Кладбище кораблей: последняя пристань гигантов. Берег скелетов, Намибия

July 28th, 2017

Некоторое время назад мы уже с вами поднимали тему кладбища кораблей на примере местечка в Индии: . Оказывается такое место не единственное.

Как и все, сделанное руками человека: транспортные средства от автомобилей и грузовиков до самолетов и локомотивов, корабли имеют свой срок жизни, и когда это время истекает, их отправляют на металлолом. Такие большие громады, конечно же, содержат много металла, и крайне рентабельно их потрошить и металл перерабатывать. Добро пожаловать в Читтагонг (Chittagong) — один из крупнейших в мире центров по слому кораблей. Здесь одновременно работало до 200000 человек.

На долю Читтагонга приходится половина всей стали, производимой в Бангладеш.


После Второй мировой войны судостроение стало переживать небывалый подъем, огромное количество металлических кораблей строилось по всему миру и все больше - в развивающихся странах. Однако вскоре возник вопрос по утилизации отработавших свое кораблей. Более экономичней и выгодней оказалось производить разбор старых кораблей на металлолом в бедных развивающихся странах, где десятки тысяч низкооплачиваемых трудящихся демонтировали старые корабли в несколько раз дешевле, чем в Европе.

Плюс ко всему немаловажную роль сыграли такие факторы, как строгие требования охраны здоровья и окружающей среды, дорогостоящие страховки. Все это сделало слом кораблей в развитых европейских странах невыгодным. Здесь такая деятельность ограничивается, в основном, утилизацией военных судов.


Утилизация старых судов в развитых странах в настоящее время чрезвычайно высока также из-за дороговизны: стоимость утилизации токсичных веществ, таких как асбест, ПХБ и содержащих свинец и ртуть — зачастую выше, чем стоимость металлолома.




История развития центра утилизации кораблей в Читтагонге восходит к 1960 году, когда после шторма на песчаный берег Читтагонга было выброшено греческое судно MD-Alpine. Пять лет спустя после нескольких неудачных попыток повторного снять судно MD Alpine с мели — оно было списано. Тогда местные жители и начали его разбор на металлолом.

К середине 1990-х в Читтагонге развился масштабный центр по слому кораблей. Это было вызвано также и тем, что Бангладеше при разборке кораблей стоимость металлолома выше, чем в любой другой стране.

Однако условия труда на разборке кораблей были ужасными. Здесь каждую неделю из-за нарушений безопасности труда погибал один рабочий. Нещадно использовался детский труд.


В конце концов, Верховный суд Бангладеша наложил минимальные стандарты безопасности, а также запретил все виды деятельности, которые не отвечают этим условиям.

В результате количество рабочих мест уменьшилось, стоимость работ возросла и бум утилизации кораблей в Читтагонге пошла на спад.


В бангладешском Читтагонге утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом. Сюда приходят 3-5 судов еженедельно. Непосредственно сами корабли разбирает около 80 тысяч человек, ещё 300 тысяч работает в смежных отраслях. Ежедневная зарплата рабочих составляет 1,5-3 доллара (при этом рабочая неделя - 6 дней по 12-14 часов), а сам Читтагонг считается одним из самых грязных мест в мире.

Списанные корабли сюда начали приходить в 1969 году. К нашему времени в Читтагонге разбирается 180-250 кораблей ежегодно. Береговая полоса, где суда находят своё последнее пристанище, тянется на 20 километров.

Их утилизация происходит самым примитивным способом - с помощью автогена и ручного труда. Из 80 тысяч местных рабочих примерно 10 тысяч - это дети от 10 до 14 лет. Именно они являются самыми низкооплачиваемыми работниками, получая в среднем 1,5 доллара в день.

Ежегодно на разборке судов гибнет около 50 человек, ещё примерно 300-400 становятся калеками.


80% этого бизнеса контролируется американскими, германскими и скандинавскими компаниями - металлолом затем отправляется в эти же страны. В денежном выражении разбор кораблей в Читтагонге оценивается в 1-1,2 млрд. долларов в год, в Бангладеше в виде зарплат, налогов и взяток местным чиновникам от этой суммы остаётся 250-300 млн. долларов.

Читтагонг одно из самых грязных мест в мире. При разборке кораблей машинные масла сливаются прямо на берег, там же остаются свинцовые отходы - так, ПДК по свинцу тут превышен в 320 раз, ПДК по асбесту - в 120 раз.

Лачуги, в которых живут рабочие и их семьи, тянутся на 8-10 км вглубь территории. Площадь этого «города» - около 120 квадратных километров, и в нем проживает до 1,5 млн. человек.



Город-порт Читтагонг (Chittagong) лежит в 264 км к юго-востоку от Дакки, приблизительно в 19 км от устья реки Карнапхули.

Это второй по величине населенный пункт Бангладеш и самый известный её туристический центр. Причиной тому удачное расположение города между морем и горными районами, хорошее морское побережье с обилием островов и отмелей, большое количество древних монастырей сразу нескольких культур, а также множество самобытных горных племен, населяющих районы знаменитых холмов Читтагонга. Да и сам город за свою историю (а основан он был ориентировочно на рубеже новой эры) пережил немало интересных и драматических событий, поэтому славится характерным смешением архитектурных стилей и различных культур.


Главное украшение Читтагонга — лежащий вдоль северного берега реки старый район Садаргхат . Родившийся вместе с самим городом где-то на рубеже тысячелетий, он издревле заселялся богатыми торговцами и капитанами судов, поэтому с приходом португальцев, которые почти четыре столетия держали под контролем всю торговлю на западном берегу Малаккского полуострова, здесь же вырос и португальский анклав Патергхатта, застроенный богатыми по тем временам виллами и особняками. Кстати, это и один из немногих районов в стране, который до сих пор сохранил христианство.


Сейчас в старой части города заслуживают внимания похожая на крепость мечеть Шахи-Джама-э-Масджид (1666 г.), мечети Квадам-Мубарак (1719 г.) и Чанданпура (XVII-XVIII вв.), святыни Даргах-Сах-Аманат и Байязид-Бостами в самом сердце города (здесь есть большой бассейн с сотнями черепах, считающихся потомками злого джинна), мавзолей Бада-Шах, величественный комплекс суда (XVII в.) на Фэйри-Хилл, и множество старых особняков всех стилей и размеров. Многие из них находятся далеко не в лучшем состоянии, но по большому счету это только придает им колорита. Также стоит посетить Этнологический музей в современном районе Модерн-Сити, который имеет интересные экспозиции, рассказывающие о племенах и народах Бангладеш, Мемориальное кладбище жертв Второй мировой войны, живописное водохранилище Фой (приблизительно 8 км от центра города, местные жители называют его озером, хотя оно образовалось при строительстве железнодорожной дамбы в 1924 году), а также пляж Патенга.

Прекрасный вид на город открывается с холмов Фэйри-Хилл и района Бритиш-Сити. К тому же здесь, что немаловажно в условиях постоянной местной жары, постоянно дуют прохладные морские бризы, что делает район популярным местом жительства состоятельных жителей города. Однако большинство туристов задерживаются в городе буквально на один день, поскольку главной точкой притяжения являются все-таки холмистые районы восточнее Читтагонга.

Область холмов Читтагонга включает в себя большую область (площадь около 13191 кв. км) лесистых возвышенностей, живописных ущелий и утесов, заросших плотным покровом джунглей, бамбуком, вьюном и диким виноградом, и населенных горными племенами, имеющими свою самобытную культуру и уклад жизни. Это одна из самых дождливых областей Южной Азии — ежегодно здесь выпадает до 2900 мм осадков, и это при среднегодовой температуре воздуха около +26 C! Область включает в себя четыре главные долины, сформированные реками Карнапхули, Фени, Шангу и Матамухур (впрочем, у каждой реки здесь по два-три имени). Это нетипичный по топографии и культуре район Бангладеш, где проживают, в основном, буддистские племена и плотность населения относительно невысока, что позволило сохранить природную среду региона в относительно нетронутом состоянии.

Как ни странно, холмы Читтагонга — наиболее неспокойный регион в стране и поэтому посещение многих районов ограничено (без специальных разрешений сроком действия 10-14 дней можно посетить только районы Рангамати и Каптаи).



Вот что пишут об условиях работы в этом месте:

«…Используя только паяльные лампы, кувалды и клинья они вырезают огромные куски обшивки. После того, как эти фрагменты рушатся вводу наподобие отколовшихся кусков ледника, их волокут на берег и режут на мелкие части, весящие сотни фунтов. Их переносят на грузовики команды рабочих, поющих ритмичные песни, поскольку перенос очень тяжелых толстых стальных пластин требует идеальной слаженности действий. Металл будет продан с огромной выгодой для владельцев, которые живут в роскошных особняках в городе. …Разделка судна продолжается с 7:00 до 23.00 одной командой рабочих с двумя получасовыми перерывами, и часом на завтрак (ужинают они после того, как вернутся домой в 23.00). Итого — 14 часов в день, 6-1/2 дневная рабочая неделя (полдня в пятницу свободно, согласно требованиям ислама). Рабочим платят 1.25 $ в день»
























Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).



Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).


Где можно найти мертвые суда? Иногда они покоятся в скалистых и туманных районах, ставших местом их гибели. Иногда корабли увозят в специальные доки для утилизации. Также встречаются случаи, когда никому не нужные суда сознательно оставляют ржаветь.

Порт Нуадибу, Мавритания

Более 300 судов покоятся на самом большом в мире кладбище кораблей. Заброшенные корабли здесь начали появляться в 1980-ых после того, как рыбная промышленность страны была национализирована.

Западный Узбекистан

Множество судов ржавеют в районе некогда существовавшего портового города, находившегося на побережье Аральского моря. Суда начали оставлять в 1980-х годах, когда море начало быстро высыхать. Сейчас расстояние от этого кладбища кораблей до воды составляет более 150 км.

Берег скелетов, Намибия

Область получила свое название из-за многочисленных останков китов, появившихся здесь в результате китобойного промысла. Однако это место стало кладбищем не только для животных. Здесь покоятся более тысячи кораблей, пойманных в ловушку скалами и туманом.

Кладбище лодок в Стейтен-Айленде (Witte Marine Scrap Yard), Нью-Йорк

Место свалки для вышедших из употребления и списанных судов в Нью-Йорке.

Кладбище военных кораблей близ аббатства Ландевеннек, Франция

Кладбище для захоронения главным образом военных кораблей находится на изгибе реки Олн, используемой французским флотом.

Грютвикен, Южная Георгия, Южная Атлантика

Поселение было основано в 1904 капитаном из Норвегии для создания китобойной станции. Это место закрыли в декабре 1966, однако построенная здесь церковь все еще используется для брачных церемоний, а китобойные суда все еще находятся в гавани.

Центр по утилизации кораблей в Гадани, Пакистан

Третий по величине центр утилизации кораблей в мире. Только за 2009-2010 здесь разобрали 107 судов.

В течение 1970-х и 1980-х годов утилизационная промышленность находилась на подъеме, а Гадани был самым большим утилизационным центром в мире.

Если сломается фен или миксер, его, не задумываясь, выбросят в мусорку, если выйдет из строя стиральная машинка или холодильник, их отвезут на специальную свалку, а что происходит с кораблями, которые больше не могут служить людям? Если старый корабль относится к экземплярам, которые оставили после себя след в истории, его могут использовать для создания исторических памятников, некоторые судна приобретают для создания в них отелей и развлекательных центров, но бывает такое крайне редко. Что же происходит с остальными? Ведь их не единицы и даже не десятки.

Последняя пристань

Когда корабль впервые спускают на воду - это радостное событие не только для его создателей и членов экипажа. На пристани в такой день обычно собирается огромное количество людей, которые, не имея абсолютно никакого отношения к кораблестроению и мореходству, очень активно принимают участие в празднике и считают себя его частью. Люди радуются, пьют шампанское, желают всего наилучшего экипажу и самому судну. Пройдет совсем немного времени и на воду спустят новый корабль, потом следующий и следующий…. А куда же денется старый корабль? Что будет с ним? Ответ очевиден - как только стоимость обслуживания судна перестанет окупаться, его выведут из эксплуатации и он станет частью ближайшего кладбища кораблей.

Основная причина возникновения

Откуда берутся эти своеобразные свалки? Почему они возникают и так распространены по всему миру? Корабль - очень дорогое строение. Конечно, при соответствующем обслуживании срок его эксплуатации довольно долог, однако стоимость некоторых поломок такова, что иногда проще построить новый корабль, чем отремонтировать старый. Если действовать по правилам, то разборка негодного судна должна производится в определенных условиях труда и за довольно большую оплату, однако в реальности заниматься этим никто не хочет. Именно поэтому судовладельцы часто просто выводят негодный корабль в зону так называемых кладбищ и оставляют его там.

Немного истории

До 60-х годов 20 века утилизацией корабля, вышедшего из эксплуатации, должен был заниматься его владелец. То есть построившее его предприятие и разбирало в последствии непригодное судно на части. Однако это было настолько материально невыгодно, что официальные владельцы кораблей предпочитали за бесценок отдать их, чем тратить время на разборку и деньги на оплату труда рабочим. Объясняется это просто - кораблестроители имеют неплохой и стабильный доход, работая в нормальных условиях труда и не подвергая свою жизнь опасности, а разбор судна фактически ничего не стоит, хотя проводится в тяжелых условиях и иногда с риском для жизни.

Заработок для жителей Бангладеш

Если бы не кладбища кораблей, жители Бангладеш не имели вообще никаких способов к существованию. Официально разборки суден там не происходит. Их просто выводят на берег, но, по сути, всем известно, что как только корабль причалит, его в ближайшее же время разберут на мельчайшее части местные жители. Международная организация защиты труда пытается запретить заниматься им этим делом, ведь условия труда абсолютно не соответствуют общественно принятым требованиям, но сами работники выступили против. Ведь если они будут лишены возможности посещать кладбища кораблей, то их семьям просто будет нечем питаться.

Один из основных видов деятельности

Примерно так же ситуация обстоит во многих других странах, где есть дешевая рабочая сила. Военные корабли в такие страны, как Индия, Пакистан, Индонезия и прочие, на разборку привозят редко. Разве что если судно было серьезно повреждено и не имело ценности для своего государства, но это, скорее, исключение, чем правило. Чаще всего речь идет об отработавших свое рыболовецких и парусных судах. Именно они в итоге попадают на кладбище кораблей. Пакистан является одним из центров утилизации суден, и большинство проживающих в этой стране работают именно в данной отрасли.

А как в других странах?

Что происходит с 90% вышедших из эксплуатации суден у берегов стран Индии, Пакистана, Бангладеш и Индонезии мы выяснили, а куда же деваются оставшиеся 10%? В некоторых странах, например, в России, кладбища кораблей привлекают огромное количество туристов, путешественников и местных жителей и из поступивших на утилизацию суден лишь малая доля разбирается на части, а большинство специально поддерживают в относительно удовлетворительном состоянии, чтобы желающие могли полюбоваться этими величественными судами.

Известные кладбища кораблей России

Огромное количество списанных барж и небольших судов можно увидеть в районе Затон города Новосибирска. Это так называемое кладбище кораблей. Новосибирск имеет одну из крупных судостроительных компаний, которая расположена рядом с этим заброшенным портом, а пришвартованные корабли являются неиссякаемым материалом для работы. Конечно, повторно никто из этих плавательных суден моря не увидит, но вот часть деталей довольно активно используется в ремонте.

Было бы удивительно, если бы в списке городов, имеющих кладбище кораблей, Мурманск не нашел свое место. В этой столице рыболовства имеется сразу несколько таких пристаней. Одно из них находится возле рыболовного комбината. Здесь можно увидеть и небольшие суда и китобои.

В североморском округе Мурманска можно увидеть деревянные корабли, которые находятся здесь уже практически столетие. Останки двенадцати судов находятся в очень живописном заливе и в сочетании с красотой окружающей природы производят на путешественников просто незабываемые впечатления.

Известным из-за того, что в нем расположено кладбище кораблей, Краснодар является мало кому, однако если все-таки какие-то дела привели человека в этот город, посмотреть на бороздившие речные просторы суда не помешает. Это одно из самых чистых мест последней стоянки водных суден и одно из наиболее посещаемых туристами незапланированных экскурсоводами мест.

Судьба военных кораблей

Мало кому удается встретить военные корабли среди заброшенных судов. Это относится не только к России, но и к любой другой стране. Причина понятна. Секретные разработки даже прошлого времени раскрывать ни одна страна не захочет, поэтому такие суда разбираются на части в кораблестроительных компаниях с особым уровнем секретности. Кроме этого, военное судно всегда будет отличатся от других типов водного транспорта в плане качества, поэтому даже лишенное основного предназначения из-за возраста судно может использоваться еще довольно долго, например для патрулирования границ, а детали даже самого старого судна обязательно получат новую жизнь в современных моделях.

Мечта многих

Кладбище затонувших кораблей - это места для любителей острых ощущений. Чего только не надеются найти ныряльщики, и даже по прошествии большого количества времени им то и дело улыбается удача. Только по приблизительным подсчетам более трех миллионов судов покоится в водных глубинах. Затонувшие корабли привлекают путешественников не только завесой тайны. Многие действуют гораздо прагматичнее. Они просто ищут сокровища.

Однако если местность в районе не представляет опасности, к местам таких захоронений очень часто организовывают экскурсии. Увидев своими глазами затонувшее судно, человек испытывает просто незабываемые эмоции.

Самые большие места затонувших судов находятся в США (мыс Хаттерас), в районе блуждающего мыса Сейбл в Канаде, в Великобритании (мель Гудвина), в Балтийском море (Россия), в Карибском море возле Больших Антильских островов, возле Большого барьерного рифа в Австралии. Затонувшие суда хранят массу секретов, а водные глубины, скрывающие их, с каждым годом привлекают все большее количество туристов.

Проблема всего мира

Кладбища кораблей находятся по всему миру. Мы назвали только самые известные и крупные из них. Учитывая огромное количество заброшенных судов, которые часто имеют в своем составе токсичные вещества, поступающие со временем в почву и воду, проблема утилизации данного типа продукции стоит очень остро во всем мире.

С другой стороны, вызывают опасения условия труда рабочих, которые, находясь в безвыходном положении и не имея никаких средств к существованию, вынуждены идти на разборку кораблей, чтобы прокормить свою семью. Кроме изнурительного труда практически ежедневно на кладбищах кораблей травмируются и даже гибнут люди. На работу их, естественно, никто не оформляет, поэтому ни страховки, ни социальных выплат семья, лишившаяся единственного кормильца, не получает.

Всему миру известна эта проблема, однако решение ее пока не найдено.

Создания заводов для утилизации не предвидится, так же, как и обеспечения нормальных рабочих мест для жителей стран так называемого третьего мира.

Кладбища кораблей, даже несмотря на очень заброшенное состояние судов, имеют некую атмосферу, которая притягивает романтически настроенных людей. Возможность просто побыть рядом с ними, заглянуть в трюмы, пофантазировать на тему приключений оставляет незабываемый след в душе каждого.

Судно "Каракалпакия" недалеко от бывшего порта Муйнак. Аральское море

Dimitrios префектура Лакония, Греция

Аргентина

World Discoverer Снимок со спутника: http://g.co/maps/p3ued

Остров Navagio Греция - место крушения контрабандного судна Панагиотис.

Нуадибу (Nouadhibou) – портовый город в Мавритании, берег которого представляет собой самое большое в мире кладбище кораблей. Место тщательно скрывается правительством страны вследствие собственных махинаций. Посему о городе погибших кораблей знают очень немногие. За последние 20 лет в бухте на западном побережье Африки скопилось более 500 кораблей.

Утилизация старого корабля является довольно затратной процедурой, поэтому начальство нуадибского порта поступило следующим образом. Оно разрешило судоходным компаниям оставлять в заливе суда, которые уже отплавали свое, за более скромную плату. Сюда, непригодные для плавания, но застрахованные корабли, незаконно и экономически выгодно переправляются на утиль из самых разных уголков мира. Не приносящие прибыли суда были попросту оставлены гнить у берегов Нуадибу. Халатность местных чиновников, бездумно раздававших разрешения судовладельцам затопить здесь неугодные корабли, привела к катастрофической экологической ситуации. ЕС уже начало реализацию программы по очистке залива от ржавых судов. Но пока, судя по спутниковым фотографиям, процесс далёк от завершения.

Вместе с тем, кладбище кораблей – это не просто свалка. Данное место представляет собой художественный интерес для фотографов всего мира. Художники, съезжающиеся сюда, преследуют своей целью показать ту забытую красоту и атмосферу грусти, которыми наполнена бухта. Мало кто едет сюда за документальной съемкой, обличающей коррумпированную мавританскую власть. Хотя бы потому, что путь сюда, на самое большое в мире кладбище кораблей, лежит через множество препятствий. Одним из последних фотографов, рискнувших отправиться в Нуадибу, стал мексиканец Ян Смит. По его словам, он был остановлен на границе, спал на минном поле и обвинялся в шпионаже, прежде чем сумел все-таки попасть в город погибших кораблей.

"United Malika" - судно водоизмещением 387.8 футов, шедшее с грузом рыбы, село на мель в глухом местечке под названием "Кэп Блэнк" около берега Нуадибу, Мавритания, 4-ого августа 2003. Команда из 17 человек была спасена флотом Мавритании. Корабль оставили на берегу.

Эдуард Болен (Eduard Bohlen) заблудился в густом тумане и сел на мель у Берега Скелетов побережья Намибии, 5 сентября 1909 года. В настоящее время обломки лежат на песке в полукилометре от береговой линии.

"Pasha Bulker" - грузовое судно, которое ожидало в открытом море на погрузку угля. Во время бури в июне 2007 года он сел на мель на пляже в Австралии. Огромные размеры этого судна на фотографии похожи на фотошоп.

Плавучий кран BOS 400 был на буксире возле мыса Доброй Надежды в Южной Африке. Во время бури буксирный трос оторвался и кран остался без управления на милость ветров, которые толкнули его к побережью. BOS 400 сел на мель на побережье в июне 1994 года. 14 человек экипажа были спасены вертолетом. Потеря крана на сумму более 70 миллионов долларов привело к трем судебным разбирательствам в Лондоне и пяти в Кейптауне.

Вертолетная площадка в кормовой части судна, рухнула в сентябре 2010 года.

Franz Halls сел на мель на пляже Le Palais в Биаррице

HEINRICH BEHRMANN судно вынесло на берег из-за плохой погоды

Mediterranean Sky в 1997 году был конфискован из-за финансовых проблем судоходной компании и начал тонуть из-за отсутствия технического обслуживания. Афины, Греция

The Eden V, Marina di lesina, Italy

судна попавшие в аварии

Кладбище кораблей – уникальное место, где покоятся небольшие старинные галеоны, огромные современные лайнеры, легкие парусники, фрегаты. Таких «погостов» по миру насчитываются десятки, большинство из них сокрыты морскими пучинами. Первыми появились те, которые приняли в морские недра легкие суденышки, созданные более 4000 лет назад.

Интересно! Историки утверждают, что за три тысячи лет (начиная от 10 века до н. э., заканчивая 20 веком н. э.) успело затонуть около трех миллионов судов. Причем до изобретения парового двигателя суда успевали затонуть в течение первых двух лет после спуска на воду.

Историческая справка

Причинами кораблекрушений в прошлом могли служить штормы, бури, пиратские нападения, столкновения с разными объектами в море. Однако чаще всего гибли суда в силу плохой погоды, что в корне изменилось, когда человечество смогло прогнозировать природные явления с большой точностью.

И если до начала 19 века основной причиной появления новых корабельных «погостов» были морские сражения, стычки с пиратами, а также ветхость суденышка, то с развитием судостроения ситуация в корне поменялась. В настоящее время основанием для того, чтобы забросить судно, становится элементарная нехватка средств на его утилизацию. Огромные затраты на демонтаж всех элементов судна с последующей процедурой оформления, сдачей в утиль сделали свое «черное» дело.

Современное человечество не привыкло «убирать» за собой водные просторы. Известно, что многие суда дрейфуют по океанам, покинутые своей командой. Некоторые дотягивают хотя бы до окончательного пункта назначения – города Читтагонг – кладбище кораблей в Бангладеш, другие – бросают посреди моря, океана.

Адская работа на кладбище кораблей в Бангладеш

Часто кладбище погибших кораблей – это сущее наказание для страны, в бухте или около берегов которой накапливаются «скелеты» погибших судов. Однако есть страны, жизнь в которых давно находится за чертой бедности. К таким относится Бангладеш. Если не бы не утилизация морских судов, отработавших свой ресурс, многим людям не за что было бы купить провиант, чтобы выжить.

Внимание! Официально никаких разборок судов в этой стране нет, поскольку сама деятельность незаконная, крайне опасная. По факту – в стране тысячи людей заняты на демонтаже устаревших кораблей, владельцы которых приводят их в это место, чтобы оставить. Приличную мзду за это получает «прораб» – тот, кто дает работу простым работягам. Последние же в день за опасную работу получают сущие гроши – в пределах 2–4 долларов.

Правительство не раз порывалось запретить такую деятельность, но сами работники выступили против этого. Если не будет кладбища кораблей в Бангладеш, им не за что будет жить сами, содержать свои семьи.

Каждую неделю на разборе судов погибает 3–4 человека… Достаточно взглянуть на фото, чтобы оценить тяжесть адского труда, от которого люди не в состоянии отказаться.

А что в других бедных странах?

Немногим отключается кладбище кораблей в Пакистане, Индии, Индонезии от того, для которого нашлось место в Бангладеш.

Чаще всего в здешние воды попадают те суда, которые были отправлены в эти края после выработки своего ресурса. Редко это военные суда, если только они вышли из строя недалеко от берега. Нередкими «гостями» становятся рыболовецкие шхуны, парусные суда, реже – лайнеры.

Пакистан известен на весь мир своим утильным промыслом. Именно это привлекает внимание владельцев различных суден.

Как обстоят дела в России?

Если в Пакистане, Индии, Индонезии, Бангладеш все отработанные суда рассматриваются с точки зрения утилизации, то в нашей стране дела обстоят иначе. Часто кладбище кораблей в России – это исторические центры на воде. Музеи в отработанных судах создаются достаточно часто, особенно тех, которые сыграли определенную роль в истории страны.

Однако не все корабли удостаиваются чести стать объектом внимания туристов. Существуют те, что отправлены «догнивать» свой век в разных точках страны. К таким можно отнести кладбище кораблей в Москве, а также многие другие места.

Самые известные корабельные кладбища мира

Индия

Аланг – кладбище кораблей в Индии, слава о котором ходит по всей планете. Расположен город всего в 50 км от крупного города Бавнагар. Городок небольшой с несколькими тысячами жителей, он занимает огромное пространство на берегах Камбейского залива. Вся территория разбита на четыре сотни платформ – фактически площадок, куда загоняют гигантов для последующей разборки.

Интересно! Для разбора одного гиганта требуется порядка 300–400 человек, пару месяцев. Хода чужакам в эти края нет, хотя познакомиться со здешним «колоритом» позволяют фото, видео.

Огромная территория становится последним пристанищем для десятков кораблей. С каждым годом количество морских «жертв» растет, пополняя кладбище кораблей в Саргассовом море. Причиной тому становится не людская халатность, но особенности здешних мест, которые часто сравнивают с Бермудским треугольников. Никакой мистики здесь нет.

Интересно. Порядка 6 млн. квадратных километров в Саргассовом море покрыта водорослями. Это настоящая ловушка для морских судов. Выбраться из нее не всегда под силу даже гигантам.

Интересная особенность здешних мест в том, что Саргассово море не имеет берегов, оно просто находится внутри океана, получила свои течения. Фактически море, вращаясь, находится в воронке, где температура выше той, что установлена за его пределами. В этих краях опасно находиться даже самолетам, которые могут потерпеть крушение из-за климатических особенностей.

Кладбища кораблей России

Военно-морской флот страны обширный. Каждый год на воду спускается масса новых кораблей, а старые приходят в негодность, отправляются в утиль. Участь не у всех завидная. Далеко не каждое судно становится музеем, рестораном или гостиницей на воде. многие пополняют официальные или стихийно образованные погосты.

Здесь нашли последнее пристанище речные суда, которые были отправлены прямиком на кладбище кораблей в Краснодаре. Прячется за речным портом в Затоне. Дно илистое, глубина небольшая, а потому все стоящие на вечном «приколе» баржи постепенно врастаю в затон. Пока что у местной власти не хватает средств решить проблему.

Крым

Это место становится настоящий Меккой для туристов, которые хотят изучить корабли, сокрытый морем. Подводное кладбище кораблей в Крыму стало достопримечательностью полуострова. Самыми примечательными стали такие объекты:

  • Бухта Омега – позволяет дайверам погружаться на небольшую глубину, наблюдать с большого расстояния на затонувшие суда. Видимость отличная.
  • Карантинная бухта, Херсонес Таврический с древними артефактами, а не только судами.
  • Зловещие скалы – это опасные каньоны, лабиринты под водой. В некоторых местах глубина внушительная – до 12 метров.
  • Ушаковская стена – с гротами, пещерами, располагается на глубине 15 метров, позволяет оценить не только морские суда, многочисленную живность, здесь живущую.

Это далеко не все примечательности полуострова, который предстоит изучить, покорить. Находить подходящие места для погружения рекомендуется по запросу к местным туристическим компаниям, специально составленным картам.

Балтийск

Кладбище военных кораблей в Балтийске – еще один объект, где нашли покой военные суда. Именно в этом месте заканчивают чаще всего свой путь военные суда.

Некоторым из них все же посчастливится стать музеями, за которыми будут ухаживать, хранить для потомков, другие отправятся в утиль.

Мурманск, Новосибирск

Кладбище кораблей в Новосибирске – это места, где покоятся военные суда, рыболовецкие корабли, выходившие на промысел несколько десятилетий назад.

Кладбище кораблей в Мурманске – это покинутые суда, которые располагаются на заброшенных пристанях, являют печальное зрелище. Здесь немало рыболовецких, утилизировать которых получается слишком накладно.

Упадок рыбной отрасли, первые заброшенные корабли здесь появились в начале 60-х годов. В Мурманске можно найти деревянные корабли, которые находятся здесь уже более столетия. Некоторые «останки» находятся в живописном заливе. Это место любят туристы, которые смогут оценить сочетание красоты природы, корабельных остовов.

Урал

Располагается одно из самых известных в стране речное кладбище кораблей в Перми. В отличие от других описанных мест, здесь еще жив рыбный промысел, но это не исключает появления вечной стоянки отработанный судов. В начале говорили об утилизации, со временем дальше разговоров власти не двинулись, оставив многие «Метеоры», «Ракеты» дожидаться последнего часа.

Владивосток

Суровый край также отметился на карте, здесь есть свое собственное кладбище военных кораблей на острове Русский во Владивостоке. Старт ему был положен в 1974 году, когда со стоянок сюда стали стягивать отработавшие суда. На данный момент в здешних водах упокоились 42 корабля, многие из них полузатоплены, другие вообще лежат на дне. Государство в последние годы проявляет интерес к месту, пытаясь их поднять с морского дна.

На Карибы за романтикой

Это настоящая находка для тех, кто любит пиратские саги. Именно это место для путешествий, торгового дела выбирали суда, державшие путь в Америку после открытия континента. За 500 с хвостиком лет здесь прошли тысячи судов, парусников, погибло не так уж и мало – до 3 тысяч единиц. Они лежат на дне, привлекая дайверов красотой, возможностью быстро обогатиться.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!