Как выглядит спарта. Государство и право спарты и древней греции

Великомученик Георгий - Часть 2

Великомученик Георгий - Часть 3

Гюстав Моро – 1890. Святой Георгий и дракон.

Много веков назад у крестьянина, жившего рядом с Никомидией, одним из ближневосточных городов, случилось несчастье – его вол сорвался в пропасть и погиб. Хозяин животного был человеком небогатым. Вол у него был всего один, купить нового ему не позволяли средства. Находясь в отчаянии, тот человек не знал, как ему дальше жить. Но вдруг он услышал – в городской тюрьме находится заключённый, обладающий удивительными способностями и якобы умеющий возвращать жизнь в мёртвое тело. В другой ситуации этот человек пропустил бы подобное известие мимо ушей, но сейчас он был готов принять любую помощь. И вот крестьянин уже спешит к тюрьме, подкупает стражников за пару монет и подходит к камере того самого заключенного.

Что он видит? На каменном полу лежит молодой мужчина, на теле которого имеются следы жесточайших пыток. Крестьянин понял – его несчастье ничто, по сравнению с тем, что пришлось перенести этому заключённому. Он уже собирался уйти, так и не произнеся своей просьбы. Но неожиданно пленник открыл глаза и сказал крестьянину: «Не печалься! Иди домой. Волею Иисуса Христа, Бога, которому я служу, твой вол вновь станет жив и невредим». Обрадованный крестьянин поспешил домой, где действительно нашел своего быка живым и здоровым. Через несколько дней он услышал, что заключённый, помогший ему, убит по приказу императора.

Имя этого человека осталось в истории и знакомо каждому православному христианину. Его звали Георгий, а Церковь почитает его как святого великомученика Георгия Победоносца.

Память святого Георгия празднуется Православной Церковью 6 мая по новому стилю. Традиция его почитания сохраняется с глубокой древности.

Георгий был выходцем из богатой семьи, жившей в городе Бейруте (теперь – столица государства Ливан). Мы не знаем имён родителей Георгия, но известно, что они были христианами и сына своего также воспитали в христианской вере.

С юных лет Георгий желал поступить на военную службу – он был физически развит, храбр и благороден. Став воином римской армии Георгий вскоре достигнул звания тысяченачальника (по-нашему – полковника). Благодаря своим талантам он становится приближённым императора Диоклетиана.

Диоклетиан – очень интересная личность. Это был человек с абсолютно государственным мышлением. Для него не существовало личных нужд, все свои личные желания и стремления он приносил в жертву потребностям государства. Диоклетиан, желая укрепить Римскую империю, в какой-то момент решил восстановить древний культ поклонения императору как божеству. Все, кто не хотел признать величие императора, должны были подвергнуться смерти.

Так начались гонения на христиан – ведь, прежде всего, христиане отказывались соблюдать культ императора, считая это предательством своей веры. Георгий понимал, что его тоже ожидают страдания. Будучи храбрым человеком, он сам явился Диоклетиану и объявил себя христианином.

Диоклетиан был в недоумении – его верный воин называет себя христианином и отказывается почитать императора за бога. Он пытался уговорить Георгия отречься от Христа. Но когда Диоклетиан понял, что слова желаемого эффекта не приносят, приказал подвергнуть Георгия различным мучениям.

Для начала его посадили в тюрьму, а затем стали жестоко пытать. Святой мученик всё терпеливо переносил и не отрекался от своей веры. В итоге император приказал отрубить Георгию голову. Это случилось в городе Никомидии в 303-м году.

А вот как подвиг святого Георгия описывается в труде древнего историка Евсевия КесарИйского “Церковная история”: “Сразу же, как только в НикомидИи был обнародован указ о ЦерквАх, некий человек, не безызвестный, но самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый горячей ревностью по Боге и побуждаемый верой, схватил указ, прибитый на виду в общественном месте, и разорвал его на куски, как безбожный и нечестивейший. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такую дерзость, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие”.

Святого великомученика Георгия принято называть “Победоносцем”. Многие считают – это именование связано с тем, что Георгий приносит победу в военных действиях. Действительно, святого Георгия в России принято изображать на армейских знамёнах, а главным военным орденом у нас в стране долгое время считался орден святого Георгия. Традиция воинского почитания святого отразилась во многих памятниках культуры, например, в стихотворении “Георгий Победоносец” Николая Гумилёва.

Но Церковь называет Георгия “Победоносцем” не только, потому что он является покровителем благочестивых воинов. Православная Церковь призывает нас глубже задуматься над этим именованием. Христиане называют Георгия “Победоносцем”, в первую очередь, за его мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства. Благодаря примеру храбрости, явленной святым Георгием, а также благодаря подобным ему многочисленным мученикам, Римская империя уже в 4 веке начинает перерождаться из языческого государства в государство христианское. Святого Георгия часто изображают на иконах в момент, когда он копьём поражает гигантского дракона. Появление такого изображения связано с событием, которое произошло уже после кончины святого. Церковное предание повествует, что рядом с ближневосточным городом Гевал в озере поселилась огромная рептилия. Жители Гевала боялись её и, начав почитать за божество, стали приносить ей человеческие жертвы. Во время одного из таких жертвоприношений и явился перед людьми удивительный всадник на коне и поразил рептилию копьём. Этим всадником, как вы уже догадались, был святой великомученик Георгий.

Церковь не настаивает на исторической достоверности этого чуда. Она призывает христиан воспринимать победу святого Георгия над драконом как духовный образ борьбы добра и зла внутри каждого человека. Часто мы замечаем, что в нас живут плохие привычки, злые эмоции, недоброе отношение к людям. Это и есть дракон, олицетворение злого, с которым нам помогает бороться и побеждать Церковь по молитвам святого Георгия Победоносца.

В программе использованы материалы телеканала «Россия», телеканала «Культура», центра культурных инициатив «Сретение».

Святой Георгий хорошо известен всему миру - воин, сидящий верхом и поражающий огромного дракона (змия). Икона Георгия Победоносца изображает его именно в таком виде. Почитается мужественный воин не только в России - молятся ему католики, лютеране и восточные церкви, особо известен в Англии и Грузии. Чем же святой заслужил такое уважение, идущее из глубины веков?


История Георгия Победоносца

Жил святой очень давно, в III в., когда Израиль существовал как провинция Рима. Родился в палестинском г. Лидде (сегодня - Лод), смерть принял в Малой Азии (Вифиния), тогда тоже находившейся под пятой римлян. Точная дата рождения Георгия неизвестна, но принял он смерть, будучи вполне взрослым человеком (ведь истории известны много мучеников детского возраста и даже младенцев).

Диоклетиан, при котором произошли данные события, был идолопоклонником, особо почитал Аполлона. У его идола он узнавал будущее, хотя и неточно. Бес однажды сказал, что пророчествам мешают праведные люди - христиане. Царь собрал совет, велел каждому предлагать, как надо наказывать тех, кто ушел из язычества.

Святой был воспитан в христианской вере, его отца убили за исповедничество. Георгий был красив, хорошо сложен и силен, мужество, проявленное в военной службе, позволило ему получить хорошую должность в римском войске. Одна из икон Георгия Победоносца изображает его в виде цветущего молодого воина в облачении.

Мать святого к моменту мученичества сына уже умерла. Узнав о гонениях, Георгий сам явился на собрание, где обсуждались методы уничтожения христиан. Ему чужд был страх человеческий, он боялся лишь Бога и обратился к собранию с обличительной речью.

Царь и его подданные просто потеряли дар речи при виде такой дерзости. Но св. Георгия заботила только верность Христу. Царь узнал своего полководца и посоветовал Георгию принести жертву языческим богам, пообещав ему еще больше почестей. Исповедник Христов ответил, что хочет только одного - чтобы все узнали истинного Бога.

Диоклетиан повелел копьями изгнать мученика вон, посадить его в темницу. Тогда начались жестокие и продолжительные муки, которые тоже стали сюжетом для иконы великомученика Георгия Победоносца. Такие образы называются житийными, вокруг крупного изображения святого располагают более мелкие медальоны (или клейма, от 9 до 16 штук), сюжетом для которых становятся фрагменты жития.

  • Св. Георгия связали, положив на грудь камень, он же только благодарил Бога. На другой день царь повелел привязать святого к колесу. Пытка продолжалась долго, Георгий пришел в бесчувственное состояние. Тогда император стал насмехаться над Богом, велел отвязать мученика, думая, что тот уже умер. Ангел в образе юноши появился возле воина, после чего Георгий сам сошел с пыточного орудия, он оказался совершенно здоров.
  • Засыпали мученика известью на трое суток. Святого нашли невредимым, он благодарил Бога. Тогда его в железных сапогах провели до темницы. К утру ноги его, изувеченные пыткой, снова оказались здоровы.
  • Император велел избивать мученика плетьми до тех пор, пока плоть не начнет прилипать к земле, но он снова оказался исцелен силой Божией. Тогда был приведен колдун, чтобы разоблачить «фокусы» пленника, которые посчитали колдовством. В продолжение издевательств, Георгия заставили выпить магическое зелье. Мученик остался цел даже после того, как принял целую чашу с ядом.
  • Чтобы поиздеваться над верой христианской, мучители предложили св. Георгию воскресить мертвеца, обещая, что в таком случае и они будут поклоняться Господу. После продолжительной молитвы раздался гром и мертвый восстал. Но сердце императора осталось каменным - он сказал, что Георгий просто колдун. Правитель повелел умертвить и воскресшего, и волхва, который покаялся.
  • Святого вернули в темницу, где он продолжал творить чудеса, исцеляя страждущих. При капище Аполлона соорудили судилище, где должны были продолжиться пытки. Супруга Диоклетиана, видя силу Христа, исповедовала свою веру, припав к ногам святого. Царь велел обоих казнить. Царица испустила дух еще по дороге.

Мученик же Георгий сам преклонил голову, безропотно отдав жизнь за Христа. Значение житийных икон Георгия Победоносца бывает сложно понять, если не знать о подвигах святого, поэтому желательно ознакомиться со сказаниями, которыми богато церковное предание.

Богословский смысл общий - взирая на сцены мученичества или посмертных чудес, наблюдатель может видеть всю жизнь праведников, святителей, мужей апостольских в общей перспективе. Невзирая на испытания, которые Господь приготовил избранным своим на протяжении жизни, они неизменно выходят из битвы с дьяволом победителями, стойко держась исповедания веры Христовой.

Носили такие иконы еще одну функцию - как и росписи, они служили живописными книгами, которых в те времена было очень мало. Поэтому простой люд посредством изображений мог знакомиться с евангельскими притчами, историями из жизни святых. А назидательная роль историй о мученичестве понятна без дополнительных комментариев.


История иконы Георгия Победоносца

Не оскудевает милость Божия над верующими, не иссякли и чудеса, которые творил славный великомученик, они продолжились даже после того, как земной путь его был завершен. Здесь берет начало история самой известной иконы Георгия Победоносца. По сказаниям, в одном из палестинских озер жил змей, который поедал жителей ближнего города. По велению царя-язычника, люди поочередно отдавали чудищу своих детей. Пришел черед и царской дочери.

Богато разодетая царевна пошла к змею и встретила на пути воина, который спросил, о чем она плачет. Узнав о предстоящей ужасной участи девушки, святой решил спасти ее. Помолившись Богу, он копьем ударил змея, конь топтал тварь копытами. Усмиренное чудовище привели на привязи в город. Народ был в недоумении, а узнав, какой силой св. Георгий победил чудовище, уверовали в Христа. Змей был убит и сожжен, множество людей приняли крещение, в том числе царь.

Хотя за столетия почитания святому посвящены разные иконы, самой известный в России образ - где святой верхом на коне. Однако, таких образов известно три: без змея (поднятое копье, щит за плечами, левой рукой держит поводья); змееборец («Чудо о змие»), чудо со спасенным отроком (юноша сидит на лошади за спиной святого).

Значение иконы Георгия Победоносца, побеждающего змея, не только в том, чтобы напомнить о данном великом чуде. Существует и символический смысл. Царевна может восприниматься как Церковь, змей как враждебное язычество. Святой, повергнув чудовище, избавил веру от язычества. Также может восприниматься этот сюжет, как победа над змеем-искусителем, то есть дьяволом, соблазнившим первых людей в раю.


Как выглядят иконы мученика Георгия и в чем ее значение

Хотя в России наиболее почитаем образ, где святой сокрушает змея, он далеко не единственный. Православная иконография знает немало описаний икон Георгия Победоносца. Уже упоминался образ, где святой изображен как воин. Есть и образ мученика - в руке он держит крест, одет в плащ поверх хитона (традиционная одежда страдающих за веру). На голове может быть венок.

Внешние черты - кудрявый юноша без бороды, волосы до ушей, завитки круглой формы, расположены рядами. В византийской традиции, однако, черты лица могли быть иными. Присутствовал образ святого не только на иконах - фронтальные изображения делались на монетах, рядом с императорским, возле креста; на мозаиках; переплетах.

Начиная с 6 в. св. Георгий изображается вместе с Федором Стратилатом, Дмитрием Солунским, Федором Тироном. Конечно, при жизни они никогда не встречались, объединяет всех мученическая кончина, также все несли воинскую службу. Очень распространена икона святого Георгия Победоносца вместе с великомучеником Дмитрием Солунским. Возможно, похожая внешность натолкнула иконописцев на то, чтобы изобразить этих святых вместе.

Образы Георгия в России

Великий князь Ярослав, приняв крещение с именем Георгий, положил традицию сугубого почитания отважного воина в нашей стране. Как византийские императоры, Ярослав стал чеканить образ своего небесного покровителя на монетах, украшал им печати. Самая ранняя икона св. Георгия хранится в Кремле и относится к 11 в. Поясное изображение святого держит меч в левой, копье в правой руке.

Икона большого размера (примерно 2,5 на 1,5 метра) написана для новгородского Георгиевского собора в начале 12 в. Святой, помимо копья и меча, вооружен щитом, на голове - венец из золота. Здесь также отсутствует сюжет о поверженном змее.

Московские храмы имеют собственную традицию: здесь чаще можно встретить не вооруженного, а одетого в мученический хитон Георгия, в паре с Димитрием Солунским. Обоих воинов московские князья считали заступниками за свои земли. В качестве примера можно привести иконостас Благовещенского собора (Кремль).

Как правильно молиться иконе святого Георгия

Ошибкой было бы считать, что иконы святого Георгия Победоносца почитались лишь царями и князьями. Народному сознанию образ его был настолько близок, что часто объединялся со всенародно почитаемым свт. Николаем. Причиной могла послужить и близость расположения церковных праздников (23 апреля - день мученичества св. Георгия, 9 мая - один из праздников св. Николы).

Двусторонние иконы «Николы и Егория» были распространены в новгородской и московской областях. Святые изображались как в рост, так и по пояс. Свт. Николай традиционно держит в руке Евангелие, а св. Георгий - копье и щит (иногда опирается на меч). В фольклоре часто св. Георгий сопоставляется с архангелом Михаилом, который должен победить змия апокалипсиса (в заключительной книге Библии).

Несмотря на военную атрибутику, святой считается покровителем земледельцев. Возможно, потому что этот труд требует огромных сил, а в случае неурожая многим грозила гибель от голода. Народ верит, что небесный воин придет за защиту всех слабых, невинных, угнетаемых. Молиться возле иконы Георгия Победоносца необходимо также, как у остальных икон - с верой в сердце, называя свои конкретные бытовые нужды, прежде не забывая и о духовных.

Что значит появления иконы Георгия Победоносца во сне?

Разные сонники дают противоположную информацию о том, к чему снится икона Георгия Победоносца. Кто-то считает, что это хорошо, а для некоторых подобный сон - к тяжелым испытаниям. Но что вообще говорит Православие о снах?

Святые отцы делят сны на обычные, от нечистого и Бога. Типичное сновидение бывает о том, что делал человек на протяжении дня. Например, водителю может сниться, что он находится за рулем своей машины. От Бога могут посылаться откровения, такие примеры часто приводятся в Священном Писании. Какова вероятность подобные снов для обычного человека, который далек от праведности Авраама или Иосифа? Ответ очевиден.

Может сны напускать и бес, чтобы запутать, напугать человека. Что делать в таком случае? Основанием для всей жизни христианской должно быть Слово Божие, молитва, храм. Там надо искать ответы на все вопросы, посоветоваться с духовником, если его нет - то помолиться, чтобы Господь послал духовного руководителя.

Увлекаться сонниками, гаданиями - большой грех, о чем надо помнить. Верующий должен трезвиться, молиться, искать вечной жизни, а не думать о предсказаниях.

В чем помогает икона св. Георгия

Поскольку при жизни св. Георгий был военным, он считается покровителем всех, кто имеет отношение к армии - военнослужащим, участникам боевых действий. Молитва перед иконой Георгия Победоносца поможет:

  • защититься от врагов:
  • одержать победу в сражении (военном, спортивном, духовной брани с дьяволом);
  • содействие в установлении мира между членами семьи;
  • избавиться от телесного недуга (неважно, какого именно);
  • известны случаи, когда бесплодные женщины смогли зачать ребенка.

Конечно, многие матери молятся Георгию Победоносцу о том, чтобы сыновья благополучно вернулись с военной службы. Для этого необязательно покупать икону, святой услышит молитвы и так. Но если есть возможность, можно приобрести для дома образок, тем более если потребность обращаться к великомученику возникает регулярно.

Молитва святому великомученику Георгию Победоносцу

О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу нашему на супостаты одоление и да укрепит нас непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати престолу Господа славы.
Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно триипостасного Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную правосуднаго Судии стати, и того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь - удав, крокодил или большая ящерица - неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют - «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий - покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

С вятой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита - одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» - повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами»,- отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда, по приказу разгневанного императора, оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».

Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» -как святой Георгий восстал исцеленным.

Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора, усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец. Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью.

Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным. Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое - умертвить. Но и зелья не действовали - святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию,- я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос». Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы.- «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим - слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради.спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение».

И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен. Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона.

В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание - он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?»-спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение.

На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им. Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года. В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях бесславно кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет - и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город.

Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30-ти лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец.

С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Иларионом, митрополитом Киевским, вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (+1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+1325) - сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец - всадник, поражающий змия - стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов России с единоверной Иверией (Грузией- страной Георгия).

Георгий Победоносец - христианский святой, великомученик. Георгий пострадал во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 303 году, после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен. Память великомученика Георгия Победоносца совершается несколько раз в год: 6 мая (23 апреля ст. ст.) - гибель святого; 16 ноября (3 ноября ст. ст.) - освящение храма великомученика Георгия в Лиде (IV век); 23 ноября (10 ноября ст. ст.) - страдание (колесование) великомученика Георгия; 9 декабря (26 ноября ст. ст.) - освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской Православной Церкви, известное в народе как осенний Юрьев день).

Великомученик Георгий Победоносец. Тропарь и кондак святому

Тропарь, глас 4

П 0двигомъ д0брымъ подвизaсz, страстотeрпче хrт0въ вёрою, и3 мучи1телємъ њбличи1лъ є3си2 нечeстіе. жeртва же бlгопріsтна бGови принесeсz, тёмъ же и3 вэнeцъ пріsтъ побёды, и3 моли1твами с™е твои1ми, всёмъ даeши согрэшeніемъ њставлeніе.

Подвигом добрым подвизася, страстотерпче Христов Георгие, веры ради мучителем обличил еси нечестие, жертва же благоприятна Богови принесеся. Отнюду же и венец прият победы, и молитвами твоими святе, всем даеши грехов прощение.

Кондак, глас 4

В оздёланъ бGомъ ты2 показaсz, бlгочeстіz дёлатель чeстенъ, добродётелей рукоsти собрA себЁ. сёzвъ бо со слезaми, весeліемъ жнeши. постарадaвъ же кр0вію, хrтA пріsтъ. и3 мlтвами с™е твои1ми, всёмъ даeши согрэшeнієм прощeніе.

Возделан Богом ты показася, благочестия делатель честен, добродетелей рукояти собра себе. Сеяв бо со слезами, веселием жнеши. Постарадав же кровию, Христа прият. И молитвами святе твоими, всем даеши согрешением прощение.

————————

Библиотека Русской веры

Великомученик Георгий Победоносец. Иконы

Уже к VI веку сформировались два типа изображения великомученика Георгия: мученик с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ, и воин в доспехах, с оружием в руках, пеший или конный. Георгий изображается безбородым юношей, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей, иногда с венцом на голове.

С VI века Георгий часто изображается с другими воинами-мучениками - Феодором Тироном, Феодором Стратилатом и Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами.

Редко встречающийся иконографический извод - Георгий-воин, восседающий на троне, - возник не позже конца XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой придерживает ножны. В монументальной росписи святые воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, а также в нартексе.

В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо великомученика Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо великомученика Георгия с отроком»).

Композиция «Двойное чудо» объединила два наиболее известных посмертных чуда Георгия - «Чудо о змии» и «Чудо с отроком»: Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня, - небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке.

Иконография великомученика Георгия пришла на Русь из Византии. На Руси она претерпела некоторые изменения. Древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля. Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.

Образу святого из Успенского собора созвучна житийная икона великомученика Георгия XVI века из Успенского собора г. Дмитрова. Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах - эпизоды мученических страданий святого.

На Руси с середины XII века широко известен сюжет Чудо Георгия о змие .

До конца XV века существовал краткий извод этого образа: всадник, поражающий копьем змия, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господа. В конце XV века иконография Чуда святого Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: например, фигура ангела, архитектурные детали (город, который св. Георгий спасает от змия), изображение царевны. Но одновременно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении. Известны иконы не только с белым окрасом коня - конь может быть вороной или гнедой масти.

Иконография Чуда Георгия о змие сформировалась, вероятно, под влиянием античных изображений фракийского всадника. В западной (католической) части Европы святой Георгий обычно изображался как мужчина в тяжелых доспехах и шлеме, с толстым копьем, на реалистичном коне, который с физическим напряжением пронзает копьем относительно реалистичного змея с крыльями и лапами. В восточных (православных) землях отсутствует этот акцент на земном и материальном: не очень мускулистый юноша (без бороды), без тяжелых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном (духовном) коне, без особого физического напряжения, пронзает копьем нереалистичного (символического) змея с крыльями и лапами. Также великомученик Георгий изображается с избранными святыми.

Великомученик Георгий Победоносец. Картины

К образу великомученика Георгия неоднократно обращались живописцы в своих произведениях. В основе большинства работ лежит традиционный сюжет - великомученик Георгий, который поражает копьем змея. Святого Георгия на своих полотнах изображали такие художники, как Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Гюстав Моро, Август Маке, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, В.В. Кандинский и другие.

Великомученик Георгий Победоносец. Скульптуры

Скульптурные изображения святого Георгия находятся в Москве, в пос. Большеречье Омской области, в г. Иваново, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Рязани, Крыму, в с. Частоозерье Курганской области, Якутске, Донецке, Львове (Украина), Бобруйске (Белоруссия), Загребе (Хорватия), Тбилиси (Грузия), Стокгольме (Швеция), Мельбурне (Австралия), Софии (Болгария), Берлине (Германия),

Храмы во имя Георгия Победоносца

Во имя великомученика Георгия Победоносца построено большое количество церквей, как в России, так и за рубежом. В Греции в честь святого освящены около двадцати церквей, а в Грузии - около сорока. Кроме этого, церкви в честь великомученика Георгия есть в Италии, Праге, Турции, Эфиопии и других странах. В честь великомученика Георгия приблизительно в 306 году была освящена церковь в Салониках (Греция). В Грузии находится монастырь святого Георгия Победоносца, построенный в первой четверти XI века. В V веке в Армении в с. Карашамб была построена церковь в честь Георгия Победоносца. В IV веке в Софии (Болгария) была построена ротонда святого Георгия.

Георгиевская церковь - один из первых монастырских храмов в Киеве (XI век). Упоминается в Лаврентьевской летописи, согласно которой освящение храма состоялось не ранее ноября 1051 года. Церковь была разрушена, возможно, вследствие общего упадка древней части Киева после разорения города ордами хана Батыя в 1240 году. Позднее храм был возобновлен; уничтожен в 1934 году.

Великомученику Георгию Победоносцу посвящен монастырь в Новгородской области. По преданию, обитель основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав во святом крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло наименование монастыря.

В 1119 году было начато строительство главного монастырского собора - Георгиевского. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Строительство Георгиевского собора длилось более 10 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке.

Во имя святого Георгия освящена церковь на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде . Первое упоминание о деревянной церкви датируется 1356 годом. Жителями Лубяницы (лубянцами) - улицы, которая некогда проходила через Торг (городской рынок), была выстроена церковь в камне. Храм неоднократно горел и отстраивался вновь. В 1747 году обвалились верхние своды. В 1750-1754 годах церковь была вновь восстановлена.

Во имя Георгия Победоносца освящена церковь в с. Старая Ладога Ленинградской области (построена между 1180 и 1200 годами). Храм был впервые упомянут в письменных источниках лишь в 1445 году. В XVI веке церковь была перестроена, однако интерьер остался неизменным. В 1683-1684 годах была проведена реставрация церкви.

Во имя великомученика Георгия Победоносца освящен собор в Юрьеве-Польском (Владимирская область, построен в 1230-1234 годы).

В Юрьеве-Польском существовала Георгиевская церковь Михайло-Архангельского монастыря. Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах. Эта церковь - единственная сохранившаяся постройка древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году.

Во имя великомученика Георгия освящен храм в Ендове (г. Москва). Храм известен с 1612 года. Современная церковь построена прихожанами в 1653 году.

В честь святого Георгия освящена церковь в Коломенском (г. Москва). Церковь была построена в XVI веке как колокольня в виде круглой двухъярусной башни. В XVII веке к колокольне с запада была пристроена кирпичная одноэтажная палата. В то же время колокольня была перестроена в церковь святого Георгия. В середине XIX веке к церкви была пристроена большая кирпичная трапезная.

Известна церковь Георгия на Красной горке в Москве. По разным версиям, Георгиевская церковь основана матерью царя Михаила Романова - Марфой. Но название церкви было записано еще в духовной грамоте великого князя Василия Темного, а в 1462 году обозначалась каменной. Вероятно, из-за пожара храм сгорел, а на его месте инокиня Марфа построила новую, деревянную церковь. В конце двадцатых годов XVII века церковь сгорела. В 1652-1657 гг. храм был возобновлен на возвышенности, где проходили народные гулянья на Красную Горку.

Во имя святого Георгия освящена церковь в г. Ивантеевке (Московская область). Первые исторические сведения о храме относятся к 1573 году. Вероятно, деревянная церковь была построена в 1520-1530 годы. К концу 1590-х годов церковь была построена заново и служила прихожанам до 1664 года, когда братья Бирдюкины-Зайцевы получили разрешение на владение селом и на строительство новой деревянной церкви.

Уникальная деревянная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца находится в деревне Родионово в Подпорожском районе Ленинградской области. Первое упоминание о церкви датируется 1493 или 1543 гг.

В честь великомученика Георгия был освящен храм в Орле. Деревянная Георгиевская церковь существовала с момента основания города Орла. Когда после опустошения Орла литовцами город был разрушен, были разрушены и все деревянные храмы. Георгиевская церковь была возобновлена в 1700-х годах.

Старообрядческие храмы во имя великомученика Георгия Победоносца

В честь великомученика Георгия Победоносца освящены храмы РПсЦ в (Московской область), в (Республика Тыва), в (Украина), в (Приднестровье, Григореопольский район), в Старообрядческий храм (РПсЦ) во имя великомученика Георгия в Хмельницком


Великомученик Георгий Победоносец. Народные традиции

В народной культуре день памяти великомученика Георгия называли Егорий Храбрый - защитник скота, «волчий пастырь». В народном сознании сосуществовали два образа святого: один из них был приближен к церковному культу святого Георгия - змееборца и христолюбивого воина, другой - к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспевались подвиги святого воина Егория, который устоял перед пытками и обещаниями «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразил «люту змию, люту огненну».

Великомученик Георгий Победоносец всегда почитался среди русского народа. В честь него возводили храмы и даже целые монастыри. В великокняжеских семьях имя Георгий было широко распространено, день нового чествования в народной жизни, при крепостной неволе, получил экономическое и политическое значение. Особенно знаменательно оно было на лесном севере России, где имя святого, по требованию законов наречения и слуха, изменилось сначала в Гюргия, Юргия, Юрья - в письменных актах, и в Егорья - в живом языке, на устах всего простонародья. Для крестьянства, сидящего на земле и от нее во всем зависящего, новый осенний Юрьев день до конца XVI века был тем заветным днем, когда для рабочих кончались сроки наймов и любой крестьянин становился свободным, с правом перехода к любому землевладельцу. Это право перехода, вероятно, было заслугой князя Георгия Владимировича, который погиб на р. Сити в битве с татарами, но успел положить начало русскому заселению севера и обеспечить его крепкою защитою в виде городов (Владимира, Нижнего, двух Юрьевых и других). Народная память окружила имя этого князя исключительным почетом. Для увековечения памяти князя были нужны легенды, сам он олицетворял богатыря, подвиги его приравнены к чудесам, его имя соотносили с именем Георгия Победоносца.

Русский народ приписал святому Георгию деяния, которые не упоминались в византийских Минеях. Если Георгий ездил всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзал им змея, то тем же копьем, по русским легендам, он поразил и волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?» - «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон, возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня». Легенда эта укрепила в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена им как жертва Егорием - ведомым начальником и повелителем всех лесных зверей. Эта же легенда свидетельствовала, что Егорий говорил со зверями людским языком. На Руси был известен рассказ о том, как Егорий приказал змее ужалить больно пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

Почитая Егория не только повелителем зверей, но и гадов, крестьяне обращались к нему в своих молитвах. Однажды некий крестьянин, по имени Гликерий, пахал поле. Старый вол надорвался и пал. Хозяин сел на меже и горько заплакал. Но вдруг к нему подошел юноша и спросил: «О чем, мужичок, плачешь?» - «Был у меня, - ответил Гликерий, - один вол-кормилец, да Господь наказал меня за грехи мои, а другого вола, при бедности своей, я купить не в силах». «Не плачь, - успокоил его юноша, - Господь услышал твои молитвы. Захвати с собою «оброт», бери того вола, который первый попадется на глаза, и впрягай его пахать - этот вол твой». - «А ты чей?» - спросил его мужик. - «Я Егорий Страстотерпец», - сказал юноша и скрылся. На этом повсеместном предании основывались трогательные обряды, которые можно было наблюдать во всех без исключения русских деревнях в день весенний день памяти святого Георгия. Иногда, в более теплых местах, этот день совпадал с «выгоном» скота в поле, в суровых же лесных губерниях это только «обход скота. Во всех случаях обряд «обхода» совершался одинаково и заключался в том, что хозяева обходили с образом святого Георгия Победоносца всю домашнюю скотину, собранную в кучу на своем дворе, а затем сгоняли ее в общее стадо, собранное у часовен, где служился водосвятный молебен, после которого все стадо окроплялось святой водой.

В старой Новгородчине, где, бывало, скот пасли без пастухов, «обходили» сами хозяева с соблюдением древних обычаев. Хозяин для своей скотины утром готовил пирог с запеченным туда целым яйцом. Еще до солнечного восхода он клал пирог в решето, брал икону, зажигал восковую свечу, опоясывался кушаком, затыкал спереди за него вербу, а сзади топор. В таком наряде у себя на дворе хозяин обходил скот посолонь три раза, а хозяйка подкуривала из горшочка с горячих угольев ладаном и поглядывала, чтобы двери на этот раз были все заперты. Пирог разламывался на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой давали по куску, а верба либо бросалась на воду речки, чтобы уплыла, либо втыкалась под стреху. Считалось, что верба спасает во время грозы от молнии.

В глухой черноземной полосе (Орловская губерния) верили в Юрьеву росу, старались в Юрьев день возможно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, выгнать скот со двора, особенно коров, чтобы они не болели и больше давали молока. В той же местности верили, что свечки, поставленные в церкви к образу Георгия, спасают от волков, а кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину «волку на зубы». Чествуя Егорьев праздник, домохозяева не упускали случая превратить его в «пивной». Еще задолго до этого дня, рассчитывая, сколько выйдет ушатов пива, сколько сделать «жиделя» (пива низшего сорта), крестьяне думали, как бы не было «нетечи» (когда сусло не бежит из чана) и толковали о мерах против такой неудачи. Подростки лизали ковши, вынутые из чанов с суслом; пили отстой или гущу, которая осела на дне чана. Женщины пекли, мыли избы. Девицы подготавливали свои наряды. Когда пиво было готово, каждого родственника в деревне приглашали «гостить о празднике». Праздник Егорья начинался с того, что каждый большак нес в церковь сусло, которое на этот случай называлось «кануном». Его на время обедни ставили перед иконой святого Георгия, а после обедни жертвовали причту. Первый день пировали у церковников (в Новгородчине), а потом шли пить по домам крестьян. Егорьев день в черноземной России (например, в Чембарском уезде Пензенской губернии) сохранил еще следы почитания Егорья, как покровителя полей и плодов земных. Народ верил, что Георгию были даны ключи от неба и он отпирал его, предоставляя силу солнцу и волю звездам. Многие еще заказывают обедни и молебны святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам. А в подкрепление смысла древнего верования соблюдался особый обряд: выбирали наиболее смазливого юношу, украшали его разной зеленью, клали на голову круглый пирог, украшенный цветами, и в целом хороводе молодежи вели в поле. Здесь трижды обходили засеянные полосы, разводили костер, делили и ели обрядовый пирог и пели в честь Георгия старинную священную молитву-песню («окликают»):

Юрий, вставай рано - отмыкай землю,
Выпускай росу на теплое лето,
Ни буйное жито -
На ядренистое, на колосистое.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!