Иван 3 стояние на реке угре кратко. Иван III

В середине XV века могущественная Золотая Орда начала распадаться. Ее хан, прямой потомок Чингисхана Улу-Мухаммед, был вынужден воевать сразу с несколькими претендентами на власть и в 1436 году престол потерял. Он бежал в Крым, но и оттуда его вскоре выставили местные эмиры.

В 1437 году Улу-Мухаммед обнаружил себя посреди степи с жалким отрядом в три тысячи сабель. Ни дома, ни родины, ни перспектив у хана и его людей не было, даже просто поехать им было некуда — во всех землях, где Улу-Мухаммеда знали, им грозила смертельная опасность.

Человек попроще в такой ситуации отправился бы на большую дорогу, но Улу-Мухаммед мыслил как политик и решил обзавестись покровителем — набирающим силу Московским княжеством. Чтобы продемонстрировать свою лояльность великому князю Василию II он напал на традиционного противника Руси — Великое княжество Литовское.

Однако стремительный захват небольшого городка Белев (сейчас Тульская область) оказался на редкость неудачен именно в политическом плане — Русь и Литва только что заключили мир, очень нужный Москве. Василий II решил выйти из щекотливой ситуации, послав против Улу-Мухаммеда 40-тысячное войско.

Так и началась эта злополучная для московского князя война.

Улу-Мухаммед смог сделать невероятное — он разбил 40-тысячную армию. После этого его отряд захватил Казань, начав историю независимого Казанского ханства.

Казанский летописец отмечает, что хана поддержали болгары и черемисы, которых в смутные времена золотоордынских междоусобиц грабили все кому не лень, от новгородских ушкуйников до бесконтрольных татарских отрядов. Из этих бедняков, радующихся появлению твердой государственной власти, Улу-Мухаммед сформировал крепкую армию и начал систематические набеги на русские земли.

К 1444 году казанский хан решил, что набеги это хорошо, но недостаточно, и стал строить планы по захвату Нижнего Новгорода — богатого и стратегически важного города.

Зимой ему удалось взять Нижний, но в январе Василий II заставил его отступить, нанеся татарам поражения под Муромом и Гороховцом.

Эти победы сыграли с великим князем злую шутку: он не придал серьезного значения весеннему походу сыновей Улу-Мухаммеда — царевичей Махмуда и Якуба. Когда они опять захватили Нижний Новгород, князь все же объявил сбор войска, но многие из его вассалов либо не прибыли вовсе, либо привели незначительное количество воинов. По данным летописей, в поход великий князь Москвы пошел «яко не с тысячю».

Расположившись неподалёку от Суздаля, у Спасо-Евфимьего монастыря, великий князь Василий ждал подхода союзников, развлекая себя пьянством.

Утром 6 июля его ждало тяжелое похмелье: оказалось, что татары перешли Нерль и готовятся к нападению. Великий князь срочно поднял войска и вывел их для боя.

Очевидно, он плохо соображал после вчерашнего, потому что попался на традиционную хитрость кочевников — ложное отступление, хотя этот ход был печально известен на Руси со времен битвы на Калке. Продержавшись некоторое время в «правильном бою» лицом к лицу, татары повернулись и побежали. Разгоряченные схваткой воины Василия II инстинктивно погнались за ними. Строй рассыпался, управление войсками было потеряно, армия превратилась в неорганизованную толпу, по которой внезапно ударили татарские отряды, находившиеся в засаде.

Завязалась новая схватка, но теперь русским приходилось драться в окружении. Василий II бился наравне со всеми и, по свидетельству других воинов, держался очень достойно. Но вскоре великого князя Московского заарканили, сдернули с коня и притащили на веревке к ногам татарских царевичей. Вместе с Василием в плен попал его двоюродный брат и несколько знатных бояр.

Позор был велик — никогда прежде правителя Московского княжества в плен не брали. Но пробыл Василий в Казани недолго, пообещал Улу-Мухаммеду огромный выкуп и в том же 1445 году вернулся в Москву.

Однако дома оказалось, что обещанную сумму великий князь собрать не может — казна пуста. Пришлось передать сопровождавшему его Касиму, еще одному сыну казанского хана, часть рязанских земель с Городцом Мещерским. Так в русской истории появилось удивительное государственное образование: небольшое исламское ханство прямо в центре православных земель. Касимовское ханство просуществовало до 1681 года.

Москвичи были, мягко говоря, недовольны таким исходом дела. Ночью 16 февраля 1446 года они ворвались в покои великого князя и принялись его избивать, задавая, по Карамзину, следующие вопросы:

«Для чего любишь татар и даешь им русские города на кормление? Для чего серебром и золотом христианским осыпаешь неверных? Для чего изнуряешь народ податями?»

Ответов у Василия не было. Избитого великого князя разложили на доске, накалили на огне железный прут и выжгли ему оба глаза, из-за чего он остался в русской истории под прозвищем Темный.

Или по другой версии, сын Ичкиле Хасан-оглана, представителя крымской ветви потомков Тука-Тимура, в 1419 -1423 годах вёл упорную борьбу за владение троном Золотой Орды. Потерпев поражение, бежал в 1423 году в Волжско-Камскую Булгарию.

В 1426 году с помощью великого князя литовского вернул золотоордынский престол. Распространив свою власть на Крым, установил дружественные отношения с турецким султаном .


Лицевой летописный свод: «В ту же зиму царь Улу-Махмет приходил с войском к Мурому из Старого Нижнего Новгорода»

В 1437 году изгнанный из родных улусов и лишённый ханского престола своим братом , Улу-Мухаммед искал убежища на Руси, поскольку в своё время, в 1431 году, в споре звенигородского князя и его племянника, великого князя московского , за великокняжеский стол отдал ярлык и теперь надеялся на его добрую волю. Однако великий князь, забыв свои обязательства и обещания, послал к Белёву, где засел свергнутый хан, сильное войско под командой своих вассалов - галицких князей и Дмитрия Юрьевича Красного. Улу-Мухаммед испугался и хотел уже отдаться на всю волю русских, но, воспользовавшись изменой мценскрго воеводы Григория Протасьевича, литовского подручника, державшего до того сторону русских и неожиданно изменившего им, разгромил русское войско и, не став далее испытывать судьбу, двинулся со своим отрядом в Булгарию, к тому месту, где находился Саипов Юрт (или Казань), разоренный русскими ещё в 1399 году.

За год Улу-Мухаммед построил здесь новую крепость, которую вскоре населил волжско-камскими булгарами, черемисами, половцами, монголами и прочими выходцами из Астрахани, Азова, Крыма и Золотой Орды, дав начало сильному Казанскому ханству.

Уже в 1439 году он внезапно оказался под стенами Москвы, и бежал. Улу-Мухаммед простоял под городом 10 дней, опустошил окрестности и ушёл восвояси с добычей и полоном. По дороге сжёг Коломну и пополнил свой полон ещё множеством русских. В 1444 году его мурзы опустошили восточные русские области. В 1445 году он засел в старом Нижнем Новгороде и оттуда пошёл на Муром. с объединёнными силами удельных князей двинулся против него, и Улу-Мухаммед вернулся в Нижний Новгород.

Весной того же года на реке Нерль, под Суздалем, у Спасо-Евфимьего монастыря, хан одержал громкую победу над великим князем и взял его в плен. После этого Улу-Мухаммед пошёл к Владимиру, но брать город не решился и двинулся сначала на Муром, потом к Нижнему Новгороду, откуда со всей Ордой и пленным великим князем подошёл к Курмышу, отправив своего посла Бегича к мятежному с предложением занять Москву. тут же пошёл к столице, но Улу-Мухаммед, не дождавшись возвращения Бегича и думая, что тот убит , вступил в переговоры с

Сообщение "Казанского Летописца" об обстоятельствах смерти Улу-Мухаммеда, подхваченное другими русскими авторами, писавшими о Казанском ханстве, по мнению профессора Худякова, с огромной степенью вероятности является ложью и выдумкой. Улу-Мухаммед к моменту смерти был уже пожилым человеком, имел взрослых сыновей и скорее всего умер от старости.

Дети: Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Улу-Мухаммед хан (Улуг Мухаммед , тат. Oluğ Möxämmät , Олуг Мөхәммәт , ‎ - , Казань) - средневековый государственный деятель, чингизид , золотоордынский (до ), крымский () и казанский хан ( -). Сын Ичкиле Хасан оглана, тукайтимурид . Получил прозвище «Улу» - большой, в отличие от другого Мухаммеда , который звался «Кичи» - меньшой.

Происхождение

В источниках приводятся противоречивые данные о происхождении Мухаммед-хана, в связи с чем среди историков существуют разногласия по поводу личности его отца.

По мнению других историков отцом Мухаммад-хана является Чагай. Абд ал-Гаффар Кырыми называет хана «Мухаммад бин Дж[а]гай оглан» В списке сочинения Кырыми, которым пользовался Луи-Матьё Лангле (англ.), отцом Мухаммад-хана назван один из близких родственников Тохтамыша Хасан Джефайи. Скорее всего, Лангле просто прочитал имя «Дж[а]гай» как «Джефайи». Халим Гирай передает это имя как «Джанай». Хасан Ортекин в работе «Родословная крымских ханов» читает его имя как «Джефаи».

В работе «Диван ал-инша» родословная Мухаммад-хана описана следующим образом: «...Мухаммад-хан, сын Хасана, сын ахи Токтамыш-хана...»

Согласно Мунаджжим-баши генеалогия Мухаммад-хана такова: «Султан Мухаммад-хан, сын Тимур-султана, сына Тимур-Кутлуга, сына Тимур-Мелика, сына Урус-хана». При этом историк перепутал Улу-Мухаммеда с Кичи-Мухаммедом . По Мунаджжим-баши, эти два Мухаммеда были родными братьями. До недавнего времени эта версия происхождения Мухаммад-хана принималась большинством историков. Её придерживались Шигабутдин Марджани (который, однако, в отличие от Мунаджжим-баши, принимал Мухаммад-хана за внука Урус-хана), Хади Атласи , Ахмед Зеки Валиди (позже он принял точку зрения Абулгази). Газиз Губайдуллин ограничился лишь упоминанием о том, что Мухаммад-хан произошел из династии Чингис-хана . Согласно Мураду Рамзи Улуг-Мухаммад-хан не являлся братом Кучук-Мухаммад-хана. Василий Смирнов к окончательному выводу не пришел.

На данный момент считается, что наиболее верной является генеалогия, переданная Абулгази , то есть отцом Улуг-Мухаммада, по всей вероятности, является Ичкиле Хасан , в то время как Кичи-Мухаммед является сыном хана Тимура.

Борьба с Бораком за власть в Орде

Мухаммед-хан впервые предъявил свои претензии на престол Золотой Орды в 1419 году , к этому году относятся самые ранние из монет , выпущенных от его имени. По мнению Р. Ю. Почекаева, он пользовался поддержкой крымской знати, в первую очередь эмира Текие из рода Ширин. Он использовал момент анархии, наступившей после смерти Едигея . Выйдя из Крыма , он захватил власть в Волжской Булгарии и Хаджитархане и в 1420 году объявил себя ханом Золотой Орды. Известно, что, выдвинувшийся в Восточном Деште другой предводитель - Борак сын Койричака , которого поддержали многие представители знати Синей орды, Улугбек и главное - Мансур , искал убежища у Улугбека от Мухаммеда-хана. По мнению историков Абд ар-Раззака и Мунаджжим-баши , это происходило в 1420 году.

Пока Мухаммед был в Литве, борьбу против Борака начал его двоюродный брат Худайдат , также претендовавший на престол, но был побежден Бораком (), окончательно разгромлен войсками Витовта () при налете на Одоевское княжество , и вероятно погиб, так как в дальнейшем его имя не упоминается. В этот момент Витовт оказал поддержку Мухаммеду, и тот овладел родным Крымом (). Выйдя из Крыма он легко овладел Хаджитарханом и наконец вступил в битву за Сарай-Берке . В 1426 году он смог одолеть Борака, который отступил на восток. В скором времени у Мухаммеда начался конфликт с Девлет-Берди , захватившим власть в Крыму. В 1427 году в поволжье вернулся Борак, который смог собраться с силами на востоке. Он захватил Сарай у Мухаммеда, но тот сохранил власть в Булгарии и Хаджитархане . В этот момент Девлет-Берди выступил из Крыма и напал на Борака, овладел Сараем и провозгласил себя ханом , но через три дня Борак вернулся и разгромил Девлет-Берди . Однако борьба с крымским царевичем видимо ослабила его. В этот момент Мухаммед напал на Борака и захватил Сарай.

Придя к власти, Мухаммед повел активную внешнюю политику. Он продолжал поддерживать дружественные отношения с Витовтом. Он направил дружественное послание турецкому султану Мураду II (14 марта 1428), в котором объявлял о своём воцарении, послал посольство к султану Египта Барсбаю (). Не получив ответа от Турции и от Египта, Мухаммед благожелательно принял послов германского императора .

Борьба с Кичи Мухаммедом

Восстановить былое могущество Золотой Орды Мухаммеду не удалось. Земли к Востоку от Волги больше не подчинялись Орде. Около 1428 года появился новый конкурент в борьбе за трон, Мухаммед сын Тимур-хана. Чтобы избежать путаницы, современники прозвали правителя Орды Улу-Мухаммед (то есть «старший»), а его конкурента Кичи-Мухаммед , то есть младший. Кичи-Мухаммед пользовался поддержкой ногайских биев, сыновей Едигея и младших братьев Мансура, Гази и Науруса . Кроме того он имел много сторонников в Хаджитархане .

Погодные условия в Поволжье в эти годы были неблагоприятными, народ голодал, а правитель не обладал возможностью как-то его поддержать. В этих услових многие переходили на сторону Кичи-Мухаммеда. Его победа была уже близка, но в этот момент из-за какой-то ссоры Кичи-Мухаммеда покинули ногайские бии. При этом Наурус-бий перешёл на сторону Улу-Мухаммеда со своими войсками, чем значительно усилил его. Улу-Мухаммед сделал его беклярбеком . В конце 1420-х -начале 1430-х власть Улу Мухаммеда была велика, и соседи именно его считали законным правителем Орды. Однако возвышение ногайского вождя вызвало негативную реакцию среди старых и заслуженных сторонников Улу Мухаммеда, Текие , предводителя рода Ширин, и Хайдара , главы рода Кунграт. Он причинил им ещё несколько обид, в итоге против него возник заговор.

Хайдар без ведома Улу-Мухаммеда совершил набег на Русь (1430) и обманом захватил в плен воеводу города Мценск Григория Протасьева. Мценск был тогда под властью Литвы, союзницы Улу-Мухаммеда, поэтому при возвращении из набега Хайдар получил гневный выговор, а Протасьев был отпущен с почётом и подарками.

Улу-Мухаммед не стал задерживаться на Руси, а направился в земли Булгарского вилайета Золотой Орды, в Казань . Показательно, что Казанский летописец отмечает, что «худые болгары и черемиса » радостно восприняли образование сильной территориальной власти, способной защитить их от «воевания руского» и беспрерывных военных опустошений со стороны русских ушкуйников и различных бесконтрольных татарских отрядов. Утвердившись в Среднем Поволжье, хан решил восстановить господство над русскими княжествами. Свои набеги на Русь хан начал весной , занял Нижний Новгород , дошёл до Москвы, сжёг её посады .

В 1444-1445 Улу-Мухаммед совершил ещё один поход против Москвы . Его мурзы опустошили восточные московские области. В ходе похода на Рязанское княжество погиб его сын Мустафа . Хан взял Нижний Новгород () и оттуда пошёл на Муром . Василий II с объединёнными силами удельных князей двинулся против него, и Улу-Мухаммед вернулся в Нижний Новгород . В сражении 7 июля 1445 в окрестностях Суздаля москвичи были разбиты. Великий князь Василий и его двоюродный брат князь Михаил Верейский попали в плен, впервые и единожды в истории Московского княжества.

Василий был доставлен в Нижний, а позже в Курмыш, где был освобожден 1 октября, а Улу-Мухаммед вернулся в Казань. Точные условия его освобождения неизвестны, но для сбора огромной контрибуции в Москву прибыло 500 человек татар и многие города были отданы в кормление. С этим поражением Василия следует увязывать появление в пределах Московского княжества, в Мещере Касимовского ханства , первым правителем которого стал сын Улу-Мухаммеда царевич Касим .[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Улу-Мухаммед хан скончался вскоре после возвращения в Казань.

Сыновья

Известны следующие сыновья Улу-Мухаммед хана, царевичи: Махмуд (Махмутек), Якуб, Мустафа , Касим .

Напишите отзыв о статье "Улу-Мухаммед"

Комментарии

Примечания

  1. Aboul-Ghâzi Béhâdour Khan. Histoire des Mogols et des Tatares / Publ. par P. Desmaisons. – T. 1: Texte. – St.-Pétersbourg, 1871. – P. 178
  2. Смирнов В. Д. . – СПб., 1887. – С. 205
  3. Abdű’l-gaffar Kırîmî. Umdetű’t-tevârîh. – S. 76
  4. Halîm-Gerây Sultan. Gűlbűn-i Hânân yahud Kırım tarihi. – Istanbul, 1327/1909. – S. 3
  5. Ortekin Hasan. Kırım Hanlarının şeceresi. – Istanbul, 1938
  6. Műneccimbaşı. Câmi‘ű’d-dűvel. – Cilt II. – Vrk. 518 а.
  7. Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар. – Казань, 1885. – Т. I. – С. 124-125
  8. Атласи Х. Казан ханлыгы. – Казан, 1920. – Б. 28-49.
  9. Вэлиди Э.-З. Торек вэ татар тарихы. – Казан, 1912. – Б. 180-183
  10. Шунда ук. – Изд. 2-е: Казан, 1913. – Б. 77.
  11. Гобэйдуллин Г. Татар тарихы. – Казан, 1924. – Б. 66.
  12. Рамзи М. Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва мулук ат-татар. – Т. I. – С. 657 и сл.
  13. Смирнов В. Д. . – СПб., 1887. – С. 177
  14. Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. – Казань, 1923. – С. 15.
  15. Смирнов В. Д. . – СПб., 1887. – С. 180.
  16. Abdű’r-rezzak . Маtlа‘u’s-sа‘deyn ve mecme‘ű’l-bahreyn. – Es‘at Efendi kitaplari № 2125. – Vrk. 354 b
  17. Műneccimbaşı. Câmi‘ű’d-dűvel. – Cilt II. – Vrk. 518 а

Литература

  • Гайворонский Олекса. Повелители двух материков. Крымские ханы XV-XVI веков и борьба за наследство Великой Орды. - Том 1. Киев; Бахчисарай: «Оранта»; «Майстерня», 2007. - 368 с. - ISBN 978-966-96917-1-2.
  • Горский А. А. Москва и Орда. - Москва: «Наука», 2003. - ISBN 5-02-009838-8.
  • Зимин А. А . Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. - Москва: «Мысль», 1991. - 286 с. - ISBN 5-244-00518-9.
  • Греков И. Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV-XVI вв. - Москва: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1963. - 376 с.
  • Пилипчук Я. В. Отношения Великого княжества Литовского с татарскими ханствами (кон. XIV в. - сер. XV в.) // Научный Татарстан. - №2. - Казань, 2013. - С. 33-52.
  • Греков Б. Д. , Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. - Изд. 2-е. - Москва: «Богородский Печатник», 1998. - 368 с. - Серия «Памятники русской исторической мысли». - ISBN 5-89589-005-9.
  • Исхаков Д. М. О родословной хана Улуг-Мухаммеда // Тюркологический сборник . - 2001.
  • Беспалов Р. А. // Белёвские чтения. Вып. V. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. – С. 31-55.
  • Мизун Ю. В., Мизун Ю. Г. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества. - М.: «Вече», 2005. - 336 с. - Серия «Тайны земли русской». - ISBN 5-9533-0584-2.
  • Каргалов В. В. Конец ордынского ига. - Изд. 3-е. - М.: «Либроком», 2011. - 152 с. - Серия «Академия фундаментальных исследований». - ISBN 978-5-397-01675-9.
  • Беспалов Р. А. Хан Улу-Мухаммед и государства Восточной Европы: от Белёва до Казани (1437-1445) // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Вып. 5. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. С. 53-70.
  • Беспалов Р. А. // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. 5. Севастополь–Тюмень, 2013. – С. 30–52.
  • Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. - СПб: «Евразия», 2012. - 464 с. - ISBN 978-5-91852-036-9.

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • Отрывок, характеризующий Улу-Мухаммед

    Наш добрый старый друг, Франческо Ринальди, стоял, остолбенело меня разглядывая, будто прямо перед ним неожиданно появился знакомый призрак... Видимо никак не решаясь поверить, что это по-настоящему была я.
    – Бог мой, откуда же ты?! Мы думали, что ты давным-давно погибла! Как же тебе удалось спастись? Неужели тебя отпустили?!..
    – Нет, меня не отпустили, мой дорогой Франческо, – грустно покачав головой, ответила я. – И мне, к сожалению, не удалось спастись... Я просто пришла проститься...
    – Но, как же так? Ты ведь здесь? И совершенно свободна? А где же мой друг?! Где Джироламо? Я так давно его не видел и так по нему скучал!..
    – Джироламо больше нет, дорогой Франческо... Так же как нет больше и отца...
    Было ли причиной то, что Франческо являлся другом из нашего счастливого «прошлого», или просто я дико устала от бесконечного одиночества, но, говоря именно ему о том ужасе, который сотворил с нами Папа, мне стало вдруг нечеловечески больно... И тут меня наконец-то прорвало!.. Слёзы хлынули водопадом горечи, сметая стеснения и гордость, и оставляя только лишь жажду защиты и боль потерь... Спрятавшись на его тёплой груди, я рыдала, словно потерянное дитя, искавшее дружескую поддержку...
    – Успокойся, мой милый друг... Ну что ты! Пожалуйста, успокойся...
    Франческо гладил мою уставшую голову, как когда-то давно это делал отец, желая успокоить. Боль жгла, снова безжалостно швыряя в прошлое, которого нельзя было вернуть, и которое больше не существовало, так как не было больше на Земле людей, создававших это чудесное прошлое....
    – Мой дом всегда был и твоим домом, Изидора. Тебя нужно куда-то спрятать! Пойдём к нам! Мы сделаем всё, что сможем. Пожалуйста, пойдём к нам!.. У нас ты будешь в безопасности!
    Они были чудесными людьми – его семья... И я знала, что если только я соглашусь, они сделают всё, чтобы меня укрыть. Даже если за это им самим будет угрожать опасность. И на коротенькое мгновение мне так дико вдруг захотелось остаться!.. Но я прекрасно знала, что этого не случится, что я прямо сейчас уйду... И чтобы не давать себе напрасных надежд, тут же грустно сказала:
    – Анна осталась в лапах «святейшего» Папы... Думаю, ты понимаешь, что это значит. А она теперь осталась у меня одна... Прости, Франческо.
    И вспомнив уже о другом, спросила:
    – Не скажешь ли, мой друг, что происходит в городе? Что стало с праздником? Или наша Венеция, как и всё остальное, тоже стала другой?..
    – Инквизиция, Изидора... Будь она проклята! Это всё инквизиция...
    – ?!..
    – Да, милый друг, она подобралась даже сюда... И что самое страшное, многие люди на это попались. Видимо для злых и ничтожных нужно такое же «злобное и ничтожное», чтобы открылось всё то, что они скрывали множество лет. Инквизиция стала страшным инструментом человеческой мести, зависти, лжи, жадности и злобы!.. Ты даже не представляешь, мой друг, как низко могут пасть вроде бы самые нормальные люди!.. Братья клевещут на неугодных братьев... дети на постаревших отцов, желая поскорее от них избавиться... завистливые соседи на соседей... Это ужасно! Никто не защищён сегодня от прихода «святых отцов»... Это так страшно, Изидора! Стоит лишь сказать на кого-либо, что он еретик, и ты уже никогда не увидишь более этого человека. Истинное сумасшествие... которое открывает в людях самое низкое и плохое... Как же с этим жить, Изидора?
    Франческо стоял, ссутулившись, будто самая тяжёлая ноша давила на него горой, не позволяя распрямиться. Я знала его очень давно, и знала, как непросто было сломить этого честного, отважного человека. Но тогдашняя жизнь горбила его, превращая в растерянного, не понимавшего такой людской подлости и низости человека, в разочарованного, стареющего Франческо... И вот теперь, глядя на своего доброго старого друга, я поняла, что была права, решив забыть свою личную жизнь, отдавая её за гибель «святого» чудовища, топтавшего жизни других, хороших и чистых людей. Было лишь несказанно горько, что находились низкие и подлые «человеки», радовавшиеся (!!!) приходу Инквизиции. И чужая боль не задевала их чёрствые сердца, скорее наоборот – они сами, без зазрения совести, пользовались лапами Инквизиции, чтобы уничтожать ничем не повинных, добрых людей! Как же далека ещё была наша Земля от того счастливого дня, когда Человек будет чистым и гордым!.. Когда его сердце не поддастся подлости и злу... Когда на Земле будет жить Свет, Искренность и Любовь. Да, прав был Север – Земля была ещё слишком злой, глупой и несовершенной. Но я верила всей душой, что когда-нибудь она станет мудрой и очень доброй... только пройдёт для этого ещё очень много лет. А пока тем, кто её любил, предстояло за неё бороться. Забывая себя, своих родных... И не жалея свою единственную и очень дорогую для каждого земную Жизнь. Забывшись, я даже не заметила, что Франческо очень внимательно наблюдал за мной, будто желал понять, удастся ли ему уговорить меня остаться. Но глубокая грусть в его печальных серых глазах говорила мне – он понял... И крепко обняв его в последний раз, я начала прощаться...
    – Мы всегда будем тебя помнить, милая. И нам всегда будет тебя не хватать. И Джироламо... И твоего доброго отца. Они были чудесными, чистыми людьми. И надеюсь, другая жизнь окажется для них более безопасной и доброй. Береги себя, Изидора... Как бы смешно это не звучало. Постарайтесь уйти от него, если сможете. Вместе с Анной...
    Кивнув ему напоследок, я быстро пошла по набережной, чтобы не показать, как больно ранило меня это прощание, и как зверски болела моя израненная душа...
    Сев на парапет, я погрузилась в печальные думы... Окружающий меня мир был совершенно другим – в нём не было того радостного, открытого счастья, которое освещало всю нашу прошедшую жизнь. Неужели же люди не понимали, что они сами своими руками уничтожали нашу чудесную планету, заполняя её ядом зависти, ненависти и злости?.. Что предавая других, они погружали в «чёрное» свою бессмертную душу, не оставляя ей пути в спасение!.. Правы были Волхвы, говоря, что Земля не готова... Но это не означало, что за неё не надо было бороться! Что надо было просто сидеть, сложа руки и ждать, пока она сама когда-нибудь «повзрослеет»!.. Мы ведь не оставляем дитя, чтобы оно само искало пути в свою зрелость?.. Как же можно было оставить нашу большую Землю, не указав пути, и надеясь, что ей самой почему-то посчастливится выжить?!..
    Совершенно не заметив, сколько времени прошло в раздумьях, я очень удивилась, видя, что на улице вечерело. Пора было возвращаться. Моя давняя мечта увидеть Венецию и свой родной дом, сейчас не казалась такой уж правильной... Это больше не доставляло счастья, скорее даже наоборот – видя свой родной город таким «другим», я чувствовала в душе только горечь разочарования, и ничего более. Ещё раз взглянув на такой знакомый и когда-то любимый пейзаж, я закрыла глаза и «ушла», прекрасно понимая, что не увижу всё это уже никогда...
    Караффа сидел у окна в «моей» комнате, полностью углубившись в какие-то свои невесёлые мысли, ничего не слыша и не замечая вокруг... Я так неожиданно появилась прямо перед его «священным» взором, что Папа резко вздрогнул, но тут же собрался и на удивление спокойно спросил:
    – Ну и где же вы гуляли, мадонна?
    Его голос и взгляд выражали странное безразличие, будто Папу более не волновало, чем я занимаюсь и куда хожу. Меня это тут же насторожило. Я довольно неплохо знала Караффу (полностью его не знал, думаю, никто) и такое странное его спокойствие, по моему понятию, ничего хорошего не предвещало.
    – Я ходила в Венецию, ваше святейшество, чтобы проститься... – так же спокойно ответила я.
    – И это доставило вам удовольствие?
    – Нет, ваше святейшество. Она уже не такая, какой была... какую я помню.
    – Вот видите, Изидора, даже города меняются за такое короткое время, не только люди... Да и государства, наверное, если присмотреться. А разве же могу не меняться я?..
    Он был в очень странном, не присущем ему настроении, поэтому я старалась отвечать очень осторожно, чтобы случайно не задеть какой-нибудь «колючий» угол и не попасть под грозу его святейшего гнева, который мог уничтожить и более сильного человека, чем была в то время я.
    – Не вы ли, помниться, говорили, святейшество, что теперь вы будете жить очень долго? Изменилось ли что-либо с тех пор?.. – тихо спросила я.
    – О, это была всего лишь надежда, дорогая моя Изидора!.. Глупая, пустая надежда, которая развеялась так же легко, как дым...
    Я терпеливо ждала, что он продолжит, но Караффа молчал, снова погрузившись в какие-то свом невесёлые думы.
    – Простите, Ваше святейшество, знаете ли вы, что стало с Анной? Почему она покинула монастырь? – почти не надеясь на ответ, всё же спросила я.
    Караффа кивнул.
    – Она идёт сюда.
    – Но почему?!. – моя душа застыла, чувствуя нехорошее.
    – Она идёт, чтобы спасти вас, – спокойно произнёс Караффа.
    – ?!!..
    – Она нужна мне здесь, Изидора. Но для того, чтобы её отпустили из Мэтэоры, нужно было её желание. Вот я и помог ей «решить».
    – Зачем Анна понадобилась вам, ваше святейшество?! Вы ведь хотели, чтобы она училась там, не так ли? Зачем же было тогда вообще увозить её в Мэтэору?..
    – Жизнь уходит, мадонна... Ничто не стоит на месте. Особенно Жизнь... Анна не поможет мне в том, в чём я так сильно нуждаюсь... даже если она проучится там сотню лет. Мне нужны вы, мадонна. Именно ваша помощь... И я знаю, что мне не удастся вас просто так уговорить.
    Вот оно и пришло... Самое страшное. Мне не хватило времени, чтобы убить Караффу!.. И следующей в его страшном «списке» стала моя бедная дочь... Моя смелая, милая Анна... Всего на коротенькое мгновение мне вдруг приоткрылась наша страдальческая судьба... и она казалась ужасной...

    Посидев молча ещё какое-то время в «моих» покоях, Караффа поднялся, и, уже собравшись уходить, совершенно спокойно произнёс:
    – Я сообщу Вам, когда Ваша дочь появится здесь, мадонна. Думаю, это будет очень скоро. – И светски поклонившись, удалился.
    А я, из последних сил стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, дрожащей рукой скинула шаль и опустилась на ближайший диван. Что же оставалось мне – измученной и одинокой?.. Каким таким чудом я могла уберечь свою храбрую девочку, не побоявшуюся войны с Караффой?.. Что за ложь они сказали ей, чтобы заставить покинуть Мэтэору и вернуться в это проклятое Богом и людьми земное Пекло?..
    Я не в силах была даже подумать, что приготовил для Анны Караффа... Она являлась его последней надеждой, последним оружием, которое – я знала – он постарается использовать как можно успешнее, чтобы заставить меня сдаться. Что означало – Анне придётся жестоко страдать.
    Не в силах более оставаться в одиночестве со своей бедой, я попыталась вызвать отца. Он появился тут же, будто только и ждал, что я его позову.
    – Отец, мне так страшно!.. Он забирает Анну! И я не знаю, смогу ли её уберечь... Помоги мне, отец! Помоги хотя бы советом...
    Не было на свете ничего, что я бы не согласилась отдать Караффе за Анну. Я была согласна на всё... кроме лишь одного – подарить ему бессмертие. А это, к сожалению, было именно то единственное, чего святейший Папа желал.
    – Я так боюсь за неё, отец!.. Я видела здесь девочку – она умирала. Я помогла ей уйти... Неужели подобное испытание достанется и Анне?! Неужели у нас не хватит сил, чтобы её спасти?..
    – Не допускай страх в своё сердце, доченька, как бы тебе не было больно. Разве ты не помнишь, чему учил свою дочь Джироламо?.. Страх создаёт возможность воплощения в реальность того, чего ты боишься. Он открывает двери. Не позволяй страху ослабить тебя ещё до того, как начнёшь бороться, родная. Не позволяй Караффе выиграть, даже не начав сопротивляться.
    – Что же мне делать, отец? Я не нашла его слабость. Не нашла, чего он боится... И у меня уже не осталось времени. Что же мне делать, скажи?..
    Я понимала, что наши с Анной короткие жизни приближались к своему печальному завершению... А Караффа всё так же жил, и я всё так же не знала, с чего начать, чтобы его уничтожить...
    – Пойди в Мэтэору, доченька. Только они могут помочь тебе. Пойди туда, сердце моё.
    Голос отца звучал очень печально, видимо так же, как и я, он не верил, что Мэтэора поможет нам.
    – Но они отказали мне, отец, ты ведь знаешь. Они слишком сильно верят в свою старую «правду», которую сами себе когда-то внушили. Они не помогут нам.
    – Слушай меня, доченька... Вернись туда. Знаю, ты не веришь... Но они – единственные, кто ещё может помочь тебе. Больше тебе не к кому обратиться. Сейчас я должен уйти... Прости, родная. Но я очень скоро вернусь к тебе. Я не оставлю тебя, Изидора.
    Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
    Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
    На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
    – Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
    – И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
    Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
    – Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
    – Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..
    Он смотрел изучающе в моё лицо, становясь всё растеряннее, будто никак не мог определиться, говорить ли мне правду или оставить всё так, как есть, не беспокоя сожалениями свою мудрую душу...
    – То, что являет собою наши законы, Изидора, создавалось не в один день... Проходили столетия, а волхвы всё так же платили за свои ошибки. Поэтому даже если что-то и кажется нам иногда не совсем правильным, мы предпочитаем смотреть на жизнь в её всеобъемлющей картине, не отключаясь на отдельные личности. Как бы это ни было больно...
    Я отдал бы многое, если бы ты согласилась остаться с нами! В один прекрасный день ты, возможно, изменила бы Землю, Изидора... У тебя очень редкий Дар, и ты умеешь по настоящему МЫСЛИТЬ... Но я знаю, что не останешься. Не предашь себя. И я ничем не могу помочь тебе. Знаю, ты никогда не простишь нам, пока будешь жива... Как никогда не простила нас Магдалина за смерть своего любимого мужа – Иисуса Радомира... А ведь мы просили её вернуться, предлагая защиту её детям, но она никогда более не вернулась к нам... Мы живём с этой ношей долгие годы, Изидора, и поверь мне – нет на свете ноши тяжелей! Но такова наша судьба, к сожалению, и изменить её невозможно, пока не наступит на Земле настоящий день «пробуждения»... Когда нам не нужно будет скрываться более, когда Земля, наконец, станет по-настоящему чистой и мудрой, станет светлей... Вот тогда мы и сможем думать раздельно, думать о каждом одарённом, не боясь, что Земля уничтожит нас. Не боясь, что после нас не останется Веры и Знания, не останется ВЕДАЮЩИХ людей...
    Север поник, будто внутри не соглашаясь с тем, что сам только что мне говорил... Я чувствовала всем своим сердцем, всей душой, что он верил намного более в то, во что так убеждённо верила я. Но я также знала – он не откроется мне, не предавая этим Мэтэору и своих любимых великих Учителей. Поэтому я решила оставить его в покое, не мучить его более...
    – Скажи мне, Север, что стало с Марией Магдалиной? Живут ли ещё где-то на Земле её потомки?
    – Конечно же, Изидора!.. – тут же ответил Север, и мне показалось, что его искренне обрадовала перемена темы...

    Чудесная картина Рубенса «Распятие». Рядом с телом Христа (внизу) – Магдалина и его брат, Радан (в
    красном), а за Магдалиной – мать Радомира, Ведунья Мария. На самом верху – Иоанн, а справа и слева от
    него – двое Рыцарей Храма. Остальные две фигуры неизвестны. Возможно это были иудеи, у которых
    жила семья Радомира?..

    – После смерти Христа Магдалина покинула ту жестокую, злую землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой вместе малышку-дочь, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца. Если желаешь, я расскажу тебе истинную историю их жизни, ибо то, что преподносится людям сегодня, является просто историей для несведущих и слепцов...

    Магдалина со своими детьми – дочерью Радомир со своими детьми – сыном Светодаром и дочерью Вестой
    и сыном. Витражи из церкви Святого Назара,
    Лему, Лангедок, Франция
    (St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
    На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
    Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
    деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
    лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
    ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
    доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

    Я согласно кивнула Северу.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!