Когда люди хотят осудить кого то. Осуждение

Осуждение других — любимое занятие большинства людей.

Со смирением никак не совместимо осуждение ближних и обидчивость. Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас чем-либо оскорбят, то у нас вовсе нет никакого смирения.

Критика всегда причиняет боль человеку, либо наносит вред. Если кто-то спрашивает ваше мнение, постарайтесь избежать таких формулировок, которые приблизились бы к осуждению или критике.

Ученый муж, опустившийся до восхваления и осуждения чужого нрава

и поведения, теряет мудрость в хитросплетениях двойственности.

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк. 6, 37–38) . Евангелие от Луки.

Осуждение как качество личности – склонность негативно о ком-то или о чем-то высказываться, судить, недоброжелательно оценивать окружающих.

Человек притягивает в свою жизнь то, что осуждает. Жил-был царь. Он считал своим долгом помогать всем, кто приходил к нему за помощью. И для этого каждое утро сам участвовал в раздаче пищи неимущим. Однажды утром, после ежедневной помощи бедным, он отправился на конюшню. Там он сильно разозлился на своих слуг, т.к. заболела его любимая лошадь. А в это время ко двору пришёл один мудрец. Он пришёл попросить немного еды, но царя не застал на месте. Ему сказали: — Царь недалеко, он в конюшне. И мудрец пошёл на конюшню. Он нашёл там царя, расстроенного и злого. Царь спросил с раздражением: — Зачем ты пришёл? — Я пришёл попросить еды у тебя! — сказал мудрец. Царь ещё больше разгневался, он начал кричать: — Почему ты не пришёл, когда я утром раздавал пищу неимущим?! — Я не знал об этом, — спокойно ответил мудрец. — У меня есть приемные часы! — продолжал кричать царь. — Ты мог прийти в урочное время! На что мудрец абсолютно спокойно отвечал: — Не волнуйся, пожалуйста! Я ухожу, забудь обо мне! Но царь стал злиться ещё больше: — Ну что вы за люди?! У меня есть и другие обязанности. Я ведь тоже живой человек, этого почему-то никто не учитывает. Чего, в конце концов, те надо было?! — Единственное, чего я хотел, — так это немного еды. Но мне от тебя уже ничего не нужно. И мудрец пошёл к выходу. Это царя разъярило ещё больше. Он закричал: — Ты хотел еды?! Так получай! — С этими словами он схватил ком лошадиного навоза и швырнул вслед уходящему мудрецу. Тот взял этот ком, с достоинством поблагодарил царя и спокойно удалился. И приснился ночью царю сон. Во сне он увидел мудреца и огромную кучу навоза. И снится ему, что он спрашивает мудреца: — Что значит появление в моём сне тебя с этой огромной кучей навоза? — Ты слышал о том, что если кто-то что-то отдаёт безкорсытно, то потом это возвращается сторицей? А когда это посылается святому, то возвращается пославшему в тысячу раз больше. Так что теперь это куча навоза твоя! И ты её должен съесть. — Как моя?! И почему я должен есть навоз?! — Вчера, когда я просил тебя о помощи, мне нужна была еда. И ты мне её дал в виде кома навоза. А теперь тебе это вернулось в виде большой кучи. Таков закон Кармы. — Боже мой! Что я наделал?! – Царь в ужасе схватился за голову. Мудрец продолжал: -Я не могу отменить закон Кармы. Помнишь, вчера я пытался тебе помочь — хотел уйти, но ты стал раздражаться, кричать и швырнул это в меня. Я не могу отменить того, что уже произошло, но я дам тебе подсказку. Сделай так, чтобы тебя начали критиковать, осуждать и ругать. Тогда те, кто будет это делать, разделят этот навоз с тобой. Когда кто-то нас критикует, радуйтесь и благодарите критикана – он съедает наш навоз! Вот такой сон увидел царь. Когда он проснулся, то долго размышлял над тем, что увидел во сне. Потом он взял бутылку водки, закурил сигару и пошёл на Ратушную площадь, где на виду у публики устроил скандал, с кем-то подрался, а потом с проституткой под руку разгуливал по площади. Тем самым он своих подданных привёл сначала в состояние шока, а потом – крайнего возмущения. Они стали показывать на царя пальцами, плевать ему в след, смеяться и издеваться над ним. А ему только этого и надо было. Вечером, уставший, но довольный собой, царь лег спать в надежде увидеть продолжение вчерашнего сна и поговорить с мудрецом. И он его увидел, но, к сожалению, куча навоза не исчезла, хотя значительно уменьшилась. — Как же так! — закричал царь. – Ты же сказал, что это сработает. — Всё дело в том, — отвечал мудрец, — что на Ратушной площади был человек, который не стал тебя осуждать и критиковать. — Боже мой! Что же мне делать? Я же царь, мне по статусу не положено питаться навозом. Я даже отравиться могу, если съем это. — Хорошо, я готов тебе ещё раз помочь. Я дам тебе адрес этого человека. Ты его сможешь найти. А дальше поступай как хочешь. Царь переоделся, загримировался до неузнаваемости и пошёл к этому человеку. И когда он нашёл его, то спросил: — Вы наверняка знаете, что вчера случилось в нашем городе. Как вы к этому относитесь? — А что необычного случилось вчера? – вопросом на вопрос ответил этот человек. — Ну как же! Наш царь такое отмочил! — И слышал и видел. Но в этом нет ничего страшного. Просто устал наш царь, и ему понадобилась какая-то разрядка. — Ну как же так! – говорит царь. – Это же форменное безобразие. Он своим поведением подрывает моральные устои общества. На площади ведь и дети были. Нет, этого нельзя оставлять без внимания! Я полагаю создать оппозицию и хочу, чтобы вы возглавили её. У меня есть деньги, я смогу взять на себя финансирование оппозиционного движения. — Нет, я в такие игры не играю! Я не вижу абсолютно ничего плохого в том, что было вчера. Царь от рождения был человеком вспыльчивым, не удержался и на этот раз: — Вот из-за таких, как вы, и происходит падение нравов! Общество будет полностью развращаться! Как же дальше будем жить?! На такие слова этот человек, совершенно спокойно глядя в глаза переодетому царю, сказал: — Ваше величество! Ешьте сами свой навоз!

Прежде всего, за осуждением скрывается гордыня – один из тягчайших грехов. «Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю», – говорит св. Иоанн Златоуст, — «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным…»

Мы хотим, чтобы нас любили и принимали безусловно: без маски, какие мы есть на самом деле. Однако, любить и принимать других людей такими, какие они есть на самом деле мы не желаем. Ни один судья не сможет снами посоревноваться в количестве приговоров, вынесенных за день. Конкуренцию нам мог составить лишь ВЧК. Мы осуждаем правительство, чиновников, политиков, друзей, знакомых, наших близких и, наконец, самих себя.

Осуждение – это добровольная уступка власти над собой в пользу осуждаемого. Осуждая правительство, людей или обстоятельства, мы, тем самым, расписываемся в том, что они имеют власть над нашими мыслями, чувствами и эмоциями. Эксплуатируя наши чувства, внешние факторы берут нас в плен. Например, нас не устраивает чье-то поведение, оно не вписывается в наши нравственные ценности, моральные устои и представления. Мы не можем отвечать за поведение других, а вот за свою реакцию на их поведение отвечаем полностью только мы. В нашей власти сделать выбор: «выпрыгивать из штанов», с пеной у рта доказывая неправоту людей или обстоятельств или остаться спокойным и уравновешенным. Осуждая других, мы приобретаем статус жертвы. Своим осуждением мы создаем избыточный потенциал, вызываем равновесные силы, которые нас «воспитывают» и устанавливают равновесие. Выплеск негативных эмоций, связанный с осуждением, подкармливает своей энергией вечно голодных маятников. Приклеивая к осуждению почтовую марку, мы отсылаем осуждаемым свое здоровье и жизненный тонус. Иными словами, осуждение – это добровольная передача власти над собой предмету осуждения.

Мы осуждаем в других то, что не принимаем в себе . Например, в проявленной форме вы порядочная женщина и прекрасная жена. Вы гордитесь этим и поощряете в себе эту сторону личности. Но это совсем не значит, что в вас отсутствует противоположная сторона – развратная женщина. Вы не принимаете эту сторону своей личности, отвергаете и осуждаете ее. Свое осуждение вы проецируете во внешний мир, осуждая разврат, проституцию и т. п. Порядочная женщина осуждает развратную, чувствуя при этом страх. Развратная женщина в вас испытывает чувство вины от осуждения, но сама, в свою очередь, осуждает в вас порядочную женщину, стараясь вызвать у нее чувство вины. Такое противоборство противоположностей происходит постоянно. Осуждение – это страх своей скрытой, не проявленной стороны личности.

Как вы думаете, что чувствует объект обсуждения, к примеру, жена или муж? Они чувствуют себя плохими, физически ущербными и униженными, как будто их насилуют. Появляется чувство проигравшего крупную сумму игрока. Они испытывают ощущение внутренней бомбардировки души и разума. Возникает защитная реакция и желание напасть на своего «судью». Вполне ожидаемая и понятная реакция: кому ж понравится осуждение? Начав осуждение человека, мы, чего скрывать, запускаем на энергетическом уровне программу его уничтожения . Ответным ударом на энергетическом уровне он возвращает нам наш «подарок» в форме неприятностей и болезней. Обратите внимание на такое обстоятельство: чем выше у человека жизненный тонус, его энергетический уровень, тем более опасно его осуждение. Эта опасность распространяется, прежде всего, на него самого. Когда вы осуждаете какую-либо организационную структуру людей (партию, нацию, государство), мощный энергетический ответ поражает не только вас, но и ваших детей. Когда человек осуждает жизнь как таковую, его дети обречены. Осуждение родителями жизни и человечества отражается на детях. Смерть детей является последствием осуждения родителями мироустройства. Осуждение действует вкрадчиво, в незаметной, накопительной форме, а потому приводит к тяжелым заболеваниям. Чаще всего это онкология.

Когда вы осуждаете других, вы осуждаете самого себя. Ничто так не разрушает человека, как осуждение окружающих. Ломать осуждением индивидуальность человека – это худшее проявление негативного поведения.

А что испытывает «прокурор и судья» в одном лице? У них растет чувство собственной важности. От ощущения своей правоты появляется чувство собственного превосходства. Некоторые получают удовольствие от упавшей на них в момент осуждения силы и власти. Между тем, в теле появляется ощущение напряжения и скованности. Осуждающая мысль становится доминантной в сравнении с остальными. Словом, такое же состояние, как и при стрессе.

Как видим, от осуждения страдают в той или иной форме обе стороны. Это связано с тем, что осуждение вызывает нарушение равновесия в мироздании и поэтому подвергается воздействию равновесных сил. К примеру, у вас в подсознании сложился идеальный образ жены (100%). Женились вы в полусне, клянясь в вечной любви. Но, как говорил А. Пушкин: «Мы знаем: вечная любовь живет едва ли три недели». Проснувшись, вы увидели, что Чмо, бегающее по вашей квартире, едва ли тянет на 10%. « И где же были мои глаза?» — восклицаете вы. Ваш запросный потенциал с жестокой действительностью не совпадает на 90%. Вы начинаете осуждать это, по вашему разумению, нелепое существо и создаете избыточный потенциал (90%) вокруг себя. Все справедливо: насколько плоха жена, настолько должен быть хорош муж. Поскольку вы пока бескрылый ангел, равновесные силы мироздания сделают все, чтобы ликвидировать дисбаланс. Вам остается или развестись или уменьшить напряженность потенциалов. Может, со временем, вы приглядитесь к жене и подумаете: «Да, вроде, и не совсем Чмо. Кое-что в ней начинает мне нравиться». Она почувствует изменение отношения к себе. Начался разворот к лучшему. Дисбаланс исчезнет.

Осуждение всегда сопряжено с излучением негативной энергии . Если вы осуждаете человека за его манеры или походку, то на энергетическом уровне вы становитесь ниже его. Он идет, косолапит и, при этом напевает радостную песенку: «Какой хороший я и песенка моя», то есть излучает позитивную энергию. А вы стали ретранслятором негативной энергии. Так кто «лучше — хуже», кто «хороший — плохой»?

Стремление все оценивать в рамках «хорошо — плохо», правдоискательство, желание быть всегда правым сделало осуждение нашей привычкой. По привычке мы превратились в обвинителей. После темы о погоде и болезнях тема «осуждение» занимает призовое место. Даже своих домашних питомцев мы способны осудить, если их поведение не вписывается в рамки наших представлений. Раз осуждение – это привычка, значит, ее можно заменить другой, но позитивной привычкой.

Как не крути, осуждение – это обратная сторона собственной важности . Подавленный страх перед своей внутренней сущностью побуждает нас к осуждению. Если вы осуждаете себя, вы не можете не осуждать других и наоборот. Вор, с легким сердцем относящийся к своему ремеслу, не осуждает других воров. Может завидовать, но не осуждать. Если же он ворует и осуждает себя за это, он будет осуждать и других воров. Действует принцип: не осуждай других за то, что делаешь сам.

Человек страшится осуждения людей, потому что сам их осуждает . При этом, мы осуждаем иллюзорный образ, созданный в нашем подсознании. Если человек бесчестный, он и мир видит как сборище мошенников, жуликов и проходимцев. Когда человек превращается в копилку раздражения, встретив своего дальнего родственника, он с легкостью может осудить его за раздражение. Дальний родственник будет крайне удивлен такому восприятию своей добродушной личности. Словом, мы видим то, что хотим видеть. Например, думаете, ваши аквариумные рыбки просто тупо смотрят на вас? Нет - они осуждающе молчат. Если вы вышли на улицу, и видите мрачных раздраженных прохожих, остановитесь или вернитесь обратно. Восстановите хорошее настроение и продолжайте свой путь. Восстановить позитивный настрой каждый может самостоятельно по излюбленной им методике. Это отдельная тема для обсуждения.

Об иллюзорности нашего восприятия и надуманности причин осуждения поведает эта притча: Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё. — Посмотри, какое грязное у неё бельё, - сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания. — Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить. И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: — О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать! — Да нет, сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

Осуждение окружающих вообще может быть беспочвенным. Прекрасное тому свидетельство описываемый случай: Одна женщина сидела в аэропорту и дожидалась посадки на свой самолет. Так как до посадки оставалось еще несколько часов, она купила пакет печенья и устроилась в мягком кресле зала ожидания, достала книжку и стала читать. Она с интересом читала книгу, и вдруг заметила то, что рядом сидевший мужчина, берет печенье из ее пакета, без спроса. Это ее напрягло, она сделала вид что не заметила, как будто ничего не произошло. Она читала, ела печенье и периодически смотрела на часы в ожидании посадки на самолет, а «вор» сидевший рядом в наглую опустошал пакет с печеньем. Все сильнее и сильнее женщина негодовала внутри себя. Она хотела просто врезать ему по физиономии за такую наглость. Она брала печенье из пакета, и он брал печенье из пакета. Когда осталось последнее печенье в пакете, она подумала, что он будет делать. Он без всякого зазрения совести, взял печенье, улыбнулся, поломал пополам и половинку протянул ей. Женщина, резко выдернув свою половинку из его руки, подумала, какой грубиян и нахал. Никогда в своей жизни она не испытывала такого негодования и ярости. Когда объявили о посадки, она встала со своего места и направилась к терминалу, не желая даже смотреть в его сторону. Она зашла в самолет и уселась на свое место, она открыла сумку, чтобы взять книгу, которую уже почти дочитала. И тут она увидела то, что шокировало ее. Она просто замерла и смотрела на запечатанный пакет с печеньем, который лежал в ее сумке. Это означало, что все это время, она ела его печенье, и он делился с ней. Женщина поняла, что это она оказалась грубиянкой, вором и не благодарным человеком.

Многие считают, что жить в нашем обществе без осуждения невозможно. А что если осознанно выбросить осуждение на помойку, заменив его предпочтением. В этом понятии сплошной позитив. Предпочтение – это большая симпатия к одной вещи, чем к другой. Это благосклонное отношение к чему-то. Это предрасположенность к чему-то или кому-то. Словом, произносишь слово, и душа радуется. В слове «предпочтение» отсутствует опасность. «Я предпочитаю ездить поездом и ничего страшного, если я не полечу самолетом», — в этой фразе только спокойствие и отсутствие всякой значимости. Ранее вы сказали бы с осуждением: «Самолет – опасный вид транспорта!». Теперь вы скажете: «Я предпочитаю поезд, а не самолет». В чем отличия двух подходов? В предпочтении всегда есть два (или более) представлений. В данном примере поезд и самолет. Мы можем сравнивать. В осуждении мы имеем дело только с тем, что осуждаем. В данном примере объектом осуждения стал самолет. Сравнивать мы не можем. Что вам больше по душе? «Я не буду в такую жару есть твой дурацкий борщ» или «Я предпочитаю окрошку борщу». «Я терпеть не могу этого Васю» или «Я предпочитаю встречаться с Колей, а не с Васей». Куда приятней услышать второй вариант ответа. Как видим, у предпочтения больше оснований стать надежной основой для разрешения проблем в тех случаях, когда у вас появляется расхождение во мнениях с другими людьми.

Девушка ехала в электричке. В окно билась бабочка — летела на солнце, окно закрыто, она уже вся обессилела, а сидящие рядом люди были абсолютно равнодушны к её мукам. Девушка наблюдала и нервничала всё больше и больше, в конце концов, не выдержала и поймала эту обессилевшую бабочку. Когда электричка остановилась на очередной станции, выпустила её в окно. Бабочка неуверенно встрепенулась на ее ладони, расправила крылышки и полетела. Она облегчённо вздохнула. Но потом целый день с гневом вспоминала этих равнодушных людей, осуждала их (про себя). Вечером вернулась на дачу, занесла на летнюю кухню пакет с продуктами и плюхнула его на пол. Не увидела, что на полу сидела точно такая же бабочка — девушка её убила. Обнаружила на следующий день, когда подняла пакет. Мораль: не осуждай! Иначе обстоятельства и тебя заставят совершить точно такой же грех.

Петр Ковалев

Сегодня я хочу затронуть такую болезненную и животрепещущую тему, как осуждение, с которой в повседневной жизни мы сталкиваемся на каждом шагу. Что это? Рефлекс? Привычка? Грех? Слишком глубоко осуждение засело в нас. В наших характерах, в нашем естестве, в нашей повседневной жизни. Оно заполонило ее. Ведь не проходит дня, чтобы мы кого-то не осудили, не указали на то, насколько неправ другой человек.

И далеко не всегда наше осуждение корректно и направлено на то, чтобы дать нашему оппоненту понять его ошибки. Мы порой не щадим людей. Наше осуждение смешивается с сакразмом, злобой, отсутствием снисходительности и как итог всего – нелюбовью.

А что такое нелюбовь? Это зло, ведущее к очерствению наших душ, это отпадение от Христа, это погрязание в эгоизме. А ведь если подумать и прикинуть бесконечную нашу задолженность перед Богом, неужели и после этого не отринется в каждом из нас непризнание своей такой же виновности и греховности? Неужели и далее мы будем требовательны к другим, глядя сквозь пальцы на свою греховную природу?

Мы все грешны. И именно за наше поражение грехом пришел в этот мир Господь и пострадал за всех нас. И только Ему одному принадлежит высший и окончательный суд над каждым из нас. И Он пытается нас оградить от греха осуждения, говоря нам словами из Евангелия от Матфея:

«Не судите, да не судимы будете!»

Слова эти известны практически каждому. Порой, произнося их, человек даже не знает, что цитирует Евангелие. Эта фраза вошла в наш быт сродни пословице или поговорке. И все якобы очень хорошо и верно ее понимают и трактуют.

Но совсем не просто и легко становится тогда, когда жизнь нас загоняет в обстоятельства, в которых нужно выполнять то, что сказано в этой фразе. Человека, которого мы любим, мы зачастую идеализируем. Мы считаем его эталоном и не видим в его поведении ничего предосудительного. Но если те же самые действия совершит человек, которого мы любим меньше, мы готовы вершить приговор. В каждом его действии мы усматриваем гадкое, плохое, гнусное. Мы беспощадны в своей критике, совершенно не замечая бревна в своем глазу и в глазах тех, кого мы идеализируем.

На первый взгляд всё предельно просто – ты не осуждай, и тебя не станут. А присмотритесь и прислушайтесь к себе. Сможете ли вы на протяжении хотя бы двух-трех дней никого не осуждать? Совсем никого и ни за что? Как думаете, получится?

В этом мире не только два цвета: черный и белый. В нем есть огромное количество других красок и полутонов. Так же и в жизни людей. Нет только хороших и только плохих. В каждом из нас намешано всего понемногу. И норма нашего отношения к каждому человеку – прощение. Бесконечное прощение, поскольку и сами мы в нем постоянно нуждаемся.

Порой в разговорах можно услышать фразу: «А ведь она всех осуждает! Разве так возможно поступать христианке?» Порой хочется подойти и спросить: «А Вы сейчас что делаете?» А ведь порой люди этого совершенно не понимают, не замечают, не расценивают свои фразы как греховные. Это и правда стало каким-то рефлексом…

А ведь апостол Павел в своем Послании к Римлянам писал:

«Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого»

Поэтому надо очень внимательно следить за всем, что мы говорим, как мы относимся к другим людям.

Хочется отметить и еще один момент во всем вышесказанном. Замечая определенные пороки в других и абсолютно игнорируя возможность, что тем же больны и мы сами, мы укрепляемся еще в одном страшном грехе – гордыне! Вознося себя над осуждаемым, мы гордимся своим превосходством. Да, кто-то оделся неподобающе и пришел в храм, а я-то пришел одетый благочестиво. Да, чей-то ребенок кричит во время проповеди, а мой стоит тихо. Значит, родители того ребенка не воспитывают его надлежащим образом. А я воспитываю правильно. Это и многое другое можно привести здесь в качестве примера. И всё это наша гордыня, которая, влекомая грехом осуждения, поднимается в нас на небывалую высоту. И это страшно…

Наверное, многие из нас знают историю, которую я хочу привести в качестве еще одного примера. Одна семья сменила жилье. И женщина стала замечать, что ее соседка постоянно вывешивает постиранное белье, на котором грязные пятна. И она постоянно говорила мужу, что их соседка неряха, что ее белье грязное, что она плохая хозяйка, не в пример ей, у которой белье всегда чистое. И в один прекрасный день женщина, выглянув в окно, увидела белье соседки, постиранное идеально, без пятен. Она крикнула своему мужу, чтоб тот пришел и посмотрел, что соседка наконец-то выстирала белье как полагается. На что муж сказал своей жене, что он просто сегодня рано утром тщательно вымыл их окно, через которое его жена взирала на белье соседки.

Вот в этой истории вся наша суть: видя соринку в глазах других, не замечаем бревна в своих собственных очах. А не видя, осуждаем, обзываем, к правде пририросовываем еще немного выдумки, чтоб уж совсем в черных красках расписать оппонента. А между тем эта черная краска делает совсем иное дело – пачкает наши души, замарывая их грехами, и отдаляет от Истины, от Творца.

У англичан есть хорошая фраза: чтобы понять человека, надо обуться в его обувь и пройти его дорогой, перенося все тяготы и лишения, которые перенес он. Если бы мы реально могли так поступить хотя бы в одном-единственном случае, захотелось ли бы нам осуждать этого человека?

Еще хочется задать такой вопрос: имеем ли мы право вообще осуждать, если даже Спаситель, будучи уже пригвожденным ко Кресту, просил Отца оправдать и простить своих обидчиков, ибо, как Он говорил, они не ведали, что творили. Если такое коварство простил Бог, вправе ли мы осуждать тех, кто словом или каким-то делом обижает нас? Не много ли мы на себя берем, занимаясь судом? А ведь суд и осуждение – слова однокоренные. И неспроста, как мы видим.

А ведь мы порой, сидя в компании, преподносим грехи другого смеха ради. Ну а что? Сидим, рассказываем, какие Ваня или Маша совершили оплошности, и смеемся вовсю. Такое с виду безобидное времяпрепровождение.

А ведь всё совсем не так. Ведь сегодня эта компания насмехается над Ваней, а завтра предметом их веселого хохота станешь ты сам. И во-первых, это обидно, а во-вторых, ты сам спровоцировал людей на этот грех. И вот когда за это безудержное веселье придется отвечать на Страшном Суде, вряд ли будет до смеха, или объяснение, что это было шутки ради, удовлетворит Высшего Судью. Не задумывались об этом никогда? А вот подумайте. И может, в следующий раз не захочется этого веселья.

Мы говорили уже о том, что осуждение провоцирует такой страшный грех, как гордыня. Но не только, на мой взгляд. Помимо гордыни, есть место и злобе. Ведь мы просто можем оговорить человека, придраться к любому незначительному пустяку, просто за что-то личное ненавидя его и делая его мелкие оплошности достоянием гласности, преувеличивая их и тем самым создавая у людей ошибочное впечатление о личности этого человека. А всему виной злоба и личная какая-то неприязнь. А вот в этом случае осуждение является точным диагнозом того, кто злословит. И состояние это дикое, страшное, губительное и разрушающее. Ведь там, где зло, там и диавол…

Вспомните еще одну библейскую историю. Она описана в Евангелии от Иоанна. Женщину, которую толпа хотела убить за измену мужу, Иисус защищает, произнеся:

«Кто из вас без греха, первым брось в нее камень»

При этом, как пишет евангелист, Он даже не смотрел на этих людей, а сидел и что-то чертил палкой на песке.

Финал мы помним. Безгрешного в толпе не оказалось, и люди разошлись, не причинив женщине вреда.

Однако в библейской трактовке есть более подробное описание этого случая. И вот согласно ей, Иисус на песке писал грехи каждого из обвинителей женщины. Причем не повседневные грехи, а те тайные, о которых каждый из них хотел бы умолчать перед обществом. Таким образом обличая этих с виду благообразных фарисеев, Он писал им смертные приговоры, потому что за каждый из их тайных грехов полагалась смерть.

Представьте ужас, который объял толпу! Эти дерзкие гордецы, которые носились со своей праведностью как с чем-то драгоценным, на поверку оказались грешнее, грязнее и страшнее в своей греховности, чем эта женщина, которой они уже подписали вердикт.

Библейская трактовка говорит, что Иисус не хотел Своими устами произносить ту грязь, в которой были замешаны фарисеи, и его записи в грязном и пыльном песке – единственное подходящее для этих непотребств место.

И тем не менее, при всей ужасности картины, Иисус, как добрый пастырь, хотел помочь этим людям, остановить их от греха. Не дать его совершить. Потому что будучи сами прокаженными, они не имели никакого права лечить чужую проказу, тем более таким бесчеловечным, варварским способом.

Когда все разошлись, Иисус спросил: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» И она ответила: «Никто, Господи!»

В этих словах – урок всем нам. Неосуждающий не имеет гордыни, неосуждающий не имеет злобы. Неосуждающий имеет Любовь, а значит, Божья благодать жива в его сердце.

Осуждение должно быть под запретом для каждого из нас. Судить будут. Всех и каждого. Но на Божьем Суде. А не мы в земной жизни.

И закончить я хочу фразой из Евангелия от Матфея: «От слов своих оправдаетесь и от слов своих осудитесь». Помните об этом и старайтесь победить и искоренить в себе привычку судить и осуждать других.

И пусть эти слова Христа станут для каждого из нас путеводной звездой. Звездой, которая будет вести нас дорогой добра и Любви к ближнему!

Да хранит всех нас Бог!

Вконтакте

Вы думаете, что знаете что такое «осуждение»? Вы будете ошеломлены тем, что прочитаете в этой статье!

Ранее была написана статья «Грех осуждения », где была показана чёткая закономерность негативного влияния осуждения на судьбу самого осуждающего . К статье посыпались комментарии, по которым я понял, что многие так и не понимают, что такое осуждение и чем оно отличается от схожих понятий. Поэтому было принято решение написать данную статью, поскольку люди, осуждающие других, как правило, стремятся в своей жизни к высшим ценностям и не безразличны, не толерантны, к тому беспорядку, деградации и разрухе, которые сейчас можно наблюдать в Славянских странах.

Что важно осознать. Несмотря на такие благородные цели, осуждение - это вовсе не тот инструмент, которым можно что-то изменить: поднять мораль, нравственность, культуру и качества характера осуждаемого. Осуждение вредит только тому, кто осуждает, а так же, как это ни странно, только ухудшает того, кого осуждают...

Что же такое «Осуждение»?..

Для начала важно разобраться с такими понятиями как: «мнение», «критика» и «осуждение».

Эти понятия приведены по степени возрастания агрессивного настроя в отношениях с другими живыми существами, хотя, честно говоря, каждое из этих понятий может быть завуалированным, или скрытым, осуждением.

Итак, по терминам:

  • Мнение - чистосердечное и искреннее высказывание исключительно своих ощущений относительно чего-либо или кого-либо. Т.е. без мотива кого-то или что-то унизить, осудить, изменить или как-то на что-то повлиять.
  • Критика - осознанный поиск изъянов или недостатков. В зависимости от цели поиска этих недостатков, критика может быть конструктивной или разрушительной. Детальнее о критике рассказано в статье «Что такое критика на самом деле? »
  • Осуждение - скрытое желание заставить другого жить ценностями и принципами жизни осуждающего.

Таким образом, осуждение - это стремление силой заставить кого-то жить другой жизнью, а не той, его собственной жизнью, которую он сейчас ведёт. Ещё одна особенность осуждения - оно «не отпускает» человека долгое время, осуждающий человек постоянно прокручивает у себя в голове: «ну как он мог, такое сделать... ».

«Видя дьявола в других, мы перестаем видеть Бога».
А можно ли мир сделать лучше, если ты перестаешь видеть Бога?

Осуждение и поведение человека

Суть в том, что в человеке всегда должна быть любовь и только с этой позиции он должен действовать.


Если просмотренный фильм действительно вышел неудачным, то можно просто объяснить своим знакомым почему им не стоит его смотреть, но с позиции своего мнения, а не с позиции поиска недостатков этого фильма. Суть в том, что если вы делитесь своим мнением, то вы будете исходить из позиции любви к тому, кто хочет туда пойти, а не с позиции критики автора фильма за его неудачную работу. Это его работа, его жизнь и выбор. Не хотите - не смотрите, но я не говорю про модную глупую толерантность к низкокачественным товарам и деградации. Суть в том, что если вы что-то не можете изменить, то зачем погружаться в эти недостатки? А если можете изменить - активно действуйте, создавайте общественные организации, цель которых из-за любви к другим отсеивать фильмы и низкокачественные примитивные работы, не допуская их вообще в прокат.

« Тот, кто ищет недостатки в других,
или тот, кто считает грехи грешника, является нардхамой, низшим из людей».
Ведический мудрец Шрила Вьясадева в «Нарада-пуране» (1.14.161-163)

Так или иначе, неудачный фильм - это личный выбор автора, поскольку каждый, кто делает халтуру, это чувствует, но по определённым причинам продолжает её делать и впихивать с помощью лжи в СМИ обычному покупателю.

Так же современные психологи заметили, что человек не может, говорить о недостатках, оставаясь при этом не затронутым этими же недостатками. Невозможно оценить вкус воды не попробовав её... Поэтому важно понимать и другой момент, что человек, который высказывает своё мнение на основе Любви, а не критики, будет строить предложения используя совсем другие слова и обороты, поскольку у него совсем другие цели, желания и переживания. Например: «видно он очень старался, пытался использовать хорошие приёмы, но фильм, как по мне, вышел не удачным, по... (таким-то причинам). Честно говоря, не ходи - зря потратишь время».

Так же в комментарии к статье говорилось: «А если некий **** оставил в лесу мусор, его не надо осуждать? Как именно нужно бить ему морду и заставлять жрать этот мусор? Если делать это с улыбкой и без осуждения, то всё будет хорошо?»

Если внимательно присмотреться к построению предложения, то само видение ситуации уже ущербное, поскольку оно настроено не на улучшение, а наоборот - на разрушение, насаждении исключительно своего видения.

Смотрите, если человек совершает глупости - это означает, что его уровень сознания очень низок, а это значит, что к нему необходимо относиться как к младшему глупому братику или сестричке. Вы же их уродами не называете, даже если они сделают дома какую-то пакость?.. А если их нужно наказать - вы обязательно их наказываете иначе они не получат понимание того, что совершили проступок, а за проступки всегда приходит расплата. Но, опять, не за то, что они испортили вам настроение, намусорил и и вам придётся убирать... А исходя из любви к ним, т.е. для того, чтобы показать законы Вселенной и принципы их действия, тем самым предупреждая их ещё большие ошибки в дальнейшей их жизни, особенно взрослой, когда человек может причинить страдания многим живым существам.

Правильное наказание - это когда старший, наказывая, не держит зла в сердце, а исходит из любви к наказуемому, а наказуемый - понимает это и осознаёт за что его наказывают и принимает это, поскольку осознаёт свою вину. Только лишь в этом случае происходит воспитание. В противном же случае - у первого сердце становиться сухим и жёстким, а у наказуемого - возникает злоба и желание отомстить, которое будет долгое время копиться, пока не «прорвёт плотину»...

Таким образом, коренное изменение ситуации возможно лишь тогда, когда Вы детально исследуете мотивы поступка и будете в своих действиях руководствоваться личностным подходом, а не абсолютно безразлично относясь к причинам возникновения данной ситуации. Проще говоря, осуждающий человек - это тот, кто насильно жаждет что-то изменить, что ему не нравится. Но этот настрой - это уже агрессия по отношению к другому. Как результат - проявление внешнего насилия.

Осуждение и гордыня

Удивительная заметка восхитительно мудрого старца об истоках осуждения

Всем нам известна заповедь: «Не судите, да не судимы будете ». Но у многих это повеление Спасителя вызывает недоумение: «Разве это возможно? Как тогда различать, кто поступает хорошо, а кто - плохо? Как быть судьям, чья профессия - именно судить и осуждать? Менять род деятельности?» Попробуем разобраться.
Мне кажется, что лучше и подробнее всего эта заповедь раскрыта в Евангелии от Луки. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам » (Лк. 6, 37–38). «Не судите, и не будете судимы». Лучше всего вообще не судить о другом человеке, тем более о том, который не имеет к нам никакого отношения. Мы часто даже не замечаем, насколько поддаемся этому пороку - оценивать все и всех.

Конечно, чаще всего наша оценка бывает просто неправильной: мы не знаем ни внутренней жизни того или иного человека, ни обстоятельств его жизни, да и наши собственные страсти искажают в наших глазах действительность. А главное, судя о ком-то, мы очень быстро скатываемся в осуждение, как сказал о том Иов Многострадальный : «Суждение и осуждение - близки».

Однако бывают ситуации, когда не судить невозможно, - нужно разобраться в том или ином обстоятельстве, том или ином человеке: своем подчиненном, духовном сыне или дочери, каких-то соблазнах и людях, которые нас искушают. Поэтому мы бываем вынуждены рассуждать, но должны остерегаться осудить: «Не осуждайте, и не будете осуждены».

Если все-таки судите, то, по крайней мере, не осуждайте. Эта заповедь ограничивает крайнюю наклонность человека к осуждению. Мы, не видя своих страстей, часто осуждаем других даже за те грехи и страсти, от которых страдаем сами. А уж за те пороки, которых в нас нет, осуждаем с особой жестокостью.

Страсть осуждения, когда мы с ней не боремся, может совершенно исказить в наших глазах реальность - до такой степени, что мы будем видеть то, чего и в помине нет.

Прекрасный пример этого приводит преподобный авва Дорофей . Один монах увидел, что некий брат приступает ко святому причащению, поев перед этим фруктов в саду. Монах рассказал об этом игумену, и тот отозвал брата в сторону, когда он подходил к Чаше. Игумен расспросил брата, и выяснилось, что того до литургии не было не только в саду, но даже и в обители, так как эконом посылал его в деревню по какому-то делу. Поэтому мы должны постоянно внимать себе, чтобы не поддаваться пагубной привычке осуждать.

Но может случиться так, что мы вынуждены будем и осудить. Например, праведный Иоанн Кронштадтский осуждал Льва Толстого - так откровенно и заявлял: «Я его решительно осуждаю». Я даже удивился такой его прямоте и дерзости.

Но святой говорил так, потому что любил Церковь Божию, которую хулил этот человек. Да, Толстой был великим писателем, но вместе с тем - страшным врагом Церкви, растлившим целое поколение, в особенности интеллигенцию.

Однако если отец Иоанн осуждал Льва Толстого, то это не значит, что он его ненавидел. Если бы он мог что-нибудь сделать для спасения этого человека, он бы, конечно, это сделал. И такую попытку, правда, окончившуюся неудачей, предприняли другие люди - оптинские подвижники. Надо думать, что и отец Иоанн, если бы к тому времени был еще жив (он скончался двумя годами раньше), поступил бы подобным образом.

Осуждение Толстого было справедливым, поскольку его нельзя было отделить от созданного им учения; собственно, оно даже название получило по его имени - толстовство. По этой же причине святые отцы проклинали еретиков на соборах.

Когда я читал «Деяния Вселенских соборов », то меня поразил такой факт. Известно, что Феодорит Кирский во время III Вселенского собора вел себя, скажем мягко, недостаточно православно, защищал ересиарха Нестория и резко критиковал святителя Кирилла Александрийского . Впоследствии блаженный Феодорит примирился с православием, и когда начались монофизитские брожения, стал одним из активных борцов с этой ересью, можно сказать героем IV Вселенского собора. Но святые отцы помнили, что он по недоразумению прежде защищал Нестория, и стали требовать от Феодорита, чтобы он проклял этого еретика.

Отцы Собора говорят ему: «Скажи: „Анафема Несторию!“», а он пытается оправдываться: «Я никогда не был еретиком!» Но только он начинает объяснять свою позицию, как они прерывают его: «Мы не хотим тебя слушать, скажи: „Анафема Несторию!“»; а он опять старается оправдаться. Наконец в зале Собора стали раздаваться восклицания: «Феодорит несторианин! Он еретик!» Тогда он понял, что иначе нельзя, как только сказать: «Анафема Несторию!»

Отсюда мы делаем вывод. Либо то, что произошло на IV Вселенском соборе, плохо, и Феодорита напрасно вынудили осудить Нестория, вместо того чтобы дать ему возможность высказать свои взгляды и доказать свое православие, либо в этом эпизоде есть особенный смысл и через отцов Собора действовал и их устами выражал истину Сам Дух Святой.

Выходит, что, когда я говорю: «Этот человек - еретик», или: «Анафема Несторию!» - в этом нет греха осуждения. Блаженный Феодорит не согрешил, осуждая Нестория. И праведный Иоанн Кронштадтский не согрешил, осуждая Льва Толстого.

Итак, под словами «Не осуждайте» имеется в виду: не осуждайте так, чтобы это являлось грехом.

Бывают случаи, когда не осудить невозможно, и если мы в подобных ситуациях не осудим, то тогда как раз согрешим. Если бы блаженный Феодорит не осудил Нестория, то его, несмотря на заслуги перед православием, предали бы анафеме вместе с Несторием. И так можно сказать про всякого из нас: если мы не будем осуждать еретиков, не будем осуждать богохульников, не будем осуждать врагов Церкви, не будем осуждать развратников (именно как носителей и распространителей разврата), то получится, что мы их оправдываем.

Поэтому Евангелие далее предлагает: «Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете». Если все-таки невозможно не осудить, тогда, по крайней мере, прощайте этим людям, внутренне не держите на них зла.

Наверное, кому-то покажется странным: как это - осудить, если Евангелие прямо заповедует «Не осуждайте». Часто нам представляется, что Евангелие состоит только в заповеди любить, которую мы притом понимаем очень узко.

Но для чего, например, в Церкви существует сборник правил, то есть законов для суда над провинившимися клириками и мирянами? Для того, чтобы тех или иных людей осуждать за их нарушения. Но это не греховное осуждение, а та самая Божественная любовь, которая простирается к каждому человеку и которую мы интерпретируем применительно к тем или иным обстоятельствам.

Евангелие не состоит всего из нескольких слов - «нужно всех любить», в нем говорится и о многом другом. Поэтому не нужно видеть противоречие Евангелию в том, что в некоторых случаях суд необходим. Как, например, духовник сможет не судить тех, кто у него исповедуется и кается? Как судья или начальник должен исполнять свои обязанности?

Хочу напоследок сделать важную оговорку. Да, нам необходимо знать о степенях позволительного суда и осуждения, но не будем искать в этом оправдания своим страстям. В подавляющем большинстве случаев нам надо стараться именно не судить и не осуждать, и тогда Господь не осудит и нас.

Все, наверное, знают случай из отечника о монахе, который никого не осуждал. Жил он довольно нерадиво, но когда умер и демоны представили ему свиток с множеством его грехов, то он воскликнул: «Господи! Ты сказал: “Не судите, да не судимы будете”. Вот, я за всю жизнь никого не осудил». И тотчас все его грехи со свитка исчезли. Этого монаха ввела в рай одна только добродетель неосуждения. И если мы будем ей прилежать, то она введет в небесные обители и нас.

Как из рассуждения о том или ином человеке не впасть в осуждение?

Это очень трудно, а без содействия , можно сказать, невозможно. Только благодать позволяет судить о человеке трезво и при этом его не осуждать. Поэтому надо молиться, просить у Бога помощи и по мере сил понуждать себя к исполнению этой заповеди. Но вместе с тем, если судить о чем-то - наша обязанность, то надо это делать, даже если мы не бесстрастны. Пусть мы, рассуждая о проступках наших детей, осудим их и накажем, но зато дадим им понять, что хорошо, а что плохо. И лучше нам, в случае необходимости, осудить и наказать провинившихся подчиненных, чем разрушить дело, которое нам поручено.

В каждом случае придется думать: есть ли необходимость рассуждать о том или ином обстоятельстве и человеке? Потому что если мы начнем рассуждать, то едва ли избежим осуждения. Но по крайней мере не будем осуждать без нужды - и это уже очень высоко.

Моя тетушка, приходя к нам в гости, часто жалуется на невестку и на сына-алкоголика. Ее жалобы кажутся справедливыми, и мы вместе с ней возмущаемся. Но, получается, она осуждает? И мы в этом участвуем?

Да, я думаю, что эти разговоры ни к чему. Они ничего не принесут, не помогут ни этой тетушке, ни ее семье, ни этому бедному алкоголику. Поэтому в таких случаях либо надо вовсе молчать, как бы не касаться этого, либо, если ты хочешь помочь, - молиться.

Но чтобы молиться за падших людей, надо иметь благодать, иначе мы можем взять на себя искушения и скорби, которые выше нашей силы.

Словом, надо либо как-то помогать, либо, по крайней мере, не вредить. А участвуя в злословии, мы лишь еще больше умножаем грех.

Как не осуждать человека, который пришел в храм нетрезвым? Уместна ли здесь снисходительность, не будет ли это потворством страсти?

Я расскажу такой случай. Один мой знакомый работал в храме, был кем-то вроде дневного сторожа. Однажды в храм пришел парень, пьяный вдребезги, встал перед иконой Божией Матери, начал плакать, что-то кричать… Кажется, у него мама была больна раком.

А все это происходило во время богослужения, и моему знакомому сказали выкинуть этого парня из церкви. Но он отнесся к тому снисходительно и человеколюбиво, тихонько его вывел, стал с ним беседовать, хотя тот, повторю, был порядочно пьян. Впоследствии они стали встречаться, в результате мой знакомый обратил этого человека к вере, он стал православным христианином, а через несколько лет - и священником.

Поэтому не нужно стричь всех под одну гребенку и огульно осуждать. Может быть, у человека какое-то несчастье, или он просто на именинах выпил лишнюю рюмку. Но если он ведет себя нагло, хулиганит, кощунствует - это, конечно, другое дело.

Должно быть некоторое снисхождение, но и благоразумие тоже. Впрочем, от внутреннего осуждения лучше храниться и в этом случае.

Мне иногда кажется, что люди, подверженные одинаковой страсти, похожи друг на друга, страсть как бы накладывает отпечаток на лица. Нет ли в этом осуждения?

Лучше подобными наблюдениями не увлекаться, а то будешь ходить и говорить людям: «Вот ты - гордый. И ты гордый, и ты гордый: у вас на лицах одинаковые отпечатки».

Мы должны стараться в каждом человеке, даже в самом опустившемся, видеть образ Божий. Истинное христианство в том и состоит, чтобы не замечать в ближнем ничего плохого.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что он сподобился видеть лица своих врагов как лица ангелов Божиих. Он смотрел на своего врага, клеветника, и видел его лицо сияющим, как у ангела. Почему? Потому ли, что тот на самом деле был ангелоподобным? Нет, но потому, что благодать Божия ослепляет христианина в том смысле, что лишает его зрения чужих грехов.

Исключение в этом смысле составляют, может быть, духовники. Им, так сказать, поневоле приходится разбираться в человеческих грехах, но не ради осуждения, а ради помощи ближним. Духовник похож на хирурга. Хирург, который вынужден разрезать человеческое тело и перебирать его внутренности, делает это не ради своего удовольствия, а ради того, чтобы помочь человеку избавиться от болезни.

Вообще всем христианам, наоборот, надо стремиться ничего в человеке не видеть, не рассматривать, какая страсть изображается у него на лице: гордость или гнев. Нужно думать: все хорошие, кроткие, все ангелы Божии, все вокруг меня святые, один я грешник.

Конечно, невозможно приобрести такое отношение ко всем людям собственными усилиями, только действие благодати может сделать человека способным на это. Но общее наше расположение должно быть именно таково.

схиархимандрит Авраам (Рейдман)

«Прежде чем осуждать других, обратите внимание на себя.
У того, кто бросается грязью, не могут быть чистые руки.»

Осуждение других людей

В этой статье я бы хотел затронуть тему осуждения других людей. Тема, с одной стороны, простая и понятная, но, как показывает практика, далеко не всегда, она правильно понимается.

Итак, простой пример.

Еду я на велосипеде. Не по дороге, а по тротуару. Подъезжаю к пешеходному переходу через дорогу. Горит красный свет. Вполне естественно, стою, жду, пока загорится зелёный.

Мимо меня, бодрым шагом, проходит мамаша с ребёнком, и, практически без остановки, начинает переходить улицу на красный свет. Движение не слишком оживлённое, в принципе, можно спокойно перейти без аварийной ситуации.

Знакомая ситуация, можно частенько наблюдать подобное на наших улицах. И с колясками, и с детьми, и самостоятельно, наши люди спокойно переходят дороги на запрещающий сигнал светофора.

Нарушение, неправильное действие? Естественно, мы-то с вами хорошо знаем, что Законы надо соблюдать даже в самых незначительных ситуациях. А они, видимо, пока ещё не усвоили эту простую истину. Вот и шагают, не задумываясь о последствиях.

Но, не будем, пока, обсуждать этих людей, посмотрим, что возникает у нас в голове, во время наблюдения такой картины.

Лично у меня, в своё время, подобные действия вызывали «праведное негодование» и, так сказать, законное осуждение . Из серии: «Ну что они делают! Дети же с ними! Чему они их учат!» и так далее. Это я, естественно, озвучиваю самые мягкие варианты. Думаю, каждый может дополнить этот список своими «боевыми» выражениями.

Возвращаемся к нашему светофору. Время ещё есть, и вот стою я перед зеброй, поглядываю, свысока своей правильности, на эту мамашу, а в голове фонтанируют «негодующие выражения», осуждение работает на полную катушку.

И тут, вдруг, в голове появляется, эдакий лёгенький, ехидненький вопросик: «Молодой человек, а что вы в данный момент делаете?» .

Вопросик-то простенький, а задуматься заставил. И ответ-то получился не самый радостный:

А в этот момент я так хорошо, качественно, мощно, от всей души, занимался тем, что выделял негатив в спину, ничего не подозревающей женщины.

Хорошо, хоть, честности хватило, суметь остановиться и взглянуть на свои действия без эмоций. Да и формулировочка сразу появилась – элементарное осуждение другого человека .

Не самый лучший вариант, что и говорить. Думаю, нет смысла объяснять и о последствиях, и о внутреннем состоянии, и о наличии Любви в сердце в этот момент.

Вот так работает механизм ОСУЖДЕНИЯ других людей. Банальный, рядовой, простейший случай, вдруг, становится «веским доводом» для того, чтобы человек сам, без внешних воздействий переключился на состояние нелюбви. И себя наполнил негативной энергией, и другому человеку послал хорошую, добротную порцию.

Естественно, необходимые выводы мною были сделаны, но, довольно часто приходится наблюдать подобное на улицах города. Типичная автоматическая реакция. Вот поэтому и решил озвучить, глядишь, кто-то и переосмыслит эту свою внутреннюю установку.

Да, и тут, желательно учитывать такой маленький, но, достаточно важный момент. Если вы думаете, что поступаете абсолютно правильно в какой-то ситуации. Как я со светофором, к примеру. Решил для себя переходить улицу только на зелёный свет. Имеет смысл не возводить это своё знание в абсолют, вот только так, всё остальное неправильно. Всегда возможны варианты, жизнь достаточно разнообразна и многогранна.

И то, что вам сегодня кажется совершенно правильным, может, через некоторое время подвергнутся определённым корректировкам. Узнаете, что-то новое и важное, естественно, будете менять и свои установки и своё поведение в определённых ситуациях. Не надо ограничивать, прежде всего, самого себя, оставляйте место для этих изменений и новых знаний. И, тем более, не желательно навязывать это своё понимание другим людям, как единственно правильное на все времена.

Такой подход ещё гибкостью называется, любой процесс, как и человек, должен иметь необходимый запас этой самой гибкости.

Причина осуждения других

В чем причина возникновения осуждения других людей?

Человек видит неправильные действия другого. Вполне естественно, хочется помочь, дать понять этому человеку о совершённой ошибке.

Если есть умение делать это с любовью и светом – отлично. Если, пока, нет, получается стандартный вариант умножения негатива. Включается схема осуждения других людей. И о какой вашей правильности может идти разговор?

У многих сразу возникает вопрос: «И что же, просто смотреть, как нарушают правила? А если хулиган к девушке пристаёт? А если ещё, что похлеще происходит?»

А вот тут, имеет смысл увидеть разницу между двумя подходами.

Первый – это привычное выделение негатива. Сказать что-то позначительнее, посмотреть попрезрительнее, в крайнем случае, и по физиономии съездить, если уж совсем не понимает.

Тут, всё понятно, на внешний негатив, выдаём свой негатив. Умножение налицо, ситуация, редко когда разрешается в хорошую сторону. Подход большинства. Осуждение работает.

Второй – это подход СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА . Вы, естественно, понимаете, что это не о физической силе идёт речь, а о силе и умении человека управлять процессами. Тут, механизму осуждения других людей включиться не удалось.

Как это может выглядеть?

К примеру, с теми же хулиганами. Если уж такое случилось, можно спокойно подойти, и сделать так, то у них пропадёт всякое желание продолжать свои действия. Без рукоприкладства, без давления, без грубости, без негатива. Кто-то умеет это делать даже без прямого контакта.

На том же светофоре. Можно просто стоять и показывать пример. Кому не надо, проскочит и не заметит, кто созрел, обратит внимание, и сделает нужный, прежде всего, для себя, вывод. Если один из ста обратит внимание, уже будет лучше, чем давить осуждением с непредсказуемыми последствиями и для себя и для мира.

Если уж совсем «безбашенная» мамаша продолжает свои действия. Можно направить в её сторону внутренний посыл с доброй, правильной, нужной информацией. Есть шансы, что услышит, или в подсознании отложится. А ещё есть шанс, что этот посыл может и от аварии прикрыть. Глядишь, в следующий раз и одумается. А может, именно эта информация и будет той капелькой в общей чаше, которой так не хватало для формирования этого умения. Кто знает?

При желании, можно нафантазировать подобный подход в разных ситуациях. Как вы уже догадались, для этого умения необходимо, много чего и знать и уметь. Это не сказки, и не отрывки из сериалов, это, те самые возможности, которые открывает перед человеком УМЕНИЕ ЛЮБИТЬ .

Выбирать, естественно, вам. Тренироваться по отключению механизма осуждения других людей можно где угодно, ситуаций вокруг каждого из нас предостаточно.

А для более правильного вывода, рекомендую взглянуть на себя со стороны. Каждый из нас, что-то уже знает, умеет, осознал, отработал. Но, есть же масса того, о чём мы не имеем ни малейшего представления. Вспомните схему из статьи о . Так или иначе, мы действуем, так или иначе, мы совершаем неправильные поступки, так или иначе, нарушаем Законы. Это нормально, нам ещё, много чего предстоит узнать и освоить.

Думаю, каждому из нас, было бы не очень приятно, за каждое такое действие, пока не осознанное, получать мощные негативные энергетические удары со стороны тех, кто уже эту тему проработал. Корректировка – да, поддержка – да, подсказка – да, пример – обязательно. Но никак не давление, не осуждение, не манипуляция, не насильственное внедрение правильных истин. Долбить и осуждать человека не правильно, не по Законам. Хороший уровень подразумевает умение правильно взаимодействовать.

Так что, есть над чем поразмышлять. Имеет смысл прочувствовать то, как работает механизм осуждения других людей. Опять же, если желание есть, конечно.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ :



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!