Кем являлись монголо татары. Монголы, татары и монголо-татарское иго

Когда во время Первой мировой войны появились танки, стало понятно – вести сражения как раньше уже не получится. Дедовские тактические схемы и уловки напрочь отказывались работать против механических «зверей», оснащенных пулеметами и пушками. Но «звездный час» стальных монстров пришелся на следующую войну – Вторую мировую. Что немцы, что союзники прекрасно осознавали – ключ к успеху спрятан именно в мощной гусеничной технике. Поэтому на постоянные модернизации танков выделялись сумасшедшие деньги. Благодаря этому металлические «хищники» эволюционировали стремительными темпами.

Этот советский танк обрел статус легенды, едва появившись на полях сражений. Металлический зверь оснащался дизелем на 500 «лошадок», «продвинутым» бронированием, 76 мм орудием Ф-34 и широкими гусеницами. Такая комплектация позволила Т-34 стать лучшим танком своего времени.

Другим достоинством боевой машины была простота и технологичность ее конструкции. Благодаря этому наладить массовое производство танка удалось в кротчайшие сроки. Уже к лету 1942 года было выпущено порядка 15 тысяч Т-34. Всего же за время производства СССР создал более 84 тысяч «тридцать четвертых» в различных модификациях.

Всего было выпущено порядка 84 тысяч Т-34

Главной проблемой танка была его трансмиссия. Дело в том, что она вместе с силовым агрегатом находились в специальном отделении, расположенном в корме. Благодаря этому техническому решению, карданный вал оказался ненужным. Главенствующая роль отводилась тягам управления, длина которых составляла порядка 5 метров. Соответственно, механику-водителю управляться с ними было тяжко. И если человек с трудностями справлялся, то металл иной раз давал слабину – тяги просто рвались. Поэтому часто Т-34 шли в бой на одной передаче, включенной заранее.

«Тигр» создавался с одной целью – смять любого противника и обратить его в паническое бегство. Сам Гитлер лично распорядился покрыть новый танк лобовым бронелистом толщиной в 100 миллиметров. А корму и борта «Тигра» закрывала броня в 80 миллиметров. Главным «козырем» боевой машины являлось оружие – это 88 мм пушка KwK 36, созданная на основе «зенитки». Пушка отличалась последовательностью попаданий и также рекордной скорострельностью. Даже в условиях боя KwK 36 за минуту могла «плюнуть» снарядами аж 8 раз.

Кроме этого, «Тигр» являлся еще одним из самых быстрых танков того времени. В движение его приводил «Майбаховский» силовой агрегат на 700 л.с. Компанию ему составляла 8-ступенчатая гидромеханическая коробка передач. И по шассе танк мог разогнаться до 45 км/ч.

«Тигр» стоил 800 000 рейхсмарок


Любопытно, что в технической памятке, лежавшей в каждом «Тигре», была надпись: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!». Геббельс считал, что танкисты будут гордится тем, что им доверили такую дорогую игрушку. Но на деле очень часто было иначе. Солдаты панически боялись, что с танком может что-то произойти.

Танковая эволюция развивалась стремительно. Противники постоянно выводили на «ринг» все более усовершенствованных бойцов. ИС-2 стал достойным ответом СССР. Тяжелый танк прорыва оснащался 122 мм гаубицей. Если снаряд из этого орудия попадал в здание, то от него, по сути, оставались лишь руины.

Кроме гаубицы, в арсенале ИС-2 числился 12,7 мм пулемет ДШК, расположенный на башне. Пули, выпущенные из этого оружия, пробивали даже самую толстую кирпичную кладку. Поэтому у врагов практически не было шансов спрятаться от грозного металлического монстра. Другое важное достоинство танка – это его бронирование. Оно достигало 120 мм.

Выстрел ИС-2 превращал здание в руины

Не обошлось, конечно, и без минусов. Главное – топливные баки в отделении управления. Если противник умудрялся пробить броню, то у экипажа советского танка практически не было шансов спастись. Хуже всего приходилось механику-водителю. Ведь у него не было собственного люка.

Перед тем как столкнуться с немцами, тяжелый танк прошел боевое крещение в войне с финнами. Монстр весом в 45 тонн был непобедимым противником вплоть до самого конца 1941 года. Защита танка представляла собой 75 миллиметров стали. Лобовые бронелисты были расположены так удачно, что снарядостойкость приводила немцев в ужас. Еще бы! Ведь их 37 мм противотанковые орудия не могли пробить КВ-1 даже с минимального расстояния. Что же касается 50 мм орудий, то тут предел – 500 метров. А советский танк, оснащенный длинноствольным 76 мм орудием Ф-34, мог подбить противника с дистанции порядка полутора километров.

Слабая трансмиссия – главная «болячка» КВ-1

Но были, к сожалению, у танка и недостатки. Главная проблема заключалась в «сырой» конструкции, которую поспешно запустили в производство. Настоящей «Ахиллесовой пятой» КВ-1 стала трансмиссия. Из-за больших нагрузок, связанных с весом боевой машины, она слишком часто ломалась. Поэтому при отступлениях танки приходилось бросать или уничтожать. Поскольку ремонтировать их в условиях боевых действий было нереально.

Все же немцам удалось урвать несколько КВ-1. Но в дело они их не пустили. Постоянные поломки и отсутствие нужных запчастей быстро поставили крест на трофейных машинах.

Немецкая «Пантера» весом в 44 тонны превосходила Т-34 в подвижности. На шоссе этот «хищник» мог разгоняться чуть ли не до 60 км/ч. Вооружался он 75 мм пушкой KwK 42, у которой длина ствола насчитывала 70 калибров. «Пантера» могла «плюнуть» бронебойным подкалиберным снарядом, пролетающим за первую секунду километр. Благодаря этому немецкая машина могла подбить практически любой танк противника на расстоянии, превышающем пару километров.

«Пантера» могла пробить броню танка на расстоянии свыше 2 километров

Если лоб «Пантеры» защищался бронелистом толщиной от 60 до 80 мм, то на бортах броня была тоньше. Поэтому советские танки старались поразить «зверя» именно в то слабое место.

Всего Германия успела создать около 6 тысяч «Пантер». Любопытно вот еще что: в марте 1945 года сотни этих танков, оснащенных приборами ночного видения, пошли в атаку на советские войска под Балатоном. Но и эта техническая уловка не помогла.

istpravda.ru

В принципе, всем известна поговорка о том, что лучшее — враг хорошего. Но это только в принципе. Если лучшее призвано заменить хорошее раньше времени, то можно столкнуться лишь с дополнительными трудностями. Именно это и произошло с сильнейшим немецким танком Второй мировой войны — моделью «Тигр II», более известной под названием «Королевский тигр».

Собственно, его предшественник, танк «Тигр I» в 1942 году на Восточном фронте, где его задачей стало противостоять советскому танку Т-34, также был задействован слишком поспешно. И лишь когда в 1943 году удалось справиться с техническими проблемами этой машины и наладить ее серийное производство, она стала по-настоящему грозным оружием, наводившим ужас на врагов.

Когда еще только начались тесты танка «Тигр-I», его производитель — концерн Henschel — получил заказ на разработку новой, более совершенной модели. Аналогичный заказ получило также конструкторское бюро Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). При этом предыдущая разработка Порше оказалась чрезмерно новаторской, и в итоге уже построенные им шасси были переделаны и приспособлены для производства на их базе САУ «Фердинанд».

Компоновка танка "Тигр II"

При разработке «наследника» «Тигра I» также вскоре начался настоящий хаос. Перед конструкторами были поставлены достаточно четкие задачи: в частности, новая модель должна была иметь корпус, непробиваемый ручными гранатами, то есть иметь отвесные стенки, как Т-34, а также среднетяжелый танк «Пантера».

Для сравнения: тяжелый танк "Тигр". Основное отличие - форма корпуса. У "Тигра" нос корпуса тупой - "ступенькой", у "Тигра II" - наклонный.

Кроме того, "Тигры II" были оснащены лучшей пушкой

Новый танк должен был быть оснащен новой длинной пушкой калибра 88 мм под конструкционным номером 43 L/71. Это была самая мощная танковая пушка всей Второй мировой войны. Она была гораздо совершеннее, чем пушка советского танка ИС-2, несмотря на то, что у той был калибр 122 мм.

В третьих, инженерам было поручено разработать, по возможности, простую конструкцию для массового производства. Немецкие оружейники убедились в важности этого фактора на примерах Т-34, а также американского танка М4 «Шерман» (Sherman). В частности, они предполагали использование множества одинаковых запчастей для Тигра-2 и Пантеры-2.

Первые прототипы, разработанные обоими конкурирующими конструкторскими бюро, не соответствовали поставленным задачам. Разработка застопорилась до тех пор, пока в дело не вмешался лично Гитлер и не потребовал в очередной раз усилить фронтальную и боковую броню до 185 миллиметров и не обращать при этом внимания на неизбежно возрастающий вес нового танка.

В конечном итоге после того, как новые разработки были продемонстрированы Гитлеру, в октябре 1943 года заказ на производство танков получила именно фирма Henschel. Для начала требовалось построить 175 машин. Предложение главного конструктора Эрвина Адерса (Erwin Aders) сконцентрировать для начала все мощности на производстве улучшенной промежуточной модели на базе «Тигра I», которая имела бы более толстую фронтальную броню, было отклонено. При этом, однако, можно было бы произвести большее количество танков, у которых было бы меньше проблем с запчастями.

Однако военное ведомство предпочло этому прагматичному варианту наладить производство еще не запущенных в серию «Королевских тигров». В декабре 1943 года цеха завода Henschel в Касселе покинули первые три пробные машины. В январе 1944 года была выпущена первая серия из восьми «Тигров II».

Одновременно с этим Henschel увеличил производство «Тигров I» до 95 машин в месяц. Их число могло бы быть почти вдвое больше, если бы заводу не пришлось приспосабливаться под производство новой модели.

Танковые траки на башне и бортах - неуклюжая попытка создать дополнительную защиту

Весной 1944 года первые «Королевские тигры» были поставлены войскам — сначала элитной танковой учебной дивизии, а затем тяжелым танковым подразделениями, которые действовали на фронте независимо от обычных дивизий. Первые испытания показали, что новая модель имела множество преимуществ перед своей предшественницей, но имела также и серьезные недостатки.

Одним из главных преимуществ была новая пушка, которая могла уничтожить любой танк противника фронтальным попаданием с расстояния двух километров. Кроме того, емкость бензобака у нового танка выросла с 534 до 860 литров, благодаря чему он мог преодолевать расстояния до 140 (вместо 100) километров по ровной и до 90 (вместо 60) километров по пересеченной местности.

Главным недостатком «Королевского тигра» стала его масса, увеличившаяся с 60 до 70 тонн. Она была слишком велика для большинства мостов, которые приходилось преодолевать по пути войскам. Поэтому «Тиграм II» часто приходилось искать объездные пути.

А поскольку новые «Тигры» оснащались теми же моторами, что и старые — 12-цилиндровыми «Майбахами» объемом 24 литра и мощностью около 700 л. с., то их и без того невеликая относительная мощность снизилась с 12,5 до 10 л. с. на тонну. Для сравнения: у немецких Пантер и советских Т-34 относительная мощность составляла 16 л. с. на тонну. И лишь когда мотор был доработан, и его мощность выросла до 800 л. с., его относительная мощность сравнялась с показателями советского тяжелого танка ИС-2.

Однако, пожалуй, самым серьезным недостатком «Тигра II» стало низкое качество его стали. Немецкая горно-рудная промышленность не располагала достаточным количеством молибдена и использовала для легирования стали ванадий. Однако результат оказался иным, нежели рассчитывали инженеры: молибден увеличивал прочность стали, а ванадий — его эластичность. Это привело к тому, что номинально значительно более прочная броня Тигра-2 разрушалась внутри танка, что приводило к гибели экипажа, хотя вражеская граната и не пробивала ее насквозь.

Первые 50 серийных танков получили башни, которые произвел на свой страх и риск Фердинанд Порше. Лишь начиная с июня 1944 года, машины стали оснащать башнями лучшей формы, произведенными Henschel, которые, однако, были еще на 1,2 тонны тяжелее.

Впервые «Королевские тигры» были задействованы 19 марта 1944 года в ходе «Операции Маргарита» танковой учебной дивизии в Венгрии. Но там они не встретили вообще никакого сопротивления.

Американцы захватывали "Королевские тигры" и принимали к себе на службу

Первым же серьезным боем, в котором приняли участие «Тигры II», стало сражение 11 июля 1944 года у французской деревни Коломбель в Нормандии. В течение кратчайшего времени двенадцать «Королевских тигров» уничтожили двенадцать «Шерманов», а также несколько американских противотанковых пушек и полугусеничных машин, не понеся при этом никаких потерь. Однако американцы вызвали подкрепление с воздуха, а также с моря, и «Тиграм II» пришлось отступить.

А еще через неделю последовала тяжелая бомбовая атака на их позиции, и в течение последовавших за ней боев все, кроме одного, «Тигры II» были уничтожены. Большому количественному превосходству противника сверхтяжелые новые танки, которых до мая 1945 года было построено около 500 единиц, не смогли ничего противопоставить, даже несмотря на свои мощнейшие пушки.

"Тигр II" в музее.


Тяжелый танк "Иосиф Сталин", более известный как ИС-2, был назван в честь руководителя СССР и на момент своего появления был сильнейшим в мире. Его броня успешно противостояла огню немецкой противотанковой артиллерии, а после модернизации, когда "ступенчатую" верхнюю лобовую деталь заменили на её спрямлённую конфигурацию, могла держать в упор снаряды мощнейшей 88-мм противотанковой пушки Pak 43. Сам танк был вооружен 122-мм пушкой, снаряды которой пробивали такие танки, как Танк PzKpfw IV Ausf H, PzKpfw.VI Tiger и PzKpfw V Panther навылет.

JagdPanther



По немецкой классификации, JagdPanther – истребитель танков. Данная машина считается одной из лучших самоходок Второй мировой войны. Успевшая повоевать на Западном и Восточном фронтах, JagdPanther зарекомендовала себя опасным противником, ее пушка Pak.43 L/71 (88 мм, 71 калибр) пробивала с 1000 метров броню практически любого танка союзников.

M4 Sherman



Самый массовый танк американской армии времен Второй мировой войны, всего было выпущено около 50 тысяч этих машин.

Простой и надежный M4 Sherman пользовался любовью танкистов. Его 75-мм орудие, оснащенное гироскопическим стабилизатором "Вестингауз", позволяло довольно точно вести стрельбу даже на ходу. Однако с появлением PzKpfw.VI "Tiger" и PzKpfw V "Panther" его бронепробиваемости стало не хватать, и впоследствии танк оснастили более мощным орудием. Главными же недостатками танка были высокий силуэт и слабое бронирование, а еще танк частенько загорался при попадании в него снаряда. Немцы даже прозвали M4 Sherman как "Горящий котел" или "Котелок солдата".

PzKpfw V "Panther"



Это танк создавался как ответ на советский Т-34 и впоследствии должен был заменить Panzer III и IV. Из-за технологической сложности производства этого осуществить не удалось, как и довести конструкцию танка до ума - PzKpfw V "Panther" всю войну страдал от детских болезней. Тем не менее вооруженный длинноствольной 75-мм пушкой KWK-42 длиною 70 калибров, этот танк представлял собой грозного противника. Так, за один бой "Panther" гауптшарфюрера СС Франца Фаумера в Нормандии уничтожил 9 М4 Sherman и еще 4 были захвачены абсолютно исправными. Недаром "Panther" некоторыми специалистами считается лучшим танком Второй мировой.

PzKpfw IV



Основная рабочая "лошадка" немецких бронетанковых сил на протяжении всей войны. Танк имел большой запас по модернизации, благодаря чему постоянно совершенствовался и мог противостоять всем своим противникам на поле боя. К концу войны, когда ресурсы Германии были истощены, конструкцию PzKpfw IV значительно упростили. Например, на версии Ausf.J был убран электропривод башни, вспомогательный карбюраторный двигатель, а в 1944 году уже пришлось пойти на сокращение опорных катков и отказ от циммеритового покрытия. Но танк-солдат, как еще называют "четверку", продолжал воевать.

Sherman Firefly



Британский вариант Sherman, вооруженный великолепным 17-фунтовым орудием, мог противостоять немецким PzKpfw.VI Tiger и PzKpfw V "Panther". Причем английская пушка обладала не только великолепной бронепробиваемостью, но и помещалась в стандартную башню танка.

Длинный и тонкий ствол пушки требовал бережного отношения: в походном положении башня Sherman Firefly разворачивалась на 180 градусов и ствол пушки фиксировался на специальном кронштейне, установленном на крыше моторного отсека.

Всего было переделано 699 танков: экипаж машины сократили до 4 человек, кроме того, был убран курсовой пулемет, чтобы разместить часть боекомплекта.

T-34



Принятый на вооружение 19 декабря 1941 года танк стал настоящим кошмаром для немецких танкистов на поле боя. Быстрый, маневренный и неуязвимый для большинства танковых и противотанковых орудий вермахта, Т-34 доминировал на поле боя первые два года войны.

Неудивительно, что дальнейшие разработки немецкого противотанкового оружия были нацелены, прежде всего, на борьбу с ужасным советским танком.



Т-34 неоднократно модернизировался на протяжении всей войны, самым значительным усовершенствованием стала установка новой башни с 85-мм пушкой, позволявшей бороться с немецкими "кошками": PzKpfw.VI "Tiger" и PzKpfw V "Panther". Кстати, благодаря своей простоте и эффективности эти танки до сих пор используются в некоторых странах мира.

Т-44



Еще более совершенный, чем Т-34-85, средний танк Т-44 был принят на вооружение в 1944 году, но в войне участия так и не принял. До окончания Второй мировой было построено всего 190 машин. Т-44 стал предшественником самого массового в истории танка Т-54/55. Кстати, на поле боя 44-ка все-таки засветилась, но, правда, в кино и в роли немецких танков Pz VI "Тигр" в фильме "Освобождение".

PzKpfw.VI "Tiger"



Лучшим средством борьбы с танками Т-34 и КВ стали зенитные пушки калибра 88 мм, и немцы справедливо решили, что если приспособить такое оружие для установки на танковое шасси, то танковое превосходство СССР можно нивелировать.

Всего было построено 1358 танков PzKpfw.VI "Tiger". Вооруженные 88-мм пушкой Kwk L56, эти машины сеяли опустошение в рядах противника.

Воевавший на PzKpfw.VI "Tiger" танкист-ас Михаэль Виттман уничтожил 138 танков и 132 противотанковых орудия противника. Для американцев и их союзников единственным средством борьбы с "Тиграми" стала авиация. Толстая лобовая броня надежно защищала Pz VI от огня орудия противника. Так, известен случай, когда танк получил 227 попаданий, но, несмотря на то, что были повреждены траки и катки, смог пройти еще 65 километров, пока не оказался в безопасности.

"Tiger II"



"Tiger II", он же "Королевский тигр", появился на завершающем этапе войны. Это самый тяжелый и самый бронированный танк вермахта. В качестве вооружения использовалась 88-мм пушка KwK.43 L/71, которая делила башню практически пополам. По сути, это было модифицированное для установки на танк и улучшенное зенитное орудие Flak 37. Ее снаряд при угле встречи 90 градусов пробивал на дальности в один километра броню толщиной 180 мм.

Официально зафиксирован подбитый танк на дистанции порядка 4 км. Правда, несмотря на толстое бронирование, танк не был неуязвимым: к концу войны немцы потеряли месторождения легирующих металлов, и броня "Tiger II" стала хрупкой. А постоянные бомбардировки заводов не позволили выпускать эти машины в нужных количествах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!