Крымский мост технические параметры объекта. Высота крымского моста над водой и другие интересные факты о проекте

Прежде чем выбрать конкретный вариант и определиться со сметой, эксперты рассмотрели 74 варианта транспортного перехода, вспоминает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Среди них был и двухъярусный мост, и подводный тоннель по дну Керченского пролива на глубине 100 м, но выбор пал на мостовой переход в Тузлинском створе. Мост мог бы быть намного короче, если бы его строили в районе косы Чушка, там, где сейчас расположена паромная переправа. Но этот вариант не подошел из-за находящегося там тектонического разлома и грязевых вулканов. К тому же строительство полностью остановило бы работу паромной переправы, говорит Старовойт.

В феврале 2016 г. проект Крымского моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы. После этого и началось строительство.

Как назначали подрядчика

Стоимость моста – 227,9 млрд руб., подрядчик проекта получил контракт на 222,4 млрд руб. Генподрядчик – ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга было выбрано без конкурса из-за отсутствия конкурентов.

Проектом интересовались и структуры Геннадия Тимченко, но в итоге претендовать на него не стали. «Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся, – цитировал слова Тимченко ТАСС. – Не хочется брать на себя репутационные риски». Ротенберг в интервью «Коммерсанту» называл Крымский мост своим «вкладом в развитие страны».

Основным субподрядчиком «Стройгазмонтажа» стал «Мостотрест» – он получил контракт на 96,9 млрд руб. На момент получения контракта эта компания тоже принадлежала Ротенбергу. Незадолго до начала строительства моста он продал долю. Но в апреле 2018 г. бизнесмен купил ее обратно. Представитель бизнесмена объяснил это ростом компетенций «Мостотреста» за время строительства моста. Например, кульминационным моментом стало строительство, а затем установка в течение 72 часов железнодорожной и автомобильной арок обоих мостов. Протяженность пролетов составляет 227 м, а сами арки весят 7000 т для ж/д части и 6000 т для автодорожной. Для пропуска судов, проходящих Керченским проливом, предусмотрен широкий коридор: арочные пролеты возвышаются над водой на 35 м.

Крымский мост почти достроили. Как он выглядит прямо сейчас

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Как строили

Основные строительно-монтажные работы начались в 2016 г., они развернулись одновременно по всей длине моста – на восьми морских и сухопутных участках, – а не с берега на берег, как при традиционном мостовом строительстве. Основные проблемы были связаны с погодными условиями: в Керченском проливе сложная геология, высокая сейсмика (до 9 баллов) и непростые метеорологические условия. «Крымский мост возводится в сейсмически опасной зоне и в условии слабых грунтов – вместо твердых пород на дне Керченского пролива многометровые слои ила и песка. Поэтому конструкция моста должна обладать повышенной прочностью. Для этого сваи погрузили в грунт на глубину до 105 м», – комментирует главный специалист по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Владимир Цой. Кроме того, для обеспечения сейсмоустойчивости сваи вбивают как вертикально, так и под углом; наклонные гораздо лучше выдержат нагрузку плавучих льдов в период ледохода, продолжает Цой. В основе Крымского моста более 6500 свай, над ними 595 опор, а вес одного надвигаемого над водой пролета достигает 580 т.

Как тратили деньги

По проекту 170 млрд руб. предусмотрено на создание основных конструкций автодорожного и железнодорожного мостов и примыкающих участков, 9 млрд руб. – на проектные и изыскательские работы, еще 4,8 млрд руб. идут на выкуп земли и непредвиденные расходы, остальные затраты (около 44 млрд руб.) – подготовка территории, временные здания и сооружения, объекты энергетики, говорит Старовойт. Пытались и сэкономить, к примеру подбирая оптимальное по стоимости и технологичности решение длины пролетов – в среднем по 55 и 63 м, передал через представителя гендиректор института «Гипростроймост – Санкт-Петербург» Илья Рутман.

Несмотря на это, нагрузка для бюджета оказалась более чем значительной. Из-за строительства Крымского моста было решено отказаться от финансирования строительства другого важного геополитического транспортного объекта – моста через реку Лену в Якутии, рассказывали «Ведомостям» региональные и федеральные чиновники. От проекта не отказались, строительство моста начнется после 2020 г., говорит представитель Минтранса России.

Мост к отпуску

Благодаря мосту попасть в Крым будет намного проще. Власти полуострова ожидают притока туристов. В прошлом году в Крым приехало 5,39 млн человек. Туристический поток после ввода моста может увеличиться в 1,5–2 раза – до 8–10 млн отдыхающих в год, писал на своей странице в Facebook глава региона Сергей Аксенов.

Но удобство пользования мостом напрямую будет зависеть от того, когда будут достроены прилегающие дороги, в частности федеральная трасса «Таврида», говорит Чистяков. «Таврида» соединит Керчь с Симферополем и Севастополем. Стоимость проекта составит 163 млрд руб., подрядчик – ВАД. Первый этап строительства (две полосы) планируется завершить к концу 2018 г., второй (еще две полосы) – к концу 2020 г. Если мост откроется раньше, чем «Таврида», то пробок в Крыму не избежать, предупреждал весной министр транспорта Максим Соколов. Затруднений движения по территории полуострова ожидает и председатель Госкомитета дорожного хозяйства Крыма Сергей Карпов.

Проблемы могут возникнуть и по другую сторону моста: дороги Краснодарского края на подходах к мосту пока не готовы к нагрузке, говорит Чистяков. Построена дорога длиной 40 км от трассы М25 Новороссийск – Керченский пролив до моста. Но часть развязок еще строится, рассказывает человек, близкий к Росавтодору. Почти по всей ее протяженности предстоит расширение с 2–3 полос движения до четырех, сказал представитель Минтранса. Добраться до моста можно и по трассе Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк (Р251) или через Крымск (А146), говорит Чистяков, но обе дороги не автомагистрали и проходят через населенные пункты. У Росавтодора есть проект реконструкции дороги через город Славянск-на-Кубани. Она считается дальними подходами к мосту и недавно была передана в федеральную собственность, ее реконструкция оценивается примерно в 70 млрд руб., завершить ее планируется к 2023 г., сообщил человек, близкий к Росавтодору. Единственная отремонтированная дорога – через Крымск – приведена в нормативное состояние, но ее активно использует грузовой транспорт, говорит собеседник «Ведомостей». Планы по развитию дорожной сети вокруг Крымского моста на территории Краснодарского края будут реализованы в полном объеме почти одновременно с завершением строительства трассы «Таврида» в Крым, обещает представитель Минтранса.

Мосты рекордсмены

Luo Chunxiao / Imagine China / AP

Самый длинный мост
Даньян-Куньшанский виадук (железнодорожный мост, часть Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги)
Страна: Китай
Длина: 164,8 км
Открытие - июнь 2011
Стоимость: $8,5 млрд
Строительство моста началось в 2008 г. Виадук находится в Восточном Китае, между городами Нанкин и Шанхай. Около 9 км моста проложено над водой. Самый крупный водоем, который пересекает мост – озеро Янчэн в Сучжоу.

ERIC CABANIS / AFP

Самый высокий мост
Виадук Мийо (автомобильный мост)
Длина: 2,5 км
Страна: Франция
Открытие: декабрь 2004
Стоимость: 394 млн евро (по данным Thomson Reuters – $523 млн)
Строительство моста началось в 2001 г. Является последним звеном трассы, обеспечивающей высокоскоростное движение из Парижа в город Безье. Максимальная высота (опоры) составляет 343 м, что на 19 метров выше, чем Эйфелева башня.

Самая длинная совмещённая дорога и железнодорожный мост в Европе
Эресуннский мост (мост-тоннель)
Страна: Швеция, Дания
Длина: 7,8 км
Открытие: июль 2000
Стоимость: $3,8 млрд
Совмещённый мост-тоннель, включающий двухпутную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. Это самая длинная совмещённая дорога и железнодорожный мост в Европе, соединяющие столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё. Мост соединяется с тоннелем «Дрогден» на насыпном острове Пеберхольм. 4-километровый тоннель представляет собой соединение 5 труб: две – для поездов, две – для автомобилей и одна – для аварийных ситуаций.

Самый дорогой мост в пересчете на 1 км
Третий мост через пролив Босфор
Страна: Турция
Длина: 2,2 км
Открытие: август 2016
Стоимость: $3 млрд
Мост стал частью строящейся Северной Мармарийской окружной дороги общей протяженностью 257 км. Особенность моста – комбинированная конструкция: часть полотна поддерживается вантами, часть - вантами и тросами, середина главного пролёта подвешена на тросах. Мост считается самым широким висячим мостом в мире. Полос движения автомобилей – по 4 в каждую сторону (всего 8); кроме того, имеются две железнодорожных колеи.

Alex Brandon / AP

Старейший и самый длинный мост через озеро
Мост-дамба через озеро Пончартрейн (автомобильный мост)
Страна: США
Длина: 38,4 км
Открытие: август 1956, май 1969
Стоимость: $76 млн
Считается одним из старейших мостов в мире – идея его постройки возникла ещё в XIX веке, но строительство началось в 1948 г. и завершено в 1956. До строительства моста Гонконг-Чжухай-Макао считался самым длинным мостом над водой в мире. Соединяет между собой города Мандевилл и Метайри в штате Луизиана. Сооружение состоит из двух параллельных мостов, первый из которых был открыт в 1956 г., второй открыт в 1969 г. Проезд по мосту платный, с 1956 г. его цена составляет $2. Ежегодный трафик увеличился с 50 000 машин в 1956 г. до 12 млн на сегодняшний день.

В подготовке статьи участвовала Анастасия Короткова

В какой бы точке России вы ни находились бы, до вас не раз долетали новости о самом амбициозном российском проекте федерального уровня. Речь идет о Крымском мосте через Керченский пролив. В этой статье мы кратко разберем все, что вы хотели о нем узнать, - важные характеристики, точные факты, цифры и планы.

Что будет в итоге?

Высота над водой - не самая грандиозная особенность этого проекта. Впрочем, к этим данным мы обязательно вернемся. Сам по себе объект поистине масштабен - он будет одним из самых протяженных мостов в России (общая длина - 19 км). Переправа будет и автомобильной трассой, и железной дорогой.

Мост будет брать начало на Таманском полуострове, затем пройдет по пятикилометровой дамбе, пересечет о. Тузла. Далее он перекинется через Керченский пролив, чтобы со стороны мыса Ак-Бурун выйти уже на берег Крымского полуострова.

По предварительным планам, первые автомобили по мосту проедут уже в декабре 2018 года. А движение поездов будет запущено несколько позже - в 2019-ом.

Краткая история и особенности строительства

Буквально несколько слов об истории замысла и возведения Крымского моста через Керченский пролив. Идея зародилось сразу после исторического воссоединения РФ и Крыма. В январе 2015 года уже была готова детальная концепция грандиозной транспортной переправы.

Следующий этап - издание Правительством России распоряжения об определении одного-единственного подрядчика, который обязан как полностью подготовить и представить проект, так и воплотить его в жизнь. Даже разработка должна была включать в себя все детали, в т. ч. и расчет высоты арки Крымского моста.

30 января 2015 года Правительством РФ было издано распоряжение №118-р, которое определило главных фигурантов проекта. 17 февраля 2015-го учреждение "Управление федеральных автодорог "Тамань" Российского автодора подписало контракт с ООО "Стройгазмонтаж". А данная организация в апреле того же года заключила соглашение на разработку проекта с ЗАО "Институт Гипростроймост С.-Петербург". В 2015-ом также было создано ООО "СГМ-Мост" - организация, цель которой - управление строительством объекта.

  • Илистое дно.
  • Повышенная сейсмическая активность.
  • Специфические климатические условия.

Все это необходимо брать во внимание, чтобы соорудить долговечное сооружение, требующее минимум ремонтных и реставрационных работ в дальнейшем, чтобы избежать страшных трагедий.

О судоходных арках

Новый мост ни в коем случае не будет затруднять или ограничивать судоходство на маршруте через Керченский пролив. Для беспрепятственного прохождения судов и кораблей предусмотрены специальные арки длиной в 227 метров.

Какова же высота Крымского моста над водой? Над гладью моря он возвышается на 35 метров. Отсюда выходит, что подмостной габарит равен этой цифре.

Об автомобильной трассе

Наряду с высотой Крымского моста над водой россиянам интересно узнать характеристики будущей автомагистрали:

  • Планируется запуск четырехполосной трассы: две в одну сторону, две - в другую.
  • Расчетная скорость движения автомобилей на мосту будет достигать 120 км/ч.
  • Подсчитано, что пропускная способность ныне строящейся переправы дойдет до 40 тысяч разногабаритных машин в сутки!

О железной дороге

Путешественников и любителей южного отдыха на берегу ласкового теплого моря волнует не сколько высота Крымского моста над водой, сколько особенности железнодорожного движения по нему.

Приведем необходимые сведения:

  • Пропускная особенность переправы оценивается экспертами в 47 поездных пар в сутки.
  • Расчетная скорость движения пассажирских составов будет составлять 120 км/ч.
  • Теперь о "товарняках". Максимальная скорость движения грузовых поездных составов - 80 км/ч.

Железная дорога будет проходить по соседству с автомобильной, параллельно последней.

Цели проекта

Итак, мы разобрались с самыми важными характеристиками строящегося Крымского моста. Давайте посмотрим на цели, которое преследовало государство, начиная этот грандиозный проект:

  • Создание полностью бесплатного автомобильного сообщения как с Севастополем, так и со всем Крымом.
  • Увеличение туристической привлекательности региона за счет легкости пути к нему.
  • Бесперебойное грузовое и пассажирское железнодорожное сообщение.
  • Рост инвестиционной привлекательности как Кубани, так и Крымского полуострова.
  • Импульс для экономического развития южных регионов РФ.
  • Установление стабильного товарооборота между материковой Россией и полуостровом.

Так мы с вами выяснили не только то, что высота Крымского моста над гладью Черного моря равна 35 метрам, но и другие интересные сведения об этом грандиозном объекте. Вы можете продолжить следить за ходом его строительства как на официальном сайте проекта, так и в сообществах ряда социальных сетей - "ВКонтакте", "Твиттере", "Одноклассниках", "Фейсбуке", "Инстаграме", на "Ютубе".

Крымский или Керченский мост – проект, осуществление которого планировалось чуть более 100 лет. Крым всегда являлся одним из важнейших элементов самосознания россиян. Конструирование самого масштабного и протяженного сооружения в Российской Федерации считается символом патриотизма, движения к новому миру. Строительство Крымского моста стало одним из наиболее значимых событий в истории современной России. Его открытие ознаменовало новую эру в социально-экономическом сегменте жизни полуострова и всей страны.

Вид сверху на Крымский мост через Керченский пролив

Длина моста 19 километров
Высота моста 80 метров
Высота свода над водой 35 метров
Ширина моста (авточасть) 19.5 метров
Количество полос 6 (4 авто, 2 ЖД)
Пропускная способность авто/сутки 40 000
Дата начала строительства Февраль 2016 года
Дата открытия моста 16 мая 2018 года
Разрешённая скорость 90 км/час
Стоимость 227,92 млрд рублей

Идея постройки Крымского моста

Самое масштабное и трудоемкое возведение на территории Российской Федерации почти завершилось. Но проект не является новым веянием. Соорудить Крымский мост планировали в далекие времена правления царя Николая II. В 1910 году В Российской Империи уже существовал план, согласно которому планировалось соединить полуостров с основным континентом. Но проекту не суждено было состояться из-за начала Первой мировой войны.

По окончанию боевых действий и послевоенного восстановления страны идея построить Керченский мост не исчезла. В 1930-х годах Иосиф Виссарионович Сталин вновь задумался о необходимости проложить дорогу через пролив. В планах была прокладка железнодорожных путей. Но и в этот раз реализации масштабного строительства помешало нестабильное положение в мире.

В 1944 году железнодорожный мост в Крым все же удалось возвести. Строительство длилось 150 дней, а его протяженность достигала 4,5 километров. Работы выполнялись по приказу Гитлера немецкими специалистами. Во время осады Крыма этот путь был необходим для переправы грузов на Кубань. После вытеснения немецкой армии сооружение было сильно повреждено, но советские инженеры смогли восстановить и улучшить пути через Керченский пролив.

Крымский мост на карте

Но зима 1945 года оказалась слишком суровой для постройки, у власти не было возможности уделять время обслуживанию и своевременному укреплению переправы. К февралю больший объем опор был разрушен льдом, что спровоцировало серьезную аварию. Идеи по восстановлению постройки возникали и в 1946 году, но проект посчитали слишком затратным. Мост через Керченский пролив так и не был построен.

Завершающим этапом планирования сообщения между полуостровом и РФ стали переговоры с Украиной в 2010–2013 годах. Было заключено соглашение на создание пути через воду. Но окончательное и успешное строительство началось уже после становления Крыма частью Российской Федерации.

Хронология строительства Крымского моста

После присоединения полуострова к составу России перед министрами был поставлен вопрос о транспортном сообщении с полуостровом. Официальное строительство Керченского моста началось в феврале 2016 года, когда строители произвели погружение первых свай. После этого работа развернулась по нескольким направленностям – морскому и сухопутному пути.

Изначально существовало 4 варианта соединения земли с учетом различных факторов. Три идеи брали начало от косы под названием Чушка, но они оказались менее удачными, поэтому было решено выбрать менее опасный проект. Выбор, откуда начинается и где заканчивается Крымский мост, пал на промежуток от Таманского полуострова, идущий через Тузлинскую косу и непосредственно остров Тузла.

Решение было обусловлено тем, что в других частях был велик риск возведения постройки из-за тектонических разломов. Кроме того, в пределах нужно было разместить сооружения для обслуживания объекта, строительные площадки.

Начало строительства Крымского моста было запущено в начале 2016 года под предводительством компании «Стройгазмонтаж». К весне были сооружены опорные конструкции. В начале лета строительная компания установила первые пролётные возведения. Работы проводились сразу с восьми точек будущего моста.

Уже 26 апреля 2018 года были проведены оценочные тестирования автомобильной части моста. Готовый проект был сдан подрядчиком досрочно – 16 мая 2018 года. Окончания работ над созданием железнодорожной части продлятся до 2019 года.

Видео: Специальный репортаж о строительстве Крымского моста

Основные характеристики Крымского моста

Протяженность Крымского моста считается самой большой среди других надземных транспортных путей страны. При этом он имеет две части, располагающиеся над водой, а также участок, предусматривающий опоры на острове Тузла.

Команда, работающая над проектированием сооружения, уделила особенное внимание особенностям постройки. Было крайне важно не создавать преграды для судоходного транспорта, а также обеспечить надежную переправу, которая будет противостоять природным условиям.

Длина Крымского моста через Керченский пролив от полуострова до острова Тузла равна 5,5 километров. На этом отрезке располагается судоходный коридор, который позволяет осуществлять морское сообщение. Волнообразное расположение узлов сооружения обусловлено необходимостью обходить сейсмически активные и вулканические участки. Потому длина Керченского моста считается колоссальной в сравнении с современными постройками страны.

Работы 2017 года оказались наиболее сложными, когда строителям необходимо было прокладывать морские пролеты постройки. Скрупулезные и грамотно спланированные действия позволили проложить значительный путь в краткий срок. В учёт были взяты возможные сложности с неустойчивым грунтом, природными условиями. Крымский мост протяженность км – 19.

Строение считается не только самыми длинным, но и достаточно высоким, так как общее вертикальное расстояние достигает 80 метров. Высота Крымского моста по верхней опоре (своду) равна 35 метрам.

Крымский мост — инфографика

Географическое расположение Крымского моста

Сооружение берёт свое начало с материковой части России на полуострове Тамань. Именно из этого участка нужно начать путь, если планируется поездка в Крым по новой конструкции. Окончание переправы находится в районе памятников исторического культурного наследия земли. О том, Крымский мост где начинается и где заканчивается, можно узнать, заглянув в современный атлас.

Аналогичный путь можно проделать из полуострова Керчь до материка. По окончании дороги водитель окажется в Тамани. Крымский мост на карте уже изображен с необходимыми ориентирами, поэтому у путешественников не возникнет труда в поиске пути. Во время поездки пересекается Тузлинская коса.

На момент проектирования шли споры о том, какие точки будет соединять Крымский мост. Но после тщательного анализа было решено, что именно переправа со стороны Тузлы, а не Чушки будет оптимальным вариантом. Это обусловлено большим количеством трудностей, связанных с постройкой конструкции через полуостров Чушка.

Крымский мост на карте Чёрного моря проходит через Керченский пролив, огибая опасные вулканические территории. Со стороны Тузлинской косы расстояние до острова Тузла достигает 7 км. Расстояние по наземной части составляет 6,5 км, а длина морского участка вблизи Керченского полуострова равна 5,5 км.

Перед открытием были установлены дорожные знаки на Крымский мост, указывающие откуда и до куда ехать. Поэтому путь до моста найдут и те, кто не живёт на ближней территории. Также вдоль трассы проведено освещение, что позволяет комфортно передвигаться по грандиозному сооружению.

Там, где начинается Крымский мост со стороны основной части России, на карте существует отметка – Тамань. Этот полуостров официально считается местом, откуда идёт переправа к Керчи. Во время строительства в станице был выстроен городок для вахтовых работников, возводящих конструкцию.

Открытие Крымского моста

Пока что Крымский мост открыли только в автомобильной части. Железнодорожный проезд еще дорабатывается, проводятся завершающие мероприятия. Кроме того, пока существует ограничение для грузового транспорта. Запуск движения по ЖД-линии планируется на зиму 2019 года.

Официально дата открытия Крымского автомобильного моста – в 5.30 утра 16 мая. На грандиозное событие приехал Президент РФ Владимир Путин.

Одним из первых прошедших по готовому и открытому к езде сооружению прошел неофициальный талисман стройки – кот по кличке Мостик, сопровождавший процесс возведения колоссального проекта.

Талисман Крымского моста — кот по кличке Мостик

Торжественное открытие Крымского моста сопровождалось ездой по обе стороны Керченского пролива без остановки транспорта. Это стало важным требованием к эксплуатации постройки. Переправа должна производиться в соответствии со схемой проезда, предоставленной властями. Для грузовых автомобилей более 3,5 тонн проезд пока не предусмотрен.

Так с мая 2018 года официально открыто движение по Крымскому мосту для автомобилистов и мотоциклистов. Грузовые автомобили смогут переправляться через конструкцию к осени 2018, а железнодорожные пути будут полностью готовы к эксплуатации к декабрю 2019 года.

Будет ли Крымский мост платным

Схема движения по Крымскому мосту стандартна, но при этом важно учитывать, что делать остановки по пути через переправу нельзя. О взыскании финансов за проезд по новой конструкции представители власти не заявили. Движение является открытым и бесплатным за исключением определенных ограничений. Пропускная способность автомобилей в сутки составляет 40 000. Общее количество полос, по которым осуществляется езда – 4 (по 2 в обе стороны пути).

Схема подъезда к Крымскому мосту размещена на ресурсе Министерства дорожного хозяйства Крыма. Со стороны материка подъезжать к конструкции необходимо со стороны Тамани на соответствующем полуострове. По экологическим соображениям ближайшее соединение отходящей от переправы трассы с Керчью находится в 5 км от города.

Разрешенная скорость на Крымском мосту для автомобилей составляет не более 90 км/ч. Расчетная скорость для грузовых поездов равна 80 км/ч, а пассажирских – 120 км/час.

Возведение Крымского моста по праву считается Стройкой века для РФ. Это сооружение является самым протяженным в стране, но и приравнивается к наиболее длинным постройкам в Европе. Соединение полуострова с материком позволит вывести экономическую политику на новый уровень, а также урегулировать ценообразование в Крыму. Это отличное событие для туризма и других сегментов жизни страны.

Положительные изменения после постройки Крымского моста — инфографика

В церемонии открытия автодорожной части Крымского моста. Глава государства ознакомился с готовностью Единого центра управления дорожным движением и всех эксплуатационных служб к работе транспортного перехода. Движение автомобилей по мосту запустят 16 мая.

Крымский мост соединит Керченский полуостров (Крым) с Таманским полуостровом (Краснодарский край). Он обеспечит бесперебойное транспортное сообщение Крыма с материковой частью России. Мост начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла, пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Транспортный переход состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс. Пешеходные зоны и велодорожки не предусмотрены.

История

Железнодорожный мост через Керченский пролив впервые был построен во время Великой Отечественной войны. Осенью 1944 года его за 150 дней возвели советские военные инженеры. Мост соединил краснодарский берег в районе косы Чушка с крымским побережьем в районе поселка Жуковка. Конструкция длиной 4,5 км и шириной 22 м состояла из 115 пролетов и устройства для пропуска судов. 18 февраля 1945 года мост был разрушен мощным ледоходом из Азовского моря. Вместо мостового перехода 22 сентября 1954 года начала действовать паромная переправа через Керченский пролив (краснодарский порт "Кавказ" - порт "Крым").

С конца 1990-х годов идея строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через пролив активно обсуждалась российскими и украинскими властями. В феврале 2014 года, после насильственной смены власти на Украине, переговоры были прекращены. В марте того же года Крым воссоединился с Россией. Основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью РФ, оставалась Керченская паромная переправа.

19 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин поставил перед Министерством транспорта России задачу построить через пролив мост в двух вариантах - автомобильном и железнодорожном. Из нескольких предложенных проектов самым оптимальным был признан тот, что предусматривал строительство не в самом узком участке пролива, как мост 1944 года постройки, а южнее - от Таманского полуострова к Керчи через остров Тузла. В августе 2014 года президент РФ Владимир Путин утвердил проектную документацию по возведению мостового перехода с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями.

Исполнители проекта

Заказчиком проекта стало федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Федерального дорожного агентства РФ. В соответствии с распоряжением правительства от 30 января 2015 года генподрядчиком работ было определено ООО "Стройгазмонтаж" (входит в группу компаний СГМ Аркадия Ротенберга). Управление проектом строительства моста осуществляет ООО "Стройгазмонтаж-Мост".

В возведении моста задействовано почти 220 российских предприятий, строительство ведут более 30 мостоотрядов, более 10 тыс. рабочих и свыше 1,5 тыс. инженерно-технических специалистов.

Основные технические характеристики

  • Общая длина моста - 19 км (станет самым протяженным в России);
  • четырехполосная автомобильная трасса (по две полосы в каждом направлении) общей пропускной способностью до 40 тыс. автомобилей в сутки;
  • разрешенная скорость по трассе для автомобилей - 90 км/ч;
  • два железнодорожных пути с пропускной способностью до 47 пар поездов в сутки;
  • разрешенная скорость движения пассажирских поездов - 90 км/ч, грузовых - 80 км/ч;
  • пропускная способность - 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов в год;
  • для судоходства предусмотрены арочные пролеты высотой 35 м.

Проект транспортного перехода также включает строительство железнодорожной и автомобильной инфраструктуры по обоим берегам Керченского пролива. Строится более 100 км автомобильных и железных дорог-подходов.

Железнодорожные подходы к мосту со стороны Краснодарского края и Крыма - это дороги протяженностью 40 и 17,5 км. Они будут введены в эксплуатацию в 2019 году, одновременно с железнодорожной частью перехода.

Финансирование

Стоимость государственного контракта на проектирование и строительство моста (затраты подрядчика ООО "Стройгазмонтаж") была утверждена в размере 223 млрд 143 млн рублей в ценах соответствующих лет. Общая стоимость строительства составит 227,922 млрд рублей. Работы ведутся только за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года".

Название моста

До конца 2017 года транспортный переход через Керченский пролив не имел официального названия. Вопрос о наименовании будущего моста был задан президенту РФ Владимиру Путину на большой пресс-конференции 23 декабря 2016 года. В ответ глава государства предложил узнать мнение россиян путем опроса.

16 ноября 2017 года на сайте назовимост.рф стартовало голосование, в ходе которого пользователям предлагалось выбрать название для моста. На рассмотрение были внесены пять самых популярных вариантов: Крымский, Керченский, Тузлинский, мост Дружбы и мост Воссоединения. Участники голосования также могли предложить свой вариант наименования.

Этапы строительства

К концу 2015 года по обе стороны Керченского пролива была создана необходимая для строительства инфраструктура. Для обеспечения транспортной связи с морскими участками возведены временные рабочие мосты, с которых выполнялись технологические работы в акватории пролива. В октябре 2015 года первый рабочий мост длиной 1,2 км соединил Таманский полуостров и Тузлу. Еще два (протяженностью 1,8 и 2 км) - навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла - ввели в эксплуатацию летом 2016 года. 18 марта того же года стройку впервые посетил президент РФ Владимир Путин.

10 марта 2016 года строители начали возведение свайных фундаментов опор Керченского моста на суше, а 17 мая - на морских участках.

В середине июня 2017 года была завершена сборка судоходной арки железнодорожной части моста (вес - около 6 тыс. т, состоит из более 400 крупных элементов). Железнодорожный пролет представляет собой комбинацию из пролетного строения со сквозными главными фермами и аркой. Установка арки началась 27 августа 2017 года. К транспортному переходу ее доставила специальная плавучая система, затем начался подъем конструкции на фарватерные опоры. 29 августа железнодорожный арочный пролет был поднят на проектную высоту. Морская операция по транспортировке и подъему арки стала уникальной для российского мостостроения. По данным информцентра строительства, арочные пролеты с такими габаритами еще не устанавливали в морских условиях.

В конце июля 2017 года на керченском берегу завершили сборку автодорожной части моста (вес - около 5,5 тыс. т, состоит из почти 200 крупных элементов). Арочные пролетные строения - самые габаритные элементы Крымского моста, протяженность каждого - 227 м, высота свода в высшей точке - 45 м. 11 октября 2017 года началась операция по транспортировке автодорожной арки. 12 октября арочный пролет подняли на фарватерные опоры и закрепили. После установки он обеспечил беспрепятственный пропуск судов через свободное пространство шириной 185 м и высотой 35 м от уровня моря.

2 февраля 2017 года началось строительство пролетов между морскими опорами перехода. К началу 2018 года были установлены практически все сваи под автомобильную и железнодорожную части будущего моста - более 6,5 тыс. штук. На некоторых участках глубина их погружения достигла 105 м, что соответствует высоте 35-этажного дома. Собрано более 130 тыс. из почти 250 тыс. тонн металлоконструкций пролетных строений.

К концу апреля 2018 года строители полностью завершили укладку асфальтобетонного покрытия на автодорожной части транспортного перехода, выполнили статические и динамические испытания этой части моста. В начале мая заказчик строительства - Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" - принял автодорожную часть Крымского моста для завершения подготовки к открытию движения.

Открытие движения по мосту

Открытие рабочего движения автомобилей по мосту планировалось в декабре 2018 года, начало временной эксплуатации железнодорожной линии - в декабре 2019 года.

По ряду направлений работы велись с опережением графика. 14 марта 2018 года президент РФ Владимир Путин, побывавший на строительстве, не исключил, что движение автомобилей будет открыто раньше запланированного срока. Тогда же руководитель компании "Стройгазмонтаж" Аркадий Ротенберг сообщил, что строители будут готовы сдать автомобильную часть объекта после 9 мая 2018 года.

Министерство транспорта РФ рассматривает поэтапную схему организации движения по автомобильной части перехода через Керченский пролив. На первом этапе - в мае 2018 года - проезд будет открыт для легкового транспорта и пассажирских автобусов. Начало регулярного движения грузового транспорта запланировано на конец 2018 года.

По данным информационного центра "Крымский мост", движение для автомобилистов будет открыто 16 мая в 05:30 мск одновременно с двух берегов Керченского пролива. При этом въезд на автоподходы к мосту со стороны Таманского и Керченского полуостровов откроют за час до официального запуска движения. Со стороны Краснодарского края к мосту ведет федеральная трасса А-290 до развязки с новой дорогой на Таманском полуострове, далее 40 км по автоподходу к мосту. Со стороны Крыма движение начинается от развязки на существующей трассе Симферополь - Керчь и далее 8,6 км до транспортного перехода.

Пока в Крым можно попасть с помощью паромной переправы, где из-за большого потока туристов сложилась очень непростая ситуация. На переправе в курортный сезон скапливается порядка 2 тысяч автомобилей, которым приходится ждать своей очереди сутками.

Для того, чтобы выбрать самый оптимальный вариант прокладки моста, было проанализировано 74 варианта. Учитывалась потенциальная интенсивность автомобильного и железнодорожного транспорта, затраты на строительство, целесообразность возведения тоннельных переходов.

Наиболее вероятным эксперты сразу же назвали «Тузлинский створ», поскольку именно этот маршрут Керченского моста был изначально короче, чем другие, на 10-15 км. Однако основным его достоинством является отдаленность от Керченской паромной переправы и интенсивного судоходства.

Этот вариант также дает возможность использовать Тузлинскую косу шириной 750 метров. По ней предлагается проложить автомобильную и железную дорогу, что позволит сократить количество мостовых переходов на 6,5 км, а значит, трудоемкость и стоимость строительства снизится в разы.

Первый мост протяженностью 1,4 км пройдет от Таманского полуострова до о.Тузла, а второй длиной 6,1 км призван соединить Тузлу с Керченским полуостровом. Общая протяженность моста составит около 19 км.

На Крымском берегу будет проложена автотрасса до автодороги М-17 длиной 8 км и железная дорога протяженностью 17,8 км до ст. Багерово, через которую проходит железная дорога республиканского значения. В Краснодарском крае проектируется автотрасса до дороги М-25 протяженностью 41 км и железная дорога протяженностью 42 км до промежуточной станции Вышестеблиевская на железной дороге Кавказ-Крым.

Мало кто знает, но железнодорожный мост через Керченский пролив уже был однажды построен. Более полусотни лет назад, когда немцы еще надеялись получить полную власть над всей Евразией, Гитлер вынашивал голубую мечту - соединить железной дорогой Германию со странами Персидского залива через Керченский пролив. Во время оккупации полуострова фашистскими войсками в Крым были завезены стальные конструкции для возведения моста. Работы начались весной 1944 года, уже после освобождения полуострова Крым от гитлеровских захватчиков.

3 ноября 1944 года по мосту было открыто железнодорожное движение. Однако уже через три месяца опоры моста были разрушены льдом. Утратив свое стратегическое значение, мост был разобран и заменен паромной переправой. Однако независимо от такой, казалось бы, примитивной конструкции, сооружение моста такой протяженности на морском проливе в военное время - историческое событие и техническое достижение.

Новый Керченский мост предполагается сделать двухуровневым, поскольку он должен включать железнодорожные пути и автомобильную магистраль. При этом на некоторых участках моста поезда будут двигаться параллельно с автомобилями, а на других - проходить над ними или под ними.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!