Как создать вселенную из 92 химических элементов. Распределение по группам

Вчера получила книгу. Мои ожидания оправдались на 100%! Наконец-то нашлась книга, где химия преподносится не сухими фактами, длинными статьями или просто экспериментами без объяснения сути, а интересно - небольшие статьи-заметки, выноски, актуальн...

Вчера получила книгу. Мои ожидания оправдались на 100%! Наконец-то нашлась книга, где химия преподносится не сухими фактами, длинными статьями или просто экспериментами без объяснения сути, а интересно - небольшие статьи-заметки, выноски, актуальные и разнообразные темы. Например, в теме "пустыни" - есть заметка "Сокровища пустыни", где говорится что в результате испарения воды в пустынях образуется сульфат кальция = гипс. Ребятам мимоходом даются знания об элементах, молекулах, формулах. Им необязательно в этом возрасте все это запоминать, но это формирует предзнания (готовность воспринять знания) по химии, на которые в более старшем возрасте уже успешно лягут и серьезные статьи и опыты. Подборка тем очень интересна - это и минералы, и пища, и разные вещи (деньги, спички), и живая природа. Оформление очень красочное. Надо отметить что целевая аудитория - начальная школа. В средней школе она уже простовата - им можно более серьезные книжки и энциклопедии. Еще у моей дочери возникло много дополнительных вопросов, например, что такое ионы, как они образуются и т.д. Так что какие-то базовые знания родителей по химии необходимы.

Книга для тех кто начал изучать химию в школе или для очень умных детишек. Интересно для меня, но классический школьный учебник мне нравится больше. Не понравились цветные страницы - приходится напрягать зрение. В конце книги небольшой список лите...

Книга для тех кто начал изучать химию в школе или для очень умных детишек. Интересно для меня, но классический школьный учебник мне нравится больше. Не понравились цветные страницы - приходится напрягать зрение. В конце книги небольшой список литературы по данной теме. А вообще то здорово, что Политехничесий музей запустил такую программу и серьезные темы доносятся наглядно и доходчиво. И с помощью книг это становится доступно всем детям.

Не совсем оправдались ожидания. То есть статьи-описания, все отлично, а вот про опыты некоторое недоумение. Описание есть, а вот изображений, как это должно выглядеть нет. Есть пошаговое описание опытов (электромагнит, гоночный автомобиль из катуш...

Не совсем оправдались ожидания. То есть статьи-описания, все отлично, а вот про опыты некоторое недоумение. Описание есть, а вот изображений, как это должно выглядеть нет. Есть пошаговое описание опытов (электромагнит, гоночный автомобиль из катушки), а пошаговых и итоговых картинок нет. Для детской книги это минус, к сожалению. А так отличная книга для первого знакомства с химией и физикой для старших дошкольников и младших школьников.

Отличная книга!Написана с таким юмором!Прочитала предыдущие рецензии и решила купить.Ожидания оправдались даже не на 100,а на все 200 процентов.Читали вместе с ребенком 8 лет и не могли оторваться!Ребенок достаточно искушен энциклопедиями,но излож...

Отличная книга!Написана с таким юмором!Прочитала предыдущие рецензии и решила купить.Ожидания оправдались даже не на 100,а на все 200 процентов.Читали вместе с ребенком 8 лет и не могли оторваться!Ребенок достаточно искушен энциклопедиями,но изложение фактов с таким юмором встречаем впервые.Особенно ему понравился раздел "как сделать человека".Рекомендую!

Когда увидела название - была невероятно заинтригована. Почему-то сначала о химии даже не подумала. Но как только открыла, сразу поняла-я куплю эту книгу. Всё яркое, интересное, увлекательное, опыты описаны (и даже не беда, что картинок сопровожда...

Когда увидела название - была невероятно заинтригована. Почему-то сначала о химии даже не подумала. Но как только открыла, сразу поняла-я куплю эту книгу. Всё яркое, интересное, увлекательное, опыты описаны (и даже не беда, что картинок сопровождающих нет). Справимся))) Дам сестре, пусть читает, развивается, глядишь, химиком станет.


Очень удобно расположена информация, найти что-то нужное на составит труда. Факты легко запомнятся после проведения увлекательнейших экспериментов (например, попробуйте создать домашний вулкан!). Проект з...

Эх, если б в школе так химии учили!
Очень удобно расположена информация, найти что-то нужное на составит труда. Факты легко запомнятся после проведения увлекательнейших экспериментов (например, попробуйте создать домашний вулкан!). Проект запущен под эгидой Политехнического музея - надежная гарантия от ошибочных и лженаучных сведений, которые, увы, зачастую встречаются в детских энциклопедиях. Сама книга яркая, напечатана на плотной лакированной бумаге. Прекрасно подходит, чтобы привить ребенку интерес к химии, а заодно может и помочь в учебе - в самом начале ясно и просто разъясняется, как пользоваться таблицей Менделеева и на всем протяжении книги таких обучающих моментов масса.

Когда заметила эту книгу, думала, что она будет слишком сложна для восприятия детьми, но НЕ ТУТ-ТО БЫЛО! Эта книга полностью заинтересовала меня и мою сестру) Тут тебе не скучный урок химии, где учитель уныло разбирает формулы, которые ты с перво...

Когда заметила эту книгу, думала, что она будет слишком сложна для восприятия детьми, но НЕ ТУТ-ТО БЫЛО! Эта книга полностью заинтересовала меня и мою сестру) Тут тебе не скучный урок химии, где учитель уныло разбирает формулы, которые ты с первого раза не можешь запомнить (по крайней мере, у меня было именно так, поэтому в школе сразу разочаровалась в предмете, не хотелось заниматься). Многое зависит от подачи, и здесь как раз книга создана для того, чтобы заинтересовывать. Всё подаётся просто и понятно, без напряга) Главное, что она подготавливает к усвоению знаний (необязательно же заучивать всё), просто после этой книги восприятие элементов действительно дается легче. Теперь таблица Менделеева не будет выглядеть пугающей хоть для сестры)

ЭТА КНИГА…

…рассказывает о том, как химические элементы, соединяясь друг с другом, образуют самые разные вещества, из которых состоит все вокруг (и вообще все во Вселенной). В книге четыре главы, но читать ее можно с любого места. Хотя все-таки лучше начать с самых первых страниц, чтобы лучше понять, о чем говорится дальше. В конце ты найдешь краткий словарь химических терминов и понятий.

ЭТО ЭЛЕМЕНТАРНО!

В этой книге рассказывается о химических элементах. Их не так уж и много, но из них состоит все, что нас окружает. Из них состоит весь наш мир. Вся Вселенная. Кстати, из них состоишь и ТЫ тоже! C точки зрения химии элемент нельзя разложить на более простые вещества. Иными словами, элемент, участвующий в химической реакции, не может стать МЕНЕЕ сложным. Он может стать только БОЛЕЕ сложным (например, войти в состав химического соединения - вещества состоящего из нескольких элементов).

Каждый химический элемент состоит из микроскопических частиц, называемых атомами. В свою очередь, атомы состоят из элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов. Каждый элемент состоит только из одного вида атомов, имеющих одинаковое количество протонов и электронов.

Элемент определяется количеством протонов. Например, если атомы элемента имеют восемь протонов, то это кислород, если девять протонов - это фтор и так далее. Число протонов совпадает с атомным номером элемента. Все элементы систематизированы в периодической таблице.

Порядковый номер элемента в таблице совпадает с его атомным номером. Первым в таблице стоит водород (кислород стоит на восьмом месте).

Действительно ли в природе встречается всего 92 элемента?

Да… и нет. Все химические элементы с номерами от 1 до 92 действительно встречаются на Земле. Но тут есть одна сложность! Некоторые из 92 природных элементов встречаются КРАЙНЕ редко. В земной коре содержится лишь несколько граммов франция (87) и астата (85). Некоторые радиоактивные элементы, например технеций (43) и прометий (61), существовали в то время, когда образовалась Земля (более 4,5 МИЛЛИАРДА лет назад), но с тех пор практически полностью исчезли из-за естественного радиоактивного распада. Элементы 93 и 94 (нептуний и плутоний) также встречаются в природе в очень малых количествах. Поэтому можно сказать, что на Земле существует всего 88 природных элементов… а можно сказать, что таких элементов 94. Все зависит от того, какой элемент мы считаем природным.

Почему 92?

В периодической таблице больше 92 элементов. В настоящее время Международным союзом теоретической и прикладной химии признаны 114 элементов. Но элементы с атомными номерами от 93 и выше не встречаются в природе, их получают в лабораториях. Все эти сверхтяжелые элементы радиоактивны, и некоторые из них существовали только в лабораторных условиях - в виде нескольких атомов в течение доли секунды. Это значит, что синтетические элементы обычно не могут быть использованы для практических целей, однако один из них - америций (95) - широко применяется в детекторах дыма.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Положение каждого элемента в таблице указывает на его химические и физические свойства. Периодическая таблица - это краткий путеводитель по всей Вселенной, уместившийся на одном листе бумаги.

Распределение по группам

Элементы в периодической таблице располагаются в семь горизонтальных рядов, называемых периодами, и в 18 вертикальных столбцов, называемых группами. У всех элементов одной группы внешняя электронная оболочка атомов содержит одинаковое количество электронов, поэтому они имеют похожие химические свойства. У нескольких групп есть свои собственные названия. Например:

Группа 1 - щелочные металлы

Группа 2 - щелочно-земельные металлы

Группа 11 - монетные металлы

Группа 15 - пниктогены

Группа 16 - халькогены

Группа 17 - галогены

Группа 18 - инертные (благородные) газы

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТАБЛИЦЕЙ

Элементы располагаются в периодической таблице не как попало, а в строго определенном порядке, который позволяет судить о свойствах элементов. Периодическая таблица получила свое название по горизонтальным рядам, или периодам. Элементы периода не связаны между собой так, как они связаны в вертикальных столбцах, или группах. Химические свойства элементов в периоде постепенно меняются в зависимости от возрастания атомных номеров слева направо. Период можно уподобить музыкальной гамме: когда мы проигрываем ее от начала до конца (от ноты до к ноте си), каждая следующая нота чуть отличается от предыдущей. Когда переходим на следующий период, «гамма» вновь начинается с ноты до, но уже на другой октаве. Существуют две последовательности элементов с очень похожими свойствами. Одна последовательность содержит элементы 57 – 71, называемые лантаноидами, другая - элементы 89 – 103, актиноиды. Элементы с атомными номерами больше 103 называются трансактиноидами. Большая группа металлов в середине периодической таблицы называется переходными элементами, поскольку они обеспечивают переход между группой 2 слева и группой 13 справа.

Металлы, неметаллы и полуметаллы

Все химические элементы можно разделить на металлы и неметаллы. Большинство элементов - это металлы. Металлы обладают следующими отличительными признаками: они блестят, они хорошо проводят тепло и электричество (такие вещества называются проводниками), они пластичны (им можно придать любую форму) и тягучи (из них можно вытягивать тонкую проволоку). При комнатной температуре металлы обычно твердые, хотя ты, наверное, уже знаешь, что есть один жидкий металл. Это ртуть. Неметаллы плохо проводят тепло и электричество. При комнатной температуре они могут быть твердыми, жидкими или газообразными. Обычно они не блестят и не бывают пластичными или тягучими. Полуметаллы (или металлоиды) занимают промежуточное положение между металлами и неметаллами. В периодической таблице металлы и неметаллы разделены линией в виде лесенки, которая начинается под бором (5) и заканчивается между полонием (84) и астатом (85). Металлы располагаются слева от лесенки, а неметаллы - справа. Многие элементы, соприкасающиеся с этой линией, считаются полуметаллами.

КТО ПРИДУМАЛ ПЕРИОДИЧЕСКУЮ ТАБЛИЦУ?

Дмитрий Менделеев (1834 – 1907)

Периодическую систему химических элементов составил русский химик Дмитрий Менделеев. Он открыл периодический закон, согласно которому свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от их атомной массы. Менделеев сгруппировал элементы с похожими свойствами и создал свою знаменитую периодическую таблицу, причем оставил в ней свободные места для элементов, еще не открытых в то время. В 1869 году ученый представил свою таблицу Российскому химическому обществу. Сегодня элементы, предсказанные Менделеевым, уже открыты и заняли свои места в периодической таблице.

Химические СОЕДИНЕНИЯ

Все вещества во Вселенной состоят из химических элементов периодической системы, но элементы могут соединяться друг с другом в самых разных сочетаниях.

Атомы, молекулы и соединения

Иногда атомы элемента существуют сами по себе и не образуют никаких связей друг с другом. К таким элементам относятся, например, инертные газы. Иногда атомы соединяются в небольшие группы - молекулы. Молекулы многих газов состоят из двух атомов (О2, N2 и Н2), молекулы других элементов состоят из трех и более атомов (Р4 и S8 - фосфор и сера). Атомы, составляющие молекулы, связаны между собой ковалентной связью, которая возникает, когда два атома имеют общую пару электронов. Подавляющее большинство веществ состоит из молекул, образованных атомами разных химических элементов. При этом в каждом конкретном соединении присутствует строго определенное количество атомов элементов. Например, вода - это соединение, которое ВСЕГДА состоит из двух атомов водорода, соединенных с атомом кислорода (Н2О). Атомы в молекуле воды связаны общими электронами, значит, вода - ковалентное соединение.

Ионы

Существует еще один тип связи, когда атомы не «объединяют» свои электроны, а один атом передает свой электрон (или несколько электронов) другому. Все атомы электрически нейтральны, поскольку у них одинаковое количество положительно заряженных протонов и отрицательно заряженных электронов. Но, если атом теряет или приобретает электрон, он перестает быть нейтральным. Атом, утративший электрон, становится положительно заряженным. Атом, присоединивший электрон, становится отрицательно заряженным. Такие заряженные атомы называются ионами. Противоположные по знаку заряды притягиваются друг к другу, и таким образом возникает ионная связь. Примером ионного соединения может служить поваренная соль, или хлорид натрия (NaCl), в которой положительный ион натрия соединяется с отрицательным ионом хлора. Соединения металлов и неметаллов часто бывают ионными. Тип химической связи наряду с расположением атомов в молекуле или веществе определяет химические и физические свойства веществ, а значит, и их применение. Например, ионные связи - очень прочные, поэтому ионные соединения имеют высокую температуру плавления и кипения. Их можно использовать там, где важно добиться высокой жароустойчивости, например при изготовлении плавильных печей.

Эгоцентричный углерод

«Вот я какой! Занят только собой, и никто мне не нужен!» Это, конечно, преувеличение. Углерод входит в состав самых разных веществ, однако в отличие от многих других элементов атомы углерода могут устанавливать ковалентные связи друг с другом. Это значит, что атомы углерода способны образовывать цепи, кольца и сферы. Эти молекулярные соединения углерода могут состоять и из нескольких атомов, и из ОГРОМНОГО количества атомов, вплоть до нескольких тысяч. Очень длинные цепи атомов называются полимерами (от греческих слов, означающих «много» и «часть»). К этим цепям присоединяются другие элементы - в основном водород, кислород и азот, но также сера, фосфор и галогены. Таким образом получаются тысячи различных углеродсодержащих соединений. Эти соединения называются органическими, потому что из них состоят живые организмы. Их изучением занимается органическая химия. Ты наверняка знаешь многие органические соединения, например углеводы (или сахара), жиры и белки. Молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), как и все остальные необходимые для жизни молекулы, тоже относятся к органическим соединениям. К ним относятся и многие пластмассы, поскольку в их состав входят органические полимеры.

Скажу честно, первые страниц 30 я еле осилила, химия не входила в число моих самых любимых предметов в школе и все эти протоны, электроны, орбитали и подобные химические термины меня никогда не вдохновляли, а первые главы в книге как раз таки и посвящены краткому разбору основных базовых понятий химии и принципам построения периодической таблицы.

А вот я уже почти готова была бросить чтение как меня неожиданно включила фраза "прежде чем приступить к изготовлению человека, надо собрать все необходимые ингредиенты" и ниже подробненький рецепт начинающийся словами - "тебе также понадобиться 206 форм доя отливки костей, 1 форма для отливки человека целиком и ОЧЕНЬ большая кастрюля. Этап 1. Засыпать в большую кастрюлю 16кг углерода... " и такая миленькая заметочка в уголке страницы про Франкеншейна с пометочкой "Техника безопасности"). Я аж маркировку полезла смотреть на книжке))) 10+ На самом деле конечно ничего кровавого в книге нет, а материал после 30-й страницы мне очень понравился - жалко даже, что мало)

На самом деле глава про изготовление человека в такой вот нестандартной форме рассказывала из каких элементов состоит тело человека. Подобный же метод применяется при описании состава атмосферы. Если земная атмосфера вдруг исчезнет, в принципе в теории можно создать новую атмосферу нужно только довольно много материалов и очень много места) а дальше все просто нужно смешать азот, кислород, криптон, гелий, неон и еще несколько соединений инертных газов.

Самыми интересными разделами мне показались разделы про состав обычных вещей, техники и материалов нас окружающих в повседневной жизни. Написано очень понятно, это конечно не фиксики, но для младших школьников уже будет доступно. Разбирается, что такое телевизор в точки зрения химии, или почему фейерверк получается разноцветным - какие элементы нужно добавить, чтобы при нагревании было свечение определенного цвета, состав мыла, газировки, молока, бензина, спичек, металлических монет и несколько других вещей. Хотелось бы больше, но для начала уже хорошо, а вот потом уже можно Теодора Грэя читать... Кстати в конце книги есть перечень дополнительной литературы и Теодор Грей упомянут там 1 и 2 номером.

В некоторых главах предлагается сделать опыт по теме. Мы опытов проводили дома очень много, поэтому почти все опыты были знакомы, а вот тем, кто пока еще не сильно в теме возможно в некоторых местах будет не хватать иллюстраций... Опыты достаточно простые, но в некоторых как то процесс сильно усложнен. Например, мы делали с сыном вулкан, при этом сам вулкан лепили из пластилина, в книге предлагается сделать его из теста и описывается процесс замещивания этого теста или опыт ракета из пробки - предлагается смешать соду с водой и лимонным соком, а потом эту жидкость налить в бутылку и встряхнуть (мы просто кидали шипучую таблетку в банку с теплой водой) - эффект тот же..

Сфотографировала текст в нескольких местах покрупнее, чтобы можно было прочитать.




































































Из минусов лично для меня - книга уж очень пестрая, как фейерверк и на черном остаются отпечатки пальцев (на цветном они тоже есть, но не так заметны... И обложка совсем непривлекательная (

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что общего у автомобилей, ракет и, к примеру, гамбургеров? Они состоят из одних и тех же 92 химических элементов... как и вы! И вообще всё во Вселенной! Книга "Как изготовить Вселенную из 92 химических элементов " - это потрясающий путеводитель по таблице Менделеева, который расскажет вам, из чего состоит мир. Отныне вы будете смотреть на периодическую таблицу совсем другими глазами...

Гид для родителей:
Книга "Как изготовить Вселенную из 92 химических элементов" издана при поддержке Политехнического музея - одного из главных научных музеев мира. Политехнический музей поддерживает самые важные и интересные детские книги, которые помогают познавать окружающий мир, раскрывают загадки природы и учат разбираться в науке и технике. Эта энциклопедия адресована детям от 10 лет, хотя станет любопытным пособием и для родителей, поэтому мы рекомендуем читать книгу вместе. Прекрасные иллюстрации, увлекательное повествование и качество книги...

Читать полностью

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что общего у автомобилей, ракет и, к примеру, гамбургеров? Они состоят из одних и тех же 92 химических элементов... как и вы! И вообще всё во Вселенной! Книга "Как изготовить Вселенную из 92 химических элементов" - это потрясающий путеводитель по таблице Менделеева, который расскажет вам, из чего состоит мир. Отныне вы будете смотреть на периодическую таблицу совсем другими глазами...

Гид для родителей:
Книга "Как изготовить Вселенную из 92 химических элементов" издана при поддержке Политехнического музея - одного из главных научных музеев мира. Политехнический музей поддерживает самые важные и интересные детские книги, которые помогают познавать окружающий мир, раскрывают загадки природы и учат разбираться в науке и технике. Эта энциклопедия адресована детям от 10 лет, хотя станет любопытным пособием и для родителей, поэтому мы рекомендуем читать книгу вместе. Прекрасные иллюстрации, увлекательное повествование и качество книги сделают ее незаменимой для вашего ребенка. А интересные справки по химии, физике и другим естественным наукам вы больше нигде не найдете!

Изюминки книжки:
Новый подход к детским энциклопедиям, книга подготовлена специально для детей, привыкших к огромному потоку информации.
Большое количество увлекательной информации о физических элементах изложены в виде схем.
Энциклопедия состоит не из сплошного текста, а из сравнительных таблиц, графиков, диаграмм, схем и рисунков для лучшего восприятии и усваивания информации.
Книга более чем современна, она готова заменить интернет-ресурсы по наглядности и доступности информации.
Интересный текст, исторические справки, масса увлекательной информации об уникальных химических (и не только) открытиях…
Книга "Как изготовить Вселенную из 92 химических элементов" станет отличным подарком ребенку на день рождения или школьные праздники, или выпускной!

Скрыть

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!