Имя существительное имеет категорию лица. Род, число, падеж как грамматические категории имен

Имя существительное - знаменательная (самостоятельная) часть речи, включает в себя названия предметов и одушевлённых существ и может выступать в предложении в функциях подлежащего и дополнения. В русском языке самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?»/«что?».

Морфологические признаки:

Изменение по падежам

Наличие грамматических категорий:

в) Одушевленности и неодушевленности

Постоянные признаки имени существительного:

Нарицательность

Одушевлённость

Разряд (конкретное, вещественное, абстрактное, собирательное)

Склонение

Основные грамматические категории существительного : род, число, падеж.

Число – это грамматическая категория, способная выражать количественные характеристики. Как независимая грамматическая категория число свойственно существительным и некоторым местоимениям, остальные части речи имеют синтаксическую категорию числа: формы числа у них согласуются с формой существительного или местоимения.

Разряды:

    Конкретные (называют предмет и явления)

    Отвлеченные (называют действия, признаки, состояния)

    Собирательные (совокупность предметов или лиц)

    Вещественные (вещество или масса)

19. Имя прилагательное. Разряды прилагательных, полная и краткая форма, степени сравнения

Прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какое», «какие», «чей» и т.д. В русском языке прилагательные изменяются породам,падежамичислам, могут иметькраткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бываетопределением, но может быть исказуемым. Семантической основой прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предмета как относительно постоянное свойство.

Морфологический признак – изменяемость по: родам, числами падежам.Но в отличие от имен существительных морфологические признак имен прилагательных не являются самостоятельным средством выражения лексических и грамматических значений, так как они полностью зависят от этих параметров у определяемых слов.

Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

1. Качественные - (отвечают на вопрос «какой?»); образуют формы степеней качества (красный - красненький, красноватый); имеют степени сравнения: сравнительную (добрый - добрее) и превосходную степень (добрее - добрейший, сильнее - сильнейший и др.);

выступают в полной и краткой форме (весёлый - весел); образуют наречия, оканчивающие на -о/-е и -и (весёлый - весело);

2. Относительные - (отвечают на вопрос «какой?»), не имеют степеней, обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временные признаки предмета: дерево - деревянный, январь - январский, вчера - вчерашний;

3. Притяжательные - отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо, кому-либо (отцовский, сестрин);

Существуют три степени сравнения качественных прилагательных: положительная (красивый), сравнительная (красивее) и превосходная (красивейший). Степень сравнения может выражаться не одним словом, а несколькими (более умный, самый красивый). В таком случае говорят о составной или аналитической форме. Если степень сравнения выражается одним словом, как во всех примерах из предыдущего абзаца, форма называется простой, или синтаксической.

Качественные имена прилагательные имеют полную и краткую форму . Полная форма прилагательного обозначает признак, мыслимый вне времени (крутой берег, весёлая девочка, круглое лицо). Краткая форма прилагательного обозначает признак предмета в данный конкретный момент времени (крутой берег - берег крут, весёлая девочка - девочка весела, круглое лицо - лицо кругло). Прилагательные в краткой форме не изменяются по падежам, но изменяются по родам и числам, то есть принимают соответствующие окончания мужского, женского, сред­него рода и множественного числа, которые присоединяются к основам полных прилагательных.

Синтаксические функции имени прилагательного: окончания имен прилагательных указывают на синтаксическую связь прилагательных с именами существительными, то есть выполняют функции грамматических форм согласования с именами существительными.В предложении имена прилагательные чаще всего бывают определением или именной частью сказуемого.

Имя существительное.

Выражает грамматическое значение предметности (предметы, отвлеченные свойства, промежутки времени..).

Типичные грамматические категории:

Падеж – выражается при помощи аффиксов, либо при помощи аналитических средств (предлогов, послелогов, порядка слов). В русском языке многочленная категория. Во многих языках для падежа характерна многозначность (Т.п. – значение орудия и образа действия)

Число – выражается аффиксами, редупликацией. Кроме единственного и множественного есть двойственное, тройственное, собирательное множество.

Определенность\неопределенность – выражается артиклем или его отсутствием, в русском языке выражение этой категории взял на себя падеж (выпил воду – выпил воды).

Имя прилагательное.

Выражает грамматическое значения качества или свойства, называемое как признак предмета. Употребленное без существительного становится названием предмета (субстантив). Грамматически подчинено существительному (согласование или линейное подчинение (позиция) в английском).

Имя числительное.

Грамматическое значение – значение количества (как количество чего-то или абстрактным числом). Порядковые числительные – разновидность прилагательных.

Имя существительное , как упоминалось, выражает грамматическое значение предметности. Историческим ядром существительных были названия предметов в прямом, физическом смысле. Типичными грамматическими категориями существительного являются падеж и число. Категория падежа выражается с помощью аффиксов либо с помощью аналитических средств - предлогов (или послелогов) и порядка слов. Категория числа выражается аффиксацией, редупликацией и другими средствами. Содержание категории числа составляют количественные отношения, отраженные сознанием человека и формами языка. Из других грамматических категорий существительного широко распространена категория определенности/неопределенности (обычно выражаемая артиклем, который может быть служебным словом или же. Неопределенность может выражаться отсутствием артикля или специальным неопределенным артиклем. В языках, не имеющих определенности/неопределенности как развитой грамматической категории, выражение соответствующих значений могут брать на себя другие грамматические категории, например категория падежа. Имя прилагательное выражает грамматическое значение качества или свойства, называемого не отвлеченно, само по себе, а как признак, данный в чем-то, в каком-то предмете.Последняя часть речи внутри слов-названий имя числительное .Грамматическое значение числительного - значение количества, представляемого как количество чего или же как абстрактное число как точно определяемое количество или как количество неопределенное. Иногда числительные получают различное оформление в зависимости от семантического (или формального) разряда существительного. Так, при личных существительных мужского рода в русском языке употребляются формы двое, трое,пятеро и т. д. (пятеро студентов), невозможные в других случаях (не говорят «пятеро студенток» или «пятеро столов»). Порядковые числительные являются разновидностью прилагательных: они называют не количество предметов, а место предмета в ряду, т. е. один из признаков, данных в предмете, как это делают и все другие прилагательные.

36.Понятие морфемы. Вычленение.Сегментные и несегментные морфемы.

М орфема - минимальной двусторонняя единицей языка, т. е., в которой 1) за определенным экспонентом

закреплено то или иное содержание и которая 2) неделима на более простые единицы,обладающие тем же свойством.Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) как объединяющее для понятий корня, приставки, суффикса, окончания, т. е. как понятие минимальной значащей части слова, линейно выделимой в виде некоторого «звукового сегмента» (отрезка) при морфологическом анализе. Наряду с этими, как теперь говорят, сегментными морфемами Бодуэн рассматривает и нулевые морфемы, «лишенные,- как он пишет,- всякого произносительно-слухового состава» , выступающие, например, в формах им. п. ед. ч. (нулевые окончания). Позже в работах многих лингвистов разных стран понятие морфемы было значительно расширено и углублено и постепенно стало одним из центральных понятий в мировом языкознании. Теперь морфема рассматривается как универсальная языковая единица. Наряду с сегментными морфемами - частями слов - выделяются сегментные морфемы, функционирующие в качестве целого слова - служебного или знаменательного. Выделены и другие разнообразные типы морфем, описываемых как «морфемы-операции». Вычленение морфем-частей слов- основывается на параллелизме между частичными различиями, наблюдаемыми во внешнем облике (звучании) слов и их форм,и частичными различиями в значениях (лексических и грамматических), передаваемых этими словами и формами. Так, между формами груша, груши, грушу, груш наблюдается частичное различие в звучании: начало этих форм / grusа / во всех взятых формах одинаково, а концы /а/, /ы/, /u/ и нулевое-во всех формах разные. путем сравнения форм, частично различных (и тем самым частично сходных) по звучанию и по значению, мы выявляем различия (и сходства) в звучании, параллельные различиям (и, соответственно, сходствам) в значении, и таким образом устанавливаем единицы, в которых за определенным экспонентом (отрезком звучания, иногда нулем звучания и т. д.) закреплено определенное содержание (значение). Если эти единицы окажутся минимальными, т. е. не поддающимися дальнейшему членению на основе того же принципа, то это и будут морфемы.Сегментные морфемы - части слов (части простых, синтетических словоформ) - разделяются на два больших класса: 1) корни и 2) некорни, или аффиксы -(лат. affixum "прикрепленное") - общий термин для всех некорневых сегментных морфем,входящих в состав синтетических форм слова.Эти классы противопоставлены друг другу прежде всего по характеру выражаемого значения и по своей функции в составе слова.

Методика организации лексико-грамматической работы при изучении имени существительного

1.3 Грамматические категории имени существительного

1) существительные, противопоставленные по признаку рода слова мужского рода: дом, день, папа, дядя; слова женского рода: книга, страна, мама, тетя; слова среднего рода: окно, здание;

2) существительные общего рода, способные обозначать лицо мужского или женского пола и в зависимости от этого выступать как слова м.р. или ж.р.; например: бедный мальчик-сирота, бедная девочка-сирота;

3) существительные pluralia tantum, не имеющие формы единственного числа и не относящиеся ни к одному из трех родов: брюки, ножницы.

С семантической точки зрения, категория рода связана со способностью существительных обозначать живое существо мужского пола (муж. р.), живое существо женского пола (жен. р.) либо с неспособностью указывать на пол живого существа (сред. р.).

Однако эта способность обозначать пол непосредственно проявляется только у названий лиц и частично у названий животных, входящих в родовую пару (мальчик-девочка; студент-студентка; баран-овца). За пределами родовых пар грамматический род не имеет значения биологического пола: человек, существо, белка.

Названия неодушевленных предметов приобретают такую способность только в определенных стилистических условиях -- при образно-поэтическом переосмыслении.

1) существительные, имеющие формы ед. ч. и мн. ч.: стол - столы, книга - книги, окно - окна;

2) существительные singularia tantum, имеющие только форму ед. ч.; к ним могут относиться существительные собирательные (беднота, молодежь), вещественные (золото, масло), абстрактные (отдых, гордость), собственные (Москва, Петров);

3) существительные pluralia tantum, имеющие только форму мн. ч.; они также могут быть вещественными (чернила, сливки), собирательными (письмена, мемуары), отвлеченными (прения, дебаты), собственными (Афины, Альпы), но могут быть и конкретными, называя парные предметы (джинсы, ножницы), игры (шахматы, прятки).

Далеко не все существительные имеют формы обоих чисел. У названий несчитаемых предметов формы числа не связаны с выражением количественного противопоставления.

К ним относятся существительные со значениями, несовместимыми с понятием о счете-- отвлеченными (абстрактными), собирательными и вещественными. Такие существительные имеют либо только (или преимущественно) формы ед. ч. (толщина, баловство, зверье), либо только формы мн. ч (хлопоты, финансы, духи, консервы).

Внутри каждого из названных значений существует дальнейшая смысловая дифференциация, отражающая те частные виды общего значения, которые связаны именно с данным падежом. Падеж существует как единица многозначная, каждый падеж имеет свою систему значений.

Как известно, в русском языке имеется именительный падеж: существительное в этом падеже совпадает по форме с основой слова и отвечает на вопросы «кто?» и «что?».

В русском языке родительный падеж отвечает на вопросы «кого?» «чего?», для родительного падежа центральными являются значения субъектное, определительное (не обстоятельственно-определительное) и объектное.

В русском языке дательный падеж отвечает на вопросы «кому?», «чему?», для дательного падежа центральными являются значения объектное и субъектное.

В русском языке винительный падеж отвечает на вопросы «кого?», «что?». Для винительного падежа центральным является значение объектное: вин. п. беспредложный означает предмет непосредственного, прямого и полного приложения действия: строить дом, изучать теорию, читать книгу, петь песню, избрать депутата, огорчить учителя.

В русском языке творительный падеж отвечает на вопросы (кем?), (чем?), а в значении совместного действия отвечает на вопросы «с кем?», «с чем?». Для творительного падежа центральными являются значения определительное и объектное.

В русском языке предложный падеж отвечает на вопросы «о ком?», «о чём?». Для предложного падежа центральными являются значения объектное и определительное.

Анализ деятельности МБОУ "Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова"

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий

Изучение однородных членов предложения в начальной школе

И.Б. Голуб указывает, что при употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать логические требования, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий...

Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса

Для проведения исследования по теме курсовой работы были посещены несколько занятий в Таганрогском педагогическом государственном институте им. А.П.Чехова. Для исследования были выбраны студенты 3 курса...

Имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности/ неодушевленности, рода, числа и падежа...

Методика организации лексико-грамматической работы при изучении имени существительного

К собственным именам существительным относятся: личные имена, фамилии, географические, административно-территориальные наименования, названия литературных произведений, астрономические названия, название исторических эпох и событий...

Научно-исследовательская деятельность ВУза

Сразу отметим, что вуз без науки, как и преподаватель вуза, не занимающийся научно-исследовательской работой, ? это нонсенс и несовместимо ни со статусом вуза, ни со статусом вузовского преподавателя...

Система работы над темой "Имя существительное" (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс...

Особенности изучения морфологии в начальной школе

Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных...

В Большой Советской Энциклопедии под понятием «коммуна имени Феликса Эдмундовича Дзержинского» мы находим: «Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, детское воспитательное учреждение...

Особенности социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в условиях коммуны им. Ф. Дзержинского (с опыта деятельности А.С. Макаренко)

В самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Макаренко исходил из того, что труд сам по себе не может служить средством воспитательного воздействия на детей; он видел...

Педагогические воззрения В.Н. Сороки-Росинского и их воплощение на практике

«На Старо-Петергофском проспекте в Ленинграде среди сотен других каменных домов затерялось облупившееся трехэтажное здание, которому после революции суждено было превратиться в республику Шкид»...

Современное классическое университетское образование в России и Франции (на примере Кубгу и университета Бордо-III им. Мишеля Монтень)

Болонский процесс неразделимо связан с Францией, ведь именно во Франции, в городе Сорбонна, историческом центре революционных преобразований национальной и европейской системы образования...

Формирование классификационных умений на уроках русского языка при изучении имени прилагательного

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет требования к метапредметным и предметным результатам освоения учебной программы...

Формирование у дошкольников грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи с помощью дидактических игр

По мнению ученых педагогов, грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста часто свидетельствуют о том, что процесс усвоения грамматических значений идет нормально...

Елена МУРАВЕНКО

Продолжение. Начало см. в № 21, 22/2006

Грамматические категории имени существительного

В этом номере мы обратимся к задачам, посвященным имени существительному: собственным и нарицательным именам, категориям одушевленности, рода и числа, а в следующем выпуске рубрики остановимся на склонении существительных.

Имена собственные и нарицательные

Распределение всех существительных на имена собственные и нарицательные обычно не вызывает затруднений у школьников, но, пожалуй, стоит особо остановиться на том, что между этими двумя группами существительных нет непроходимого барьера и возможны переходы существительных из одной группы в другую. Следующие две задачи как раз посвящены таким переходам.

1. Даны пары собственных и нарицательных существительных.

В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Бостон (город) – бостон (вид сукна);
(Б) Остров (город) – остров (часть суши, окруженная водой);

(В) Каракуль (озеро) – каракуль (разновидность овчины);
(Г) Ньюфаундленд (остров) – ньюфаундленд (порода собак);

(Д) Вольт (физик) – вольт (единица измерения электрического напряжения).

Решение. В паре (Б) мы видим переход имени нарицательного в имя собственное: город назван Островом потому, что расположен на острове. Во всех остальных парах можно наблюдать противоположное явление: переход имени собственного в имя нарицательное. Ответ: (Б).

2. Даны пары существительных, каждая из которых включает фамилию и нарицательное существительное. В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Дизель (немецкий инженер) – дизель (вид двигателя);
(Б) Ампер (французский физик) – ампер (единица силы тока);
(В) Галифе (французский генерал) – галифе (брюки определенного покроя);
(Г) Пастернак (русский поэт) – пастернак (корнеплод семейства зонтичных);
(Д) Наган (бельгийский конструктор) – наган (револьвер особой системы).

Решение. В паре (Г) мы видим переход имени нарицательного в имя собственное: название корнеплода стало фамилией. Во всех остальных парах наблюдается противоположное явление: переход имени собственного в имя нарицательное. Ответ: (Г).

Категория одушевленности

Категория одушевленности для многих школьников является камнем преткновения. По результатам решения задач на эту тему видно, что многие отождествляют значения грамматического термина «одушевленный» и биологического понятия «живой». Грамматика же к одушевленным существительным относит обозначения не только живых существ, но и 1) изображений живых существ, 2) живших существ, 3) шахматных фигур, 4) названий игральных карт, 5) мифологических персонажей. А самое главное – у этой категории есть грамматическое выражение.

3. Какие из перечисленных существительных являются одушевленными:

1) [плюшевый] мишка , 2) игрушка , 3) валет , 4) девочка , 5) мертвец ?

(А) 4; (Б) 4, 5; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 2, 4, 5; (Д) 1, 3, 4, 5.

Решение. Грамматическая категория одушевленности в русском языке проявляется у всех существительных в форме винительного падежа множественного числа: у одушевленных существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных – с формой именительного падежа. Проверим на одушевленность данные существительные: вижу мишек, валетов, девочек, мертвецов (вин. п.) – ср. нет мишек, валетов, девочек, мертвецов (род. п.). Эти существительные одушевленные. Оставшееся существительное игрушка неодушевленное: вижу игрушки (вин. п.) – ср. лежат игрушки (им. п.), но нет игрушек (род. п.). Таким образом, ответ: (Д).

Категория рода

Среди существительных выделяется группа существительных общего рода. Не все школьники хорошо понимают, что эта группа не добавляет к трем известным родам какой-то четвертый род, а лишь включает в себя существительные, которые в зависимости от контекста могут быть либо мужского рода, либо женского.

4. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький , и со словом маленькая : грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица ?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Решение. Слова грязнуля, зануда, плакса, тупица сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая, т.е. в зависимости от контекста могут быть мужского или женского рода. Это существительные так называемого общего рода. Слово красавица женского рода и сочетается только со словом маленькая . Ответ: (Г).

В ряде случаев определение рода вызывает затруднения. К таким случаям относятся, в частности, существительные на мягкий согласный.

5. Сколько из перечисленных существительных относятся к мужскому роду:

аэрозоль, бандероль, картофель, метель, мозоль, ноль, шинель, шрапнель ?

(А) 5; (Б) 4; (В) 3; (Г) 2; (Д) 1.

Решение. К мужскому роду из перечисленных относятся существительные аэрозоль, картофель и ноль, остальные – к женскому. Ответ: (В).

Особое правило нужно знать, чтобы правильно определить род несклоняемого существительного.

6. Вот пять несклоняемых существительных: 1) кофе , 2) шимпанзе , 3) кашне , 4) какаду , 5) пальто .

Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании черный... ?

(А) 2, 4; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 5; (Г) 1, 2, 4; (Д) 1, 2, 3, 4.

Решение. При определении рода несклоняемых существительных помогает их отнесение к одушевленным или неодушевленным. Бoльшая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м.р.); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду) . Ответ: (Г).

Категория числа

Для большей части существительных категория числа является словоизменительной, т.е. школьники в этих случаях определяют признак числа как непостоянный. Иногда между формами единственного и множественного числа отношения нестандартные. Вот пример задачи на эту тему.

7. У какого из этих слов форма множественного числа соотносится с формой единственного не так, как у остальных?

(А) котята ; (Б) щенята ; (В) цыплята ; (Г) ягнята ; (Д) утята .

Решение. Все данные слова обозначают детенышей. Для выражения этого значения стандартно используется суффикс -енок (-онок) , заменяющийся во множественном числе на -ят- (-ат-) . Таким способом образованы четыре из данных пяти слов: котенок – котята, цыпленок – цыплята, ягненок – ягнята, утенок – утята . В слове щенята мы также видим суффикс -ят- , однако в единственном числе употребляется не *щененок, а щенок . Таким образом, ответ: (Б).

    В слове щенок выделяется суффикс -ок-/-к- , и стандартная форма множественного числа этого слова – щенки (ср. ястребок – ястребки, хомячок – хомячки ). Однако благодаря осмыслению щенка как детеныша собаки по аналогии с формами на -ят- (-ат-) возникла форма щенята , которая в современном языке употребляется наряду с формой щенки .

Для собирательных, вещественных, отвлеченных существительных и существительных типа ножницы (конкретных, но не имеющих формы мн. числа) признак числа является постоянным, т.е. такие существительные не изменяются по числам, а относятся либо к единственному, либо к множественному числу.

8. Какое из этих существительных обычно не употребляется во множественном числе?

(А) холод; (Б) ветер; (В) зной; (Г) туман ; (Д) дождь.

Решение. Наступили зимние холода (‘погода с низкой температурой воздуха’). По области ожидаются туманы (‘местами непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами’). Дуют ветры в феврале … и Открытый всем ветрам (‘всем движениям, потокам воздуха’). Идут дожди (‘атмосферные осадки в виде водяных капель и струй’) – все эти фразы в русском языке допустимы. Только со словом зной ‘сильная жара от нагретого солнцем воздуха’ подобной фразы придумать нельзя: именно оно обычно не употребляется во множественном числе. Ответ: (В).

9. Даны пять существительных. Какое из них обладает грамматическим свойством, которым не обладают остальные?

(А) брюки; (Б) перила; (В) ботинки; (Г) санки; (Д) ворота .

Решение. Все существительные даны в форме множественного числа. Только одно из них – ботинки – изменяется по числам, т.е. имеет и форму единственного числа – ботинок . Остальные существительные употребляются только в форме множественного числа. Из этого свойства вытекает и следующее: только слово ботинки имеет род (мужской), остальные же не охарактеризованы по этому признаку. Ответ: (В).

Продолжение следует


Семантический строй категории имени существительного глубоко отпечатлевается и в основных грамматических формах имени существительного- в формах рода, числа и падежа. Теми же формами располагает и имя прилагательное. Но там смысл их отличен, почти диаметрально противоположен. В именах прилагательных эти формы целиком синтаксичны. В именах прилагательных- это формы грамматического отношения имени прилагательного к определяемому слову, формы согласования с ним. В имени существительном синтаксические функции этих форм осложнены оттенками лексических значений. Даже падежи имени существительного являются в большинстве случаев не формами простого отношения, а формами соотношения. Зависимость падежа от глагола или другого имени мотивирована двусторонне- не только формой и значением управляющего слова, но и формой и значением самого падежа.
У имен существительных система склонения органически связана с категориями рода и числа. Взгляд на существительные только как на слова склоняемые механистичен. В этом случае формы и значения падежных изменений отвлекаются от системы связанных с ними значений числа и рода. Между тем выражение рода имени существительного спаяно с типом склонения единственного числа у всех слов, кроме некоторых обозначений лиц мужского пола (на -а) и кроме слов среднего рода (в косвенных падежах). Например, окончание -у в родительном падеже единственного числа является знаком мужского рода (квасу, табаку, взгляду, виду и т.п.). Формы числа независимо от падежных форм вообще не имеют никаких добавочных средств выражения. Ведь даже суффикс -ин, обозначающий единичное лицо, связан не только с единственным числом, но и с определенным склонением одушевленных имен существительных мужского рода (ср.: крестьянин, -а и т.д., мн. ч.: крестьяне, крестьян и т.д.). Эта структурная спаянность грамматических элементов ярко отражается не только в формах склонения, но и в формах словообразования существительных. Большая часть суффиксов имен существительных потенциально включает в себя указания и на тип склонения, и на категорию рода, и даже на категорию числа. Например, суффикс -ин(ы), употребляющийся для обозначения событий рождения, наречения имени и связанных с ними бытовых обрядов и действий, влечет за собой сопутствующие указания на тип склонения (род. п. мн. ч. с нулевым окончанием) и на формы множественного числа. Суффикс -иц(а) образует существительное женского рода, изменяющееся по типу женского склонения на -а.
Таким образом, так называемые "формы словоизменения" вплетены или вклинены в систему словообразовательных категорий имени существительного, как бы химически слиты с ними9 . В этом отношении снова намечается резкая грань между именами существительными и именами прилагательными. В именах прилагательных функции рода, падежа и числа тоже слиты в одном окончании. Но суффиксы имен прилагательных, кроме притяжательных -ов, -ин и отчасти -ий, -ья, -ье, не влияют на формы их склонения, хотя до некоторой степени предрешают вопрос о возможности или невозможности краткой формы; например, -шн"-, -ск"- (домашний, сельский и т.п.) не допускают образования кратких форм.

Еще по теме §4.Об основных грамматических категориях внутри категории имен существительных:

  1. § 4. Об основных грамматических категориях внутри категории имен существительных
  2. §4.Об основных грамматических категориях внутри категории имен существительных
  3. 6.7. Лексико-грамматические категории имен существительных
  4. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
  5. Основные понятия морфологии: грамматическая категория (ГК), грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма (ГФ).
  6. 9. Имя существительное как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции имени существительного.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!