Бгпу в европе болонский процесс. Болонский процесс

14 мая этого года Беларусь официально стала участником Болонского процесса . Наша система образования сделала попытку сделать это еще в 2012-м году , однако тогда не вышло.

Почему тогда так получилось и что Болонский процесс может дать обычному белорусскому студенту пишет интернет-журнал о Минске CityDog.by .

1. Что такое Болонский процесс и для Чего он создавался?


Болонский процесс – это единое европейское образовательное пространство. Возник он в ответ на превращение высшего образования из элитарного в массовое: в какой-то момент в университеты Европы стали поступать не 5–10 % процентов молодежи, а 50–60 %.

В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, а сегодня в процессе участвуют 47 стран. Примечательно то, что Беларусь должна была стать 48-й страной-участницей Болонского процесса, но пока в официальных документах по-прежнему стоит цифра 47.

2. Почему нас раньше не брали в Болонский процесс?

Потому что мы «не соответствовали целям, ценностям и основным направлениям политики Европейского пространства высшего образования (ЕПВО)». Именно поэтому в 2012 году рабочая группа Болонского процесса не дала Беларуси рекомендации и Совет министров ЕПВО решил не рассматривать нашу кандидатуру, ссылаясь на то, что в стране отсутствовали академическая свобода, университетская автономия и студенческое участие в управлении вузом.

3. А почему взяли сейчас?

В Болонский процесс Беларусь приняли условно. Перед страной поставили условие – к 2018 году выполнить задачи, прописанные в Дорожной карте – специально разработанном для Беларуси плане действий на ближайшие три года. В Дорожной карте говорится, что Беларусь должна:

– ввести трехуровневую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура – докторантура),
– наладить выдачу бесплатного приложения к диплому,
– разработать план международной мобильности студентов и преподавателей,
– в корне пересмотреть такую практику, как «обязательное распределение».

4. Что может белорусский студент получить от Болонского процесса?

Ему будет проще ездить учиться по обмену . Сейчас, чтобы уехать в учебное время из Беларуси больше чем на 10 дней, нужно идти за разрешением в Министерство образования. В идеальном мире таких разрешений получать не надо, а государство еще и заинтересовано в том, чтобы студенты и преподаватели ездили на стажировки и учебу за границу, поэтому и оплачиваться такие программы должны за счет бюджета. Но все это идеальный мир.

Он сможет участвовать в управлении университетом . По белорусскому законодательству в совете университета должно находиться не менее 25% студентов. Но это все равно мало что дает. Как правило, студенческие советы у нас мало влияют на ситуацию в университете. В Болонском процессе такого быть не должно.

Он сможет бесплатно получить приложение к диплому . Это приложение покажет потенциальному работодателю из условной Исландии, какое образование вы получили, на что делали акценты, каким образом оценивались ваши знания и много чего еще. В 2011 году Министерство образования уже обещало выдавать такую книжечку всем, кто захочет, но пока, насколько нам известно, ее никто не получил.

Его успехи будут оцениваться в зачетных единицах (кредитах) . Это то, что пойдет в приложение к диплому. Бакалавр, например, должен за время своего обучения набрать 180–240 зачетных единиц, а это примерно три года обучения. То есть фраза «чтобы получить зачет, можно прогулять только два часа лекций» потеряет всякий смысл.

Заработает трехуровневая система образования (национальная рамка квалификаций) . В такой системе, например, бакалавриат, то есть первая ступень высшего образования, длится не 5 лет, а 3 года. Также национальная рамка квалификаций – это своего рода требование к компетенциям выпускника, которые разрабатывает студент вместе с работодателем, а не Министерство образования.

5. Это всё теория, а как Болонский процесс может работать на практике?

Смотрите: теоретический второкурсник факультета психологии БГУ решил год изучать высшую математику в Европе. В самом идеальном случае государство должно найти деньги, чтобы оплатить ему год проживания в Европе, а кредиты, которые студент получил, изучая высшую математику, пойдут ему в зачет по возвращении в родной корпус БГУ. Мало того, после возвращения студент может занять место в совете университета и решить, участвовать его коллегам в субботнике или нет. После окончания первой ступени высшего образования он может с легкостью и со своим приложением к диплому поехать в Европу изучать любимую «вышку» уже в магистратуре, а там, глядишь, и до доктора дотянет.

В общем-то, подписав Болонскую декларацию, Беларусь обязана выполнить все перечисленные выше условия. А то вдруг выгонят.

6. А могут ли нас исключить из Болонского процесса, если к 2018 году мы не выполним требований дорожной карты?


Трудно сказать. У Болонского комитета нет процедуры исключения страны-участницы из процесса. Однако условного приема в процесс, которого удостоилась наша страна, до 2015 года тоже не было. Так что как создали прецедент условного приема, так могут сделать и прецедент условного исключения. Но мы уверены, что все у нас получится.

7. Кто помогал нам делать этот материал?


Владимир Дунаев, профессор, бывший проректор ЕГУ, один из экспертов в области реформы высшего образования и Болонского процесса.

В Болонский процесс. Однако говорить, что наши вузы активно обмениваются студентами и преподавателями с западными университетами, пока рано. Для начала нужно приблизить белорусские стандарты высшей школы к европейским. TUT.BY выяснил, как далеко мы продвинулись в этом вопросе за год.

Первую заявку на вступление в Болонский процесс наша страна подала еще в 2011 году. Ее отклонили, а вопрос заморозили на 4 года. В 2015 году мы запросили членство повторно, и на этот раз получили одобрение. Согласно процедуре, присоединение новых государств к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО) предусматривает принятие дорожной карты — пошагового плана действий по реформированию образовательной системы. Приняли ее и мы.

Дорожная карта Беларуси 3 года на реформы. Наша страна должна поэтапно сблизиться с ЕПВО: перейти с двухступенчатого на трехступенчатое обучение (бакалавриат — магистратура — докторантура), внедрить систему переводных зачетных единиц (кредитов) для измерения учебной нагрузки и начать выдачу бесплатного европейского приложения к дипломам. Все эти новшества должны облегчить учащимся перевод в другие вузы и обеспечить признание результатов обучения в белорусских университетах за рубежом.

РИВШ: Беларусь готовит законодательную базу для реформ

За образовательное сближение с Европой в Беларуси отвечает группа из 14 экспертов во главе с первым замминистра образования. За год участия в Болонском процессе наша страна подготовила законодательную базу для поэтапного внедрения инструментов ЕПВО, рассказал проректор по научно-методической работе Республиканского института высшей школы Игорь Титович .

«Европейское» приложение к диплому

В проект новой редакции Кодекса об образовании внесены нормы, которые позволят вместо выписки из зачетно-экзаменационной ведомости ввести национальное приложение к документам о высшем образовании. Оно станет более информативным, чем выписка, и будет соответствовать по структуре и содержанию Общеевропейскому приложению к диплому (Diploma Supplement).

Национальная система кредитов

Началась разработка национальной системы зачетных единиц, которая соотносится с Европейской системой переноса и накопления кредитов (European Credit Transfer and Accumulation System). Система кредитов послужит для описания нагрузки обучающихся и станет основной единицей учета их успеваемости. Зачетные единицы будут использованы при организации перевода или восстановления студента в другое учреждение образования, на другую специальность или форму обучения.

Оптимизация специальностей

Сейчас пересматривается общегосударственный классификатор специальностей и квалификаций. Его хотят привести в соответствие с международным классификатором образования и видами экономической деятельности Беларуси, да и в целом «почистить»: укрупнить специальности и исключить те из них, которые не востребованы или дублируют друг друга.

Обновление образовательных стандартов

В 2015 году началась разработка образовательных стандартов нового поколения по первой и второй ступеням высшего образования. Она предусматривает перепроектирование содержания каждой ступени высшего образования. Обновленные образовательные стандарты будут соответствовать требованиям Европейского пространства высшего образования.

Развитие сетевого обучения

В Беларуси с 1994 года практикуется обучение в сетевой форме. Оно студенческо-преподавательский обмен: преподаватели одного вуза приезжают в другой, чтобы прочитать курс лекций, а студенты одного вуза на протяжении семестра или года могут обучаться в университете-партнере. Сегодня 17 белорусских учреждений высшего образования участвуют в реализации 32 сетевых образовательных программ. Минобразования собирается расширить эту практику, чтобы развить академическую мобильность студентов и преподавателей.

Первый белорусский вуз подписал Великую хартию европейских университетов

18 сентября 2015 года Международный университет «МИТСО» первым среди белорусских вузов присоединился к Великой хартии европейских университетов (Magna Charta Universitatum Europearum). Этот документ, принятый в 1988 году ректорами высших учебных заведений стран Европы, ставит целью унификацию образовательных систем и политики развития европейского университетского сообщества.

Активное сотрудничество с европейскими вузами — участниками Великой хартии европейских университетов предполагает развитие студенческой и академической мобильности, реализацию совместных образовательных проектов, организацию научных конференций, объяснила проректор по учебно-воспитательной работе и международным связям «МИТСО», доктор юридических наук, доцент Елена Довгань.

Вместе с тем следует заметить, что в Великой хартии университетов не содержится детально регламентированных прав и обязанностей университетов или их ответственности за несоблюдение норм документа. Хартия имеет достаточно общий характер и устанавливает общие ориентиры в области образовательного процесса, а также основные формы взаимодействия университетов-участников. В связи с этим степень вовлеченности в европейское образовательное пространство существенным образом зависит от активности самого высшего учебного заведения, подписавшего Великую хартию европейских университетов, его готовности к взаимодействию с иностранными партнерами, наличия квалифицированного профессорско-преподавательского состава.

«МИТСО», который и до подписания Хартии развивал международные проекты, в последнее время разрабатывает документы для создания нескольких летних школ совместно с иностранными вузами-партнерами и ведет переговоры об открытии магистратуры с двойными дипломами с университетом Гамбурга в области европейских исследований.

Общественный Болонский комитет про распределение и другие «слабые места» системы образования

За тем, как в Беларуси внедряются образовательные стандарты ЕПВО, следит негосударственная инициатива под названием Общественный Болонский комитет. Организация базирует свои отчеты только на открытых источниках и сетует на информационную закрытость официальных органов. Даже министерский приказ о внедрении в национальную систему образования инструментов ЕПВО в 2015—2018 годах отсутствует в публичном доступе, привел пример член ОБК, профессор философии Владимир Дунаев .

Новый Кодекс об образовании вернули на доработку

Результаты мониторинга ОБК говорят о том, что Минобразования пока не может согласовать серьезные законодательные изменения с другими министерствами. Так, проект Кодекса об образовании, в котором закреплены такие важные новшества, как «европейское» приложение к диплому, должен был поступить на обсуждение в парламент в декабре 2015 года. Однако после профильного совещания президент еще раз согласовать новую редакцию Кодекса со всеми заинтересованными структурами.

Академические свободы — «прогресса нет»

Ситуация со студенческими свободами за последний год не улучшилась, считает ОБК. Имеется в виду кампания против введения оплаты за пересдачи в БГУ, которая в ноябре и декабре 2015 года. Студенты писали письма в Министерство образования, пытались записаться на прием к ректору и, наконец, на протестный марш.

Двое его участников позже штрафы за нарушение порядка проведения массовых мероприятий. Кроме того, один из них — студент филфака БГУ — позже из вуза. По его версии, за гражданскую позицию, по версии администрации БГУ — за неуспеваемость.

Мониторинг, который в ноябре-декабре организовала кампания StudentWatch, зафиксировал 78 случаев давления на студентов в течение месяца после начала кампании «Студенты против».

От распределения не откажутся?

Среди прочего дорожная карта реформ оговаривает и распределение бюджетников. Европейские партнеры настаивают, что к концу 2016 года эта практика должна быть ограничена только теми профессиями, в отношении которых наблюдается «существенный неудовлетворенный спрос».

Между тем утвержденная в марте правительством госпрограмма «Образование и молодежная политика» на 2016−2020 годы не содержит указаний на намерение ограничить практику распределения, сообщил представитель ОБК. Более того, целевым показателем выполнения задачи «Совершенствование системы планирования и оптимизация структуры подготовки специалистов с высшим образованием» называется «Доля трудоустроенных выпускников из общей численности выпускников, подлежащих распределению».

Намерение сохранить распределение просматривается и в заявлениях президента, обратил внимание Владимир Дунаев. Он снова сослался на президентское совещание по вопросам образования, которое прошло 1 апреля. На нем Лукашенко поручил предоставить первое рабочее место всем «бюджетникам», а также — при их желании — и «платникам».

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Чтобы вступить в Болонский процесс, страна принимает на себя обязательства бесплатно выдавать всем выпускникам вузов европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра (единого образца), а также реформировать национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

24 августа в Минске завершился республиканский педагогический совет. Выступавшие на заседании Президент Беларуси Александр Лукашенко и министр образования Игорь Карпенко сосредоточили свое внимание на конкретных изменениях в действующей системе образования. Это уже далеко не первая трансформация образовательной модели Беларуси за последние 20 лет. Что вынудило президента и профильного министра поднять вопрос о реформе образования именно сейчас? Каковы перспективы у реформ? Об этом и не только в материале сопредседателя редакционного совета «Евразия.Эксперт» Петра Петровского.

Молодая независимая постсоветская Беларусь получила в наследство достаточно высококачественную образовательную модель СССР, опыт которой брали на вооружение многие страны. Однако данная система имела и свой недостаток. Она являлась достаточно затратной и не имела дифференцированного подхода к учащимся. Последний фактор приводил к усредненному отношению ко всем и отсутствию профильного образования. Большие же затраты поставили перед молодым государством вопрос оптимизации системы, ее удешевления.

Также нельзя снимать со счетов и фактор геополитической ломки. На кого равняться молодой Беларуси в образовании, если даже близкий ее союзник Россия в 1990-е гг. копировала элементы образовательных систем стран Запада?

Поэтому многочисленные предложения и реформы, проводимые в 1990-е и 2000-е гг. можно назвать «шараханьем» между финансовой оптимизацией, сохранением эффективности и встраиванием в новые геополитические реалии.

Так в Беларуси появилось профильное образование в виде лицеев и гимназий, десятибалльная система, сначала переход, а после и отказ от двенадцатилетней системы, а также переход с шестидневной к пятидневной учебной неделе. В список можно включить также сокращение некоторых предметов (Международная художественная культура и др.) или курсов (обществоведение на один год) и уменьшение часов практически по всем предметам. Первая ступень высшего образования была сокращена с пяти до четырех лет. Была введена вторая ступень высшего образования – магистратура, академические часы сокращали, порой радикально. Особенно сильно подобные действия были произведены в стане базовых общеобразовательных дисциплин высшей школы, которые в основном состоят из гуманитарных классических предметов (философия, социология, логика, риторика, латинский и древнегреческий языки и пр.). Последняя реформа привела к созданию так называемых блоков, совмещающих в один курс различные предметы с минимальным выделением часов на их преподавание, что означало свертывание классических подходов к университетскому образованию.

Немалую роль в этих действиях сыграла порой нечеткая позиция Беларуси к болонскому процессу. В зависимости от взглядов новоназначенного министра Беларусь то держала курс в болонскую систему, то отказывалась в нее вступать. В конечном итоге в 2015 г. Беларусь последней из стран Европы вступила в болонский процесс.

К вышеприведенному списку можно добавить и передачу доселе несвойственных школам и вузам функций в результате оптимизации и экономии, что привело к излишней бюрократизации и перегруженности графиков работников сферы образования.

Все это свидетельствует об отсутствии стратегии в области образования и воспитания. В постсоветской Беларуси, и это нужно признать, пока не знают, что именно хотят получить от образования. И это понятно. Образование является той сферой, которая в большей степени, нежели другие, зависима от ценностных установок и ресурсов. Ведь, вкладывая в образование, государство фактически вкладывает инвестиции, которые окупятся в лучшем случае через лет тридцать, когда новые поколения будут реализовывать себя. Беларуси же как государству, потерявшему идеологический советский стержень марксизма-ленинизма и не имеющему свободных ресурсов, приходилось находить путь построения собственной образовательной системы наощупь. Это как раз и выразилось в приведенных примерах нестабильности всей системы образования и эклектизма тех реформ, которые были реализованы.

Реформы руками коммуниста

Отставка Михаила Журавкова с поста министра образования в конце 2016 г. и назначение на этот пост лидера Коммунистической партии Беларуси Игоря Карпенко оказались для многих неожиданностью. Либеральная часть белорусского экспертного пространства достаточно жестко критиковала данное кадровое решение и высказывала, порою в острых формах, все свое негодование. Президент знал о возможности подобной реакции, но пошел на назначение. И здесь имеются несколько причин выбора именно Игоря Карпенко. Во-первых, предыдущие министры образования проводили в жизнь на протяжении пяти лет политику внедрения западных образовательных стандартов, особенно в высшей школе. Итогом всему этому стало вступление Беларуси в болонский процесс, на счет которого в кругах управленцев и части экспертов имелись справедливые опасения. Здесь и проблема «утечки мозгов», и реальность конкретных бонусов, которые смог бы получить от болонского процесса конкретный студент и вся страна в целом.

Два года нахождения в болонской системе привнесли в образовательную среду Беларуси некоторое разочарование. Академический обмен в большинстве случаев был направлен на направления гендера, прав человека, европейских ценностей и т.д. В фундаментальных и прорывных сферах никаких положительных эффектов от болонского процесса не наблюдалось.

Во-вторых, фактор самого президента Беларуси, который вольно или невольно столкнулся со всеми плюсами и минусами системы образования не понаслышке, а через обучение собственного младшего сына в школе. Поэтому Александр Лукашенко стал намного больше внимания уделять вопросам системы образования не только как президент страны, но и как родитель. Быть может, в том числе негативное ощущение опыта некоторых реформ на собственном ребенке числе и заставило президента сделать кадровые перестановки.

В-третьих, из года в год в стране наблюдается ухудшение качества выпускников школ, уменьшение проходных балов поступления в вузы. Этого тоже нельзя не заметить. И это несмотря на политику облегчения содержания самих тестов.

При этом наличие платной формы образования фактически привело к всеобщему высшему образованию, опустив уровень как его качества, так и профессионально-технического среднего образования. Все это указывает на неминуемое падение качества выпускаемых специалистов, а значит ставит вопрос об эффективности самой ступени.

В этих условиях назначение коммуниста Игоря Карпенко стало итогом разочарования нововведениями и определенным консервативным реверансом в сторону советской системы образования, сторонником которой является новый министр.

Перспективы изменений

После назначения министр образования совместно с депутатами Палаты Представителей начали работать над изменениями в системе образования. Основной задачей сегодня видится как раз преодоление тех ошибок и неверных действий, которые совершались в системе образования на протяжении последних двух десятилетий. В ходе республиканского педагогического совета этим вопросам было уделено наибольшее внимание.

1. Дошкольное образование

Главной проблемой дошкольного образования является дефицит кадров. Эту проблему косвенно признал и президент Беларуси, говоря о переполненных группах в 30 и более человек и маленьких зарплатах. К слову, изменение последнего фактора должно простимулировать работников дошкольного образования оставаться на своих местах, уменьшить текучку кадров и сделать данную профессию более привлекательной для граждан.

2. Трансформация школы

В отношении школы у руководства страны возникли вопросы по поводу эффективности предыдущих преобразований. Среди депутатов даже высказывались идеи возврата к пятибалльной системе. Однако эту идею на педсовете раскритиковал сам президент.

Проблема оценки знаний во многом сегодня исходит из зависимости школ, гимназий и лицеев от рейтингов и проверок, которые фактически диктуют учителям планку усреднения оценки знаний.

На деле из десятибалльной сегодняшняя система превратилась в пятибалльную, где негласно не рекомендуется ставить оценки ниже 4 и выше 8 баллов. Получается определенная серая масса, не привлекающая внимание контрольных органов и помогающая держать планку школе в региональных рейтингах успеваемости. В выпускных же классах из-за введения учета среднего балла аттестата при поступлении наблюдается проблема завышения оценок и необъективного оценивания выпускных экзаменов. Этот вопрос поднял и министр Игорь Карпенко, предложив создать независимый орган по проведению и оценке выпускных экзаменов по курсам базовой и средней школы.

Вторая проблема – это неравномерное распределение учеников всех уровней успеваемости по учреждениям образования. Создание гимназий различных профилей породило концентрацию наиболее успевающих учеников именно в них. Простые школы лишились учеников с высокой успеваемостью. Поэтому в середине 2000-х гг. многие школы пошли на создание многочисленных профильных и специализированных классов. Данный процесс получил такой всеобщий характер, что в 2008 г. было решено ликвидировать любую профильность классов внутри общеобразовательных школ.

Теперь же министр образования Игорь Карпенко (и здесь сказалась его принадлежность к КПБ) усомнился в целесообразности наличия такого большого количества гимназий. Во-первых, возникает вопрос о соответствии многочисленных учреждений, имеющих такую вывеску, уровню гимназического образования. Во-вторых, сама форма отбора при помощи экзаменов после начальной школы вызывает сомнение. Насколько осознанным является выбор ученика, поступающего в гимназию? Или это выбор родителей, которые порой не советуются с ребенком и даже не спрашивают его о перспективах учебы в гимназии? Все это призвано решить введение личного собеседования с ребенком, в ходе которого должен быть определен уровень осознанности его решения по поступлению в гимназию.

Третьим негативным фактором школьного образования являются учебники. Отсутствие четкой стратегии, переход с шестидневки к пятидневке, с одиннадцатилетки на двенадцатилетку и наоборот, сокращение часов, оптимизация программ, изменение концепций привели к тому, что учебные пособия менялись чуть ли не раз в один два года.

Все это приводило к нестабильности преподавания и отсутствию четких требований и критериев образовательной эффективности.

К написанию учебников привлекались в основном представители академической науки. Это стало главной проблемой постсоветского образования. До распада СССР большинство учебных пособий, за исключением белорусского языка, литературы и истории БССР, разрабатывались в Москве. После 1991 г., за неимением опыта, разработку национальных учебников передали академическому сообществу. Ошибка, заключающаяся в отсутствия педагогов-практиков в коллективах авторов, быстро выявилась. Сложность и непонятность учебных пособий также стимулировала министерство образования из года в год переписывать их. Теперь президентом и министром образования поставлены задачи создать новые учебники к 1 сентября 2019 г., а к их написанию обязательно должны быть привлечены учителя-практики.

3. Среднее образование

В 2000-е гг., из-за введения платной формы высшего образования, оно стало доступным при наличии финансов каждому практически вне зависимости от уровня подготовленности абитуриента. В середине 2000- х гг. в среде некоторых экспертов и чиновников стали поговаривать о введении всеобщего высшего образования. Однако сам факт расширения сферы высшего образования привел к снижению популярности среднего и профессионально-технического образования. В заведения этой направленности стали поступать в основном учащиеся из малообеспеченных семей или с плохой успеваемостью.

Востребованность на рынке труда специалистов с профессиональным средним образованием осталась достаточно высокой. А вот предложение резко упало как в качестве, так и в количестве.

Произошел сдвиг. Переполненный рынок лиц с высшим образованием стал удовлетворять рынки специальностей профессионально-технического и среднего образования. Появились юристы-строители, экономисты-мерчендайзеры. Все это требует изменения в подходе к среднему образованию. Игорем Карпенко были высказаны следующие предложения:

а) сделать среднее образование обязательным, т.е. каждый ученик в 9 классе будет вынужден либо оставаться учиться 10-11 классах, либо поступать в средне-специальные учреждения;

б) унифицировать среднее образование по образцу колледжей;

в) уменьшить наборы в вузы и сократить их количество в стране, что должно освободить часть абитуриентов для поступления в средне специальные учебные заведения.

4. Вузы

Интеграция в болонский процесс, полный переход на четырехлетнее обучение на первой ступени образования, а также невыверенная политика количества подготовки тех или иных специалистов привели к конкретным диспропорциям в вузах. Сегодня имеет место дублирование многочисленных специальностей в различных вузах страны. Также 1990-е гг. породили множество новых высших учебных заведений, и их число значительно превышает потребность в них. Поэтому рынок труда переполнен юристами и экономистами.

Министерство образования предлагает упорядочить выпуск специалистов тех или иных специальностей, сделать вузы профильными, отказаться от дублирования. Это сократит сами наборы в вузы. Также предлагается сократить количество самих вузов, которые сегодня находятся даже в районных центрах.

В-третьих, на особенно важные и ответственные специальности предлагается сохранить пяти- и шестилетнее образование. Министр образования высказал идею сохранить для бакалавров в том числе и наименование специалист.

5. Послевузовское образование

Ухудшение уровня общевузовской подготовки дает о себе знать и на уровне послевузовского образования. При этом аспирантура еще потерпела и от введения второй ступени высшего образования – магистратуры. В магистратуру была переведена сдача кандидатских экзаменов, что само по себе нарушает логику вузовского и послевузовского образования. Предлагается вернуть кандидатские экзамены в аспирантуру, а магистратуру сориентировать на тех программах, которые характерны для второй ступени высшего образования.

Также страдает и качество самих диссертаций, начиная с выбора тем. Поэтому в перспективе докторантуру предложено перевести на грантовую основу. Это должно содействовать актуализации тематики на уровне самого зачисления в докторантуру и связывать его с потребностями и заказами государства.

Интеграционная перспектива

Еще один аспект белорусского образования не обсуждался на педсовете, но активно обсуждается в профильном министерстве. Это вопрос использования интеграционных механизмов Союзного государства (СГ) в качестве аспекта и механизма модернизации образовательной сферы. К сожалению, сегодня уровень интеграции систем образования Беларуси и России больше связан с формальными обязательствами признания дипломов, аттестатов, перевода пятибалльной системы оценки в десятибалльную и наоборот. На сегодняшний день наши системы образования имеют недостаточный объем академического обмена, совместных образовательных программ по различным специальностям. Отсутствуют координация и совместные действия по подготовке специалистов.

На фоне общего разочарования болонской системой сегодня имеется хорошая почва по выработке координации систем образования в рамках СГ.

Этой осенью готовится встреча министров образования двух стран, где запланировано подписание документа по координации образовательной политики и углублению сотрудничества между двумя министерствами.

Петр Петровский

«Болонский процесс – это в целом коллективный ответ на вызов кризису в высшем образовании. Последний из таких накрыл европейские университеты во второй половине XX века», – рассказал член Общественного Болонского комитета, профессор Владимир Дунаев, сообщает ej.by .

Страны договорились, что если какая-то из них желает вступить в Болонский процесс, то она как бы автоматически должна будет выполнять определенный перечень общепринятых норм, стандартов.

Когда же Беларусь в 2015 году вошла, пусть и формально, «на особых условиях», в Болонский процесс, многими европейскими экспертами был выражен определенный скептицизм: будет ли страна на самом деле выполнять то, под чем подписалась.

Как известно, Беларуси дали на выполнение требований Дорожной карты три года. Сегодня они истекли. В текущем году должно быть принято решение о дальнейшем статусе Беларуси в ЕПВО (Европейское пространство высшего образования).

Итоги исполнения дорожной карты

На сегодняшний момент уже подведены итоги исполнения требования дорожной карты нашей страной. Как отметил Владимир Дунаев, никакого прогресса со стороны Беларуси в части выполнения данных требований нет, и, по сути, ни одно из них не выполнено.

По его словам, у нас до сих пор совсем нет механизма взаимодействия образования с рынком труда, который работает во всей Европе.

«Вот рынок труда говорит, что нам надо, чтобы у выпускников были такие и такие компетенции, а мы до сих пор живем по тарифно-квалификационным справочникам советского времени», – рассказал эксперт.

«Также Беларусь обязывалась диверсифицировать систему распределения выпускников вуза и использовать те наработки, которые существуют в Европе по повышению уровня трудоустраиваемости. Но и в этом вопросе ничего не поменялось», – дополнил Владимир Дунаев.

Очевидно, подчеркнул эксперт, что в стране не изменилась в лучшую сторону и ситуация с академическими свободами и университетской автономией.

Он также обратил внимание на факт дискриминации в отношении белорусских студентов, когда льготные кредиты предоставляются только учащимся в государственных вузах.

«Мы надеялись в Общественном Болонском комитете хотя бы на то, что Беларусь осуществит переход к трем ступеням высшего образования «бакалавр – магистр – доктор» и выдачу бесплатного европейского приложения к диплому. Но и этого не произошло», – заявил эксперт.

«Сегодня приложение к диплому в стране идет в виде бумажки, которая никому ни о чем не говорит. Что касаемо приложения о высшем образовании европейского образца, оно, если вы попадаете за рубеж, дает работодателю возможность понять, что вы делали в университете, что изучали, какими знаниями владеете. Это серьезный документ, он есть уже везде, кроме Беларуси», – рассказал Владимир Дунаев.

По его словам, попытки помочь в выполнении требований Дорожной карты международной группы экспертов, которая была специально создана, чтобы мониторить ее выполнение и оказывать Беларуси помощь в ее реализации, встречали почти всегда полное непонимание и отторжение с белорусской стороны.

Беларусь в рейтингах

«Очень часто оппоненты нам заявляли так: а зачем нам Болонский процесс? Вот у нас есть айтишники, ПВТ, и все прекрасно работает и без Болонского процесса, да и высшее образование одно из лучших», – заметил в свою очередь член Общественного Болонского комитета Павел Терешкович.

При этом эксперт отметил, что говорить можно многое, но стоит взглянуть на международные рейтинги вузов. Так, в рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного Times Higher Education вошел только единственный вуз из Беларуси – Белорусский государственный университет (БГУ), да и здесь он находится ниже 800-й строчки.

При этом из соседних стран в список попали 11 польских, 5 украинских, а также по 2 литовских, латвийских и эстонских вуза.

«Также есть такое мнение, что как только в Беларусь станет на путь Болонского процесса, студенты, получив образец международного диплома, массово начнут сбегать из страны», – сказал Павел Терешкович.

Однако, согласно статистике, и без Болонского процесса, количество белорусских студентов, обучающихся за рубежом, год от года растет, отметил эксперт.

Так, сейчас за рубежом обучается более 35 тыс. белорусских студентов. В то время как в России, где населения в 15 раз больше, данный показатель – 40 тыс.

Для Беларуси – это еще и потеря репутации

Эксперты также обратили внимание на тот факт, что выполнение требований Дорожной карты было не только обязательством исключительно Минобразования.

«Это задача, которую должны решать многие ведомства, в том числе МВД, Министерство труда и соцзащиты и др. Без координации усилий добиться какого-то прогресса весьма трудно», – подчеркнул Владимир Дунаев.

В целом же, по признаю экспертов, какие последствия ждут Беларусь за невыполнение условий Дорожной карты, пока сказать трудно. Отчитываться перед европейским министерским саммитом об имплементации Дорожной карты придется в мае. Там и будет приниматься окончательное решение.

Вместе с тем, Владимир Дунаев с сожалением признал недальновидность действий Беларуси, поскольку данная ситуация обозначает в том числе и подрыв международного имиджа страны.

«Болонский процесс – это в целом коллективный ответ на вызов кризису в высшем образовании. Последний из таких накрыл европейские университеты во второй половине XX века», – рассказал член Общественного Болонского комитета, профессор Владимир Дунаев.

Страны договорились, что если какая-то из них желает вступить в Болонский процесс, то она как бы автоматически должна будет выполнять определенный перечень общепринятых норм, стандартов.

Когда же Беларусь в 2015 году вошла, пусть и формально, «на особых условиях», в Болонский процесс, многими европейскими экспертами был выражен определенный скептицизм: будет ли страна на самом деле выполнять то, под чем подписалась.

Как известно, Беларуси дали на выполнение требований Дорожной карты три года. Сегодня они истекли. В текущем году должно быть принято решение о дальнейшем статусе Беларуси в ЕПВО (Европейское пространство высшего образования).

Итоги исполнения дорожной карты

На сегодняшний момент уже подведены итоги исполнения требования дорожной карты нашей страной. Как отметил Владимир Дунаев, никакого прогресса со стороны Беларуси в части выполнения данных требований нет, и, по сути, ни одно из них не выполнено.

По его словам, у нас до сих пор совсем нет механизма взаимодействия образования с рынком труда, который работает во всей Европе.

«Вот рынок труда говорит, что нам надо, чтобы у выпускников были такие и такие компетенции, а мы до сих пор живем по тарифно-квалификационным справочникам советского времени», – рассказал эксперт.

«Также Беларусь обязывалась диверсифицировать систему распределения выпускников вуза и использовать те наработки, которые существуют в Европе по повышению уровня трудоустраиваемости. Но и в этом вопросе ничего не поменялось», – дополнил Владимир Дунаев.

Очевидно, подчеркнул эксперт, что в стране не изменилась в лучшую сторону и ситуация с академическими свободами и университетской автономией.

Он также обратил внимание на факт дискриминации в отношении белорусских студентов, когда льготные кредиты предоставляются только учащимся в государственных вузах.

«Мы надеялись в Общественном Болонском комитете хотя бы на то, что Беларусь осуществит переход к трем ступеням высшего образования «бакалавр – магистр – доктор» и выдачу бесплатного европейского приложен к диплому. Но и этого не произошло», – заявил эксперт.

«Сегодня приложение к диплому в стране идет в виде бумажки, которая никому ни о чем не говорит. Что касаемо приложения о высшем образовании европейского образца, оно, если вы попадаете за рубеж, дает работодателю возможность понять, что вы делали в университете, что изучали, какими знаниями владеете. Это серьезный документ, он есть уже везде, кроме Беларуси», – рассказал Владимир Дунаев.

По его словам, попытки помочь в выполнении требований Дорожной карты международной группы экспертов, которая была специально создана, чтобы мониторить ее выполнение и оказывать Беларуси помощь в ее реализации, встречали почти всегда полное непонимание и отторжение с белорусской стороны.

«Очень часто оппоненты нам заявляли так: а зачем нам Болонский процесс? Вот у нас есть айтишники, ПВТ, и все прекрасно работает и без Болонского процесса, да и высшее образование одно из лучших», – заметил в свою очередь член Общественного Болонского комитета Павел Терешкович.

При этом эксперт отметил, что говорить можно многое, но стоит взглянуть на международные рейтинги вузов. Так, в рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного Times Higher Education вошел только единственный вуз из Беларуси – Белорусский государственный университет (БГУ), да и здесь он находится ниже 800-й строчки.

При этом из соседних стран в список попали 11 польских, 5 украинских, а также по 2 литовских, латвийских и эстонских вуза.

«Также есть такое мнение, что как только в Беларусь станет на путь Болонского процесса, студенты, получив образец международного диплома, массово начнут сбегать из страны», – сказал Павел Терешкович.

Однако, согласно статистике, и без Болонского процесса, количество белорусских студентов, обучающихся за рубежом, год от года растет, отметил эксперт.

Так, сейчас за рубежом обучается более 35 тыс. белорусских студентов. В то время как в России, где населения в 15 раз больше, данный показатель – 40 тыс.

Для Беларуси – это еще и потеря репутации

Эксперты также обратили внимание на тот факт, что выполнение требований Дорожной карты было не только обязательством исключительно Минобразования.

«Это задача, которую должны решать многие ведомства, в том числе МВД, Министерство труда и соцзащиты и др. Без координации усилий добиться какого-то прогресса весьма трудно», – подчеркнул Владимир Дунаев.

В целом же, по признаю экспертов, какие последствия ждут Беларусь за невыполнение условий Дорожной карты, пока сказать трудно. Отчитываться перед европейским министерским саммитом об имплементации Дорожной карты придется в мае. Там и будет приниматься окончательное решение.

Вместе с тем, Владимир Дунаев с сожалением признал недальновидность действий Беларуси, поскольку данная ситуация обозначает в том числе и подрыв международного имиджа страны.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!