Как сделать так чтобы повзрослеть. Отличие взрослого от ребенка

За каждой дверью научного открытия есть еще десять других дверей на другой стороне. Забывая это, убежденные атеисты продолжают утверждать, что одно какое-то научное открытие должно освободить человечество от необоснованной веры в Бога.

Хотя наши ракетные опыты ограничены только нашей солнечной системой, одной из малейших из биллионов галактик, есть такие оптимисты, которые говорят, что они уже исследовали пространство и Бога не нашли. Они называют это "научным выводом", что нет сверхъестественной силы и что вера в Бога и Творца - антинаучна.
Многие рядовые люди оказались обманутыми такой пропагандой и теперь убеждены, что среди современных ученых нет верующих в Бога. Ничто не может быть дальше от правды, как это утверждение.
В противоположность таким утверждениям в тех странах, где ученые не боятся потерять свою работу и положение из-за религиозных убеждений, нам известно много ученых с мировым именем, которые смело заявляют, что вселенная настолько сложна и высоко организована, что ее объяснение немыслимо без веры в Бога-Создателя. Большинство великих ученых сегодня исповедуют веру в Бога, где только имеют возможность.
На страницах этой брошюры читатель найдет ясные и смелые заявления многих известных ученых, которых просили высказать свое мнение о "противоречиях" науки и религии. Отвергает ли современная наука того Бога, в Которого верили такие ученые, как Ньютон, Галилей, Коперник, Бекон и много других?
Посмотрим, что имеют сказать нам сегодня на эту серьезную тему люди, имеющие всемирную известность, среди которых многие являются Нобелевскими лауреатами.
Прежде всего мы даем перечень ученых с описанием их квалификации, а также на последующих страницах - их высказывания.

Перечень ученых, упомянутых в книге.

Алайя Хуберт Н., доктор - профессор химии Принстонского Университета. Один из выдающихся ученых США в области химии.

Алберти Роберт А., доктор. - декан факультета естественных наук Массачусетского Технологического Института (один из наилучших институтов США).

Андерсон Артур Г., доктор - директор научно-исследовательского Центра Интернациональной Корпорации вычислительных машин. (Всемирно известная, крупнейшая корпорация по изготовлению счетно-вычислительных машин).

Андерсон Эльвинг В., доктор - профессор генетики и заместитель директора Института Генетики университета штата Миннесота, США.

Аулт Уэйн Ю., доктор - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по изучению изотопов. (Первая в мире коммерческая лаборатория, выполняющая датировку радиоуглеродным методом и радиоактивным изотопом водорода.)

Аутрум Ханиохем, доктор - декан факультета естественных наук Мюнхенского Университета, один из выдающихся немецких ученых.

Байрон Ралф Л., доктор - начальник отдела общей хирургии и онкологической хирургии (опухоли). Директор госпиталя для больных раковыми и родственными раку заболеваниями. (Всемирно известный госпиталь "Город Надежды" в Лос-Анжелосе, США.)

Бидл Георг В., доктор - директор научно-исследовательского института биологической медицины Американской Медицинской Ассоциации, лауреат Нобелевской премии в области физиологии.

Борн Макс, доктор - заслуженный профессор физики (в отставке) Геттингенского Университета, а также Эдинбургского Университета. Лауреат Нобелевской премии в области физики.

Фон Браун Вернер, доктор - часто называемый человеком, превыше всех ответственным за успешный запуск астронавтов на луну, США.

Брукс Харви, доктор - декан факультета инженерных наук и прикладной физики Гарвардского Университета (наиболее влиятельного университета США).

Бурке Волтер Ф., - управляющий отделом ракет и космических кораблей Авиационной Корпорации Мак Доннеля. Руководитель по конструированию, сооружению и запуску космических капсуль "Меркури" и "Джемини". Выдающийся эксперт по космическим полетам.

Бьерке Алф X., - президент Корпорации Бьерке по изготовлению красок в Осло (Норвегия). Один из выдающихся норвежских экспертов в области химии.

Бьюб Ричард X., доктор - профессор материаловедения и электротехники Стенфордского Университета. Автор более ста научных книг и статей.

Валленфельс Курт, доктор - директор Института Химии, университет в городе Фрейбурге, Германия.

Вальдман Бернард, доктор - декан факультета естественных наук университета Нотр Дам в штате Индиана, США.

Ван Иерсель Ян Я., доктор - профессор экспериментальной зоологии, Лейденский Университет, Голландия.

Вестфаль Вильгельм X., доктор - заслуженный профессор (в отставке), Технический Университет в городе Берлине, Германия.

Вильфонг Роберт Е., доктор - технический руководитель фабрики по изготовлению нейлона Корпорации Дю Понта, величайшей химической компании в мире. Первый химик, работавший в области выпуска "орлона", "кентриса" и многих других тканей для космических полетов.

Винанд Леон Ж. Ф., доктор - декан факультета естественных наук Льежского Университета в Бельгии.

Вольф-Хайдеггер Гергард, доктор - профессор анатомии университета в городе Базеле, Швейцария.

Ворчестер Уиллис Г., доктор - декан факультета инженерных наук Политехнического Института в штате Вирджиния, США.

Гьотеруд Олэ Христофор, доктор - профессор физики университета в городе Осло (Норвегия), один из наиболее выдающихся физиков Норвегии.

Дана Джеймс Двайт, доктор - декан факультета геологии Принстонского Университета, один из величайших геологов США.

Джаунси Джеймс X., доктор - глава департамента естественных наук и математики, Королевский Колледж, Австралия. Он получил 10 ученых степеней от всемирно известных университетов. Автор 2-х книг об управляемых ракетах и 500 научных статей. Советник по вопросам техники правительства Австралии во время Второй мировой войны.

Джейкен М., доктор - профессор теоретической биологии Лейденского Университета в Голландии.

Джелинек Ульрих - президент Промышленной компании Северна в штате Нью Джерси, США. Всемирно известный изобретатель и конструктор приборов и систем для исследования космоса.

Дэйвис Стефан С., доктор - декан факультета архитектуры и инженерных наук Университета Ховард в Вашингтоне, дистрикт Колумбия.

Дюшезн Жюль С., доктор - председатель департамента атомной молекулярной физики Льежского Университета в Бельгии.

Инглис Давид Р., доктор - старший физик, Национальная лаборатория Аргон, Иллинойс, США.

Комар Артур Б., доктор - декан Бэльферского факультета естественных наук; Университет Ешива в городе Нью-Йорке, США.

Куп Эверт, доктор - главный хирург детского госпиталя в городе Филадельфии, США. Один из наиболее известных хирургов Америки.

Куш Поликарп, доктор - лауреат Нобелевской премии в области физики.

Ломбард Августин, доктор - профессор геологии. Бывший декан факультета естествознания Женевского Университета, Швейцария.

Лонсьо Оле М., доктор - профессор физики в университете города Осло. Норвегия.

Мандель Мишель, доктор - профессор физической химии, Лейденский Университет, Голландия.

Милликан Роберт А., доктор - лауреат Нобелевской премии в области физики.

Пиккард Жак Е., доктор - инженер-океанограф и консультант, Авиационная Корпорация Груммана, Флорида, США.

Пил Магнус, доктор - профессор физики. Бывший декан факультета математики и естествознания в Копенгагенском Университете, Дания.

Ридберг Ян X., доктор - декан факультета ядерной химии, Технологический Институт Чалмерса; Готенбург, Швеция.

Смарт В.М., доктор - профессор астрономии, кафедры, учрежденной английским королем; университет в городе Глазго, Шотландия. Один из величайших британских астрономов.

Танген Роальд, доктор - декан факультета математики и естествознания; университет в городе Осло, Норвегия.

Форсман Вернер, доктор - глава департамента хирургии большого госпиталя в Дюссельдорфе (Германия), лауреат Нобелевской премии в области медицины.

Фридрих Джон П., доктор - главный химик департамента Агрикультуры США (Северная Районная научно-исследовательская лаборатория).

Хайнек Аллен Дж., доктор - директор астрономического научно-исследовательского центра Линдхаймера (Северо-западный Университет, Иллинойс, США).

Хансен Артур Г., доктор - президент университета Пурдью. Бывший декан факультета инженерных наук и президент Технологического Института в штате Джорджия, США.

Хирн Вальтер, доктор - профессор биохимии университета штата Айова. Член Американской Ассоциации "За прогресс в науке". Его научно-исследовательские труды обсуждались на международных научных конгрессах.

Циглер Карл, доктор - директор Института Макса Планка (для научно-исследовательской работы в области угольной промышленности). Город Мюльхайм, Германия (Рурская область), лауреат Нобелевской премии в области химии.

Шоу Джеймс, доктор - профессор биохимии Гарвардского Университета (в течение 23-х лет); директор научно-исследовательской лаборатории Гарвардского Университета.

Эйнштейн Альберт, доктор - один из величайших ученых всех времен. Всемирно известный ученый, создатель теории относительности, отец атомного века, лауреат Нобелевской премии в области физики.

Энгстром Элмер В., доктор - начальник-администратор Радио-Корпорации США; всемирно известный ведущий ученый, пионер в области цветного телевидения (1930 г.). Ему присвоена ученая степень почетного доктора наук четырнадцатью университетами.

Эренбергер Фридрих, доктор - специалист в области аналитической химии, Компания Химических Красителей; Кельхайм, Германия.

Юнг Карл, доктор - один из величайших психологов всех времен, имеющий всемирно призванный авторитет. Швейцария.
Глава 1. Действительно ли современные ученые атеисты?

Юрий Гагарин сказал после возвращения с космического полета: "Я был в межпланетном пространстве и не видел Бога. Значит, Бога нет". Некоторые рядовые люди приняли это заявление за истину, что современная наука, якобы, опровергает существование Бога. Другие, видя, что Гагарин не долетел даже до луны, заключили, что он вряд ли был вправе заявить, что он исследовал при этом уже все пространство. Ведь для того, чтобы пролететь нашу галактику со скоростью света (300000 км. в секунду), потребовалось бы 1 миллион лет и полтора миллиона лет, чтобы достигнуть следующей галактики. А таких галактик биллионы.

Заключая об этом, очень наивном, рассуждении покойного Гагарина, нужно сказать, что принять его за истину могут только люди, умышленно отвергающие Бога.

В противоположность этому, первая группа американских астронавтов, долетевшая до луны и сделавшая высадку на Луне, читала первый стих первой главы Библии в орбите луны и передавала это чтение по телевизионной сети для всего мира. Это свидетельствовало об их вере, что "В начале Бог сотворил небо и землю".

Заключение, сделанное Гагариным, ни в какой мере не было принято другими астронавтами и еще меньше - другими учеными.

Вот какими словами высказали свое мнение по этому вопросу многие ученые мирового значения:

Алберти Роберт

"Вы не можете быть настоящим ученым, если вы не верите, что вселенная реальна! Если бы Бог захотел "подшутить" над ученым, то последний не мог исследовать законы природы и полагаться на постоянно меняющиеся данные науки. Вся жизнь ученого основана ведь на уверенности, что вещи или явления, хотя и могут быть таинственными и непостижимыми, но все же они связаны и согласованы между собою".

Алайя Хуберт

"Это чудесно, насколько активны члены нашего отдела химии в церковных делах. Это большая неправда, что ученые в большинстве - атеисты".

Аутрум Ханиохем

"Я не верю, что процент верующих в Бога среди ученых меньше, нежели среди других профессий".

Бьерке Алф

"Современная наука не убила фундаментальные истины Библии. Я верю в Бога, я верю в Иисуса, и я верю в Библию".

Бурке Волтер

"Духовное возрождение в последнее время проникло и в среду ученых, занимающихся исследованием космоса. Редко встречается такой день, чтобы я не слышал на моей работе разговоров на духовные темы. Некоторые инженеры и учение исповедуют свою христианскую веру, о чем бы я никогда не поверил, если бы не слышал сам. Я стоял около ракеты и молился об Аллене Шепперд до его полета, и я не видел ни одного сухого глаза вокруг меня".

Борн Макс

"Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди".

"Большинство ученых, если... к ним присмотреться -религиозные люди. Я верю в Бога в Его трех ипостсях. Вся сила, которая нас окружает, была воплощена в Иисусе Христе. Он всегда действовал и будет действовать, отвечая на нужды и молитвы людей".

Дюшезн Жюль

"Связь науки с религией никогда не была такой близкой и тесной, как в наше время. Ученые, изучающие космическое пространство, открыли так много прекрасного и неожиданного, что теперь труднее сказать ученому, что Бог не существует. В этом вопросе не может быть двух мнений".

Эренбергер Фридрих

"Я не думаю, что настоящий ученый может быть атеистом".

Эйнштейн Альберт

"Я никогда не поверю, что Бог "играет в кости" с миром".

Энгстром Элмер

"Я не думаю, что Создатель имел намерение нас всех уничтожить. Христианское служение... чтобы делать то, что хорошо для твоего ближнего. Моя жена и я -члены одной маленькой самостоятельной церкви. Первая ответственность этой церкви - приводить людей ко Христу и воспитывать их в вере".

Форсман Вернер

"Бог создал мир и дал миру законы. Эти законы остаются без изменений. Духовные замыслы и силы этого мира также неизменны".

Фридрих Джон

"Искренние ученые - мыслящие люди. Они понимают, что число вопросов растет быстрее, чем ответы на них. Это приводит их к вере в Бога. Я верую, что Бог является Создателем всего мира. Он держит всю вселенную и смотрит за всем, что находится в ней. Он - больше, чем первопричина, и только Он может отвечать на молитвы".

Хайнек Аллен

"Я знаю очень немногих ученых, которые говорили мне, что они - атеисты. Я знаю многих астрономов, которые определенно верующие люди. Они имеют большое уважение ко вселенной и к Тому, Кто ее создал. Религия не имеет никакого значения, если она не проявляется в ежедневной жизни человека".

Инглис Давид

"Мы видели дело рук Создателя в этом мире, что неведомо другим людям. Загляните в биологию, посмотрите на любой орган человеческого тела или даже на самое маленькое насекомое. Вы найдете там столько удивительного, что вам не хватит жизни на изучение. Это дает мне и многим моим сотрудникам чувство, что есть что-то великое и прекрасное. Это Некто является причиной создания вселенной, и эта Причина не может быть нами понята".

Джаунси Джеймс

"Нет основательной причины, почему ученый не может верить в Бога и Библию, а также, почему религиозный человек должен отвергать научные открытия".

Джелинек Ульрих

"Почти каждый американский спутник, который пролетает вокруг земли, имеет наши части. Я интересуюсь новыми открытиями. Кто не интересуется этим? Но я имею также привычку один раз в год прочитывать Библию и в ней всегда нахожу поразительно новое".

Джейкен М.

"Большинство ученых - религиозные люди".

Комар Артур

"Опасная вещь... чтобы дать науке полный контроль. Если дать вычислительной машине (компьютеру) проблему, как достигнуть мир во всем мире, то компьютер даст ответ: "Уничтожить всех людей".

Ломбард Августин

"Моя религиозная философия открывает мне радостный путь жизни. Эта система работает хорошо. Она дает мне настоящую свободу мысли и свободу взгляда на вещи и людей. Я думаю об этом, как о положительном опытном доказательстве".

Лонсьо Оле

"Мы имеем такой же большой процент физиков, принимающих участие в церковной работе, какой можно найти среди остального населения в том районе, где я живу".

Мандель Мишель

"Я имею друзей, которые являются хорошими учеными и в то же время - религиозные люди. И это - не случайно, а по-настоящему верующие люди".

Милликан Роберт

"Я не могу представить, как может настоящий атеист быть ученым".

Смарт В.М.

"В пространстве мы теперь узнали о многом, но вера в Создателя нужна теперь, как она нужна была всегда".

Ван Иерсель Ян

"Очень важно, чтобы рядовые люди знали, что современные ученые не такие атеисты, какими они были когда-то. Возможно, что те ученые, которые не были атеистами, ничего не говорили о своей вере. Среди европейских ученых разговор о религии считается вполне уместным. Я верю в Бога, который имеет прямое отношение к этому миру. Творение не связано временем. Процесс творения и сегодня в действии. Бог заботится об этом.

Я люблю разговаривать о религии с моими коллегами и при этом не чувствую себя неудобно. Евангелие стало для меня Благой Вестью, и я верю в это".

Фон Браун Вернер

"Полет человека в космос является величайшим открытием, но в то же время - это только маленькая скважина в невыразимое богатство межпланетного пространства. Наш взгляд через эту маленькую замочную скважину на великие тайны вселенной только подтверждает нашу веру в существование Творца".

Вальдман Бернард,

"Большинство наших студентов вполне активны в церковном деле. Молодые ученые гораздо больше интересуются вопросами религии, нежели своими личными делами".

Ворчестер Уиллис

"Среди рядовых членов и служителей церкви, которую я посещаю, имеется немалое количество людей из научного и технического мира. Мы имеем много инженеров, которые являются членами церковных комитетов в разных церквах. Мы даже имеем из нашей среды несколько активных благовестников. Некоторые из них имели специальную подготовку как служители церкви. Мне приходилось работать со многими учеными, и только некоторые не верили в Бога".
Глава 2. Свобода верить

Конечно, не все ученые являются христианами, но даже те, которые не предоставляют значение религии, должны быть свободными верить или не верить, как диктует им совесть. Иначе это было помехой человеку быть эффективным для общества.

Одно из основных правил научного исследования заключается в том, что каждый ученый должен быть свободным от ограничений правительственного контроля, а также от социального давления в принятии самостоятельных выводов, к которым приводят его исследования. Ученый должен иметь возможность искать истину без всякого страха, что противоположная идеология довлеет над ним.

Независимо от веры должна быть свобода смотреть на вещи, как они есть, должна быть абсолютная свобода верить, или не верить.

Андерсон Артур

"Я не знаю ни одного коллегу среди ученых моего направления, кто имел бы более 25 лет и ни о чем не думал, кроме науки, кто в своих мыслях не подвергал бы проверке выводы науки и религии. Во всем они желают достигнуть в некотором смысле собственных объяснений".

Фридрих Джон

"Я люблю беседовать с другими учеными о Боге и о религии вообще".

Вольф-Хайдеггер Гергард

"Я считаю абсолютной обязанностью каждого самостоятельного ученого, независимо от области его исследований, анализировать вопросы религии, Бога, мира и т. д. Если он этого не делает, его выводы будут только подтверждать его предвзятые мнения".

Комар Артур

"Если те явления, которые вы исследуете, ведут вас в опредленном направлении и в то же время - противоположном вашей интуиции и философии, вы, как ученый, обязаны идти в этом направлении. Хороший ученый должен иметь открытые мысли на все явления мира. Мораль и суждения отдельных ученых должны руководствоваться этическими принципами. Ученый должен думать о проблеме, которая его занимает, а не быть только зубцом в колесе. Там, где соприкасается религия, ученый должен считаться с нею".

Гьотеруд Олэ Христофор

"Очень важно помнить, что Бог дал человеку свободу. Если бы Бог предназначил науку для того, чтобы принудить человека верить в Него, то у человека не было бы уже свободы".

Эренбергер Фридрих

"Если люди не говорят открыто о религии, возможно это связано с наследством тоталитарного режима, где человек должен считаться с идеями, с которыми он не согласен. Причина, почему мы имеем недопонимание в религиозных вопросах, заключается в том, что многие дискуссируют вопросы религии без надлежащего знания предмета. Они имеют частичные знания, которым были научены в детстве, и они остановились на этом уровне мышления. Религия должна входить в программу обучения на университетском уровне. Она должна быть частью основного обучения студентов. Христианство должно отражаться в повседневной жизни".

Аутрум Ханиохем

"Человеку нужно несравненно больше того, что дает ему наука. Обращается человек к религии или к философии - это его дело. Наука, в своих попытках найти универсальные законы, встречает свои границы. В этом свобода каждого индивидуума, не противоречащая науке. Как раз здесь и начинается религия".

Бидл Георг

"Религия - существенная часть человеческой культуры. Религия необходима. Она имеет непреходящую ценность. Я верю, что по этой причине все культуры имели и имеют религию. Религия содержит в себе нечто такое, что наука дать человеку не может".

Бьерке Алф

"Вам нужна религия, чтобы стать лицом к лицу с проблемами нашего времени. Если мы немножко посмотрим под нашим носом, мы увидим различного рода конфликты. Как мы можем разрешить их без религии?"

Юнг Карл

"Среди моих пациентов второй половины жизни -скажем, старше 35 лет - нет ни одного, чьи проблемы можно разрешить, обойдя религию. Можно определенно сказать, что все они чувствуют себя больными, потому что потеряли вечные ценности - то, что может дать живая религия своим последователям. Ни один из этих пациентов не может быть полностью исцелен, если не возвратится к религиозным воззрениям".

Ворчестер Уиллис

"Мне очень приятно видеть огромное количество студентов в церкви почти каждое воскресенье. Они имеют действительное, здоровое отношение к религии. Я верю, что когда-нибудь все студенты будут заинтересованы религией".

"Наши студенты выдвигают в аудиториях религиозные вопросы для обсуждения".

Ломбард Августин

"Студенты захвачены религиозными проблемами".

Алайя Хуберт

"Я имею глубокую веру в молодых людей. Наши молодые люди находятся в гораздо лучшем положении в отношении правильного понимания религии, чем в свое время находились мы. Они активны в церковной жизни и больше принимают участие в христианском служении, нежели когда-то принимали мы".

Пил Магнус

"Я не имею никакого интереса бороться с церковью. Люди должны иметь право быть среди нас своего рода миссионерами, но никто не имеет право принуждать нас или навязывать нам свою веру. Это было бы ужасным актом во вред церкви вообще".

Вальдман Бернард,

"Я открыл, что религия все больше и больше входит в личную жизнь студентов... идея, которая имеет вечное значение".

Хайнек Аллен

"К астрономам все чаще обращаются студенты с вопросами религиозного характера, потому что им кажется, что астрономы немножко больше исследуют небеса, нежели другие люди".

Шоу Джеймс

"Я чувствую, что Бог привел меня в Гарвардский университет для существенного служения. Здесь, в студенческом городке, много христианских профессоров, но их далеко недостаточно. Лично я чувствую себя более крепким христианином в результате соревнования с философскими учениями. Это заставляло меня углубляться в Писание и привело меня к более глубокому познанию Иисуса Христа, поставило в большую зависимость от Него".

Вильфонг Роберт

"Воспитание детей - не легкое дело. Мы стараемся иметь семейные молитвы и жить христианской жизнью перед нашими детьми".

Бьюб Ричард

"Многие ученые, занятые психоанализом, полагают, что Бог - имя неизвестное, костыль для неоткрытого и что чем больше мы познаем мир, тем меньше остается места для Бога. Это - устаревшая идея, что человек -капитан своей судьбы... Атеисты отвергают духовное исцеление... Я верю, что дьявол - личность, что сердце человека - поле битвы между Богом и сатаной. Духовно больные люди нуждаются в ясной проповеди неповрежденного Евангелия".

Пиккард Жак

"Назначение религии - показать человеку, как нужно жить, как ему помочь. Библия - это его конституция".

Джелинек Ульрих

"Я никогда не имел разговора с людьми без того, чтобы не сказать им о моей вере в Иисусе Христа. (Джелинек Ульрих часто делал лекции на специальных семинарах в университетах и в собраниях профессиональных ученых.) Как прощенный грешник, я имею вечное общение с Богом, создавшим вселенную. Мое желание - сказать о Благой Вести другим при каждой возможности".

Хансен Артур

"Разница между гуманизмом и христианством (хотя оба имеют отношение к человеку) совершенно определенна: христианство говорит о том, что меня увлекает... Настоящую радость христианину приносит счастливая обязанность. Я знаю, что я делаю... и почему делаю. Тот, кто действует любовью, действует в Боге и Бог в нем. Гуманизм в этом отношении не имеет почвы".

Джейкен М.

"В нашем понятии мы имеем несколько платформ для познания: наука, философия, религия. Каждая отрасль имеет свои формы мышления и своего рода достижения уверенности. В религии вы начинаете со слушания откровений. После этого вы можете сказать "да" или "нет". Это, конечно, больше, чем знание. Это - полная самоотдача".

Валленфельс Курт

"Каждый человек в каком-то смысле религиозен. На земле нет человека, который бы не имел своей религии, разве что он абсолютно глупый или умственно больной. Если я не вижу в человеке такой реакции, я буду с ним очень осторожным, имея такого человека сотрудником. Он не будет тверд в истине. Если он будет давать хорошие результаты только в теории, а не в экспериментах, если он будет изменять опытные данные, чтобы получить лучший результат, заказанный ученому обществом, тогда я бы сказал, что такой человек опасен, и я бы не хотел с ним сотрудничать".
Глава 3. Вера, основанная на доказательстве

Ученые не могут научно подтвердить или научно доказать существование Бога, но огромное количество ученых основывают свою веру на творении, видимом во вселенной. Мы знаем, что не все явления вселенной могут быть нами поняты. Например, ученые до сих пор не знают, что такое энергия, что такое электрон, что такое притяжение. Сущность этих явлений не раскрыта... но мы верим во все это, основываясь на открытых нами доказательствах, хотя и не понимаем эти и многие другие явления полностью.

Таким же образом мы не можем умом понять, что есть Бог, но многие ученые верят в Бога, потому" что они нашли больше доказательств Его существования, нежели доказательств существования энергии, силы тяготения... любви, памяти и т. п.

Вера должна идти дальше возможностей нашего умственного анализа. В то же время вера логична, она не ослепляет нас, если правильно взвесить все идеи. Вера идет по тому направлению, где мы имеем доказательства, но она идет и дальше - в область духа.

Творение вселенной уже само по себе говорит о Творце. Как не мог образоваться словарь от взрыва в типографии, так и вселенная не могла возникнуть сама по себе или от случайного столкновения молекул. Математически, согласно закона вероятности, это абсолютно невозможно. Уже одно это превышает все доказательства и ведет нас к вере в Бога, хотя мы и не можем понять вполне Его сущность.

Много вопросов остаются не отвеченными - и возможно это будет всегда так, потому что они выше наших понятий. Например, откуда произошел Бог? Бог существовал всегда, но это "всегда" превышает наше понимание. Однако, если мы отвергнем вечно существующего Бога, мы должны спросить самих себя: откуда же образовалась вселенная. Мы должны, в таком случае, сказать: вселенная существовала всегда (что наука отвергает) или должны сказать, что было время, когда ничего не существовало, и внезапно, без всякой причины, из ничего, образовалась вселенная. Но ведь эту версию наука также отвергает.

Все эти вопросы стоят выше всякой науки, но они дают больше оснований верить в Бога, нежели верить в образование вселенной из ничего.

Когда вера идет в направлении причинности и доказательств, мы входим в область личного опыта, где присутствие Бога, Его мира, любви и радости проявляется в личной жизни людей. Вы не можете считать нелогичным чувство радости при виде красоты солнечного заката, хотя наука не может доказать, почему закат так прекрасен.

Многие ученые свидетельствуют, что они открыли свои сердца для Божией любви и имеют личное общение с Богом посредством веры, и это их больше удовлетворяет, чем опытные и статистические доказательства науки.

Фон Браун Вернер

"Ничто так хорошо не организовано и не устроено, как наша земля. Вселенная должна иметь Создателя, Мастера, Творца. Здесь не может быть иного вывода".

Алберти Роберт

"Многие люди, исследуя вселенную, находят больше и больше красоты... и чувствуют, что здесь должен быть Бог. Эта точка зрения науки открывает нам живого Бога как и то, что Он проявляет Себя в личной жизни тех людей, кто Ему верит. Это, конечно, не доказательство, это - интуитивное чувство, что вселенная и жизнь вообще должны иметь особый смысл, иначе в этом не будет никакой красоты.

Это физическое проявление вселенной для ученых много чудесней, чем для рядовых людей, потому что ученый видит детали, он видит взаимодействие между молекулами, он видит, как живет, думает и чувствует человек, созданный из молекул и как это действие взаимно обусловлено. Он видит, как рождаются и умирают звезды... Красота и таинственность вселенной заставляет честного ученого думать о Боге и верить в Него".

Алайя Хуберт

"Наука подкрепляет мою религию. Чем больше я имею контактов с физическим миром, тем больше я верю в существование Бога".

Андерсон Артур

"Как ученый я пришел к заключению, что эта чудесная вселенная открывает нам фантастический порядок и смысл. Здесь вы имеете выбор: это дело рук Бога -или дело рук бога эволюции? Если идея эффективна, она будет жить, а идея порядка и красоты, вышедшей из рук Творца, определенно жизненна".

Андерсон Эльвинг

"Если вы знаете свойство ДНК-молекулы (Дезоксири-бо-нуклеиновая кислота) - основного механизма жизни - вам вскоре откроется странное явление, превосходящее всякую фантазию. Она имеет способность копировать себя и действовать как источник информации для образования протеинов.

Я верю, что человек - больше этого... Человек создан по образу и подобию Бога".

Байрон Ралф

"Посмотрите на устройство своего тела. Вы имеете 30 триллионов клеток. Каждая клетка имеет 10000 химических реакций, действующих во всякое время. Нужно гораздо больше веры в то, что это тело произошло случайно, чем в то, что его создал разумный Бог. Миллионы обезьян могут ударять по клавишам миллиона пишущих машинок в течение биллиона лет, но они никогда не создадут ни одной печатной страницы книги.

Я удивлен, что Бог совершил для меня в Иисусе Христе. Он пришел на землю, чтобы быть моим Спасителем, умереть за мои грехи. Потом пришел день, когда я нерешительно, но вполне определенно принял Христа в мое сердце. Самое великое в жизни - знать Бога по личному опыту".

Дэйвис Стефан

"Наука привела нас к выводу, что не на все вопросы мы можем найти ответы. Поэтому мы должны обращаться к Неизвестному, иметь веру в Него и приходить к Нему за ответом".

Эренбергер Фридрих

"Если бы мы могли математически объяснить, что такое Бог, то это было бы очень просто. Но мы не можем это сделать. Вера идет дальше знания. Многие люди признают только то, что можно осязать и видеть. С другой стороны, они не против того, что вселенная имеет свое продолжение за Млечным путем, даже если они и не видят этого, но они верят в это. Где же логика?

Вы не можете видеть Бога, но вы можете Его чувствовать. Вы чувствуете, что человек очень и очень маленький, а в то же время есть Нечто большое. Все зависит от того, желает человек найти Бога или нет".

Энгстром Элмер

"Я вижу хорошо продуманный и разработанный план, по которому совершилось творение. И сегодня я вижу Божью руку над Его творением, вижу, как исполняются пророческие высказывания Писания. Библия является высшим авторитетом для нашей жизни. Мы должны принять все это верой и просить у Бога вразумления. Потом нам нужен Христос в нашей личной жизни. В наше время возвещается возвращение Христа в такой мере, как никогда не было раньше".

Форсман Вернер

"Тот факт, что научные законы пронизывают всю вселенную, определенно говорит о том, что материальный мир имеет общее духовное основание. Это основание -сотворение вселенной".

Хайнек Аллен

"Я имею глубокое уважение ко вселенной. Это интереснейшее и сложнейшее творение. Я не смотрю на вселенную как на результат случая".

Инглис Давид

"Есть что-то грандиозное в возникновении и природе всех вещей, в изящности законов, которые мы формулируем, но не понимаем. Это, конечно, не может быть основанием для проверки существования Бога. Но вы просто чувствуете, что ничто не могло произойти само по себе и быть таким прекрасным".

Куп Эверт

"Я знаю, что Бог никогда не делает ошибок. Бог дал естественные законы развития ребенка до его рождения. Но есть и другие законы, которые нарушают порядок в развитии ребенка. Это не поколеблет моей веры, когда я вижу, как человек, идя по улице, падает и ломает себе руку. Я не вижу причины обвинять Бога в том, что иногда ребенок рождается с врожденным дефектом, как не буду обвинять Бога в том, что на тротуаре, где упал человек, была яма".

Вальдман Бернард,

"Самое интересное для ученого заключается в том, что он видит в природе удивительный порядок. Это больше, чем стечение обстоятельств и случая. С развитием науки мы видим больше и больше организацию порядка в природе. Поэтому, чем больше вы изучаете природу, тем больше вы имеете основания верить в совершенство плана Мастера, а не в стечение обстоятельств".

Ворчестер Уиллис

"Большое количество мыслящих ученых и инженеров полагают, что все можно проверить научным методом и что в действительности вам и мне нужен Бог для объяснения всего существующего. Но здесь всегда есть нечто важное, что упускается из виду. Мы говорим, что все в мире действует на основании определенных физических законов и забываем о том, что никакой закон невозможен без Законодателя, что Кто-то установил эти законы".

Вильфонг Роберт

"Естествоведы-дилетанты могут просмотреть Плановщика, основавшего вселенную. Но как только они начинают входить в более глубокую информацию, большинство этих ученых начинают верить в Творца. Более того, конфликты между наукой и Библией сглаживаются при более тщательном исследовании Писания. Научные доказательства существования Бога, по крайней мере для меня, не являются основными. Я могу чувствовать Бога посредством молитвы. Я знаю Его по личному опыту".
Глава 4. Есть ли конфликт?

Иногда говорят, что наука и религия - несовместимы, что одно противоречит другому, что между ними существует конфликт. В прошлом религиозные лидеры на этой почве имели борьбу с учеными, но это был конфликт между людьми, а не между наукой и религией. В этом конфликте действовало недопонимание между наукой и религией.

Некоторые научные журналы, издающиеся в США, пишут о трудностях в признании Бога. Были такие скептики и в прошлом, но с развитием научных открытий их религиозная убежденность углубилась.

Вот что говорят на эту важную тему ученые с мировым именем:

Пиккард Жак

"В 19-м столетии наука и религия были в конфликте по той причине, что ученые утверждали, что будущее науки имеет свое предопределение, что наука придет к окончательному познанию мира. Однако, теперь ученые, изучая атом, пришли к выводу, что будущее науки вообще проблематично. Это признание открывает двери к вере в Бога. Сегодня не может быть и не должно быть конфликта между наукой и религией".

Милликан Роберт

"Большинство передовых ученых стоят близко к религиозным организациям, что уже само по себе говорит об отсутствии конфликта между наукой и религией".

Алберти Роберт

"Вера входит в обычную жизнь каждого ученого. Если он не имеет веры в то, что его опыт будет иметь успех, что человеческий разум может научить нас рационализации, такому ученому нечего делать в лаборатории".

Бьюб Ричард

"Наука не разрушает традиционной ценности христианской религии. Она скорее разрушает религиозные подделки, деревянных и каменных идолов, которыми человек пытался заменить Истину".

Алайя Хуберт

"Вера рождает так называемые внутренние вопросы. Внутреннее самообладание, которое дает вам вера, вполне может быть перенесено в науку".

В. Андерсон

"Мы, ученые-генетики, очень заинтересованы в контроле над жизнью, но мы не пытаемся подменять Бога. Мы имеем право и ответственность открывать новые возможности, но при этом мы сразу же вспоминаем о Гитлере и об его "научном" пути массового убийства и воспроизводства "совершенной расы". Конечно, мы не должны злоупотреблять контролем, который дает нам генетика. В этом должен быть нужный авторитет. Мы все желаем заглянуть в будущее... и пользуемся Богом данной свободой для справедливого выбора".

Аулт Уэйн

"Бог дал нам два откровения - духовное, или сверхъестественное, и откровение через познание природы. Я верю, что вселенная - дело рук Божьих и все, что сверхъестественно, как открывает нам Писание, не противоречит природе, а выше ее".

Аутрум Ханиохем

"Наука не отменяет религию. Наоборот, точное понимание науки дает свободу для религии. Человек может быть хорошим христианином и в то же время может быть хорошим ученым. Я имею глубокое уважение к личности Иисуса Христа. Его простота и величие безупречны. То же самое можно сказать и об Его учении".

Бурке Волтер

"Я не нашел в Библии указаний, которые бы запрещали исследование космического пространства. Бог дал человеку преимущество и превосходство над творением, дал ему творческие способности. Если мы используем эти способности с признанием Божьего величия, то нет и не может быть ничего плохого в полетах на Луну, на Марс и другие планеты. Христиане, имеющие правильные мотивы, могут иметь большое влияние на прославление Бога открытиями космического пространства, а также открытиями в других областях науки".

Борн Макс

"Наука предъявляет ученому много моральных и этических требований. Если ученый верит в Бога, это облегчит его проблему. Ученый должен иметь большое терпение и смирение, а эти качества может дать ему религия".

Брукс Харви,

"Наука не имеет всеохватывающих воззрений на мир. Другими словами, она не может заставить отдельных ученых иметь одну и ту же точку зрения. мы имеем все увеличивающиеся контакты с христианской верой. Возможно эти связи между наукой и религией не прямые, но важные. Преимущество христианства в том, что все большее число верующих принимает участие в научной революции".

Дана Джеймс

"Я не знаю более точных данных о происхождении мира, чем те, которые находятся в Библии".

Дюшезн Жюль

"Наука, как и религия берут свое начало от вдохновения".

Эренбергер Фридрих

"Сегодня в христианских церквах мы встречаем много молодых людей. Это сказка, что теперь люди не ходят в церковь. Об этом говорят те, которые видели церковь только снаружи и каждое воскресное утро спят".

Энгстром Элмер

"Я не знаю, почему некоторые люди думают, что Библия ограничивает эксперименты в науке и в инженерном деле. Наоборот, все, что человек делает, что открывает, он этим только копирует Богом установленные законы. Человек ничего не изобретает. Он только открывает давно установленное Богом... В мире... мне кажется все движется по Божьим планам, но не по нашим, не по человеческим. Да, я верю, что сила Божия совершенна и Божественному авторитету принадлежит последнее слово. Бог не только наш Создатель, но также Искупитель... Он управляет Своим творением и делами человека через Иисуса Христа".

Фридрих Джон

"Многие ученые полагают, что нельзя научно мыслить и в то же время верить, к примеру, в воскресение и вечную жизнь. Но я думаю, что воскресение и вечная жизнь не имеют никакого отношения к науке. Наука -это только часть моего существа, как и религия".

Инглис Давид

"Христианство дает импульс научному методу в смысле признания ценности отдельной личности. Это не простое совпадение, что современная наука имеет свое начало в Западной Европе, где христианство имеет глубокие корни, а не в тех странах, где господствует конфуцианство и буддизм. Главная особенность христианства в признании человеческой индивидуальности, что является противоположностью восточному фатализму.

Чувство личной свободы рождает уважение к личным идеям. Оно против всякой формы принуждения, против догмы. Это породило реформацию, которая в свою очередь положила основание более эффективному развитию науки, распространившейся позднее по всему миру".

Джелинек Ульрих

"Пророк Иеремия говорит, что звезды вселенной сосчитать невозможно. Ученый Иппарх, живший несколько столетий после Иеремии, догматически сообщил, что вселенная имеет 1026 звезд. Птолемей, который жил несколько сот лет после Рождества Христова, внес поправку. Он сообщил, что вселенная имеет 1056 звезд. И только в 1610 году Галилей, посмотрев в телескоп, воскликнул: "Звезд гораздо больше!" Сегодня астрономы насчитывают приблизительно 100 биллионов звезд в нашей галактике, а таких галактик - миллионы! Таким образом мы должны согласиться с древним пророком, что количество звезд во вселенной - неисчислимо".

Лонсьо Оле

"Мой опыт говорит мне, что вы можете быть христани-ном и ученым, также как ученым и атеистом. На первых страницах Библии Бог сказал человеку "обладайте ею (землею)"- Быт. 1, 28. Это как раз то, что наука делает сегодня".

Ван Иерсель Ян

"То, что ученый является христианином, не делает его как ученого ни лучше, ни хуже. Если изучение науки разрушает религиозную веру, то здесь можно смело внести поправку - разрушает фальшивую веру, а еще точнее - фальшивую религию".

Вольф-Хайдеггер Гергард

"Ученый, имеющий религиозные убеждения, может быть таким же хорошим ученым, как и другие. Это принадлежит свободе духа. Ограниченность науки может видеть и верующий, и неверующий. Один будет объяснять это одним путем, другой - другим. Ограниченность в этих объяснениях одинакова".

Циглер Карл

"Мой научный опыт не делает меня ни более ни менее религиозным. Если бы я имел другую профессию, мое служение в церкви нисколько бы не изменилось".

Валленфельс Курт

"Некоторые говорят, что, когда ласточка строит определенного типа гнездо для своих птенцов, она делает это по инстинкту, данному ей Творцом. Я не думаю, что эта истина меньше научных предположений о прошлом нашего мира. Другие люди говорят, что протеин по рецепту определенного числа генов в хромо-зомах птицы производит определенные сигналы на определенные части птичьего мозга и что в зависимости от этого птица выбирает направление в полете, строит гнезда и т. п. Я не думаю, что это объяснение лучше первого (что инстинкт дан птице Творцом), потому что оно тоже не может быть проверено опытом, а нужно принимать на веру".

Ворчестер Уиллис

"Я полагаю, что в процентном отношении мы имеем в науке столько же верующих людей, сколько и в других профессиях. Многие служители Евангелия в прошлом работали в различных областях науки. Я знаю много таких".

Вильфонг Роберт

"Назначение науки - открывать то, что дал нам Бог, понимать Божие творение и этим служить на пользу человеку. Лично я не вижу конфликта в моей отрасли науки с тем, что Бог открыл нам через Его Писание. В том, что я стал ученым, я вижу Божью волю".
Глава 5. Результаты научных открытий

В начале этого столетия было много атеистов, захваченных мыслью, что увеличение открытий науки положит конец вере в Бога, что наука раскроет все тайны мироздания и ничего не останется для объяснения посредством религии.

Это заключение не оправдалось.

Конечно, мы теперь знаем больше, чем мы знали, но неизвестное и неоткрытое продолжает умножаться быстрее нашего знания. Каждое новое открытие вместо ответа на последний вопрос рождает много других вопросов, на которые наука не имеет ответа. Эта неспособность науки дать полные ответы на вопросы человека вместо отхода от веры породила у многих ученых отход от материализма и вызвала интерес к духовному.

В последнее время увеличилось число членов в церквах США, хотя в то же самое время повысился уровень образования и увеличилось число научных открытий. Одна из причин этого интересного явления была отмечена в Америке одним из популярных журналов в статье авторитетного ученого Линкольна Бар-нетта. Он сказал так: "Открытие наукой той или иной тайны порождает собой еще большую тайну. Все доказательства, которые может собрать наука, свидетельствуют о том, что творение вселенной совершилось в определенное время".

Ниже мы приводим мнения ученых, которые как раз подтверждают эту точку зрения.

Эйнштейн Альберт

"Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем более мы приходим к выводам, которые можно разрешить только верой".

Алберти Роберт

"Чем больше мы узнаем о вселенной, тем больше открывается непознанного. Мы стоим перед умножением тайны относительно природы вещей. Каждый раз, когда ученый делает то или иное открытие, он убеждается, что там же есть 10 вещей, которых он не знает. Наука имеет свойство бесконечного углубления познания. Вы не можете сделать окончательного решения, так как всегда будут открытыми несколько других возможностей.

Программы по изучению космического пространства создали целый ряд вопросов о Луне и других планетах и даже о самой Земле, причем таких вопросов, о которых люди раньше не задумывались".

Дюшезн Жюль

"Положение сегодняшней науки такое же, как сказал в свое время Ньютон: "Мы похожи на маленьких детей, играющих на пляже перед бесконечным океаном Истины". Наука стала более скромной перед лицом современных открытий".

Аутрум Ханиохем

"В последнем столетии наука стала более скромной. Когда-то полагали, что наука откроет все, что бесконечно, что неизвестно. Современная наука стала думать об этом скромнее, когда узнала, что человек не может дать окончательных и совершенных выводов. В познании человек сам по себе ограничен. Ученый имеет гораздо больше оснований верить в Бога сегодня, нежели это было 50 лет тому назад, потому что теперь наука увидела свои гр

«Проведённые в 1990-х годах исследования показали, что лишь 7 % членов американской Национальной академии наук и 3,3 % членов академии наук Великобритании оказались верующими. В то же время, согласно общенациональному опросу, верующими считают себя 68,5 % населения страны» – Такое заявление мы встречаем в популярном информационном ресурсе – википедийной статье «Наука». «Некоторые учёные объясняют это тем, что последние научные открытия , известные факты, научный способ получения знаний и вообще научное видение мира в наше время при непредвзятом подходе не оставляют места для веры в сверхъестественное, или по крайней мере заставляют усомниться в правдоподобности религиозных представлений» – встречаем мы пояснение на том же сайте в статье «Религия и общество». Проведение данных исследований не только демонстрирует интерес общественности и научных кругов к вопросу правомерности и рациональности веры в жизни современного человека и его, но и вскрывает непрекращающееся противостояние сторонников атеизма и людей, относящих себя к разряду верующих. В научном сообществе эти группы наиболее ярко представлены атеистами-эволюционистами и креационистами.

Может ли серьезный ученый быть верующим человеком, не изменяя своему «научному призванию»? Действительно ли верующий человек попросту игнорирует научные факты, избирая в качестве своего мировоззрения и убеждений то, что ему «по сердцу», что «ближе и роднее», а не то, что объективно и доказуемо с точки зрения науки? Другими словами, порой верующий человек выглядит как преднамеренно выбравший жизнь в иллюзии, «потому что так легче», в то время как атеист – это человек, у которого хватает мужества посмотреть суровой правде в глаза. В другом случае доказывается, что при помощи веры ее субъект непреднамеренно (или даже вполне осознанно) «компенсирует нехватку знаний или интеллектуальных способностей».

В данной статье мы хотим обзорно рассмотреть социологические исследования феномена понижения уровня религиозности ученых пропорционально повышению их статуса в научном сообществе и в достаточно сжатой форме представить факты, на наш взгляд дающие объяснение этому явлению.

Исследования в этой сфере проводились с начала ХХ века. Одно из первых исследований, касающихся вопроса религиозной веры у учёных провёл в 1914 году видный американский психолог Джеймс Льюба из Брин-Мор-колледж . Он обнаружил, что из 1000 случайно выбранных учёных в США 58 % были неверующими или сомневающимися, в то время как для 400 «великих учёных» из списка AMS (American Men and Women of Science), в состав которых входили только специалисты в области биологии , физики , астрономии и математики , эта цифра возросла до 70 %. Двадцать лет спустя Льюба повторил своё исследование в несколько иной форме и обнаружил, что эти числа выросли до 67 и 85 % соответственно.

В 1996 году профессор юридических наук и истории Эдвард Ларсон из Университета Джорджии повторил исследование Льюбы 1914 года и обнаружил что в целом ситуация в научном сообществе почти не изменилась - 60,7 % учёных выражали неверие или сомнение. В то же время в среде «великих ученых» процент верующих значительно снизился.

Критерием для выбора респондентов на этот раз стало членство в NAS (Национальная академия наук США). Общее количество её членов относительно небольшое, поэтому Ларсон опросил все 517 исследователей указанных выше дисциплин. В результате выяснилось, что процент неверующих в Бога и жизнь после смерти среди биологов составляет 65,2 % и 69 % соответственно, тогда как среди учёных-физиков уровень атеизма ещё выше: 79 % и 76,3 %. Из остальных большинство составляли агностики в отношении обоих вопросов, и немногие были верующими. Наибольшее число таковых было среди математиков (14,3 % в Бога, 15,0 % в бессмертие). Уровень веры среди биологов был наинизшим (5,5 % и 7,1 %) и немного более высоким среди астрономов (7,5 % и 7,5 %). Сравнение данных исследований вы можете увидеть в таблице 1, где приведены общие показатели для исследования 1998 года.

1914 год Бог Жизнь после смерти
Вера 27,7 % 35,2 %
Неверие 52,7 % 25.4 %
Сомнение или агностицизм 20,9 % 43,7 %
1998 год Бог Жизнь после смерти
Вера 7 % 7,9 %
Неверие 72,2 % 76,7 %
Сомнение или агностицизм 20,8 % 23,3 %

Можно изобразить современные данные о количестве верующих ученых в США в таблице:

Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что за столетие процент верующих в высших научных кругах Штатов упал в четыре раза, в то время как в среднем в среде ученых он остался на том же уровне. Цифра в около 40 процентов верующих среди научного сообщества США появляется благодаря низшему звену научных сотрудников.

Отметим некоторые особенности данного исследования:

1) Пропорциональная зависимость между иерархическим положением в научных кругах и степенью неверия.

2) Зависимость от теоретической либо практической направленности научных сотрудников – самые сильные теоретики науки наиболее далеки от веры.

Необходимо обратить внимание на еще один немаловажный фактор: именно представители естественных наук являются «оплотом» неверия. В 2005-2009 годах авторитетный социолог Элейн Экланд проводила исследования, главным предметом которых был вопрос о том, как учёные относятся к религии. Вместе с коллегами она опросила 1646 авторитетных в научном мире учёных из 21 университета, из которых у 271 взяла интервью.

Назвавшие себя атеистами ученые распределились так:

  • Физика - 40,8 %
  • Химия - 26,6 %
  • Биология - 41 %

Общий процент среди ученых естественных наук - 37,6 %

  • Социология - 34 %
  • Экономика - 31,7 %
  • Политология - 27 %
  • Психология - 33 %
    Общий процент среди ученых гуманитарных наук - 31,2 %.

Примечательно, что данные, предоставленные исследованием Экланд, существенно отличаются от приведенных ранее. Это объясняется более либеральным подходом к оценки «религиозности» ученых: вера не интерпретировалась в ключе монотеистических религий. Ученые могли называть себя верующими на том основании, которое они сами считали приемлемым для этого.

На основании этого исследования хотелось бы выделить еще один важный фактор в вопросе распределения верующих среди американских ученых:

3) Отличия в области исследователей гуманитарных и естественных наук: гуманитарии в целом более склонны к вере, чем «естествоведы».

В ходе данного исследования респонденты помогли выделить еще один, пожалуй, наиболее значимый фактор. Большинство ученых, давших интервью, не сообщали о том, что на их выбор в отношении веры повлияла наука. «Скорее всего, причины их неверия отражают обстоятельства, при которых другие американцы находят себя: их не выращивали в религиозной семье; у них был плохой опыт при взаимодействии с религией; они не одобряют действия Бога или видят Бога слишком изменчивым. Для других религия просто не имеет никакого отношения к их научной деятельности» - пишет Экланд. Мы решили сформулировать данный фактор следующим образом:

4) Преобладающее значение личного жизненного опыта во всех его проявлениях в вопросе выбора веры или отказа от каких-либо верований.

Предпримем попытку прокомментировать четыре выделенных нами особенности данных исследований. Можно выделить такие причины феномена понижения уровня религиозности ученых пропорционально повышению их статуса в научном сообществе:

1) Методология

Способ мышления в науке и вере имеет существенные отличия. Научная деятельность требует «объективности» знания, что формирует философию науки и выражается в ее методологии и интересах. Поэтому на современном этапе достаточно справедливо замечание, что «занимаясь конкретной научной деятельностью, верующий, по сути дела, забывает о Боге, поступает так же, как атеист. Таким образом, совместимость занятий наукой с верой в Бога отнюдь не тождественна с совместимости веры в Бога с научным мышлением» Мы имеем дело с двумя видами мышления и подходами к жизни один – основан на доверии и послушании, второй – требует независимости и рациональности. Вот как один атеист решил описать состояние верующих ученых: «Они одновременно живут как бы в двух мирах – одном материальном, а другом каком-то трансцендентном, божественном. У них происходит как бы расщепление психики». Он достаточно верно подметил ключевое отличие подходов к деятельности в науке и вере. Чем более глубоко верит человек, тем в большей мере он будет искать водительства. В то же время, чем более серьезным исследователем является ученый, тем крепче должен быть его фундамент из объективных фактов, позволяющих вести исследование и делать выводы не беря в расчет сверхъестественное. Поэтому порой ученый, проводя подавляющую часть времени в науке, привыкает «потустороннее» просто «не брать в расчет». Это, однако, не означает, что научный работник сугубо непроизвольно становится менее верующим. Здесь хочется подчеркнуть, что занятия наукой предрасполагают делать выбор в пользу неверия.

2) Область исследования

К этому вопросу относится изобретенное автором определение «коридор науки». Суть его состоит в том, что для достижения успеха в своей области ученый ограничивает свою деятельность и поле изучения, и, соответственно, жизненный опыт. Другими словами, он намеренно исключает из жизни определенные аспекты, сужает свой жизненный опыт в ряде сфер, чтобы добиться большего в нескольких определенных. Таким образом человек может регулярно «проходить мимо» тех мест, где он мог бы встретится с «потусторонним». Сверхестественное, если оно и встречается на этом пути, объясняется тем, кто непосредственно не соприкасался с ним, с позиции этого же «коридора». При этом научная методология и направляет движение по «коридору», и определяет его границы.

3) Высокий уровень абстракции

Через науку человек преимущественно соприкасается с этим миром опосредованно – через собранные кем-то, кем-то упорядоченные и каким-то образом подвергшиеся оценке факты. Другими словами, наука – это преимущественно теория, созданная самим же человеком. Сложно встретить Бога в той теории, куда Его сами создатели не помещают в силу методологии создания данной теории.

Ученый не соприкасается в повседневной жизни таким же образом и столь же тесно с теми проблемами что представляют предмет его исследований. Да и взаимодействие, вызванное жизнью, отличается от взаимодействия, созданного наукой. В приведенных выше исследованиях можно заметить корреляцию между уровнем абстракции в научной деятельности субъектов и уровнем неверия в их среде. Практическая жизнь ставит перед человеком такие вопросы, вызовы и задачи, а также предоставляет такой «материал» для опыта человека, который в гораздо большей мере способствует формированию у него религиозного мировоззрения.

4) Эмпирическая основа

Для естественных наук она формирует меньшую склонность принимать фактор сверхъестественного. В то же время, гуманитарии имеют дело с человеком и обществом, где религия наличествует как данность, что уже не способствует тенденции ее полного отвержения. Они могут оценить значимость религии с позиции ее влияния на общество и личность в течение истории, в то время как для естествоведения религия если и может предложить в какой-то мере ценные сведения, то не предоставляет подходящей аргументации для их обоснования.

5) Образ жизни

Наука требует от своих «слуг» весьма определенного образа жизни. При этом различные вероучения также подразумевают выделение их последователями существенного количества времени для духовных практик, «служения» и порой еще ряда других занятий, что ощутимо сокращает его запас для научной деятельности. Они также часто влияют на темп жизни, ее наполнение, предписывают определенный подход и образ мышления, направленный на формирование определенного поведения или постижение их философии и учения. Все это тоже напоминает «коридор», в котором уже не остается такого же пространства для науки, как в случае, описанном в предыдущем пункте. Верующий человек часто должен иметь достаточно активную общественную позицию; «работа над характером» либо другие религиозные задания отнимают много сил… Наверное, этот фактор оказал большое влияние на достижение научных званий теми 73 процентами американских преподавателей, что объявили о своей вере.

6) Мотивация

По утверждению А. Эйнштейна, «одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к … науке, - это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой… Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личных переживаний в мир объективного видения и понимания ». В этом случае религия в определенном смысле представляет альтернативу науке и наоборот. А, как известно, человек ищет тогда, когда неудовлетворен. Когда же он доволен в достаточной мере, он склонен двигаться в том же направлении. Это касается как научной деятельности, так и религиозной жизни. К тому же, если человек достаточно занят, то не испытывает особой потребности в каких-то новшествах. Таким образом, когда личность входит в жизненную колею без склонности к вере (или науке), то следует ожидать, что только достаточно радикальные перемены (либо долгий постепенный непроизвольный путь к ним) может заставить человека искать нужное ему в не слишком близкой прежде для него сфере.

7) Инертность человеческой личности

Основы религиозного, антирелигиозного или равнодушного к вопросам веры мировоззрения закладываются в глубоком детстве – во многом благодаря среде, в которой растет человек. Кризисы возрастного развития могут привести к кардинальному его пересмотру при сопутствующих обстоятельствах. В целом же автор данной статьи многократно наблюдал следующую закономерность: чем дольше человек живет, тем больше утверждается в правоте своих взглядов и отношении к вопросам веры. Избрав для себя определенное мировоззрение, человек в дальнейшем расширяет «базу данных» для его подтверждения, состоящую из опыта, фактов и подходов. Он пополняет «копилочку» «аргументов» своей позиции (не в строго рациональном смысле, а в значении всего того, что определяет его выбор, из которых самым веским (хотя и не всегда осознаваемым) для него является следующий: я так уже __(столько) лет живу…) и критики чуждой ему – часто в виде не только аргументов, фактов, эмоций, воспоминаний, переживаний (часто для этой сферы –скрытых, не вполне осознанных) но и иронии, сатиры или даже сарказма. Эту же «копилочку» пополняют отношения с единомышленниками и представителями других взглядов.

Часто человек сам себя лишает способности понять другую сторону, и, как следствие, сужает круг возможностей изменить свои взгляды. При этом «понимание» не означает автоматическое согласие; скорее осмысление позиции другой стороны, ее влияния на жизнь, ее подходов и аргументов, и, наконец, причин, которые обусловили выбор такой философии. Непредвзятый, честный человек готов признать и рассмотреть сильные и слабые стороны как чужой позиции, так и своей.

Итак, человеку не свойственно менять мировоззрение, и чем старше он становится, тем сложнее это сделать.

8) Конкуренция целей и ценностей

Наука и религия – это два мира, каждый из которых стремиться вовлечь человека целиком, «поглотить» его. В каждом из миров свои правила и уклад, своя иерархия и ступени роста. Нельзя сказать, что эти миры не пересекаются вовсе, но при этом сложно найти в них что-то абсолютно тождественное. Это, конечно, не означает, что выбор всегда приходится делать по принципу: «либо – либо». Мы можем встретить как людей, которые «целиком отдались» вере или науке, так и тех, кто сочетает их, отдавая чему-то большее предпочтение. Но все же, в условиях ограниченности жизненного ресурса, этот выбор порой становится все более категоричным.

Мы постарались дать объяснение снижению уровня веры в среде ученых пропорционально повышению их научных заслуг. Мы не стали сглаживать острые углы противоречий между представителями разных мировоззренческих взглядов, не пытались «помирить» мышление и подход науки и религии. Мы могли увидеть, что естественнонаучная парадигма не способствует развитию веры. При этом доказательство или опровержение «Высшего бытия» выходит за пределы компетенции естественных наук.

Хочется верить, что осознание базовых посылок неприятия частью представителей науки религиозного мировосприятия поможет верующим людям в осмыслении и признании «ненаучности» (что не тождественно нерациональности) основ своих убеждений и жизненной позиции; поможет атеистам глубже осознать причины их мировоззренческих посылок и будет способствовать большему взаимопониманию в общении представителей разных сторон.

Мы ограничились рассмотрением взглядов ученых и возможных причин таковых. Но сходным образом выделенные принципы относятся и к людям с другими формами деятельности.

Владимир Пикуза

Иллюстрация: картина Годфри Кнеллера «Исаак Ньютон» (1689 г.).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука ; ; http://www.atheism.ru/library/Other_105.phtml; http://goo.gl/6PNs6y

Высокий уровень интеллекта превращает академиков в атеистов ; http://www.atheism.ru/library/Other_105.phtml

От наших спонсоров: Высококачественные надежные спиннинги Black Hole от всемирно известного производителя для настоящих мужчин. Широкий выбор удилищ и аксессуаров для рыбной ловли и туризма в интернет магазине Rangeman.ru

Неспособность принимать самостоятельные решения, жизнь с оглядкой на чужое мнение, неуверенность в себе и вечное недовольство окружающими - главные признаки инфантильности. Психологически незрелому человеку жизнь представляется большой враждебной страной, но если придерживаться системного подхода и следовать советам психологов, то можно повзрослеть умом и характером. Это требует работы над собой и может оказаться тяжким трудом. Но осознание собственной психологической незрелости - первый шаг к взрослой жизни.

  • Показать всё

    Признаки психологической незрелости

    Специалисты выделяют ряд основных признаков, по которым можно определить человека-ребенка:

    • Нерешительность. Столкнувшись с проблемой или встав перед выбором, человек оказывается не способен принять какое-либо решение из-за страха нести ответственность. Из этого проистекает следующий пункт.
    • Безответственность. Перекладывание решений на других влечет за собой снятие ответственности за последствия любых значимых действий. Попытка самоустраниться от управления собственной судьбой.
    • Жалость к себе и обвинение окружающих в своих бедах. Когда за человека добровольно или вынужденно , он винит в своих проблемах всех, кроме себя. Мир кажется враждебным и несправедливым, а собственная беспомощность вытягивает все силы. Чаще всего, взрослые дети винят родителей.
    • Категоричность в суждениях и жестокость к несогласным. Деление мира и событий на черное и белое характерно подросткам. Взрослые люди видят нюансы и гибко реагируют на них. У ребенка же есть две позиции: его и неправильная. И когда какое-либо явление выбивается из детской картины мира, человек всеми силами старается противостоять ему.

    Как стать красивой и ухоженной девушкой

    Несколько основных элементов взросления личности

    Существует перечень советов, следуя которым можно привести в равновесие психологический и реальный возраст.

    Важно понимать момент, когда психологическая незрелость начинает мешать жизни. Если есть необходимость повзрослеть парню в 30 лет - это объективная реальность, то для девушки в 21 год это может оказаться простой придиркой более взрослых окружающих.

    Взросление - сложный комплексный этап в развитии личности и он не обходится без сложностей.

    Как разобраться в себе

    Осознать существование проблемы

    Чтобы повзрослеть психологически, необходимо осознать несоответствие между возрастом в паспорте и в самоощущении.

    Преодоление стадии отрицания станет продуктивнее, если провести комплексный анализ собственной личности. Психологи советуют взять лист бумаги и разделить его на два столбца. В первом записать взрослые черты своей личности, а в правом - признаки инфантильности. Такой наглядный способ позволит воочию увидеть собственные проблемы.

    Как побороть застенчивость

    Нести ответственность за собственную жизнь

    Важнейший критерий взрослого мужчины или женщины - способность принимать самостоятельные и взвешенные решения на протяжении всей жизни. При этом решения не должны приниматься под воздействием эмоций, стресса или сиюминутного желания.

    Чтобы принимать решения по-взрослому, важно взвесить все «за» и «против», отбросить надежду на внезапное разрешение проблемы без усилий изнутри. Следует исключить или свести к минимуму такое явление, как прокрастинация.

    Прокрастинация - психологическая склонность откладывать на потом принятие важных решений.

    Проявлять гибкость в отношениях

    Взрослые люди отличаются от подростков поиском компромиссов. Только детям свойственен максимализм во взгляде на жизнь. Психологически зрелый человек осознает, что живет в мире, населенном другими взрослыми людьми со своим жизненным опытом и взглядами на жизнь.

    Находить решения и выстраивать отношения так, чтобы они устраивали всех, - главный секрет зрелых взаимоотношений. Это не означает прогибаться и принимать чужое мнение, чтобы избежать конфликтов. Важно непреклонно, но мягко обозначить свою позицию. В спорах не переходить на личности и уважать мнение собеседника.

    Заботиться о нуждах ближних

    Мир незрелой личности эгоцентричен. Подросток стремится к достижению всех благ для себя. Проблемы и трудности окружающих инфантильную личность не волнуют. Подростками эгоизм часто принимается за любовь к себе.

    Для внутреннего взросления следует чаще отрываться от заботы о собственном комфорте и обращать внимание на нужды близких. Не следует бросать всего себя на алтарь служения людям. Важно соблюдение баланса между заботой о себе и окружающих.

    Простить себя и окружающих

    Чтобы стать взрослой личностью, важно разобраться в своих проблемах с семьей. Большинство проблем происходят из взаимоотношений с родителями. Многие склонны винить их во всех своих нынешних бедах. Или нести чувство вины перед родителями сквозь года. Это неверный подход.

    Людям свойственно быть несовершенным, совершать ошибки. Для развития следует простить родителей за ошибки в воспитании. Простить себя за совершенные проступки и перестать себя жалеть. Примириться с наличием внутреннего ребенка, позволить ему остаться в прошлом. Стадию детства необходимо пережить и отпустить, чтобы она не отравляла жизнь.

    Последовательная работа над собой

    Для достижения необходимого эффекта, необходимо внимательно отнестись к каждому пункту. Нельзя взять в работу только те элементы, которые устраивают и отбросить все, что не нравится.

    Только комплексный подход и приложение постоянных усилий способны обеспечить продуктивное развитие личности и достижение желаемого результата.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!