Как научиться переводить по английскому языку. Как переводить предложения с русского на английский? Краткая инструкция

Понятие «национальный русский язык» включает в себя, с одной стороны, нормированный литературный язык, а с другой – находящиеся за пределами литературной нормы территориальные и социальные диалекты, а также просторечие. Поэтому в нем наряду с господствующей литературной «основой» есть «вкрапления» в виде диалектизмов (в[о]да, кочет, баской, погода (непогода) – в[а]да, петух, красивый, ненастье), жаргонизмов (баксы – доллары, шнурки – родители, тусовка – сборище, гулянка, уличные посиделки молодежи, драка и др., крутой – модный, деловой, наглый и др.), просторечных слов и форм (килОметр, полОжить, колидор, страм, тубаретка, много делов, ехай и т.п.).

Как относиться к диалектам? Литературный язык и диалекты постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Воздействие литературного языка на говоры, конечно, сильнее, чем воздействие говоров на литературный язык. Его влияние распространяется через школьное обучение, телевидение, радио. Постепенно говоры разрушаются, утрачивают свои характерные черты. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни.

В нашей стране долгое время господствовало пренебрежительное отношение к местным говорам как к явлению, с которым необходимо бороться. Но так было не всегда. В середине XIX в. в России был отмечен пик общественного интереса к народной речи. В это время вышли в свет «Опыт областного великорусского словаря» (1852), где впервые были специально собраны диалектные слова, и уже упоминавшийся «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля в 4 томах (1863-1866), также включающий большое число диалектных слов. Материалы для этих словарей активно помогали собирать любители российской словесности. Журналы, губернские ведомости того времени из номера в номер публиковали различные этнографические зарисовки, диалектные описания, словарики местных речений.

Противоположное отношение к говорам наблюдалось в 30-е гг. XX в. В период коллективизации провозглашалось уничтожение старых способов ведения хозяйства, семейного уклада, культуры крестьянства, т.е. всех проявлений материальной и духовной жизни деревни. В обществе распространилось отрицательное отношение к говорам. Для самих крестьян деревня превратилась в место, откуда надо было бежать, чтобы спастись, забыть все, что с ней связано, в том числе и язык. Целое поколение сельских жителей, сознательно отказавшись от своего языка, в то же время не сумело воспринять новую для них языковую систему – литературный язык – и овладеть ею. Все это привело к падению языковой культуры в обществе.

Уважительное и бережное отношение к диалектам свойственно многим народам. Интересен и поучителен опыт стран Западной Европы: Австрии, Германии, Швейцарии, Франции. Например, в школах ряда французских провинций введены факультативы по родному диалекту, отметка за который ставится в аттестат. В Германии и Швейцарии вообще принято литературно-диалектное двуязычие и постоянное общение на диалекте в семье. В России начала XIX в. образованные люди, приезжая из деревни в столицу, говорили на литературном языке, а в своих поместьях, общаясь с соседями и крестьянами, нередко пользовались местным диалектом.

Сейчас людям, говорящим на диалекте, присуще неоднозначное отношение к своему языку. В их сознании родной говор оценивается двояко: 1) через сравнение с другими, соседними диалектами и 2) через сравнение с литературным языком. Возникающее противопоставление «свое» (свой диалект) – «чужое» имеет разный смысл. В первом случае, когда «чужое» – другой говор, оно часто осознается как что-то нелепое, над чем можно посмеяться а «свое» – как правильное. Во втором случае «свое» оценивается как плохое, неправильное, а «чужое», т.е. литературный язык, – как хорошее. Такое отношение к литературному языку вполне оправдано и понятно: тем самым признается его культурная ценность (хотя нормы русского литературного языка везде одни и те же, речь образованных людей – жителей, например, Вологды, Архангельска, с одной стороны, и жителей Воронежа, Орла – с другой, имеет свои особенности, отличаясь от речи москвичей и петербуржцев. Понятно, почему это происходит: городское население пополнялось и пополняется выходцами из соседних деревень. Так в городскую речь проникают отдельные местные слова, фонетика речи сохраняет некоторые диалектные черты, интонационные особенности).

Но должен ли человек стыдиться языка своей «малой родины», забывать его, изгонять из своей жизни? Что значит диалект с точки зрения истории русского языка и русского народа, с точки зрения культуры? Ответы на все эти вопросы однозначны – перед нами явления языка, и изучение их, всестороннее исследование, познание являются как частью общей науки, так и частью необходимых каждому образованному носителю языка знаний.

Русские писатели, классики и современники, хорошо знающие деревню и ее язык, используют в своих произведениях элементы местной речи – диалектизмы и вводятся в художественный текст для характеристики речи персонажей, описания особенностей местной природы, деревенского быта.

Итак, в сегодняшней диалектологии различают территорию исконного великорусского заселения (область распространения русского языка в XV в.), не включающую Поволжье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, с одной стороны, и область более позднего русского заселения – с другой. В пределах территории исконного заселения еще в XV в. сложились две большие группировки говоров – северное наречие и южное наречие, характеризуемые рядом четких изоглосс (Изоглосса – линия на диалектологической карте, ограничивающая территорию распространения отдельного языкового явления (в лингвистике).) , а также промежуточные среднерусские говоры.

Для территории позднего формирования (азиатская часть РФ, Поволжье, Кавказ) характерны отсутствие четкого деления диалектных зон, пестрота небольших ареалов, восходящих к речи переселенцев из разных регионов, а также черты, отражающие смешение разных диалектов.

Территория среднерусских говоров – это Псковская, Тверская, Московская, Владимирская, Ивановская, Нижегородская области. Севернее этого пояса расположена зона северного наречия, южнее – соответственно, южного.

Среднерусские говоры, прежде всего московский говор, составили основу литературного русского языка.

В XVI-XVII вв. в Москве, оказавшейся на границе северно- и южновеликорусских наречий, складывается койне, впитавшее в себя их общие особенности и постепенно становящееся образцовым. В Московской Руси развивалась оригинальная и переводная литература разнообразных жанров, но единого литературного языка еще не было. От древнерусской эпохи было унаследовано литературное двуязычие: продолжали сосуществовать церковнославянский язык русского извода и собственно русский литературный язык с народной речевой основой, между которыми возникали различные переходные типы.

С конца XIV в. в связи с так называемым вторым южнославянским влиянием усиливается архаизация языка литературных произведений, возникает далекое от народной речи книжное «плетение словес» и в то же время получает широкое распространение демократическая литература разных жанров, ориентирующаяся на общедоступный язык. С XVII в. великорусская народность преобразуется в русскую нацию. В эпоху национального языка устраняется литературное двуязычие, создаются единые литературные нормы на базе культивированной народной речи, прекращается диалектное дробление, начинается всевозрастающее воздействие литературного языка на местные говоры и постепенное вытеснение их из речевой сферы.

К концу XX в. архаичных территориальных диалектов в нетронутом виде практически не осталось. Носители местных говоров либо владели полудиалектной речью (объединением норм литературного языка с диалектными особенностями), либо говорили на почти правильном литературном русском языке с рудиментами диалектизмов.

Кроме литературного языка, местных говоров (территориальных диалектов) и внелитературного «городского просторечия» в русском языке имеются профессиональные и социально-возрастные жаргоны (морское «компАс», горняцкое «дОбыча», молодежные «клево» (есть в словаре В.И. Даля!) и «предки» (в значении «родители», расширительное и неоправданно частое употребление слов «нормально», «короче»). Для социально-возрастных жаргонов характерна быстрая смена «модных» словечек и выражений.

В пределах трех главных групп (двух наречий и среднерусских говоров) выделяются группы и подгруппы говоров:

Северное наречие: ладого-тихвинская, вологодская, костромская;

Среднерусские говоры: псковская, владимиро-поволжская;

Южное наречие: курско-орловская, рязанская.

Степень диалектных различий не препятствует взаимопониманию носителей диалектов. В XX в. широкое развитие образования и СМИ, масштабная миграция населения способствовали резкому сокращению носителей традиционных говоров; сейчас это в основном сельские жители старшего поколения. В речи городского населения различных регионов России имеются незначительные отличия, главным образом лексического, отчасти также фонетического характера, иногда опосредованно (через просторечие) связанные с традиционными говорами данного региона.

В науке XIX в. к крупным группам диалектов (наречиям) русского языка относили также малорусское (малороссийское) и белорусское наречия (сейчас выделяемые как украинский и белорусский языки), а северное и южное назывались северо- и южновеликорусскими (эти последние термины употребительны и сейчас).

К сожалению, исчезают и отдельные диалекты, и целые языки. Чаще всего это связано с ассимиляцией – язык растворяется в новой культуре. Правда, как оказывается, это обратимый процесс. Вот несколько примеров воскрешения мертвых языков:
Древний язык евреев Палестины – иврит – с начала нашей эры активно вытеснялся арамейским языком и вплоть до начала XX в. пребывал в мертвом состоянии, пока активные приверженцы еврейской культуры не принялись возрождать язык. Сначала язык выучили представители духовной элиты и сделали его разговорным внутри своих семей, потом под влиянием агитации изучение иврита приняло массовый характер. Это самый удачный пример возрождения языка. Сегодня на иврите говорят 8 млн. человек, в том числе 5 млн. используют его в качестве основного. Иврит является официальным языком Израиля.

Латынь перестала быть разговорным языком Римской империи в IV в. н.э. Тем не менее этот, по сути, мертвый язык искусственно оставался языком международной дипломатии и науки вплоть до XVIII в. Сегодня латынь – официальный международный язык медицины и католической церкви. Чтобы «оживить» и популяризировать язык, Ватикан недавно выпустил словарь модернизированного латинского.

Древний кельтский язык полуострова Корнуолл исчез к концу XVIII в. Считается, что последним носителем корнского языка была Долли Пентрит, скончавшаяся в 1777 г.

Своим возрождением корнский язык обязан Генри Дженнеру и Роберту Мортону Нэнсу, которые, основываясь на среднекорнских литературных текстах, реконструировали язык. Сегодня корнским языком в разной степени владеют до 3500 человек (меньше 1% всего населения Корнуолла), на нем регулярно читают новости на радио и выпускают газеты.
А вот любой социальный диалект имеет узкую сферу распространения (используется лишь в пределах определенной социальной группы или прослойки), ограничен территориально и, более того, ограничен временем своего существования. Социальные диалекты – явление объективное и древнее. Язык знати всегда отличался от языка простолюдинов, язык духовенства – от языка мирян, язык мастеровых – от языка торговых людей и т.п. Практически каждый из нас имеет свой круг общения, входит в конкретную социальную группу или группу по интересам, имеет какую-либо профессию – и все это так или иначе связано с приобщением или по крайней мере знакомством с соответствующим социальным диалектом.

Необходимо помнить, что большинство жаргонных слов обладает размытой семантикой, т.е., во-первых, часто даже члены какой-либо социальной группы вкладывают в одно и то же слово не совсем одинаковые значения. Во-вторых, одно и то же слово может означать разные понятия для представителей разных социальных групп.

В то же время практически любое жаргонное слово способно придать высказыванию сниженный характер, внести в него определенную оценочность, экспрессию и т.п.

Конечно, эти особенности арготизмов обусловливают абсолютную невозможность их использования в определенных сферах (в официально-деловой, научной и т.п.). Но и в обиходно-бытовой сфере употребление жаргонного слова может привнести в высказывание заметную двусмысленность и затруднить восприятие сообщаемого, породить непонимание или эстетическое неудовольствие слушающего конкретное представление о говорящем.

Почему жаргоны малопрестижных социальных групп все же сохраняются? Дело в том, что жаргон служит символом групповой принадлежности. Люди, относящиеся к низшим слоям общества, чувствуют необходимость взаимной поддержки и стремятся обозначить свою выделенность в речи и в поведении. Сниженная речь среди подростков и в мужских коллективах начинает выступать в качестве показателя мужественности, становится престижной. Кроме того, свободное владение сниженной лексикой ошибочно ассоциируется у малообразованных людей с речью мужчин, занимающих в обществе ведущее положение и в силу этого как бы имеющих право нарушать общественные нормы поведения.

Какой разговорный язык может быть назван «общим»? «Общий» разговорный язык понятен людям разных профессий и разного социального положения. Он ясен жителям Севера и Кубани, рабочему и крестьянину – всем, кто владеет русским языком. На этом языке мы общаемся, слышим его в передачах ТВ, употребляем дома и в школе, в разговоре и письмах. Поскольку этот язык принадлежит всем, он и называется «общим» разговорным языком.










Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку? - Чаво? -Ты это свое "чаво" брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку? - Коли б не нужна была, не отвинчивал бы… -Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило? -А то что же? Не в бабки ж играть! -Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь... -Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.




Найдите предложения с нарушениями грамматических норм. Школа – это где учатся дети. «Известия»опубликовала интересную статью. Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей. Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современник».






Чем отличаются северные диалекты? «Оканье» (окно, вода, поля). «Оканье» (окно, вода, поля). В окончаниях глаголов 3-го лица произносит твёрдый Т (идёт, поёт). В окончаниях глаголов 3-го лица произносит твёрдый Т (идёт, поёт). Звук Г произносит звонко (грибы). Звук Г произносит звонко (грибы). Меняет местами звуки Ч и Ц. (Курича на уличе яицко снесла.) Меняет местами звуки Ч и Ц. (Курича на уличе яицко снесла.)


Южнорусские наречия «Аканье»(акно, вада, паля, сяло). «Аканье»(акно, вада, паля, сяло). Мягкий Т в окончаниях глаголов 3-его лица (идёть, поёть). Мягкий Т в окончаниях глаголов 3-его лица (идёть, поёть). Произнесение Г фрикативного h. (В Рязани hрибы с hлазами, их ядять, ани hлядять.) Произнесение Г фрикативного h. (В Рязани hрибы с hлазами, их ядять, ани hлядять.)


Это фонетические и грамматические диалекты. А есть и лексические. В Липецкой области вы услышите слова: hрубка – печь, бадик – палка, жамки – пряники; на севере – окушкаться – повязать платок, оболокаться – одеваться; на Дону – кубыть - может быть, курень - дом. В Липецкой области вы услышите слова: hрубка – печь, бадик – палка, жамки – пряники; на севере – окушкаться – повязать платок, оболокаться – одеваться; на Дону – кубыть - может быть, курень - дом. В словарях такие слова снабжаются пометой «обл.». В словарях такие слова снабжаются пометой «обл.».


А.Н. Афанасьев Начало изучению русских говоров было положено ещё в 18 веке. В середине 19 века замечательный учёный А.Н. Афанасьев составил сборник «Народные русские сказки», куда вошли сказки, записанные в разных губерниях России со всеми особенностями местных говоров. Тогда же возникла специальная наука, изучающая диалекты, - диалектология.




С какой целью используются диалектизмы в произведениях художественной литературы? Использование диалектизмов придаёт высказыванию местный колорит. Диалектизмы необходимы, когда нужно показать предмет, известный только в данной местности и имеющий своё, местное название.


Из истории слов. Слово тайга пришло в общенародный язык из диалекта. Областное слово бирюк, означающее человека угрюмого и одинокого, вошло в литературный язык через «Записки охотника» И.С.Тургенева. Тургенев использовал много диалектизмов, нередко необычайно метких и выразительных: живалый, дощаник, колдобины.







У школьников есть свой жаргон, или сленг. Это разновидность разговорного языка, отличающаяся от литературного лексикой и фразеологией. Это слова общенародного языка, имеющие другое значение. В словарях такие слова или значения имеют помету «проф.» (профессионализм) или «спец.» (специальное).




С той поры Степан на волю вышел, а в Гумешках после того всё богатство ровно пропало. Много-много лазоревка идёт, а больше обманка. О корольке с витком и слыхом не слыхать стало, и малахит ушёл, вода долить стала. Кому могут принадлежать слова? Отметьте профессионализмы, диалекты и просторечия. Королёк и виток- самородная медь. Малахит – красивый зелёный полудрагоценный камень. Обманка – то, что кажется металлической рудой, но не является ею. Долить (обл.) – одолевать. Много-много (обл.) – в лучшем случае. Ровно (прост.) – будто, словно.


Большинство современных методик не предусматривают упражнения на перевод. В основном все задания сегодня направлены на развитие именно разговорной речи, а не на то, как переводить на английский. Это очень рациональный подход к изучению иностранного языка. Тем не менее, и старые добрые задания на перевод текстов имеют свои бесспорные преимущества. Особенно важно заниматься переводом тем, кто планирует в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность с английским.

В этой статье мы предлагаем посмотреть, какую пользу может принести перевод текстов с одного языка на другой, и как правильно переводить.

Варианты упражнений на перевод

  1. Подбери хороший учебник
    Найди качественное пособие по английскому на русском языке. Как правило, такие учебные материалы переполнены разными упражнениями на перевод с русского на английский и наоборот. В таких пособиях задания, в большинстве своем, предусмотрены на отработку различных грамматических конструкций, и, занимаясь регулярно, ты сможешь довести употребление большинства из них до автоматизма. Можно найти учебник в бумажном варианте, или же поискать упражнения онлайн.
  2. Устный и письменный перевод
    Упражняйся как в устном переводе, так и в письменном. Оба упражнения имеют свои преимущества. Так, переводя текст устно, ты сможешь отработать свое произношение и будешь сразу практиковать разговорную речь. В то время как при письменном переводе, ты будешь отрабатывать правописание.
  3. Переводи под диктовку
    Рекомендуем попробовать заниматься синхронным переводом. Попроси кого-то продиктовать тебе текст на русском, а сам сразу записывай английский вариант этого текста. Такие занятия позволят научиться находить речевые соответствия максимально быстро, разовьют скорость мышления, а также позволят попрактиковаться использовать выученную лексику и грамматику. Таким образом, ты будешь способствовать выводу слов из пассивного словарного запаса в активный, благодаря чему будет проще вспомнить их во время общения.
  4. Читай и переводи
    Найди в интернете статью на английском языке, которая будет соответствовать твоему уровню знаний. Попробуй перевести ее. Помни, что при переводе, самое важное — передать смысл сказанного автором, поэтому, если в тексте будет около 10% незнакомой лексики — не спеши переводить ее, просто постарайся понять значение незнакомых слов из контекста. Отлично будет, если эта статья уже есть в профессиональном переводе. Таким образом, ты сможешь сравнить с нею свое творение и проверить, насколько хорошо ты чувствуешь английский язык.
  5. С русского на английский
    Найди несложный текст на русском языке и попробуй перевести его на английский. Идеально для выполнения такого упражнения подойдут детские рассказы или статьи с простой лексикой. Запиши свой вариант перевода, а через некоторое время проверь его на ошибки. Можешь попросить знакомого, который хорошо владеет английским, или преподавателя проверить твой текст и сравнить его с переводом. Также, если среди твоих друзей есть человек, который, как и ты, изучает английский, ты можешь предложить ему по отдельности перевести один и тот же рассказ, а потом сравнить ваши варианты перевода. Ты удивишься, как по-разному можно перевести один текст.
  6. Сравни себя с профессиональным переводчиком
    Возьми книгу на английском языке и попробуй перевести несколько абзацев из нее на русском. Конечно же, нужно выбирать книгу, которая будет соответствовать твоему уровню. Например, на уровнях ниже среднего — переводи детские сказки и рассказы с простой лексикой, на среднем уровне пробуй переводить что-то из современной литературы, однако, обрати внимание, чтобы в ней не было много сленга. Совершенствующие свои знания могут попробовать дерзнуть переводить классику. После выполнения упражнения, сравни свой вариант перевода с профессиональным. Посмотри, какие слова использовал ты, чтобы передать смысл написанного, а какие использовал переводчик. Это не только отличный метод оттачивания своих знаний, но и возможность в очередной раз открыть для себя богатство как русского языка, так и английского.

Польза переводных упражнений

Коммуникативная методика, по которой учат студентов в большинстве современных школ, по праву считается самой эффективной. Однако преподаватели не советуют отказываться от практики переводов текстов с русского на английский и наоборот. Давай узнаем, почему.

  1. Отработка выученных слов на практике
    Переводя текст, ты будешь отрабатывать выученные слова и грамматические конструкции на практике. При этом новую лексику ты будешь практиковаться использовать в контексте. К тому же, это отличный способ пополнить словарный запас. Так, не зная как перевести то или иное слово, тебе придется заглянуть в словарь, а после правильно использовать его при выполнении упражнения. Делая письменный перевод, ты также будешь запоминать, как правильно пишется то или иное слово.
  2. Ты научишься подбирать слова правильно
    Казалось бы, зачем нужно уметь переводить, если есть огромное количество онлайн-переводчиков: вводишь нужную фразу — и через секунду уже готов перевод. Тем не менее, автоматическая программа — всего лишь, программа, которая не понимает тонкостей языка, и нередко переводит тексты очень коряво. Практически каждое слово в английском имеет несколько значений, а слова-синонимы не всегда взаимозаменяемы, а сколько существует устойчивых словосочетаний, которые нельзя переводить буквально… Занимаясь переводом, ты сможешь развить понимание речи, и научишься правильно подбирать слова и использовать их в собственной речи.
  3. Работа над грамматикой
    Ты сможешь лучше понять как используются различные грамматические конструкции на практике. Сравнишь грамматику русского и английского языков. Например, в английском языке больше времен, чем в русском. Однако часто в русском языке для того, чтобы придать сказанному того или иного оттенка, который в английском передается, благодаря использованию времен, мы будем использовать разные префиксы и суффиксы. Переводные упражнения помогут лучше понять разницу между временами английского языка, и ты уже точно перестанешь путаться в них.
  4. Ты перестанешь все переводить дословно
    Далеко не всегда можно перевести английские фразы дословно, чтобы получилась связная речь, а не каламбур. Занимаясь переводами, ты сможешь лучше понять английский язык, и научишься устанавливать языковые соответствия, а не переводить каждое слово отдельно. Ты поймешь, что в переводе главное не каждое отдельно взятое слово, а смысл сказанного. Кстати, это отличное упражнение на развитие мышления, которое научит тебя мыслить шире и расширит кругозор.
  5. Ты учишься строить предложения правильно
    С учетом того, что в русском языке нет определенных правил порядка слов в предложении, иногда построение предложений на английском вызывает затруднение. Во время упражнений на перевод ты будешь учиться строить английские предложения грамотно, благодаря чему будешь грамотно изъясняться и во время общения. А на продвинутых уровнях ты можешь попрактиковаться и в употреблении стилистической инверсии.
  6. Ты научишься думать на английском
    Может показаться, что упражнения на перевод, наоборот, призывают думать на русском языке. Однако упражняясь в переводе, ты будешь учиться мысленно составлять предложения на английском, то есть думать английскими фразами, а не русскими.
    Как видишь, переводные упражнения могут способствовать эффективному изучению английского. Они позволяют лучше понять язык, разобраться в его тонкостях и отработать полученные знания на практике. Особенно полезными будут такие занятия для тех, кто только ступил на стезю изучения английского языка.

Упражнения на перевод на самом деле это очень творческое занятие, которое требует умения мыслить широко и креативно. Знать, как переводить на английский очень важно, ведь это развивает чувство речи и помогает отточить знание языка.

В наше время иностранные языке занимают важную роль в жизни людей. Поэтому не только переводчики, а и практически люди всех специальностей сталкиваются с необходимостью перевести текст с иностранного языка. Как же быстро научиться переводить с английского на русский язык?

Вам понадобится

Пособия и учебники по письменному переводу.

Инструкция

  1. Если вы плохо знаете английский, тогда необходимо повысить свой уровень знаний. Это делается при помощи повторения главных грамматических форм и конструкций языка.
  2. Для консультации нужно подобрать подходящую литературу. Учебники по практике и теории перевода можете, как приобрести в книжном магазине, так и взять в библиотеке. Когда выбираете, следует обращать внимание на направленность учебника – практическую или теоретическую. Вообще они дополняют друг друга, однако если впоследствии вам необходимо переводить не сложные тексты, тогда достаточно пособия по практическому переводу.
  3. Если вы можете записаться на курсы письменного перевода, тогда сделайте это! Это позволит сразу же понять, что за чем делать, потому что у вас будет возможность задавать вопросы и отдавать на проверку свои переводы. Такие курсы преподают почти во всех языковых школах. Перед оплатой курса, следует узнать, можно ли посещать такие занятия бесплатно. В подобном случае вы сможете понять специфику курса и уровень преподавания и разберетесь, подходит ли вам это или же нет.
  4. Если у вас нет средств или времени на такие курсы, стоит приступить к самостоятельным занятиям. Тренируйтесь переводить те типы текстов, что вам нужны. Это могут быть технические, публицистические, художественные тексты. Если вам нужно научиться переводить на русский язык научные статьи на определенную тематику, для начала следует прочесть парочку подобных материалов, которые написаны на русском. Вы разберетесь с их стилистическими особенностями и с английского языка не будете переносить в них «кальки». К примеру, далеко не все знают, что в российских научных статьях речь от первого лица не приветствуется. Поэтому перевод фразы «Я получил деньги» на русском должно звучать так «Были получены деньги», в крайнем случае, «Нами были получены деньги».

Обратите внимание

Помните, что вы способны сами научиться переводить тексты, однако без диплома переводчика вам нельзя заверять документы, к примеру, чтобы предоставить их в официальные инстанции.

Видео урок

Перевод с листа - это разновидность последовательного перевода, когда необходимо прочитать про себя небольшой отрывок текста (обычно это предложение или абзац), быстро перевести и озвучить его. В идеале, проговаривая текст, переводчик должен просматривать следующий его отрывок. Это требует определённых навыков. Поэтому переводу с листа, как и всем другим видам перевода, необходимо учиться. Человек, владеющий иностранным языком, не всегда может хорошо переводить.

Перевод с листа используется довольно часто. Представьте себе ситуацию, когда ваш начальник даёт вам контракт (письмо, аннотацию, инструкцию и т.д.) на английском языке и просит сказать, что там написано. У вас нет ни времени подумать, ни возможности воспользоваться словарём. Вот тут–то и понадобятся навыки перевода с листа. Также перевод с листа используется на этапе подготовки различных конференций, переговоров и встреч.

Но возникают особые трудности, вызванные недостаточным владением родным языком, неумением грамотно выразить свои мысли, а также сильным влиянием английского языка, которое в переводе часто приводит к буквализмам и нарушениям стилистических норм русского языка. Начинающие переводчики часто трактуют текст буквально, не перестраивая его и не учитывая особенности английского языка. Для перевода предлагается незнакомый текст, причём времени на подготовку или нет совсем, или его предоставляется совсем немного. Текст нужно переводить чётко, в хорошем темпе и желательно на хорошем русском языке.

Для этого необходимо отлично владеть всем богатством русского языка, отвлекаться от давления английского текста, не привязываться к словам, а осмысливать текст. Если переводить слова, а не мысли, то в итоге получится корявый и малопонятный текст. Также переводчику необходимо развивать навык догадывания, то есть уметь догадываться о значении слова или словосочетания, если оно неизвестно, но понятно из контекста или вызывает определённые ассоциации. Также нужно умело пользоваться всеми видами переводческих трансформаций.

При переводе с листа очень важно правильно употреблять так называемые атрибутивные сочетания, которых так много в английском языке. Переводчику также необходимо владеть приёмами перевода безэквивалентной лексики и имён собственных.


Виды лексических трансформаций

  1. Добавления

    В переводе недопустимы смысловые добавления, однако переводчик иногда бывает вынужден добавить слова в тексте, чтобы не нарушить нормы русского языка.

    He watched the young man out of the room . - Он наблюдал за тем, как молодой человек вышел из комнаты .

  2. Опущения

    Переводчик имеет право делать некоторые опущения, чтобы избежать нарушения норм русского языка. Однако этим правилом нельзя злоупотреблять, и пропуск должен быть оправданным.

    Так, например, при употреблении парных синонимов, характерных для английского языка, необходимо опускать один из них.

    There was utter and complete darkness in the room. - В комнате было совершенно темно. (В комнате была кромешная тьма).

  3. Замены

    Особенности контекста иногда вынуждают переводчика отказаться в переводе от применения даже вариантного соответствия, не говоря уже об эквивалентном соответствии.

    В таком случае переводчик подыскивает вариант перевода, подходящий для данного конкретного случая. Такой вариант перевода называется контекстуальной заменой.

    Её характер зависит от особенностей контекста, и переводчику каждый раз приходится искать решение в зависимости от контекста и стиля текста. Общих правил создания контекстуальных замен не существует. Однако имеется ряд переводческих приёмов, которые используются для создания контекстуальных замен.

    • Приём конкретизации

      Конкретизация - это замена слова исходного языка с более широким значением словом языка перевода с более узким значением.

      He took me into the house to show me the picture he was at work on when I came . - Он пригласил меня в дом и показал картину, над которой работал, когда я приехал .

    • Приём генерализации

      Замена слова, имеющего более узкое значение, словом с более широким значением.

      The dog sniffed every inch of the ground . - Собака обнюхала всё вокруг .

    • Приём антонимического перевода

      Замена утвердительной конструкции отрицательной и наоборот.

      If you want to cross the street remember to look at the traffic lights first. - Если хочешь пересечь улицу, не забудь сначала посмотреть на светофор.

      Особое внимание стоит обратить на перевод конструкции not until . Отрицательное английское предложение лучше переводить утвердительным, так как в русском языке глагол в отрицательной форме звучит коряво.

      I did not believe it until I saw it with my own eyes. - Я поверил этому только тогда , когда увидел своими глазами.

      В английском языке очень распространена литота - двойное отрицание. Она не всегда поддаётся дословному переводу, так как в русском языке совпадают по звучанию отрицание не и отрицательный префикс не- . В таком случае прибегают к антонимическому переводу.

      Your name is not unknown to me. - Ваше имя мне знакомо .

    • Приём смыслового развития

      Смысловое развитие при переводе заключается в том, что используется слово или словосочетание, значение которого является логическим развитием значения переводимой единицы. Это означает отход от прямого словарного соответствия. В отличие от приёмов конкретизации и генерализации, смысловое развитие всегда относится не к одному отдельно взятому слову, а к словосочетанию или смысловой группе.

      Часто происходит замена причины следствием или наоборот, что никак не нарушает адекватность перевода.

      And he noticed with sour disfavor that June had left her wine-glass full of wine (J. Galsworthy, The Man of Property). - И он с раздражением заметил, что Джун не прикоснулась к вину (Перевод М. Лурие).

      In addition to his widow, Pratt is survived by a young daughter. - После Пратта остались жена и дочь.

    • Приём целостного переосмысления

      Это один из самых трудных приёмов трансформационного перевода, который применяется в основном при переводе фразеологизмов.

      Help yourself - угощайтесь

      Sleep on it - утро вечера мудренее

Перевод атрибутивных словосочетаний

Атрибутивные словосочетания относятся к свободным словосочетаниям и делятся в основном на две группы:

  • прилагательное (причастие) + существительное;
  • существительное + существительное.

Если в русском языке прилагательное в роли определения обычно непосредственно характеризует следующее за ним существительное, называя одно из его качеств, то в английском языке такое прилагательное может характеризовать следующее за ним существительное опосредованно, называя не его собственное качество, а качество другого связанного с ним предмета или явления.

Supersonic spending - расходы на строительство сверхзвуковых самолётов (а не сверхзвуковые расходы)

Arab anger - гнев арабов (а не арабский гнев)

European peace - мир в Европе (а не европейский мир)

Anti-war GIs - солдаты, выступающие против войны

Labour conditions - условия труда

Labour party - партия лейбористов

Далеко не все английские атрибутивные группы могут быть переданы в русском языке сочетанием прилагательное + существительное. Определение может выражать различные обстоятельственные отношения: места, времени, причины - или выступать в роли косвенного дополнения.

Jet wedding - свадьба на борту реактивного лайнера

Xmas roads - дороги во время Рождества

Deer tragedy - олень - виновник трагедии

В английском языке очень распространены многочленные атрибутивные группы , в которых, помимо связей с определяемым существительным, существуют свои собственные смысловые связи между отдельными определениями.

Douglas Plane Plant Strike Talks Continue

При уяснении значения в переводе многочленной атрибутивной группы необходимо придерживаться следующей последовательности.

  1. Перевести опорное слово группы, то есть определяемое существительное, которое обычно стоит в конце группы (здесь - переговоры).
  2. Проанализировать смысловые связи между членами словосочетания и установить, какие смысловые группы выявляются внутри его. При этом такой анализ следует проводить слева направо , то есть с первого члена словосочетания (здесь смысловые группы Douglas Plant, Plane Plant, Plant Strike, Strike Talks ).
  3. Вскрыть связь между отдельными смысловыми группами и перевести всё словосочетание, начиная с опорного слова - существительного - и последовательно переводя каждую смысловую группу справа налево .

Douglas Plant - завод компании «Дуглас»

Plane Plant - авиационный завод

Plant Strike - забастовка на заводе

Strike Talks - переговоры с участниками забастовки

Теперь переводим всю группу: «Переговоры администрации авиационного завода компании „Дуглас“ с участниками забастовки продолжаются. (Переговоры с бастующими на авиазаводе компании „Дуглас“ продолжаются)» .


Перевод слов, не имеющих лексических соответствий в русском языке

К таким словам относятся неологизмы, реалии, малоизвестные имена и названия .

Существует несколько способов передачи таких слов:

  • транслитерация или транскрипция;
  • описательный перевод;
  • калькирование.

Транслитерация - это передача букв английского слова при помощи букв русского алфавита.

Транскрипция - это передача английских звуков при помощи букв русского алфавита. Транскрипционный метод часто сочетается с транслитерационным.

New York - Нью-Йорк

Wall Street - Уолл-Стрит

Описательный перевод - перевод, который используется в том случае, если нельзя подобрать эквивалент или аналог, а транслитерация и транскрипция привели бы к затемнению смысла.

Jet lag - сбои в организме в результате смены часовых поясов

Калькирование - это создание нового слова или словосочетания путём буквального перевода.

Sky-scraper - небоскрёб

Необходимо иметь в виду, что все вышеперечисленные трансформации и переводческие приёмы редко встречаются в чистом виде и изолированно. Переводчикам чаще всего приходится использовать комбинированные виды и приёмы трансформаций.

В заключение хочется вспомнить мнение опытных профессиональных переводчиков, таких как П.Р. Палажченко и А.П. Чужакина, которые убеждены в том, что чем лучше переводчик умеет трансформировать текст, тем качественнее получается перевод.

Отправить запрос на бесплатный подбор репетитора:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!