Образы нечистой силы в национальном фольклоре


Ловикова Ольга Александровна, воспитатель ГБДОУ д/с № 23 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

На современном этапе развития дошкольного воспитания в исследованиях психологов-педагогов (Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С. Ушакова) 5-6 год жизни является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, образным выражениям.
Как отмечают психологи и методисты Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, ребенок тогда усваивает родной язык, выразительность языка, когда имеет возможность подражать разговорной речи окружающих – родителей и педагогов.

Такие способы исполнения даже в случайных ситуациях стриткворнера рассматриваются как соревнование между «хорошими» или респектабельными нормами и идеалами сообщества и более смешными «плохими» средствами поиска репутации. Поскольку лингвистические разновидности, используемые в таких плохих разговорах, далеки от так называемого стандартного английского языка в континууме речи, эти способы общения сохраняются как альтернативное средство для респектабельности достижения статуса в сообществе. Кроме того, способность использовать такие разновидности в формах исполнения, таких как эпические тосты или блюз, позволяет исполнителю взять на себя какое-то лидерство в сегменте сообщества, ищущем репутацию.

Проблема развития выразительности речи детей нашла отражение в трудах известных отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец) и педагогов (А.М. Леушина, Ф.А. Сохин, А.И. Полозова и др.) Однако, до настоящего времени не решен ряд вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками; каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.
Использование в работе со старшими дошкольниками произведений малых форм фольклора открывает широкие перспективы развития выразительности речи, что обусловлено спецификой содержания и форм произведений малых форм фольклора, характером знакомства с ними. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Фольклор можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности.
Термин «выразительность речи» употребляется в нескольких значениях, которые не до конца дифференцированы. По мнению Е.А. Земской выразительность звучащей речи является таким обязательным элементом, как например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика, условия контакта собеседников и т.д. Значение этих факторов настолько велико, что они, как известно, влияют на особенности языкового выражения устной речи (морфология, синтаксис и т.д.)
В научной литературе употребляется несколько омонимичных терминов «выразительность», которые используются для обозначения одного из коммуникативных качеств речи. Во втором значении имело бы смысл употреблять термин «средства выразительной устной (звучащей) речи».
Объем понятия «средства выразительности устной речи» в настоящее время в научной литературе не определен однозначно. Некоторые авторы сводят его к интонации. В этом случае объем термина «интонация» расширяется весьма значительно, включая в свой состав вряд ли относящиеся к ней элементы. Другие авторы расширяют это понятие, включая в средства выразительности и техническую сторону речи, например Б.С. Найденов называет среди средств выразительности устной речи силу звука, его высоту, тембр голоса и т.д.
Выразительность – это качество звучащей речи, позволяющее с помощью различных средств придать голосу эмоциональную окраску, способность передавать голосом определенные чувства. Выразительность является результатом активного отношения говорящего к своей речи. Этот источник выразительности звучащей речи Б.С. Найденов определил, как «увлеченность говорящего». Вторым источником выразительности речи играет большую роль в формировании хорошей речи. В то же время психологическое воздействие аудитории может носить как положительный, так и отрицательный характер. Говорящий должен верно определить психологическое состояние, «настроение» аудитории и построить свою речь таким образом, чтобы в наилучшей форме достичь целей конкретной коммуникации.
"Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя"– писал Рождественский Н.С.
Выразительность речи зависит так же от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Элементы выразительности речи. Выразительность звучащей речи складывается из двух пластов: логического и эмоционального.
Логический анализ речи включает ряд операций. Вначале выделяются целостные смысловые отрезки (синтагмы), из которых состоит высказывание. Синтагма может совпадать с предложением, например: Моросил мелкий дождь. Так же синтагма может не совпадать с предложением, т.е. в границах одного предложения содержится несколько синтагм, например: Я долго не мог ей ничего ответить,// и мы молча стояли друг против друга, // держась за руки, // прямо, // глубоко и радостно смотря друг другу в глаза. Членение речи на синтагмы допускает варианты. Обычно синтагма совпадает с дыхательной группой (отрезком речи, произносимом на одном выдохе).
Синтагмы отделяются друг от друга логическими паузами, т.е. остановками в речи, которые обусловлены содержанием. Определение мест логических пауз является следующим этапом логического анализа.
Логические паузы отделяют друг от друга смысловые отрезки. Одновре-менно логическая пауза может совпадать с границей дыхательной группы и служить местом, в котором надо делать вдох и выдох воздуха. Этот момент связывает логику речи и технику речи: граница дыхательной группы обязательно должна быть в месте логической паузы, в противоположном случае вдох нарушит логическое членение речи.
Наряду с логическими паузами выделяют так же психологические, которые появляются в эмоциональной, возбужденной речи перед сообщение чего-либо важного, неожиданного, необычного, например: И будет все как будто бы под небом // и не было меня! (М. Цветаева). И это она сказала // ему! Овладение психологическими паузами чрезвычайно важно для речи педагога, поскольку делает её живой, эмоционально насыщенной, способствует установлению психологического контакта с учащимися.
Следующий этап – нахождение ключевых слов в каждой синтагме. Эти ключевые слова, произносимые с большей силой голоса, энергией, с «ударением», наиболее важны в смысловом отношении и составляют логический стержень синтагмы. Их выделение принято называть логическим ударением, поскольку с помощью этого приема говорящий указывает на важнейшие с его точки зрения слова.
Наконец, при формировании логической стороны высказывания следует определить тональный рисунок (мелодику высказывания). В лингвистиче-ской литературе для определения этого понятия используется термин «интонация», понятие которого рассмотрено выше.
Эмоциональная выразительность речи. Под эмоциональной выразительностью речи мы понимаем возможность с помощью голоса выражать те или иные чувства, отношение человека, воплощение в высказывании.
Наконец, для устной речи, для непосредственного контакта говорящего имеют немаловажное значение также дополнительные средства выразительности, как жесты, мимика и др.
Выразительность речи – важнейшее коммуникативное качество, обеспечивающее на риторическом уровне достижение влиятельности высказывания, его действительности; собственно в культуре речи – это ее эстетичность, гармоническое построение, предполагающее раскрытие возможностей слов и их сочетаний. Выразительность может находиться в противоречии, например, с чистой речи, с ее краткостью, логичностью.
Выразительность предполагает использование в речи определенной системы средств – фигур, тропов, и структур. Система средств нужна в речи именно в целях выразительности – для того, чтобы обеспечить не только адекватную передачу информации, и ее понимание, но и собственно воздействие на слушателя, а также максимальное выражение в слове мысли, образа, собственного отношения к нему.
«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», - писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений на-зывается языком речевого общения.
Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым поведением.
Неречевые средства могут быть сведены к кинесическим (движениям те-ла), пространственным (организация поведения, межличностного общения), к временным характеристикам взаимодействия.
Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функ-ции в процессе общения.
Многие ученые говорят о том, что словесный канал используется для пе-редачи информации, а невербальный для «обсуждения» межличностных отношений.
Дикция (от лат. diction – произнесение) – четкое, ясное произнесение зву-ков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных (произносимых) характеристик звуков.
Дикция, является одним из обязательных элементов техники речи, кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и, следовательно, затрудняет понимание слушателями говорящего.
Говорящий человек передает слушающему интонацию трех родов. Во-первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во-вторых, кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано превращается в что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.
О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты. Например, Э. Сепир, отмечая: «…фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики… - все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность».
Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью.
Голос – индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является тембр. Звуковая окраска – очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.
Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависит от таких его качеств, как чистота дикции, а также звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.
Звучность голоса создает так называемую «благозвучность» речи. Звучный голос – это чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, от плохой постановки речевого дыхания.
Термин «интонация» имеет два значения – узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широ-кий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей ре-чи, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.
Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.
Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выделяются сле-дующие компоненты: сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм (темпо ритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр. Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения… Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревога, радость…), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость и т.д.). В трудах Н.И.Жинкина утверждается, что интонация присуща так же письменной речи: должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.
М.М. Бахтин отмечает: «Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонация социальна (по преимуществу)».
Основной тон высказывания – сверхсегментная единица языка и речи, интонационно-звуковое средство выразительности речи, - служит для выражения как смысловых, так и эмоционально дополнительных оттенков речи. Как отмечает Т.А. Ладыженская, «…тонов может быть столько, сколько разных эмоций, разных отношений».
Тон речи создается не только тембром или мелодикой звучания, но и всем комплексом фонетических средств (тембр голоса, высота тона и ее движение в слове, длительность ударного гласного, удлинение согласного ударного слога, посложное произношение, темп, громкость и др.)
Другим компонентом интонации является громкость. Громкость речи определяется через силу и интенсивность звука.
Логическое ударение – выделенность слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью.
Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении. Есть четыре способа выделить слово: более замедленным произношением, усилением голоса, изменением высоты голоса, паузой перед словом (а иногда и после него).
Речевое дыхание. Речевое дыхание и дыхание физиологическое имеют принципиальные отличия. Первое отличие связано с произвольностью речевого дыхания, человек способен управлять этим видом дыхания в отличие от физиологического. Второе отличие связано с определением активной доли легкого. Правильное речевое дыхание – диафрагмально-реберное. Это значит, что при правильном речевом дыхании вентилируются нижние доли легких. Это наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. По этой причине такой тип дыхания получил название речевого (звукового, фонационного). Третье отличие речевого и физиологического дыхания обусловлено их структурой. Физиологическое дыхание в спокойной форме состоит из вздоха и выдоха одинаковой длительности. Речевое дыхание имеет иную структуру: короткий вздох, задержка и длительный выдох, во время которого и происходит образование звуков.

И наоборот, говорящий хорошо размещает один в потенциальном центре уважающего себя сегмента сообщества. Таким образом, мы находим много дискуссий в сообществе о блюзмене в отношении проповедника и о разных способах говорить и выступать в целом. И человек, который может контролировать все эти коды в соответствующем месте, действительно имеет очень высокий статус. С точки зрения истории кодов и разновидностей эта ситуация, в которой поддерживается ряд исторически различных форм в выразительных целях, противоречит обычным способам изучения языка и знаний этнических сообществ.

Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме "Мороз, Красный нос" очень большую роль играет народно-поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в представлении горюющих родных:

Чаще всего, конечно, иммигрантские группы наблюдаются и оцениваются в отношении того, насколько быстро и эффективно они актуализируются от языка Старого Света до американского английского. Но в социальных ситуациях, когда этническая группа и альтернативные языки были в этой стране в течение некоторого времени, как и у афро-американцев, мексиканских американцев и американских индейцев, эта иммигрантская модель изменений не имеет отношения.

Скорее, озабоченность социолингвистически ориентированного фольклориста заключалась в том, чтобы документировать ситуацию с языком, поскольку она поддерживает ряд кодов или разновидностей в качестве выразительных ресурсов. В единственной работе фольклорной стипендии, которая явно фокусируется на родном языке, поскольку она тяготеет к английскому языку, Барбара Киршенблатт-Гимблт объединяет состав материалов из восточно-европейской еврейской общины Торонто. Не только сохранились вербальные формы Старого Света живые, в то время как новые появились из опыта иммиграции, но возникло большое количество знаний, которые активируют активное и обычно остроумное смешивание этих языков и культурных форм.

Сплесни, ненаглядный, руками,

Сокольим глазком посмотри,

Тряхни шелковыми кудрями,

Сахарны уста раствори!

Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей мелодикой с народной песней, и использование народно-поэтических эпитетов: "горючие слезы", "сизокрылый", "желанный". Прием лирического параллелизма – сравнения человека, его чувств с явлением природы – используется для описания безутешной вдовы:

Первичные формы в такой ситуации - это рассказы, рассказываемые на английском языке на идишских пуантах, и наоборот. Киршенблатт-Гимблт демонстрирует, что изучение нового языка - это более сложный процесс, чем общепризнанный, потому что сама ситуация изменений порождает устные художественные формы как средство отображения центральной части компетенции. Эти возникающие знания, в основном, являются метакоммуникационными - составленными из знаний, посвященных характеру общения в новой социокультурной среде.

Таким образом, концепция мультикультурности становится не столько вопросом сброса одной культуры и другой, но и приобретением новых культурных и языковых ресурсов, которые по своему качеству новизны являются «ориентированными» на гибкие и функциональные устройства коммуникации, В такой переходной ситуации есть автоматический эффект переднего плана; благодаря культурному контакту словесное знание становится все более самосознательным, поскольку оно опирается на постоянно расширяющийся диапазон выразительных ресурсов.

Береза в лесу без вершины -

Хозяйка без мужа в дому.

Идея поэмы – прославление "величавой славянки". Образу Дарьи придается обобщенно-лирический характер. Она представляет собой национальный женский тип. Некрасову важно выделить основные ее качества – внешнюю красоту и душевную силу, жизненную стойкость и мудрость. Эпитеты, которыми наделяется Дарья, эмоционально-оценочные:

Нарративные знания особенно используются в качестве средства утверждения и тестирования новых знаний. В этой ситуации многоязычный рассказчик становится образцом для успешного аккультурации. Воспользовавшись другими языками, говорящими иначе, рассказчик сохраняет полезность старого словаря, старых изречений, даже если они служат только ресурсом для юмористических эффектов. Идея использования континуума креолов для понимания процессов, затрагивающих этнические фольклоры, возникает из-за необходимости признать, какие альтернативные экспрессивные ресурсы существуют для сообщества в любое время в его истории.

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока…

В ее описании сочетаются моменты реалистические с моментами во многом романтическими: сила, ловкость, мужество женщины гиперболизируются:

В игре ее конный не словит,

В беде – не сробеет, – спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты, гиперболические сравнения, свойственные легендарно-сказочным жанрам устной народной поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с "бусурманской ратью", что вышла воевать с женщиной.

Подчеркивая такие альтернативы, мы осознаем, как устное творчество может действовать в ситуациях, которые иначе описываются как отчуждение, маргинализация и эксплуатация. Кроме того, важно признать, что этническая принадлежность часто является аспектом исполнительского я, выбор, сделанный индивидуально из роли, которую нужно сыграть, что стало возможным благодаря сохранению этих более старых способов выражения.

Однако взгляд на сосуществование многих этнических групп в Соединенных Штатах из-за пределов этих групп представляет собой совершенно другую перспективу, поскольку посторонний человек особенно осведомлен о своем статусе в сообществе и о различии между его или ее традициями и группы. Когда есть какая-либо защита или социальная напряженность между такими внешними наблюдателями и наблюдаемой группой, результат часто является стереотипным. «Разные» означают хаотичность, действующую как дети или даже животные; выражая еще одну культуру, тогда знаки, не имеющие культуры, - ни стиля, ни вкуса.

Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем-то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы:

Слышу я конское ржанье,

Слышу волков завыванье,

Слышу погоню за мной…

Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой:

Но когда такие различия драматизируются в обстановке доброй воли, отсутствие понимания может быть переведено в готовность узнать о таких культурных альтернативах и даже наслаждаться ими. Таким образом, к аутсайдерам приглашаются свидетели того, как живет жизнь, традиции, проводимые внутри этнической группы. Естественно, деятельность, наиболее доступная для наблюдения и даже участия, - это те, в которых группа находится на своем «лучшем поведении» - как в обрядах, церемониях и праздничных приемах - или когда они исполняются.

В сокращающемся мире деятельностью, привлекающей внимание посторонних, будут те, которые имеют сильное чувство стиля и приличия. Действительно, это такие традиционные и стильные, как танцы, клоунады, акробатика, песня, церемония, декоративное искусство, ремесла и кулинария, которые наиболее легко понимаются и которые превосходят языковые различия. Следовательно, именно в этих сферах мы становимся свидетелями традиционного этнического выражения. В любом культурном анклаве некоторые жанры традиционного знания и некоторые ситуации исполнения будут более частными и ориентированными на семью, а некоторые станут более публичными.

Черная туча, густая-густая,

Прямо над нашей деревней висит,

Прыснет из тучи стрела громовая,

В чей она дом сноровит?

Появление Мороза-воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт пользуется приемом анафоры – повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый зачин делает поэтическую речь более экспрессивной:

Сцены или события, проводимые внутри семьи или группы сверстников, очевидно, более частные и более актуальные в ссылках и, следовательно, более ограничены в аудитории, чем более крупные собрания. С растущей ценностью этнического разнообразия некоторые из этих более частных форм эстетических встреч все чаще развиваются в публичные выступления.

Типичным для этого дрейфа было использование фестивалей или ярмарок или какого-либо другого объявленного публичного мероприятия в качестве средства драматизации этнической настойчивости в сообществе или районе, церкви или социальной группе. То, что было иммигрантским фольклором, а затем этническим фольклором, становится фольклором этнической принадлежности. По сути, это требует использования уже публичных, общесекторальных событий как средства получения еще более широкой публики участия некоммерческого участника.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Образ Мороза-воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве. То, что Некрасов – поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз-воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз-воевода – это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого.

События, которые в какой-то момент истории сообщества использовались как средство утверждения и сохранения этнических границ, становятся тем самым инструментом, с помощью которого граница открывается - по крайней мере, на данный момент. Аналогичным образом, более частные формы становятся доступными для большей общественной подверженности.

Концепция живого музея или народного музея все больше и больше пытается не только воссоздать домашние поведения, такие как работа в кустарной промышленности и приготовление пищи; кроме того, выступления или отчеты о выступлениях игр, загадок, рассказов и песен, которые связаны с очагом или столовой, импортируются в эти, по существу, туристические презентации. Именно эти публичные демонстрации делают отличительные этнические поведения доступными для исполнения всеми, кто хочет их изучить. Таким образом, этнический стиль, а также предметы исполнения отделяются от народных общин, которые порождают их, и используются для совершенно разных популярных эффектов.

Мы увидели, что поэт заимствует изобразительные средства из народно-поэтического творчества, вплетает их в авторский текст. Н. А. Некрасову не свойственно многообразие собственно-авторских поэтических приемов, сложных метафор, но от того еще более значимыми становятся созданные им символы.

44. Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос"

Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю.

Вместо того, чтобы работать в практически однородных сообществах, в которых участники встречаются лицом к лицу, чтобы развлекать и инструктировать друг друга, эти способы исполнения используются в группах, которые объединяются только для развлечения. Медиа-запись, а также микрофон значительно увеличивают аудиторию, а люди выступают с другими, не известными лично. Народные традиции предоставляют материалы для празднования стилистического разнообразия, которое имеет мало общего с этнической общностью, из которой оно возникает; выступление этнической принадлежности, далекое от того, чтобы стать заявлением о культурной преемственности и укорененности, скорее появляется как способ выхода на рыночную экономику теми, кто осуществляет этнический стиль исполнения или представления.

Поэма "Мороз, Красный нос" написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно-поэтической лексики, но тема ее – сфера народной, крестьянской жизни, и пласт народно-поэтический в ней еще более заметен. Роли фольклорных элементов могут быть разными, а сами они могут относиться как к сфере формальной, так и к сфере идейной.

В этот момент каждый может научиться играть в банджо или даже японскую кото, так же как они могут брать уроки, как готовить крупы или сукияки. Этот процесс публичной приватизации также часто означает драматизацию того, что до сих пор не было драматичным, выполняя действия, которые не являются неотъемлемо перформативными. Например, в развитии фольклорных фестивалей проблема создания ремесел и методов работы возникла постоянно. Раньше стало очевидно, что зрители фольклорного фестиваля так же заинтересованы в процессе ремесленничества и другой работы, как в музыке и танцах.

Если обратить внимание на язык поэмы, то мы заметим большое количество слов, характерных для народной поэзии. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ноженьки, спинушка, Саврасушка, зимушка, Дарьюшка, дубровушка, подруженьки, скотинушка:

Солнышко серп нагревает,

Солнышко очи слепит,

Жжет оно голову, плечи,

Следовательно, иллюстрации этих ремесел на месте развиваются в спектакли, а также демонстрации. В такой момент требуется посредничество предъявителей, людей, которые могут объяснить процесс во время его выполнения. Такая фигура часто использует традиционные нарративы, такие как анекдоты, рассказы героев и личные анекдоты как важные особенности производительности кадрирования. В такой момент, хотя элементы вербального искусства по существу те же, что и те, которые встречаются в народном сообществе, их контекст и, следовательно, их смысл существенно меняется.

Ноженьки, рученьки жжет.

Функция подобных слов в фольклоре не уменьшительная: ритм произведений в большинстве случаев требовал многосложных слов. Также и у Некрасова – эти слова служат воспроизведению ритма народной поэзии. Тем самым формальное средство сближает его поэзию с народным стихом, делает ее столь же напевной, передает сам дух фольклора.

С формально-содержательной стороны в поэме можно выделить такие отсылающие к фольклору моменты, как описание детской игры, свадебного обряда, плач по покойнику.

Некрасов был знаком с тяжелым патриархальным семейным бытом крестьян, прекрасно знал тяжкую долю женщины: "с рабом повенчаться", "быть матерью сына раба", "до гроба рабу покоряться". Но семья Прокла и Дарьи была иной, жену и мужа связывали и любовь, и крепкая дружба. Поэтому поэт рисует нам счастливые моменты, игры детей, размышления родителей об их будущем. Красавица-девочка Маша всегда становится маковкой в народной игре "Сеять мак":

Голубчик! красавицу нашу

Весной в хороводе опять

Подхватят подруженьки Машу

И станут на ручках качать!

Жизнь Прокла и Дарьи, несмотря на необходимость тяжкого повседневного труда, складывалась хорошо, поэтому они мечтали о счастливой семье и для своего сына Гриши, не допускали мысли о том, что свадьба его будет нерадостной. Некрасов знал, что пышные обряды, изображавшиеся в свадебных обрядовых песнях, призваны затушевывать нищенскую жизнь крестьян и в большинстве своих произведений он развенчивал ритуал, переводил его в реалистический бытовой план, но своих героев Дарью и Прокла он не лишил светлых мечтаний:

Чу, бубенцы говорят!

Поезд вернулся назад,

Выйди навстречу проворно -

Пава-невеста, соколик-жених! -

Сыпь на них хлебные зерна,

Хмелем осыпь молодых!..

Настоящим народным плачем провожают родные Прокла в последний путь. Здесь фольклорная образность: "береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому", фольклорная структура: к Проклу обращаются: "Голубчик ты наш сизокрылый!", хвалят его за то, что был работником и хлебосолом, сравнивают с соколом, перечисляют горести, которые ждут их без него и, наконец, призывают его встать из гроба, обещают устроить пир в его честь. Все это обязательные элементы обрядового плача по покойнику. И разве можно еще более ярко выразить человеческое горе?

Следом за плачем мы видим, как везут покойника к могиле. Мать Прокла разговаривает с конем Савраской, как с человеком, членом семьи. Это тоже примета фольклорных песен, идущая опять-таки от самого уклада народной жизни. В крестьянской семье если и была лошадка, то одна, и заботились о ней не меньше, чем о детях, уважали ее, холили: она подмога, подспорье в любой работе.

Но поэт использует фольклор не только для достоверного воссоздания народной жизни, не только для иллюстрации, он и спорит с ним. Главный спор ведется на идейном уровне и отражается в эпизоде с Морозом-воеводой. Дарья ведет себя, как положено героине сказки: на вопросы Мороза она покорно отвечает, что ей тепло. Но Мороз-воевода оказывается вовсе не добрым сказочным Морозкой, который должен наделить женщину подарками за ее стойкость. Некрасов развенчивает сказку. Его Дарья не просто замерзает и в полузабытьи представляет себе Мороза, эта мистическая сила появляется, будто на самом деле, воплощая в себе всю несправедливость народной жизни, все тяготы, выпавшие на долю женщины и погубившие ее.

Так мы видим, что поэт широко использует фольклор, но не просто вставляя его элементы, а вплетая их в саму идейную структуру своего текста. Фольклор в его поэме органичен, он сообщает ей сам дух народной поэзии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!