Конец 4 тысячелетия до нашей эры. IV тысячелетие до н

Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4 - начале 3 тыс. до н. э.; они были объединены в централизованную деспотию. К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и другие. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развитая мифология - все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила, цветы священного лотоса и т. п. во многом определили суровую красоту египетского

искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений.

История культуры Египта делится на пять больших периодов:

  • 1. Додинастический период (4 тыс. до н. э.);
  • 2. Древнее царство (XXX-XXIII вв. до н. э.);
  • 3. Среднее царство (XXI-XVIII вв. до и. э.);
  • 4. Новое царство (XVI -XI вв. до н. э.)
  • 5. Позднее время (XI в. - 332 г. до н. э.)
  • 332 г. - страна была завоевана Александром Македонским и включилась в систему эллинистического мира.

Додинастический период (4-е тысячелетие до н. э.)

Следы древнейшей культуры на территории Египта относятся к периоду неолита. В течение 4-го тысячелетия до н. э. происходит распад родовых общин. Образуются отдельные области - номы, враждующие между собой. Впоследствии они объединяются в Северное и Южное царства. По древнейшим религиозным верованиям, каждый ном имел своего покровителя - крокодила, ибиса, змею и т. п., что отражало тотемические представления. В погребениях обнаружены шиферные таблички для растирания красок и глиняные расписные гладкие сосуды, связанные с заупокойными обрядами.

Памятники искусства 4-го тысячелетия до и. э. рассказывают об исторических событиях, о верованиях людей. Перемены были вызваны завоеванием Севера Южным Египтом и объединением страны под властью фараона. Устанавливаются правила изображения людей и животных в скульптуре и живописи. Образы животных олицетворяют силы обожествленного владыки (могучий лев, пожирающий врага; бык, бодающий поверженного человека, и т. п.); значительность фараона подчеркивалась размерами его изображения, намного превосходящими остальных людей (например, рельефная шиферная плита фараона Нармера (ок. 3000 г. до н. э.). Вырабатываются приемы расположения фигур на плоскости (широкие плечи разворачиваются в фас, ноги и голова с острыми чертами - в профиль). Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, отчего содержание воспринимается как рассказ со строгой последовательностью.

Эти особенности впоследствии складываются в систему древнеегипетского канона с его твердой фиксацией пропорциональных отношений, иконографических приемов, ритмических сочетаний, интересом к целостному воспроизведению фигуры.

Древнее царство (XXX - XXIII века ло н. э.)

Начиная с 3-го тысячелетия до н. э. (после объединения Египта), отмечается расцвет искусства Древнего Египта, в котором отразился культ неограниченной власти фараона, сочетавшего свои полномочия с саном верховного жреца.

Существовала сложная мифологическая система, отражавшая земную иерархию. Верховным богом был Ра, бог солнца, а фараоны объявили себя сынами солнца. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом. Осирис - бог земли, в основе его почитания лежали представления о ежегодно умирающих и воскресающих силах природы. Осирис, считали египтяне, научил людей всем искусствам и ремеслам. Брат его, бог Сет, был воплощением зла; он убил Осириса. Его воскресила жена, богиня Изида. Но Осирис не вернулся на землю, он стал царем страны умерших.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из трех элементов: из тела, из части "ка" и части "ба". "Ка" был двойником человека и его ангелом-хранителем. В то же время он был проводником умершего на том свете. Душой человека был "ба" - птица с человеческой головой.

Существовал развитый заупокойный культ. Тело умершего бальзамировали, его снабжали пищей и предметами повседневного обихода. Создавались статуи умершего, они как бы заменяли собой тело, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура тяготела к точному портретному изображению. С заупокойным культом была связана и архитектура этого периода.

Эра Ноя: 5,2-4,2 тыс. лет до н. э.

История преподобного Ноя – один из наиболее популярных библейских сюжетов. До сих пор энтузиасты, свято веруя в ее абсолютную правдивость, вычисляют, насколько многочисленна была колония переселенцев, и ищут на склонах Арарата следы легендарного ковчега. Нисколько не принижая значимость такого рода анализа, мы предлагаем взглянуть на миф о Ное несколько шире. Информация, содержащаяся в Книге Бытия, позволяет определить направление миграции рода Ноя и ее приблизительное время. Это два рациональных момента мифа, про которые можно говорить достаточно определенно. Все остальное следует отнести к области беллетристики.

Начнем с того, что корректировка библейской хронологии вынудила создателей Книги Бытия связать судьбу Ноя со вселенской катастрофой XI тыс. до н. э. События, происходившие в эру Еноса, были искусственно перенесены ближе к нашему времени. Миграция в V тыс. до н. э. части индоевропейцев («компании Ноя») с территории Русской равнины действительно была морской. Они переплыли то, что мы определили ранее как Евразийский океан (или то, что от него осталось к тому времени). Это была акватория, охватывающая Черное, Азовское и Каспийское моря. Библия трактует это переселение как вынужденное, инициированное приближающимся Вселенским потопом. Но он случился задолго до этого. Реальная же причина миграции, думается, была из разряда тех, что вдохновляла первые кругосветные экспедиции и движет «Человеком любопытствующим»: индоевропейцы открывали для себя дальние уголки планеты.

Ной отправился в плавание, будучи шестисот лет от роду. Следовательно, морскую миграцию выходцев с Русской равнины в Переднюю Азию следует относить ко времени 4,6 тыс. лет до н. э. Оно примерно соответствует периоду возникновения первых земледельческих поселений в Двуречье. Библия фиксирует этот факт коротко, но весомо: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник» (Бытие 9, 20). В Двуречье пришли люди, освоившие земледелие и владевшие культурой садоводства. Более того, пьяная история в семействе Ноя указывает на существование в то время виноделия. В общем, переселенцы-северяне умели не только трудиться, но и привольно отдыхать.

Данные археологов свидетельствуют, что шумеры были этнически и лингвистически чужды семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию несколько позднее. Традиционно их (правда, с высокой степенью неуверенности) относят к средиземноморской расе. И этому есть объяснение. Как уже говорилось, ранние индоевропейцы уже на рубеже XI и X тыс. до н. э. проникли в Средиземноморье и Малую Азию. На протяжении следующих тысячелетий они жили среди местных племен, контактировали и, как это водится, при вживлении в инородную среду смешивались с ними. Новая волна индоевропейской миграции относится к середине V тыс. до н. э. В Библии она изображена как спасение семейства Ноя от надвигающейся катастрофы. Морская экспедиция, каким бы ни был огромным «ковчег», не могла быть достаточно широкомасштабной. Ной проторял маршрут, по которому позже двигались его соотечественники. В результате в Двуречье со временем собрались малоазийско-средиземноморские, индоевропейские и семитские племена.

Главным божеством шумерской мифологии был бог Ан, что по-шумерски значит «небо». Его имя пишется знаком, обозначающим понятие «бог» и ставящимся как детерминатив перед именами других богов. В списках богов он неизменно открывает список. Его постоянный титул – «отец богов». Но в безглассовом написании имена Ан и Ной тождественны. Русские до сих пор поминают своего верховного бога словом «Он» и соотносят его с небом. Русский «Он» стал шумерским Аном, а в Библии хранитель культа бога неба и предводитель выходцев с Русской равнины назван Ноем. По-еврейски это имя означает «покой», «успокоение». Самое точное определение для бога вечного приюта человеческих душ! Удивительно, насколько органично уживаются в одном образе элементы русской, шумерской и еврейской традиций.

В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества, – остров Дильмун (Тильмун), счастливый, блаженный остров. На Дильмуне восходит солнце, это первозданная страна, где не было змей, скорпионов, львов, диких собак и волков. Дильмун – «чистая», «непорочная», «светлая» страна, «страна живых», не знающая ни болезней, ни смерти. Дильмун предстает, скорее, божественным, чем человеческим, раем, местом обитания богов. Корень в названии этого шумерского Эдема напоминает нам о Туле – «острове блаженных» древних кельтов. Академические ученые, похоже, даже не допускают мысли о северном происхождении шумеров. Вот и Дильмун они соотносят с Бахрейном – «жемчужиной» Персидского залива. О том же, что название заповедной страны на все сто индоевропейское, говорить не принято. Можно прослыть за европофила!

Название Дильмун мы предлагаем соотнести с понятием «дольмен», сооружением из мегалитов. Обычно оно представляет «домик» из каменных плит с круглым (полукруглым) окошком (входом) в одной из них. Дольмены выступали в виде святилищ, об их назначении спорят. На наш взгляд, дольмен олицетворяет женское начало, это алтарь Великой Богини: вход в виде круга говорит сам за себя. (На символическом уровне это то же, что и избушка на курьих ножках, которая может стать к лесу задом, а к герою передом.) Бог солнца – супруг Богини – входит в ее дом солнечным лучом. Дильмун – это страна дольменов. В Краснодарском крае и на Северном Кавказе дольмены присутствуют в изобилии, и резонно предположить, что дольменная (и шире – мегалитическая) культура распространялась с Кавказа на юг, а не наоборот.

Вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа». Один из них – Берос (350 г. до н. э. – 280 г. до н. э.) – в своем историческом труде приводит список 10 царей, правивших «до потопа». Их имена: Аларос, Алапарос, Амелон, Амменон, Мегаларос, Даонос, Еудорахус, Аменпсинос, Отиартес, Ксисутрос. Это вавилонский аналог списка десяти древнейших библейских патриархов. Он составлялся позднее библейского, и потому значение вавилонских имен вряд ли имеет глубинный смысл, характеризующий содержание их эпохи (да и времена их правления запредельно велики). Но имена четырех правителей оканчиваются на «рос» – слово, обозначающее арийского жреца. Сегодня мы можем подправить Бероса: с Русской равнины ушла та часть индоевропейцев, которые не называли себя ариями, последние появились в Шумере несколько позже. Но список Бероса служит явным указанием на северное происхождение допотопных царей!

Библия говорит, что во времена Ноя «на всей земле был один язык и одно наречие» (Бытие 11, 1). И даже потомки Ноя, построившие Вавилон, все еще продолжали говорить на едином языке. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык» (Бытие 11, 5-6). Каким был этот язык? Наш ответ – индоевропейским. Потомки Ноя, в конце концов, смешались с местными народами, но происходило это на протяжении тысячелетий. Все сыновья плыли в ковчеге, а значит, были стопроцентными европейцами. Все нынешние увлечения ностратическим и бореальным языком не более чем дань либеральной традиции. Индоевропейцы, уходя с Русской равнины, несли свой язык другим народам. В их диалогах рождались те смешанные формы, которые филологи окрестили бореальными и ностратическими.

Эра Ноя приходится на время распада индоевропейской общности. В это время европеоиды начинают свой победный марш по планете. Если раньше их миграции с территории Русской равнины носили локальный характер, то теперь их в полном смысле можно назвать глобальными. Ареал распространения европейцев совпадает с зоной культур крашеной керамики. Тут следует выделить два вектора движения – «азиатско-африканский» (в Библии миграция Ноя) и «европейский» – трипольская археологическая культура (территория Украины и Молдавии) и культуры Винча и Старчево на севере Балканского полуострова. Миграции осуществляли племена иеневцев-бутовцев.

Книга Бытия дает понять, что отнюдь не все «сыны человеческие» двинулись вслед за Ноем. В прежних пределах остались жить потомки Каина. Вот для чего создатели Библии вставили в текст параллельные родословные! Расхождения между ними начинаются с Ламеха. В родословной от Сифа патриарх Ламех родит Ноя, которому суждено покинуть родину. Родословная же от Каина рисует иную картину.

«И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату было Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа» (Бытие 4, 19-22). У «отца» всех земледельцев в потомстве Ламеха появляются не только скотоводы, но также кузнецы и музыканты. Последнее обстоятельство крайне существенно, поскольку родиной металлообработки Библия объявляет Восточную Европу. Неожиданно?

Приведем отрывок из уже упоминавшейся книги М. Гимбутас: «Первые изделия из меди появляются в Восточной и Центральной Европе после 5500 г. до н. э. В целом ряде поселений были найдены шилья, бусины и прочие мелочи, изготовленные путем нагрева и ковки. <…> В начале V тыс. до н. э. разработка медных залежей принимает систематический характер; к середине этого же тысячелетия ее объем значительно возрастает. Примерно тогда же на сцену выходит золото, разрабатывается технология плавки и появляются крупные медные инструменты. <…> В Карпатских, Трансильванских и Родопских горах имелось немало залежей меди. Старейшая из известных нам разработок находится в Рудна-Главе, в 140 км к югу от Белграда, и датируется не позднее 5000 г. до н. э. <…> В 1971 г. Е.Н. Черных открыл, а в 1972 г. провел раскопки шахт Ай-Бунара в 8 км от города Стара-Загора (Центральная Болгария). Там было найдено 11 шахт общей длиной в 500 м, причем некоторые из них имели до 110 м в длину и до 20 м в ширину. Такие шахты могли давать не одну тонну медной руды. Разработки на Ай-Бунаре датируются серединой V тыс. до н. э. В шахтах были обнаружены медные инструменты, включая такие приспособления для горных работ, как топоры-тесла и киркомотыги. Анализ меди из Ай-Буна-ра и из расположенных поблизости мастерских, захоронений и хранилищ показал, что ею снабжалась вся восточная часть Балканского региона, Молдавия, Западная Украина и Южная Россия, а на западе – Словакия и Северо-Восточная Венгрия». Поражает тот факт, что наша хронологическая шкала идеально подтверждается археологическими открытиями.

Начало металлообработки приходится в точности на эру сыновей Ламехов. Библия в очередной раз демонстрирует свой глубинный историзм и необыкновенную основательность в изложении событий мировой истории.

Библейская энциклопедия учит, что имя Иавал означает «поток», «ручей», а имя Иувал – «протяжный звук», «рог», «труба». Наверное, уже не надо говорить, что изначальное содержание этих имен лежит в слое индоевропейской лексики. До сих пор в русском языке живет слово «увал» – «возвышенность». Имена сыновей Ады по-разному воспроизводят его. И что исключительно важно, хранят свое северное происхождение. На современный лад их сегодня величали бы Горами (Егорами, Игорями).

Имя сына Циллы – Тувалкаин – сплошная загадка для филологов. Но оно обретает содержательное значение, если предположить, что первая буковка прилепилась к нему позднее, а «каин» – греческое «новый» – прозвище. Тогда (Т)Увал-каин следует переводить как «Увал новый», то есть Увал, рожденный Циллой, второй женой Ламеха, вслед за Увалами, рожденными Адой. Все сыновья Ламеха в нашей интерпретации носят одинаковые имена, и все они своим именем связаны с Русской равниной. И как память об этих патриархах северной цивилизации стоят на ней Северные Увалы.

Историческая хронология, как известно, делится на два периода. Вначале было время, которое современники называют этапом до нашей эры. Оно заканчивается с наступлением первого года. В это время началась наша эра, которая до сегодняшнего дня и длится. И хотя сегодня, называя год, люди не говорят "н. э.", тем не менее, это подразумевается.

Первые календари

Процесс эволюции человека создал необходимость упорядочить даты и время. Древнему земледельцу нужно было максимально точно знать, в какое время ему лучше засевать семена, животноводу-кочевнику - когда переходить на другие территории, чтобы успеть обеспечить свой скот кормом.

Так стали появляться самые первые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У разных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. К примеру, римляне вели свое летосчисление со дня основания Рима - с 753 года до нашей эры, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари создавали и многие религии. Например, в исламе новая эра начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.

Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.

Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.

В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.

Религиозная форма летоисчисления

Поскольку начало нашей эры исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте часто используется соответствующая запись: от Рождества Христова и до него. До сих пор нет совершенно точных исторических данных о том, когда на нашей планете появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических артефактах, ученые могут делать заключения о том, когда примерно произошло то или другое событие. При этом года до нашей эры указываются в хронологически обратном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эры» получило свое распространение в летосчислении после использования его Достопочтенным Бедой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из своих трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эры и после нее. Постепенно практически все страны в Западной Европе стали переходить на этот календарь. Самой последней из них стала Португалия. Произошло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Россия пользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эры. За исходную точку в ней была принята христианская эпоха «от сотворения мира». По большому счету, в основе многих эр было заложено соотношение между «днями творения мира» и всей продолжительностью его существования. А Константинопольская была создана при Констанции, и летосчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эры. Однако поскольку этот император не являлся «последовательным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются неохотно.

Доисторическая и историческая эпохи

История - это доисторическая и историческая эпохи. Первая из них начинается с момента появления первого человека, а заканчивается тогда, когда появилась письменность. Эпоха доисторическая разделена на несколько временных периодов. Основой их классификации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эры изготавливали орудия труда, период, когда они ими пользовались, легли в основу воссоздания не только временных рамок, но и названий этапов доисторической эпохи.

Историческая же эра состоит из периодов Античности и Средневековья, а также Нового и Новейшего времен. В разных странах они наступали в разные времена, поэтому ученые не имеют возможности определять их точные временные рамки.

Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эры на планете была эпоха неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а именно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец четвертого - начало первого тысячелетия до нашей эры: на планете царит Бронзовый век. Получает распространение металлическое и бронзовое оружие, появляются кочевые скотоводы. сменился Железным. В это время в Египте правили первая и вторая династии, объединившие страну в единое

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й поднимается Эгейская, или культура Древней Греции. Почти в то же время в долине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет царства Трои.

Около 1190 года до н. э. рухнула мощная Хеттская держава. Спустя почти четыре десятка лет Эламский царь захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. наступило правление вавилонского государя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось первое государство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период произошло очень много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход на парфян, правление императора Августа.

И, наконец, между восьмым и четвертым годами до нашей эры родился Христос.

Новое летоисчисление

У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием "наша эра". Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское - все они имели свою дату сотворения мира.

Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры...

Древняя карта мира

До нашей эры путешественники тоже интересовались миром и составляли рисунки своих маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок или папирус. Первая карта мира появилась еще за много тысячелетий до новой эры. Именно наскальные рисунки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали особенно интересовать древние карты былых эпох. Одни из них представляют нашу планету как омываемый океаном огромный остров, на других уже можно увидеть очертания континентов.

Вавилонская карта

Самой первой картой, созданной до нашей эры, была небольшая глиняная табличка, найденная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого - началом седьмого веков до нашего летоисчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, названными «соленой водой». За водой - треугольники, обозначающие, очевидно, горы далеких земель.

На этой карте обозначено государство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, посередине которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже древние греки представляли Землю сферой и весьма изящно аргументировали это. Пифагор, например, говорил, что все гармонично в природе, а самая совершенная форма в ней - шар, в виде которого существует наша планета. Первая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в третьем веке до нашей эры в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял и придумал такой термин, как «география». Именно он впервые еще до нашей эры расчертил мир на параллели и меридианы и назвал их «идущими рядом» или «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один остров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан - нынешний Цейлон.

При этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых невозможно. Ведь люди тогда, в том числе и древние греки, думали, что у экватора настолько жарко, что море там кипит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

На протяжении нескольких веков основной считалась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Созданная около ста пятидесяти лет до нашей эры, она была частью восьмитомника "Руководство по географии".

У Птолемея Азия занимала пространство от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при этом Африка плавно перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была мифическая Гиперборея, а об Америке или Австралии не было сказано ничего. Именно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при этом на запад. И даже после открытия Америки еще некоторое время продолжали пользоваться картой от Птолемея.

Памятник Тысячелетию Государства Российского … Википедия

Тысячелетие: Тысячелетие единица измерения времени, равная 1000 годам. «Тысячелетие» американский мистический сериал от создателей «Секретных материалов». «Тысячелетие» (англ. Millennium) фантастический кинофильм о путешествиях во… … Википедия

Тысячелетие - ист. период, обозначаемый либо арабскими цифрами с наращением падежного окончания в изданиях для подготовленного читателя (2 е тысячелетие до н. э.), либо словами в массовых изданиях (второе тысячелетие до нашей эры), либо арабскими цифрами с… … Издательский словарь-справочник

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, тысячелетия, ср. 1. Период времени в 1000 лет, десять веков. 2. чего. Годовщина события, случившегося 1000 лет тому назад. В 1862 г. праздновалось тысячелетие основания русского государства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

Тысячелетие Millennium Жанр Драма, хоррор Автор идеи Крис Картер В главных ролях Лэнс Хенриксен Терри О Куин Меган Галлахер Клеа Скотт Brittany Tiplady Страна … Википедия

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, я, ср. 1. Срок в тысячу лет. 2. чего. Годовщина события, бывшего тысячу лет тому назад. Т. города (тысяча лет со дня основания). | прил. тысячелетний, яя, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 годовщина (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (1000 летие) … Орфографический словарь-справочник

У этого термина существуют и другие значения, см. Тысячелетие (значения). Тысячелетие (также миллениум) единица измерения времени, равная 1000 годам. Содержание 1 Летосчисление 1.1 Порядковый … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тысячелетие (значения). Тысячелетие Millennium … Википедия

Книги

  • Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков , М. П. Сотникова, И. Г. Спасский. Книга, посвященная тысячелетию русской национальной монетной чеканки, состоит из двух основных частей - исследования и сводного каталога монет первоначального русского чекана - и приложения.…
  • Тысячелетие русской истории , Н. А. Шефов. Книга богато оформлена огромным количеством иллюстраций, наглядно показывающих яркую многовековую палитру тысячелетней истории России. Эта книга - словно лента небывалого кинофильма; то…

Часть. 4. Русь в VI — I тысячелетиях до нашей эры.

«Слову РУСЬ - более 250 тысяч лет».
Публикация И.Ядыкина «О РУСЬ, ВЗМАХНИ ВЕКАМИ!»,
газета «Красная звезда», 30 Мая 2007 года

Как было сказано ранее, в 5508 году до нашей эры русов возвратились в Приазовье и Северное Причерноморье.

Рис. 18. Территория русов в 5508 году до н.э.

В 500 — 1500 годах (в V тысячелетии до нашей эры) происходит ещё один раскол носителей гаплогруппы R1a1а1, населявшей причерноморские степи. Мощная волна носителей гаплогруппы R1a1а1b с Днестро-Донского региона движется на север и к Волге. По Русской равнине активно расселяются потомки русов — арии и скифы (по данным американской компании Family Tree DNA арии и скифы также принадлежат к гаплогруппе R1a1а1, её юго-восточной (евроазиатской) ветви). В 4700 годах (в VIII веке до нашей эры) , скифы мигрируют с Русской равнины на юго-восток вытесняя киммерийцев.


Рис. 19. Миграция ариев и скифов (гаплогруппа R1a1).

В 1500 — 3500 годах (в IV — III тысячелетиях до нашей эры) человек впервые знакомится с медью . Это знакомство произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда ещё не умели. В некоторых культурах для увеличения пластичности самородки после ковки прогревали, что приводило к отжигу дефектов, образованных в результате холодной деформации. Низкое распространение меди связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла — в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость, медь имела важное преимущество — медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново. С IV тысячелетия до нашей эры медные и бронзовые орудия труда начали вытеснять каменные. На территории между Днепром и Доном возникают центры обработки медной руды, а на Донбассе — центры добычи медной руды . Наступает период консолидации, общественной организации племён, развития патриархата, формирования крупных, общественных объединений.

Около 1500 года (IV тысячелетия до нашей эры) русы одомашнили лошадь . «Недавние исследования зубов останков лошади (жеребец из Дереивки, Украина, около 4000 лет до н.э.) показали, что удила применялись по современному их назначению. Этнологические параллели показали, что освоение верховой езды должно было сопровождаться ростом демографического состояния и повышением мобильности». [Источник: Д.Энтони, Д.Я.Телегин, Д.Браун, «Зарождение верховой езды» // «В мире науки», 1992. № 2 стр. 36 - 42 ].

Одновременно изобретается колёсный транспорт . [Источник: Сафронов В.А., «Индоевропейские прародины». Горький, 1989 г. ].

Также в 1500 годах IV-м тысячелетии до нашей эры) на Руси появляются киммерийцы .


Рис. 20. Миграция киммерийцев (гаплогруппа R1a1).

В «Книги Велеса» (дощечка 6е), пишется о родстве русов с киммерийцами . Они названы под именем кимры: «Были Кимры , также отцы наши , а они-то Ромеев трясли и Греков разметали, как поросят напуганных».

Греки столкнувшись с народом степной части Северного Причерноморья называют их — киммерийцами . [Исторический трактат «История» древнегреческого историка Геродота Галикарнасского ].

Киммерийцы принадлежали к общности русов — носителей R1a1. [Источник: Ахматнуров С.С. «Гунны, руническое письмо, гаплотип R1a1» ].

Киммерийцы носили кожаные куртки, штаны, сапоги и островерхие шапки. На киммерийских вещах чаще всего встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине . Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырехлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформлялись круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Значку могло придаваться и значение оберегов. Также встречаются круглые бляшки с вписанным прямым равноконечным крестом .

Мигрировав с территории Южного Приуралья и Среднего Поволжья, киммерийцы обосновались в Причерноморье, а затем начали расселяться и предпринимать походы далее на запад. Одновременно походами киммерийцев в Центральной Европе распространяется похоронный обряд — трупосожжение , прежде покойников хоронили в земле. Киммерийцами часто именуются археологические культуры Северного Причерноморья, относящиеся к раннему железному веку, соответственно, это время носит название «Киммерийской эпохи» (XI—VII века до нашей эры).

В Причерноморье киммерийская эпоха знаменовалась расцветом культуры и хозяйства. Ширилось скотоводство и пахотное земледелие в Приазовье. Была очень развита металлургия железа и бронзы . Следы разработки их рудников и металлургического производства со шлаками и остатками плавки найдены в Донбассе вблизи города Артемовска. Изготовлялось первоклассное оружие — длинные стальные мечи , наконечники стрел, копий. Но наряду со сталью использовались и бронзовые наконечники, и боевые топоры . Основным родом войск была конница . Они уже использовали уздечки, трензеля, что позволяло хорошо маневрировать лошадьми.

В 1700 — 2200 годах (в 3800 — 3300 годах до нашей эры) на территории Руси развивается среднестоговская (или скелянская, новоданиловская) культура, которая формируется на основе традиций нижнедонской и сурской культур в междуречье Кальмиуса и Нижнего Дона.

К среднестоговской культуре относят 4 захоронения вблизи Мариупольского могильника (стены могил укреплялись каменными плитами, булавы с почковидным навершием, подвески из зубов сурка, клыков кабана, медные бусины, браслеты, пояс из перламутровых нитей, сверху могила засыпалась камнями). При контакте скелянской и азово-днепровской культур сформировалась следующая энеолитическая культура — квитянская (конец IV — I половина III тысячелетия до нашей эры), положившая начало возникновению курганов («могил») в Северном Приазовье («утробное» положение умершего, ориентировка головой на восток, растительная подстилка, охра как элемент погребения, наличие кромлеха — каменной кольцевой наброски).

К этому времени относят также археологические памятники Приазовья :

Нижнемихайловской культуры (3000 — 2600 лет до нашей эры: курганы в Ильичёвском районе Мариуполя, на месте электростанции комбината имени Ильича) — характеризовалась созданием своеобразных культовых комплексов — стел и алтарей, захоронениями с чернолощёнными горшочками с напутственной пищей;
. животиловско-волчанской культуры (середины III тыс. до нашей эры: погребения у пгт.Сартана) — присутствовали кроме горшочков и своего рода игральные фишки в виде костей коленных чашечек, астрагалов и метаподиев овец;
. ямной культуры (середина III тыс. до нашей эры: множественные курганы в районе Волонтёровки и Новосёловки, у сёл Кременёвка, Огородное, Чермалык и др.) — ориентация умершего на восход Солнца и Луны, наличие горизонтальных площадок сверху кургана для погребальных ритуалов. Именно этой культуре принадлежит около 80% всех курганов Северного Причерноморья. В курганах «Каменных могил» да и в самом городе (курган на пересечении проспекта Строителей и улицы Урицкого города Мариуполя, в народе — «Зеленая горка», на старинных картах — «Дед») были найдены следы эпохи меди-бронзы.

В 1993 году при строительстве водопровода, проходившего по окраине кургана «Зеленая горка» (Мариуполь), были найдены кости, обнаружены три погребения, относящиеся к бронзовому веку, не исключено, что в кургане находятся и погребения скифо-сарматского периода. Отдельные курганы имеют объём грунта более 2000 м³, а вес более 2400 тонн. Найденные скелеты довольно высокого роста (мужчины — 173 см, женщины — 160 см). Уникальной признана находка Мариупольской археологической экспедиции в 1984 года. Вблизи Мариуполя были обнаружены остатки деревянных четырёхколёсных повозок со сплошными деревянными дисковидными колёсами . Учёными эта находка датирована XXVII веком до нашей эры . Таким образом, найденные в Приазовье повозки являются на сегодня одним из древнейших видов колёсного транспорта в мире (раньше таковым считался транспорт Месопотамии XXVI века до нашей эры) .
Наиболее характерными культурами на территории Руси в то время были трипольская и ямная культуры.


Рис. 21. Территория распространения трипольской и ямной культур.

Трипольская культура.
Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI — III тысячелетиях до нашей эры в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 годах до нашей эры . Это одна из ранних земледельческих культур на территории Восточной Европы. Трипольцы выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень и просо. Кроме того, они занимались скотоводством. В их хозяйствах были коровы, свиньи, козы, овцы. Они также знали металлообработку меди, умели прясть и ткать. Наиболее яркий признак культуры — расписная керамика, причем самым «популярным» мотивом был спиральный.
Трипольцы жили в поселениях, некоторые из них можно назвать протогородами — их размеры достигали порой 450 гектаров. Как правило, планировка поселений была правильной, жилища располагались параллельными рядами, группами или концентрическими кругами. Дома трипольцев были глинобитными, некоторые двухэтажными. Однако из-за того, что плодородие обрабатываемой земли быстро уменьшалось, трипольцы были вынуждены каждые 50 — 70 лет переселяться на новое место. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня, камня и меди.
Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён. Религией являлись аграрные культы, почитание Великой Богини, священным животным была собака.
С приходом русов (носителей гаплогруппы R1a1а1) часть трипольцев влилась в их генофонд .

О миграции родов князя Словена с побережья Чёрного моря на север пишет и В.Н.Татищев в «Истории Российской»:

«Князь Славен , оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна , пошел к полуночи и град великий создал , во свое имя Славенск нарек. (...)». [



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!