Повесть Горького «Детство» содержит волнительный эпизод – сцену пожара. Автором осуществляется описание этого страшного события в таком виде, в каком оно врезалось в память мальчика Алеши, не осознающего пока всего масштаба опасности происходящего. Персонаж захвачен незабываемым зрелищем, его восторженный взор направлен на разрастающийся огонь, рядом с которым бегают возбуждённые люди.
Именно посредством его взгляда перед нами вырисовывается образ бабушки, укутавшейся мешком и попоной, и храбро бросившейся в мастерскую с целью очистки помещения от взрывоопасной бутыли с купоросом. Об этом никто кроме неё не подумал. Засунув в снег бутыль, героиня бежит навстречу соседям, спешащим на помощь в тушении пожара.
Спустя мгновение она усмиряет коня, обезумевшего от ужаса при виде огня. Внук не в силах отвести взгляда от бабушки: она представляет для него такой же интерес, как и сам огонь! Бабушку он видит в роли самого настоящего полководца, командующего силами во время ведения борьбы с огнем. Всегда она появляется в том месте, где возникает особенная потребность в её присутствии. Ей не свойственно ничего забывать или отказывать в помощи тем, кто в ней срочно нуждается. Она распоряжается всем. Дед же, который позиционирует себя, как важного хозяина в обычное время, способен только причитать, и звать в трудную минуту на помощь жену.
Бабушку в этот час не мог никто ослушаться ни единый человек, именно она выступала в роли самой главной здесь и самой сильной. Она полностью руководила процессом тушения пожара, потому что являлась человеком, умеющим действовать грамотно в экстремальной ситуации.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-02-15
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами ».
Художественная литература - это особенное словесное творчество. В художественном произведении создается образ, а для его создания автор использует различные изобразительные средства.
Например, в отрывке из книги М. Горького «Детство» писатель рисует картину пожара, такую выразительную, что мы как будто видим все своими глазами. В предложениях 12 и 13 содержится описание охваченной пламенем мастерской, для которого Горький выбрал метафоры и сравнения: «заливая щели», «высовываясь кривыми гвоздями», «золотые, красные ленты». Огонь описан как живое существо, играющий и резвящийся зверь: «весело играл огонь», «разрастался».
Уверенные, четкие действия бабушки автор описывает с восхищением. Она не задумывается об опасности, а делает то, что необходимо, быстро и просто. Вот она помчалась в огонь, обмотав голову мешком, а вот уже и «вынырнула» с бутылью купоросного масла в руках. Эти предложения очень экономны по использованию изобразительных средств - автору важнее показать стремительность действий бабушки. И обычные слова берут на себя отчасти функции тропов: автор упоминает о том, что бутыль «ведерная», то есть десятилитровая, а несет ее бабушка «на вытянутых руках». То есть бабушка даже не чувствует тяжести бутыли, вся охваченная азартом борьбы с огнем. Она ни о чем не забывает: ни о взрывоопасном купоросе, ни о запертом коне. Дед не справляется с перепуганным животным, но бабушка уже и к нему успела. Большое количество глаголов и деепричастий передают стремительность, с которой движется эта немолодая полная женщина.
Все эти события можно было бы просто перечислить, но тогда они не произвели бы на нас такого сильного впечатления, не заставили бы наши сердца биться быстрее от беспокойства и восхищения. Такой эффект производит только художественная литература, и делает это писатель с помощью художественных средств.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Нельзя было не послушать ее в этот час ».
В тексте из повести М. Горького «Детство» мы приведен один из самых волнительных и ярких эпизодов произведения - сцена пожара.
Автор описывает это событие так, как оно запомнилось маленькому мальчику Алеше, ещё не понимавшего всей опасности происходящего. Мальчик захвачен незабываемым зрелищем, он с восторгом смотрит на разрастающийся огонь, на беготню и возбуждение многих людей.
Именно его глазами мы видим и бабушку: она храбро бросается в мастерскую, укутавшись попоной и мешком, чтобы вынести оттуда взрывоопасную бутыль с купоросом, о чем, кроме нее никто не подумал. Едва засунув бутыль в снег, она уже бежит навстречу соседям, пришедшим помочь в тушении пожара. Через мгновение она уже усмиряет обезумевшего от ужаса перед огнем коня. Внук не может отвести от нее взгляда: она кажется ему столь же интересной, как и огонь!
Бабушка ведет себя как полководец, командующий силами борьбы с огнем. Она находится именно там, где она особенно нужна в данный момент, ничего не забывает, помогает всем, кому требуется помощь, распоряжается всем. А дед, который ведет себя важным хозяином в обычное время, только причитает и в трудную минуту зовет на помощь жену.
Конечно, в этот час бабушку не мог ослушаться ни один человек, она была самая главная и самая сильная Бабушка недаром взяла на себя руководство тушением пожара, это человек, который умеет действовать в экстремальной ситуации.
15.3. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сильный человек? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Сильным можно, я думаю, назвать только того, у кого есть сила духа, сила воли. Тот, кто сильнее физически, далеко не всегда обладает и внутренней силой, способностью разумно и спокойно действовать в экстремальной ситуации.
Так, в тексте Горького таким сильным человеком, безусловно, является бабушка. Она не растерялась во время пожара, а сразу же сообразила, что самую большую опасность для всех представляет бутыль с купоросом, которая могла взорваться. Бабушка не допускает бессмысленных разговоров и домыслов, кто виноват в поджоге. Она тотчас закутывается в попону и бросается в мастерскую за взрывоопасным веществом, а потом, вытащив тяжеленную бутыль, засовывает ее в снег. Женщина не испугалась огня, так как понимала, что взрыв может быть очень опасен. Она и не стала кого-то посылать выполнить опасную работу (ведь бутыль могла взорваться в любую минуту!), а сама пошла в горящую мастерскую, хотя поблизости были ее муж, сын, работники.Человек, которого можно назвать по-настоящему сильным, способен на подвиг и на самоотверженный поступок.
И в жизни, и в литературе мы часто встречаем людей с сильной волей, способных взять на себя ответственность за все происходящее, принимать решения, которые спасут всех. Например, я читал о мальчике, который был сыном вождя одного племени. Их племя долго враждовало с соседним, гибли люди. Но вот наконец оба племени решили прекратить войну. Они заключили мир. На этом событии присутствовал и мальчик. Когда мир был заключен, все стали кричать, радоваться. А мальчик вдруг побледнел, он с трудом забрался на лошадь и еле держался в седле. Только дома родители увидели, что он был ранен: кто-то, пользуясь суматохой, ударил его кинжалом, надеясь, что война вспыхнет вновь. Но мальчик не показал виду, что ранен. Он терпел страшную боль, чтобы снова не началась война.
51 Укажите количество грамматических основ в предложении.Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?52 Укажите количество грамматических основ в предложении.Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же?
53 Укажите количество грамматических основ в предложении.Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.
54 Выпишите грамматическую основу предложения.В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.
55 Укажите количество грамматических основ в предложении.Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
56 Укажите количество грамматических основ в предложении.Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.
57 Выпишите грамматическую основу предложения.Мне ничего не сулили.
58 Укажите количество грамматических основ в предложении.Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.
59 Укажите количество грамматических основ в предложении.Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».
60 Выпишите грамматическую основу предложения.Значит, отец и мама писа́ли после своей утренней пробежки и перед работой.
61 Выпишите грамматическую основу предложения.Ей, видите ли, своя прихоть дороже.
62 Выпишите грамматическую основу предложения.Мы с мамой переехали в этот дом недавно.
63 Укажите количество грамматических основ в предложении (24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл.
64 Укажите количество грамматических основ в предложении.Хотелось, чтобы появился друг.
65 Укажите количество грамматических основ в предложении.Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.
66 Выпишите грамматическую основу предложения.Вот скажите мне, Ваня.
67 Укажите количество грамматических основ в предложении.А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...
68 Укажите количество грамматических основ в предложении.В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
69 Укажите количество грамматических основ в предложении.Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
70 Выпишите грамматическую основу предложения.Толе очень нравилось бежать в школу под дождём.
71 Выпишите грамматическую основу предложения.Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей.
72 Выпишите грамматическую основу предложения.Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
73 Выпишите грамматическую основу предложения.Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
74 Выпишите грамматическую основу предложения.Это понимать надо!
Выпишите грамматическую основу предложения(Сейчас она не была уверена в своей правоте, прежде являющейся несомненной для каждого в окружениигерцогини.)
Укажите слово категории состояния:(Иван Николаевич весь день не вставал с постели – ему почему-то нездоровилось.)
грамоту доброго старика.(2)Отвечать батюшке было для меня невозможным.
(3)Для успокоения матушки письмо Савельича мне показалось достаточным.
(4)Несколько дюжих казаков схватили меня .
(5)Это похоже было на плавание судна по бурному морю.
(6)В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.
(7)Я хотел остановиться и дождаться его.
1.Выпишите грамматическую основу предложения 7.7)Но после грез в гороховом супе я могу думать только о еде.
2.Среди предложений 36-44 найдите предложение с обособленным уточняющим обсноятельством.
36)Лена,ты съела хлеб? - взгляд у мамы строгий,укоризненный.
37)Серые глаза суживаются.
38)У меня душа замирает от ужаса.
39) Нет,не я...
40) Папа.
41)Никогда не забуду, как растерялся от моего предательства отец!
42) Он все понял и пожалел меня сразу же.
43)Но эту вину тогда,в зиму 41-го года,он не мог взять на себя,как сильно ни любил меня.
3. Укажите кол-во грамматических основ предложения 50.
50) И до тех пор,пока я,давясь и обливаясь слезами,не проглатываю этот горчайший в моей жизни хлеб,она молча стоит рядом...
Выпишите грамматическую основу предложений:
1) Ты не веришь мне, Кусачка?
2) Огромный, похожий на водолаза-ньюфаундлна сеттер понравился мне с первого взгляда.
3) Пришлось ему произвести солдата в сержанты.
4) Нет у русских достачных сил.
5) Не чеканят больше солдатский флаг.
6) И это веление заставило Васю вскочить с кровати и быстро натянуть одежду.
7) Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня.
8) Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетеров и пережить с ними наново историю любимых героев.
Вопрос: Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: "Нельзя было не послушать её в этот час".Текст - Однажды, когда она стояла на коленях, сердечно беседуя с богом, дед, распахнув дверь в комнату, сиплым голосом сказал: - Ну, мать, посетил нас господь, - горим! - Да что ты! - крикнула бабушка, вскинувшись с пола, и оба, тяжко топая, бросились в темноту большой парадной комнаты. - Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! - строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл: - И-и-ы... Я выбежал в кухню; окно на двор сверкало, точно золотое; по полу текли-скользили желтые пятна; босой дядя Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: - Это Сквозь иней на стеклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью ее вихрится кудрявый огонь. В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного Пути. Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскаленными кривыми гвоздями. По темным доскам сухой крыши, быстро опутывая ее, извивались золотые, красные ленты; среди них крикливо торчала и курилась дымом гончарная тонкая труба; тихий треск, шёлковый шелест бился в стекла окна; огонь всё разрастался; мастерская, изукрашенная им, становилась похожа на иконостас в церкви и непобедимо выманивала ближе к себе. Накинув на голову тяжелый полушубок, сунув ноги в чьи-то сапоги, я выволокся в сени, на крыльцо и обомлел, ослепленный яркой игрою огня, оглушенный криками деда, Григория, дяди, треском пожара, испуганный поведением бабушки: накинув на голову пустой мешок, обернувшись попоной, она бежала прямо в огонь и сунулась в него, вскрикивая: - Купорос, дураки! Взорвет купорос... - Григорий, держи ее! - выл дедушка. - Ой, пропала... Но бабушка уже вынырнула, вся дымясь, мотая головой, согнувшись, неся на вытянутых руках ведерную бутыль купоросного масла. - Отец, лошадь выведи! - хрипя, кашляя, кричала она. - Снимите с плеч-то, - горю, али не видно!.. Григорий сорвал с плеч ее тлевшую попону и, переламываясь пополам, стал метать лопатою в дверь мастерской большие комья снега; дядя прыгал около него с топором в руках; дед бежал около бабушки, бросая в нее снегом; она сунула бутыль в сугроб, бросилась к воротам, отворила их и, кланяясь вбежавшим людям, говорила: - Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, - наше всё дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней, - бог вам на помочь. Она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя.… Крыша мастерской уже провалилась; торчали в небо тонкие жерди стропил, курясь дымом, сверкая золотом углей; внутри постройки с воем и треском взрывались зеленые, синие, красные вихри, пламя снопами выкидывалось на двор, на людей, толпившихся пред огромным костром, кидая в него снег лопатами. В огне яростно кипели котлы, густым облаком поднимался пар и дым, странные запахи носились по двору, выжимая слезы из глаз; я выбрался из-под крыльца и попал под ноги бабушке. - Уйди! - крикнула она. - Задавят, уйди... На двор ворвался верховой в медной шапке с гребнем. Рыжая лошадь брызгала пеной, а он, высоко подняв руку с плеткой, орал, грозя: - Раздайсь! Весело и торопливо звенели колокольчики, всё было празднично красиво. Бабушка толкнула меня на крыльцо: - Я кому говорю? Уйди! Нельзя было не послушать ее в этот час. Я ушел в кухню, снова прильнул к стеклу окна, но за темной кучей людей уже не видно огня, - только медные шлемы сверкают среди зимних черных шапок и картузов. Огонь быстро придавили к земле, залили, затоптали, полиция разогнала народ, и в кухню вошла бабушка…
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: "Нельзя было не послушать её в этот час".Текст - Однажды, когда она стояла на коленях, сердечно беседуя с богом, дед, распахнув дверь в комнату, сиплым голосом сказал: - Ну, мать, посетил нас господь, - горим! - Да что ты! - крикнула бабушка, вскинувшись с пола, и оба, тяжко топая, бросились в темноту большой парадной комнаты. - Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! - строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл: - И-и-ы... Я выбежал в кухню; окно на двор сверкало, точно золотое; по полу текли-скользили желтые пятна; босой дядя Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: - Это Сквозь иней на стеклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью ее вихрится кудрявый огонь. В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного Пути. Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскаленными кривыми гвоздями. По темным доскам сухой крыши, быстро опутывая ее, извивались золотые, красные ленты; среди них крикливо торчала и курилась дымом гончарная тонкая труба; тихий треск, шёлковый шелест бился в стекла окна; огонь всё разрастался; мастерская, изукрашенная им, становилась похожа на иконостас в церкви и непобедимо выманивала ближе к себе. Накинув на голову тяжелый полушубок, сунув ноги в чьи-то сапоги, я выволокся в сени, на крыльцо и обомлел, ослепленный яркой игрою огня, оглушенный криками деда, Григория, дяди, треском пожара, испуганный поведением бабушки: накинув на голову пустой мешок, обернувшись попоной, она бежала прямо в огонь и сунулась в него, вскрикивая: - Купорос, дураки! Взорвет купорос... - Григорий, держи ее! - выл дедушка. - Ой, пропала... Но бабушка уже вынырнула, вся дымясь, мотая головой, согнувшись, неся на вытянутых руках ведерную бутыль купоросного масла. - Отец, лошадь выведи! - хрипя, кашляя, кричала она. - Снимите с плеч-то, - горю, али не видно!.. Григорий сорвал с плеч ее тлевшую попону и, переламываясь пополам, стал метать лопатою в дверь мастерской большие комья снега; дядя прыгал около него с топором в руках; дед бежал около бабушки, бросая в нее снегом; она сунула бутыль в сугроб, бросилась к воротам, отворила их и, кланяясь вбежавшим людям, говорила: - Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, - наше всё дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней, - бог вам на помочь. Она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя.… Крыша мастерской уже провалилась; торчали в небо тонкие жерди стропил, курясь дымом, сверкая золотом углей; внутри постройки с воем и треском взрывались зеленые, синие, красные вихри, пламя снопами выкидывалось на двор, на людей, толпившихся пред огромным костром, кидая в него снег лопатами. В огне яростно кипели котлы, густым облаком поднимался пар и дым, странные запахи носились по двору, выжимая слезы из глаз; я выбрался из-под крыльца и попал под ноги бабушке. - Уйди! - крикнула она. - Задавят, уйди... На двор ворвался верховой в медной шапке с гребнем. Рыжая лошадь брызгала пеной, а он, высоко подняв руку с плеткой, орал, грозя: - Раздайсь! Весело и торопливо звенели колокольчики, всё было празднично красиво. Бабушка толкнула меня на крыльцо: - Я кому говорю? Уйди! Нельзя было не послушать ее в этот час. Я ушел в кухню, снова прильнул к стеклу окна, но за темной кучей людей уже не видно огня, - только медные шлемы сверкают среди зимних черных шапок и картузов. Огонь быстро придавили к земле, залили, затоптали, полиция разогнала народ, и в кухню вошла бабушка…
Ответы:
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Нельзя было не послушать ее в этот час». В тексте из повести М. Горького «Детство» мы приведен один из самых волнительных и ярких эпизодов произведения – сцена пожара. Автор описывает это событие так, как оно запомнилось маленькому мальчику Алеше, ещё не понимавшего всей опасности происходящего. Мальчик захвачен незабываемым зрелищем, он с восторгом смотрит на разрастающийся огонь, на беготню и возбуждение многих людей. Именно его глазами мы видим и бабушку: она храбро бросается в мастерскую, укутавшись попоной и мешком, чтобы вынести оттуда взрывоопасную бутыль с купоросом, о чем, кроме нее никто не подумал. Едва засунув бутыль в снег, она уже бежит навстречу соседям, пришедшим помочь в тушении пожара. Через мгновение она уже усмиряет обезумевшего от ужаса перед огнем коня. Внук не может отвести от нее взгляда: она кажется ему столь же интересной, как и огонь! Бабушка ведет себя как полководец, командующий силами борьбы с огнем. Она находится именно там, где она особенно нужна в данный момент, ничего не забывает, помогает всем, кому требуется помощь, распоряжается всем. А дед, который ведет себя важным хозяином в обычное время, только причитает и в трудную минуту зовет на помощь жену. Конечно, в этот час бабушку не мог ослушаться ни один человек, она была самая главная и самая сильная Бабушка недаром взяла на себя руководство тушением пожара, это человек, который умеет действовать в экстремальной ситуации.
Похожие вопросы
- А1. Оплодотворение – это процесс 1) переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика 2) слияния мужской и женской половых клеток 3) образования из материнской клетки двух дочерних 4) прорастания пыльцы с образованием пыльцевой трубки А2. Плод яблоко, в отличие от луковицы, 1) содержит запас питательных веществ 2) имеет семена 3) употребляется в пищу 4) имеет клеточное строение А3. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается 1) зародыш 2) эндосперм 3) семя 4) околоплодник А4. Зачатком нового растения служит 1) почка 2) семя 3) спора 4) видоизмененный побег А5. Перенос пыльцы с цветка одного растения на цветок другого называют 1) опылением 2) оплодотворением 3) спорообразованием 4) развитием А6. Сроки посева семян зависят от 1) размера семян и запаса питательных веществ в них 2) их способности находиться в состоянии покоя 3) теневыносливости растения 4) теплолюбивости и холодостойкости растения А7. Камбий в растении 1) обеспечивает рост стебля в толщину 2) придает стеблю прочность и упругость 3) обеспечивает рост стебля в длину 4) служит местом отложения органических веществ в запас А8. Возраст дерева можно определить по 1) толщине стебля 2) высоте стебля 3) годичным кольцам 4) числу ветвей А9. Растения в результате дыхания 1) поглощают азот 2) выделяют углекислый газ 3) запасают в органах органические вещества 4) расходуют минеральные вещества А10. Дыхание в жизни растений 1) способствует защите организма от перегревания 2) способствует накоплению органических веществ 3) обеспечивает организм энергией 4) обеспечивает организм минеральными веществами А11. Ландыш в природе обычно размножается 1) черенками 2) корневищем 3) корневыми отпрысками 4) отводками Часть 2. Выберите три правильных ответа. В1. Назовите условия, необходимые для прорастания семян. 1)свет 4)воздух 2)вода 5)минеральные вещества 3)тепло 6)органические вещества В2. Установите соответствие между признаком растения и процессом жизнедеятельности, для которого он характерен Признак растения А) запасание энергии Б) освобождение энергии В) выделение кислорода Г) поступление кислорода Д) образование органических веществ Е) расщепление (окисление) органических веществ Процесс жизнедеятельности 1)дыхание 2)фотосинтез А Б В Г Д Е В3. Установите соответствие между характеристикой размножения растения и его способом. Характеристика размножения А) происходит с помощью листовых и стеблевых черенков Б) осуществляется без участия гамет (половых клеток) В) осуществляется путем слияния половых клеток Г) дочерние организмы, в отличие от родительских, обладают новыми наследственными признаками Д) происходит с помощью придаточных корней Способ размножения 1) половое 2) вегетативное