Личная жизнь николая некрасова. Краткая биография некрасова самое главное

Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856. В молодости интересовался философией и другими гуманитарными дисциплинами, однако постоянно ощущал потребность в изучении естественных наук. Поступил на медицинский факультет Венского университета, где получил степень доктора медицины в 1881, и стал врачом Венской больницы. В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза . В 1885–1886 работал с французским невропатологом Жаном Мартеном Шарко в парижской клинике Сальпетриер. По возвращении в Вену занялся частной практикой. В 1902 работы Фрейда уже получили признание, и он был назначен профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал вплоть до 1938. В 1938, после захвата нацистами Австрии, вынужден был покинуть Вену. Побег из Вены и возможность временно обосноваться в Лондоне были организованы английским психиатром Эрнстом Джонсом, греческой принцессой Марией Бонапарт и послом Соединенных Штатов во Франции Уильямом Буллитом.

Психоанализ

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т.н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

В процессе этой работы Фрейд расширил диапазон необходимых данных, включив в него сновидения, т.е. психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, – многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия – так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения. Фрейд различал ряд стадий развития – оральную, анальную и генитальную. Разнообразные сложности развития могут помешать человеку достичь зрелости, или генитальной фазы, задержав его на оральной или анальной стадии. Подобное предположение базировалось на изучении нормального развития, сексуальных отклонений и неврозов.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

Затем теория либидо была применена к изучению формирования характера (1908) и, вместе с теорией нарциссизма, к объяснению шизофрении (1912). В 1921, в основном для того, чтобы опровергнуть концепции Адлера, Фрейд описал ряд применений теории либидо к изучению феноменов культуры. Затем он попытался использовать понятие либидо как энергии сексуального инстинкта для объяснения динамики таких социальных институтов, как армия и церковь, которые, будучи ненаследственными иерархическими системами, отличаются в ряде важных аспектов от других социальных учреждений.

В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо путем описания структуры личности в терминах «Оно», или «Ид» (изначальный резервуар энергии, или бессознательное), «Я», или «Эго» (та сторона «Оно», которая входит в контакт с внешним миром) и «Сверх-Я», или «Супер-Эго» (совести). Три года спустя, в основном под влиянием Отто Ранка, который был одним из первых его последователей, Фрейд пересмотрел теорию неврозов, так что она снова стала ближе к его ранним концепциям; теперь он охарактеризовал «Эго» как ведущий аппарат адаптации и переработал само понимание общей структуры невротических феноменов.

К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, что позволило ему организовать 1-й Международный конгресс психоаналитиков. В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно. Несмотря на то, что в Европе оно пошло на спад, психоанализ остается основным психиатрическим методом, применяемым в США и (в меньшей степени) в Великобритании.

В Соединенных Штатах психоанализ оказал значительное влияние на литературу и театр, особенно на произведения таких известных авторов, как Юджин О"Нил и Теннеси Уильямс. Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко оспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад в представления о природе человеческой психики.

Наиболее известные работы Фрейда

Исследования истерии (Studien über Hysterie , 1895), совместно с Брейером;
Толкование сновидений (Die Traumdeutung , 1900);
Психопатология обыденной жизни (Zur Psychopathologie des Alltagslebens , 1901);
Лекции по введению в психоанализ (Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1916–1917);
Тотем и табу (Totem und Tabu , 1913);
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci , 1910);
Я и Оно (Das Ich und das Es , 1923);
Цивилизация и недовольные ею (Das Unbehagen in der Kultur , 1930);
Новые лекции по введению в психоанализ (Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1933);
Человек по имени Моисей и монотеистическая религия (Der Mann Moses und die monotheistische Religion , 1939).

Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

Дата и место рождения – 6 мая 1856 г., Фрайберг, Австрийская империя, (сейчас – Пршибор, Чехия)

Дети – Анна Фрейд

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе.

И нтересные факты

Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных учёных и писателей, таких как Карл Ясперс, Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Краус и многих других.

Будучи кайне амбициозным с самого детства, он все книги, какие ему попадались и, обладая фотографической памятью, мог в любой момент вспомнить все,что было в них написано. Без тени смущения он говорил о своих достижениях.

Будучи атеистом, Фрейд родился в еврейской семье и стал особой целью нацистов, когда они пришли ко власти. Его книги были среди сожженных нацистами в 1933 году.

Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества.

Зигмунд Фрейд не хотел идти в медицину. На самом деле он с детства мечтал быть генералом или министром. Но в те далекие времена для евреев было только две профессии - медицина и юриспруденция. В итоге он поступил в Венский университет. Он переходил из одного факультета на другой пока не пошел - таки на медицинский.

Улица, на которой родился Фрейд, - Шлоссергассе - сейчас носит его имя.

Зигмунд Фрейд владел: Латинским, Греческим, Французским, Английским, Итальянским, Испанским, Древнееврейским и Немецким языками. Даже если учесть, что Немецкий его родной, это впечатляет.

После того, как Германия захватила Австрию, нацисты совершили набег на его апартаменты, арестовав его дочь Анну. С помощью его друга и пациента, принцессы Мари Бонапарт, Фрейд с семьей сбежали в Париж и затем в Лондон.

Именно Фрейду принадлежит общепринятый сейчас термин «детский церебральный паралич (ДЦП)».

Книга, которую Фрейд назвал своей “самой значительной работой”, совсем не произвела впечатление после выхода в 1899 и провалилась коммерчески. За свои первые шесть лет “Толкование снов по Фрейду” было продано только 351 раз, а второй выпуск не был издан до 1909. Это один из самых интересных фактов о Фрейде, которые мало кому известны.

В 1884 году Фрейд прочёл об опытах некоего немецкого военного врача с новым препаратом - кокаином. В научных работах фигурировали заявления о том, что данное вещество способно повысить выносливость и значительно снизить утомляемость. Фрейд крайне заинтересовался прочитанным и решил провести ряд опытов на себе. Первое упоминание данного вещества учёным датировано 21 апреля 1884 года - в одном из писем Фрейд отмечал: «Я раздобыл немного кокаина и попробую испытать его воздействие, применив в случаях сердечных заболеваний, а также нервного истощения, в особенности при ужасном состоянии отвыкания от морфия».

Зигмунд Фрейд всю жизнь боялся сочетания чисел 6 и 2. Он никогда не селился в гостиницах, в которых было больше шестидесяти одного номера, чтобы ему даже случайно не досталась комната со злополучным числом. А 6 февраля Фрейд предпочитал не выходить на улицу.

Фрейда называли шарлатаном и сексуальным маньяком из-за открытия им сексуальной этимологии неврозов.

Более крупный музей Зигмунда Фрейда расположен в Вене по адресу Бергассе, 19 - в доме, где большую часть жизни работал учёный. Музей был создан в 1971 году при содействии Анны Фрейд.

После смерти Фрейда его прах был помещен в древнегреческую урну, подаренную ему Бонапарт. Когда его жена, Марта, скончалась в 1951, ее прах был добавлен в вазу и сохранен в Лондонском Крематории Голдерса Грина. В январе 2014 лондонская полиция сообщила, что воры попытались украсть прах Фрейда. Хотя кражу и предотвратили, воры сильно повредили 2,300-летнюю урну.

Зигмунд Фрейд ненавидел музыку. Доходило до того, что он даже не посещал рестораны, в которых играл оркестр.

Психоаналитик был уверен, что мы не выбираем людей случайно. Мы встречаем лишь тех, кто уже существует в нашем подсознании.

Музей Зигмунда Фрейда также существует в Лондоне и располагается в здании, где основатель психоанализа проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Музей обладает весьма богатой экспозицией, содержащей оригинальные предметы быта учёного, перевезённые из его дома на Бергассе.

К 1925 известность Фрейда распространилась так широко, что кинопродюсер Сэмюэль Голдвин предложил венскому психоаналитику (которого он назвал “самым замечательным любовным специалистом в мире”) 100,000$, чтобы тот помог написать сценарий фильма “о величайших романах в истории”. Несмотря на сногсшибательное предложение, Фрейд отклонил его, поскольку ранее принял предложение в 25,000$ от издателя Chicago Tribune. Его задачей было подвергать психоанализу знаменитых преступников Леопольда и Лёба, пока те ждали своего сенсационного суда по делу об убийстве.

Фрейд полагал, что причина всех психологических проблем женщин кроется в том, что природа обделила их пенисами. Более того, по мнению великого психолога, прекрасный пол не обладает способностью к объективному суждению. Он считал их инфантильными, ревнивыми и невежественными. И если в обществе возникает проблема – её причину, по мнению Фрейда надо искать именно в женщине, особенно когда речь идёт о сексуальной напряженности между полами.

Самым любимым пациентом Фрейд считал самого себя.

По мнению Фрейда, существуют три психосексуальные стадии развития личности: оральная, анальная и фаллическая.

Музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен на родине учёного, в чешском городе Пршибор. Его открыли к 150-летию со дня рождения Фрейда - дом был выкуплен городскими властями и получил статус культурного наследия; открытие музея прошло при содействии президента Чешской Республики Вацлава Клауса и четырёх внуков учёного.

Был заядлым курильщиком и не скрывал этого. Считал курение величайшим в жизни удовольствием.

Ц итаты

Признание проблемы – половина успеха в её разрешении.

У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому.

В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.

Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность.

Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.

Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.

К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.

Ни один смертный не способен хранить секрет. Если молчат его губы, говорят кончики пальцев; предательство сочится из него сквозь каждую пору.

Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину.

Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком.

Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убеждённость, что его любят.

Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придет.

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри.

Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя - это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть - это вы сейчас.

Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца.

Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.

Невроз – это неспособность переносить неопределенность.

Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь.

В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать.

Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье.

Когда меня критикуют, я могу себя защитить, но против похвал я бессилен.

Депрессия - это замороженный страх.

Конечная цель любой деятельности человека – достижение покоя.

Быть абсолютно честным с самим собой – хорошее упражнение.

Женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину.

В тот момент, когда человек начинает задумываться о смысле и ценности жизни, можно начинать считать его больным.

(1821 — 77/78), русский поэт.

В 1847 — 66 — редактор и издатель журнала "Современник", с 1868 г. — редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки".

В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" (1871 — 72), "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма "Современники", 1875 — 76). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика.

Биография

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,

В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".

С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".

В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — "В дороге" (1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице" , "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса" , "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке" , "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 — цикл стихов "Последние песни".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!