Конструкции простейших планеров первоначального обучения. Обучение планеристов


ПЛАНЁР ИЛИ МОТОПЛАНЁР?
Безмоторный планирующий полёт издавна привлекал человека. Казалось бы, чего проще – прикрепил на спину крылья, прыгнул с горы вниз и … полетел. Увы, многочисленные попытки подняться в воздух, описанные в исторических хрониках, привели к успеху лишь в конце XIX века. Первым планеристом стал немецкий инженер Отто Лилиенталь, создавший балансирный планёр – весьма опасный для полётов летательный аппарат. В конце концов, планёр Лилиенталя погубил своего создателя и принёс немало неприятностей энтузиастам планирующего полёта.

Серьёзным недостатком балансирного планёра был способ управления, при котором пилоту приходилось перемещать центр тяжести своего тела. При этом аппарат из послушного мог за секунды превратиться в совершенно неустойчивый, что и приводило к авариям.

Существенное изменение в планирующий летательный аппарат внесли братья Уильбер и Орвилл Райт, создавшие систему аэродинамического управления, состоящую из рулей высоты, руля направления и устройства для перекоса (гоширования) концов крыла, которое вскоре заменили более эффективными элеронами.

Бурное развитие планеризма началось в 1920-е годы, когда в авиацию пришли тысячи любителей. Именно тогда самодеятельными конструкторами многих стран были разработаны сотни разновидностей безмоторных летательных аппаратов.

В 1930 – 1950-е годы конструкции планёров постоянно совершенствовались. Характерным стало применение свободнонесущих – без расчалок и подкосов – крыльев большого удлинения, фюзеляжей обтекаемой формы, а также шасси, убирающегося внутрь фюзеляжа. Однако при изготовлении планёров по-прежнему применялись древесина и полотно.

(площадь крыла-12,24 м2; масса пустого -120 кг; взлётная масса – 200 кг; полётная центровка – 25%; Максимальная скорость – 170 км/ч; скорость сваливания – 40 км/ч; скорость снижения -0,8 м/с; максимальное аэродинамическое качество-20):

1– откидная (вбок вправо) часть фонаря; 2- приёмник воздушного давления указателя скорости; 3 – стартовый крюк; 4 – посадочная лыжа; 5 – подкос (труба из 30ХГСА 45X1,5); 6 - тормозной щиток; 7 - коробчатый лонжерон крыла (полки – сосна, стенки - берёзовая фанера); 8 – профиль крыла DFS-Р9-14, 13,8%; 9 – коробчатая фанерная балка; 10 – указатель скорости; 11 – высотомер; 12 – указатель скольжения; 13 – вариометр; 14 – резиновый амортизатор лыжи; 15 – парашют ПНЛ; 16 – колесо d300x125

АНБ-М – одноместный планёр: площадь крыла – 10,5 м2; масса пустого – 70 кг; взлётная масса – 145 кг.

АНБ-Я – двухместный планёр-спарка

А – стеклопластиковый «Пеликан»: площадь крыла -10,67 м2; масса пустого – 85 кг; взлётная масса – 185 кг; скорость сваливания – 50 км/ч.

Б-планёр «Фома» В. Маркова (г. Иркутск): масса пустого – 85 кг

А -КАИ-502: размах крыла-11 м; площадь крыла-13,2 м2; профиль крыла -РША- 15%; масса пустого -110 кг; взлётная масса-260 кг; скорость сваливания – 52 км/ч; оптимальная скорость планирования – 70 км/ч; максимальное аэродинамическое качество – 14; минимальная скорость снижения -1,3 м/с.

Б – планёр «Юность»: размах крыла – 10 м; площадь крыла - 13м2; профиль крыла – РИА – 14%; масса пустого – 95 кг; взлётная масса – 245 кг; скорость сваливания – 50 км/ч; оптимальная скорость планирования - 70 км/ч; максимальное аэродинамическое качество – 13; минимальная скорость снижения -1,3 м/с.

В – одноместный планёр УТ-3: размах крыла – 9,5 м; площадь крыла- 11,9 м2; профиль крыла- РША-15%; масса пустого-102 кг; взлётная масса - 177 кг; скорость сваливания - 50 км/ч; оптимальная скорость планирования – 65 км/ч; максимальное аэродинамическое качество – 12; минимальная скорость снижения - 1м/с

Настоящий переворот в планеризме произошёл в конце 1960-х годов, когда появились композитные материалы, состоявшие из стеклоткани и связующего (эпоксидной или полиэфирной смолы). Причём успех пластиковым планёрам обеспечивался не столько новыми материалами, сколько новыми технологиями изготовления из них элементов летательных аппаратов.

Интересно, что планёры из композитных материалов оказались тяжелее, чем деревянные и металлические. Однако высокая точность воспроизведения теоретических контуров аэродинамических поверхностей и прекрасная внешняя отделка, обеспечиваемые новой технологией, позволили существенно увеличить аэродинамическое качество планёров. Кстати, при переходе от металла к композитам аэродинамическое качество возрастало на 20 – 30 процентов. Масса конструкции планёра при этом возрастала, что приводило к увеличению скорости полёта, однако высокое аэродинамическое качество позволяло заметно уменьшить вертикальную скорость снижения. Именно это позволяло планеристам-«композитникам» выигрывать соревнования у тех, кто выступал на деревянных или металлических планёрах. В результате современные спортсмены-планеристы летают исключительно на композитных планёрах и самолётах.

Технология изготовления композитных конструкций сейчас широко используется при создании лёгких, в том числе и любительских самолётов и мотопланёров, поэтому имеет смысл рассказать о ней подробнее.

Основными элементами современного планёрного крыла являются лонжерон коробчатого или двутаврового сечения, воспринимающий изгиб и перерезывающую силу, а также верхняя и нижняя несущие обшивочные панели, воспринимающие нагрузки от кручения крыла.

Постройка крыла начинается с изготовления матриц для формования обшивочных панелей. Сначала изготавливается деревянная болванка, которая в точности воспроизводит наружные контуры панели. При этом безукоризненность теоретических контуров и чистота поверхности болванки будут определять точность и гладкость поверхностей будущих панелей.

После нанесения на болванку разделительного слоя выкладываются полотнища грубой стеклоткани, пропитанные эпоксидным связующим. Одновременно вклеивается силовой каркас, сваренный из тонкостенных стальных труб или профилей уголкового сечения. После отверждения смолы получившаяся корка-матрица снимается с болванки и устанавливается на подходящей подставке.

Аналогично изготавливаются матрицы для верхней и нижней панелей, стабилизатора, левой и правой боковин фюзеляжа, которые обычно выполняются зацело с килем. Панели имеют трёхслойную конструкцию типа «сандвич» – их внутреннюю и наружную поверхность изготавливают из стеклоткани, внутренний заполнитель – пенопласт. Толщина его в зависимости от размеров панели составляет от 3 до 10 мм. Внутренняя и наружная обшивка выкладывается из нескольких слоев стеклоткани толщиной от 0,05 до 0,25 мм. Общая же толщина стеклотканевых «корок» определяется при расчёте конструкции на прочность.

При изготовлении крыла в матрицу сначала приформовывают все слои стеклоткани, составляющие внешнюю обшивку. Предварительно стеклоткань пропитывается эпоксидным связующим -чаще всего любители используют смолу К-153. Затем на стеклоткань быстро выкладывают пенопластовый заполнитель, нарезанный полосками от 40 до 60 мм, после чего пенопласт накрывают внутренним слоем пропитанной связующим стеклоткани. Чтобы при этом не было складок, стеклотканевые обшивки вручную выравнивают и выглаживают.

Далее получившийся «полуфабрикат» необходимо накрыть воздухонепроницаемой плёнкой с врезанным в неё штуцером и приклеить её герметиком (или даже просто пластилином) к краям матрицы. Далее через штуцер из-под плёнки вакуумным насосом откачивается воздух – при этом весь набор панели плотно сдавливается и прижимается к матрице. В таком виде набор выдерживается до окончательной полимеризации связующего.

Планёр «Какаду» (площадь крыла – 8,2 м2; профиль крыла – PШA- 15%, масса пустого – 80 кг; взлётная масса – 155 кг):

1 – задний лонжерон крыла (состоит из стенки с пенопластовым заполнителем, оклеенной с двух сторон стеклотканью, и стеклопластиковых полок); 2 – заполнитель из пенопласта ПС-4; 3 - стеклопластиковая полка лонжерона (2 шт.); 4 - стеклопластиковый узел навески элерона; 5 – стеклопластиковый трубчатый лонжерон элерона (толщина стенки 0,5 мм); 6 – трёхслойные панели, образующие обшивку элеронов (заполнитель – пенопласт ПС-4 толщиной 5 мм, толщина стеклопластиковой корки снаружи 0,4 мм, изнутри - 0,3 мм); 7 - фюзеляжная балка; 8 - полка фюзеляжной балки (стеклопластик толщиной 3 мм); 9 - обшивка из стеклопластика толщиной 1 мм; 10 – блок из пенопласта ПС-4; 11 – стеклопластиковая обшивка носка крыла толщиной от 0,5 до 1,5 мм, образующая работающий на кручение контур; 12 - типовая нервюра крыла; 13 - стеклопластиковая полка нервюры толщиной 1 мм; 14 – стеклопластиковая стенка нервюры толщиной 0,3 мм; 15 – передний лонжерон крыла (по конструкции аналогичен заднему)

А – учебно-тренировочный планёр А-10Б «Беркут»:

площадь крыла -10 м2; масса пустого – 107,5 кг; взлётная масса – 190 кг; максимальная скорость 190 км/ч; скорость сваливания – 45 км/ч; максимальное аэродинамическое качество – 22; диапазон эксплуатационных перегрузок – от +5 до -2,5; расчётная перегрузка – 10.

Б - мотопланёр А-10А с двигателем «Вихрь-30-Аэро» воздушного охлаждения мощностью 21 л.с. В полёте силовая установка может убираться в отсек, расположенный в средней части фюзеляжа.

Длина мотопланёра – 5,6 м; размах крыла – 9,3 м; площадь крыла – 9,2 м2; взлётная масса – 220 кг; максимальная скорость – 180 км/ч; скорость сваливания – 55 км/ч; максимальное аэродинамическое качество – 19; диаметр воздушного винта – 0,98 м; шаг винта – 0,4 м, частота вращения винта – 5000 об/мин

двигатель – «Колибри-350» самодельный, двухцилиндровый, оппозитный, мощностью 15 л.с.; длина мотопланёра - 5,25 м; размах крыла -9 м, площадь крыла – 12,6 м2 ; профиль крыла – Р-П – 14%; профиль зависающего элерона – Р-Ш - 16%; масса пустого – 135 кг; взлётная масса – 221 кг; максимальная скорость -100 км/ч; крейсерская скорость – 65 км/ч; скорость сваливания – 40 км/ч; максимальное аэродинамическое качество -10

Аналогичная технология используется и при изготовлении полок лонжеронов, с той лишь разницей, что их выкладывают из однонаправленного стекло- или угле-волокна. Окончательную сборку крыла, оперения и фюзеляжа обычно производят в матрицах.

При необходимости в готовую отформованную трёхслойную панель вкладывают и вклеивают лонжероны, шпангоуты и нервюры, после чего всё накрывается и заклеивается верхней панелью.

Поскольку между деталями внутреннего набора и обшивочными панелями бывают большие зазоры, рекомендуется при склейке использовать эпоксидный клей с наполнителем – например, стеклянными микросферами. Контур склейки панелей снаружи (по возможности, и изнутри) проклеивается стеклотканевой лентой.

Технология выклейки и сборки описывается здесь лишь в общих чертах, но, как показывает опыт, авиаконструкторы любители достаточно быстро постигают её тонкости, особенно если есть возможность посмотреть, как это делают те, кто уже освоил эту методику.

К сожалению, высокая стоимость современных композитных планёров привела к падению массовости планёрного спорта. Обеспокоенная этим, Международная федерация авиационного спорта (ФАИ) ввела ряд упрощённых классов планёров – стандартный, клубный и им подобные, размах крыла у которых не должен превышать 15 метров. Правда, остаются сложности с запуском таких планёров – для этого требуются самолёты-буксировщики или достаточно сложные и дорогие мотолебёдки. В результате на слёты самодеятельных авиаконструкторов СЛА с каждым годом привозят всё меньше планёров. Ко всему, значительную часть планёров представляют вариации БРО-11 конструкции Б.И. Ошкиниса.

Разумеется, постройку своего первого летательного аппарата лучше всего делать по образу и подобию надёжного, хорошо летающего прототипа. Именно такое «копирование» с минимальным количеством проб и ошибок даёт тот бесценный опыт, который нельзя приобрести из учебников, инструкций и описаний.

Тем не менее, на слётах СЛА периодически появляются и оригинальные, более современные летательные аппараты, такие, как планёр АНБ-М, созданный П. Альмурзиным из города Самары.

Пётр мечтал о «крыльях» с детства. Но плохое зрение помешало ему поступить в лётное училище и заниматься авиационным спортом. Но нет худа без добра – Пётр поступил в Авиационный институт, закончил его и получил направление на авиационный завод. Именно там он сумел организовать юношеское авиационное КБ, впоследствии преобразованное в клуб «Полёт». И самыми надёжными помощниками Апьмурзина стали студенты авиационного института, столь же страстно, как и Пётр, мечтавшие о полётах.

Первой самостоятельно разработанной конструкцией клуба стал планёр, выполненный с учётом технологических особенностей современного авиационного производства – прочный, простой и надёжный, на котором можно было бы научиться летать всем членам клуба.

Первый планёр получил название АНБ – по начальным буквам фамилий его конструкторов: Апьмурзин, Никитин, Богатов. Крыло и оперение аппарата имели нетрадиционную для планёров такого класса металлическую конструкцию с использованием в качестве лонжеронов тонкостенных дюралюминиевых труб большого диаметра. Только фюзеляж на исходном варианте планёра был сделан из композитных материалов. Однако на следующем варианте кабину спроектировали металлической, что позволило на 25 – 30 кг уменьшить его массу.

Создатели планёра оказались не только грамотными конструкторами, но и хорошими технологами, знакомыми с современным авиационным производством. Так, при изготовлении тонких листовых деталей из дюралюминия они использовали простую, хорошо отработанную в авиационном производстве технологическую операцию – штамповку резиной. Необходимая для этого оснастка была сделана молодыми инженерами самостоятельно.

Сборку планёров производили в подвальном помещении, где располагался клуб. Лётные характеристики новых аппаратов оказались близкими к расчётным. Вскоре все члены клуба научились летать на самодельных планёрах, совершив десятки самостоятельных полётов с мотолебёдки. А на слётах СЛА планёры неизменно получали самую высокую оценку специалистов, признавших АНБ-М лучшим планёром первоначального обучения среди серийных и любительских конструкций. А клубу «Полёт» представили новое, более подходящее для работы помещение и он был реорганизован в «Конструкторское бюро спортивной авиации» при авиационном заводе со штатом в пять человек.

Тем временем работы по модернизации планёра АНБ продолжались – улучшалась его конструкция, проводились статические испытания на прочность, велась подготовка к серийному производству аппарата.

Всем хороши полёты на планёрах с запуском их с помощью мотолебёдки, однако у таких полётов есть один весьма существенный недостаток – кратковременность. Поэтому в развитии каждого коллектива авиаторов-любителей вполне закономерным оказывается переход от планёра к самолёту.

Используя хорошо отработанную конструкцию планёра АНБ и технологию его производства, молодые авиаконструкторы Альмурзин, Никитин, Сафронов и Царьков спроектировали и построили одноместный тренировочный самолёт «Кристалл» (подробное описание конструкции этой машины – в предыдущих «уроках» нашей школы – в «М-К» № 7 за 2013 г.).

Следует заметить, что планёры первоначального обучения всегда привлекали как любителей-одиночек, так и конструкторские коллективы. Так, одним из самых красивых учебных планёров из тех, что когда-либо демонстрировались на слётах СЛА, был признан «Какаду», созданный авиаторами-любителями из города Отрадное Ленинградской области.

Планёр этот изготовлен из трёх видов материалов – пенопласта, стеклоткани и эпоксидного связующего, причём конструкция крыла и оперения представляет собой своего рода маленький конструкторский шедевр.

Нервюры крыла сделаны из пенопласта и оклеены тонкой стеклотканью. Носок крыла, воспринимающий крутящий момент, – выклеенная на пенопластовом блоке-заполнителе стеклопластиковая оболочка. Фюзеляжная балка вырезана из пенопласта и оклеена стеклотканью, причём изгибающий момент воспринимают стеклопластиковые полки, наклеенные на верхнюю и нижнюю поверхности балки. Качество работы – отменное, внешняя отделка – на зависть многим самодельщикам. Единственное «но» – летать планёр отказывался – как оказалось, в стремлении снизить массу конструкции создатели планёра излишне уменьшили крыло.

Энтузиастам, прошедшим лётную подготовку на планёрах первоначального обучения, можно порекомендовать более сложный аппарат, например, планёр А-10Б «Беркут», созданный студентами Самарского авиационного института под руководством В. Мирошника. Интересно, что по своим параметрам планёр не соответствует ни одному спортивному классу и по своим размерам он меньше стандартных. При этом у А-10Б очень чистые аэродинамические формы, простое подкосное крыло обтянуто тканью, а сам аппарат изготовлен из наиболее распространённых пластиков. Достаточно большое аэродинамическое качество планёра даёт возможность совершать на нём даже продолжительные парящие полёты. А простая техника пилотирования позволяет и новичку справляться с подобным аппаратом. Представляется, что именно таких недорогих и «летучих» планёров не хватает отечественному планеризму.

Своеобразным развитием идей, заложенных в А-10Б, стал планёр «Мечта», созданный в московским самодеятельном клубе под руководством В. Фёдорова. По конструкции, технологии изготовления и внешнему виду «Мечта» -типичный современный спортивный планёр, а по удельной нагрузке на крыло и некоторым другим параметрам – типичный планёр первоначального обучения. Летает «Мечта» совсем неплохо, на слётах СЛА этот планёр отправляли в полёт на буксире у самолёта «Вилга».

Следует заметить, что полёты планёров с запуском их с амортизатора, лебёдки или с небольшой горы крайне ограничены во времени и не приносят пилоту должного удовлетворения. Другое дело – мотопланёр! У аппарата с мотором возможности существенно шире. Причём мотопланёры даже с маломощными моторами подчас превосходят по лётным данным некоторые лёгкие самолёты любительской постройки.

Дело, видимо, в том, что у самолётов, как правило, размах крыла существенно меньше, чем у мотопланёра, а при уменьшении размаха потери в подъёмной силе получаются большими, нежели выигрыш в массе. В результате некоторые самолёты оказываются не в состоянии оторваться от земли. В то время как тренировочные мотопланёры с более грубыми аэродинамическими формами и маломощными двигателями прекрасно летают. Единственным отличием этих летательных аппаратов от самолётов является больший размах крыла. Думается, именно поэтому тренировочные мотопланёры пользуются особой популярностью у любителей.

мощность двигателя – 36 л,с.; площадь крыла – 11м2; масса пустого – 170 кг; взлётная масса – 260 кг; полётная центровка – 28 %; максимальная скорость – 150 км/ч; скорость сваливания – 48 км/ч; скороподъёмность – 2,4 м/с; максимальное аэродинамическое качество – 15

длина мотопланёра -5 м; размах крыла -8 м; площадь крыла – 10,6 м2; масса пустого – 139 кг; взлётная масса – 215 кг; максимальная скорость -130 км/ч; посадочная скорость – 40 км/ч; частота вращения воздушного винта – 5000 об/мин.);

1 – вариометр; 2 – указатель скольжения; 3 – указатель скорости; 4 – высотомер; 5 – педали; 6 – приёмник воздушного давления; 7 – трубчатая моторама; 8 – двигатель; 9 – тросовые расчалки; 10 – тросы управления рулём направления; 11 – тяги управления рулём высоты; 12 – цельноповоротное горизонтальное оперение; 13 – трубчатые подкосы оперения; 14 – участки крыла и оперения, обтянутые лавсановой плёнкой; 15 - хвостовая рессора; 16 – стеклопластиковая гондола пилота; 17 – тяги управления элеронами; 18 – рессора главного шасси; 19 – проводка управления двигателем; 20 – стеклопластиковая рессора носовой стойки шасси; 21 - лонжерон крыла; 22 – узлы навески элерона; 23 – элерон (верхняя обшивка – стеклопластик, нижняя – лавсановая плёнка); 24 – глушитель; 25 – топливный бак; 26 – трубчатый подкос крыла

площадь крыла – 16,3 м2; профиль крыла – модифицированный GAW-1 – 15%; взлётная масса – 390 кг; масса пустого – 200 кг; максимальная скорость -130 км/ч; скороподъёмность – 2, 3 м/с; расчётная перегрузка – от + 10,2 до -5,1; максимальное аэродинамическое качество -25; тяга воздушного винта – 70 кгс при 5000 об/мин

площадь крыла – 18,9 м2; взлётная масса – 817 кг; скорость сваливания – 70 км/ч; максимальная скорость горизонтального полёта-150 км/ч

размах крыла-12,725 м; размах переднего крыла – 4,68 м; длина мотопланёра -5,86 м; площадь переднего крыла – 1,73 м2; площадь основного крыла – 7,79 м2; масса пустого – 172 кг; взлётная масса – 281 кг; максимальное аэродинамическое качество – 32; максимальная скорость – 213 км/ч; скорость сваливания – 60 км/ч; дальность полёта – 241 км; диапазон эксплуатационных перегрузок от +7 до -3

Больших успехов в создании простейших таких аппаратов достигли студенты Харьковского авиационного института, построившие под руководством А. Баранникова мотопланёр «Коршун-М», а в дальнейшем под руководством Н. Лавровой был создан более совершенный «Энтузиаст», обладавший хорошими аэродинамическими формами, закрытой кабиной пилота и тщательно закапотированным двигателем.

Следует заметить, что оба этих мотопланёра являются дальнейшим развитием популярного в своё время учебного планёра БРО-11 конструкции Б. Ошкиниса. Аппараты харьковских студентов имеют простейшую конструкцию без претензий на оригинальность, зато они очень прочны, надёжны и доступны в управлении для начинающих пилотов.

На одном из слётов СЛА Ч. Кишонас из Каунаса продемонстрировал один из лучших мотопланёров – «Гарнис», изготовленный целиком из стеклопластика. Обшивка крыльев и оперения – прозрачная лавсановая плёнка. Силовой агрегат – лодочный мотор «Вихрь-М» мощностью 25 л.с., переделанный под воздушное охлаждение. Мотор легко демонтируется с аппарата.

Мотопланёр комплектуется несколькими вариантами легкосъёмных шасси -трёхколёсным самолётного типа, планёрным одноколёсным и поплавковым.

Мотопланёры и планёры по типу «Коршуна» и «Гарниса» строятся в нашей стране многими любителями в десятках экземпляров. Хочется обратить внимание читателей лишь на одну особенность подобных аппаратов, построенных по образу и подобию БРО-11. Как известно, прототип (а также его многочисленные копии) оснащён зависающими элеронами, кинематически связанными с рулём высоты. При заходе на посадку пилот берёт на себя ручку управления, при этом элероны синхронно отклоняются вниз, что вызывает возрастание подъёмной силы и уменьшение скорости. Но, если пилот случайно перебрал ручку на себя, а затем, исправляя ситуацию, отдал ручку от себя, – последнее движение ручки вызывает не только отклонение руля высоты, но и возврат элеронов в исходное положение, что равносильно уборке закрылков. При этом подъёмная сила резко уменьшается – и планёр «проваливается», что весьма опасно при полёте на небольшой высоте, перед посадкой.

Эксперименты, проведённые планеристами, летающими на БРО-11, показали, что без зависания элеронов взлётно-посадочные характеристики планёра практически не ухудшаются, но пилотировать такой планёр намного проще, что заметно снижает аварийность. При этом для крыла мотопланёра-тихохода более выгодным может оказаться выпукло-вогнутый профиль «Геттинген F-17» – его в своё время использовали на мотопланёре Феникс-02, созданном инженером из ЦАГИ С. Поповым.

Популярность мотопланёров обусловлена, прежде всего, возможностью их старта без специальных буксировочных приспособлений, а также вследствие появления простых, лёгких и достаточно мощных моторов. На слётах СЛА демонстрировалось немало оригинальных, эффектно летающих аппаратов такого класса, созданных конструкторами-любителями. Прекрасный мотопланёр А-10А был построен В. Мирошником на базе уже знакомого читателям А-10Б. Силовой агрегат у него – двигатель «Вихрь-25, переделанный под воздушное охлаждение; размещается он над фюзеляжем, за кабиной пилота. Двигатель, как правило, использовался лишь для взлёта и набора высоты. После его выключения специальный механизм складывал ферму с установленным на неё двигателем и убирал её в фюзеляж, что значительно снижало аэродинамическое сопротивление летательного аппарата. При необходимости двигатель с помощью того же механизма можно было выдвинуть из ниши и запустить.

Ещё один летательный аппарат, построенный студентами из Самарского авиационного института, – двухместный мотопланёр «Аэропракт-18». Он компактен, лёгок, сделан целиком из пластика и оснащён 30-сильным двигателем «Вихрь-30-аэро» с воздушным охлаждением – у этой модели двигатель в полёте не убирается, что позволило упростить и облегчить конструкцию.

Тем не менее, конструкторы-любители продолжали разрабатывать оригинальные варианты механизмов уборки моторов в полёте, и одно из таких наиболее интересных устройств было создано группой московских авиаторов-любителей под руководством А. Фёдорова для одноместного двухмоторного мотопланёра «Истра». Лёгкие моторы были полностью вписаны в обводы крыла, не выступая за его теоретические контуры, а воздушные винты вращались в щелях за задним лонжероном крыла. При остановке двигателей винты фиксировались в горизонтальном положении и закрывались сдвижным хвостовиком крыла.

Ещё одна разработка московских планеристов-любителей – двухместный мотопланёр «Байкал», также оснащённый двумя двигателями. Правда, размещены они не на крыле, а на V-образном пилоне над фюзеляжем. В полёте моторы убираются в фюзеляж – так же, как на «Истре».

Особенность мотопланёров А.Фёдорова – композитная конструкция, выполненная в соответствии с канонами современных технологий.

Принято считать, что аэродинамическая схема современных планёров и мотопланёров полностью стабилизировалась. И в самом деле, все современные аппараты такого типа мало отличаются друг от друга, а их геометрические пропорции практически одинаковые. Тем не менее, конструкторская мысль ищет всё новые решения, иные схемы и пропорции. Подтверждением тому стали летательные аппараты швейцарских конструкторов и мотопланёр Берта Рутана «Солитар». Эти оригинальные мотопланёры, выполненные по схеме «утка», ещё раз продемонстрировали преимущества несущего горизонтального оперения.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Опыт полетов на планере многое дает пилоту, вырабатывает:

  • Навык управления в безмоторном полете - это может помочь в полетах на самолете при отказе двигателя.
  • Умение правильно оценивать погодные условия - предугадывать опасные явления в атмосфере - сильные восходящие и нисходящие потоки, шквальный ветер, грозу.
  • Знание, как подбирать площадки и безопасно садиться «в поле» с любой точки траектории полета.

В первый год летного обучения планеристы проходят программу первоначального обучения — полеты на буксире за самолетом и в зону, самостоятельные полеты по кругу. После этого они снова садятся за учебный курс и осваивают теорию парящих полетов, что-бы весной выйти на аэродром и продолжить учебу уже по спортивной программе.

Парящие полеты — это основа основ спортивного пла-неризма, это творческий процесс, требую-щий постоянной и напряженной работы мысли. Приступившему к парению молодому спортсмену-планеристу оказывают все больше доверия, предоставляя все больше са-мостоятельности и свободы действия, разрешая все дальше отлетать от аэродрома.

Такая последовательность подготовки позволяет по мере накопления летного опыта освоить парение и полеты на планере по маршруту. После освоения маршрутных полетов на учебном планере Л-13 «Бланик», планерист пересаживается на спортивный планер «Янтарь-стандарт». На «Янтаре» уже можно принимать участие в серьезных соревнованиях вплоть до Чемпионата России.

Заниматься в нашем Аэроклубе можно с 15 лет (допуск на полеты с 16 лет), курсанты в возрасте до 20 лет учатся летать БЕСПЛАТНО. Чтобы получить допуск к занятиям необходимо написать заявление и заполнить анкету в учебном отделе аэроклуба по адресу г. Казань, ул. П.Лумумбы, д.4. 6 этаж. Время работы 8.00 - 17.00 .

Подготовку планеристов в аэроклубах ДОСААФ проводят по Курсу учебно-летной подготовки - КУЛП-ПСБ-2013.

Первый этап подготовки планериста - теоретическая подготовка по основным дисциплинам:

  • Эксплуатация серийных планеров

Занятия по теоретической подготовке проводится с декабря по апрель месяц в учебном центре ЦАК РТ по адресу г. Казань, ул. П.Лумумбы, д.4. 7 этаж . Лекции проходят с понедельника по пятницу с 18.00 до 20.00 . После сдачи зачетов по всем дисциплинам курсанты получают направление на прохождение Врачебно-летной комиссии - ВЛЭК .

Курсантов, успешно прошедших ВЛЭК допускают к наземной подготовке, которая проходит на аэродроме Балтаси в начале мая. Полеты начинаются с середины мая и заканчиваются в середине октября. Летные дни с четверга по воскресенье. В среду проводится парковый день и предварительная подготовка к полетам .

При летном обучении следует особое внимание уделять предварительной подготовке к полету. Перед каждым полетом проводить розыгрыш "пеший по-лётному". При этом необходимо разобраться в технике выполнения каждого элемента полета, а после полета разобраться в причинах допущенных ошибок.

В России начинают появляться люди, которые хотят, чтобы собственный планер находился близко к дому, и полеты можно было совершать не по расписанию аэроклуба или прихоти местных руководителей, а по своему желанию. Насколько эта ситуация реальна? И где лучше получать свидетельство планериста?

Воплощение мечты многих – парить, как сокол. Современный планер позволяет воплотить эту мечту в реальность и летать быстрее и выше самой быстрой птицы, использую только силу природы.

Процесс обучение полетам на планере не такой сложный и относительно безопасный, как считают некоторые. Инструктор может дать основы пилотирования планера в течение нескольких практических занятий. Но не стоит думать, что за это время вы станете опытным планеристом. Обучение на планере – это сменяющие друг друга шаги вперед и топтание на месте. То, насколько быстро вы будете повышать свой уровень пилотирования, зависит только от вас. Некоторые планеристы предпочитают парить в районе аэродрома. Другим по душе соревновательный процесс и полеты по маршрутам. Обучение на планере по большому счету – это интересный и увлекательный процесс, где вы учитесь выжимать из своего планера максимальную производительность за счет маневренности, правильного расчета и летной практики.

Достоинства полета на планере и этапы обучения

Полеты на планере благоприятно влияют на навыки пилотирования, закладывают их прочный фундамент:

  1. Формируются навыки управления при отказе двигателя самолета
  2. Вырабатываются навыки правильно оценивать погодные условия, поскольку приходится собирать постоянно данные по состоянию атмосферы, месту возникновения восходящих и нисходящих потоков
  3. Происходит накопление и систематизация информации по подбору с воздуха необорудованных посадочных площадок: полей, пашен, любых других мест, пригодных для безопасной посадки

В России обучение проводится в основном в аэроклубах ДОСААФ по Курсу учебно-летной подготовки КУЛП ПАСО – 86.

В течение первого года обучения учлет (учащийся летной школы) проходит первоначальную летную подготовку. В ходе процесса обучения он осваивает навыки управления планером в различных режимах полета:

  • Координированная работа узлами управления при вхождении планера в повороты с креном 30-45°
  • Взлет на буксире за самолетом буксировщиком или с помощью механизированного старта (с помощью лебедки)
  • Расчет захода на посадку
  • Посадку при встречном и боковом ветре
  • Выполнять преднамеренный ввод планера в штопор и выход из него

Кроме практических занятий в начале курса обучения идет теоретический блок по аэродинамике, метеорологии, конструкции планера, парашютной подготовки. Общая практика такая, что только после сдачи экзамена по теории, пилота допускают до практических занятий.

Второй год обучения начинается с изучения теории парящих полетов. После сдачи экзаменов учлеты проходят сокращенную программу первого года обучения, чтобы восстановить утраченные за зиму летные навыки. Далее начинается освоение парящих полетов: задача найти восходящий поток, удержаться в нем, набрать высоту. Полеты выполняются все дальше и дальше за пределы аэродрома, при этом планерист повышает свои летные навыки и навыки наблюдения за природой, погодой и окружающей средой.

По мере накопления опыта пилоты начинают совершать маршрутные полеты, осваивают другие планера с более высокими летно-техническими качествами.

Вершина процесса обучения на планере – участие в соревновательных мероприятиях, в том числе в Чемпионате России, Европы и мира.

Обучение полетам на планере в России

Кто бы что ни говорил, а летать на планере в России можно и проходить обучение тоже. Конечно, большая часть того, что осталось – это остатки системы ДОСААФ: самолетам и планерам по много лет. Но в авиации существуют нормы, правила и процедуры, которые обеспечивают высокую безопасность полетов на планерах: все планера проходят регулярный технический осмотр и обслуживание, налет на планерах фиксируется в журнале. Поэтому можно смело выбирать понравившийся аэроклуб и ехать совершать ознакомительный полет.
Выучиться летать на планере можно в следующих аэроклубах:

  • Центральный Планерный Аэроклуб
  • 2-ой Московский Аэроклуб
  • Гатчинский авиационно-спортивный клуб
  • Планерный клуб Санкт-Петербурга
  • Новосибирский авиационно-спортивный аэроклуб
  • Центральный аэроклуб Республики Татарстан
  • Владикавказский авиационно-спортивный клуб
  • Таганрогский аэроклуб
  • ВерхнеХавский АТСК «Сапсан»(на границе Липецкой и Воронежской области, аэродром Чистоозерское)

Большинство из этих аэроклубов принадлежит к системе ДОСААФ, кроме 2-ого Московского аэроклуба. Клубы ДОСААФ выдают своим пилотам по завершению программы обучения Свидетельство пилота-планериста ДОСААФ, а 2-ой Московский аэроклуб – лицензию пилота планера гражданской авиации.

Условия обучения в России

Большинство из учебных планеров – Бланик Л13. Конструкция планера 60-х годов 20-ого века, этакий динозавр, но при всем этом этот планер заслужил звание проверенной и надежной учебной парты, с которой делали свой первый шаг в небо тысячи будущих летчиков и пилотов СССР и России.

После прохождения начальной программы обучения вы пересаживаетесь на «белую матчасть». В качестве продвинутой планерной техники выступают планера SZD-48-2 Янтарь Стандарт 2 и SZD-48-3 Янтарь Стандарт 3.

Требования к пилотам планеристам в России

Масса тела не превышает 110 кг. Условие связано с тем, что самый распространенный учебный планер в России – Бланик, а у него именно такие ограничения по весу пилота. Кроме того, нужно иметь достаточное здоровье для прохождения медицинского осмотра.

Стоимость года обучения в России от 85000 рублей: за каждый подъем для полета по кругу вы будете в среднем платить по 1000 рублей, при полете в зону 1000 рублей плюс 30-40 рублей за каждую минуту. Если же вы просто собираетесь совершить ознакомительный полет, то его стоимость в Российских аэроклубах от 3500 до 5000 рублей.

В целом для Российских аэроклубов характерно сильно затянутое время обучения, поскольку полеты проводятся часто только по выходным. Но труднодоступность планерных полетов в России не может остановить тех, кто искренне мечтает о полете. Так на профильных форумах озвучивают возможность прохождения программы первого года обучения за 8 дней. Но такая активность полетов может быть экономически оправдана, если количество учащихся не меньше 4 человек. Ведь, кроме инструктора в организации полетов принимает участие еще руководитель полетов, врач, инженер, пилот самолета-буксировщика, а в случае использования буксировочной лебедки, еще и оператор.

В последнее время вопрос с организацией обучения и возможностью выполнения полетов в любое удобное время решается в аэроклубах в лучшую сторону. Так на профильном форуме курсант ВерхнеХавского АТСК рассказывает, что вся программа первого года обучения была пройдена им в течение 15 дней.

Обучение за границей

В последнее время немало человек принимает решение пройти обучение полетам на планере заграницей. Среди иностранных мест для занятий планеризмом выбирают Германию, Украину.

Условия обучения в Германии

Самая планерная нация в мире – это Германия. В этой стране планеризмом занимаются в той или иной степени около 8000 человек (в России порядка 250). Аэроклубы оснащены современной материальной частью, обучение проходит по гибкому графику. Лицензия планериста в Германии называется GPL, с наличием такой лицензии можно летать в США и в Европе, а также там, где действует Международная система ICAO.

Популярные планерные аэроклубы: Вассеркуп и Дассу
В интернете есть несколько отчетов о прохождении обучения в этих школах.

Для начала обучения в планерной школе вас попросят пройти медицинский осмотр: в целом это отнимет у вас 3 часа времени и примерно 65 евро, не включая стоимость анализов и некоторых специалистов (окулист).
Далее вам нужно будет пройти курс теоретической подготовки по следующим предметам: техника, аэродинамика, человеческий фактор, особые случаи в полете, воздушное право, навигация, метеорология, радиообмен. Теория сдается в несколько этапов в виде теста.

Экзамен по радиообмену на английском языке необходимо пересдавать один раз в 5 лет. На немецком языке экзамен второй раз пересдавать не нужно.

При подготовке к сдаче теоретического экзамена можно воспользоваться специальной программой Petersoftware (она платная, есть английская версия)

Основные плюсы обучения в Германии:

  1. Примерно за 2500 евро вы сможете пройти весь курс обучения и получить лицензию пилота планера международного стандарта
  2. В качестве учебного планера вы будете летать на ASK-13 с аэродинамическим качеством 27
  3. В аэроклубах есть возможность летать на мотопланерах, стартовать с лебедки
  4. После получения лицензии вы сможете арендовать планер в любом аэроклубе Европы, где действует Международная система ICAO, и совершать полеты для удовольствия. При желании можно участвовать в соревнованиях


Есть и минусы:

  1. Теоретические экзамены нужно сдавать на английском языке
  2. Лицензия планериста действительна в течение 2 лет, за это время для ее поддержания вам нужно сделать как минимум 25 взлетов и посадок, в том числе 5 с буксиром, 5 с лебедкой и 5 с мотором, если вы не укладываетесь – лицензию аннулируют. Для того, чтобы восстановить нужно отлетать недостающие часы под присмотром инструктора
  3. На теорию нельзя «забивать», поскольку после нее выдается справка, с которой вас допускают до экзаменов
  4. Для прохождения обучения необходимо предоставить справку об отсутствии судимости (внизу на второй странице)
  5. Информации по вопросу валидации европейской лицензии в российскую лицензию в интернете практически нет. Возможно, вы станете первым.

Обучение полетам на планерах на Украине

На Украине пройти обучение на планере можно в следующих аэроклубах:

  • Планерный клуб аэродром «Бузовая» в Киеве
  • Ровенском авиационно-спортивном клубе
  • Винницком авиационно-спортивном клубе

Еще есть несколько мест, где можно полетать совершить ознакомительный полет или взять в аренду планер.
Обучают по КУЛП-86, документы по окончанию — летная книжка с подписанными полетами. По стоимости на середину 2013 года ознакомительный полет стоит примерно 1600 руб (400-500 гривен). По стоимость обучения ситуация примерно такая:

  • При обучении с инструктором и самостоятельно 3,75 долларов минута буксировки (125 рублей) плюс 10 долларов часовая аренда планера
  • Есть вариант безлимитных полетов: за сумму в 4200-4300 долларов вы будете летать без ограничений весь летный год. Только бы была погода

Полеты проходят только по выходным и по праздникам. Кроме того, нет необходимости совершать прыжок с парашютом. Летная техника — учебные Бланики и Янтари для продолжающих.

Дорога в небо не такая длинная, как это может показаться с первого взгляда! Летайте и воплощайте в жизнь ваши мечты о небе!

Как мы с вами уже заметили, во время прогулки по залам ангарам авиационного музея в Вантаа, финны чтят свою авиационную историю. Более того, они имеют свою, хоть и небольшую, но собственную авиационную промышленность, сейчас правда сборочную по лицензии, но все же опыт есть. Подготовка же авиационных летных кадров, а сейчас этот вопрос весьма актуален в нашей стране, и, как показывает мировой опыт, неразрывно связан с планеризмом. Конечно же планеризм - это прерогатива энтузиастов, но! Практический опыт безмоторных полетов способствует формированию настоящих пилотов. Этому уделяли внимание и в Советском Союзе, помните: от модели - к планеру… Возвращаясь к истории Второй Мировой: немецкие ассы имели не просто практический опыт безмоторных полетов, а учились на них летать и имели большой налет. Курсанты Академии ВВС США в Колорадо Спрингс учатся летать, в том числе, и на чешских «Бланиках». Вот поэтому в ангарах финского музея авиации было весьма неудивительно увидеть, в большинстве случаев подвешенных непосредственно под силовыми строительными конструкциями крыши, целую стаю безмоторных летательных аппаратов…

Когда я смотрю на Schneider Grunau Baby IIb, то не удивляюсь почему более 6000 аппаратов было выпущено в 20 странах: лаконичные формы и простая, доступная конструкция, прекрасная аэродинамика, для своего времени и вес пустого - всего 170 кг!


Форд-Т знаю, Форд трактор видел, а вот Форд-планер впервые! На самом деле - тот же Baby!

Первый прототип весьма успешного и популярного планера PIK-20, разработанного в техническом университете Хельсинки. Начиная с 1973 года было построено 425 планеров различных модификаций, в зависимости от изменяющихся требований к стандартному и 15-метровому классам и даже мотопланер с убирающейся силовой установкой на базе Rotax 501.

Кстати, PIK - это: Polyteknikkojen Ilmailukerho или политехнический авиационный клуб, в котором студенты под руководством преподавателей реализовывали свои проекты планеров и легких самолетов.

PIK-12 - двухместный учебный планер взлетел в 1956-м и был построен всего в четырех экземплярах и вот почему: пока финские кураторы «от планеризма» определяли как лучше и дешевле учить летать: на 1-местных или 2-х местных планерах, производители из других европейских стран заполнили рынок двухместными безмоторными машинами.

PIK-5 имеет весьма легкий вид для деревянного планера. Было построено 34 экземпляра с 1946 года.

Линейка планеров первоначального обучения…

Harakka II или PIK-7 - финский учебный планер, 1946 год.

Пилот Grunau 9 сидел внутри, хоть и плоской фермы фюзеляжа. Были варианты и с элегантными обтекателями кабины

Легендарный SG 38 был растиражирован в десять тысяч экземпляров!

Польская Salamandra (OH-SAA): более 500 аппаратов было выпущено в 1936-1962 г.г.

О конструкции планера первоначального обучения: Harakka…

PIK-16 Vasama, 1961 год, выпущено 56 шт. Пока еще деревянный, но со стеклопластиковой носовой частью фюзеляжа. Интересна конструкция стыка крыльев.

Fibera KK-1e Utu - первый финский стеклопластиковый планер, 1964 г., построено 22 экз.

Ну и в заключение, конструкцию планера, так сказать венца деревянной конструкции можно посмотреть на этом Schleicher Ka 6: с 1955 года выпущено больше тысячи аппаратов!

А великая авиационная держава, которая сама себя так назвала и на двадцать лет забросившая собственную авиационную промышленность, только сейчас и разбирается как бы перенести Монинский музей куда-нибудь в другое место. И, вместо того, чтобы на травяных полях некоторых аэропортов столичного авиаузла создавать кладбище отечественной авиатехники и авиационных иномарок нового времени, не пора ли задуматься о Национальном авиационном музее, ведь еще столько самолетов и вертолетов можно сохранить и, даже поддерживать в летном состоянии…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!