Имя существительное самая богатая. Синтаксические функции имен существительных

На начальном этапе изучения английского языка вы должны в первую очередь наработать хотя бы небольшой словарный запас. Тогда вы сможете двигаться дальше, постепенно расширяя его. Если вы новичок, то 500 проработанных слов на английском языке — это вполне достаточно для начала. Но это не значит, что нужно открыть словарь и учить все подряд в алфавитом порядке.

Для начала, вы должны подобрать и выучить только наиболее употребляемые слова в повседневной речи, назовем их базовыми словами. Для того чтобы вы могли хоть немного ориентироваться в английском языке и понимать фразы на обыденные темы, в этот базовый словарик должны входить разные части речи. Основными и самыми многочисленными являются: существительные, глаголы и прилагательные.

Сейчас мы остановимся именно на существительных. Для того чтобы упростить вам задачу, мы отсортировали для вас 100 существительных на английском языке, которые нужно знать прежде всего, и составили таблицу. Предлагаю вам для начала вспомнить, какими характеристиками обладает имя существительное в английском языке. Что могут обозначать существительные в английском языке?

Имя существительное — это одна из важнейших частей речи в английском языке. Существительное может обозначать предметы, живые существа, абстрактные понятия и явления. Существительное отвечает на вопросы «кто?» и «что?».

Согласно выражаемому значению имена существительные можно классифицировать на собственные — proper (Great Britain — Великобритания, Olga Popova — Ольга Попова) и нарицательные — common (freedom — свобода, а woman — женщина). Нарицательные делятся на конкретные (a table — стол) и абстрактные (love — любовь), одушевленные (a dog — собака) и неодушевленные (a house — дом).

С вышеназванной темой очень тесно связана тема образования множественного числа существительных , которой мы тоже посвятили отдельную статью. Кроме категории числа (number), существительное обладает еще категорией рода (gender) и категорией падежа (case).

По своему морфологическому составу существительные делятся на простые (sky — небо, man — мужчина), производные (friendship — дружба, teacher — учитель) и составные (seaman — моряк, girl-friend — подруга). Знакомьтесь с этой темой в статье «Образование существительных в английском языке ».

100 базовых существительных в английском языке

В следующих видео-уроках вы сможете познакомиться со списком базовых существительных английского языка. Они разделы на группы по 20 штук и кроме того представлены с переводом и примерами (в контексте предложений). Советую прорабатывать по одному видео-уроку в день, чтобы быстро наработать и закрепить следующий словарный запас.

Таблица: 100 базовых существительных английского языка

Для того чтобы облегчить вам задачу, мы привели в следующей таблице 100 основополагающих существительных английского языка из вышеуказанных видео-уроков. Существительные даны с переводом и расположены в алфавитном порядке.

Существительное на англ. — Перевод существительного
air — воздух
animal — животное
answer — ответ
area — область
bird — птица
body — тело
book — книга
bottom — низ
boy — мальчик
brother — брат
car — машина
child — ребенок
children — дети
city — город
class — класс
color — цвет
country — страна
day — день
day — день
dog — собака
door — дерево
east — восток
example — пример
eye — глаз
face — лицо
family — семья
farm — ферма
father — папа
feet — ноги
fire — огонь
fish — рыба
food — еда
foot — нога
friend — друг
girl — девочка
hand — рука
head — голова
home — дом
horse — лошадь
house — дом
idea — идея
king- король
land — земля
letter — письмо
life — жизнь
line — линия
list — список
man — мужчина
men — мужчины
month — месяц
mother — мама
mountain — гора
music — музыка
name — имя
night — ночь
north — север
number — число
order — заказ
page — страница
paper — бумага
pen — ручка
people — люди
person — человек
picture — рисунок
piece — кусок
place — место
plant — растение
problem — проблема
product — продукт
question — вопрос
river — река
rock — скала
room — комната
school — школа
science — наука
sea — море
sentence — предложение
ship — корабль
side — сторона
sister — сестра
song — песня
sound — звук
south — юг
space — пространство
state — штат/состояние
story — история
sun — солнце
top — вершина
tree — дерево
watch — часы
water — вода
week — неделя
west — запад
wind — ветер
woman — женщина
women — женщины
wood — дерево
word — слово
world — мир
year — год

Конечно, люди по разному выделяют базовые существительные в английском языке. Поэтому эта таблица может оказаться для кого-то не идеальной. Кто-то может оспорить важность некоторых существительных, приведенных в таблице, или наоборот добавить в нее другие существительные.

Имя существительное и культура его употребления в речи

Имя существительное является самым многочисленным классом слов и составляет 46,35% всего словарного состава языка. Именно существительные наиболее часто используются в устной и письменной речи. Лексику этого класса удобнее и рациональнее всего использовать на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и формирования высокого уровня ее культуры.

Появление вариантных форм в разряде имен существительных, связанное с закономерностями изменения грамматических категорий, вместе с тем отражает общие процессы развития современного русского языка (точнее литературной речи). Так, замена форм женского рода существительных банкнота , георгина, зала, погона, рельса, санатория, фильма и др. формами мужского рода : банкнот, георгин, зал, погон, рельс, санаторий, фильм свидетельствует о проявлении упоминавшейся уже тенденции к экономии средств выражения, а также об активном взаимодействии различных речевых стилей. Аналогичными причинами в области развития форм рода (частично также условиями заимствования из других языков) вызвано появление вариантов типа анемон – анемона, вольер – вольера, глист – глиста, желатин – желатина, жираф - жирафа, клавиш – клавиша, манжет – манжета и др.

Грамматическое варьирование имен существительных в современном русском языке проявляется в следующем:

    многие существительные употребляются как слова разной родовой принадлежности, то есть имеет место варьирование по грамматическому роду, или родовое варьирование; одно и то же существительное может иметь грамматические признаки и единственного, и множественного числа при одном и том же грамматическом значении , то есть выступать как существительное и единственного, и множественного числа одновременно (варьирование по числу, или числовое варьирование); многие существительные используются то как склоняемые слова (изменяются по падежам, приобретают разные падежные окончания), то как несклоняемые (варьирование по склоняемости-несклоняемости); одни и те же склоняемые существительные могут склоняться по-разному, т. е. приобретать разные окончания отдельных падежных форм в рамках одного и того же типа склонения (варьирование по падежам, по падежным окончаниям).

Вариативность грамматического рода, по словам, «в русском языке явление убывающее, хотя и в современном русском языке есть несколько десятков имен, не имеющих однозначной родовой характеристики». Профессор писал, что благоприятные условия колебания в роде были, прежде всего, у слов, оканчивающихся на мягкий согласный, так как такая финаль характерна для слов и мужского, и женского рода. Среди таких слов было много заимствований из французского и других европейских языков. И если в современном русском языке колебания в роде – явление убывающее, то в языке XIX века оно было весьма распространено. Род, отличающийся от современной нормы, имели в XIX веке такие слова рояль, вуаль, карусель, портфель, кадриль и многие другие. В современном русском языке родовая принадлежность этих слов вполне определена. Отступления характерны для диалектной речи или просторечия, то есть являются отступлениями литературных норм.

В зависимости от того, к какому из трех родов относятся различающиеся вариативные формы существительных, последние подразделяются на четыре группы: а) существительные, относящиеся к мужскому и женскому роду (георгин(а), аневризм (а), мангуст(а). Вариативность этого типа представлена в русском языке наиболее широко; б) существительные относящиеся к мужскому и среднему роду (горн(о), плес(о). Подобное варьирование представлено единичными примерами в современном русском языке. Но следует учитывать, что к этой группе примыкают несклоняемые заимствованные имена существительные типа боа, какао, кафе, купе и др., которые в толковых словарях современного русского языка, частности в БАСе, относятся к словам и мужского, и среднего рода; в) существительные, относящиеся к женскому и среднему роду (коленка – коленко, сивка – сивко, уймища – уймище). К этой группе относится небольшое количество заимствованных несклоняемых слов (авеню , медресе); г) существительные, относящиеся к мужскому, женскому и среднему роду. Эта группа включает наименьшее количество номинаций. Так, в форме всех трех родов в БАСе зафиксированы слова фреск – фреска – фреско, мирр – мирра – мирро и некоторые другие.

В языке наблюдается тенденция устранения родовых вариантов. О том, что это явление убывающее и чуждое системе языка свидетельствует тот факт, что существующие варианты в современном русском языке противопоставлены друг другу как нормативный и ненормативный (ботинок – ботинка), как современный и устаревший (рояль – черный и черная, постель – постеля). Лишь в единичных случаях оба варианта существуют в литературном языке, но один из них употребляется реже и постепенно вытесняется: клавиша – клавиш, жираф – жирафа, скирд – скирда.

В современном русском языке родовые колебания различных типов проявляются в большей степени у неизменяемых имен существительных. Например, кофе (м. и ср.), авеню (ж. и ср.) цунами (ж. и ср.), сабо (м. и ср.). В некоторых случаях по-разному род этих слов определяется в различных словарях, в других случаях слово имеет две пометы. «Объясняется это тем, что в языке одновременно действует две тенденции: в соответствии с первой все неодушевленные существительные должны относиться к среднему роду; вторая ориентируется на род родового понятия», - отмечала.

Наряду с варьированием имен существительных в грамматическом роде, в современном русском языке имеют место колебания в числе, т. е. числовое варьирование. В качестве причин вариативности форм числа лингвисты называют «отсутствие последовательного противопоставления чисел как выражения единичности (единственное число) – множественности (множественное число), многообразие значений, связанных с употреблением форм единственного и множественного числа», что «приводит к функциональному тождеству форм числа (и единственное, и множественное число выполняет номинативную функцию), к семантическому параллелизму (и формы единственного, и формы множественного числа передают вещественное значение, называют сложные предметы и т. п.), к лексикализации форм числа, а, следовательно, и к вариативности этих форм».

Варьирование имен существительных в числе проявляется в том, что для выражения одного и того же грамматического значения (значения единичности или множественности) могут использоваться формы существительных с окончаниями и единственного, и множественного числа. При этом «в зависимости от того, какое грамматическое значение (значение единичности или множественности) выражается варьирующимися формами единственного или множественного числа, числовые варианты имен существительных могут быть подразделены на две группы: 1) вариативные формы со значением единичности и 2) вариативные формы со значением множественности»).

К словам первой группы в современном русском языке относятся имена существительные – названия конкретных предметов, которые в словарях имеют параллельные формы единственного и множественного числа. При этом обычно в качестве основной, исходной словарной формы они имеют форму множественного числа. В толковых словарях современного русского языка такие слова указываются в форме множественного числа, но при этом в скобках дается форма единственного числа, например: антресоли (антресоль), внутренности и (реже внутренность) и т. п.

В ряде случаев в качестве исходной формы указывается форма единственного числа, хотя при этом часто обращается внимание на более частое или преимущественное употребление форм множественного числа. приводит следующие примеры: дверь и в скобках двери (в отдельных значениях), поручень и поручни с пометой «обычно мн.», руина и руины (чаще мн.). Кроме того, в некоторых случаях формы единственного и множественного числа используются как равноправные, например: кружево – кружева, небо – небеса.

В современном русском языке представлено также числовое варьирование второго типа, когда формы единственного числа существительного употребляются, наряду с формами множественного числа, для обозначения многих однородных предметов – лиц, животных, растений, конкретных предметов и их частей. Как отмечается в специальной литературе, формы единственного числа имен существительных употребляются для выражения «обобщенно-собирательного значения», при этом обращается внимание на то, что «обобщенно-собирательное значение у существительных с выраженной противопоставленностью по числу выступает в таких контекстах, когда указание на количество несущественно...». Такое употребление форм единственного числа называется грамматической синекдохой и «считается одним из самых ярких стилистических явлений в категории числа». Подобное значение в условиях определенного контекста приобретают формы единственного числа одушевленных имен существительных – названий лиц и животных, реже – названий конкретных неодушевленных предметов, например: повалил мужик с войны, пойдет японец на нас или нет?

Отмечаются и другие случаи употребления форм единственного числа имен существительных вместо форм множественного числа. Нередко «такое употребление находим, когда указывается, что одинаковые предметы принадлежат каждому лицу или предмету из целой группы или находятся в одинаково отношении к ним». Например, Опустив голову, шли какие-то генералы (Б. Полевой). Такое значение называется дистрибутивным (распределительным) значением.

Грамматическое варьирование имен существительных проявляется также в том, что одни и те же слова употребляются в речи то с падежными окончаниями, то без окончаний. В этом случае имеет место варьирование по склоняемости-несклоняемости. Это относится, главным образом, к именам существительным, которые принято выделять в особую группу несклоняемых существительных.

Многие имена существительные, относимые к числу несклоняемых, в современной русской речи нередко употребляются в склоняемом виде, т. е. приобретают падежные окончания. Однако склонение таких существительных является нарушением морфологической нормы, и поэтому «используется обычно в определенных стилистических целях, в качестве своеобразного стилистического средства, особенно в художественной литературе ». Именно этот тип варьирования существительных является, по мнению некоторых ученых, наиболее распространенным в современном русском языке. По словам, «именно варианты склоняемых-несклоняемых форм занимают почти половинную долю всех зарегистрированных вариативных форм имени существительного».

Многие склоняемые имена существительные в русском языке допускают образование вариативных форм падежей, т. е. падежное варьирование. Падежное варьирование имен существительных проявляется в том, что один и тот же падеж получает свое выражение в разных падежных окончаниях: много снега – много снегу, луной – луною. В этом случае одно из этих окончаний является основным, другое – вариативным. Употребление обоих окончаний разграничивается лексико-грамматически или стилистически.

Основные и вариативные окончания отмечаются, прежде всего, у неодушевленных существительных мужского рода 2-го склонения в родительном падеже : основное – а, вариативное – у: купить сахара – сахару, стакан чая – чаю. Наличие вариативной флексии объясняется исторически: она принадлежит существительным с древней основой на у краткое типа сын. В древнерусском языке это был особый тип склонения. Впоследствии это склонение было утрачено в связи с унификацией падежных флексий у всех слов мужского рода. Формы на –у вещественных существительных имеют значение части целого, являются довольно продуктивными, но не строго обязательными. Они постепенно вытесняются формами на –а. У отвлеченных существительных и некоторых конкретных существительных формы на –у носят просторечный характер (простору, блеску, из дому). В целом в современном русском языке намечается тенденция к устранению форм на –у, к замене их формами на –а. Еще в середине прошлого столетия писал, что «чем ближе к нашему времени, тем форм родительного падежа на –у становится меньше. Молодое поколение оказывает заметное предпочтение формам на –а». Об убывании форм на –у в современном русском языке говорится и в других работах. Однако следует отметить, что во фразеологических оборотах окончания на - у довольно устойчивы: не давать ходу, сбить с толку уйти без спросу.

У существительных мужского рода 2-го склонения в предложном падеже с предлогами в и на также используются разные окончания. Вариативность флексий е – у наблюдается при выражении определенных значений: а) «внутри чего либо»: в цехе и в цеху, в снеге и в снегу; б) «на поверхности чего-либо»: на снеге и на снегу; в) «в условиях чего-либо, в состоянии чего-либо»: в отпуске – в отпуску. Как отмечается в Русской грамматике -80, «формы предложного падежа на –у образуют существительные (как правило, немотивированные), называющие пространство, которое может быть вместилищем чего-нибудь, или поверхность, на которой может что-нибудь находиться (берег, бор, край, круг, лес, луг); вещество или массу (жир, клей, лед); собрание людей или предметов (мир, полк, ряд, строй), а также некоторые слова, называющие действия, состояния или периоды времени (бег, бой, бред, век, долг, отпуск, смотр, ход). Это в основном слова с односложной основой».

Вариативные окончания предложного падежа также исторически мотивированы и являются результатом унификации типов склонения древнерусского языка. В современном русском языке в отношении этих окончаний действует две противоположные тенденции: с одной стороны, окончания –е и –у различаются семантически: при объектном значении падежа используется флексия –е: говорить о лесе, при пространственном, объектном значении – флексия –у: гулять в лесу. С другой стороны, сильна тенденция к преодолению вариативности, о чем свидетельствуют факты ее отсутствия в целом ряде случаев: в бою, в саду – потребность в отпуске. Однако, как отмечают исследователи, «для целого ряда слов форму на –у в сочетании с предлогами в и на нужно квалифицировать как единственно возможную с точки зрения современной литературной нормы. К ним относятся: ад, борт, бок, глаз, горб, долг, лед, лоб, нос, плац, плен, плот, полк, рот, сук, хмель, чад, шкаф, топонимы Дон, Клин, Крым и нек. др.». Во фразеологических оборотах формы на - у также являются обязательными: на слуху, на полом ходу. В других случаях, наоборот, обязательна флексия –е: во цвете лет, в ряде случаев.

Вариативные падежные окончания имеют существительные 1-го склонения в творительном падеже единственного числа: стеной и стеною, землей и землею. Исконным является окончание –ою; - ой возникло в русском языке в результате редукции конечного –у. Аналогичным образом объясняется вариативность флексий у существительных 3-го склонения с отвлеченным значением в творительном падеже: жизнию (исконная форма) – жизнью (форма возникла в результате редукции). В современном русском языке эти флексии различаются стилистически: - ою характерно для книжной речи, - ию воспринимается как устаревшая и используется преимущественно в поэзии.

Вариативные формы родительного, дательного и творительного падежей образуют слова на –ишко и –ище типа домишко – домище: род. п. домишка и домишки; дат. п. домишку и домишке; твор. п. домишком и домишкой. Однако формы, имеющие окончания женского рода (домишки, домишке, домишкой) в «Грамматическом словаре русского языка» квалифицируются как «менее литературные» по сравнению с типовыми (домишка, домишку, домишком).

Одушевленные существительные типа волчище и котище (с увеличительным значением) в разговорной речи также имеют вариативные формы в некоторых падежах: вин. п.: волчища и волчищу, род. п. волчища и волчищи, дат. п. волчища и волчище, твор. п. волчищем и волчищей. Вторые формы возникли под влиянием склонения существительных женского рода на –а. Вариативные формы винительного падежа квалифицируются как менее литературные. Остальные формы в вышеназванном словаре характеризуются как просторечные.

Вариативные окончания отмечаются у форм творительного падежа множественного числа некоторых существительных: дочерями – дочерьми, лошадями – лошадьми. И в этом случае вариативные окончания являются результатом унификации древних типов склонения и сближения их флексий. В современном русском языке действует тенденция к преодолению вариативности, в основном, в пользу флексии –ами. Лишь в единичных случаях нормативным является употребление окончания –ми: детьми, людьми (а не детями, людями). Форма с окончаниями -(ь)ми отличает также слова кость и плеть во фразеологизмах лечь костьми, бить плетьми. Однако в свободном употреблении кость и плеть имеют типовое окончание –ями. Отдельные существительные 3-го склонения – дверь, дочь, лошадь – имеют формы на –(ь)ми и –ями, которые Русская грамматика – 80 квалифицирует как стилистически равноправные.

Некоторые имена существительные имеют вариативные окончания в родительном падеже множественного числа. Это окончания - ов –ев –ев –ей и нулевые окончания, которые также объясняются исторически как следы разных типов склонения древнерусского языка. В одних случаях употребление этих флексий строго нормировано в пользу одной из них: например, окончание –ов, –ев свойственно существительным мужского рода с основой на твердый согласный (кроме ж и ш) или на й: гриб – грибов, сарай – сараев. Окончание –ей свойственно тем существительным мужского рода, конечным звуком которых в единственном числе является мягкий согласный (кроме й) или ж и ш: голубь – голубей, нож – ножей. В других случаях варианты рассматриваются как стилистически равноценные: кеды – кедов и кед; буряты – бурят и бурятов. Однако тенденция к преодолению вариативности действует и здесь и, видимо, со временем нулевое окончание будет вытеснено окончанием –ов –ев.

Дело в том, что стремление к экономии языковых средств, наряду с влиянием разговорного стиля, способствует распространению формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием (без –ов в словах мужского рода) типа без погон, из баклажан, сто грамм. В парах бурятов – бурят, лезгинов – лезгин, мордвинов - мордвин, туркменов – туркмен (названия национальностей), баклажанов – баклажан активнее используются формы с нулевым окончанием. Можно отметить как общее правило, что в «соревновании» двух форм – более длинной и более короткой – обычно «побеждает» более короткая. В частности, на это указывают те случаи, когда влияние разговорного стиля исключается: в названиях единиц измерения типа микронов – микрон, омов – ом, рентгенов – рентген в настоящее время все чаще встречаются вторые формы (в начале ХХ века использовались формы с окончанием –ов: амперов, ваттов, вольтов).

Вариативные окончания именительного падежа множественного числа существительного мужского рода 2-го склонения –ы/-и и - а/-я, среди которых господствующим является окончание ы/-и, которое выступает у существительных мужского и женского рода (страны, земли, столы). Окончание –а исконно у существительных среднего рода (окна, моря), у существительных мужского рода оно вторично и появилось под влиянием форм именительного падежа двойственного числа, прежде всего тех слов, которые обозначают парные предметы (рога, рукава), а позже распространилось и на другие слова (тополя). В современном русском языке употребление этих флексий в одних случаях строго регламентировано (боксер – боксеры, адрес – адреса), в других оба окончания употребляются как равноправные или одно из них принадлежит книжной речи, например, поэтической: снеги, грома, мужи, сыны. Таким образом, соотношение этих форм в современном русском языке неоднозначно. Исследователи выделяют следующие группы таких слов: 1) варианты формы в рамках литературного языка: годы – года, вексели – векселя ; 2) приняты литературным языком формы профессора, учителя; их варианты стилистически отмечены: профессоры, учители (школьные учителя, но учители поколений); 3) функционально различаются формы литературные: редакторы, корректоры, дизели, торты, горны, супы, слесари – и формы, свойственные профессиональной речи: редактора, корректора, дизеля, торта, горны, супа, слесаря; 4) варианты различаются стилистически – литературно-книжные и разговорные или просторечные: договоры – договора, директоры – директора, бойлеры – бойлера.

Таким образом, основные трудности при образовании вариативных падежных форм представляют: формы предложного падежа существительных типа в отпуске – в отпуску, в спирте – в спирту; формы именительного падежа множественного числа существительного типа: корректоры – корректора; слесари – слесаря, тракторы – трактора; формы родительного падежа множественного числа существительных типа: килограммов – килограмм, туркменов – туркмен.

При этом важной тенденцией в развитии форм существительных в современном русском языке является стремление к их унификации, к установлению большего единообразия путем выравнивания по господствующей модели. Так, у существительных мужского рода форма родительного падежа с количественным значением (родительный части, родительный разделительный) на –у (-ю) все больше вытесняется общей формой родительного падежа с окончанием –а (-я) в сочетаниях типа чашка чая, много народа. Интересно отметить, что в этом случае «побеждает» не разговорная форма, а книжная. Наоборот, под влиянием разговорной речи стала распространяться в различных стилях весьма продуктивная в настоящее время форма именительного падежа множественного числа на ударяемое –а (-я) у существительных мужского рода (типа инспектора, слесаря). Под воздействием аналогии этот процесс становится все более интенсивным.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • повторение, обобщение и систематизация знаний об именах существительных, контроль за усвоением знаний и умений;
  • развитие речи учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедиа и проектор, учебник, стр. 71-73, карточки с заданиями, шифрограмма, таблицы, дополнительные материалы к уроку.

План урока:

  1. Орг. момент. Приветствие, организация внимания, установление контакта, проверка готовности к уроку.
  2. Актуализация прежних знаний:
    а) повторение об именах существительных: игра «Найди лишнее».
    б) Восстановление в памяти знаний об именах существительных одушевленных и неодушевленных: игра «Шифрограмма»
  3. Работа по теме.
    1. Беседа по таблице.
    2. Работа над правилом.
    3. Чистописание.
  4. Физкультминутка. Игра «Хлопаем и топаем».
  5. Закрепление материала. Выполнение упражнений.
    1. упр. 182 (устно);
    2. упр. 186 (письменно).
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание: упр. 188, написать мини-сочинение на тему: «Слово «лес» – это имя существительное».

Ход урока

I. Орг. момент.

– Добрый день, ребята. Давайте, все настроимся на работу. Начнем урок русского языка. Дежурный, рапорт.

II. Актуализация знаний.

– Дети, посмотрите на экран.

– Прочитайте слова.

Тетрадь, дерево, кошка, зеленый, мальчик .

– Найдите лишнее слово.

– Зеленый.

– Почему оно является лишним? Докажите.

– Слово зеленый является именем прилагательным, все остальные имена существительные.

– Что называется именем существительным?

Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

– К предметам относятся:

III. Работа по теме.

– Значит, ребята, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, догадались?

– Об именах существительных.

  • Сформулируйте тему урока.
  • Имена существительные.
  • – Умницы. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число,тему.

– Спишите предложения чисто, аккуратно, обращая внимание на правильное соединение букв.

– Объясните смысл предложений.

– Подчеркните имена существительные, какими членами они являются?

– А теперь напишем слова под диктовку: собака Бобик, тетя Надя, поэт Габдулла Тукай, город Казань, кот Пушок, журнал «Мурзилка».

– Подчеркните слова, которые написали с заглавной буквы. Почему? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Расскажите правило.

– А остальные существительные как называются?

Нарицательные.

Расскажите правило.

– Молодцы, ребята. Проверьте свои работы, правильно ли сделали вы?

А теперь перед вами шифрограмма. Среди множества букв спрятались слова. Найдите и назовите их

  • ВУМАМА ПС
  • ВЕТКА ЛЮУ
  • ИДКАСТРА
  • ЯВОРОБЕЙ
  • АЗКОШКА Ш
  • ЦЕИЖРЕПА

– Прочитайте, какие слова у нас получились? Что объединяет эти слова?

– Все они имена существительные. Все нарицательные существительные.

– Давайте, попробуйте поставить вопросы к словам. На какие вопросы отвечают эти слова?

  • Мама – кто?
  • ветка – что?
  • астра – что?
  • воробей – кто?
  • кошка – кто?
  • репа – что?

На какие две группы можно разделить данные слова?

Некоторые имена существительные отвечают на вопрос кто?

Потому что они обозначают живые предметы.

Как называются эти существительные?

Одушевленные.

Остальные слова отвечают на вопрос что?

Они обозначают неживые предметы.

Чем отличаются одушевленные и неодушевленные сущ-ные?

В татарском языке только люди отвечают на вопрос кто? А все остальные существительные отвечают на вопрос что?

Одушевленные и неодушевленные существительные в русском языке различаются грамматически. У одушевленных существительных форма винительного падежа мн. числа совпадает с формой какого падежа?

У неодушевленных существительных форма вин.падежа мн. числа совпадает с именительным падежом. Например:

В.п. вижу что? книги, дома.
И.п. есть что? книги, дома .

IV. Закрепление. Выполнение упражнений.

б) Физкультминутка.

– Встали все из-за парт, Руки на пояс.

Игра называется «Топаем и хлопаем». Если я назову одушевленные существительные, то вы похлопаете, а если – неодушевленные, потопаете.

Праздник, веревка, писатель, рыба, яблоня, орел, коза, стекло, хлеб, дуб, инженер, печь, радость, молоко, город, мастер, село, лисенок, воин, дождь, медвежонок, дядя.

– Молодцы, ребята, почти не ошибались. Собственность и нарицательность, одушевленноость и неодушевленность являютя постоянными признаками имен существительных.

– Какие еще постоянные признаки имен существительных вы знаете?

Род.

А сейчас, ребята, определите род данных имен существительных, запишите их в 3 столбика.

– Кто правильно определил род имен существительных, давайте проверим. Проверяем по цепочке.


Как вы определили существительные м.р. и ж.р. с нулевым окончанием.

– Надо поставить в Р.п.

– Еще какой постоянный признак существительных вы знаете?

Склонение .

– Что называется склонением?

– Сколько склонений в русском языке?

– 3 склонения.

– А теперь определите склонение данных существительных.

– Давайте проверим.


Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

– Назовите непостоянные признаки имени существительных Число, падеж.

Сколько падежей в русском языке? Назовите их по порядку с падежными вопросами.

Просклоняйте по одному слову: мама, отец, степь.

– Как различать И.п. и В.п. неодушевленных имен существительных?


в) №182 (устно), 186 (письм).

V. Домашнее задание.

Наш урок заканчивается. Задание на дом – упр.188, стр.74, написать мини-сочинение-рассуждение на тему «Лес – это имя существительное», просклонять существительное «лес» по падежам.

VI. Оценка за выполнение заданных работ в течение урока.

За тестовую работу оценки будут объявлены позднее.

VII. Подведение итогов урока.

– Наш урок подходит к концу. О какой части речи говорили на уроке? Насколько значима эта часть речи для нас?

– По количеству слов имя существительное – самая богатая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Писатель Л.В. Успенский считал, что «имя существительное – это хлеб.

– Урок окончен. Спасибо всем за урок.

IV.ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Грамматические признаки имен существительных

Имя существительное знаменательная часть, которая выражает грамматическое значение предметности в словоизменительных категориях падежа и числа и несловоизменительных категориях рода и одушевленности.

Понятие «предметность» более абстрактно, чем понятие «предмет». Слова «доска », «окно » и подобные называют предметы, в них выделяется грамматическое значение «предметность». Слова «дерзость », «высота » называют отвлеченный признак, слова «вышивание », «изучение » называют отвлеченное действие, слова «революция », «переворот » показывают события, слова «гроза », «дождь » называют явления природы, слова «минута », «год » называют временные отрезки, слова «учитель », «старик » называют лиц, слова «кошка», «дельфин» называют животных; во всех словах подобного типа выделяется грамматическое значение «предметность», т.к. к ним можно поставить вопрос кто? или что?

В сущестивтельных выделяется словоизменительная категория падежа. У склоняемых существительных эта категория выражается флексиями (берёза – И.п., берёзы – Р.п., берёзе – Д.п. и т.д.), у несклоняемых существительных значение категории определяется по контексту (на тарелке лежит безе – И.п., угости безе – Тв.п., люблю безе – В.п.).

В существительных выделяется категория числа. Обычно выделяется оппозиция ед.ч./ мн.ч. (стол/столы, учитель/учителя ), но есть существительные, которые употребляются только в ед.ч. (singularia tantum): серебро, купечество, любовь , есть существительные, которые употребляются только во мн.ч. (pluralia tantum): духи, сани, сливки, дрожжи.

Все существительные, кроме тех, что выступают только во мн.ч. (pluralia tantum), относятся к одному из 3 родов: день – м.р., жена – ж.р., окно – ср.р. Это несловоизменительная категория.

В существительных выделяется несловоизменительная категория одушевленности/неодушевленности. При определении этой категории обращаем внимание на грамматическое проявление. Если форма Вин.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч., то существительное – одушевленное (вижу девушек (В.п.) = нет девушек (Р.п.)), если форма Вин.п. мн.ч. совпадает с формой И.п. – неодушевленное (вижу парты (В.п.) = стоят парты (И.п.)).

Синтаксические функции имен существительных

У существительных они самые богатые. Чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения (пушистый снег окутал стройные ели ), но могут быть и другими членами предложения: мой дед был знахарем (именная часть составного именного сказуемого), волна моря покрыла меня (определение), книги лежат на столе (обстоятельство).

§16.Лексико-грамматические разряды имён существительных

Сам термин указывает на связь лексики и грамматики. Лексические значения существительных и вытекающие из них особенности проявления грамматических категорий позволяют выделить разряды.

Лексико-грамматические разряды (ЛГР) - это такие подклассы слов, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слова выражать определённые грамматические значения. Это означает, что в семантике слов есть определённые черты, которые влияют на его грамматические характеристики. Например: если семантический признак «конкретный предмет», то из этого следует, что грамматический признак ед. и мн. ч.; т.е. большинство конкретных имён существительных имеют формы ед. и мн. ч. (лист -листья, берёза - берёзы).

Выделяют следующие ЛГР: собственные/нарицательные, личные/неличные, конкретные/абстрактные, собирательные, вещественные.

Собственные имена существительные

Это индивидуальные названия единичных предметов. К собственным именам (онимам) относятся:

1. Антропонимы - личные имена, отчества, фамилии:
Лев Николаевич Толстой, Тарас Григорьевич Шевченко.
Клички, прозвища, псевдонимы: Косой, Анна Ахматова (АннаГоренко), Леся Украинка (Лариса Косач).

2. Зоонимы - клички животных: Барсик, Каштанка.

3. Топонимы - названия географических объектов (рек, озёр, гор и др.):
Чёрное море, Днепр, Карпаты.

4. Космонимы - названия небесных тел: Марс, Млечный путь, Земля.

5. Названия художественных произведений: «Дядя Ваня», «Война и мир».

6. Названия исторических событий, периодов: Победа, Возрождение.

7. Названия учреждений, заведений: кафе «Сегед», кинотеатр «Спутник»
и т.д.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!