Как назывались воины смертники японии. Камикадзе во второй мировой

Твой сын уходил в никуда бесконечно гордой
Игрушкой, завод у которой – на два часа.
Осою впивался во вражеские аорты
Его деревянный пылающий «Кокусай».

Эти самолёты были рассчитаны всего на один полёт. Билет в одну сторону. Они были сделаны из берёзовой фанеры, оснащены устаревшими списанными двигателями и лишены вооружения. Их пилоты имели самую низкую степень подготовки, они были просто мальчишками после пары недель тренировок. Подобная техника могла родиться только в Японии, где красивая смерть искупала сколь угодно бессмысленную и пустую жизнь. Техника для настоящих героев.

Вот так их провожали девушки:

Самолёты камикадзе

К 1944 году военная техника Японии и авиация в частности безнадёжно отставала от западных аналогов. Не хватало также подготовленных пилотов и тем более топлива и запчастей. В связи с этим, Япония была вынуждена серьёзно ограничивать авиационные операции, что ослабляла её и без того не слишком прочные позиции. В октябре 1944 года американские войска атаковали остров Сулуан: это стало началом знаменитого сражения в заливе Лейте близ Филиппин. Первый воздушный флот японской армии насчитывал всего лишь 40 самолётов, не способных оказать морскому флоту хоть сколько-нибудь весомую поддержку. Именно тогда вице-адмирал Такидзиро Ониси, командующий первым воздушным флотом, принял во многом историческое решение.

19 октября он заявил, что не видит иного способа нанести войскам союзников какой-либо заметный урон, помимо применения лётчиков, готовых отдать жизнь за свою страну и обрушить свой самолёт, вооружённый бомбой, на вражеский корабль. Подготовка первых камикадзе заняла около суток: уже 20 октября были переоборудованы 26 лёгких палубных истребителей «Mitsubishi A6M Zero». 21 октября был совершён пробный вылет: атакован флагман австралийского флота тяжёлый крейсер «Австралия». Пилот-камикадзе не нанёс кораблю слишком серьёзных повреждений, но, тем не менее, погибла часть команды (в том числе и капитан), а крейсер некоторое время не мог принимать участия в сражениях - встал на ремонт до января 1945 года. 25 октября была совершена первая в истории успешная атака камикадзе (против американского флота). Потеряв 17 самолётов, японцы потопили один корабль и серьёзно повредили ещё 6.

На самом деле, культ красивой и почётной смерти был известен в Японии испокон веков. Доблестные пилоты были готовы отдать свои жизни за Родину. В подавляющем большинстве случаев для атак камикадзе применялись обычные самолёты, переделанные для транспортировки одной-единственной тяжёлой бомбы (чаще всего это были массовые «Mitsubishi A6M Zero» различных модификаций). Но для камикадзе проектировалась и «специализированная техника», отличавшая простотой и дешевизной конструкции, отсутствием большинства приборов и хрупкостью материалов. О ней и пойдёт речь.

Mitsubishi A6M Reisen , более известный как «Zero» (или «Rei shiki Kanjo sentoki» по-японски), был, безусловно, самым массовым японским истребителем-бомбардировщиком второй мировой войны. Он начал производиться в 1939 году. В его обозначении «А» обозначает тип самолёта (истребитель), «6» - модель (он как раз сменил модель «5», выпускавшуюся с 1936 по 1940 год и стоявшую на вооружении до 1942 года), а «М» - «Mitsubishi». Прозвище «Zero» самолёт получил за номенклатуру модели 00, произошедшую от последних цифр года начала массового производства (2600 по японскому календарю, он же 1940). Для работы над «Zero» была выделена группа лучших инженеров компании «Mitsubishi» во главе с конструктором Дзиро Хорикоси.

«Zero» стал одним из лучших палубных истребителей II мировой войны. Он отличался очень высокой дальностью полёта (около 2600 километров) и великолепной маневренностью. В первых боях 1941-42 гг. ему не было равных, но уже к осени 1942 года над полем боя стали во все больших количествах появляться новейшие «Аэрокобры» и другие, более совершенные самолёты противника. Reisen морально устарел за какие-то полгода, а достойной замены ему не было. Тем не менее, он выпускался до самого конца войны и потому стал наиболее массовым японским самолётом. Он имел более 15 различных модификаций и был изготовлен в количестве более 11000 экземпляров.

«Zero» был очень лёгким, но при этом довольно хрупким, так как его обшивка делалась из дюралюминия, а кабина пилота не имела брони. Низкая нагрузка на крыло позволяла обеспечить высокую скорость сваливания (110 км/ч), то есть способность к крутым разворотам и повышенную маневренность. Помимо того, самолёт был оснащён убирающимися шасси, что улучшало аэродинамические параметры машины. Наконец, обзорность кабины пилота также была на высоте. Самолёт должен был оборудоваться по последнему слову техники: полный набор радиооборудования включая радиокомпас, хотя в реальности, конечно, оборудование самолётов не всегда соответствовало планируемому (к примеру, помимо командирских машин, на "Zero" не ставили радиостанций). На первые модификации ставились две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемёта, плюс к тому предусматривались крепежи для двух бомб весом 30 или 60 килограмм.

Первые же боевые вылеты «Zero» обернулись блестящим успехом для японского воздушного флота. В 1940 году они разгромили китайский воздушный флот в показательном сражении 13 сентября (по непроверенным данным было сбито 99 китайских истребителей против 2 у японцев, хотя по данным историка Дзиро Хорикоши погибло не более 27 "китайцев"). В 1941 «Zero» поддержали свою репутацию, одержав ряд побед на огромных пространствах от Гавайев до Цейлона.

Тем не менее, японский менталитет работал против Японии. Пусть невероятно маневренные и быстрые, «Zero» были лишены всяческой брони, а гордые японские пилоты отказывались надевать парашюты. Это вело к постоянным потерям квалифицированных кадров. В предвоенные годы ВМФ Японии не нажил системы массовой подготовки летчиков - эта карьера считалась заведомо элитарной. По воспоминаниям лётчика Сакаи Сабуро, летная школа в Цутиуре, в которой он учился - единственная где готовили истребителей флотской авиации - в 1937 году получила полторы тысячи заявок от потенциальных курсантов, отобрала для обучения 70 человек и через десять месяцев выпустила 25 пилотов. В последующие годы цифры были чуть выше, но годичное "производство" летчиков-истребителей составляло около сотни человек. Кроме того, с появлением лёгких американских «Grumman F6F Hellcat» и «Chance Vought F4U Corsair» «Zero» стали стремительно устаревать. Маневренность уже не спасала. Grumman F6F Hellcat:

«Mitsubishi» стала стремительно вносить изменения в конструкцию и «плодить» модификации самолёта: «А6М3» типов 32 и 22, «А6М4», «А6М5» типа 52. Последний (в модификации «Hei») получил бронеспинку и бронезаголовник для пилота. Большая часть модификаций рассчитывалась на дальнейшее увеличение маневренности, как фирменного знака «Zero», а также роста огневой мощи, в том числе и скорострельности. Скорость модели 52 была доведена до 560 км/ч.

Нас более всего интересует модификация «Mitsubishi A6M7» , разработанная специально для атак камикадзе и модификация «Mitsubishi A6M5», которая ввиду массовости чаще всего переоборудовалась для этих же целей. В первых боях в октябре и ноябре 1944 года с «А6М5» производили следующие действия: демонтировали пулемёты и пушки, а под фюзеляж устанавливали 250-килограммовую бомбу.

«А6М7», хотя и был «самолётом-самоубийцей», нёс на борту не только бомбу, но и два 13,2-мм крыльевых пулемёта, что позволяло перед последней атакой использовать его в качестве пикирующего истребителя. Единственное, что реально отличало его от модели «А6М6», был более дешёвый, упрощённый вариант двигателя «Nakajima Sakae 31b» без системы впрыска водно-метаноловой смеси. Кроме того, на самолёте устанавливались два дополнительных 350-литровых топливных бака для увеличения дальности полёта. Это позволяло нанести удар с большего расстояния. С учётом того, что топливо заправлялось из расчёта полёта в один конец, расстояние, преодолеваемое самолётом-самоубийцей, увеличивалось ещё практически вдвое, что способствовало "неожиданности" японских атак на флот союзников.

Всего смертельные атаки совершили 530 самолётов типа «А6М», хотя под нужды камикадзе было переоборудовано более 1100 представителей этой модели. Надо отметить, что окончательно устаревшие к концу войны предшественники «Zero» модели «A5M» также активно использовались для смертельных атак. Собственно, практически все последние сохранившиеся «пятые» модели, изношенные донельзя, окончили свою жизнь таким образом.

Несмотря на то, что «А6М» не был специально разработан для камикадзе, именно он стал самым распространённым пилотируемым снарядом второй мировой войны и использовался в таком качестве практически и каждом воздушном бою с участием японского флота.

Nakajima Ki-115 Tsurugi стал первым и, по сути, единственным самолётом, разработанным специально для атак камикадзе. Его разработка началась в январе 1945 года, когда «запасы» старых изношенных самолётов, годных для переоборудования в летающие гробы, стали истощаться. Задача перед конструкторами стояла простая: лёгкость, скорость, маневренность. Никакого вооружения (кроме бомбодержателей) и брони. Максимальная дешевизна материалов и простота в изготовлении. Главным инженером был назначен конструктор фирмы «Накадзима» Аори Кунихара.

Конструкция Ki-115 была упрощена до абсурда. Подобный самолёт можно было собрать «на коленке» практически в любых условиях и оборудовать абсолютно любым двигателем мощностью от 800 до 1300 л.с. Каркас сваривался из стальных труб, капот делался из листовой жести, фюзеляж – из дюралюминия, а хвостовая часть и вовсе имела полотняную обшивку. В углублении под фюзеляжем крепилась одна 800-килограммовая бомба. Кабина пилота была открытой, а на лобовом стекле был нарисован прицел, что упрощало попадание в цель.

Собственно, самолёт был предназначен для производства неквалифицированными рабочими из подручных материалов и для управления неквалифицированными пилотами. Правда, самолётом было довольно трудно управлять на земле. Шасси предназначалось только для взлёта и отбрасывалось, как только самолёт отрывался. Пути назад для камикадзе не было. Вот панель управления этого самолёта:

Самолёты пытались усовершенствовать, например, снабдить ракетными ускорителями, но на подобные работы уже, по сути, не оставалось времени. Также изготовили несколько опытных экземпляров модификации «Otsu» с деревянными крыльями большей площади. Всего было изготовлено 105 экземпляров самолётов «Ki-115», но об их существовании союзники узнали уже после войны. Ни один «Меч» (так переводится «Tsurugi») так и не был использован во время боевых действий.

Впрочем, была и ещё одна модель, разработанная «с нуля» специально для самоубийственных атак. Это был самолёт Kokusai Ta-Go . Его разработала группа офицеров во главе с авиационным техником Ёшиуки Мизуама в начале 1945 года.

Самолёт был целиком сделан из дерева (деревянных и фанерных реек на металлическом каркасе) и полотна, только стойки шасси и моторама были металлическими. В качестве силового агрегата применялся рядный двигатель «Hitachi Ha-47» мощностью 510 л.с., а из вооружения на самолёте устанавливалась одна бомба весом 500 килограмм. Даже капот двигателя делали из фанеры, а не из жести, как на других конструкциях «одноразового использования».

Что характерно, самолёт вообще не имел скруглённых поверхностей, собираясь, по сути, из деревянных листов. Это позволяло изготовить машину даже в столярной мастерской. Шасси не убирались вообще, амортизаторы делались из обычной резины, а хвостовой костыль вместо третьего колеса – из сваренных труб. Из приборов в кабине были компас, спидометр и высотомер. Самолёт был лёгким и довольно медленным, единственное вооружение, которое он мог нести, - это 100-килограммовая бомба.

В июне 1945 года единственный опытный «Kokusai» поднялся в воздух. До конца войны японцы так и не успели запустить «Бамбуковые копья» («Ta-Go») в серийное производство.

В 1945 году был разработан ещё один специализированный самолёт-камикадзе - Mitsubishi Ki-167 . В отличие от своих «собратьев», модель Ki-167 была бомбардировщиком, причём довольно тяжёлым. Данные об этом самолёте противоречивы, но большая часть источников сходится на том, что 17 апреля 1945 года три машины Ki-167 произвели боевой вылет в районе Окинавы. Не обнаружив цели, две машины вернулись на базу (у этих самолётов шасси не отбрасывалось), а третий взорвал свою бомбу по техническим причинам. Единственное фото этого самолёта:

Базовой моделью для Ki-167 служил средний бомбардировщик-торпедоносец Ki-67 «Hiryu», принятый на вооружение в конце 1943-го года. Модель 167 оборудовали огромной бомбой «Сакурадан» весом 2900 килограмм. Для транспортировки такого веса была серьёзно модернизирована аэродинамика самолёта. Документация на Ki-167 была уничтожена после войны, поэтому о нём практически нет конкретных сведений.

Но, наверное, самым знаменитым летательным аппаратом камикадзе, «засветившимся» во многих кинофильмах и описанным в книгах, стал легендарный самолёт-снаряд Yokosuka MXY7 Ohka . Его проект разработала группа исследователей Токийского университета во главе с бывшим боевым лётчиком Мицуо Отой осенью 1944 года. В отличие от обыкновенного самолёта снаряд «Ohka» вообще не имел шасси и предназначался исключительно для запуска с носителя. Самолёт полностью делался из дерева и мог быть изготовлен с использованием неквалифицированной рабочей силы. На нём устанавливались три ракетных ускорителя.

В качестве носителя использовалась специальная модификация тяжёлого бомбардировщика «Mitsubushi G4M2 Tei». Помимо крепежей для самолёта-снаряда под фюзеляжем эта модификация снабжалась дополнительной бронёй, так как именно носитель был фактором повышенного риска в атаках ракеты «Ohka». Медлительный и неповоротливый бомбардировщик было достаточно легко сбить в отличие от быстрого снаряда с ракетными ускорителями.

Первая модификация «MXY7 Ohka» носила индекс «11» и несла в носовой части заряд весом в 1200 килограмм. Пробивная способность самолётов-снарядов оказалась чудовищной: известен случай, когда ракета вообще прошила американский эсминец «Стэнли» насквозь, что спасло его от затопления. Но если ракета попадала в цель, то разрушения были очень велики. Правда, дальность полёта самолёта-снаряда чаще всего была меньше, чем радиус поражения противовоздушной обороны; в связи с этим ракеты не всегда удавалось успешно запустить.

Впервые «Ohka» была использована в марте 1945 года, а 12 апреля при помощи этих самолётов был потоплен первый корабль – эсминец «Маннерт П.Абель». Обратите внимание на размеры бомбы:

Естественное, прогресс не стоял на месте, и от конструкторов требовали усовершенствования конструкции. Дальнейшее развитие конструкции самолёта-снаряда привело к появлению модификации «модель 22». Новая разработка была направлена, в первую очередь, на запуск с более совершенного и защищённого самолёта-носителя «Kugisho P1Y3 Ginga». Она была меньше по размерам и несла на себе гораздо меньший по весу заряд (всего 600 килограмм). Помимо того, более мощный реактивный двигатель «Цу-11» позволял запускать снаряд на большем расстоянии от цели. Всего было изготовлено 50 экземпляров модификации «22», а первый пробный полёт состоялся в июле 1945 года.

Впоследствии были разработаны (но так и не вышли из стадии проекта) ещё несколько модификаций «Yokosuka MXY7 Ohka»: модель 33 (для запуска с самолёта «Рензан» G8N1), модель 43а (для запуска с катапульт подводных лодок – со складывающимися крыльями; в модификации «b» законцовки крыльев отбрасывались вообще), модель 21 (по сути, гибрид моделей 11 и 22) и модель 53 с турбореактивным двигателем. Было даже изготовлено два учебных экземпляра модели 43 «Вакасакура» с посадочной лыжей и второй кабиной, но дальше этого дело не пошло.

Именно из-за медлительности носителей эффективность применения самолётов-снарядов была не слишком высока. Многие пилоты гибли бессмысленно, потери противника были не столь велики. В связи с этим американцы даже в официальных документах назвали японские самолёты-снаряды словом «Baka» («дурак»).

К слову, ввиду того, что двигатели, тем более ракетные, были недёшевы, разрабатывались также проекты планеров-камикадзе, не обременённых силовыми агрегатами, например, Yokosuka Shinryu . Разработка началась в мае 1945 года под руководством инженера Сакакибара Сигеки. Был изготовлен и испытан один прототип планера: он мог нести заряд в 100 кг и разгоняться до 300 км/ч. Старт планера осуществлялся с земли при помощи стационарных ракетных ускорителей «Toku-Ro 1 Type 1». Они запускались всего на 10 секунд, но этого хватало для старта.

Испытания прошли неудачно: пилот сделал вывод, что планер очень сложен в управлении, и низкоквалифицированные пилоты-камикадзе просто не смогут им управлять. Помимо того, ракетные двигатели были слишком дороги не несовершенны. Проект усовершенствованного планера «Shinryu II» остался только на бумаге, а вскоре и работы по первой модели были полностью свёрнуты.

Кстати, в 1944 году началась разработка ещё одного типа «самоубийственной техники». Это были легендарные торпеды «Кайтэн», запускаемые с подлодок или кораблей и управляемые смертниками. Пилот садился в рубку управляемой ракеты, люк наглухо задраивался.

Первые «Кайтэны» предусматривали механизм катапультирования пилота, но водители торпед попросту отказывались ими пользоваться. В отличие от самолётов камикадзе, «Кайтэны» практически не имели успеха. Слишком дорогие в изготовлении и ведущие к потерям личного состава, они редко доплывали до цели, будучи перехваченными ответными торпедами противника или системами противоторпедной обороны. Всего во время войны было подготовлено 10 групп водителей «Кайтэнов», после чего их производство было свёрнуто.

Надо сказать, что многие японские самолёты использовались для атак камикадзе. В основном, это были устаревшие, снятые с вооружения модели, которые наскоро переоборудовались для транспортировки одной-единственной бомбы. К примеру, для подобных целей была создана модификация строящегося в 1939-1944 годах среднего бомбардировщика Kawasaki Ki-48 («Kawasaki Ki-48-II Otsu Kai»), но в боях она не использовалась ни разу. Средний бомбардировщик Mitsubishi Ki-67 тоже имел модификацию-камикадзе: Mitsubishi Ki-67-I-Kai «To-Go».

В 1945 году разрабатывался также проект развития модели «Nakajima Ki-115 Tsurugi» под названием Ki-119, но эта машина так и осталась на бумаге. В документах также упоминается самолёт «Rikugun To-Go», но никаких конкретных сведений об этом самолёте-самоубийце нет.

В 1944-45 годах японская армия и воздушный флот подготовили около 4000 камикадзе, которые потопили и повредили более 300 кораблей союзников. Впрочем, добровольцев было чуть ли не в три раза больше: не хватало техники. Впрочем, многие «добровольцы» просто получали приказ. И не могли его нарушить. Перед вылетами двадцатилетние мальчишки-cмертники выпивали ритуальную чашку сакэ и повязывали голову белой полосой ткани с красным кругом («хатимаки»).

А потом они поднимали в воздух свои самолёты без шасси и погибали за страну, которую любили больше собственной жизни.

Впрочем, часто в роли камикадзе выступали и опытные пилоты. Самым известным пилотом-самоубийцей стал вице-адмирал Матомэ Угаки. 15 августа 1945 года в ряду других пилотов он совершил вылет на пикирующем бомбардировщике «Yokosuka D4Y Suisei» и героически погиб недалеко от острова Окинава Собственно, такая смерть была чем-то вроде аналога ритуального самоубийства сеппуку, почётного для самурая. Кстати, «отец камикадзе» вице-адмирал Такидзиро Ониси также совершил ритуальное самоубийство незадолго до капитуляции Японии, 16 августа 1945 года, когда стало ясно, что война проиграна.

Некоторые образцы самолётов-камикадзе и сейчас можно увидеть в японских музеях. Мысль о том, что человек, садящийся в такой самолёт, знал, что уже никогда не вернётся домой, заставляет отвернуться и перейти к другим экспонатам.

P.S. На самом деле, «камикадзе» - это всего лишь одна из разновидностей так называемых «тэйсинтай» , добровольцев-смертников, готовых отдать жизнь за свою Родину. Тэйсинтай работали не только в авиации, но и в других воинских подразделениях. Например, существовали целые группы парашютистов-смертников, которые вооружались бомбами и сбрасывались на технику противника. Точно так же работали и наземные тэйсинтай, которые ценой своей жизни уничтожали офицеров противника, радиолокационные точки и прочие объекты. Иногда тэйсинтай использовали маленькие катера и управляемые ракеты, чтобы производить свои атаки на воде.

P.P.S. К концу II мировой войны самолёты для пилотов-смертников разрабатывались и в Германии. В пилотируемый самолёт была переоборудована летающая бомба Fi-103R «Райхенберг» (модификация «Fi- 103R-IV»). Был набран отряд самоубийц-добровольцев и даже организованы специализированные курсы по пилотированию летающих бомб. Но психология дала себя знать. Германия уже, по сути, сдавала позиции, и у пилотов не было желания отдавать свои жизни «за пустышку». Несмотря на то, что проект немецких камикадзе курировал лично Гиммлер, он был свёрнут, так, по сути, и не начавшись.

Слово камикадзе прочно вошло в наш словарный запас. Им мы, чаще всего, называем «безбашенных» людей, не ценящих свою жизнь, необоснованно смертельно рискующих, проще говоря, самоубийц. Тем самым искажаем его истинное значение. В тоже время многие знают, что так называли японских пилотов-смертников, нападавших на корабли противника. Редкие посвященные даже знают историю возникновения этого движения среди японских пилотов. Но мало кто, даже с историков Второй мировой войны, догадывается, что в Японии, смертников подобных камикадзе, было значительно больше. И действовали они не только в воздухе, но и на земле, на воде, и под водой. И назывались они совсем не камикадзе. Об этом и пойдет наше повествование.

Уже в 1939 году в Японии было организовано движение добровольцев сначала для службы в армии, затем для работы на предприятиях, в сельском хозяйстве, в госпиталях. Добровольцы формировали отряды, которые назывались тэйсинтай. В армии среди таких отрядов был широко распространен средневековый философский кодекс самураев – Бусидо, что буквально означало — способ умереть.

Сочетание милитариских постулатов Бусидо с национализмом требовали от воинов полной преданности богу-императору Хирохито, а во время войны смерти за Императора и страну. В силу этой системы убеждений, жертва жизни для благородного дела рассматривалась как самая чистая и высшая форма достижения смысла жизни. «Смерть такая же легкая, как и перо», — фраза, которая была хитом среди рядов японских вооруженных сил. Однако, властная верхушка Японии, прекрасно понимала, что такие высокие идеалы были не под силу духа всем воинам. Поэтому к идеологии добавлялись и чисто материальные стимулы. Кроме того, погибшие смертники причислялись к лику святых покровителей Японии, становились национальными героями, их родные превращались в очень уважаемых людей, пользовавшихся определенными государственными льготами. И хотя в желающих попасть в тэйсинтай не было недостатка, отбор в отряды осуществлялся с достаточно жесткими требованиями не лишенными здравого смысла. После 1943 года армейские отряды тэйсинтай превращаются в ударные отряды смертников. Их общим правилом становится самопожертвование с целью уничтожения превосходящих сил противника.

Известно пять категорий тэйсинтай. Первая – камикадзе – летчики-смертники в морской и общевойсковой авиации, причём первые предназначались для уничтожения кораблей, а вторые — тяжелых бомбардировщиков, колонн танков или грузовиков, железных дорог, мостов и других важных объектов. Вторая — парашютисты тэйсинтай – использовались для уничтожения самолётов, боеприпасов и горючего на аэродромах противника с помощью бомб и огнемётов. Третья — подводные тэйсинтай – используя миниподлодки и человеко-торпеды, применялись для уничтожения кораблей врага. К ним относились и водолазы-подрывники (фукурю, «драконы удачи»). Четвертая — надводные тэйсинтай — действовавшие на быстроходных взрывающихся катерах для уничтожения кораблей противника. И пятая, самая распространенная и многочисленная категория – наземные тэйсинтай — пехотинцы-смертники, которые с противотанковыми минами на шестах или специальных приспособлениях, или просто со взрывчаткой в рюкзаках и тому подобными способами, атаковали вражеские танки и бронемашины. О каждой из этих категорий ниже детально.

Камикадзе – тэйсинтай в воздухе

После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года, Япония начала терять инициативу в войне на Тихом океане. В течение 1943-1944 годов союзные войска, подкреплённые индустриальной мощью США, шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам. К этому времени японские самолёты, особенно истребители, серьёзно уступали в технических параметрах новым американским моделям. Из-за больших боевых потерь, в Японии ощущалась нехватка опытных пилотов. Кроме того, дефицит запасных частей и топлива превращали для Японии проведение любой крупной авиационной операции в проблему. После захвата США в июле 1944 года острова Сайпан, у союзников появилась возможность бомбить территорию Японии. Дальнейшее их продвижение к Филиппинам грозило оставить Японию без источников нефти в юго-восточной Азии. Для противодействия этому, командующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси, принял решение сформировать специальный ударный отряд лётчиков-смертников. На брифинге 19 октября Ониси заявил: «Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец». Так Ониси стал известен как «отец камикадзе».

Название камикадзе происходит от «божественного ветра», которым называли тайфун, дважды, в 1274 и 1281 годах спасшим Японию от нашествия монгольского флота хана Хубилая. В ответ на молитвы японцев, тайфун уничтожил корабли противника у берегов Японии. По аналогии пилоты-камикадзе должны были спасти страну от поражения.

Камикадзе были частью движения тэйсинтай в авиации. И хотя официально они назывались «особым штурмовым отрядом божественного ветра», с легкой руки американских переводчиков их стали называть просто камикадзе, собственно как и все остальные категории японских смертников. Уже после войны, японцы допустили чтение иэроглифов и в трактовке «пилот-смертник».

Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе частей морской авиации, в которых пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Морской авиацией первоначально было подготовлено 2 525 лётчиков-камикадзе, ещё 1 387 было набрано в армии. Основная масса камикадзе были молодыми унтер-офицерами или младшими офицерами, то есть выпускниками военно-морских и военных летных учебных заведений. Хотя были и двадцатилетние студенты университетов, которые шли в отряды, как на побуждениях патриотизма, так и желании прославить свой род. Немаловажной мотивацией записи в добровольцы молодежи было и желание защитить свои семьи от возможных «зверств» союзников после оккупации, о которых широко «трубила» японская пропаганда. Они считали себя последней защитой. Все поступавшие в отряды камикадзе получали офицерское звание, а уже имевшие его – внеочередной ранг. Отличительными чертами в форме лётчиков-камикадзе были белый шарф и флаг красного солнца. А символом камикадзе был цветок хризантемы. Обычно его чеканили на медных пуговицах униформы, кторые потом были ценным трофеем для американских моряков.

Со временем сложился ритуал чествования камикадзе, пока они были живы. Накануне вылета на задание их угощали праздничным обедом, а перед самым вылетом командир наливал церемониальную рюмку саке. Им вручали наголовную повязку – хатимаки — с символикой флага Японии или белую повязку с написанными вдохновляющими иероглифами. Хатимаки символизировала непреклонность намерений и поддерживала боевой дух. У неё также есть и непосредственная функция — защита лица от пота. Обычно хатимаки имела размер 50 мм шириной и 1200 мм длиной.

Зачастую камикадзе вручался сеннинбари — «пояс из тысячи стежков» или «тысячи игл», сшитый тысячей женщин, каждая из которых сделала один стежок или узелок. Он носился либо на талии, либо повязывался на голову и считался сильнейшем оберегом, а также позволяющем душе после смерти заново переродится. Иногда на проводах в последний полет, кроме сослуживцев, присуттсвовали и гражданские лица. Например, старшеклассницы из школ или девушки из отрядов тэйсинтай. Проводы были торжественными, что-то в форме митинга. Им читали благодарственные или прославляющие стихи.

Основу обучения новичков-пилотов, поступивших в отряды камикадзе, составляла подготовка к готовности умереть. Для этого применялись разнообразные методы, от «промывки» мозгов патриотизмом и постулатами религии, до физического истязания на тренировках. Обучение летным навыкам сводилось к простым элементарным навыкам: взлет-посадка, полет в строю, имитация атаки. В руководстве пилота-камикадзе подробно описывалось, как пилот должен атаковать. Указывалось, что при атаке с высоты лучшей точкой прицеливания являлось место между мостиком и дымовыми трубами. На авианосцах следовало искать лифты подъема самолетиов или «остров» (надстройку управления кораблем над палубой). Для горизонтальных атак пилот должен был «нацелиться на середину судна, немного выше, чем ватерлиния», или «нацелиться на вход в самолетный ангар». В руководстве существовала и норма, позволяющая ему вернуться с задания, если цель не была обнаружена. Считалось, что нельзя тратить жизнь легко. Однако известны случаи, что после неоднократных возвращений, пилотов расстреливали за трусость.

Следует отметить, что группы самолетов летчиков-камикадзе вели к месту назначения опытные пилоты, в задачу которых входило не только вывести на цель мало обученных пилотов, но и зафиксировать результаты атаки. Но и в этих условиях попытки довести отряд к цели не всегда получались.

Несмотря на то, что по утверждениям японцев, недостатка в добровольцах камикадзе не было, после первых их боевых операций, в стране была развернута массовая кампания по прославлению смертников, и агитация записываться добровольцами. Власти обращались к населению с просьбой поддерживать добровольцев, помощь в их наборе в отряды. Помимо материалов в СМИ, выпускались брошюры, листовки, плакаты, даже детские сказки о храбрости камикадзе. Поскольку эта истерия длилась до самого конца войны, вероятно с массовостью записи в добровольцы были проблемы. Известны случаи принудительного перевода армейских формирований в отряды камикадзе. И как вершину идеи «добровольности», следует отметить, что в литературе описывается случай, когда камикадзе таранил собственный командный пункт.

Вызывает сомнение и энтузиазм даже тех камикадзе, что соглашались проводить самоубийственные атаки. Так, 11 ноября 1944 года один из американских эсминцев вытащил из воды летчика, который не смог поразить авианосец, и врезался в море. На допросе тот охотно делился любой информацией, и заявил, что 27 октября его подразделение было целиком переведено на тактику камикадзе. Летчик с самого начала находил эту идею максимально глупой и неэффективной, но не решался сказать об этом товарищам. Тот факт, что он выжил при ударе о воду, наводит на мысли о безопасном для жизни угле пикирования, что, в свою очередь, ставит вопрос, был ли случайным его промах. Интересно и то, что уже в послевоенное время, японцев обнародовавших сомнения в добровольности формирования отрядов камикадзе, в их системе подготовки, власти жестко преследовали.

Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота, тяжёлого крейсера «Австралия». Вооружённый 200-килограммовой бомбой самолёт, пилот которого так и остался неизвестен, врезался в надстройки «Австралии», разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло, и бомба не взорвалась. Однако, 30 человек погибло, включая командира корабля. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе 1945 года, а всего к концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе).

25 октября 1944 года отряд камикадзе, возглавляемый Юкио Сэки, атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов. 29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Эбнер Рид», ещё 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца. 26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Мэхэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани Бей» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Пёрл-Харбора «Калифорния». Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

Дальнейшие действия по массированному применению камикадзе развернулись во время битвы за Иводзиму. 21 февраля в результате пожаров, вызванных попаданием камикадзе, сгорел и затонул авианосец «Бисмарк Си» (318 человек погибло), также повреждён авианосец «Тикондерога», его потери составили 140 человек. Особо уязвимыми перед камикадзе оказались американские ударные авианосцы, которые, в отличие от британских аналогов, не имели бронирования полётной палубы, а также эскортные авианосцы типа «Касабланка».

Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву — всего в атаках участвовало 1 465 самолётов. 3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Кэлхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека. До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сэнгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено. К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев. Тем не менее, предпринятые американцами меры по защите от камикадзе дали результат — 90 % японских самолётов было сбито в воздухе.

Усилившаяся противоздушная оборона союзников уже к весне делала дневные налеты камикадзе почти бесполезными, и японское командование предприняло попытки ночных атака. Однако после нескольких вылетов отрядов камикадзе, вынуждены были отказаться от такой практики, поскольку ни один самолет не смог найти цель и практически все погибли заблудившись.

В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Существуют и другие цифры. Очевидно, что точных данных мы уже знать не будем, ибо все считали по-разному. К примеру, тот же крейсер «Австралия» был 6 раз поврежден. Считать его за единицу или за шесть единиц? За время действия отрядов камикадзе, по данным японцев, было потеряно 2 800 самолетов, в которых погибло 3 862 летчиков-смертников, из них около 12-15% профессиональных военных. Большее число погибших пилотов объясняется гибелью бомбардировщиков и носителей самолетов-снарядов «MXY7», где были многочисленные экипажи. Входят ли в число потерь разбомбленные на аэродромах самолеты и погибшие летчики – неизвестно, хотя их число весьма немаленькое. Также неизвестно есть ли в статистике потерь самоубийства летчиков, не состоявших в отрядах камикадзе, но совершивших таран либо атаку на корабли по своей инициативе или от безисходности. По мнению экспертов, таких случаев было не менее 200-300.

От атак камикадзе погибло от 3 до 7 тысяч моряков союзников, и от 5 до 6 тысяч было ранено, что составило 68% боевого травматизма на флоте. Дебаты об этих цифрах тоже до сих пор не утихают. Одни считают только потери на море, другие включают и аэродромы, третьи добавляют не выживших раненных. Кроме того, значение имел и первоначальный психологический эффект, производимый на американских моряков. И хотя американцы его преуменьшают, а японцы преувеличивают, несколько тысяч моряков все-таки было списано на берег. Со временем страх на кораблях прошел.

Следует отметить, что из планируемых японским командованием 30%, цели достигли только 9% самолетов камикадзе. При этом, точность попадания в цель составила всего лишь 19 %. Собственно эти две цифры наиболее полно и характеризуют эффективность применения камикадзе.

Первоначально для атак камикадзе использовались обычные самолеты, состоявшие на вооружении армии и флота, которые минимально переделывали, а зачастую и нет, для проведения результативного столкновения с кораблем противника. Эти самолеты начиняли любыми взрывчатыми веществами, которые были под рукой: взрывчаткой, бомбами, торпедами, емкостями с горючими смесями.

Вскоре, в связи с уменьшением у японцев количества самолётов, был разработан специальный тип летательного аппарата для камикадзе — Yokosuka MXY-7 под названием «Ohka», что в переводе означало цветок вишни или сакуры. Увидев этот самолет, как в действии, так и захваченный на земле, американцы, не зная его наименования, прозвали аппарат «Бака» (идиот, дурак). По другой версии, название «Бака» было введено американской пропагандой, чтобы вселить уверенность в американских военнослужащих и матросов, так как, в соответствии с постулатом психологического воздействия: «высмеиваемый враг не страшен». Во всяком случае, в американских пособиях эти самолёты-снаряды именовались только «Бака».

Самолет представлял собой пилотируемую бомбу с ракетным двигателем, переносимую к месту атаки самолетами «Mitsubishi G4M», «Yokosuka P1Y» или Heavy Nakajima G8N. В районе нахождения цели – в прямой видимости корабля противника — «Ohka» отсоединялся от носителя и планировал до стабилизации его пилотом и наведения на цель, а после включения ракетных ускорителей, которые работали 8-10 секунд, сближался с ней до столкновения, вызывавшего детонацию заряда. Самолет имел длину в 6- 6,8 м, высоту – 1,6 м, размах крыла – 4,2-5,1 м, площадь крыла – 4-6 м², снаряженную массу – 1,4-2,1 т; массу заряда – 600-1200 кг, максимальную скорость – 570-650 км/ч, скорость пикирования – 800 км/ч, дальность полета – 40 км, экипаж – 1 человек.

Самолет начали разрабатывать в августе 1944 года с упрощенной конструкцией, чтобы обеспечить возможность его выпуска на предприятиях, не располагающих квалифицированными кадрами. Самолет состоял из деревянного планёра с зарядом взрывчатки в носовой части, одноместной кабиной пилота в средней части и ракетным двигателем в хвостовой части корпуса. Он не имел взлётных двигателей и посадочных шасси. В качестве двигателя, использовали сборку из трех размещенных в хвостовой части самолета твердотопливных ракетных ускорителей. Всего было выпущено 854 машины шести модификаций, различавшихся двигателями, формой крыла, массой взрывчатки и возможностью запуска с пещер или с подводных лодок.

Сброс «Ohka» с самолета носителя.

К боевым действиям самолеты «Ohka» были готовы уже в октябре 1944 года. Но сама судьба не пускала их на поле боя. То авианосец, перевозивший 50 самолетов, был потоплен, то аэродром базирования разбомбит противник, то все носители были уничтожены, еще на дальнем подходе к району боевых действий. И лишь 1 апреля 1945 года шесть самолетов-снарядов атаковали корабли США возле Окинавы. Был поврежден линкор «West Virginia», хотя до сих пор достоверно неизвестно был ли это «Ohka» или два обычных самолета-камикадзе. 12 апреля состоялась атака из 9-ти «Ohka» — эсминец «Mannert L. Abele» утонул, эсминец «Stanly» был поврежден. 14 апреля флот атаковали 7 самолетов «Ohka», 16 апреля – шесть, 18 апреля – четыре. В цель не попал ни один.

Общие принятые меры против самолетов камикадзе дали положительный эффект и против самолетов снарядов. Дальше потери американского флота, несмотря на увеличение интенсивности налетов камикадзе, становились меньше и меньше. Так, 4 мая из семи «Ohka», один попал в ходовой мостик тральщика «Shea», а 11 мая из четырех самолетов один разрушил эсминец «Hugh W. Hadley», который без ремонта списали. 25 мая одиннадцать «Ohka», а 22 июня шесть – не смогли попасть в цель.

Таким образом, эффективность применения специального самолета-снаряда оказалась значительно ниже обычных самолетов с пилотами-камикадзе на борту. А из всего выпуска самолетов «Ohka» остались целыми около двух десятков, которые сегодня раскиданы по музеям мира.

Для действий камикадзе был разработан еще один тип специального летательного аппарата — Накадзима Ки-115 под названием «Цуруги», что в переводе означало меч. Эта машина разрабатывалась как одноразовый одиночный бомбардировщик. Бомбардировщик имел длину и размах крыла в 8,6 м, высоту – 3,3 м, вес – 1,7 т, мощность двигателя – 1 150 л.с., максимальную скорость – 550 км/ч, дальность полета – 1200 км, вооружение – бомба в 500 или 800 кг, экипаж – 1 человек. После взлета шасси сбрасывалось и было непригодным для дальнейшего использования, а самолет, если повезло вернуться, садился на «брюхо».

Прототип самолета был изготовлен в январе 1945 года, а его производство было начато уже с марта. Технология изготовления самолета была рассчитана на возможность его производства даже на мелких заводах силами неквалифицированных рабочих. Из материалов применялась только сталь и дерево. На самолете использовались устаревшие двигатели 1920-1930 годов. Самолет имел настолько много конструктивных дефектов, что летать на нем было крайне опасно. Так самолет имел весьма жесткую подвеску шасси, которое к тому же, еще и плохо слушалось руля, что при взлете часто приводило к опрокидыванию. Неправильные расчеты нагрузки на крыло и хвостовое оперение вызывали сваливание самолета в штопор при спуске и поворотах. По мнению испытателей, самолет к полетам был непригодным.

Военное командование считало возможным использовать самолет в качестве бомбардировщика, в котором только двигатель и экипаж были многократного использования. Все остальное предлагалось устанавливать новое, после приземления самолета. К окончанию войны было выпущено 105 машин, однако фактов применения его в боевых действиях не установлено.

Кроме этих двух специальных самолетов для камикадзе, японской промышленностью было разработано еще два типа самолетов, однако в серийное производство их не успели запустить.

Первая оборонительная тактика союзников против камикадзе появилась лишь в начале 1945 года. Она предполагала патрулирование в воздухе в радиусе 80 км от мест базирования флота или основного месторасположения кораблей. Это обеспечивало ранний перехват самолетов противника, выявленных радиолокационными станциями на дальних подходах. Такое расстояние также позволяло уничтожать и самолеты противника, прорвавшиеся сквозь патрулируемую зону, не допустив их к своим кораблям. Кроме того, стратегические бомбардировщики регулярно наносили удары по ближним японским аэродромам, в том числе и бомбами с отстроченным временем взрыва, дабы активно мешать восстановительным работам на взлетных полосах. В тоже время, крупнокалиберная зенитная артиллерия кораблей стала применять против камикадзе снаряды с радиовзрывателями, которые в среднем в семь раз были эффективней обычных. На авианосцах, в ущерб бомбардировщикам, было увеличено число истребителей. На все корабли дополнительно установили малокалиберные зенитные автоматы, которые не позволяли самолетам камикадзе приблизиться на сверхмалых высотах. Кроме того, на кораблях стали применять зенитные прожектора даже днем, которые на близких растояних слепили пилотов. На авианосцах, где границы самолетных подъемников, в которые так любили целить камикадзе, были окрашены белой краской, — пришлось нарисовать ложные, а с подлинных смыть краску. В результате самолет камикадзе просто разбивался о бронированную палубу, практически не причиняя вреда кораблю. Принятые меры союзниками дали свои положительные результаты. И хотя в конце войны камикадзе значительно увеличили интенсивность своих атак, их эффективность оказалась значительно ниже, проведенных в конце 1944 года.

Оценивая действия камикадзе, следует отметить, что их появление, хоть и подается японской пропагандой, как порыв души японцев, высшее проявление патриотизма и т.д. и т.п., на самом деле являлось прикрытием миллитариской политики власти, попыткой переложить на народ все тяготы и ответственность за развязанную ими войну. Организовывая отряды камикадзе, японское командование прекрасно понимало, что ни остановить союзников, ни переломить ход войны, они не смогут даже с помощью настоящего «божественного ветра», а не то, что силами малообученных пилотов и студентов Понимали ли это сами камикадзе? Судя по воспоминанием оставшихся в живых – очень мало. И даже сегодня не понимают, настолько сильно их отравила пропаганда. Был ли ущерб, нанесенный камикадзе союзникам чувствительным, значительным? Отнюдь! Количество всех потерянных кораблей было восполнено промышленностью США менее чем за три месяца. Потери личного состава оказались в пределах статистической ошибки в общих потерях за войну. В итоге — мифы да легенды миру, а самим японцам пару десятков музеев.

Парашютисты тэйсинтай

В 1944-1945 годах США добились абсолютного превосходства в воздухе на Тихоокеанском театре военных действий. Начались регулярные бомбардировки Японии. С целью ослабления их интенсивности, японское командование приняло решение о создании специальных диверсионных групп из армейских парашютистов для нападения на американские аэродромы. Поскольку такие операции не предусматривали эвакуацию подразделений после выполнения задачи, а возможность выжить у десантников была лишь гипотетическая, их справедливо относили к категории смертников.

Формирование таких групп началось с конца 1944 года под общим командованием генерал-лейтенанта Киодзи Томинаги. Подразделение спецназа парашютистов получило название «Гирецу кутейтай» (героические парашютисты). Боевые операции подразделения «Гирецу» должны были проводить ночью, после налета бомбардировщиков. Смертники либо десантировались на парашютах, либо приземлялись на своих самолетах на аэродром противника с задачей взорвать склады с топливом, боезапасом и уничтожить максимум самолетов противника. Для этого каждый из десантников имел запас взрывчатки и гранат. Кроме того, они имели легкое стрелковое вооружение: автоматы Туре-100, винтовки Туре-99, легкие пулеметы Туре-99, штыки Туре-30, гранатометы Туре-89, а также пистолеты Туре-94.

Первая операция «Гирецу» в ночь с 6 на 7 декабря 1944 г. была проведена 750 десантниками из 1-й рейдовой группы. Переброска до целей осуществлялась транспортными самолетами Ки-57, которые буксировали планеры (по 13 человек в каждом). Высадка производилась на вражеские аэродромы на Филиппинах, в том числе два в Дулаге и два в Таклобане на острове Лейте. Миссия изначально была самоубийственной: согласно приказу, десантники должны были уничтожить все самолеты противника, какие только возможно, а затем оборонять свои позиции до последнего солдата. В результате удалось высадить примерно 300 диверсантов на одну из намеченных целей — все остальные японские самолеты были сбиты. После нескольких часов боя все способные сопротивляться десантники были перебиты, но никакого вреда американским самолетам и аэродрому они причинить не смогли.

Еще одна операция подразделений «Гирецу» была проведена в ночь с 24 на 25 мая 1945 г., когда девять бомбардировщиков «Митсубиси» Ки-21 (каждый с 14 диверсантами на борту) совершили налет на аэродром Йонтан на Окинаве. Четыре самолета через проблемы с двигателями вернулись назад, три были сбиты, но остальные пять смогли совершить посадку. В ходе этой операции десантники, вооруженные пистолетами-пулеметами, фосфорными гранатами и подрывными зарядами, взорвали 70 тысяч галлонов авиационного топлива, уничтожили девять американских самолетов и повредили еще 26. Аэродром был выведен из строя на целый день. По данным японцев, лишь один десантник выжил после операции и почти через месяц добрался к своим. Однако имя этого героя неизвестно, откуда следует либо он умер, либо его вообще не было. Иначе японская пропаганда не упустила бы такой шанс популяризации героизма.

9 августа 1945 г. японцы запланировали массированную атаку «Гирецу» против баз бомбардировщиков В-29 на Сайпане, Тиниане и Гуаме. В ходе этого нападения 200 транспортов должны были доставить к целям 2 000 диверсантов. Но эта операция так и не была осуществлена, поскольку японские самолеты были уничтожены еще на земле. Следующая операция планировалась на 19-23 августа, но поскольку Япония капитулировала, ей не суждено было свершиться.

На этом список боевых действий десантников «Гирецу» и заканчивается. Но, несмотря на это, о «героических парашютистах» в Японии помнят до сих пор. В их честь даже был открыт мемориал.

Камикадзе - это что? Общеизвестным фактом является то, что это слово обозначает "божественный ветер". Как гласит легенда, однажды для защиты своих владений богиней Аматерасу, священной покровительницей Японии, были призваны силы природы - а именно сильный и разрушительный ураган, погубивший дважды в XIII веке вражеский флот.

История камикадзе

В далеком Средневековье на защиту Японии от 300-тысячного монголо-китайского войска, которым руководил жестокий хан Хубилай, пришли могущественные силы природы. Это был последний шанс. Спастись от нападения удалось, и целых два раза за столетие враг был повержен. Через века слегка изменило свой смысл понятие "камикадзе". Значение слова стало рассматриваться в несколько ином контексте. Божественным ветром уже называли не природную разрушительную стихию, которая не поддается контролю, а отчаянных и храбрых солдат, готовых отдать свою жизнь за родину.

Что такое камикадзе: определение

Это солдаты, которые сознательно и добровольно шли на смерть, направляя свои самолеты на вражеские базы и технику. Камикадзе - это название для особых подразделений японской авиации, которые использовались во время Второй мировой войны с Америкой. Опознавательными чертами формы летчиков-смертников были шарф белого цвета и флаг с изображением красного солнца.

Согласно американским данным, всего подразделениями камикадзе были затоплены 45 единиц морской техники, а также повреждены около трехсот военных кораблей, однако им так и не удалось переломить ход войны.

Стратегия и тактика самопожертвования

Камикадзе - это что? И почему это понятие связывают с идущими на смерть террористами? Во время Второй мировой войны так стали называть военных пилотов Японии, которые соглашались в добровольном порядке отдать жизнь ради победы и чести страны. Все, кто идут воевать, так или иначе осознают вероятность того, что они могут и не вернуться домой. Но камикадзе - это, пожалуй, единственный пример в истории, когда идущие на смерть объединялись в специальные отряды, для которых разрабатывалась тактика и проектировалась специальная летательная техника.

Первый успех

Целью одного из первых массированных вылетов была атака с воздуха Филиппин (25.10.1944), которая привела к затоплению крупного авианосца и повреждению нескольких кораблей. Спустя некоторое время были сформированы еще 4 боевых отряда камикадзе, значение которых было очень важным для руководства страны на тот момент. Их назвали "Асахи", "Сикима", "Ямадзакура" и "Ямато".

Особенности подготовки

Изначально в ряды смертников записывали преимущественно добровольцев, однако к тому моменту, когда капитуляция Японии была неизбежна, камикадзе становились практически все летчики, чья техника еще была в строю. Их подготовка во многом отличалась от элитной подготовки пилотов истребителей. В различных источниках можно узнать много странных и пугающих фактов по этому поводу. Например, летчиков учили, как сажать самолет и сбрасывать шасси, а технику выдавали ту, которую не жалко.

Философия смертника

Среди причин, почему солдаты соглашались жертвовать собой во имя общей цели, были следующие:

  • В Японии на то время господствовал синтоизм, который поощрял уход из жизни благородным способом. Якобы после смерти камикадзе причислялись к священным божествам.

  • Победа или смерть - так традиционно японские солдаты относились к войне. Любой позор, в том числе поражение в битве, по их мнению, следовало смывать кровью. Они просто не могли признать и принять собственное бессилие. Даже среди главнокомандующих не было тех, кто хладнокровно посылал людей на смерть, оставаясь при этом в безопасности. Примером солидарности для своих солдат стал вице-адмирал Тагидзиро Ониси, который сделал себе харакири вскоре после капитуляции.

Среди камикадзе были выжившие

В большинстве своем камикадзе были изначально обречены на смерть, однако везде есть свои исключения. Были случаи, когда летчик не находил достойной точки атаки и благополучно возвращался на свою базу целым и невредимым либо после атаки был подобран в море. Однако это были единичные случаи. Известно имя одного из счастливчиков - унтер-офицер Ямамура, которому три раза удалось избежать смерти. В первый раз он был сбит, но его подобрали и спасли местные рыбаки. Спустя два месяца вылету помешали дождь и плохая видимость. А в третий раз выжить удалось благодаря неисправности механизма подвески самолета-снаряда. Война закончилась, и более не возникало потребности жертвовать своей жизнью во имя отечества.

Еще один выживший камикадзе, господин Хаяси, дожил до 93 лет, а последней его просьбой было развеять его прах в море вблизи южных островов Окинавы, где погибли его соратники. До тех пор, как он говорил, его война никогда не закончится. Он был одним из первых призвавшихся добровольцев и до последнего вздоха винил себя, что не оказался вместе с теми, кого посылали вместе с ним в последний бой.


15 октября 1944 года с небольшого военного аэродрома на Филиппинах поднялся истребитель. На базу он не вернулся. Да, впрочем, никто и не ожидал его возвращения: ведь он пилотировался первым летчиком-смертником (камикадзе) контр-адмиралом Арима, командиром 26-й воздушной флотилии.
Молодые офицеры пытались отговорить контр-адмирала от участия в смертельном полете. Но он сорвал со своего мундира знаки различия и сел в самолет. По иронии судьбы Арима не сумел выполнить задачу. Он промахнулся и врезался в морские волны, не достигнув цели американского корабля. Так началась одна из самых мрачных боевых кампаний второй мировой войны на Тихом океане.


К концу 1944 года японский флот, потерпев несколько поражений, представлял собой жалкую тень грозного императорского флота. Были ослаблены и силы морской авиации, на которую было возложено прикрытие Филиппин с воздуха. И хотя промышленность Японии выпускала достаточное количество самолетов, армия и флот не успевали готовить летчиков. Это привело к полному господству американцев в воздухе. Тогда-то командующий первым воздушным флотом на Филиппинах вице-адмирал Такидзиро Ониси и предложил создать группы летчиков-смертников. Эниси видел, что из-за плохой подготовки японские летчики погибают сотнями, не нанося врагу существенного ущерба.

Камикадзе - это термин, ставший широко известным в годы второй мировой войны. Этим словом обозначали японских летчиков-смертников, атаковавших самолеты и корабли противника и уничтожавших их, идя на таран.

Значение слова "камикадзе"

Появление слова связано с хана Хубилая, который после покорения Китая дважды собирал огромный флот, чтобы достичь берегов Японии и завоевать ее. Японцы готовились к войне с армией, превосходящей их собственные силы во много раз. В 1281 году монголы собрали почти 4,5 тысячи кораблей и стосорокатысячное войско.

Но оба раза до крупного сражения дело не доходило. Исторические источники утверждают, что у берегов Японии корабли монгольского флота были почти полностью уничтожены внезапно разразившимися бурями. Вот эти тайфуны, спасшие Японию от завоевания, и были названы "божественным ветром", или "камикадзе".

А когда во время второй мировой войны стало очевидным, что японцы проигрывают США и союзникам, появились отряды летчиков-смертников. Они должны были если не переломить ход военных действий, то хотя бы нанести как можно больший урон врагу. Этих летчиков и стали называть камикадзе.

Первый полет камикадзе

Уже с самого начала войны случались одиночные тараны, исполняемые пилотами загоревшихся самолетов. Но это были вынужденные жертвы. В 1944 году был впервые сформирован официальный отряд летчиков-самоубийц. Пять пилотов на истребителях "Мицубиси Зеро" под руководством капитана Юкио Сэки вылетели 25 октября с филиппинского аэродрома Мабаракат.

Первой жертвой камикадзе стал американский авианосец "Сент Ло". В него врезался самолет Сэки и еще один истребитель. На корабле начался пожар, и скоро он затонул. Так весь мир узнал, кто такие камикадзе.

"Живое оружие" японской армии

После успеха Юкио Сэки и его товарищей в Японии началась массовая истерия по поводу героических самоубийств. Тысячи молодых людей мечтали совершить такой же подвиг - погибнуть, уничтожив врага ценой своей жизни.

Спешно формировались "специальные ударные отряды", причем не только среди летчиков. Команды смертников были и среди парашютистов, которых сбрасывали на аэродромы или другие технические сооружения противника. Моряки-самоубийцы управляли или катерами, начиненными взрывчаткой, или торпедами огромной мощности.

При этом велась активная обработка сознания молодых людей, им внушалось, что камикадзе - это герои, жертвующие собой ради спасения Родины. Они полностью подчиняются призывавшему к постоянной готовности к смерти. к которому нужно стремиться.

Последний вылет смертников обставлялся как торжественный ритуал. Его неотъемлемой частью были белые повязки на лбу, поклоны, последняя чашка сакэ. И почти всегда - цветы от девушек. И даже самих камикадзе часто сравнивали с цветами сакуры, намекая на быстроту, с какой они распускаются и опадают. Все это окружало смерть ореолом романтики.

Родных погибших камикадзе ждали почет и уважение всего японского общества.

Результаты действий ударных отрядов

Камикадзе - это те, кто совершил почти четыре тысячи боевых вылетов, каждый из которых стал последним. Большинство полетов приводило если не к уничтожению, то к повреждению кораблей и прочей военной техники неприятеля. Им удалось надолго внушить ужас американским морякам. И только к концу войны со смертниками научились бороться. Всего список погибших камикадзе состоит из 6418 человек.

Официальные данные США говорят о примерно 50 потопленных кораблях. Но эта цифра вряд ли верно отражает урон, нанесенный камикадзе. Ведь не всегда корабли тонули сразу после удачной атаки японцев, им удавалось продержаться на плаву иногда несколько суток. Некоторые суда смогли отбуксировать к берегу, где были проделаны ремонтные работы, без которых они были бы обречены.

Если же рассмотреть ущерб живой силе и технике, то результаты сразу становятся внушительными. Ведь даже гигантские авианосцы, обладающие огромной плавучестью, не застрахованы от пожаров и взрывов в итоге огненного тарана. Многие корабли выгорали практически полностью, хоть и не шли на дно. Повреждения получили около 300 кораблей, погибли около 5 тысяч моряков США и союзников.

Камикадзе - кто это такие? Переоценка ценностей

После 70 лет, прошедших с появления первых отрядов смертников, японский народ пытается определить для себя, как же к ним относиться. Кто такие камикадзе? Герои, сознательно выбравшие смерть во имя идеалов бусидо? Или жертвы, одурманенные государственной пропагандой?

Во время войны сомнений не возникало. Но вот архивные материалы приводят к размышлениям. Даже первый камикадзе, знаменитый Юкио Сэки, считал, что Япония зря убивает своих лучших пилотов. Они принесли бы больше пользы, продолжая летать и атаковать врага.

Как бы ни было, камикадзе - это часть истории Японии. Та часть, которая у простых японцев вызывает и гордость за их героизм, и самоотречение, и жалость к людям, погибшим в расцвете лет. Но равнодушным она не оставляет никого.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!