представление «мы» возникало только тогда, когда данное сообщество сталкивалось с другим сообществом и появлялась необходимость обособиться от каких-либо «они». Осознание себя группой людей в качестве некоторой общности совершается только через противопоставление данной «своей» общности «другой», «чужой» общности или группе. Само понятие «мы» возможно только в связи и по поводу категории «они». «Мы» — это прежде всего не «они». Уже за тем происходит осознание и выделение содержательных характеристик, присущих данному «мы».

Представление о различии между «мы» и «они» может либо отражать незначительную степень субстанциональности, содержательности, либо усиливаться вплоть до приписывания такому различию качественного, сущностного свойства, вплоть до полного, кардинального (полярного) противопоставления «нас» — «им», вплоть до убеждения в существовании полного отличия, абсолютной несовместимости «мы» и «они». Это различие может характеризоваться определенной степенью негативизма по отношению к «ним» — от сравнительно нейтрального до отрицательного и враждебного. В последнем случае категории добра и зла поляризуются, причем, как понятно, добро — это «мы», «наше», а зло — это «они», «не наше», «чужое». При этом «им» может приписываться роль источника тех бед и лишений, причины которых неизвестны или неясны, либо (что очень трудно признать) источником своих бед являемся «мы» сами. В такой ситуации возникает возможность, очень часто реализуемая, возникновения в общественном сознании вымышленных, нереальных, мнимых, но зловещих «они», на которых взваливается ответственность за все беды. Мнимые «они», завоевывая свое место в общественном сознании, приобретают силу, становятся реальностью в действиях и устремлениях людей, выполняя свою социальную функцию. Эта функция заключается в подстановке вымышленных «они» там, где недостает действительных «они» для формирования определенных социальных общностей и групп.

Принципиально важно, что общность «мы» формируется путем подражания членов данной группы друг другу, в результате стремления быть подобными один другому. Представление «они» строится путем выделения черт, приписываемых «им», и такие черты, соответственно, используются для сплочения «нас» путем запрета уподобляться «им». Категория «они» нужна, чтобы сформировать и укрепить «нас», чтобы «мы» не поступали как «они». Отличие от тех, кто «не мы», стимулирует подобие «среди нас»; отрицание, негативное отношение к «ним» усиливает уподобление среди «нас».

Дезорганизация социальных общностей и групп

Динамика социальных процессов (демографических, миграционных, процессов урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести к их частичной дезорганизации.

Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре социальных общностей, гак и на внутренней, содержательной, функциональной их характеристике. Так, с внешней стороны социальные процессы миграции, развития городов, промышленности и т. д. ведут к распаду больших семей, к невозможности сохранения совместного семейного проживания двух или трех поколений, замене традиционной семьи семьей нуклеарной (муж, жена, ребенок); в производственных группах — к ослаблению профессиональной солидарности (распад гильдий); в территориальных — к утрате социальной, этнической гомогенности, чувства территориальной принадлежности, росту числа мигрантов в составе коренного населения, нарушению естественной уравновешенной половозрастной структуры.

Дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании групповых ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблению нормативной структуры группы, что, в свою очередь, ведет к росту отклонений в поведении членов общностей и социальных групп. Так, на 20 областей России с наивысшим коэффициентом прибытия мигрантов приходится 18 областей с наивысшим коэффициентом преступности.

Дезорганизация ведет к отклонениям в поведении ее членов в случаях:

  • участия индивида в различных социальных группах, которые навязывают ему противоречащие друг другу системы социальных ценностей и образцов поведения;
  • участия индивида в дезорганизованных группах, для которых характерна неопределенность социальных ролей, социальных требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие общественного контроля, неясность критериев оценок поведения.

Такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности, который служит средством обеспечения внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания, направленного против тенденций, ведущих к нарушению общности.

В этих условиях нормальные социальные группы не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд их существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой стандартов поведения, чувством солидарности и принадлежности к общности, предоставить упорядоченную систему ступеней социального признания и престижа. Степень сплоченности людей в социальных группах, единство их позиции представляет собой величину, обратно пропорциональную количеству социальных отклонений. Если степень единства (интегрированности) социальной группы (класса, общества) растет, то падает количество отклонений в поведении членов этой группы, и, наоборот, рост числа отклонений в поведении — показатель ослабления интегрированности социальных групп.

В этих условиях неэффективность влияния на индивида первичной социальной группы, слабость процесса его социализации (включение человека в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) приводит к усилению воздействия на него стихийно складывающихся групп, противопоставляющих себя общественно признанным ценностям и нормам, дающим индивиду чувство принадлежности и групповой солидарности, однако за счет включения его в антисоциальную, преступную активность. Таковы различные преступные группировки, группы потребителей наркотиков и т. д.


Групповая психология как объективный фактор. Психология группы не есть лишь сумма ценностей, взглядов и убеждений, присущих каждому члену группы, здесь не действует принцип
сложения. Групповую психологию характеризует, скорее, прин-цип умножения, возведения в степень индивидуальных психо логических категорий, что, во-первых, придаст групповой пси хологии интенсивность, повелительность, намного превосходя щую влияние индивидуально-психологического воздействия, и, во-вторых, придает групповой психологии объективный, т. е. не зависящий от воли отдельных членов группы, характер. Группо вые нормы предстают перед индивидом как объективный фак тор в виде заранее предустановленных критериев оценок, сте реотипов, образцов поведения.
В ряде исследований отмечалось, что в качестве важной чер ты процесса социализации следует выделить образование общих норм для группы, от которой зависит отдельная личность, и действие этих норм в качестве факторов саморегулирования группового поведения. Иначе іоворя, психологическая зависи мость отдельного лица от группы является мотивом для приня тия им норм, общих для всей группы. Это ключевой момент процесса социализации, т. е. процесса усвоения и активного вос производства индивидом социального опыта, усвоение ценнос тей, убеждений, общественно значимых форм поведения.
Основные характеристики социальной среды так или иначе воплощаются в людях. Социально-психологические структуры таких социальных групп, как семья, производственная группа, группы совместного проведения досуга, учебная группа, воин ское подразделение, группы, связанные общностью совмест ного проживания, и другие формы непосредственного взаимо действия людей в случае реального включения индивида в сис тему межличных отношений в таких группах обусловливают возникновение серьезного влияния на соответствующее лицо, влияния, направленного на обеспечение желаемого (с точки зрения данной социальной группы) поведения.
Психологическая структура группы и неформальный лидер. Психологическая структура группы представляет собой сложную сеть психологических взаимосвязей и взаимозависимостей. От дельными элементами такой структуры являются индивидуаль-ные позиции, занимаемые каждым индивидом в процессе его самоутверждения в группе В эту структуру включаются также от дельные мелкие группы, объединяющие индивидов по психоло гическим признакам.

Психологическая структура выражается также в определен ных видах взаимоотношений, возникающих между индивидами в повседневном общении. Психологическая структура произ- водна. Ее образование обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, но, раз сложившись, она сама явля ется фактором, оказывающим огромное влияние на личность. В силу этого она требует учета, изучения и вмешательства.
Психологическую структуру неформальных фупп характери зует ряд важных особенностей. В ходе постоянного взаимодей ствия индивидов их отношения начинают ранжироваться по степени их важности для членов фуппы; внутрифупповые от-ношения приобретают структуру, основанную на степени пред почтений, оказываемых друг другу членами такой фуппы. В каждой фугіпс неизбежно выделяются из своей среды тс, кому члены фуппы отдают наибольшее предпочтение.
Тот из числа членов группы, по отношению к кому проявляет ся наибольшее число предпочтений, становится лидером социаль ной группы На другом полюсе структуры фуппы располагаются те (или тот), по отношению к кому проявляется наименьшее число предпочтений (отверженные). Структура эта складывает ся стихийно, но, раз сложившись, начинает во многом опре делять поведение ее членов. Принципиальную важность приоб-ретает роль лидера социальной группы.
Центральный признак лидерства - способность оказывать влияние на убеждения и деятельность членов фуппы. Лидер со-циальной фуппы тот, кто инициирует действия, отдает прика зы, решает споры между ее членами и выносит по ним обязыва ющие решения. Лидер одобряет или не одобряет действия членов фуппы, подбадривает или пресекает такие действия. Члены со циальной фуппы действуют, думают и чувствуют так, как этого желает лидер, поддаваясь его влиянию в гораздо большей степе ни, чем такому же влиянию любого другого члена фуппы.
Деятельность формальных (признанных обществом, зако ном) групп становится более эффективной в случае, если не избежно складывающиеся в их рамках неформальные группы ориентированы на достижение целей своей формальной груп пы, а неформальный лидер либо поддерживает деятельность формального руководителя фуппы, либо (что оптимально) сам становится ее официальным руководителем. Антисоциаль ные, преступные группы - группы неформальные, складыва-
ющиеся стихийно, и в этих условиях поведение, значение, роль их лидера («авторитета») имеет особое значение.
Психологическая структура группы служит мощным ката-лизатором индивидуального поведения, однако в зависимости от содержания соответствующих групповых норм - катализа тором социально полезных либо социально вредных форм по ведения Социальную группу могут характеризовать недостатки двоякого рода. Так, возможны дефекты се внешней структуры Типичный пример такой ослабленной социальной группы - это семья, где отсутствует один из родителей. Возможны слу чаи, когда за внешне нормальной структурой социальной нор мы скрываются серьезные дефекты во взаимоотношениях се членов. Такие недостатки часто не соответствуют тем социаль но полезным целям, которые определяют деятельность данной социальной группы, лишают отношения в данной группе их реального содержания, вступают с ними в конфликт.
Поляризация групповой принадлежности. На заре человеческой истории в рамках первых сообществ людей появляется и осозна ние взаимной принадлежности друг к друїу, объединснности, т. с возникает представление «мы» (мы - племя, мы - род, мы - семья и т. д.). Существенно, однако, что представление «мы» возникаю только тогда, коїда данное сообщество сталки валось с другим сообществом и возникала необходимость обосо биться от каких-либо «они». Осознание себя группой людей в качестве некоторой общности совершается только через проти вопоставление данной «своей» общности - той, «другой», «чу жой» общности или группе. Само понятие «мы» возможно толь ко в связи и по поводу категории «они». «Мы» прежде всего это нс «они», а уже за тем происходит осознание и выделение со держательных характеристик, присущих данному «мы».
Представление о различии между «мы» и «они» может отра жать либо незначительную степень субстанциональности, со держательности, либо усиливаться вплоть до приписывания такому различию качественного, сущностного свойства, до полного, кардинального (полярного) противопоставления «нас» «им», до убеждения в существовании полного отличия, абсолютной несовместимости категорий «мы» и «они». Это раз личие может характеризоваться определенной степенью нега тивизма по отношению к «ним» - от сравнительно нейтраль-
ного до отрицательного и враждебного. В этом крайнем случае категории добра и зла поляризуются, причем, как понятно, добро - это «мы», «наше», а зло - это «они», не «наше», «чужое».
В последнем случае «им» может приписываться роль источ ника тех бед и лишений, причины которых неизвестны или неясны, или (что очень трудно признать) источником своих бед являемся «мы» сами. В такой ситуации возникает возмож ность, очень часто реализуемая, возникновения в обществен ном сознании вымышленных, нереальных, мнимых, но злове щих «они», на которых взваливается ответственность за все беды. Мнимые «они», завоевывая свое место в общественном сознании, приобретают силу, становятся реальностью в дей ствиях и устремлениях людей, выполняя свою социальную функцию. Эта функция заключается в подстановке вымышлен ных «они» там, где недостает действительных «они» для фор мирования определенных социальных общностей и групп.
Принципиально важно, что общность «мы» формируется путем подражания членов данной группы друг другу, в резуль тате стремления быть подобными один другому. Представление «они» строится путем выделения черт, приписываемых «им», и такие черты, соответственно, используются для сплочения «нас» путем запрета уподобляться «им». Категория «они» нуж на, чтобы сформировать и укрепить «нас», чтобы «мы» не по ступали, как «они». Отличие от тех, кто «не мы», стимулирует подобие «среди нас», отрицание, негативное отношение к «ним», усиливает уподобление среди «нас».
Дезорганизация социальных общностей и групп. Динамика социальных процессов (демографических, миграционных, процессов урбанизации, индустриализации) в качестве неже лательного результата может оказать деструктивное воздей ствие на социальные группы и общности, привести к их час тичной дезорганизации. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре социальных общнос-тей, так и на внутренней, содержательной, функциональной их характеристике.
Так, с внешней стороны социальные процессы типа мигра ции, развития городов, промышленности и т. д. ведут к распаду больших семей, к невозможности сохранения совместного се мейного проживания двух или трех поколений, замене тради-
ционной семьи семьей «нуклеарной» (муж, жена, ребенок); в производственных группах - к ослаблению профессиональной солидарности (распад гильдий); в территориальных - к утере социальной, этнической гомогенности, чувства территориаль ной принадлежности, росту числа мигрантов в составе корен ного населения, к нарушению естественной уравновешенной половозрастной структуры.
Дезорганизация функций таких обшносгей выражается в расшатывании групповых ценностей, противоречивости стан дартов и образцов поведения, ослаблении нормативной струк туры группы, что, в свою очередь, ведет к росту отклонений в поведении членов общностей и социальных групп. Так, среди 20 областей России с наивысшим коэффициентом прибытия мигрантов находятся 18 областей с наивысшим коэффициен том преступности.
Дезорганизация социальных групп ведет к отклонениям в поведении се членов в случаях:
участия индивида в различных социальных группах, ко торые навязывают ему противоречащие друг другу системы со циальных ценностей и образцов поведения;
участия индивида в дезорганизованных группах, для кото рых характерна неопределенность социальных ролей, соци альных требований, предъявляемых к индивиду; отсутствие об щественного контроля, неясность критериев оценок поведения.
Такого рода явления связаны с ослаблением социально- психологического эффекта общности, который служит сред-ством обеспечения внутригрупповой сплоченности и взаимо понимания, направленного против тенденций, ведущих к на рушению общности.
В этих условиях нормальные социальные группы не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд своих существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой стандартов поведения, чувством солидарности и принадлежности к общности, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания. Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности, единство их позиций представляют собой величи ну, обратно пропорциональную количеству социальных отклоне ний. Если степень единства (интегрированности) социальной группы (класса, общества) растет, то падает количество от-
клонений в поведении членов этой группы, и, наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель ослабления ин тегрированное™ социальных групп.
В этих условиях неэффективность влияния на индивидуума первичной социальной группы, слабость процесса его социа лизации (включение человека в систему ценностей и норм по-ведения, характерных для общества в целом) приводят к уси лению воздействия на него стихийно складывающихся групп, противопоставляющих себя общественно признанным нормам и ценностям, снабжающим индивида чувством принадлежнос ти и групповой солидарности, за счет включения его в антисо циальную, преступную активность. Таковы различные преступ ные группировки, группы потребителей наркотиков и т. д.

  • Психология управления и этика делового общения в коллективе.
  • Группа, масса, толпа.
  • Группы формальные и неформальные, открытые и закрытые, их характеристики. Референтная группа.
  • Устройство группы.
  • Организационное поведение: роль, маска.
  • Структура неформальной группы.

Поскольку психология делового общения - составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают

· психические, процессы (познание, эмоции, воля),

· свойства психики человека (способность, характер, темперамент),

· а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:

1.принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, 2.взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;
3.принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;
4.принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

Социальная психология – это попытка понять и объяснить, как на мысли, чувства и поведение индивидов влияет действительное, воображаемое или предполагаемое поведение других. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности – важнейший вопрос социальной психологии.

Социальная группа - объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Признаки социальной группы:

1) наличие внутренней организации;

2) общая (групповая) цель деятельности;

3) групповые формы социального контроля;

4) образцы (модели) групповой деятельности;

5) интенсивные групповые взаимодействия

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

  • социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);
  • стигматизация - «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) - стиль жизни данной группы;
  • идентификация - отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы - другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе-выходе», а также через механизм социального контроля;
  • хабитуализация - то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Виды социальных групп:


Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Любая организация (крупная или небольшая, коммерческая или некоммерческая, частная или государственная) состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям:

По принципу формальности:

а) формальные;

б) неформальные;

По размеру:

б) триада;

в) малая группа;

г) большая группа;

По длительности существования:

а) временные;

б) постоянные

По регулярности и частоте взаимодействия:

а) первичные;

б) вторичные;

По степени сплоченности:

а) группа;

б) команда;

По ведущей деятельности:

а) учебные;

б) спортивные;

в) семейные;

г) управленческие;

д) производственные и т.д.

По факту существования:

а) номинальные;

б) реальные.

При общей классификации больших социальных групп можно сказать о том, что существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Знание законов толпы может принести и существенную практическую пользу. Ле Бон пишет: «История учит нас, что толпы чрезвычайно консервативны. Несмотря на их внешне революционные побуждения, они всегда возвращаются к тому, что разрушили». Толпа – это временная совокупность равных, анонимных и схожих между собой людей, в недрах которой идеи и эмоции каждого имеют тенденцию выражаться спонтанно. Толпы представляют скопления людей, которые объединяются вне учреждений и вопреки ним на временных основаниях. Одним словом, толпы асоциальны и асоциальным образом сформированы. Они являются результатом временного или непрерывного разложения групп и классов. Основной чертой толп является слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушевывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый стремится походить на ближнего, с которым общается. Это скопление своей массой увлекает его за собой, как морской прилив уносит гальку. При этом все равно, каков бы ни был социальный класс, образование и культура участвующих. «С самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать». Состояние человека находящегося в массе, всегда сравнивали с сумеречным состоянием. Его сознание, утратившее активность, позволяет ему предаться мистическому экстазу, видениям или же в состоянии помрачения предаться панике или наваждению.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.

Термин «группа» можно трактовать по-разному, в зависимости от точки зрения. Одно из наиболее глубоких определений утверждает, что если в организации существует группа, то ее члены:

  • 1) имеют мотивацию для присоединения к группе;
  • 2) воспринимают группу как единый союз взаимодействия;
  • 3) в разной степени участвуют в групповых процессах (т. е. одни люди отдают группе больше времени и энергии, чем другие);
  • 4) достигают соглашений и выявляют разногласия, осуществляя различные формы взаимодействия.

Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Прежде всего рассмотрим устройство группы (рис. 1). (Эта схема предложена Э. Берном, создателем психотерапевтической системы под названием «Трансактный анализ.) Она имеет большую наружную границу. Это стены класса, где проходят занятия, помещения, где расположена клиника, забор, который не позволяет проникать посторонним на завод или в воинскую часть.

1. Большая наружная граница
2. Большая внутренняя граница
3. Малые внутренние границы
4. Руководство
5. Подчиненные

Маленькая окружность, находящаяся в большой, это большая внутренняя граница. Она отделяет руководство группы от ее членов. Члены групп не всегда являются однородной массой. Успешно можно руководить непосредственно не более чем 9-12 людьми. Группа, как капля ртути, при превышении определенных размеров начинает делиться на более мелкие группы. Поэтому тогда, когда группа начинает превышать названную выше цифру, необходимо ее разделить так, чтобы в первичной группе было 7-9 человек и во главе ее стоял руководитель. Тогда у руководителя более крупного масштаба в подчинении будет около 10 человек. В этом плане довольно неплохо устроена армия. Во взводе имеется 3-4 отделения. В каждом отделении 10 человек. Таким образом, в распоряжении командира взвода имеются 4-5 подчиненных: его заместитель и командиры отделений. А где же остальные 3? Это лидеры неформальных групп, о чем мы поговорим чуть позднее.

Группы бывают открытые и закрытые. Открытые группы устроены так, что одни члены уходят, на их место приходят другие. Меняются не только члены группы, но и руководители. Таким образом, производственные коллективы можно рассматривать как открытые группы. Закрытые группы формируются одномоментно для выполнения какой-либо специфической задачи. После ее выполнения группа перестает существовать.

А теперь о неформальных группах. Если руководитель не знает об их существовании и не знает, кто там лидер, он будет допускать ряд организационных ошибок. Стремясь «дойти до каждого члена коллектива», он может разговаривать не с лидером неформальной группы, а с ее членом, Тогда любая его просьба, любое распоряжение будет выполняться не напрямую, а после беседы с лидером. А если с лидером контакт не налажен, может наблюдаться или неповиновение, или искаженное выполнение.
Упомяну здесь об одном распространенном мифе о недисциплинированности людей. Люди очень дисциплинированы, просто очень мало руководителей, которые умеют управлять по всем правилам науки. Вот и в группе происходит то же самое. Руководитель беседует не с лидером неформальной группы, а с ее членом. В результате его распоряжение искажается советами и запретами лидера. Будем помнить, что власть лидера абсолютна, а власть руководителя определяется служебными инструкциями.

Когда человеческий рассудок берет верх, толпа разбегается. В толпе человек поступает не в соответствии со своим опытом, а в соответствии с мнением большинства или вождя.
Толпа беспрерывно бывает в состоянии, окрашенном то черным, то розовым в зависимости от получаемых из внешней среды импульсов. Этим объясняется их вечная переменчивость. Можно наблюдать мгновенный переход от самой кровавой свирепости к благородству и героизму в высшем смысле. Толпа легко становится то палачом, то также и мученицей. Почему сейчас возникают толпы? Сейчас социальные связи легко разрываются. Информация передается быстро, ритм городской жизни ускоряется, а беспрерывная миграция населения разрушает человеческие сообщества. Все это способствует созданию новых, которые воссоздаются в форме непостоянных и разрастающихся толп. Способствуют такому сплочению и средства массой информации, особенно телевидение. Кстати, через них можно бы было и организовывать и воспитывать людей. Но на этом много денег не заработаешь. Да и умные люди в толпу не сбиваются и шума не поднимают.
Неформальные группы возникают вследствие невозможности решения какой-либо задачи единоличными усилиями и отсутствия непосредственной заинтересованности в ее решении нескольких членов организации.

Сила объединенного труда неизбежно формирует общность интересов. Коллективная заинтересованность людей является результатом уже самого факта наличия у них однородных операций, сходной профессии или общности интересов. Превосходство групповой деятельности над индивидуальной имеет место при решении не всех задач. Однако в целом ряде случаев коллективные действия являются наиболее успешными.

Последние исследования, проведенные П. Блау, У. Скоттом, М. Шоу, показали, что при сопоставлении индивидуального и группового исполнительства результативность была выше у последнего - социальное взаимодействие обеспечивало механизм исправления ошибок.

Превосходство групп над индивидами выражается в следующем:

· при социальном взаимодействии происходит отсеивание неэффективных предложений, что служит механизмом исправления ошибок;

· предоставляемая в социальном взаимодействии социальная поддержка облегчает мышление;

· наличие соревнования между членами группы за уважение мобилизует их энергию на большой вклад в решение задач.

Неформальная групповая деятельность выражается также в образовании творческих групп наряду с индивидуальным творчеством. В этой форме самоорганизации проявляются рационализация и изобретательство. Поэтому в рамках неформальной организации могут удовлетворяться и потребности социальные, творческие, оказывающие содействие самореализации личности, престижу и признанию.

Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировании личности, устранении беспокойства и т.п.

Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают успешнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии либо же в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.

Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием группы.

Во-первых, под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу внимания, систему оценок за счет более пристального обращения к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.

Во-вторых, в группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный «вес» в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.

В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.

В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека «мозговой атаки» существенно повышает творческий потенциал человека.

В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку.

Неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется.

Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью. Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными. Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но и оказывает воздействие на группу, на других ее членов.

Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействовать на нее, вносить изменения в ее функционирование с тем, чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справиться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависит как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиций того, что он считает для себя наиболее важным. При этом его рассуждения всегда находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.

Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться своя степень проявления. То есть, например, можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о неразрешимом конфликте.

В случае кооперации между членом группы и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, воспринимает решения группы и готов к поиску путей поддержания отношений с группой на взаимовыгодной основе.

При слиянии человека с группой наблюдается установление таких отношений между человеком и остальной частью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого. Человек строит свои цели исходя из целей группы, в значительной мере подчиняет свои интересы ее интересам и идентифицирует себя с группой. Группа в свою очередь также старается смотреть на индивида не как на исполнителя определенной роли, а как на полностью преданного ей человека. В этом случае группа берет на себя заботу о человеке, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и в решении его личных проблем.

В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов:

· организационными,

· эмоциональными.

Первая группа факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно легко разрешить. Ко второй группе конфликтов относятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т.п.

Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо поддаются полному устранению.

Конфликт между членом группы и группой неверно рассматривать только как неблагоприятное, негативное состояние в группе. Оценка конфликта принципиально зависит от того, к каким последствиям для человека и группы он приводит.

Но очень часто конфликт в отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что конфликт может привести к благоприятным последствиям. Во-первых, конфликт может повысить мотивацию на достижение целей. Он может вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния. Во-вторых, конфликт может привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы. В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к решению задач группы, в генерировании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между членами группы, и т.п. В-четвертых, конфликт может привести к проявлению межличностных отношений, к выявлению отношений между отдельными членами группы, что в свою очередь может предотвратить возможное негативное обострение отношений в будущем.

Организационное поведение - это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека. Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:

  • - установки, ценности, предпочтения, наклонности индивидуумов, формирующиеся в сознании;
  • - поведение индивидуумов в отношении физических объектов в случае неожиданных информационных и социальных контактов;
  • - поведение групп, команд и других группировок, характеризующихся общением «лицом к лицу»;
  • - поведение организационных единиц, таких как отделы, отделения, фирмы или крупные концерны; - поведение взаимосвязанной группы организаций;
  • - поведение внутренней и внешней среды компании, например эволюция технологии, рынков, конкуренции, государственного регулирования и т. д.

Роль – это то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций. Во время своей лекции я играю роль лектора, а студенты – роль слушателей. Что ожидают от меня студенты? Во-первых, что я буду рассказывать новые для них вещи, во-вторых, рассказывать увлекательно и интересно, в-третьих, не оскорблять их. Если мое поведение соответствует их ожиданиям (экспектациям), они ведут себя тихо, слушают внимательно и наиболее важное записывают (это мои экспектации). В противном случае они накладывают на меня санкции, т. е. начинают читать, рисовать, бубнить и т. д. При этом они не соответствуют моим экспектациям. Если они от меня зависят, я могу сделать им замечание, но слушать все равно не заставлю. Я просто могу принудить их сидеть тихо. Вот теперь понятно, почему лучше построить работу группы так, чтобы руководитель зависел от подчиненных, клиент от заказчика, врач от больного, педагог от студента, а не наоборот, как, к сожалению, часто бывает у нас. Ведь если бы студенты могли от меня свободно уйти, у меня не было бы никакого другого выхода, как научиться читать лекции хорошо.

Если я искренне играю свою роль, то по моему исполнению можно судить, что я за человек, каковы мои способности, темперамент, мировоззрение. Но иногда роль настолько автоматизируется, что перестает отражать личность как таковую. Тогда индивид просто меняет одну роль на другую, а личности как таковой нет, или роль отрывается от личности, по тому, как человек играет свою роль, уже нельзя понять, кто он такой как личность. Роль по сути дела становится маской (см. ниже)
Приведу несколько примеров. Педагог, играя роль педагога, ведет себя, как положено, с его точки зрения, педагогу. Он часто бывает строг, неумолим к нарушителям дисциплины, читает всевозможные нотации, требует от своих учащихся систематического выполнения заданий. Но вот он сам стал студентом, т. е. поехал на факультет усовершенствования учителей. Его поведение резко меняется. Сейчас он играет роль студента. Он опаздывает на занятия, разговаривает во время лекций, иногда не приходит вообще. Где его личность? Ведь если бы он искренне играл роль педагога, то, став студентом, он бы сочувствовал своему коллеге и не нарушал бы занятий.
Я знаю, что на факультете усовершенствования врачей самыми злостными нарушителями дисциплины были курсанты цикла «Организация здравоохранения». А ведь контингент этого цикла – главные врачи больниц и их заместители.

Маска – это поведение, которое использует личность для безопасного общения. У нас много масок, и надеваем мы их автоматически. Маска радости на свадьбе, маска скорби на похоронах, маска благовоспитанности на званых обедах. Иногда маска так прирастает к человеку, что мы забываем, какой он был, да и он сам не знает, какова его сущность. Так, порой на улице с лету можно узнать учителя, военного, врача… Человек и дома начинает вести себя, как на работе. Он в маске. Довольно часто его нельзя «уколоть», но ведь нельзя и «погладить»! Он в маске! Я вас не призываю сбросить с себя эти маски сразу. Но лучше бы их в личности не держать, а использовать как «накидки конвенциональности». А то ведь маски иногда так прилипают к личности, что становятся их сутью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!