Лицевой свод перевод русский читать. Лицевой Летописный Свод царя Ивана Грозного — Источник правды

Залог - это постоянная лексико-грамматическая категория глагола, которая выражает отношения между действием, называемым глаголом, субъектом и объектом этого действия (выраженными подлежащим и дополнениями).

Грамматические средства выражения залоговых значений могут быть морфологическими и синтаксическими.

Морфологическими средствами при образовании залогов служат:

постфикс -ся , присоединяемый к глаголу: радовать — радоваться ;

суффиксы действительных и страдательных причастий (видящий — видевший и видимый — виденный ).

Синтаксическими средствами выражения залоговых значений являются:

    синтаксическое различие в выражении субъекта и объекта действия (Волны размывают берег .- Берег размывается волнами );

    наличие объекта действия или полное отсутствие его (Дождь повышает урожай . — Дождь начинается. );

    различие форм и значений существительных, управляемых глаголом (Договор заключается начальником . — Договор заключается с начальником ).

Виды залогов : действительный, средневозвратный и страдательный.

Действительный залог имеют глаголы переходные, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект. Действительный залог имеет синтаксическую характеристику: субъект действия является подлежащим, а объект — дополнением в винительном падеже без предлога: Красота спасет мир .

Средневозвратный залог имеют глаголы, образованные от переходных глаголов (действительного залога) посредством постфикса -ся . Они выражают действие субъекта, не переходящее на прямой объект, а как бы возвращающееся к самому субъекту, сосредоточенное в нем. Например: возвращать журнал и возвращаться (самому), сконцентрировать внимание и сконцентрироваться (самому).

В зависимости от лексического значения основ и характера синтаксических связей глаголы средневозвратного залога могут выражать оттенки значения, по-разному характеризующие отношение между субъектом и объектом действия.

Собственно-возвратные глаголы выражают действие, субъект и объект которого совпадают, т.е. являются одним и тем же лицом: Женя оделся быстро . Постфикс -ся в этих глаголах имеет значение "себя".

Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие нескольких лиц, направленное друг на друга, т.е. совместное действие нескольких субъектов. Постфикс -ся у таких глаголов имеет значение "друг друга": целоваться, обниматься, мириться, ссориться, встречаться.

Общевозвратные глаголы выражают внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, или изменение в состоянии, положении, движении субъекта: тревожиться, удивляться, пугаться , огорчаться, передвигаться .

Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя: строиться, запасаться, укладываться, прибираться .

Безобъектно-возвратные глаголы обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство: Крапива жжется, собака кусается, кошки царапаются .

Страдательный залог — это форма глагола, показывающая, что лицо или предмет, выступающие в предложении в роли подлежащего, не производят действия (не являются его субъектом), а испытывают на себе чье-либо действие (являются его объектом). Страдательный залог по значению соотносится с действительным, но имеет свою морфологическую и синтаксическую характеристику.

Страдательный залог выражается присоединением к глаголам действительного залога постфикса -ся (Рабочие строят дома. Дома строятся рабочими ). Кроме того, значение страдательного залога может быть выражено формами страдательных причастий — полных и кратких.

Например: Мать любима (любимая). Тема изучена (изученная).

Сопоставление конструкции — Фабрика выполняет план (действительная конструкция) и План выполняется фабрикой (страдательная конструкция) показывает, что в действительной конструкции субъект действия выражен подлежащим, а объект — дополнением в винительном падеже, а в страдательной подлежащим становится объект, а бывший субъект оказывается дополнением в творительном падеже.

Таким образом, страдательный залог представляет действие как пассивно направленное от объекта к субъекту. Важнейшим грамматическим показателем страдательного залога является творительный падеж существительного со значением реального субъекта действия. Отсутствие творительного падежа сближает страдательное значение глагола со средневозвратным, особенно в случае, когда подлежащим является название лица (Лыжники отправляются в поход; Письма отправляются по почте; Посылки отправляются экспедитором ).

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

А)Переходность и непереходность глаголов.

А) Переходные глаголы –обозначают действие непосредственно и обязательно направленное на какой-либо предмет, например: строить- кого? Что? Дом, любить – Кого? Что? Мать, действие направленно на предмет. Непереходные глаголы – называют действие ненаправленное на предмет, например: веселиться, беседовать. Переходными или непереходными бывают целые лексико-семантические группы глаголов, так глаголы созидания: возводить, строить, и т.д., разрушения – сжечь, ломать, разрушить и т.д., говорения – говорить, сообщить и т.д., чувственного восприятия - слышать, видеть, чувствовать, обычно являются переходными. К непереходным относятся глаголы движения, например: бегать, прыгать и т.д., положения в пространстве - стоять, лежать; звучания – греметь, гудеть, звонить; состояния – дремать, болеть; изменения состояния - худеть, белеть. Следует помнить, что многозначные глаголы в одних своих значениях могут быть переходными а в других непереходными. (Ребенок читает (что?) книгу. Ребенок хорошо читает).

Грамматические различия.

Переходные глаголы сочетаются (управляют) с существительными в Винительном падеже без предлога, например: решить (кого? Что?) задачу. Вместо винительного падежа прямой объект в двух случаях выражается формой родительного падежа. 1.Если действие охватывает не весь предмет, а только часть его. Например: выпить (кого?чего?) воды, форма родительного падежа, потому что окончание ы, у винительного- у, выпить воду.

2. Если при глаголе есть отрицание. Например: Не купил (чего?) хлеба, родительный падеж существительного, купил (кого? Что?) хлеб, заменим отрицание на утверждение и будет Винительный падеж.

Основы учения о залоге были заложены в 18-19 веках, работами Ломоносова, Востокова и других. Из современных исследователей вклад в изучение залога внесли исследователи Мучник И.П., Моисеев А.И., Булавин Л.Л., и.другие.

S (субъект) Д (действие) О (объект)

В вузовской практике традиционно сложилась такое понимание залога, которая полностью опирается на переходность непереходность глаголов. Только переходные глаголы и образованные от них непереходные глаголы с постфиксом –ся, обладают категорией залога, все остальные непереходные глаголы, находятся вне залога. По одной из классификаций выделяют: действительный, страдательный, и средневозвратный залоги.

Действительный залог- обозначает активное действие, которое совершается субъектом, и которое переходит на объект.



Субъект – совершает действие – и переходит на объект. Эти глаголы всегда невозвратные и переходные, Например: самолет доставляет почту, мама мыла раму.

Страдательный залог – обозначает пассивное действие, которое выполняется субъектом в форме Творительного падежа и которое направлено на объект.

Самолет доставляет почту- ПОЧТА ДОСТАВЛЯЕТСЯ САМОЛЕТОМ (Тв.п) , возвратный, непереходный, но образован от переходного глагола.

Средневозвратный залог – обозначает действие субъекта, которое направлено «на себя», как бы возвращается к самому себе. Например: Ребенок (субъект) одевался (действие) очень медленно. Действие возвращается на себя – субъект=объекту.

Глаголы данного залога делятся на следующие группы: 1. Глаголы с общевозвратным значением: обозначают замкнутость действия в субъекте с определительным местоимением САМ, например: подняться, удивиться, и т.д. Поднялся по лестнице (не кого то, а сам поднялся) . 2. Глаголы с собственно-возвратным значением, обозначают возврат действия на самого деятеля. (Постфикс –ся, близок по значению, к значению имения себя) Укройся хорошо – укрой себя хорошо. (Глагол укройся возврат неперех, образ от перех глагола). Мыться, купаться, одеваться. 3 Глаголы с косвенно-возвратным значением, показывают что действие совершается субъектом в собственных интересах (постфикс –ся = для себя, укладываться, строиться для себя). 4. Глаголы с взаимно- возвратным значением, показывает что действие выполняется двумя и более лицами, каждое из которых выступает и как субъект и как объект (постфикс – ся =друг друга, обниматься, целоваться, ругаться). 5. Глаголы с активно-безобъектным значением, субъект характеризуется тем, что имеет постоянную способность активно проявлять себя в процессе названного действия. Объект обычно не называется, например: собака кусается, пчела жалится, корова бодается. 6. Глаголы с пассивно-качественным значением, обозначают способность пассивного субъекта. Подвергаться названному действию. Действие характеризует предмет как его постоянный качественный признак. Например: Воск плавится.

Она румянилась (значение средневозвратного залога) . Щёки румянятся (страдательный залог, мороз румянит щёки) морозом.

Алгоритм определения смотрите в методичке по Морфологии!

Внезалоговые глаголы

1. Невозвратные непереходные глаголы. Например: ходить.

2. Глаголы образованные с помощью постфикса – ся от непереходных глаголов, постфикс ся он только усиливает непереходность, например – плакать-плакаться, смотреть-смотреться.

3. Глаголы образованные префиксально-постфиксальным способом: расплакаться, разъехаться и т.д.

4. Глаголы не употребляющиеся без – ся: любоваться, усмехнуться, улыбаться. Здороваться, ручаться.

5. Возвратные глаголы которые разошлись по значению с соответствующими невозвратными глаголами, например: пытать и пытаться, расправить (крылья) и расправиться (с кем-нибудь) .

2010 год для специалистов, изучающих Древнюю Русь, и просто любителей истории ознаменовался весьма важным событием: в интернет в открытый доступ выложили Лицевой летописный свод (в народе его называют Царь-книгой). Отсканировали его и поместили во всемирную сеть представители Общества любителей древней письменности.

В чем заключается важность данного события?

Согласитесь, что самое главное в работе каждого историка - это первоисточники: письменные, произведения искусства, архитектура, предметы быта и другие артефакты. К сожалению, в наше время не так много исследователей прошлого обращаются именно к ним. Зачастую они изучают и цитируют работы других историков, а те третьих и так далее. В результате, если начать разбираться, то большинство таких ученых никогда и не пользовались первоисточниками, и все свои труды создали на основе чужих слов и мнений. Получается, что данные работы можно сравнить с плохой копией копии какого-то «блокбастера». Если открыть и прочесть то, что написано в древнем документе, и сравнить информацию с тем, что пишут современные историки, часто можно обнаружить не только незначительные неточности, но и порой совершенно противоположные факты. Вот так-то, и подобное случается сплошь и рядом.

Древние артефакты Руси

К сожалению, до наших дней сохранилось не так много подлинных первоисточников, как того хотелось бы. Если рассматривать архитектурные памятники, то их осталось совсем немного, да к тому же большинство из них относятся к 18-19 векам, ведь на Руси основной строительный материал - это лес, а регулярные войны и пожары не щадят такие сооружения. Если брать предметы быта и ювелирные украшения, так и тут не все так просто: то, что удалось сохранить, - это всё артефакты 15-19 веков. И это тоже вполне объяснимо, ведь драгоценные металлы и каменья всегда были целью различного рода любителей наживы и черных археологов. Практически все древние захоронения (курганы и прочее) на территории нашей страны были разграблены еще во времена Екатерины Второй.

Устные предания

Наиболее полно исторические сведения об истории нашей земли сохранились в памяти народа - это легенды, предания, сказки, былины и т. д. Однако ученые категорически отрицают возможность рассмотрения устного творчества как источника информации, по крайней мере, в отношении того, что связано с былым Руси, хотя готовы полностью принять легенды, скажем, скандинавских или британских народов. А ведь в наших сказках и сказаниях сохранилось много интересных фактов, определенная интерпретация которых подтверждает одну из популярных современных теорий (А. Скляров «Обитаемый остров Земля»). Например, все мы знаем о такой сказочной диковинке, как волшебное блюдечко с наливным яблочком, в котором виден весь мир - чем это не «Айфон» с его логотипом - надкусанным фруктом? А ковры-самолеты, а сапоги-скороходы? Да мало ли что еще...

Впрочем, мы сильно отвлеклись, пора вернуться к главной теме нашей статьи, а это, напомним, Лицевой свод царя Ивана (iv) Грозного.

Письменные источники

Главные письменные источники Древней Руси - это летописи. Еще с 19 века начало издаваться Полное собрание русских летописей. Каждый желающий мог ознакомиться с этим печатным изданием, обратившись в библиотеку. Однако сейчас ведутся работы в рамках проекта «Рукописные памятники Древней Руси» по переводу его в цифровой формат, и в ближайшее время он, как и Лицевой свод Ивана Грозного, будет выложен в интернет для всеобщего пользования. Начинающим исследователям следует знать, что в древних рукописях является не только текст, но и рисунки. Речь идет об иллюстрированных документах. Главным из них и выступает Лицевой свод. Он состоит из десяти тысяч листов и семнадцати тысяч иллюстраций.

Лицевой летописный свод

Этот документ является крупнейшим летописно-хронографическим сводом Древней Руси. Он создавался по заказу царя в в период с 1568 по 1576 годы. Лицевой свод содержит изложение мировой истории от сотворения мира до 15 века и русской истории до 67 года 16 века. Амосов А. А. подсчитал, что сей древний артефакт состоит из десяти томов общей численностью в 9745 листов, которые украшены 17 744 цветными миниатюрами. Историки небезосновательно полагают, что Царь-книга содержала и одиннадцатый том. Ныне он утрачен, и это понятно, ведь в нем шла речь о самом неоднозначном периоде русской истории - до 1114 года.

Лицевой свод: содержание

В первых трех томах содержатся тексты библейских книг, таких как Пятикнижие, книги Судей, Иисуса Навина, Царств, а также книги Руфи, Есфирь, пророка Даниила. Кроме того, в них представлены полные тексты Александрии, два повествования о Троянской войне («Повесть о создании и попленении Тройском», извлеченная из «Хронографа Русского», и «История разрушения Трои» - перевод романа Гвидо де Колумна) и работа Иосифа Флавия «История Иудейской войны». Для последующих мировых событий источниками получения сведений послужили работа «Летописец Иллинский и Римский» и «Хронограф Русский».

Историю Руси Лицевой свод описывает в 4-10 томах, источником послужила преимущественно Как утверждают исследователи (например, Клосс Б. М.), начиная с событий 1152 года, в документе встречаются и дополнительные источники, такие как Новгородский свод (1539 г.), Воскресенская летопись, «Летописец начала царства» и другие.

Древнее редактирование

Царь-книга имеет ряд правок, считается (доказательств этому, правда, нет), что они были сделаны приблизительно в 1575 году по указанию самого царя Ивана Грозного. Переработка уже готового текста затронула в основном период с 1533 по 1568 годы. Неизвестный редактор сделал приписки на полях документа, в некоторых из них содержатся обвинения против лиц, репрессированных и казненных во время опричнины.

К сожалению, работа над Лицевым сводом закончена не была: часть миниатюр выполнены только в чернильном очерке, раскрасить их не успели.

Выводы

Лицевой свод Ивана Грозного является не только памятником книжного искусства Руси, но и весьма важным источником исторических событий: миниатюры, несмотря на всю условность и довольно символический характер, дают богатый материал для исследований реалий того времени. Кроме того, изучение редакторских правок, которые внесены в последний том («Царственная книга»), предоставляют возможность получить более глубокие сведения о политической борьбе послеопричного периода. Они позволяют судить и об изменившихся оценках царя деятельности тех или иных его сподвижников. А также о новых взглядах на сами события в период его правления.

В заключение

Благодаря деятельности Общества любителей древней истории, теперь каждый желающий сможет ознакомиться с этим бесценным артефактом. Ведь раньше для того, чтобы получить доступ к данному документу, необходимо было приложить массу усилий, да и получить его могли только ученые-историки. Зато сегодня это доступно каждому. Все, что необходимо, - наличие доступа к всемирной сети, и можно погрузиться в увлекательный мир изучения нашего прошлого. Увидеть все своими глазами, сложить о тех или иных событиях свое мнение, а не читать готовые штампы историков, которые, возможно, даже никогда и не открывали первоисточник.

Лицевой летописный свод второй половины XVI века - вершинное достижение древнерусского книжного художества. Ему нет аналогов и в мировой культуре этого столетия. Лицевой свод - и самое грандиозное по объему летописное произведение в Древней Руси.

Лицевыми в Средние века называли иллюминованные (иллюстрированные) рукописи с изображениями людей - «в лицах». В Лицевом своде около 10 тысяч рукописных листов, более 17 тысяч миниатюр. Лицевой свод давно уже привлекает внимание и искусствоведов, и книговедов, и историков - особенно тех, кто исследует проблемы развития общественного сознания, историю духовной и материальной культуры, государственно-политическую историю времени Ивана Грозного. Этот драгоценный памятник культуры необычайно богат информацией и для специально изучающих особенности исторических источников разных типов - словесных, письменных (а там, где есть приписки, устных, непосредственно запечатлевших разговорный язык), изобразительных, вещественных, поведенческих.

Работа по составлению Лицевого свода не была полностью завершена. Кипы листов оставались и в XVII в. непереплетенными. Не позднее первой половины XVIII в. массивы листов колоссального летописного свода были уже рассредоточены. Переплетали их независимо друг от друга; и некоторые из этих образовавшихся фолиантов получили названия по имени их обладателя (или одного из обладателей на протяжении XVII-ХIХ веков). Постепенно Лицевой свод стал восприниматься как монументальный корпус из десяти огромных томов. При этом выяснилось, что отдельные листы и даже массивы листов утрачены, а при переплетении в книги порядок листов местами нарушен.

Условно этот десятитомный рукописный корпус можно разделить на три части: три тома всемирной истории, семь томов отечественной истории; из них пять томов -летописание «лет старых» (за 1114-1533 годы), два тома - летописание «лет новых», т.е. времени правления Ивана IV. Полагают, что не дошли до нас листы о начальной истории Отечества (до 1114 г.), возможно, и о всемирной истории X-XV веков, до времени после падения Византийской империи, а также листы с изложением событий отечественной истории последних полутора десятилетий царствования Ивана IV (или заготовки к ним), так как в середине XVIII в. еще сохранялись листы о венчании на царство Федора Ивановича.

Фирма «АКТЕОН» совместно с хранителями впервые осуществила научное факсимильное издание «Лицевой летописный свод XVI века».

Так называемое «народное издание» является дополнением научного аппарата вышеназванного факсимиле. Оно полностью воспроизводит миниатюры и древнерусский текст каждого листа рукописи. При этом на внешнем поле приведены транслитерация и перевод на современный русский язык. Листы расположены в хронологическом порядке повествования.

Первый раздел:

Библейская история в 5 книгах. Это исторические книги Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израильских, Руфь, Четыре Книги Царств, Книга Товита, Книга Эсфирь, а также Видения пророка Даниила, включая историю древней Персии и Вавилона, историю древнего Рима.

Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история - Выходные данные по томам

  • Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 1. - М.: ООО «Фирма «АКТЕОН», 2014. - 598 с.
  • Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 2. - М.: ООО «Фирма «АКТЕОН», 2014. - 640 с.
  • Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 3. - М.: ООО «Фирма «АКТЕОН», 2014. - 670 с.
  • Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Книга 4. - М.: ООО «Фирма «АКТЕОН», 2014. - 504 с.
  • Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история. Сопроводительный том. - М.: ООО «Фирма «АКТЕОН», 2014. - 212 с.

Лицевой летописный свод XVI века - Библейская история - Содержание по томам

  • Библейская история. Книга 1 содержит изложение Библейских Книг: Книга Бытия; Книга 2 - Исход; Книга 3 - Левит.
  • Библейская история. Книга 2 содержит изложение Библейских Книг: Числа; Второзаконие; Книга Исуса Навина; Книга Судей Израильских; Книга Руфь.
  • Библейская история. Книга 3 содержит изложение Библейских Книг, именуемых Четыре Книги Царств.
  • Библейская история. Книга 4 содержит изложение Библейских Книг: Книга Товита; Книга Эсфирь; Книга пророка Даниила; История древней Персии и Вавилона; Начало царства Римского.

Лицевой летописный свод XVI века - Библейская история - От издательства

Лицевой (то есть иллюстрированный «в лицах», с изображением людей) летописный свод, созданный в единственном экземпляре для царя Ивана Грозного, его легендарное книжное собрание - это книжный памятник, который в мировой культуре занимает особое место. На 10 тысячах листов с более чем 17 тысячами красочных миниатюр - «окон в историю» - представлена самая ранняя историческая и литературная энциклопедия. В ней воедино соединены первая на славянском языке иллюстрированная Библия, такие художественные исторические произведения как Троянская война, Александрия, Иудейская война Иосифа Флавия и др., а также погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории.

Лицевой свод - самое крупное хронографическое произведение средневековой Руси. Он дошел до наших дней в 10 томах.

В настоящее время тома Лицевого свода находятся в разных книгохранилищах России: три тома (Музейский сборник, Синодальный том и Царственная книга) - в отделе рукописи Государственного Исторического музея (Москва), четыре тома (Лицевой Хронограф, Голицынский том, Лаптевский том, Шумиловский том) в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) и три тома (Хронографический сборник, Остермановский первый том, Остермановский второй том) в отделе рукописи Библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург).

Первые три тома Лицевого свода рассказывают о событиях библейской и всемирной истории, следующих в хронологическом порядке, и включают в себя выдающиеся произведения мировой литературы, составляющие основу книжной культуры. Они являлись рекомендованным чтением для средневекового русского человека.

Том 1 - Музейский сборник (1031 лист) содержит изложение священной и всемирной истории, начиная от сотворения мира: славянский текст первых семи книг Ветхого завета, историю легендарной Трои в двух вариантах. Первая часть Музейского сборника является уникальной русской лицевой Библией, отличающейся предельной полнотой отражения содержания в иллюстрациях, и соответствует каноническому тексту Геннадиевской Библии 1499 г.

После библейских книг следует Троянская история, изложенная в двух вариантах: первый - один из наиболее ранних списков средневекового латинского романа «История разрушения Великой Трои», созданный в конце XIII века Гвидо де Колумна. Второй вариант Троянской истории - «Повесть о создании и попленении Тройском», составленный русскими книжниками на основе более ранних южно-славянских произведений на тему Троянской войны, дающие иную версию событий и судеб главных героев.

Том 2 - Хронографический сборник (1469 листов) содержит изложение истории древнего Востока, эллинистического мира и древнего Рима. Текст Хронографического сборника состоит из трех больших разделов:

  • I. Библейские книги (Руфь - последняя часть Восьмикнижия, Четыре Книги Царств, Книга Товита, Книга Эсфирь).
  • II. Рассказ о событиях всемирной истории: книга библейского пророка Даниила с дополнениями из хроник Георгия Амартола и Иоанна Малалы, история древней Персии и Вавилона, история древнего Рима, Жизнеописание Александра Македонского, история Римской империи, в которую вплетены: история событий Нового Завета, Слово Епифания монаха о житии Богородицы.
  • III. История Иудейской войны Иосифа Флавия (выдающееся произведение мировой литературы, рассказывающее о трагических событиях осады, штурма и взятия Иерусалима римлянами). Автор Истории был не только свидетелем, но и активным участником описываемых событий.

Том 3 - Лицевой хронограф (1216 листов) продолжает рассказ об истории Рима и Византии, доводя повествование до X в. Текст рукописи охватывает историю Рима и Византии от времени правления римского императора Тита до эпохи византийского императора Константина Багрянородного.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!