Издательство умная маша смешарики. Откуда пошло выражение "Умная Маша"

Умная Маша – персонаж, которого в 1930-е годы придумали создатели знаменитых журналов «Чиж» и «Еж», выходивших при ленинградском «Детгизе». То была эпоха удивительного расцвета советской детской литературы: издательством руководил Самуил Маршак, в «Чиже» и «Еже» сотрудничали Даниил Хармс, Николай Олейников, Евгений Шварц, Николай Заболоцкий, Михаил Зощенко, Александр Введенский. Они и стали «родителями» Умной Маши, а нарисовал ее Бронислав Малаховский, взяв прототипом свою дочь.

Умная Маша – персонаж, которого в 1930-е годы придумали создатели знаменитых журналов «Чиж» и «Еж», выходивших при ленинградском «Детгизе». То была эпоха удивительного расцвета советской детской литературы: издательством руководил Самуил Маршак, в «Чиже» и «Еже» сотрудничали Даниил Хармс, Николай Олейников, Евгений Шварц, Николай Заболоцкий, Михаил Зощенко, Александр Введенский. Они и стали «родителями» Умной Маши, а нарисовал ее Бронислав Малаховский, взяв прототипом свою дочь. Этой неутомимой выдумщице суждено было стать визитной карточкой журнала «Чиж» и героиней первых отечественных комиксов. В юбилейном издании, выходящем в год 75-летия «Детгиза», все уникальные материалы об Умной Маше впервые собраны под одной обложкой. Шуточные рассказы в картинках понравятся даже трехлетним малышам, а взрослые найдут в книге статьи о создании легендарного персонажа, о судьбе «Чижа» и «Детгиза». В этой истории есть и трагические страницы (рассказывать ли о них детям – каждый читатель решит сам): в 1937 году перестают публиковать Хармса, затем закрывают редакцию «Чижа». Один за другим погибают Олейников, Малаховский, Хармс, Введенский. Так биография выдуманной девочки с косичками стала частью непростой истории нашей родины. Книга «Умная Маша» задумана как выражение благодарности сегодняшних сотрудников «Детгиза» тем, кто стоял у его истоков.

- Алло! Кто говорит?

- Умная Маша.

- А я Люся Неволковская. Я хочу спросить, почему ты себя так называешь - Умная?

- Это не я, меня так в редакции «Чижа» называют.

- А почему?

- Потому что я всё придумываю.

- А-а-а, ну хорошо, до свидания.

Маленькие подписчики «Чрезвычайно интересного журнала», более известного как «Чиж» (он выходил в 1930-1941 гг.), воспринимали Умную Машу как реального, живого человека - писали ей, звонили, задавали вопросы, советовались, предлагали всякие интересные идеи.

К телефону подходила сотрудница редакции Татьяна Гуревич, от природы наделённая «детским» голоском, и у малышей не возникало ни малейших сомнений в том, что с ними разговаривает та самая Умная Маша. Читатели и «разглядыватели» журнала полюбили её сразу же, как только рисованные истории с участием этого персонажа стали появляться на страницах «Чижа».

В отличие от «Ежа» («Ежемесячного журнала»), рассчитанного на ребят среднего возраста, «Чиж» был журналом для маленьких, и ему остро не хватало своего героя. Или, на худой конец, героини. В «Еже» был Макар Свирепый, придуманный Николаем Олейниковым, а в «Чиже» сквозного героя не было.

К рождению Умной Маши причастны два человека - поэт Даниил Хармс и художник Бронислав Малаховский. Малаховский срисовал Машу со своей дочки Кати, а Хармс придумал к его рисункам подписи. Так появилась самая первая история про Умную Машу - «Как Маша заставила осла везти её в город» (историю напечатали в февральском номере «Чижа» за 1934 год).

Идея была прекрасная: делать что-то вроде комикса с участием девочки не только самостоятельной, но и изобретательной, - такой, которая из любой ситуации обязательно найдёт остроумный и нетривиальный выход. В самом деле, зачем тащить на себе тяжёлого гуся, если в днище корзинки можно сделать дырки, продеть в них гусиные лапки, к ручке привязать верёвочку, и пускай себе гусь идёт своим ходом! Художнику понадобилось всего четыре картинки, чтобы рассказать об этом.

«Умная Маша и тяжёлый гусь», «Умная Маша и бочка», «Умная Маша и мухи», «Как Умная Маша спасла телёнка», «Умная Маша и лисица»… - некоторые из этих историй сопровождались короткими поясняющими подписями, некоторые вовсе не требовали никаких пояснений, зато с поистине невероятной силой заставляли работать ум и воображение маленького ребёнка. Надо ли говорить, что из малыша, который вовремя познакомился с Умной Машей, с годами наверняка вырос или Умный Петя, или Умная Люся, или Умный Серёжа?..

Художник Бронислав Брониславович Малаховский (1902-1937) был по профессии архитектором, а по призванию - карикатуристом. «Бегемот», «Смехач», «Чудак», «Пушка», затем «Крокодил» - в любом из этих сатирических журналов можно было встретить динамичные и очень язвительные рисунки Малаховского, которого К.И.Чуковский называл «беспощадным насмешником» .«…В каждом рисунке мне слышался его громкий издевательский смех» , - писал Корней Иванович много лет спустя.

На первых порах Малаховский испытывал влияние А.Радакова, также известного художника-карикатуриста, но вскоре нашёл свою собственную художественную манеру, в основе которой - быстрый и точный штрих, переходящий в энергичную контурную линию. Рисунки Малаховского оставляют впечатление импровизационности, они как будто созданы мгновенно, сию секунду, «не в бровь, а в глаз». Специалисты утверждают, что переход от «взрослой» карикатуры к рисункам для детей дался художнику очень непросто. Однако, при том что его острая карикатурная манера не претерпела существенных изменений, со временем злой сарказм сменился мягкой иронией. Во многом этому способствовала работа художника над серией про Умную Машу для журнала «Чиж».

В книжной графике Малаховский отдавал предпочтение сатирическим сюжетам - в частности, он иллюстрировал произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина («Испорченные дети») и М.М.Зощенко («Весёлые рассказы»). Его первый опыт в детской книге относится ещё к 1925 году - «Песни Пищика» Н.Асеева, которые он оформил вместе с художником Н.Снопковым. А наиболее значительная работа - «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстого - к середине 1930-х. Именно Малаховский стал первым иллюстратором этой всем известной сказочной повести.

Судьба художника печальна; об этом лучше всяких слов свидетельствует год его кончины. Как и многие другие создатели «Чижа» и «Ежа», Бронислав Малаховский был арестован и погиб в заключении.

Книжка про Умную Машу, выпущенная в 2009 году питерским «ДЕТГИЗом», устроена хитроумно. Её с одинаковым интересом могут читать и рассматривать как совсем маленькие дети, так и совсем большие взрослые. «Дети найдут в книге свои страницы самостоятельно, сделать это нетрудно, - пишут издатели в коротком вступлении. - А взрослым мы предлагаем страницы истории. История нашей страны, так же как и история ДЕТГИЗа, “Чижа” и Умной Маши, заполнена разными “страницами” - весёлыми и невесёлыми, драматическими, а порой и трагическими. Из песни, как говорится, слова не выкинешь, а из истории не выкинешь факты.

Рассказывать или не рассказывать детям о трагических страницах истории “про Умную Машу”- взрослый читатель книги решит сам» .

Алексей Копейкин

Жарг. угол . 1. Рядовая работница. 2. Наивная, простоватая женщина. ББИ, 255.

  • - 1. Маша - круглая сиротка. Плохо, плохо Маше жить, Злая мачеха сердито Без вины ее бранит...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Группа "Маша и Медведи" возникла в Москве в 1996 году под руководством Олега Нестерова - лидера группы "Мегаполис". В состав вошли: Маша Макарова, Вячеслав Мотылев, Денис Петухов. Максим Хомич, Вячеслав Козырев...

    Малая энциклопедия русского рока

  • - См. Карточка...

    Словарь бизнес терминов

  • - "УМНАЯ" КАРТОЧКА пластиковая кредитная или платежная карточка со встроенным микропроцессором, чипом...

    Экономический словарь

  • Большой бухгалтерский словарь

  • - См. КАРТОЧКА...

    Словарь бизнес терминов

  • - кредитная или платежная карточка со встроенным микропроцессором...

    Большой экономический словарь

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - Некоторое недовольство активностью, нахальством, бесцеремонностью девушки, женщины...

    Словарь народной фразеологии

  • - 1) дразнилка Маши, Марии...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Ма́ша ж. Женское...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - у́мная ж. разг. жен. к сущ. умный...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Маша не чешись. Сиб. Шутл. Очень аккуратно, точно, так, что не к чему придраться. ФСС, 110. Не ссы, Маша, всё будет наше! Жарг. мол. Шутл. Призыв к спокойствию. Вахитов 2003, 111. Ни Маша ни Гриша...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ДЕЛОВОЙ, -ого, м. . Слишком активный, предприимчивый, хитрый; о пройдохе, авантюристе, нахале...

    Словарь русского арго

  • - МАША1, -и, ж. . Ирон. Женщина, девушка. Производное от собств. Мария. См. также: деловая...

    Словарь русского арго

  • - Маша Мария, Марина,...

    Словарь синонимов

"Умная Маша" в книгах

Умная психология

автора Олссон Энн-Валери

Умная психология Умная психология при вступлении в новую игру состоит в следующем: необходимо заручиться советами людей, имеющих опыт создания фирм или использования венчурного капитала, особенно если в этом опыте сочетаются лидерские качества и навыки работы в данной

Умная стратегия

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная стратегия Предпринимаемые усилия во время вступления в новую игру имеют смысл лишь при условии, что рынку предлагается по-настоящему оригинальное предложение потребительной ценности и потенциал роста действительно велик.Для Эрика Oaty давала преимущество

Умная психология

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная психология Прежде чем принять судьбоносное решение о выпуске продукта, вам и вашим сотрудникам необходимо представить себя на месте своих потребителей на новых рынках.Изучите, их покупательское поведение, как они используют продукт спросите их и как можно точнее

Умная стратегия

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная стратегия Концентрация ресурсов на выпуске продукта оправдывается лишь при наличии уже существующего рынка и при возможности роста, соответствующего прилагаемым усилиям.Помимо потенциальной готовности к постепенной адаптации к меняющимся условиям,

Умная психология

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная психология При наведении порядка умная психология заключается в готовности сравнить ваше представление о состоянии бизнеса с мнениями других людей, знающих ситуацию из первых рук, и принять факты, в том числе самые неприятные.Так, если ваша компания пережила

Умная стратегия

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная стратегия Стратегический секрет успешных преобразований – контроль затрат в сочетании с оптимизацией эффективности объемов производства, процессов и сети связей, а стремление к конкурентному превосходству видов деятельности, участвующих в цепочке создания

Умная психология

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная психология При возобновлении роста умная психология состоит в следующем: нужно поставить себя на место своих главных конкурентов (а в случае необходимости – и на место своих потребителей) и понять, как они воспримут расширение вашей доли рынка, и представить, как

Умная стратегия

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная стратегия Суть умной стратегии возобновления роста – поиск подлинной самобытности компании и максимальное ее использование при формировании уникального предложения ценности для потребителя – базового, дифференцированного, интегрированного или совместно

Умная психология

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная психология Когда возникает необходимость восстановить прибыльность, умная психология состоит в следующем: спросите себя, как вы объясните рынкам и правлению компании свой выбор в пользу сомнительной возможности роста вместо того чтобы защитить благополучие

Умная стратегия

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная стратегия Ключевой элемент умной стратегии реструктуризации – простота бизнес-модели, основанной на использовании тех направлений бизнеса, которые приносят или могут принести реальные деньги (когда доходы превышают затраты на капитал), и преобразовании, продаже

Умная стратегия

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная стратегия Прежде чем совершить серьезный шаг, хорошенько продумайте его Правильный крупный маневр отличается от ошибочного прежде всего тем, что он основан на умной стратегии. Весь вопрос заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать стратегический

Умная психология

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная психология Не позволяйте самомнению заманить вас в ловушку Раз вы совершаете большой маневр, значит, вы, несомненно, успешны (в противном случае у вас не было бы ресурсов) и амбициозны. Удачливые, честолюбивые люди достигают высокого положения, на котором им

Умная комната

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Умная комната? Какой родитель не мечтал, хотя бы в самых потаенных желаниях, вырастить гения, Нобелевского лауреата, великого художника, выдающегося спортсмена? С чего же начать? Конечно, с грамотно организованного пространства. Только то, что будет легко доступно

Умная еда

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Умная еда Новейшие исследования подтверждают то, что родителям давно известно: то, что ест ребенок, влияет – в лучшую или худшую сторону – на то, как он себя ведет, думает и учится. Вследствие того, что растущий мозг ребенка потребляет 60 % энергии, получаемой ребенком из

Умная

Из книги Как жить вместе долго и счастливо автора Огнева-Сальвони Татьяна

Умная То есть, достаточно умная, чтобы не выставлять свой ум напоказ. Объясняю по научному: есть три смысловых поля, в которых общаются люди. Первое – «внешнее». Когда обсуждают то, что видят вокруг: природу, погоду, еду, архитектуру и т. д. Второе – «внутреннее»: говорят о

"Никогда в России, ни до, ни после,
не было таких искренне веселых,
истинно литературных,
детски озорных детских журналов"
(Н. К. Чуковский о журналах "Еж" и "Чиж")

История выражений «умная Маша» или «как Умная Маша» уходят в 30-е годы прошлого столетия. Набрав стакан фасолинок, определяющих мой уровень "Машизма", покидая я, как умная Маша, сильно заинтересовалась кто же такая была эта находчивая, знающая не по годам как жить и облегчать нелегкий советский быт, девочка. А еще больше подумала о судьбах тех, кто выдумал это чудо с двумя косичками, ставшее кумиром советских мальчишек и девчонок на несколько десятков лет.

Словом, нажав на виртуальную кнопочку виртуальной в моем воображении машины времени, я уже весело взлетаю на пятый этаж нашего петербургского, ой, пардон, лениградского, "дома, увенчанного глобусом" - да-да, Дома Зингера, или Дома Книги. Именно здесь, прямо под глобусом, располагалась редакция детских журналов "Еж" и "Чиж", двумя окнами выходя на канал Грибоедова, двумя - на Невский проспект. Еще с третьего этажа я слышу как кажется даже стены крепкого Дома Зингера сотрясаются от смеха - это сквозь приоткрытую дверь в редакции доносятся громкие голоса, шутки, искрометные эпиграмы, и сопровождаемые все это взрывы хохота сотрудников. Что это? Серьезная редакция? Да, редакция. Но, отнюдь, не серьезная.

И правильно! Должны разве ученые мужи писать журналы для детей?

Самуил Маршак в конце 20-х - начале 30-х гг. прошлого века сплотил вокруг себя великолепную плеяду талантливых писателей и художников, взрослых мужчин и женщин - настоящих творцов с неудержимым полетом детской фантазии. Н. Чуковский, сын Корнея Чуковского, являвшийся сам в то время одним из сотрудников, вспоминал: "Весь этот пятый этаж ежедневно и в течение всех служебных часов сотрясался от хохота. Некоторые посетители детского отдела до того ослабевали от смеха, что, покончив свои дела, выходили на лестничную клетку, держась руками за стены, как пьяные ".
И этот постоянный смех только повышал фантазию, воображение, остроумие, творческий потенциал детских писателей. Ведь книги и журналы для детей должны быть веселыми, а не занудными и академическими.

Н. Гернет, главный редактор "Чижа" вспоминает: "Редакция была веселая. Писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать ".

Да, а какие творцы собрались тогда под глобусом Дома Книги на Невском! Просто невероятно! Золотой список: Н. Олейников, Е. Шварц, И. Андроников, Д. Хармс, А. Введенский, Б. Житков, В. Бианки, М. Ильин, Е. Верейская. И М.Зощенко, и Н. Заболоцкий жаловали редакцию, писали для детей. В те годы наблюдался просто бум детской литературы, детской периодики! Нет, конечно, были и другие журналы для детей. Но, на самом деле конкуренты "Чижа" и "Ежа" и рядом не стояли! Например, петербургские "Юные товарищи" и "Барабан", издававшие в 1923-24гг. были слишком академичны, агитациозны, и, несмотря на злобу дня - посвящение организаторским вопросам пионерского движения - они заглохли уже через год. Также до предела скучны и политизированы были такие издания как "Юный Спартак", "Ленинские искры", "Пионер". Словом "Чиж" (1930-1941) и "Еж" (1928-1935) были вне конкуренции. "Детям надо доверять! ", - любила говорить Нина Гернет. И дети, действительно, отличали зерна от плевел.

Да, кстати, "Еж" расшифровывается как "Ежемесячный журнал", он был адресован школьникам пионерского возраста. Позже появился "Чиж" ("Чрезвычайно интересный журнал"), выходивший поначалу как приложение к "Еж", его основной аудиторией были маленькие читатели.

Немного о подписке на эти журналы. Даже она не могла быть серьезной, если в редакции работают такие "несерьезные" люди! По Ленинграду, по Невскому и другим улицам, даже в отдаленных от центра районах, передвигался огромны Еж и обращался к прохожим писклявым ежиным голоском: "Читайте лучший в мире журнал для детей! Выписывайте журнал "Еж"!" При этом в боку у ежа открывалась дверца, и любой желающий мог тут же, не сходя с места, подписаться на лучший в мире детский журнал. Так вспоминает об этом Александр Етоее в статье "Возвращение Макара Свирепого" ; .

А для подписки на "Чижа" нужно было соблюсти следующую инструкцию (источник тот же):
1. Как только встанешь, почисти зубы. (Как чистить, смотри в "Чиже" № 10.)
2. Почистив зубы, прибери комнату. (Как прибрать комнату, мести, мыть пол, смотри в "Чиже" № 3 и № 4.)
3. Прибрав комнату, налей себе молока. (Как наливать молоко, смотри в "Чиже" № 1.)
4. Выпив молоко, посмотри на часы. (Как смотреть на часы, напечатано в "Чиже" № 2.)
5. Если уже есть девять часов, иди в почтовое отделение. (Как надо ходить по улице, смотри в "Чиже" № 5.)

6. Придя в почтовое отделение, очини карандаш. (Как чинить карандаши, напечатано в "Чиже" № 7-8.)
7. Очинив карандаш, спроси, где принимается подписка,и напиши: "Прошу мне выслать на весь будущий год "Чиж" со всеми приложениями. "Чиж" - это мой лучший друг. Он весь прошлый год учил меня, рассказывал мне интересные истории, показывал замечательные картинки. А в будущем году он будет еще интересней и, кроме того, даст шесть приложений".
8. Впрочем, этого ты не пиши. Об этом ты подумай про себя.
9. Подумав, подпишись на целый год.
10. Подписку на "Чижа" принимают в любой почтово-телеграфной конторе.

По-моему, забавно. А теперь перейдем к рассказу о Маше. Умная Маша, появившаяся на страницах "Чижа", стала, пожалуй, главной героиней первых советских детских комиксов. Вот что вспоминает об Умной Маше писательница Г. Левашова: "Это было то, о чем мечтали все детские журналы: постоянный герой, любимый читателями. Такой живой образ создать очень трудно; большинство таких героев, после нескольких появлений в журнале, умирали естественной смертью. А Умная Маша сразу зажила в журнале, стала чуть ли не его хозяйкой, заставила всю редакцию заниматься ее делами: уже нельзя было выпустить номер без новых приключений Умной Маши, у которой должны были постоянно возникать затруднительные положения, из которых ей приходилось выпутываться при помощи неожиданной, всегда остроумной выдумки ".

И случалось много курьезных ситуаций. В журнале опубликовали телефон. Любой ребенок мог позвонить по этому номеру в определенный час дня. Роль Маши обычно исполняла Татьяна Гуревич, обладательница тоненького голосочка, готовая отвечать на любые, самые каверзные детские вопросы. Потом вопросы-ответы печатались в журнале.

Пример реального диалога:
- Мне папа подарил глобус и сказал, что Земля такая же, как этот глобус.
Я захотел узнать, какая Земля в середине, и проткнул его ножницами. А там ничего нет, одна черная дырка. Маша! Ты умная, скажи, разве Земля в середине пустая?
- Дорогой Олег, ты напрасно испортил глобус. Глобус сделан не для того, чтобы изучать внутренность Земли, а для того, чтобы знать, какая Земля снаружи…

А еще говорят, что Маша появилась из зависти. Может и так! Дело в том, что в "Еже", старшем брате "Чижа", уже существовал свой герой, этакий бэтман тех времен - Макар Свирепый (похожий на Н. Олейникова) он гулял по просторам всего мира и боролся за всеобщую справедливость: то он подписывает на журнал "Еж" диких африканских туземцев, то побеждает плохих полицейских из какой-то буржуазной страны, то еще что... Дети затаив дыхание следили за его бравыми похождениями. А у "Чижа" не было своего героя! Это же несправедливо! Можно и позавидовать. Говорят, идею подал сам Д. Хармс. А художник Бронислав Малаховский нарисовал Машу с модели, которая крутилась каждый день перед его носом - со своей дочери Кати. Таким и закрепился образ Маши - девочки с косичками и упрямым подбородком.

Кто сочинял сами комиксы про Машу? Зачастую это было всеобщим творчеством. Вспоминает Ираклий Андроников: "Каждый, закрывая рукою, писал свое, хохотал и бросал это направо. Слева получал лист, хохотал еще громче, прибавлял свое, бросал направо, слева получал лист. Когда все листы обходили стол, их читали, умирали со смеху, выбирали лучший вариант и начинали все его обрабатывать".

Все же удивительная, свободная, творческая атмосфера царила тогда в редакции! Ключевое слово "тогда ", т.е. до поры до времени. А потом начался 1937-й... Арест Н. Олейникова. Вслед за ним - целая волна репрессий. Группе сотрудников, оставшихся на свободе, предложили написать заявления об уходе по собственному желанию. Н. Гернет оставляет навсегда редакционную деятельность. С.Маршак близок к аресту, состоится известный так называемый пресловутый "суд", где требовали его отречения от "врагов народа". Маршак не отрекается, но покидает Ленинград и любимую редакцию.

А помните известное у Хармса "Из дома вышел человек"? Хармс осмелился опубликовать его в роковой 1937-й год в журнале.

Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.

Начальство вынесло вердикт: «В Советской стране человек исчезнуть не может! » А что еще могут сказать люди у власти? На дворе был жуткий 1937-й год! И вот арест Хармса. Затем - Введенского.

Как результат. "Чиж" запел другие песни. Теперь в журнале классические сказки, стихи о правильных мальчиках и девочках. Словом, занудство. В редакции уже давно перестал звучить смех, хохот, бурлящий поток новых замечательных идей превратился в едва заметную струйку высыхающего ручейка. Да и не нужны стали эти идеи никому!

До хрущевской оттепели замолчала и изобратательная выдумщица Умная Маша. Дитя своих создателей, она не могла существовать без них. В 60-е гг. переиздаются книги о Маше, бабушки запоем читают внукам о ее настойчивости, умных рационализаторских решениях и вместе с внуками прицокивают языками: "Надо же какая умная эта Маша! "

В 2009г. к 75-летию издательства "Детгиз" издана книга "Умная Маша". В ней не только цветные иллюстрации к умным и смешным выходкам девочки с косичками, но и рассказы для взрослых, не всегда радужные - как раз о создании Маши, о редакции "Чижа", о страшном 1937-м.

Давайте посмотрим собственно на картинки о Маше. И улыбнемся, глядя на эту выдумщицу.

P.S. Для написания поста я использовала статьи:
- Ольги Канунниковой



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!