Колледжи принимающие без аттестатов. Счастливчики, которым не нужно сдавать ЕГЭ

Россияне, не имеющие документа о завершении школьного обучения, даже девяти классов, с этого года получили возможность профессионального обучения. Соответствующий приказ подписал глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов.

Приказ вносит изменения в уже утвержденный порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, пишут «Известия». Согласно документу, к обучению по профессиям рабочих, на должности служащих отныне допускаются лица в независимости от наличия или отсутствия общего или среднего общего образования. Ранее предъявлялось обязательное требование о наличии школьного аттестата.

«Программы профессионального обучения позволяют приобрести первоначальные профессиональные компетенции и не относятся к уровню среднего профессионального образования. В процессе обучения учащиеся смогут приобрести навыки по профессиям, требования к которым, согласно профессиональным стандартам, ограничиваются освоением программ профессионального обучения и не требуют уровня среднего профессионального и высшего образования», - заявили изданию в пресс-службе Минобрнауки.

Само по себе профобучение предполагает получение компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Организовывается оно зачастую центрами занятости населения и компаниями, заинтересованными в подготовке кадров определенной квалификации. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное образование, состоит из нескольких сотен наименований, среди которых: кладовщик, охранник, грузчик, дворник, сортировщик, лесоруб, повар, официант, курьер, кучер, лифтер, младший воспитатель, фармацевт, бортпроводник и т.д.

Утвержденные изменения не отменяют действующих норм трудового законодательства, а лишь призваны дать возможность начать раньше осваивать необходимую сферу будущей деятельности молодого специалиста. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что изменения являются шагом навстречу ребятам, которые в силу каких-то причин испытывают трудности в освоении программ основной школы.

«К программам профобучения отнеслись как к программам, дающим профессию, которая может базироваться на любом уровне образования. Было сочтено целесообразным не привязывать профобучение к наличию аттестата, считая, что любой человек, даже если у него раньше не получилось или имеются сейчас проблемы с окончанием школы в силу различных обстоятельств, сможет пройти программу профобучения и как-то не остаться за бортом и приобрести профессиональные навыки», - считает Абанкина.

Академик Российской академии образования доктор педагогических наук Анатолий Цирюльников уверен, что получение образования непосредственно на практике имеет право на существование: «Надо смотреть по каждой профессии. Некоторые из них могут быть освоены практическим путем. Хочу привести в пример голландский проект по агрообразованию, где применяются практические школы, в которых доля практики очень высока. У немцев дуальное обучение, сочетающее теорию и практику, когда компании готовят специалистов под себя и предоставляют им рабочие места. Доля практического обучения в ряде стран значительно выше, нежели в России. Мы сами знаем, что по жизни люди получают чаще образование из жизни».

Он добавил, что есть формальное образование (школы, вузы), неформальное (во время практики), и есть информальное (образование из жизни). «Необходимо сочетать все три похода, но есть люди, которые занимаются самообразованием, - и такие примеры есть на каждом шагу», - отметил Цирюльников.

Система сдачи ЕГЭ, являющегося одновременно и выпускным из среднего образовательного учреждения, и баллом оценки при поступлении в вуз, в Российской Федерации вводилась постепенно, внедряясь и совершенствуясь в несколько этапов. С 2001 года ЕГЭ внедрялось в некоторых регионах страны, система стала обязательной по всей России к 2009 году.

Сейчас уже невозможно представить поступление в вуз без сдачи ЕГЭ. Но в жизни существуют исключительные случаи, когда человек по каким-либо причинам желает получать дальнейшее образование без сдачи ЕГЭ. И вопросом, куда можно поступить без ЕГЭ, ежегодно задается не один десяток молодых людей в нашей стране.

Причины, по которым может отсутствовать результат ЕГЭ.

Отсутствовать результаты ЕГЭ могут в следующих случаях:

  1. У граждан, которые получили среднее образование в другом государстве. Так что если иностранец задастся вопросом, куда можно поступить без ЕГЭ в РФ, то ответ будет положительный практически от любого вуза. Иностранному подданному остается лишь предоставить в выбранное заведение документ об окончании среднего образовательного учреждения в стране, из которой он прибыл. Для количества обучающихся иностранцев Правительством РФ предусмотрены квоты.
  2. У граждан с инвалидностью или ограниченными физическими и умственными возможностями. Такие граждане принимаются в вуз (не во все) без ЕГЭ, либо им можно сдать вступительные экзамены внутри вуза. Однако для этой категории граждан почти у каждого заведения существует квота.
  3. Среднее образовательное учреждение было окончено до введения ЕГЭ, или после сдачи ЕГЭ прошло уже много времени.
  4. К сожалению, злую шутку может сыграть и человеческий фактор - опоздавшие, проспавшие или слишком занятые люди также могут упустить возможность сдачи ЕГЭ.
  5. Не достаточно баллов для поступления по результатам ЕГЭ.

Счастливчики, которым не нужно сдавать ЕГЭ

К таким счастливчикам относятся:

  1. Ученики школ, которые успешно участвовали в олимпиадах всероссийского масштаба и стали их призерами. Таких учеников примут в любой вуз без ЕГЭ или других экзаменов, но только на основании победы в таких олимпиадах.
  2. Ученики, которые принимали участие и выиграли в олимпиаде от вуза. Попытаться выиграть такую олимпиаду реально, заранее основательно подготовившись к ней и узнав условия.
  3. Желающие иметь второе высшее также освобождены от обязательного наличия ЕГЭ. Такие граждане должны предъявить диплом от первого вуза и пройти тестирование или экзаменовку внутри нового.
  4. Учащиеся, принятые в вуз на основании перевода из другого либо взявшие академический отпуск и желающие восстановиться, не сдают ЕГЭ.

Куда можно поступить без ЕГЭ? Иностранные вузы, например, принимают российских граждан и без ЕГЭ. Для этого необходимо уточнить, какие экзамены требуется сдать на месте в выбранном ВУЗе. Иногда сдавать экзамены и вовсе не нужно.

Приходите на следующий год, а то и через два-три

Есть, конечно, и вариант повторной сдачи экзаменов через год, если вам не жалко времени и вы готовы в течение этого года ради сдачи ЕГЭ тщательно штудировать учебники и ходить к репетиторам. А в перерывах между учебником и репетиром можно начать трудовую деятельность и получить первую зарплату.

Еще один долгосрочный вариант - это поступить в колледж или техникум, отучиться в нем два-три года и получить специальность, а затем подать документы в вуз. Чтобы не терять драгоценные года, можно пойти учиться в колледж и на базе девяти классов.

Куда можно поступить после колледжа без ЕГЭ, решать вам. Однако следует помнить, что вуз не потребует от вас сдачи ЕГЭ и предложит ускоренную программу, если вы желаете обучаться по тому же профиле, что в колледже.

Куда можно поступить с аттестатом без ЕГЭ?

Что делать, если экзамены сданы, аттестат получен, но проходной бал для вуза недостаточный? Вариантов здесь не так много. Не стоит забывать и вариант о средне-профессиональном образовании. Двери техникума или колледжа, куда можно поступить без ЕГЭ, всегда открыты для вас. После окончания таких можно поступить в ВУЗ.

Если же все-таки хотелось бы получить «вышку», не теряя года на средне-профессиональное образование, стоит рассмотреть вузы, куда можно поступить без ЕГЭ заочно либо дистанционно. Правда, этот вариант зачастую предполагает платное образование.

Также можно рассмотреть творческие направления профессий. К счастью, на творческих факультетах мало обращают внимания на количество набранных баллов, и для поступления на них необходимо сдать творческие экзамены, нужно только проявить талант.

Математика - царица наук

Математика - важный предмет при сдаче ЕГЭ. С 2015 она еще и разделилась на 2 уровня - базовая математика и профильная. То есть если учащийся планирует поступать на факультет, где математика является обязательным предметом, то выбирать нужно профильную математику. Математику базовую сдать немного проще, но при поступлении в вуз она не учитывается и требуется только при получении выпускного аттестата.

Если вы обладатель гуманитарного склада ума и точные науки не совсем для вас, то в этом случае лучше выбрать базовый уровень математики. Гуманитарных вузов, куда можно поступить без ЕГЭ по математике профильной в нашей стране предостаточно. Однако следует помнить, что в некоторых регионах вуз зачтет два экзамена, и при поступлении потребуется сдать внутренний экзамен в учебном заведении.

Вузы, куда можно поступить без ЕГЭ

Конечно, такими заведениями являются в первую очередь все театральные, вокальные, художественные и гуманитарные. Перечислим те специализации, при поступлении на которые не требуется сдавать экзамены, либо отсутствует ЕГЭ по профильному уровню математики:

  • журналистика;
  • все медицинские направления (стоматология, педиатрия, медицинская биохимия, биофизика и т.д.) - в этом случае следует усиленно готовиться к биологии, физике, химии;
  • ветеринария;
  • актерское мастерство;
  • музыкальное направление;
  • художественное направление;
  • таможенное дело;
  • филология;
  • психология;
  • юриспруденция;
  • иностранные языки;
  • факультет физической культуры;
  • социальная работа;
  • культурология;
  • международные отношения;
  • туризм и многое другое.

Нужно всего лишь ознакомится с соответствующим «Перечнем направлений и специальностей», который есть у каждого вузаа.

Учиться, учиться и еще раз учиться

В заключение стоит отметить, что на самом деле Многое зависит от ваших жизненных целей и собственного желания получить то или иное образование.

Жизненные обстоятельства могут сложиться так, что любое образование (даже трехмесячные курсы, не говоря уже о высшем образовании) может очень пригодиться и впоследствии стать основным источником дохода. Так что к учебе необходимо относиться со всей серьёзностью и ответственностью и никогда ею не пренебрегать.

Глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов подписал приказ, согласно которому у школьников появится шанс получить свою первую профессию, не имея аттестата. Приказ вносит изменения в уже утвержденный порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Согласно подписанному документу (есть в распоряжении «Известий»), к освоению основных программ обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих отныне допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования. Ранее предъявлялось требование о наличии школьного аттестата.

Как пояснили в пресс-службе Минобрнауки, изменения вызваны необходимостью обеспечить равенство доступа к освоению основных программ профессионального обучения по профессиям рабочих, предоставив доступ всем категориям учащихся, в том числе и тем, кто еще не прошел государственную итоговую аттестацию 9 класса, включая учащихся с ограниченными возможностями.

Программы профессионального обучения позволяют приобрести первоначальные профессиональные компетенции и не относятся к уровню среднего профессионального образования. В процессе обучения учащиеся смогут приобрести навыки по профессиям, требования к которым, согласно профессиональным стандартам, ограничиваются освоением программ профессионального обучения и не требуют уровня среднего профессионального и высшего образования, - заявили в пресс-службе.

Само по себе профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Организовывается оно зачастую центрами занятости населения и компаниями, заинтересованными в подготовке кадров определенной квалификации. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное образование, состоит из нескольких сотен наименований, среди которых: кладовщик, охранник, грузчик, дворник, сортировщик, лесоруб, повар, официант, курьер, кучер, лифтер, младший воспитатель, фармацевт, бортпроводник и т.д.

Утвержденные изменения не отменяют действующих норм трудового законодательства, а лишь призваны дать возможность начать раньше осваивать необходимую сферу будущей деятельности молодого специалиста.

Изменение направлено в первую очередь именно на расширение доступа к процессу обучения для всех категорий учащихся и не отменяет общего требования к получению гражданами Российской Федерации основного общего и среднего общего образования, закрепленного федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также не изменяет требования к работнику при приеме на работу, закрепленные Трудовым кодексом и иными актами трудового законодательства, - отметили в Минобрнауки.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что изменения являются шагом навстречу ребятам, которые в силу каких-то причин испытывают трудности в освоении программ основной школы.

К программам профобучения отнеслись как к программам, дающим профессию, которая может базироваться на любом уровне образования. Было сочтено целесообразным не привязывать профобучение к наличию аттестата, считая, что любой человек, даже если у него раньше не получилось или имеются сейчас проблемы с окончанием школы в силу различных обстоятельств, сможет пройти программу профобучения и как-то не остаться за бортом и приобрести профессиональные навыки, - считает Абанкина.

Академик Российской академии образования доктор педагогических наук Анатолий Цирюльников уверен, что получение образования непосредственно на практике имеет право на существование.

Надо смотреть по каждой профессии. Некоторые из них могут быть освоены практическим путем. Хочу привести в пример голландский проект по агрообразованию, где применяются практические школы, в которых доля практики очень высока. У немцев дуальное обучение, сочетающее теорию и практику, когда компании готовят специалистов под себя и предоставляют им рабочие места. Доля практического обучения в ряде стран значительно выше, нежели в России. Мы сами знаем, что по жизни люди получают чаще образование из жизни. Есть формальное образование (школы, вузы), неформальное (во время практики), и есть информальное (образование из жизни). Необходимо сочетать все три похода, но есть люди, которые занимаются самообразованием, - и такие примеры есть на каждом шагу, - отметил Цирюльников.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!