История создания рассказа тихое утро. Уроки литературы: Анализируем произведения

Казаков Юрий Павлович – писатель-прозаик из под пера которого вышло ни одно замечательное произведение. Писатель второй половины двадцатого века, который типичные вещи мог показать совсем с другого ракурса. Ему хорошо удавалось донести до читателя главную мысль своих произведений, которые читаются легко и с интересом. Например, сегодня нам посчастливилось познакомиться с одним из рассказов Казакова «Тихое утро».

Тихое утро Казаков краткое содержание

Рассказ «Тихое утро» нам повествует о двух мальчиках, которые рано утром отправились на рыбалку. Там произошло ужасное событие. Мальчик Володя из города, что приехал к своему другу Яшке в деревню, упал в реку. Увидев данное происшествие, Яшка сначала убежал из места рыбалки, так как очень испугался. Но, уже на лугу понял, что он – единственная надежда на спасение друга, ведь поблизости нет ни души. Переборов все свои страхи, страх за себя и свою жизнь, страх за жизнь друга, он прыгнул к другу, который уже был под водой и спас Володьку, оказав ему первую помощь. После, мальчики долго еще рыдали, но это были слезы радости от удачного финала.

Здесь в рассказе переплелись разные ситуации. Здесь и хвастовство, и обида, и ссора, затронуты проблемы долга, совести, любви к ближнему. Все события происходят на фоне природы, которая была спокойной. Даже когда тонул один из героев, природа оставалась все также спокойной, солнце поднималось и начинало ярко светить, все вокруг дышало тишиной и покоем, «над землей стояло тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное». Здесь «Тихое утро» противопоставлено тем событиям, что происходили в рассказе,а сделано это для того, чтобы как можно ярче передать тот ужас, что испытывали мальчишки.

Казаков Тихое утро герои

В рассказе Казакова «Тихое утро» главными героями являются два мальчика. Володька – житель из Москвы, который отправился на рыбалку в ботинках. Он ничего не знал о рыбалке, как и о сельской жизни, поэтому для него было все интересно.

Яшка же типичный житель села, который все знает и который, как рыба в воде. Ему нравится язвить Володьке, подшутить, при этом он много поведал историй о жизни сельских ребят. Яшка – знаток рыбалки, один из лучших, который сумел проявить геройство и не оставил Володьку.

Герои рассказа «Тихое утро» Казакова на своем примере учат нас никогда и ни при каких условиях не бросать своих друзей в беде несмотря ни на что.

План

План рассказа «Тихое утро» Казакова позволит быстро вспомнить сюжет и происходящие события.
1. Яшка готовится к ранней рыбалке
2. Яшка будит Володьку
3. Мальчики идут на рыбалку
4. Рассказы по дороге к реке
5. Ужасный случай: Володька тонет
6. Яшка спасает друга
7. Счастливый финал.

“Тихое утро”

Проблематика рассказа Ю. Казакова

Урок-кроссворд

Цели урока:

1) Рассмотреть содержание рассказа Ю. Казакова; выявить знание учащимися текста, разнообразие художественно-выразительных средств языка.

2) Развивать наблюдательность, внимание, умение делать соответствующие выводы.

3) Воспитывать любовь к природе.

ТСО: проигрыватель.

Оборудование:

а) иллюстрации учащихся;

б) картины художников: , ;

в) кроссворд на плакате;

г) грамзапись - М. Мусоргский, “Хованщина”(“Рассвет на Москве-реке”).

Тип урока: урок-кроссворд.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит, -

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Пейзаж без людей сам по себе не существует. Природа - это источник характеров, а сам человек - это часть природы, осмысляющий через нее самое себя. Как сказал Н. Заболоцкий:

И сам я был не детище природы,

Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!

В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картину утра, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания. В молодости Казаков мечтал стал музыкантом, но потом отказался от этой мечты. А если бы он им стал, то, возможно, создал бы не менее интересное музыкальное произведение, чем “Рассвет на Москве-реке” Мусоргского, где с помощью звуков автор передает картину утра.

(Звучит грамзапись)

Стихотворение И. Никитина читает ученица.

Утро.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, - воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко, далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Картины зарождающего дня представляют в своих лирических произведениях Ф. Тютчев, Н. Заболоцкий, А. Фет и др.

Описание картины “Утро в сосновом лесу” (сообщение)

11. Новый материал.

Работа с кроссвордом по плану:

1. Описание утра.

2. По дороге на рыбалку.

3. Любовь к родному краю.

4. Наблюдательность Яшки.

5. Художественно-выразительные средства языка.

6. Внутренняя борьба героя рассказа.

Описание утра.

“Деревня, будто большим пуховым одеялом , была укрыта...”

Вопрос 1.

Что окутывает деревню?

(Туман)

Какое еще сравнение встречается, когда мы читаем про туман?

(“Они шли по деревне, и туман отступал...будто скупой хозяин ”)

Яшка проснулся рано. Но...

Вопрос 2.

Кто проснулся раньше Яшки?

(Петух)

Вопрос 3.

Откуда раздавались первые звуки в спящем еще селе?

(Кузница)

По дороге на рыбалку

Вопросы: 4, 5 (горизонтально ), 7.

Какие еще постройки находились в селе?

(Амбар, рига, сараи).

Вопрос 6.

Что пришлось преодолеть Яшке, когда он шел за Володей, чтобы отправиться с ним на рыбалку?

(Плетень)

Вопрос 8.

Что больше всего привлекает внимание ребят?

(Колодец)

Вопрос 9.

(Сруб)

Почему пьет воду Яшка, хотя и не хочется ему пить? (“Лучше этой воды нет...”)

Какое определение находит ей Володя? (“Законная”)

Любовь к родному краю.

Вопрос 10 ( горизонтально ).

Кто из односельчан первым увидел сома?

(Завклубом)

Вопрос 11 ( горизонтально)

Назовите место, где он увидел сома?

(Омут)

Как называют омут по-другому?

(Плещанский бочаг)

Вопрос 12 ( горизонтально).

Какое слово использовал в своей речи Яшка, приглашая Володю с собой?

(“Айда!”)

Как понимаете это слово? - “Пойдем”.

Какие еще вы помните интересные слова (разговорные или диалектные)?

(“Ходчее” - быстрее, “бег” - бежал, “нету” - нет)

Вопросы 13 и 14 (вертикально ).

Какая еще рыба ловится в омуте?

( Голавли и линь)

А кроме этого? (Лещ, окунь, плотва, карась, щука)

Наблюдательность Яшки.

Вопрос 15.

Яшка замечает, что рыба хорошо ловится и в тумане, она ловится и в сентябре, когда “вдарит...” Что?

(Иней )

В чем еще проявляется наблюдательность Яшки? (Он рассказывает Володе, как и когда в селе пашут землю; определяет, что летят утки или звенят дрозды; находит лучшее место для ловли рыб; знает, где копать червей и т. д.)

Все это доказывает, что Яшка очень наблюдательный, любит свой край, свою землю.

Вопрос 16.

О каких птицах рассказывает Яшка?

(Дрозд)

Что рассказывает он об этих птицах? (Зачитать отрывок из рассказа от слов “Они, дрозды-то, жаднющие... ” до “ ...как паровоз, как пила”.

Вопрос 17.

Что означает слово “куга”?

(Осока)

Вопрос 20 .

Место, где она растет?

(Берег)

Вопрос 10 ( вертикально).

“Володя готов хоть сейчас начать ловить, но Яшка шел все дальше берегом реки...” Наконец он сказал: “ ...” Что?

(“Здесь!”)

Художественно-выразительные средства языка.

Вопрос 18.

Это место было мрачное.

Что пахнет?

(Тина)

А теперь найдите в тексте те места, где Ю. Казаков рисует красоту природы, ее светлые тона. (Выборочное чтение).

(Река “звенела”, разливалась омутами, “посветлело” кругом, “порозовело ”, “роса седая видна”).

Какие художественные средства использует автор в своем рассказе? (Метафора - “волновалась”, сравнение - “ гусь ”, эпитеты - “черная, тяжкие”).

Какой прием (принцип) использует Ю. Казаков в произведении “Тихое утро”? (Антитеза - противопоставление).

На фоне противопоставления картины природы вырисовываются ярче, мрачность или красота видны четче. Автор как бы готовит читателей к тому, что случится что-то страшное.

Вопрос 19.

Кто рассказал Яшке, что в бочаге (омуте) водятся осьминоги?

Вопрос 5 (вертикально ). - Как обзывает Яшка Володю?

(Раскоряка).

За что он обозлился на своего друга? Проанализируйте этот эпизод.

(Яшка был заядлым рыбаком, поэтому когда плескалась рыба, у него от переживания лицо становилось “напряженно-страдальческим”, он нетерпеливо смотрел на поплавок, “с наслаждением почувствовал, как заходила рыба”. Но эта рыба сорвалась, и Яшка обвинял во всех смертных грехах Володю, обзывал его).

Художественные средства: “напряженно-страдальческое” - эпитет, “заходила” - метафора.

(Яшка поймал леща. Володя подошел к нему посмотреть, а удочка тем временем поплыла. И когда Володя ее все же схватил рукой, земля под ним обвалилась, и он упал в воду.)

Что разозлило в этот момент Яшку? (Рыбу распугал)

Вопрос 21.

Что схватил он, чтобы кинуть в лицо приятелю, когда тот покажется из воды?

(Комок)

Внутренняя борьба героя.

Вопрос 22.

Яшка испугался, когда увидел, что Володя тонет. Он сразу подумал, что друга тянет на дно...

осьминог. Какой?

(Громадный)

(Володя: “белое лицо с выпученными глазами”; “захлебывался, окунаясь в воду, все силился крикнуть”; “выдавливая из себя нечеловеческие, страшные звуки”.

Яшка: “попятился вверх, прочь от воды”, “в груди и животе стало холодно от ужаса”, “он упирался трясущимися руками”, “все происходило как во сне”).

Но Яшка пересилил себя и кинулся спасать друга.

Вопрос 23.

Природа в этот страшный для ребят момент была яркая и красивая.

Какой был глаз у трясогузки?

(Блестящий).

Вопросы: 24, 25.

Как выглядел Володя под водой, когда Яшка прыгнул за ним во второй раз? Дополните предложения:

“Он медленно поворачивался, покачиваясь, подставляя круглое бледное лицо солнечному..”

(Свет)

“Шевеля левой рукой, словно пробуя воду на...”

(Ощупь)

Расскажите, как “откачивает” Яшка своего друга. Вы знаете, как правильно оказать первую медицинскую помощь утопающему?

Вопрос 26.

Подобрать слово для фразы: “В это тихое утро кругом царил...”

(Покой).

Зачитайте счастливый конец этого рассказа.

Вывод. Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и нежностью”.

Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе.

Закрепление.

Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете?

“Друзья познаются в беде”,

“Сам погибай, а товарища выручай”,

“Одному не под силу - зови товарища” и т. д.

Домашнее задание.

Написать характеристику одного из героев Ю. Казакова “Тихое утро” или раскрыть тему: “Мой любимый герой рассказа”.

Конспект урока литературы

Тема: Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Учитель: А.В. Степанова, МКОУСОШ №38 г. Тулы

Класс: 7

Цели урока:

А) Дидактическая: познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа «Тихое утро»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, составления характеристик героев, выразительного чтения.

Б) Развивающая: развивать устную речь, внимание, воображение; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование эстетической культуры личности школьников.

В) Воспитывающая: воспитывать уважение, сочувствие, сострадание к человеку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, экран, проектор, колонки, презентация Power Point; таблицы «Характеристика героя. Яшка», «Характеристика героя. Володя», «Пейзаж как средство характеристики героев».

Ход урока.

Слайд 1

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ю.П. Казакова. Этот писатель довольно поздно стал задумываться о том, чтобы посвятить себя литературному труду. Окончил музыкальное училище в Москве. Три года играл в симфонических и джазовых оркестрах. И лишь в 26 лет Юрий Казаков поступает в Литературный институт.

Слайд 2

Первые же его рассказы принесли успех: «Арктур – гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре». В основе его рассказов лежит, как правило, действительный случай. Таков и рассказ «Тихое утро». Об этом произведении нам и предстоит сегодня вести разговор. Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

  1. Работа над темой урока.
  1. Постановка задачи урока.

Учитель: Чтобы лучше понять природу поступков героев рассказа, я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое добро и зло?

Слайд 3

Дети: Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.

Учитель: Как вы считаете, добро и зло существует исключительно во внешнем мире, или оно живет в душе человека, исходит от человека?

Дети: Добро и зло существуют в душе человека.

Учитель: Назовите имена главных героев рассказа «Тихое утро». Кто из них был добрым, а кто злым?

Дети: ответы детей.

Учитель: Можем ли мы однозначно оценить человека, однозначно сказать, добрый он или злой? Почему?

Дети: нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения».

Учитель: Так и в рассказе «Тихое утро» перед нами предстают герои с сильными и слабыми сторонами своей души. Наша задача сегодня понаблюдать за героями, за их поступками, понять причины этих поступков. В ходе урока вы будете заполнять таблицы: первый ряд характеризует Яшку, второй – Володю, третий – рассматривает пейзаж как средство характеристики героев.

  1. Анализ произведения.

Слайд 4

Учитель: коротко охарактеризуйте главных героев рассказа , ответив на вопросы:

  1. Где живет мальчик?
  2. Как он чувствует себя в деревне?
  3. Каково отношение героя к рыбалке?

Ответы детей.

Фактически в рассказе происходит столкновение двух культур: городской и деревенской. Мир Яшки ограничен его деревней, а мир Володи городом. На страницах рассказа разворачивается описание первого контакта, соприкосновения противоположных на первый взгляд миров.

Слайд 5

Постановка проблемного вопроса: Итак, наши герои очень разные. В связи с этим в процессе анализа рассказа я прошу вас подумать над вопросом: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Учитель: Рассказ начинается с пробуждения Яшки. Каким было настроение мальчика? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (с.182 – последний абзац, с.183)

Дети: У мальчика было радостное настроение. Это подтверждают следующие слова: переборол себя, соскочил с крыльца, весело затрусил, побежал, перевалился через плетень, свистнул.

1 группа – заполнение таблицы.

Дети: Описание тихого радостного утра соотносится с настроением Яшки. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Мирный радостный рассвет вдохновлял художников и музыкантов. Прослушайте отрывок из музыкального произведения композитора М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» , чтобы лучше понять настроение Яшки.

Слайд 6

Прослушивание музыкального произведения.

Какое утро у композитора? Какие чувства у вас возникли?

Ответы детей.

Учитель: Прочитайте утренний разговор Яшки и Володи.

Дети: чтение по ролям

Учитель: Как вы думаете, почему произошел конфликт между мальчиками? Почему у Яшки пропало настроение?

Дети: Яшка не получил ожидаемого признания.

Учитель: Найдите ключевые слова, характеризующие состояние Яшки (1 группа – заполнение таблицы – с.183)

Дети: Разозлился, зло ответил, с пренебрежением осмотрел, прелесть утра была отравлена, презрительно спросил, заскучал, съязвил.

Учитель: А как реагирует на конфликт Володя? Найдите слова, характеризующие состояние мальчика (2 группа – заполнение таблицы, с.184)

Дети: Промолчал, покраснел, сквозь зубы ответил, подрагивал от обиды ноздрями, готов был разреветься, ждал этого утра, страдал, сердился на себя, казался себе неловким и жалким, с завистью и с восхищением поглядывал.

Учитель: И вот наши герои отправляются на рыбалку. Как ведут они себя в дороге? Прочитайте.

Слайд 7.

Дети: Сначала мальчики идут молча.

Учитель: Как ведет себя Яшка?

Дети: он чувствует себя хозяином, он на своей земле, знает обо всём, что здесь происходит: о звуках деревни, о птицах, о рыбалке. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Когда Володе становится весело?

Слайд 8

Дети: Когда мальчики разговорились у колодца, и Яшка пригласил Володю вечером ловить большую рыбу в бочаге и ночью жечь костер. Володя почувствовал себя немножечко «своим», и ему стало весело. Он ощутил всю прелесть утра. 2 группа – заполнение таблицы.

Рассмотрим эпизоды рыбалки.

Учитель: где мальчики ловили рыбу? Найдите описание омута (с.188, 5 абзац). Как меняется описание природы? Почему?

Слайд 9

Дети: читают описание омута (мрачность, пахло сыростью, черная вода, ветлы закрыли небо). Состояние природы предвещает будущую беду. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Ребята выбрали место. Началась рыбная ловля. Что чувствует Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина? Как автор передает чувства Яшки? (с.190)

Дети: Яшке было стыдно. Он винил в неудачах Володю. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Случалось ли вам в своей жизни чувствовать подобное?

Ответы детей.

Между героями все еще есть недопонимание. Конфликт теперь не внешний, а внутренний. Мальчики не стараются понять друг друга.

Проанализируем эпизод, когда Володя начинает тонуть (с.191 – 192).

Учитель: Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Найдите слова, показывающие его чувства.

Дети: Яшка чувствует страх, но надеется, что все как-то обошлось. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?

Дети: Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Какие действия предпринимает Яшка и чем это заканчивается?

Дети: Яшка пытается спасти Володю, но утопающий хватается за Яшку и топит его. Яшка понимает, что сам может погибнуть, поэтому отталкивает Володю.

Комментарий учителя: Автор очень тонко описывает психологию тонущего человека. Володя не специально топил Яшку. Утопающие инстинктивно хватаются за то, что может их спасти. Поэтому неопытные спасатели часто погибает вместе с теми, кого они спасают.

Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Яшка снова предпринимает попытку спасти Володю. Когда Яшка видит товарища под водой недвижимого, он все еще боится, что Володя опять схватит его. Но Володя уже не может сделать этого. Чем же заканчивается рассказ?

Ответы детей.

Учитель: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

Дети: Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. 1,2 группы – заполнение таблицы.

Учитель: В заключительном абзаце говорится, что всё радовалось новому светлому дню. Почему именно такими словами заканчивается рассказ?

Дети: Новый день начался не только в природе, но и в душах мальчиков. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. 3 группа – заполнение таблицы.

Слайд 10

  1. Ответ на проблемный вопрос.

Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Ответы детей.

  1. Домашнее задание.

1 ряд – характеристика Яшки.

2 ряд – характеристика Володи.

3 ряд – пейзаж как средство характеристики героев.

Задание готовится по таблицам, которые группы заполняли на уроке.

Слайд 11

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Упражнение «Плюс – минус – интересно»

  1. Выставление отметок.

Предварительный просмотр:

Характеристика героя.

Яшка


Подписи к слайдам:

Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

ДОБРО И ЗЛО

Краткая характеристика героев Где родился герой? 2. Как мальчик чувствует себя в деревне? 3. Как герой относится к рыбалке?

По дороге на рыбалку «…Ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице». Володя «…с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и серую рубаху».

«Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!»

Исаак Левитан «У омута» Исаак Левитан «Озеро» «…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно».

Проблемный вопрос Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

«Плюс – минус – интересно» Что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции? Что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным? Интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю


Методическая разработка урока литературы в 7 классе.

Тема «Проблема нравственного долга в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро».

Разработала учитель русского языка и литературы

Хурумова Залина Таймуразовна

Владикавказ

2014год

Класс : 7

Предмет : литература

Учебник : Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М.:Просвещение, 2013.

Название раздела: Час мужества. Ю.П.Казаков «Тихое утро»

Тема урока: «Проблема нравственного долга в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро».

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока: формирование у подростков понятия нравственности на примере конкретного литературного произведения; развивать навыки анализа литературного произведения.

Задачи: проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны;поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать.

личностные УУД : совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в Power Point, учебник, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

Ресурсы сети Интернет:

    Литературные имена (http://www.library.ru )

Ход урока

На уроках литературы особая ответственность за духовное воскрешение нашего общества.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Психологический настрой детей на урок.

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы этот урок принес вам только радость.

Самоопределение. Оценивание готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.

Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома. Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.

Выявление желания продолжить изучение рассказа.

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

1. Проверка домашнего задания.

а)Предложить ребятам в двух предложениях сказать, о чем говорится в рассказе.

б). Тест на знание содержания произведения.

в) Незнакомые слова.

Бочаг- яма на дне реки, озера, болота.

Косарь- большой нож с толстым и широким лезвием.

Рига- крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах.

Выползки- черви для наживки.

1. а)Учащиеся систематизируют и обобщают пройденное на прошлом уроке.

б). Класс отвечает на вопросы теста.

в)Учащиеся дают определения незнакомым словам

Постановка цели (целеполагание)

регулятивные: планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Вопросы учителя:

Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

Ребята, на прошлом уроке я попросила вас записать в тетради определение слову нравственность. Давайте попробуем вместе дать толкование этому термину.

Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие..

Очень часто на уроках литературы мы употребляем слово нравственность. Можете ли вы вспомнить произведения, в которых поднимаются нравственные проблемы?

Знакомство с эпиграфом, учащиеся зачитывают свои варианты толкования термина нравств-ть.

Запись в тетрадях.

Ребята актуализируют знания, полученные ранее.

Открытие обучающимися нового знания

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах;

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство).

1.Вопросы учителя:

Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

(нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку

свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения»)

Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя, найдя, исследуя «точки» нравственных « взлетов» и «падений».

2. Вопросы учителя.

а).Каковы взаимоотношения мальчиков в начале рассказа?

б).Почему мальчики ссорятся? Особое внимание обращаем на описание омута.

в).Как мальчики ведут себя на рыбалке?

г). Что произошло в бочаге?

д). По чьей вине произошло несчастье?

е). Что предпринимает Яшка? Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?

ж). Первая попытка спасти Володи оказалась неудачной. Как автор описывает природу в этот момент? (с.198) Какой художественный прием используется здесь?

з). Почему и Яшка, и Володя заплакали, когда беда уже миновала? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

1. Учащиеся участвуют в дискуссии, высказывают свои точки зрения.

2.Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

ж). Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза.

Самостоятельная работа

коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

1. Учащиеся по группам выполняют самостоятельную работу (задание на карточках, направленное на знание художественно-изобразительных средств).

2. Остальные ребята размышляют над вопросом: Доводилось ли вам бывать в сложных ситуациях?

Одни ребята заполняют карточки, другие участвуют в обсуждении вопроса.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

познавательные : самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические : построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

личностные:

Оценивать результат учебной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию

регулятивные:

Соотносить полученный результат с поставленной целью.

Учитель предлагает ребятам по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2. Альтернативное задание.

Необходимо выбрать фразу для соседа по парте.

-Ты молодец.

-Я доволен твоей работой на уроке.

-Ты мог бы поработать лучше.

3. Предложить ребятам закончить фразу: «Человека в обществе будут уважать за…»

4.Выставление оценок (с комментариями и пожеланиями).

Выбирают понравившуюся фразу и доканчивают ее.

Строят свои высказывания,

аргументируют ответы.

Участвуют в дискуссии.

Домашнее задание

Задание на выбор:

    Развернутый ответ на вопрос. Можно ли Яшу назвать героем, а поведение его героическим?

    Подготовить иллюстрации к произведению.

Записывают домашнее задания.

Рябова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 36"
Населённый пункт: г. Казань, Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова "Тихое утро"
Дата публикации: 12.09.2017
Раздел: среднее образование

Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Цели:

Обучающая : кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова, отметить

рассказать о его переживаниях.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных

характеристик героев, учиться анализировать сложные жизненные ситуации.

Воспитывающая : воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, нравственного

взросления.

Ход урока

Ι. Организационная часть.

ΙΙ. Сообщение темы. (записать в тетрадь)

Эпиграф.

Юрий Казаков – талант очень большой, таящий в себе возможности неограниченные.

Представленные им рассказы поражают силой эмоций, законченностью и стройностью,

это – произведения большой литературы…

В.Ф. Панова

ΙΙΙ . Сообщение о Ю.П. Казакове. Работа консультантов.

1 ученик.

рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В автобиографии писал: «В роду

насколько

известно,

образованного

человека,

талантливы были многие».

2 ученик.

С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на

контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в

Профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он

играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на

танцплощадках.

1 ученик.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы,

которые отвергались в редакциях. Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к

писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во

время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда

отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

2 ученик.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы «Тэдди » (1956) и

главными

являются

животные

сбежавший

охотничий

Литературные

критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших

продолжателей традиций русских классиков.

1 ученик.

В 1964 году в набросках автобиографии Ю. Казаков написал о том, что в годы учебы

«занимался

альпинизмом,

охотился,

придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958),

путешествиям.

Впечатления

воплотились

художественных произведениях, например, в рассказах «По дороге» (1960), «Плачу и

рыдаю» (1963), «Проклятый Север» (1964) и многих других.

2 ученик.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков

«Северный дневник» (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить … в

деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую

руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство,

рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов».

1 ученик

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961),

«Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и

др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове,

поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания

К.Паустовском

«Поедемте

Лопшеньгу»

Большинство

замыслов Ю. Казакова осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя

были изданы в книге «Две ночи» (1986).

. Лексическая работа. Работа консультанта.

Рига – крытое строение с печатью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой

называют обычный сарай.

Косарь – большой тяжелый нож, который делается из обломков косы и применяется

обычно для щепления лучины.

Бочаг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток

пересохшей реки.

Куга

Куга (или осока) – болотное растение.

Выпозки – черви для наживки.

Перекатки

открытое

неровностей

ландшафта

перекатываются одна через другую.

Омут – глубокая яма на дне реки, озера.

Лощина – долина с пологими склонами.

. История создания рассказа «Тихое утро»

Как правило, в основе произведений

Казакова лежит действительный случай.

можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (1954). Писатель предстает перед нами как

тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные души своих героев.

Ι. Беседа по вопросам.

Расскажите о главных героях рассказа.

(Яшка – деревенский мальчик, лучший рыбак среди деревенских мальчишек. Рыбацкие

навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать,

накопать

Удивляет

разбираться

характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток

поспал и опять пошел…», - с уважением говорит он о пахаре. И другое отношение к

Мишке Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни

Прочитайте описание деревни. Для чего оно дано?

(«Деревня, будто большим пуховым одеялом…Яшкина изба». Природа вызывает у

Яшки радостное настроение.)

Почему рассердился Яшка?

(Яшка обещал Володе показать рыбные места. Он встал на целый час раньше, червяков

притащил

ожидаемого

признания.

благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?»)

Найдите слова, передающие раздражение Яшки.

(«Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до

ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил»)

Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?

пренебрежительный

проснувшийся

отреагировал.

«выглянул

оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки». Ему не

хотелось ссориться с Яшкой. На злую насмешку и издевку Яшки: «…Забежи домой –

пальто возьми», - Володя отвечает сквозь зубы, дерзко, с вызовом и еще больше

краснеет – уже от обиды. После того как Яшка съязвил насчет галстука, Володя еще

больше обиделся и, «подрагивая от обиды ноздрями и глядя перед собой невидящим

взглядом, вышел из сарая. Мальчик был готов отказаться о рыбалки, разреветься, но

желание пойти на рыбалку оказалось сильнее обиды).)

Как вел себя в дороге Яшка?

(Яшка вел себя как хозяин здешних мест, понимал жизнь природы, различал звук

полета чирков, пение дроздов, рассказывал о птицах своему другу. Яшка рассказал

Володе, что у них водится всякая рыба. Он заставил Володю выпить колодезной воды,

так как считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет)

Возникла ли в дороге основа для взаимопонимания мальчиков?

(Да. Между мальчиками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала

приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком,

а счастливый Володя благодарным слушателем).

Прочитайте описание омута. (Оглядевшись, он поразился мрачности…угрюмо и

холодно»)

Какое настроение оно создает?

(Омут таит в себе опасность, его описание создает тревожное настроение)

Что чувствовал Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина?

(Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли

рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он

упустил рыбу, и в то же время чувствует раздражение по отношению к Володе,

приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой…Один

ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»).

следует за радостью?

(«Ле- ещ! – с упоением выговорил Яшка… Повернул к Володе свое счастливое лицо,

засмеялся».

съежился,

разозлился на него, когда тот упал в воду, схватил ком с земли, готовясь швырнуть в

лицо Володи. Увидев, что мальчик тонет, сильно испугался).

Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись,

чувствуя, что убежать никак нельзя»?

(Поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что

жизнь Володи зависит от него.)

Прочитайте описание природы после первой попытки спасти Володю. Какова

роль этого отрывка?

оглянулся:

солнце…утопил

контрастна

отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел все то же тихое утро, но не

было покоя в душе у мальчика. Мирная картина природы – и небывалое: гибель

человека)

Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

(Жить с таким грузом непоправимой вины невозможно. Надежна на спасении Володи

сильнее страха за свою жизнь).

Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не

было на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?

(Яшка испытал страх за жизнь Володи, он ужался мысли, что Володя мог утонуть).

Перечитайте описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно

вызывает?

успокоилась…новому

светлому

вызывает

радостные светлые чувства. Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас

Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту)

Ι. Выводы.

1. Добрые дела помогают человеку подняться на новую нравственную высоту

2. Друзья познаются в беде. Яшка – верный товарищ.

ΙΙ. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Одному не под силу – зову товарищей».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!