Как одевались древние греки. Одежда древних греков

О Богах и мифах древней Греции мы слышали на уроках истории и культурологии, читали в учебной, исторической и художественной литературе, а также видели десятки мультфильмов и фильмов о богах и героях Эллады. Греческая культура и религия неотрывны от античной цивилизации, поэтому нельзя сказать точно, оказало ли влияние становление одной из величайших цивилизаций древности на развитие ее же религии, или наоборот, и мировоззрения древних греков послужили причиной того, что этот народ сумел создать передовую цивилизацию древнего мира. Религия древней Греции была одной из сложнейших религиозных систем античности, так как она включала в себя веру в безличных божеств, человекоподобных божеств, полубожеств, демонических сущностей, героев, а также ряд культов и традиций, связанных с поклонением богам и героям.

Особенности религии древних греков

Древние греки считали верховным божеством, вопреки распространенному мнению, совсем не Зевса, а абсолют (космос). Согласно их верованию, абсолют - это разумная, всеобъемлющая и всесильная сверхсущность, которая создала и землю, и людей, и породила божеств. Несмотря на такую веру, культов, посвященных абсолюту, у древних греков практически не было, так как они считали, что нужно славить отдельных божеств, которые олицетворяют и воплощают идеи абсолюта на земле.

Двумя основными характеристиками, описывающими и отличающими религию древней Греции от верований других народов древности принято считать политеизм и антропоморфизм. Политеизм или многобожье - это вера в существование множества богов, и в веровании древних греков политеизм просматривается наиболее четко, так как эллины считали, что практически каждая природная стихия и каждое социальное явление имеет своего бога или богиню. Вторая характеристика религии древних греков, антропоморфизм или очеловечивание богов, выражалась в том, что греки приписывали своим богам человеческие качества и привычки. Боги древних греков жили на горе Олимпе, совместно работали и наблюдали за людьми, а также иногда ссорились и воевали между собой.

Еще одна особенность верования древних греков заключалась в вере в постоянное взаимодействие людей с богами. По мнению жителей Эллады, богам не только было не чуждо все человеческое, но и они сами часто спускались на землю с Олимпа и даже вступали в связь с людьми. Результатами такой связи были герои - полубоги-полулюди, дети божества и человека, не бессмертны, но обладающие большой силой. Одним из самых известных героев в греческой религии был Геракл, сын бога Зевса и земной женщины Алкемины.

В отличии от , которые обожествляли своих правителей и считали жрецов высшей кастой, греки не относились к служителям культа с особым пиететом. Большинство ритуалов и религиозных обрядов проводились отдельно в каждой семье или общине главами семей или уважаемыми в обществе людьми, а оракулы (так греки называли своих жрецов), служащие при храмах, были ответственны за проведение лишь наиболее масштабных ритуалов, требующих подготовки и особых знаний. Однако нельзя сказать, что оракулы считались в греческом обществе выше других людей - несмотря на некоторую обособленность их жизни и приписываемую им способность общаться с богами, закон и право греческого общества одинаково распространялись и на мирян, и на служителей культа.

Божества древних греков

Древние греки считали, что первые доги были созданы абсолютом вместе с созданием неба и земли, и этими богами были Уран и Гея - бог неба и богиня земли соответственно. Уран и Гея стали родителями Кроноса, первого верховного бога и тирана, который женился на своей сестре Рее и стал отцом других божеств. Однако, как утверждает греческая мифология, Кронос очень боялся, что его дети отберут у него власть на Олимпе, поэтому пожирал собственных детей. Тогда богиня Рея, желая защитить новорожденного Зевса, скрыла младенца от отца в пещере, а вместо ребенка скормила Кроносу камень. Когда Зевс вырос, он победил отца, освободил из его чрева сестер и братьев и сам стал править на Олимпе. Зевс, его жена Гера, их дети, а также братья, сестры и племянники Зевса составляли пантеон богов древних греков.

Всех божеств, в которых верили жители античной Эллады, можно разделить на три основных группы: небесные (боги, живущие на Олимпе), подземные (боги, живущие в и других подземных сферах) и земные (боги, покровительствующие людям и проводящие большую часть времени на земле). Наиболее почитаемыми в древней Греции были следующие божества:

1. Зевс - бог грома и молний, правитель Олимпа;

2. Гера - богиня семьи и брака, жена Зевса;

3. Аполлон - бог Солнца и искусства;

4. Афродита - богиня красоты и любви;

5. Афина - богиня мудрости и справедливости, также считалась покровительницей воюющих за правое дело;

6. Артемида - богиня охоты;

7. Гестия - богиня домашнего очага;

8. Посейдон - бог моря;

9. Деметра - богиня плодородия и земледелия;

11. Аид - бог подземного царства, куда после смерти попадают души людей;

12. Арес - бог войны;

13. Гефест - бог огня и покровитель ремесленников;

14. Фемида - богиня правосудия;

15. Дионис - бог виноделия и музыкального искусства.

Помимо богов, древние греки также веровали в существование так называемых "демонов" - бессмертных сущностей, служащих тому или иному божеству и обладающих определенной сверхъестественной силой. К таким сущностям жители Эллады относили селен, нимф, сатиров, океанид и др.

Культы древних греков

В религии древних греков много внимания уделялось различным культам, связанным с почитанием божеств и попытками приблизится к Ярким примеров культов, связанных с прославлением божеств, были религиозные праздники, которые с размахом праздновали все жители античной Эллады. Особо пышно отмечался праздник «Великие Панафинеи» в честь Афины, который включал в себя жертвоприношения в Акрополе, построенном специально для этой цели. Подобные праздники греки устраивали и в честь других богов, причем ряд из них включал мистерии - проводимые оракулами ритуалы, на которые не допускались миряне. Также древние греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношений умерших.

Так как древние греки наделяли богов человеческими качества и считали их идеальными созданиями, наделенными бессмертием, сверхъестественной силой, мудростью и красотой, закономерно, что простые люди пытались приблизиться к божественному идеалу. Культ тела в древней Греции и был результатом таких попыток, ведь люди считали красоту и здоровье физического тела признаком одухотворенности, гармонии и благоволения к человеку высших сил. Проявлением культа тела в древней Греции были ряд традиций, связанных с воспитанием детей, а также отношение греков к красивым людям. Греки не стеснялись своего тела, они восхищались спортсменами, обладающими атлетическим телосложением, и не стеснялись обнажаться перед другими людьми в общественных купальнях.

Культ тела в древней Греции способствовал становлению идеала красоты в сознании греков. Красивыми считались люди, имеющие правильные и симметрические черты лица, подтянутую атлетическую фигуру, золотистые волосы и светлые глаза, а эталоном женской красоты была статуя Афродиты. Так как в моде была светлая кожа, большие глаза и яркие пухлые губы, богатые гречанки и греки не жалели денег на косметические средства для отбеливания кожи, румяна и помады, которые изготавливались из природных компонентов. Благодаря культу тела, обязывающему заниматься физической культурой и следить за своим телом, древние греки в сравнении с другими народами отличались более крепким здоровьем и большей продолжительностью жизни.

(около 1200 года до н. э.) повлекло распад этих государств и восстановление родовых отношений. К IX в. до н. э. население Древней Греции было следующим: эолийцы - Северная Греция, дорийцы - Средняя Греция и Пелопоннес , ионийцы - Аттика и острова.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции сформировались полисы (города-государства). В зависимости от результатов борьбы между демосом (земледельцев и ремесленников) с родовой знатью государственное устройство в полисах было либо демократическим (Афины и др.), либо аристократическим (Спарта , Крит и др.). В экономически развитых полисах (Коринф , Афины и др.) широко распространилось рабство , в Спарте, Аргосе и др. долго сохранялись пережитки родового строя.

V-IV вв. до н. э. - период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

В середине IV в. до н. э. на севере Греции происходит возвышение Македонии . Её царь Филипп II , одержав победу при Херонее (338 до н. э.) над коалицией греческих государств, фактически подчинил Грецию. Его сын Александр Македонский возглавил поход объединённого греко-македонского войска в Азию. Он взял Персию и часть Индии . После распада его державы в III-II вв. до н. э. возникает ряд эллинистических государств со смешанным греко-восточным населением и культурой. В самой Греции в это время преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз , Этолийский союз), оспаривавшие гегемонию над Грецией. В 146 до н. э. римляне наносят поражение Ахейскому союзу и подчиняют Грецию. В 27 до н. э. на её территории была образована провинция Ахайя . В IV в. Греция стала основной частью Восточной Римской империи - Византии .

История греко-восточных эллинистических государств завершается завоеванием Римом последнего эллинистического государства - Птолемеевского Египта в I в. до н. э.

Периодизация

В наиболее общем виде в исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

  1. Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит , где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
    1. Минойская цивилизация (Крит):
      1. Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
      2. Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
      3. Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса , широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
    2. Микенская цивилизация (Балканская Греция):
      1. Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
      2. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
      3. Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.
  2. Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
    1. Гомеровский (предполисный) период , «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) . Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
    2. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
    3. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
  3. Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
    1. Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
    2. Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
    3. Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

Раздробленная Греция

За всё время независимого существования Греции , она никогда не была единым государством и различные части эллинской расы никогда не составляли одного народа. В историческое время занятая эллинами территория дробилась на две тысячи мелких государств, обыкновенно состоявших из одного города, с примыкающими к нему полями или деревенскими поселениями. Каждое такое город-государство было полностью политически независимо, наподобие нынешней обширной монархии или республики, или неуклонно стремилось к такой независимости. Только эта маленькая область и была отечеством для эллина; все прочие эллины были чужие, иноземцы, и взаимными отношениями между государствами были отношения международные. На пространстве, например, одной Казанской губернии могло бы вместиться около 30 таких республик, как знаменитая афинская. Объединявшая несколько посёлков, система учреждений обеспечивала каждому гражданину сознательное, деятельное участие во всех делах общины и разностороннее личное развитие путём частого совместного обсуждения и окончательного решения разнообразнейших вопросов внутреннего управления и внешней политики.

Этим же дроблением эллинской расы на мелкие автономные общины, со всеми правами верховенства, воспитаны были те чувства привязанности к родине и её политическим учреждениям, которые находили себе многократное выражение в подвигах самоотверженной храбрости и благодаря которым из всех древних народов Европы один эллинский удержал за собою до настоящего времени главную часть своей территории, с прежним именем, и способное к дальнейшему развитию политическое устройство. Однако, неизбежным спутником дробления эллинов была политическая рознь между общинами, в основе которой лежало, помимо жажды независимости, различие в степени гражданского и умственного развития, в общественных учреждениях, нравах, привычках, во всём складе жизни. Бытовая и умственная рознь в среде эллинов не ослабевала с течением времени, а скорее усиливалась, по мере того как республики преуспевающие всё дальше уходили вперёд от состояния поселений, остававшихся верными архаическим условиям жизни. Могло ли быть достигнуто в III веке до н. э. прочное единение между Афинами или Коринфом, с одной стороны, и какой-нибудь общиною этолян, локров или акарнанов с другой, когда первые были промышленными и просвещёнными городскими республиками, а последние пребывали на уровне бедных деревенских поселений? Тем не менее многочисленным разветвлениям эллинской расы присуще было с древнейших времён чувство кровного родства, внешним образом выражавшееся в едином имени (сначала ахеян, или данаев, или аргивян, потом эллинов), в единстве языка, в общности религиозных верований и некоторых преданий, наконец, в обособлении себя от прочих народов, не-эллинов, обозначаемых термином «варвары». Выражением того же чувства служили издревле некоторые положения обычного международного права, охрана которых принадлежала самим богам, признаваемые всеми эллинами празднества, союзы племён, наконец общенародные предприятия, каким была, напр., Троянская война. Эллинам не чуждо было и понимание выгод, какие могло доставить им объединение разрозненных общин в борьбе с варварами, от времени до времени угрожавшими свободе всей Эллады, были ли эти варвары мидяне, македоняне или римляне.

Первая 10-летняя война, известная под именем Архидамовой , велась с переменным успехом, и в 421 до н. э. воюющие стороны заключили так называемый Никиев мир на 60 лет. Но едва прошло 6 лет, как гнилой мир был нарушен, и военные действия возобновились: в 416 до н. э. афиняне отправили превосходное войско против Сиракуз в Сицилию под начальством Алкивиада , Никия, Демосфена ; но Алкивиад был отозван с дороги и бежал в Спарту . По его совету спартанцы послали сильное подкрепление Сиракузам и повели войну морскую, в водах Эгейского моря , и сухопутную, на территории самой Аттики , где они заняли посёлок Декелею и непрестанно угрожали самим Афинам. На стороне Спарты были теперь деньги и корабли персидского царя. Сицилийская экспедиция кончилась для афинян полным уничтожением их флота (413 до н. э.) и отпадением сильнейших союзников. Возвращение Алкивиада в Афины (411 до н. э.) сопровождалось олигархической революцией, но правление 400 просуществовало не более 4 месяцев, и демократия мало-помалу была восстановлена. Афины снова стояли во главе союза, располагали значительным флотом, кораблей в полтораста, и неоднократно проявили чудеса храбрости и самоотвержения.

Но в 405 до н. э. в Геллеспонте , при Эгоспотамах , флот афинян был уничтожен, и войска спартанцев , под начальством Лисандра , заперли их с суши и с моря. Голод и происки олигархов вынудили афинян согласиться на капитуляцию: укрепления города были срыты, все корабли, кроме 12, выданы неприятелю, союз расторгнут, демократия заменена олигархическим правлением тридцати (апрель 404 до н. э.). В следующем году тирания тридцати была низвергнута изгнанниками-демократами, с Фрасибулом во главе, и в архонство Эвклида (осенью 403 до н. э.) между партиями состоялось соглашение. По словам Аристотеля , восстановленное теперь демократическое управление сохранялось без переворотов до его времени; происходившие в нём перемены клонились к расширению прав народа . Народная партия в Афинах в торжестве своём выказала необычайную умеренность, терпимость и великодушие по отношению к противникам.

Гегемония Спарты и Фивы

Следовавшая за разгромом Афин вторичная гегемония Спарты имела мало общего с первой спартанской гегемонией, до греко-персидских войн . С одной стороны, Спарта запятнала себя теперь насильственными переворотами в союзных общинах в смысле олигархическом, продажностью и хищениями; с другой - эллинские общины, наученные опытом и ревниво охранявшие свою независимость, находили спасение от ига Спарты в союзной организации и в поддержке персидского царя. Отчасти материковые, но главным образом малоазийские греки вовлечены были в междоусобную распрю Кира Младшего , наместника Малой Азии, и брата его Артаксеркса , царя персов (401 до н. э.). Сочинение Ксенофонта «Анабасис» обессмертило поход 10000 греков, совершённый под начальством Кира в глубину Азии, и обратный путь их к малоазийскому побережью, под командою

Насчёт различий внешности древних и нынешних греков популярен следующий стереотип:

греки якобы раньше были все светлые, с правильными чертами лица. Так вообще в древнегреческих поэмах сказано. А то что сейчас они совсем другие - последствия турецкого завоевания.

"Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками".(Википедия).

Насчёт мифа о светловолосых очень неплохо объясняется на греческом форуме:

Спасибо пользовательнице Olga R.:

"Греки никогда не были "однородным" этносом. С древнейших времен они делились на две племенных группы: ионийцев (ахейцев) и дорийцев (внутри этих групп были и подгруппы, но это не имеет отношение к предмету нашего разговора). Эти племена отличались друг от друга не только культурой. но и внешностью. Ионийцы были низкорослыми, черноволосыми и смуглыми, а дорийцы -- высокими, светловолосыми и светлокожими. Ионийцы и дорийцы враждовали между собой, и полностью обе племенных группы смешались только в византийские времена. Хотя слово "полностью" здесь не совсем уместно: в географически изолированных областях -- например, на некоторых островах -- до сих пор можно найти относительно чистый ионический или дорический тип.

Греки Причерноморья (понти-ромеи, азовские румеи, урумы и т.д.), как и остальные греки, тоже очень неоднородны: среди них встречаются как чистые ионийцы и дорийцы, так и смешанный тип (Черноморье заселялось на протяжении многих веков, выходцами из разных областей Греции). Поэтому некоторые греки Украины вполне могут отличаться от некоторых греков Греции -- но, конечно, не все и не от всех. Например, если Вы поедете на Крит, то найдете там сколько угодно "белых и кудрявых" греков (большинство критян сохранило дорический тип внешности)."

"- Тогда откуда появился и закрепился такой "классический" греческий образ?

Благодаря" западноевропейским художникам 17-19 веков. Они изображали древних греков похожими на себя, любимых -- то есть на немцев, голландцев и других западноевропейцев. Отсюда и "стереотип" (отнюдь не основанный на исторических данных.

"Беловолосые блондины тоже, конечно, называются "ξανθοι" (а как их еще назвать?) Но если вы услышите или прочтете это слово по отношению у греку, то означает оно именно волосы светло-каштанового цвета."

"Гомер описывает Одиссея как типичного ионийца: смуглого и черноволосого."

"...Дело в том, что внешность древнегреческих богов была как бы символом их сущности -- то есть зависела не от того, как выглядели почитатели этих богов, а от "свойств" самих богов. Так, золотые волосы Аполлона -- это символ Солнца. "Серые" глаза Афины -- на самом деле не серые, а "совиные": A8hna glaukwphs (толкование этого слова как "серые" появилось потому, что древнегреческое слово glaux -- "сова" -- переводчики нового времени перепутали со словом glaukos -- "серый" или "голубой"). Сова была символом и одним из воплощений богини Афины; многие ученые считают, что изначально Афина была богиней смерти и почиталась в образе совы (типичный неолитический образ смерти и погребения). Кстати, существуют изображения Афины с головой совы."

А что ж такое? Откуда взялись скульптуры с "греческими профилями"(т.е., с отсутствием переносицы)? Откуда взялись описания золотоволосых? Допустим даже, что упоминались именно блондины. Ну так богам-то можно всё! Они должны отличаться от простых смертных по определению. Отсутствие переносицы как бы намекало на таковое происхождение. Наоборот, с выдающимися надбровиями изображали негодяев, простолюдинов. Это вопрос символов. Греческое искусство не было реалистичным во всём.

Т.н.м, если посмотреть на бюсты филососфов, и представить их в естественной окраске. А ещё проще - заценить картинки повседневной жизни, где изображены простые колхозники - на краснофигурной вазописи. Или даже как бы боги, но в одежде простых смертных:

Классический средиземноморский тип! Курчавые смуглые волосы. А профиль, вначале стилизованный под канон, в дальнейшем всё больше становится реалистичным.

Так же примерно выглядят итальянцы, которые никогда турецкой оккупации не знали. У них другая тема: самые ранние римляне выглядели как тепершние северные французы. А потом уж примешалась кровь рабов с Ближнего Востока. Что ж, возможно. Но это не лишает их классификации среди "истинных арийцев":

Тем более, что южные итальянцы (т.е., жители Неаполя и Сицилии) во многом - потомки греческих колонистов.

Так выглядели жители этих областей в античное время:

А главное, внимательно вглядитесь в эти лица. Они могут быть смуглыми, кареглазыми. Но общее происхождение, так или иначе, чувствуется. Вот вам, например, Деспина Ванди:

А вот - греческий колхозник из фильма "День, когда всплыла вся рыба" Чем не древнегреческий бюст философа?):

да, сколько не смотрел на всякие греческие мозаики, вазы, фрески - все курчавые.

Почему ахейцы и дорийцы враждовали? Как это выражалось? Древняя Греция, это ведь по сути куча полисов, городов-государств, враждовавших и сотрудничающих, население в них было однородно и состояло из какого то одного типа или нет?

Почему именно светловолосость - крутой признак (насколько я знаю, большинство богов были именно светловолосы), а большие надбровные дуги - нет?

Ответить

Сорри, что не ответил сразу. Предпраздничные хлопоты-с)

На самом деле, тут обычная история, когда нация формируется, в течение времени, постепенно из разных этносов, близкородственных, а иногда и не очень. Также естественна раздробленность единой цивилизации на разных этапах. Ахейцы во II тысячелетии до н.э создали Микенскую цивилизацию. Борьба с Критом, где злой Минотавр, и война с Троей - это из той эпохи. Дорийцы же, хоть и говорили на похожем языке, долгое время обитали западнее, и по сравнению с ахейцами, чуть ли не по деревьям лазали.

Настала "Катастрофа бронзового века". Из-за сложных условий дорийцы вторглись в пределы упомянутой державы. Части ахейцев пришлось эвакуироваться, где они влились в состав "народов моря", пиратствовавших в Средиземноморье.

Поначалу это выглядело чуть ли ни как вторжение варваров в звериных шкурах. Но в течение греческих "Тёмных веков" завоеватели усвоили некоторые достижения покорённых, смешались с ними, и, вкупе со своей поступательной энергией, и достижениями наступающей железной эпохи, дали в итоге жизнь тому, что в нашем понимании и является классической Древней Грецией.

Всего в формировании древнегреческого этноса сыграли роль четыре ветви: ахейцы, дорицы, ионийцы, и эолийцы.

На местах какая-то память сохранялась. Жители Афин помнили, что раньше у них была великая цивилизация, и что они, в основном, потомки ахейцев. Спартанцы являлись дорийцами в наиболее чистом виде. Ионийцы же в итоге оказались на востоке - в Малой Азии, и на прилегающих островах. Там весьма существенными, видимо, оказались связи с уже имевшимся местным населением. Из-за смешения с которым, ионийцы, надо полагать, и приобрели характерную южную внешность.

Разумеется, на местах были отличия. Даже в наше время, у нас, например, выделяют северных и южных русских. Существуют разные говоры. В Греции и по сей день, в зависимости от региона, превалирует или дорийский, или ионийский тип. По записям одного известного в сети знающего мужика, известного просто как Грек (он даже снимался в одной из программ "Званого ужина"), коренное население страны сейчас, в большинстве, европейского типа, а вот репатрианты из стран СНГ - как правило ионийцы.

Прокомментировать

Древние греки возводили красоту здорового тела в культ. В эпоху процветания этого государства считалось, что грубый физический труд портит фигуру, так как от однотипной нагрузки мускулатура развивается диспропорционально. Одежда была призвана подчёркивать стройность тела. Главным способом выигрышно обрисовывать силуэт служили искусно уложенные складки материи. Этому процессу богатые люди уделяли довольно много времени.

Первоначально ткани делались из шерсти овец, затем изо льна. Впоследствии из стран Востока начали привозить хлопок. Он стоил очень дорого, и одежда из него была по карману лишь очень состоятельным господам.

О том, что представлял собой гардероб древних греков, мы можем судить лишь по сохранившимся памятникам зодчества, по рисункам на посуде и стенах домов, а также из литературного наследия.

Фибулы

Фибула - это брошь, или заколка. Она была неотъемлемым аксессуаром одежды древних греков. Ею скрепляли полотнища платья, так как ткани сшивать было не принято - они свободно перекидывались через одно или оба плеча и фиксировались фибулами.

Фибулы изготавливались из металла и украшались камнями, жемчугом, перламутром. На них делали узоры зернью, чеканкой или литьём. Размер фибул варьировался от одного сантиметра - для скрепления полотнищ тонкого ионического хитона, до десятисантиметрового диска - для скрепления и украшения мужского наряда из тяжёлой ткани.

По виду фибулы судили о положении человека в обществе и о его материальных возможностях.

Пояса

Пояса носили все греки, за исключением танцовщиц, которым он мешал красиво двигаться и сковывал движения.

Эллины придавали большое значение виду и качеству материала, из которого делался пояс. Он мог быть кожаным с различными застёжками или завязками, матерчатым или сплетённым из металлических колец.

Пояс должен был соответствовать цвету одежды и демонстрировать статус своего владельца. Часто вокруг талии завязывали не один, а несколько поясов.

Ткани для одежды

Для одежды использовалась лишь самая лучшая шерсть - ткани получались лёгкими и прекрасно драпировались. В шерстяной одежде из тонкой и мягкой ткани летом не жарко, к тому же она не сшивается по бокам и даёт возможность ветру охлаждать тело. Повседневная женская одежда изготавливалась из тонкого льна.

Традиционные рисунки

В качестве украшения по одной стороне ткани могли делать вышивку гладью или крестом, а также наносить печатный узор из тонких золотых пластинок. Самыми традиционными узорами были пальметта - стилизованное изображение листьев пальмы, жимолости или цветка аканта, керикион - жезл Гермеса, розетка - круг из распустившегося цветка, меандр - непрерывная ломаная линия, состоящая из расположенных под прямым углом друг к другу отрезков, критская волна, бусы и плетёнка.

На платье такой рисунок располагался сбоку или по верхней, отворачивающейся части. Подол, как правило, не украшался - горизонтальная линия внизу уменьшает рост и искажает пропорции. Вертикальное же расположение рисунка делает рост выше, а полоса на уровне плеч или груди визуально расширяет эту часть тела.

Цвет

Цвет платья в культуре Древней Греции имел особенно важное значение. Одежду окрашивали пигментами растительного и животного происхождения. Самой престижной считалась одежда белого цвета, потому что осветление шерсти и льна было процессом длительным и трудоёмким.

В торжественных случаях богатые мужчины наряжались в пурпурные одеяния. Этот пигмент добывали из раковин моллюсков-наутилусов. Более дешёвый аналог этого цвета получался из цветов марены, сафлора или некоторых лишайников.

Тёмно-зелёный, чёрный и серый цвета означали траур. Рабы также носили одежду невыразительных оттенков.

Женский костюм Древней Греции отличался яркими оттенками жёлтого, красного и синего цветов. Зелёный, но только светлого оттенка, также был приемлемым для повседневного ношения.

Хитон

В наше время под хитоном иногда понимают любое свободное платье прямого силуэта с вертикальными складками на плечах. Это лишь подобие настоящего греческого хитона, который был универсальным одеянием для греков обоих полов и всех сословий. В переводе с греческого слово «хитон» означает «одежда».

В зависимости от назначения хитона различались требования к его длине, ширине и драпированию складок. Постепенно первоначальный, примитивный, хитон усложнялся, в результате на его основе появились другие виды одежды с новыми названиями.

Воины носили короткие, до бёдер, хитоны, а священнослужители, чиновники и актёры трагического жанра - длинные.

Женщины делали себе хитоны средней, наиболее выигрышной для фигуры, длины. Ширина полотнища зависела от толщины кошелька его владелицы и от качества ткани. Самые тонкие полотнища достигали двухметровой ширины. Это давало возможность создавать очень красивые драпировки на плечах, груди и талии.

Для придания фигуре скульптурности, в углы и по краям хитона вшивали маленькие грузики (монеты или плоские камни). Они создавали дополнительные вертикальные линии. Таким способом можно было подчеркнуть выпуклости отдельных частей тела и скрыть недостатки фигуры.

Хитон представляет собой прямоугольный отрез ткани, который на плечах скалывается фибулами, а на талии перевязывается поясом.

Шов делался только по низу хитона - не подвёрнутый подол был признаком траура, а также обличал принадлежность к низшему сословию.

Дорийский хитон

Дорийский хитон - одежда первого периода античности и прародитель всех последующих модификаций. Он долгое время оставался единственной одеждой женщин Спарты. Этот вид короткого хитона представляет собой отрез ткани, размером 2 м на 1,8 м.

Дорийский хитон представляет собой единое полотнище ткани, сложенное пополам. Сгиб приходится на левый бок, а кромки ткани - на правый и, соответственно, на низ и на верх. Фибулами скрепляются точки на плечах на расстоянии, примерно, 30-50 см друг от друга - чтобы на груди образовался небольшой каскад из материи, но ткань не спадала с плеч. Свободные части ткани свисают под руками по бокам. На талии завязывается пояс.

Иногда верхний край ткани отворачивался на несколько десятков сантиметров - тогда получалось подобие кофточки, пелерины или свободного воротника, типа хомут.

Ионийский хитон

Ионийский хитон также был в числе предметов женского гардероба. Он появился позднее дорийского.

Ионическое платье состояло из двух полотнищ ткани. Их ширина минимально составляла две длины руки до запястья и ширину плеч. Длина зависела от роста женщины. Ионийский хитон был ниже колен. Его носили с поясом, делая большой напуск. Также верхний край, сантиметров на 50-70, иногда отгибался. В любом случае, длина отреза на два полотнища такого хитона должна быть около 4 метров, а ширина - около 2 м.

Полотнища хитона от плеч до локтей скреплялись фибулами. В эти заколки ткань собиралась складками - получались красивые драпировки, особенно, если ткань достаточно тонкая. На талии повязывался пояс, украшенный золотыми нитями и кистями.

Пеплос, хлайна и диплакс

Пеплос - одежда греческих женщин. Его надевали поверх хитона. Длина пеплоса незначительно больше длины хитона. Ткань более грубая и имеет кайму по бокам и верхнему краю, цвет более насыщенный и глубокий. Назначение пеплоса не только в том, чтобы защищать от непогоды - его использовали в качестве подстилки для отдыха, клали на дно повозки, использовали как штору или балдахин. В некоторых преданиях пеплос богинь крепили к мачтам кораблей в качестве парусов.

Хлайна - укороченный пеплос. Она представляет собой равносторонний прямоугольник и позволяет увидеть нижний хитон. Драпировалась хлайна по подобию дорийского хитона, но носилась без пояса.

В холодное время года женщины закутывались в диплакс - большой шерстяной платок. Им покрывали голову наподобие капюшона.

Гиматий

Костюм Древней Греции невозможно представить без гиматия. Это мужской плащ, надеваемый поверх хитона. Гиматий никогда не скрепляли фибулами, а укладывали глубокими складками на плечах. Это делали специально обученные рабы. Гиматий предполагал скупые движения и слабую жестикуляцию. Распавшиеся во время беседы складки свидетельствовали о плохом воспитании говорящего и были признаком дурного тона. Чтобы гиматий крепче держался на плечах, по его краю пришивали небольшие свинцовые колечки.

Гиматий - обязательная принадлежность представителей высшего сословия, поэтому внешнему виду данного предмета гардероба придавали очень большое значение. Ткани брали только самые дорогие и тяжёлые, окрашивали натуральным пурпуром, кайму отделывали широкой полосой золотой вышивки.

Ширина гиматия - 1,7 м, а длина - 4 м. Один длинный край иногда делали закруглённым.

Хламида

Хламида, или хламис - мужской плащ. В отличие от гиматия, он довольно короток и предназначался для молодых мужчин не старше 20 лет. Хламис - неотъемлемая часть одежды воинов. Его использовали и как накидку, и как подстилку для сна во время привалов.

По форме хламис напоминает овал или прямоугольник со срезанными углами. Его накидывали на плечи и застёгивали крупной фибулой на груди. В другом случае - пропускали под мышкой левой руки и застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Повсеместно хламис стали носить после того, как хитон перешёл в разряд нижнего платья.

Экзомис

В качестве повседневной домашней одежды древние греки использовали короткие накидки, типа хитона, которые назывались экзомисами. Воины и свободные граждане носили экзомисы с несколькими складками, идущими от плеча, и фиксирующимися фибулами.

В экзомисе было неприлично появляться на людях, так как эта одежда считалась принадлежностью гардероба бедноты и надевалась для работы, а культура Древней Греции была такова, что простой физический труд, направленный на осуществление утилитарных нужд, был презираемым.

Крестьяне, ремесленники и рабы делали экзомис из овечьих шкур или тканей грубой фактуры. Обе руки в нём оставались свободными, что давало простор для движений. Его часто носили в качестве набедренной повязки.

Обувь

Греческая обувь отличалась большим разнообразием. Разновидностей одной только женской обуви учёные насчитали 94 типа. И это притом что обувь древние жители Пиренеев носили только вне дома.

Самыми распространёнными были сандалии-карбатины. Они представляли собой кусок толстой воловьей кожи, вырезанный по форме ступни, и имеющий по всему периметру небольшие отверстия для шнурков, которыми карбатины прочно привязывались к ногам.

Знаменитые высокие греческие сандалии, котурны, первоначально были обувью знати, а потом перешли в число театральных аксессуаров. Их высокая пробковая или деревянная подошва делала актёров более заметными для зрителей из дальних рядов.

На античных вазах можно увидеть богов в сандалиях с подошвой из толстой кожи, имеющих по периметру ступни небольшие бортики. Это эндромиды. Они были очень удобными, так как кроились по форме ступни. Пальцы в них были открытыми. Шнуровка доходила почти до колен и украшалась подвесками.

Крепиды - также делались из кожи, но шнуровались ниже, чем эндромиды.

Помимо кожаной обуви, греки носили мягкие сапоги из войлока. Они предназначались для холодного времени года.

Богатые женщины носили низкие туфли, напоминающие современные мокасины.

Головные уборы

В Древней Греции внешнему виду придавали очень большое значение. Различные венки из листьев лавра, оливы, мирта, сосновых веток, плюща, сельдерея и цветов имели символическое значение и надевались в торжественных случаях.

Головные уборы греки носили редко, а рабам они были вообще не положены.

Ремесленники носили войлочные колпаки - пилосы, крестьяне, кожаные - кюне, а купцы выделялись низкими шляпами с круглыми или квадратными полями - петасами. Бог Гермес, покровитель торговли, нередко изображается в петасе, завязанном тесёмками под подбородком.

Женщины меньше, чем мужчины нуждались в головных уборах, так как большую часть времени проводили дома, однако, отправляясь в путешествие, они надевали петас. В случае необходимости выйти на улицу в жаркое время дня, они защищали голову и лицо соломенными шляпами с широкими полями - фолиями. В остальное время голову защищали краем пеплоса или тонким шарфом - калиптрой.

Украшения

Если об одежде древних греков мы можем судить лишь по изображениям и описаниям, то ювелирные украшения и аксессуары сохранились очень хорошо. В музеях античного искусства, в частности, в одном из залов Государственного Эрмитажа, представлены коллекции, найденные при раскопках греческих поселений.

Жители Эллады любили украшать себя браслетами, кольцами, ожерельями, серьгами и венками. Их делали из золота, серебра, жемчуга и полудрагоценных камней.

В Спарте к аксессуарам относились более утилитарно. В этой области Греции мужчинам было запрещено украшать себя чем-либо, кроме воинских доспехов.

Наследие античности до сих пор вдохновляет художников для создания новых коллекций одежды и обуви. Греческий костюм, узоры, силуэты и аксессуары не перестают удивлять красотой и изяществом. Большое уважение вызывает мастерство древних выполнять очень тонкую работу, будучи весьма ограниченными в технических средствах.

Нет никаких сомнений, что Древняя Греция является важной частью истории человеческой цивилизации, давшей многое для будущих поколений. Ведь именно там и тогда закладывались основы современных знаний о математике, политике, культуре, медицине, философии.

Сама Древняя Греция оставила нам немало мифов о богах и героях. Но даже и вокруг истории и культуры той цивилизации существует немало заблуждений. А ведь мы верим в эту правду, которая на самом деле не имеет под собой никаких оснований. В истории Древней Греции есть некоторые заблуждения, которые настала пора развенчать.

Мифы о древних греках.

Троянская война. Эта история воспета знаменитым Гомером. Кто же не наслышан о знаменитой войне греков с троянцами, в которых проявили себя Ахилл и Гектор. Даже боги приняли участие в той эпопее, разделив симпатии. Само же понятие «троянский конь» стало известным афоризмом, означающим подарок со скрытым тайным смыслом. Да и легенда об ахиллесовой пяте появилась именно отсюда. Только вот кто сказал, что такая война вообще была? Ученые долгое время вообще не могли обнаружить . Когда же остатки предположительно этого древнего города и были найдены, стало ясно, что его в какой-то момент действительно атаковали и разграбили. Но были ли это греки с их огромным войском? Исторических подтверждений всей этой истории и рожденных ею мифов попросту нет. Троя, возможно, осаждалась кем-то, только это и можно точно сказать.

Битва при Фермопилах. Подвиг трехсот спартанцев мы все изучали в школе. А благодаря появившемуся недавно творению Голливуда люди смогли и увидеть, как это примерно было. Но этот кинофильм еще больше укрепил историческую неправду. Ошибкой будет считать, что горстка спартанцев защитила проход и тем самым спасла всю Грецию. Войска Ксеркса в результате битвы действительно были остановлены на какое-то время. Тем не менее захватчики нанесли Греции большой ущерб, отойдя лишь после поражения в морском сражении. Ошибкой будет считать, что именно триста спартанцев сражались против целой армии. На самом деле к началу битвы силы обороняющихся состояли из семи тысяч человек. В последний же день сражения осталось тысяча четыреста человек, триста были действительно спартанцами, но ведь четыреста воинов представляли Фивы, было восемьдесят микенцев и семьсот феспийцев. Никто не отрицает боевую доблесть именно спартанцев, просто не стоит преувеличивать их заслуги и значение.

Воины-спартанцы. Сегодня мы знаем, что спартанские воины были какими-то супер солдатами. Породила этот миф в том числе и вышеупомянутая история. Нам кажется, что все мужчины в Спарте ничего не делали, кроме как тренировались, готовясь к сражениям. Домой же эти воины возвращались или со щитом, или на щите. О какой-то иной жизни в молодости, любви к женщинам и речи быть не могло. На самом деле это - миф. Молодые спартанцы действительно часть своего времени отдавали военному делу, зато остальное время проводили вместе с ровесниками и ровесницами. Воины-спартанцы не только тренировались, но еще и выступали в пьесах, пели и танцевали. А когда солдаты становились такими старыми, что уже не могли сражаться, то они начинали обучать подрастающее поколение. Так что не стоит думать, что в Спарте мужчины только и делали, что воевали.

Женщины-спартанцы. На фоне предыдущего мифа кажется, что женщины должны были находиться чуть ли не положении рабынь у таких сильных воинственных мужчин. Но в Спарте дела обстояли совсем иначе. Пока мужчины воевали, женщины выполняли практически всю работу. Поэтому этот труд очень ценился в спартанском обществе. Даже Аристотель говорил о высоких местах женщин в Спарте и даже об их праве владеть землей. «Слабый пол» нес практически полную ответственность в вопросе воспитания детей, общество поощряло умственные занятия и упражнения в искусстве. И да, именно женщины и владели большей частью земли. Есть даже легенда, что однажды женщины в Афинах спросили спартанскую королеву, почему той дозволяется править мужчинами. На что правительница Спарты ответила, что именно в этом городе женщины рожают настоящих мужчин.

Греция и гомосексуализм. Считается, что Греция является не только родиной искусств, но и различных форм любви. Греков и особенно афинян обвиняли в том, что они активно культивировали гомосексуализм, занимаясь сексом с юношами и мальчиками. Мужчины Древних Афин стали прочно ассоциироваться для многих с педофилей. На самом деле это довольно сложный вопрос, тут нельзя пытаться четко выяснить - было это или нет. В те времена педерастия или интимные отношения между опытным мужчиной и молодым подростком носили интеллектуальный характер. Так учитель более откровенно и глубоко мог наладить отношения со своим учеником. Взрослые мужчины в итоге помогали молодежи найти свое место в обществе. Говорить же о массовой и поощряемой педерастии вовсе не приходится. Некоторых особенно рьяных поклонников тесного общения с учениками даже судили.

Древнегреческий театр. Нам кажется, что древнегреческий театр являлся местом, куда приходили большие группы людей, чтобы отметить какой-то праздник. О том, какими на самом деле были древние драмы, вообще мало кто имеет представление. Театральные постановки в Древней Греции были весьма символичными. Чтобы понять пьесу, надо было иметь определенные знания о том, какие мифы лежат в основе каждой части диалога, понимать все используемые символы. Зачастую в постановке принимали участие и сами зрители, как это принято в современном стенд-апе. А театральные постановки вообще первоначально были частью религиозных обрядов.

Олимпийские игры. Традиция проводить зародилась в Греции. Эти масштабные состязания были настолько популярными, что проводятся и сегодня, просто изменив свой формат на современный. Но и касательно истории Олимпийских игр люди имеют различные заблуждения. Прежде всего ошибочно считать, что Олимпиады проводились только в древности. Эта традиция сохранялась на протяжении многих лет, даже во времена правления римлян. Только Феодосий покончил с Олимпиадами, в целях окончательного утверждения христианства, как официальной религии на всей территории Римской империи. Известно, что женщинам строго-настрого запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. Но были и исключения - жрицы Деметры. А чтобы женщины не проникали на арену в мужских нарядах, олимпийцы со временем стали соревноваться полностью обнаженными. К тому же атлеты намазывали себя оливковым маслом, что помогало им улучшить качество кожи и сделать ее блестящей, привлекательной чисто визуально.

Греческие статуи. Сегодня во многих музеях мы любуемся блестящими мраморными древними статуями. В свое время англичане вывезли немало ценных экспонатов в свои музеи, попросту отобрав их у греков. Происходило это на протяжении XIX века. Неосторожная транспортировка, военные действия или просто время испортили многие шедевры античного искусства. Вспомним хотя бы Венеру Милосскую с отсутствующими руками. Но и тут присутствует миф - нам кажется, что образцы греческой архитектуры и статуи в те времена блестели мрамором на солнце. На самом деле и храмы, и статуи вовсе не были белоснежными в те времена - они покрывались краской. Со временем она просто стерлась. Можно только представить, какими яркими и красочными были статуи столетия назад. К тому же многие из них имели еще и бронзовые приложения. В статуи часто инкрустировали черный камень, которые позволяли эффектно выглядеть глазам героев.

Греческие технологии. Мы знаем, что древние греки хорошо разбирались в искусстве, математике, философии и других жизненных сферах. А вот в том, насколько они были технически развитыми, часто забывается. В начале XX века один дайвер, изучавший дно рядом с островом Андикитира, нашел несколько позеленевших каменных глыб. Оказалось, что они были частью некоего механического устройства. Ученые назвали его «Антикитерский механизм». Оказалось, что этот удивительный прибор мог делать довольно интересные вещи. Устройство могло предсказывать солнечные затмения и следить за циклами Олимпиады. Механизм обладал сложным циферблатом, который синхронизировался с Луной и Солнцем. По сути, это был первый в истории компьютер. По некоторым данным создателем этого устройства вполне мог быть Архимед, чей математический гений не подвергается сомнению.

Афинская демократия. Сегодня современную демократию называют наследницей греческого устройства общества. На самом деле это мнение ошибочно - не греки придумали современную демократию, как считают многие. А афинская демократия заметно отличается от любого современного демократического института. Та древняя форма правления была одним из немногих в истории образцов прямой демократии. Все политические вопросы должны были выноситься на голосование, в котором принимали участие все граждане Афин. Правда, не стоит спешить считать такую форму общества разумной, ведь права голоса лишены были женщины и рабы. Не могли голосовать также те граждане, которые появились на свет за пределами города. Хотя формально бедняки имели права голоса, фактически мало кто из них мог оставить свои дела, чтобы повлиять на политические дела. Так что фактически в голосовании принимали участие только взрослые и свободные афиняне, относительно богатые. Интересов всего населения они, естественно, представлять просто не могли. Да, у этой формы правления были свои плюсы, особенно с учетом тирании, которая была во многих городах Греции. Но сам факт того, что принятия важнейших для города решений не обходилось без простых людей, стал важным политическим нововведением. Теперь судьбу Афин определяли не только богачи или аристократы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!