Ивы кроткие монашки. Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…

* * *
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

  • 1914.
  • - Что необычного в любви, какую испытывает герой этого стихотворения к родине?

Начало стихотворения со своим радостным признанием («Край любимый!»), изобильной торжественной метафористикой («скирды солнца», «в зеленях твоих стозвонных»), ярко выраженным желанием слиться с любимой природой («я хотел бы затеряться…») естественно и просто говорит о любви к родине; таких откровений немало в русской поэзии. Однако, уже и в таком начале - особое, есенинское звучание слова, песенность, искренность и задушевность интонации.

Отличает раннего Есенина уподобление природы религиозном понятиям и церковным атрибутам: «риза кашки», «и вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки» Риза - это облачение священника при богослужении, четки нитка бус для счета молитв и поклонов. Обилие религиозных образов у раннего Есенина можно объяснить прежде всего биографически: дед его был старообрядским начетчиком; в родном Константинове, в доме детства, часто собирались «слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи», как вспоминал сам Есенин; бабка водила его по монастырям. …С 1909 по 1912 год Есенин получил образование в учительской школе села Спас-Клепики, где основными предметами были закон Божий и церковнославянский язык. Может быть, отчасти, поэтому Русь в ранних стихах Есенина - богомольная, смиренная. « Смиренный инок», «странник» - таким часто предстает лирический герой Есенина в это время. Странники когда-то рассказали юному Есенину много интересного, и не случайно у него появилось стремление увидеть другие земли, иных людей. Страстная жажда нового, поиск истины делали тесными привычные и отчасти косные условия деревни, незаурядность натуры требовала новых впечатлений, испытания себя в необычной обстановке. Судьба Есенина - вырваться из деревни и постоянно возвращаться в нее, тосковать о ней, о доме, о родных. Интересно, что этот порыв в иную землю, странничество совпали с поэтической идеей русского символизма об ином мире, об отторжении от мира внешнего, косного.

Родина, которую любил, которую покидал и к которой возвращался, которую помнил Есенин, предстает зачастую как родная природа. Используя религиозные образы в своей поэзии, Есенин «обожествлял» природу, обнаруживал в ней скрытый духовный смысл. Не случайно свой единственный дореволюционный поэтический сборник 1916 года он озаглавил «Радуница» - так называется день поминовения усопших в первую послепасхальную неделю. Представления о вечной жизни природы и человека, о скоротечности земной жизни лежат и в основе приведенного нами стихотворения. Заключительный вывод его кажется, на первый взгляд, неожиданным, неоправданным всей предыдущей радостно-умилительной картиной родной природы: если вокруг так хорошо, то зачем это все покидать? Однако, с самого начала поэтического творчества Есенина радость приятия земной красоты нераздельна у него с острым чувством печали, тоски, предчувствием краткости жизненного пути. Много, слишком много «сердца» в его отношении к родине: «сердцу снятся», «затаил я в сердце мысли». Русская мужская судьба - доля беспокойная; открытость, какая-то размашистость чувства, удальство (от радости он готов «душу вынуть») чреваты трагедией. И видимо, не случайно любовь к родине пробуждает в сердце мысли о том, чтоб «скорей ее покинуть».

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Анализ стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся…» Есенина

Ранняя лирика Есенина проникнута безграничной любовью к родной природе. Переезд поэта в Москву только усилил и обострил это чувство, добавив к нему тоску по отчему дому. Есенин сразу же вошел в поэтический мир в качестве настоящего «народного певца», обратившего внимание городского общества на свои национальные корни. В 1914 г. поэт написал стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…», в котором вместе с художественным описанием природы присутствуют серьезные философские размышления.

Находясь в городе, Есенин постоянно мысленно обращался к родному селу. Для описания своих ощущений он использует очень красивую фразу: «сердцу снятся». Поэт подчеркивает, что любовь к Родине живет не в рассудке, а в душе человека. Он до сих пор ощущает свою связь с природой и хотел бы полностью раствориться в ней.

Патриотизм раннего творчества Есенина насыщен религиозными символами («риза кашки», «ивы, кроткие монашки»). Поэт считал, что уникальное сочетание природы, православия и самих русских людей создает всеобъемлющее понятие – Русь. Многие поэтические образы Есенина напоминают о крестьянском быте и хозяйстве («скирды солнца», «небесное коромысло»).

К концу стихотворения восхищение перед пейзажем сменяется размышлениями автора. Находясь под впечатлением от созданной картины, он признается, что «затаил… в сердце мысли». Он с радостью принимает всю окружающую действительность. При этом появляется странное желание поэта. Он утверждает, что готов «душу вынуть» и поскорее покинуть этот мир. Такое утверждение может трактоваться двояко.

Возможно, поэт имеет в виду, что воспринимает земное существование как временное. Человеческая жизнь коротка, дается лишь один шанс насладиться физическими ощущениями. Но душа человека вечна, после смерти наступает долгожданное слияние с окружающим миром. Земные беды и страдания навсегда прекращаются. Человек растворяется в природе и обретает бессмертие.

Некоторые исследователи считают, что в последних строках произведения заключается пророчество Есенина о своей судьбе. Вряд ли это справедливо. В то время поэт был совсем молодым человеком, преисполненным радужных надежд. Ему еще только предстояло познать жизненные страдания, ощутить одиночество и неприятие общества. Мысли о смерти и самоубийстве пришли к нему гораздо позже.

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысле­ния собственного существования.

Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три стро­фы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, ти­хий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:

С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «крот­кие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».

Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счас­тье. Она присутствует в последней строфе:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и уми­ротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссо­нансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.

Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».

В начале своей литературной карьеры Есенин выступал со стихами, разряженный в чрезвычайно нарядный костюм. По воспоминаниям Михаила Бабенчикова, «Есенин сам ощущал нарочитую „экзотику“ своего вида
и, желая скрыть свое смущение от меня, задиристо кинул: „Что, не похож я на мужика?“». Тем не менее именно в таком «ненатуральном» одеянии он завоевал славу «крестьянского поэта» и покорил Петроград.

Это произошло в эпоху, когда тема деревни практически ушла из поэзии: после отмены крепостного права поэты стали меньше жить в деревнях и меньше знать крестьянскую жизнь. Образ мужика стал мифологизироваться: от выходца из деревни стали ждать новой, религиозной правды. На волне этих ожиданий в общественной жизни России появился Распутин, а в литературной — сначала Николай Клюев, а затем и Есенин.

«Он, с одной стороны, был этот самый русский мужик, несший религиозную правду. С другой стороны, Есенин говорил на символистском языке, потому что до этого жил в Москве, о чем он никому не рассказывал в Петрограде, и освоил поэтическую модернистскую грамоту. Это и создало его популярность: говорящий на модернистском языке, пользующийся изощренными модернистскими метафорами человек с крестьянским или с псевдокрестьянским сознанием».

Олег Лекманов

Рассмотрим стихотворение Есенина 1914 года:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы, кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Читая первую строфу, городской читатель, с одной стороны, все понимает, а с другой — испытывает легкий дискомфорт, на который Есенин и рассчитывает. Например, слово «зеленя» — одновременно и незнакомое, и в то же время интуитивно понятное. Вторая черта тонкой работы Есенина — это ненавязчивые религиозные вкрапления. Зеленя «стозвонные», то есть напоминают церковные колокольни.

«Дальше более прямо: И вызванивают в четки / Ивы, кроткие монашки . Деревья становятся монашками. Пространство, окружающее поэта — лес, поле, — становится средоточием религиозной жизни, которая ему ведома. Он различает в ивах монашек — а вы, городские читатели (это не говорится, но, видимо, подразумевается), не различаете».

Олег Лекманов

При этом строки С тихой тайной для кого-то / Затаил я в сердце мысли абсолютно модернистские: их можно было бы легко встретить у Александра Блока или Андрея Белого. В последних строках происходит проекция собственной судьбы на судьбу Христа, но без трагизма, свойственного модернистам.

По работе Есенина с черновиками видно, что изначально в этих стихах религиозные метафоры были более явными, однако затем поэт их сгладил. Зачем?

«Чтобы этот религиозный пантеизм, которым полны все его ранние стихи, усваивался читателем без напряжения, не как нравоучение, а как откровение нового Ивана-царевича, который обладает загадкой, которую всем вам еще только предстоит решить».

Олег Лекманов



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!