Когда день ждв. День железнодорожника в россии и беларуси

Железным дорогам России без малого 200 лет. Железнодорожный транспорт по-прежнему незаменим — современные РЖД каждый год перевозят более миллиарда пассажиров и более миллиарда тонн грузов. В российских железных дорогах заняты более 800 тысяч сотрудников, которые в августе отмечают свой профессиональный праздник. Когда день железнодорожника в 2018 году в России: какого числа отмечают этот праздник, какова его история, в каких ещё государствах бывшего СССР отмечается этот день.

Когда появился день железнодорожника в России

Российский праздник День железнодорожника стал первым подобным праздником во всей Европе. Он появился ещё в 1896 году, и его отмечали до 1917 года 25 июня по старому стилю (по новому — 6 июля). Эта дата — день, когда родился император Николай I, при котором в нашей стране появились железные дороги.

История российских железных дорог началась в 1830-е годы. Первую железную дорогу страны — Царскосельскую — открыли в 1837 году. Она соединяла Санкт-Петербург и Царское село. Средняя скорость поездки в 51 км/ч по тем временам была фантастикой.

Так был дан толчок для развития этого современного вида транспорта в стране. К концу XIX века железные дороги уже неплохо соединяли главные города европейской части страны, а в 1891 году началась реализация амбициозного проекта — строительство Великой Сибирской магистрали, основы современного Транссиба. К 1904 году железные дороги дошли до Владивостока.

Традиции проведения Дня железнодорожника в царское время подразумевали, что железнодорожные учреждения в этот день вообще не работали, а руководство дорог собиралось на праздничный ужин и концерт в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.

После прихода к власти большевиков не осталось ни одного царского праздника, и никакого дня железнодорожника не существовало почти два десятилетия. Вернулся он в 1936 году, и уже ни о каком отдыхе для железнодорожников в свой праздник речи не шло — возвращение состоялось под лозунгом дня “максимальных трудовых усилий во славу Родины ”.

Дата первой версии советского празднования Дня железнодорожника — 30 июля, в честь встречи Сталина с работниками железнодорожного транспорта 30 июля 1935 года. Однако, уже с 1940 года дата празднования подверглась небольшой реформе, и День железнодорожника в СССР получил “прописку” в первый воскресный день августа. Так этот профессиональный праздник был закреплён за выходным днём.

С тех пор ничего не изменилось, и дата празднования профессионального праздника работников железной дороги — первое воскресенье августа.

День железнодорожника в 2018 году: какого числа отмечается

Первое воскресенье августа в этом году — 5 число. Соответственно день железнодорожника в 2018 году отмечается 5 августа .

Праздник этот непосредственно затрагивает 800 с лишним тысяч сотрудников современных Российских Железных Дорог. Машинисты и проводники, простые путевые рабочие и директора вокзалов — все они принимают поздравления в этот день со своим профессиональным днём.

По традиции в этот день проводятся торжественные мероприятия и концерты, лучшим железнодорожникам вручаются премии и награды. Кроме российских железнодорожников в первое воскресенье августа отмечают аналогичный праздник работники железных дорог Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Во многих других постсоветских республиках также существует такой праздник, но отмечается в другие даты.

В 2018 году российский праздник День железнодорожника всего на один день расходится с ещё одним родственным ему днём — Днём железнодорожных войск . Этот день, в отличие от основного праздника всех железнодорожников, привязан к дате 6 августа. Кстати, в прошлом, 2017 году произошла редкая встреча в календаре этих двух дней — День железнодорожника тогда также пришёлся на 6 число.

День железнодорожных войск появился в 1996 году в память о появлении 6 августа 1851 года специальных подразделений для охраны недавно открытой железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. В современных железнодорожных войсках российской армии служит около 28,5 тысяч человек.

Особенное распространение железные дороги получили во времена царствования Николая I. Впервые в России соединили два крупных города – Москву с Санкт-Петербургом. Был проложен маршрут для путешествия в Царское село. В связи с радостными событиями государем было принято решение о праздновании дня железнодорожника 6 июля. Так и продолжалось, пока не наступила революция.

После 1930 года началось возрождение праздника. Людям нужно было поднимать рабочий дух, поэтому благодаря небольшой группе передовиков день железнодорожника был возобновлен. Изначально он планировался на конец июля, однако с наступлением выходных дней перенесся на первое воскресенье августа.

День железнодорожного работника является международным днем. Его празднуют во всех бывших союзных республиках.

Празднование

Основная цель праздника – показать престижность профессии железнодорожного работника. В этот день проходят торжественные концерты, где высшее руководство и городская администрация награждают почетными грамотами, дипломами и денежными премиями самых выделившихся работников, ветеранов труда, кто работал и продолжает работать на железной дороге.

Мероприятия часто приобретают масштабность действий, поэтому нередко в крупных городах устраиваются по этому поводу концерты со звёздами эстрады. Большинство мероприятий проходят бесплатно, на концерт могут приходить все желающие.

Поздравления с Днем Железнодорожника


Поздравить работника железной дороги можно любыми способами: приемлемы как памятные сувениры и ценные подарки, так и простые поздравления в устной форме. Можно вручить открытку с теплыми пожеланиями.

Поздравляем с профессиональным праздником и желаем успехов на нелегком трудовом поприще, верных и понимающих коллег, развития и карьерной стабильности. Спасибо за Ваш бесценный и ежедневный труд, благодаря которому миллионы людей могут передвигаться из одной точки земли в другую. Своими руками вы осуществляете прогресс жизни в нашей стране. Мы гордимся Вами и ценим то, что Вы для нас делаете и продолжаете делать.

Работников железнодорожных магистралей поздравляю с торжественным днем! Хочу пожелать, чтобы Ваш поезд жизни мчался с большой скоростью к осуществлению всех желаний, а на пути всегда горел зеленый свет. Желаю удачи в профессиональных начинаниях, сплоченного коллектива и много радостных дней!

Уважаемые железнодорожники! Ваш профессиональный путь, который Вы выбрали, вызывает только восхищение и гордость за нашу страну! Спасибо за все, что Вы делаете для нашей Родины и нас, продолжайте любить свое дело и заниматься им с удовольствием. Успехов на трудовом фронте, карьерного роста и простых человеческих радостей!

6 августа в России отмечается День железнодорожных войск Российской Федерации , утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 № 1040 «Об установлении Дня железнодорожных войск».


История войск

История Железнодорожных войск берет начало 6 августа 1851 г., когда Николаем I было утверждено «Положение об управлении Санкт-Петербурго-Московской железной дорогой», согласно которому для ее охраны и эксплуатации должно было быть сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты. Свое боевое крещение военные железнодорожники приняли в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Особым для Железнодорожных войск России событием явилась русско-японская война 1904-1905 гг. Она убедительно показала решающее влияние железных дорог как на ход вооруженной борьбы, так и на исход войны в целом.

В результате коренных изменений, происшедших в политической жизни страны, 27 января 1918 г. по решению ВЦИК Железнодорожные войска русской армии были расформированы. Однако Гражданская война быстро выявила настоятельную потребность в воссоздании военных железнодорожных подразделений. Поэтому в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики № 41 от 5 октября 1918 г. в срочном порядке было сформировано 16 железнодорожных рот.


За время войны с 1918 по 1920 г. Железнодорожные войска восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 тыс. км железных дорог, восстановили 3169 железнодорожных мостов. Они обеспечивали боевые действия Красной Армии в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 г.), в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1939 г.).


В ходе первой мировой войны военным железнодорожникам пришлось выполнять самые разнообразные работы – возводить заграждения, строить железные дороги, реконструировать их для увеличения пропускной способности, перестраивать узкоколейные железные дороги на широкую колею, развивать узлы и станции в станции снабжения, оказывать техническую помощь тыловым железным дорогам по ремонту верхнего строения пути и подвижного состава. Силами железнодорожных войск были построены бронепоезда, сыгравшие заметную роль в ходе войны. За годы Великой Отечественной войны железнодорожными войсками восстановлено и вновь построено свыше 120 тысяч километров железных дорог, 15 тысяч искусственных сооружений, 8 тысяч станций и разъездов, 2345 пунктов водоснабжения, проложено почти 71 тысяч км линий связи, обезврежено и уничтожено более двух миллионов мин и фугасов, около 60 тысяч неразорвавшихся авиабомб. Строительство железных дорог железнодорожными войсками Российской Федерации не прекращается и в мирное время.

После окончания Великой Отечественной войны Железнодорожные войска активно включились в решение задач по восстановлению, реконструкции и строительству новых железнодорожных магистралей. Только за 1946-1950 гг. Железнодорожными войсками было выполнено 37 млн. м3 земляных работ, построено 6230 км пути, капитально восстановлено 2632 моста.

С 1953 по 1965 г. Железнодорожными войсками было построено 1720 км железных дорог на целине. Большой объем работ по строительству железных дорог был выполнен в Монгольской Народной Республике, где было введено в эксплуатацию 950 км главных и станционных путей от Улан-Батора до китайской границы.


В 70-х годах ХХ века (до начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали) войска принимали участие в строительстве железнодорожных линий Тюмень – Тобольск – Сургут, Ивдель – Обь, Абакан – Тайшет, Суоярви – Юшкозеро и других. Руками военных железнодорожников в эти годы было также построено свыше 5 тысяч км вторых путей, подъездные пути внешнего транспорта к строящимся автозаводам ВАЗ и КамАЗ.

Одной из важнейших строек Железнодорожных войск по праву считается строительство восточного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С 1974 по 1989 г. было построено 1277 искусственных сооружений, уложено 1466 км главных и 443 км второстепенных путей.

Основные объекты послевоенных лет: шахты Западного Домбаса и Запорожья; вторые пути: Москва-Харьков-Ростов, Харьков-Лозовая-Славенская, Грязи-Лиски-Ростов; Ленинградский и Мурманский узлы; восстановлены и реконструированы железнодорожные линии Москва-Ленинград, Москва-Смоленск, Москва-Брянск-Киев. В настоящее время железнодорожные войска решают вопросы технического прикрытия и эксплуатации стальных магистралей.

В настоящее время железнодорожные войска решают вопросы технического прикрытия и эксплуатации стальных магистралей. Мобильные, хорошо оснащенные железнодорожные войска вносят достойный вклад в развитие железных дорог нашей страны.

Командование железнодорожными войсками всегда уделяет особое внимание повышению уровня подготовки личного состава к выполнению задач мирного и военного времени, обеспечению бесперебойной доставки и охраны военных грузов, живучести железных дорог, высокой боевой и мобилизационной готовности. Опыт, накопленный за историю существования железнодорожных войск, свидетельствует о способности Железнодорожных войск успешно решать самый широкий круг задач. Личный состав настойчиво овладевает новыми методами и современными технологиями, проявляет высокий уровень ответственности при выполнении задач государственной важности.

Железнодорожные войска сегодня

Современные условия ставят перед Железнодорожными войсками все новые задачи. В соответствии с требованиями времени и внедрением все более сложной техники уровень подготовки личного состава неуклонно повышается, а ее методика постоянно совершенствуется.

В Железнодорожных войсках с недавнего времени практикуется получение военнослужащими срочной службы дополнительного профессионального образования. Наиболее актуальными задачами сегодня являются техническое переоснащение, подготовка личного состава и качественное комплектование Железнодорожных войск, совершенствование методов управления и обеспечение социальных гарантий военнослужащих.

Особого внимания заслуживает анализ действий Железнодорожных войск в Чеченской Республике, где ими был выполнен значительный объем работ по восстановлению функционирования железнодорожной сети региона. Обеспечивалась бесперебойность воинских перевозок, ритмичность доставки грузов для восстановления экономики республики. Была проверена на практике готовность частей Железнодорожных войск к выполнению восстановительных работ при попутных разрушениях и воздействиях диверсионных групп противника на железнодорожные объекты.


С начала проведения контртеррористических операций силами Железнодорожных войск обезврежено более 2 тысяч взрывоопасных предметов, проведено сплошное разминирование на 17 тыс. км железнодорожных путей. Только в текущем году было сопровождено более 600 единиц подвижного состава, перевезено более 2 тысяч человек личного состава. За успешное выполнение специального задания в период с 1999 г. по настоящее время более 820 военнослужащих Железнодорожных войск награждены государственными наградами. Анализ действий Железнодорожных войск в Чеченской Республике убедительно свидетельствует, что в восстановлении железных дорог в боевых условиях Железнодорожным войскам альтернативы нет.

Солдаты - железнодорожники вносили неоценимый вклад в строительство железных дорог во все времена – и в эпоху царей, и в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, и в послевоенное время, восстанавливая разрушенное хозяйство страны.

На протяжении своей истории многое в оснащении, тактике и оперативном искусстве Железнодорожных войск изменялось, однако неизменными остаются верность военных железнодорожников долгу и преданность Отечеству.

Свой памятный день есть у сотрудников железнодорожных войск России, установленный указом президента для Вооруженных сил РФ от 2006 года. Впервые учрежденная в 1996 году, дата 6 августа не случайна - имеет свою давнюю историю.

Именно в этот день 1851 года утверждено особое положение императором Николаем I, касающееся образования специальных воинских подразделений. Их задача заключалась в охране, безопасной эксплуатации железной дороги, соединяющей два основных города того времени – Москву и Санкт-Петербург, построенной также во время его правления. Было сформировано несколько рот численностью около 4-х тысяч человек из военно-рабочих, кондукторов, работников телеграфа.

Уникальность этого решения в том, что такие войска именно в России созданы первыми в мире. Боевое крещение они прошли уже в Крымскую войну (1853-56 гг). После её окончания, довольно неутешительного для Российской империи, выявлена необходимость пересмотра политики в области строительства железных дорог, её развития, особенно к югу от Москвы, о чём издал указ наследник Николая, Александр II.


Впоследствии, с 1870 года, железнодорожные силы стали входить в инженерные войска. Проявили себя в ходе освободительной русско-турецкой компании 1877-1878 гг., обеспечивая снабжение армии, построив для этих целей отдельный участок пути. С установлением советского периода, после разрушительной гражданской войны, действия отдельных корпусов были направлены не только на военные миссии, но и на подъём страны, её развитие, как топографическая разведка БАМа, другие глобальные проекты того времени.

Военные совместно со штатскими железнодорожниками проявили мужество, организованность в Великую Отечественную. О значимости их действий говорят цифры: восстановлено главных путей 80 тыс. км; станционных путей 29 тыс. км; построено много новых железных дорог, линий связи, более 7 тыс. станций и разъездов, ряд других сооружений. В тяжелый послевоенный период строительство полотна, вокзалов, мостов шло ударными темпами.

В современное время в обязанности, кроме обороноспособности, входит ликвидация некоторых негативных последствий от наводнений, аварий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций, а так же контртеррористических операций. С 2004 года специальное формирование находится в подчинении тыловых Вооруженных сил. Сегодня численность этого рода войск составляет около 25 тыс. человек, в том числе 10 бригад регулярной готовности. Они усиливают потенциал военной сферы России, и 6 августа это обязательно подчеркивает высшее руководство, поздравляя сотрудников.

Техническому оснащению придаётся не меньшее значение: в ближайшем будущем запланировано полное переоснащение. Постоянно вводятся в работу усовершенствованные образцы высокопроизводительной техники, причём, отечественного изготовления. Например, сваебойные агрегаты на автомобильном шасси КамАЗ, выполняющие операции в температурном режиме, актуальном для России от + 40 до – 40 градусов.

Сохранить развитие воинских традиций, отметить заслуги специалистов в обеспечении безопасности и обороны государства на протяжении более 165 лет, призваны разнообразные культурные мероприятия. Чтобы познакомить с этим праздником подрастающее поколение, проводятся викторины, презентации.

На территории железнодорожных воинских частей проходят свои торжественные церемонии: вынос флага, награждение памятными знаками, открытие Аллеи героев, обязательное чествование ветеранов. Организуются масштабные учения, конкурсы профессионального мастерства - соревнования за звание лучшего специалиста и расчета. День железнодорожных войск важен для специалистов-военнослужащих, лиц гражданского персонала, как оценка их деятельности, а именно - верное служение национальным интересам России.


В первое воскресенье августа труженики стальных магистралей страны как всегда отмечают свой профессиональный праздник – День железнодорожника. В 2019 году данный праздник будет отмечаться 4 августа.

История праздника

Праздник «День железнодорожника» имеет длинную историю. Учрежден он был еще в 1896 году. Приурочили новый праздник к особой для страны дате - дню рождения императора Николая 1 - 25 июня (или 6 июля по новому стилю).

Напомним, что именно этот правитель начал строить в России первую железную дорогу. За время его царствования была создана первая железная дорога, которая вела в Царское село и использовалась в прогулочных целях. К этому же времени относится и появление первой всероссийской магистрали, которая протянулась от Санкт-Петербурга до Москвы. Нужно отметить, что Комитет министров тогда выступил против постройки в России железных дорог, но царь настоял на своем решении. Он мечтал о сближении Петербурга с Москвой.

Активное железнодорожное строительство способствовало тому, что протяженность железных дорог к концу позапрошлого века уже превышала 33 тысячи км.

Впервые был установлен приказом князя Михаила Хилкова, который являлся министром путей сообщения России. Вышел данный приказ 28 июня 1896 года - 9 июля по новому стилю.

Новый праздник начали отмечать все сотрудники железнодорожного транспорта, не только у нас, но и в некоторых европейских странах.

Традиции

Отмечался праздник День железнодорожника с размахом. В этот день не работали все железнодорожные учреждения. Вечером в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги традиционно устраивался ужин с концертом. На вокзалах и крупных станциях проходили благодарственные молебны. Особенно торжественно проходило празднование на набережной Фонтанки у дома 117, в котором в те времена находилось Министерство путей сообщения. На торжестве здесь присутствовали высшие чины Министерства путей сообщения.


Причем, до 1917 года отмечался 25 июня. После Октябрьской революции 17 года этот праздник был упразднен почти на двадцать лет.

Традицию чествовать железнодорожников решено было возродить только в 1936 году. В 1935 году с 25 по 30 июля в Москве состоялось совещание работников железнодорожного транспорта. На нем железнодорожники выступили с предложением возродить забытый праздник. Тогда в стране шел период индустриализации, поэтому железнодорожный транспорт имел очень важное значение для ее экономического развития.

Правительство выпустило постановление, согласно которому День железнодорожного транспорта СССР было решено каждый год проводить 30 августа.

Специальный выпуск газеты "Гудок", вышедший 29 июля 1936 года, сообщал общественности о том, что День железнодорожного транспорта объявлялся всенародным праздником. По всей стране прошло его первое празднование. В столице центральными площадками празднования этого дня стали два столичных парка – Сокольники и парк имени Горького.


В 1940 году вышло постановление правительства Советского Союза о переносе этого праздника на первое воскресенье августа. В 80-е годы 20 века праздник переименовали в .

В настоящее время этот праздник уже можно назвать международным, т.к. отмечается не только в нашей стране, но также в Кыргызстане, Беларуси, на Украине и в некоторых странах Восточной Европы.


Нужно отметить, что День железнодорожника можно считать одним из первых профессиональных праздников в России . В этот день принято поздравлять всех, кто связан с железнодорожным делом.

Железные дороги и железнодорожная отрасль

Железные дороги играют очень большую роль в жизни любой страны. Они являются основной транспортной артерией, которая связывает между собой города. Сегодня в нашей стране железные дороги являются самым популярным и доступным видом транспорта.

Железнодорожная отрасль сегодня заслуженно гордится своей историей и традициями. Между российскими регионами поддерживается стабильное пассажирское и грузовое сообщение.

Железная дорога работает четко и бесперебойно, что вносит свой весомый вклад в социально-экономическое развитие нашей страны.

История становления железнодорожного транспорта

Достаточно интересна и мировая история становления железнодорожного транспорта. Прародители привычных нам железных дорог существовали еще в древние времена. Для перевозки тяжелых грузов древние греки, египтяне и римляне создавали колейные дороги. В эпоху Средневековья в рудниках использовались рельсы и вагончики, сделанные из дерева. Но они не отличались практичностью и были заменены металлическими приблизительно в 1738 году. На подъездных путях к шахтам в 1767 году Ричард Рейнольдс разместил стальные рельсы.

Тревитик в 1803 году решил поставить свой автомобиль для на рельсы. Он изменил конструкцию машины, превратив ее в паровоз с паровой трубой внутри. Но данная конструкция имела и некоторые недостатки.

Их сумел обобщить и проанализировать Джордж Стефенсон. В 1814 году он разработал свой первый паровоз. Правда, передвигался он очень медленно и не отличался большой грузоподъемностью.

Между английскими городами Ливерпуль и Манчестер в 1830 году была открыта первая железная дорога. С тех пор во всем мире началось интенсивное развитие железнодорожного транспорта.

Около половины мировой железнодорожной сети к началу Второй мировой войны принадлежала семи странам: СССР, США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и Италии.

Железнодорожный транспорт России


Железнодорожный транспорт в нашей стране сегодня является одной из крупнейших железнодорожных сетей мира. Он насчитывает около 86 тысяч км железнодорожных путей, половина из которых электрифицированы.

По общей протяжённости железнодорожных путей в мире Россия сейчас занимает второе место после США. Первое место она занимает по протяжённости электрифицированных дорог.

В начале прошлого века была построена самая грандиозная дорога - Транссиб, которая соединила европейскую часть территории России с Дальним Востоком и Уралом.


В 2001 Правительство нашей страны утвердило программу капитального реформирования системы железнодорожного транспорта. 18 сентября 2003 года было создано ОАО «Российские железные дороги». Оно считается сегодня одной из самых крупных транспортных компаний в мире.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!