"контракты" заинтересовались андреем кудиным. Восток дело тонкое - помогает не зацикливаться на деньгах

род. 1965

Жизнь Андрея Кудина настолько богата яркими и неординарными событиями, что она более походит на сюжет детективного романа, чем на судьбу реально существующего человека. В биографии писателя причудливым образом переплелись увлекательные путешествия в малоизученные уголки планеты, головокружительный успех и беспощадные удары Фортуны. Удивительная способность выходить из вихря невзгод ещё более сильным, чем прежде, по праву закрепила за ним репутацию волевого и мужественного человека.

Андрей Вячеславович Кудин родился 23 августа 1965 года в городе Киеве. Рано, в неполные четыре года, научился читать. В школьные годы свободное время посвящал чтению и занятиям спортом, отдавая предпочтение боксу и борьбе самбо, а впоследствии (в четырнадцать лет) с головой окунулся в изучение техники восточных единоборств. Увлечение религиозно-философскими учениями Востока определило дальнейший выбор писателя - в семнадцать лет Андрей Кудин поступает на философский факультет Киевского университета имени Тараса Шевченко. В восемнадцать его призывают в Вооруженные Силы СССР, и последующие два года протекают в Северо-Кавказском Военном Округе.

"У меня всё в порядке. За меня не волнуйтесь,"- пишет Андрей в армейских письмах родным. Однако на деле всё обстояло далеко не так безоблачно, как на бумаге. Уже тогда, в середине восьмидесятых, в обществе отчетливо проявились процессы, приведшие через несколько лет к развалу Советского Союза и военным действиям на Кавказе. Из СКВО, где служил Андрей Кудин, многие возвращались домой раньше срока, запаянные в цинковые гробы.

В армии писатель прошел путь от рядового до старшины роты. Вернувшись после демобилизации к учебе в университете, Андрей Кудин целиком посвятил себя изучению истории религиозных учений Востока. В 1989 году блестяще защитил дипломную, а затем (в 1995 году) диссертационную работы. В стенах университета наряду с дисциплинами философского факультета Андрей с увлечением изучает экономику и физиологию высшей нервной деятельности. После окончания учебы некоторое время работает преподавателем на кафедре философии Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова. Однако перспектива превратиться в кабинетного ученого, всю жизнь просидевшего в одних и тех же стенах, не прельщает двадцатипятилетнего парня, и он без сожаления пишет заявление об увольнении.

Ещё раньше Андрей Кудин вместе с единомышленниками создал спортивную школу WU SHU - китайских боевых искусств, в те годы лучшую на Украине. Его ученики успешно выступают на соревнованиях, становятся чемпионами и призерами юношеского чемпионата СССР (Туркменистан, 1990 г.) Стремясь достичь совершенства в китайских WU SHU, Андрей заканчивает двухгодичные государственные курсы иностранных языков (отделение китайского языка) и отправляется изучать боевые искусства в Китай, настойчиво тренируется у известных мастеров Востока в Пекине, в Академии боевых искусств при монастыре Шаолинь, а позже - на юге Китая.

На Украину Андрей Кудин возвращается известным и зрелым мастером, работает старшим преподавателем на кафедре борьбы в Украинском государственном университете физического воспитания и спорта, пишет статьи, издает (в соавторстве) книги "Техника школы сань да" и "Когти сокола", освещающие различные аспекты китайских боевых искусств.

Создав при кафедре борьбы отделение китайских WU SHU и подготовив замену, Андрей Кудин уходит в научную работу, издает монографию по философии, пишет киносценарий "Черная масть", выпускает в свет сборник стихотворений. Пожалуй, с этого момента наступает наиболее бурный и насыщенный событиями период в жизни писателя.

Внимание Андрея Кудина вновь приковано к Юго-Восточной Азии. Его можно встретить в древних монастырях Китая, Малайзии, Таиланда... Андрей тщательно готовит экспедицию вглубь Тибета со стороны Индии и Непала, однако внезапно откладывает её на неопределенный срок и уезжает в Африку, а затем на Ближний Восток. Посещает древние святыни Израиля, Иордании, Ливана, некоторое время живет в Греции на берегу Коринфского залива.

Несмотря на то, что значительная часть времени протекает за пределами Родины, жизнь писателя неразрывно связана с Украиной. Работа в коммерческих структурах позволяет ему чувствовать себя материально независимым и дает возможность самостоятельно финансировать научные проекты и поездки.

Неудивительно, что у такого неординарного человека всегда были не только многочисленные друзья и сторонники, но и завистники и недоброжелатели. Андрея Кудина нередко пытались оклеветать, а в сентябре 1997 года на основании грязного доноса его бросают в тюрьму. Газетчики, подхватив сенсацию, взахлеб обвиняют Андрея Кудина в "бандитизме и организации заказных убийств", по телевидению в новостях объявляют, что участь писателя решена, и он, сидя в камере смертников, ждет смертной казни.

Абсурдность обвинений была очевидна. Подкупленные сотрудники правоохранительных органов настолько торопились, фабрикуя уголовное дело, что даже не удосужились поинтересоваться - находился ли Андрей в то время в стране или нет. А ведь для этого вполне достаточно было открыть загранпаспорт и посмотреть отметки таможни. Очевидно, сотрудники милиции рассчитывали на то, что писатель, испугавшись издевательств и пыток, сразу же напишет под диктовку, так называемое "чистосердечное признание". Однако Андрей Кудин наотрез отказался оболгать себя и друзей, а на все вопросы у него был один ответ - презрение и молчание.

Все обвинения рассыпались, словно карточный домик. Андрей выходит на свободу, но время, проведенное в застенках, не могло не отразиться на здоровье. Во время одного из допросов закованный в наручники писатель был жестоко избит, и только сложнейшая операция, проведенная впоследствии в стенах института нейрохирургии, спасла Андрею Кудину жизнь.

Многие люди, узнав, что они теперь инвалиды второй группы и им предстоит долгие месяцы, а, может быть, годы провести в больничной палате, наверняка бы сникли и смирились с судьбой. Писатель с честью выдержал и это испытание. "Что бы ни случилось, какая бы ни выпала карта, мы не имеем права утратить присутствие духа," - пишет Андрей Кудин в книге "Как выжить в тюрьме". Он много и упорно работает над собой, ежедневно по много часов проводит в спортзале и уже через полтора года после операции возвращается к активной жизни.

Мир Андрея Кудина - это мир сильных и красивых людей для которых "...слова любить и ненавидеть уже не просто слова, а смысл оставшейся жизни". Где бы и в каких бы условиях не оказался человек, он всегда остается прежде всего Человеком, возвышающимся над грязью земной суеты. По мнению Андрея Кудина, все люди изначально созданы совершенными. Обладая свободой выбора, каждый из нас может как развиваться до бесконечности, так и деградировать до самоуничтожения.

После развала Советского Союза многие верили, что вот теперь-то наступит долгожданное "светлое будущее". Однако иллюзии так и остались иллюзиями, а вместо них пришли ещё более тяжкие времена. Для многих современных авторов окружающий мир представляется ни чем иным, как мрачным, тюремным подземельем, в котором всё плохо и из которого выхода нет. Подход Андрея Кудина принципиально иной. Его книги несут очищение и дарят надежду - каждый человек может достойно пройти предначертанный путь, каким бы трудным он ни был.

Александр Назаровский

Президент Института Буддизма "Дхарма Ваджра".

Когда невесть откуда появившееся вдохновение совпадает с не заполненными бытовухой минутами, арестанты берут в руки замусоленную ручку, тщательно разглаживают лист бумаги и начинают писать во всевозможные инстанции бесчисленные жалобы, протесты, прошения и, конечно же, письма родным и друзьям. Жалобы и прочее слуги закона просматривают безо всякого интереса, отмахиваясь от них, словно от назойливых мух. Чего совершенно не скажешь об арестантских письмах. Что-что, а эти литературные памятники читаются и изучаются с нескрываемым интересом. Все имена, упомянутые в письмах, фиксируются, так сказать, на всякий случай, затем выборочно проверяются. Все заключенные знают об этом, но что любопытно - многие из тех, кто угрюмо молчал на допросах, добросовестно описывают свои художества в посланиях сподвижникам на свободу. Понятно, что такие послания до адресатов доходят не сразу, а с опозданием месяца эдак на два, когда на них одевают наручники и предъявляют письма с неволи как вещественные доказательства, приобщенные к материалам уголовного дела.

Печальных примеров сколько угодно, но арестанты упрямо продолжают писать. То ли им не хватает внутрикамерного общения, то ли проклевываются литературные наклонности или просто от скуки - так сразу и не разберешь. Неужели непонятно, что в девяносто девяти случаях из ста тюремная почта контролируется операми? Очевидно, не понимают или делают вид, что не понимают, помогая хозяевам дергать марионеток за нитки. Вот и плывут по протянутому канатику (сплетенному из ниток со старого распущенного свитера) из камеры в камеру тюремные ксивы, незаметно увеличивая некоторым заключенным и без того не такой уж и маленький срок.

Мда… Никогда не предполагал, что придется окунуться в этот особый, ни с чем не сравнимый мир. Мир, в котором деградирует и нравственно разлагается каждый, вне зависимости от того, кто он - заключенный или тюремщик, добровольно выбравший жизнь сторожевого пса. У одних гуманоидов загнивание мозговых извилин проявляется быстрее, у других, наоборот, медленнее и более вяло - здесь играет роль тот факт, с каким внутренним стержнем человек пришел с воли. Мне жаль тех арестантов, кто по малолетке попал за решетку сырым куском человеческой глины и оформился как homo sapiens на дешевых казенных нарах. Такие обречены.

Тюремная камера - словно общий вагон остановившегося в темноте поезда. Люди коротают время за спорами, ссорами, разговорами, воспоминаниями, но, если брать по большому счету, каждому из пассажиров глубоко плевать на судьбы случайных и не случайных попутчиков. У каждого своя судьба, своя, не похожая ни на чью, дорога домой.

Интересно, а как ты поступишь, если ради того, чтобы выйти из вагона, необходимо будет растолкать пассажиров, стоящих возле выхода из него? Будешь ли ты церемониться со своими попутчиками? Будут ли они считаться с тобой, если им придется выбирать между твоей, чужой для них жизнью, и такой долгожданной свободой? Те, с кем ещё вчера ты делился последним куском хлеба? С кем ел, пил, мечтал, строил планы на будущее? Не лучше ли подумать об этом сейчас? Мало ли что может стрястись в этой жизни… Когда Судьба поставит нас перед выбором, времени для раздумий не получит никто.

Глава 12. Как относиться к сокамерникам

"В Раю такой климат!..

Но в Аду такая компания!.."

(мысли вслух)

В повседневной жизни люди нередко произносят слова: "Это мой мир". Невероятно простая, на первый взгляд, фраза слетает с уст привычно, легко. Обычно никто не задумывается над её смыслом, над тем, что именно входит в понятие "мой" или "наш" мир. Что? Может быть, вещи, к которым привыкаешь за долгие годы или один и тот же до тошноты надоевший вид из окна, без которого вдруг становится невообразимо горько где-нибудь на другом конце планеты?

Иногда постороннему человеку трудно понять, зачем беречь, казалось бы, бесполезную вещь, вместо того, чтобы выбросить её на свалку. Ему не понять, что ты хранишь не вещь, а воспоминания и мечты, материализованные в этом, как правило, ничего не значащем с точки зрения денег предмете. Дети насмешливо смотрят на старые вещи, воспринимая их как причуды стареющих родителей. Старики же смотрят на вещи и видят в них, словно в экране телеэкрана, часть своей, уже прожитой жизни. Чем старше становится человек, тем сильнее он прирастает к вещам, тем больнее ему расставаться с ними, словно он расстается не с предметами быта, а с самой Жизнью.

Предметы, словно острые спицы, на которые нанизываются мгновения, дни, годы, каждый наш шаг на земле… Впрочем, все эти вещи были бы ничто, если бы они не являлись декорацией для людей, населявших или населяющих в настоящее время наш мир. Люди - главная и чуть ли не единственная составляющая вышеназванного понятия. Именно от окружающих нас людей зависит, во что превращается земной путь - в сказочный Рай или в преддверие Ада.

Я очень хорошо помню свой первый день в Лукьяновской тюрьме, когда после ряда унизительных процедур наподобие полуторачасового обыска, снятия отпечатков пальцев, фотографирования, прожаривания одежды в специальной доисторической камере (чем-то похожей на ту, в которой сожгли Сергея Лазо), медицинского осмотра и сидения в прокуренном каменном склепе, меня завели в огромный пустой коридор и оставили одного. Надзиратель равнодушно кивнул:"Иди" (словно я знал, куда мне идти), а сам побежал куда-то по своим делам.

За время нахождения в камере предварительного заключения я, как оказалось, успел отвыкнуть от такого огромного пространства, каким мне показался в тот осенний день тюремный коридор. Я неторопливо шел по бетонному полу, удивляясь, что меня ведут не в наручниках и без усиленной охраны с разных сторон. Откуда-то справа, сверху падал солнечный свет, преломляясь сквозь тюремные решетки и замазанные краской стекла, покрытые замысловатым узором из налипшей грязи и пыли. Слева - тяжелые, железные двери камер, из-за которых не доносилось ни звука. Я шел в пьянящей, оглушающей тишине. Никогда ранее я не испытывал такого пронзительного чувства холода, замешанного на удивлении. Ранее мне, как и многим другим, только казалось, что я знаю вкус одиночества. На самом же деле это ощущение было мне незнакомо. Тогда, в тюремном коридоре Лукьяновской тюрьмы, я впервые ощутил, как дыхание одиночества прикоснулось ко мне. Словно величественная и надменно-холодная Снежная Королева прошла рядом со мной.

Тебе сюда!.. Алло!.. Ты где?

Первое, что бросилось в глаза, настороженные взгляды с разных сторон. Оно и понятно: в тюрьме отдыхают далеко не самые миролюбивые граждане планеты Земля. Практически любой арестант, кем бы он ни был, является источником потенциальной опасности для всех остальных. Мало ли что кому взбредет в голову на нервной почве? Естественно, ни о какой психологической совместимости арестантов не может быть и речи. Только злость и раздражение, умноженные на замкнутое пространство.

Нетрудно догадаться, что с тюремных нар на меня смотрели отнюдь не прототипы героев книг из серии "Жизнь замечательных людей". Подавляющее большинство коллег по несчастью - процентов эдак на девяносто-девяносто пять - это серая, безмозглая масса, не представляющая ни малейшего интереса с точки зрения перспективы её изучения. Изучать здесь нечего. Это опустившееся быдло, неудачники от рождения и остающиеся таковыми до конца своих дней. Они были никем на свободе, таковыми они остаются, находясь за тюремной решеткой. Наблюдать со стороны, как эти великовозрастные щенки играют в тюрьму, надувают щеки и пытаются корчить из себя тюремных авторитетов, просто смешно.

При желании, загнать таких в стойло не составит большого труда. Они понимают исключительно язык силы, смелостью и умственными способностями не отличаются. Вместе с тем, любому маломальски серьезному человеку с перспективой длительной отсидки или расстрела нельзя забывать о том, что под ногами постоянно крутятся провокаторы, готовые подставить челюсть и улететь в нокаут, как только предоставится такая возможность. Их за это спустя некоторое время выпустят по амнистии. Тебе же слуги правопорядка, радостно хлопая в ладоши, впаяют дополнительный срок: "Ну что - раскрутился?". Поэтому относиться к быдлу надменно и легкомысленно крайне опасно.

В тюрьме (особенно в тюрьме) нужен трезвый расчет. Иногда приходится быть как тростник, который наклоняется к земле, пережидая порывы ураганного ветра, а затем вновь выпрямляется. Порой выгоднее сжать зубы и молча уклониться от конфликта. Но при этом всегда следует быть готовым к тому, что наступит время, когда единственно правильным решением будет вступить в бой и раздавить противника. Мне приходилось встречать на жизненном пути дурачков, которые вежливое и спокойное обращение с ними воспринимали не иначе как слабость, а поиск взаимовыгодного компромисса - как откровенную трусость. Они наглели, их терпели до определенного времени, а затем уничтожали.

Много бахвальства в книге не по делу...

Оценка 3 из 5 звёзд от Гость 14.08.2018 07:56

Оценка 5 из 5 звёзд от Михаил 22.07.2018 12:15

Оценка 5 из 5 звёзд от Алексей 19.06.2018 19:43

Книга актуальна во все времена и для всех народов, увы...

Оценка 5 из 5 звёзд от Светлана 13.12.2016 11:14

Мощнейшая книга! Кто не прочел ее, уверен, что жизнь прожил напрасно. Поверхностно - все красиво, а на самом-то деле так, как описал Андрей. Эти принципы насилия заложены в каждой семье. В каждой семье, если бы знали, что запросто случается и притом мгновенно, то изучили бы эту книгу наизусть. Все, что в ней описано, работает круглосуточно абсолютно во всех сферах нашей короткой жизни. Се ля ви... Знания - ЖЕСТОКАЯ СИЛА!
И нас охраняют только ЗНАНИЯ. и никакая структура с Конституцией. ;-)

Оценка 5 из 5 звёзд от Аndrey-chudesnyiy 15.03.2016 20:41

Отличная книга....просто не верится, в какое время мы живём.....это УЖАС....

Оценка 5 из 5 звёзд от Гость 08.07.2015 20:01

Отличнейшая книга, в нашей стране такую книгу полезно будет почитать каждому дееспособному человеку, и чем раньше тем лучше, лучше всего еще в школе в возрасте 16-18 лет когда наступает частичная и полная криминальная ответственность. Полезность этой книги очень хорошо оценили нар. депы они читали ее на заседаниях Верховного совета. Видел по телевизору.
Книга эта будет также крайне полезна людям имеющим несчастье попасть в секту, в секте жизнь кок в чем напоминает тюрьму с той только разницей что духовная и моральная порабощение разбавлено такой себе дозой свежего воздуха, нормальной еды, и возможности ездить на метро. Такая себе тюрьма облегченного типа. зато задумана на всю жизнь. В остальном схожесть. человека окружаю шестерки вынюхивачи, сектантские паханы думают о том как бы поиметь паству. Нормальный, средний человек попадая в секту начинает деградировать умственно, отвыкает думать и становится обьектом влияния сектантских паханов душехватов. Далее обманутый становится на сторону своих поработителей, подыгрывает им втягивая в секту других людей, эдакая разновидность стокгольмского синдрома. У Жванецкого есть такая фраза;"Его б’ют и он голосует себе во вред" это Михаил Сергеич имел в виду людей социализма, но к адептам сект тоже подходит хорошо. Т.Г. Шевченко сказал о таких людях так: "Самі на панщину ідуть і діточок своїх ведуть"
Уверен что если Андрей Вячеславович напишет еще и книгу "Как выжить в секте" то это будет полезнейшая и актуальнейшая книга, успех будет гарантирован, учитывая то сколько разных сект развелось в нашей стране. один "черный пастырь" в Киеве чего стоит. а по всей стране сколько людей впутаны в разные секты? Кошмар. А это все целевая аудитория.

Жизнь Андрея Кудина настолько богата яркими и неординарными событиями, что она более походит на сюжет детективного романа, чем на судьбу реально существующего человека. В биографии писателя причудливым образом переплелись увлекательные путешествия в малоизученные уголки планеты, головокружительный успех и беспощадные удары Фортуны. Удивительная способность выходить из вихря невзгод ещё более сильным, чем прежде, по праву закрепила за ним репутацию волевого и мужественного человека.

Андрей Вячеславович Кудин родился 23 августа 1965 года в городе Киеве. Рано, в неполные четыре года, научился читать. В школьные годы свободное время посвящал чтению и занятиям спортом, отдавая предпочтение боксу и борьбе самбо, а впоследствии (в четырнадцать лет) с головой окунулся в изучение техники восточных единоборств. Увлечение религиозно-философскими учениями Востока определило дальнейший выбор писателя - в семнадцать лет Андрей Кудин поступает на философский факультет Киевского университета имени Тараса Шевченко. В восемнадцать его призывают в Вооруженные Силы СССР, и последующие два года протекают в Северо-Кавказском Военном Округе.

"У меня всё в порядке. За меня не волнуйтесь,"- пишет Андрей в армейских письмах родным. Однако на деле всё обстояло далеко не так безоблачно, как на бумаге. Уже тогда, в середине восьмидесятых, в обществе отчетливо проявились процессы, приведшие через несколько лет к развалу Советского Союза и военным действиям на Кавказе. Из СКВО, где служил Андрей Кудин, многие возвращались домой раньше срока, запаянные в цинковые гробы.

В армии писатель прошел путь от рядового до старшины роты. Вернувшись после демобилизации к учебе в университете, Андрей Кудин целиком посвятил себя изучению истории религиозных учений Востока. В 1989 году блестяще защитил дипломную, а затем (в 1995 году) диссертационную работы. В стенах университета наряду с дисциплинами философского факультета Андрей с увлечением изучает экономику и физиологию высшей нервной деятельности. После окончания учебы некоторое время работает преподавателем на кафедре философии Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова. Однако перспектива превратиться в кабинетного ученого, всю жизнь просидевшего в одних и тех же стенах, не прельщает двадцатипятилетнего парня, и он без сожаления пишет заявление об увольнении.

Ещё раньше Андрей Кудин вместе с единомышленниками создал спортивную школу WU SHU - китайских боевых искусств, в те годы лучшую на Украине. Его ученики успешно выступают на соревнованиях, становятся чемпионами и призерами юношеского чемпионата СССР (Туркменистан, 1990 г.) Стремясь достичь совершенства в китайских WU SHU, Андрей заканчивает двухгодичные государственные курсы иностранных языков (отделение китайского языка) и отправляется изучать боевые искусства в Китай, настойчиво тренируется у известных мастеров Востока в Пекине, в Академии боевых искусств при монастыре Шаолинь, а позже - на юге Китая.

На Украину Андрей Кудин возвращается известным и зрелым мастером, работает старшим преподавателем на кафедре борьбы в Украинском государственном университете физического воспитания и спорта, пишет статьи, издает (в соавторстве) книги "Техника школы сань да" и "Когти сокола", освещающие различные аспекты китайских боевых искусств.

Создав при кафедре борьбы отделение китайских WU SHU и подготовив замену, Андрей Кудин уходит в научную работу, издает монографию по философии, пишет киносценарий "Черная масть", выпускает в свет сборник стихотворений. Пожалуй, с этого момента наступает наиболее бурный и насыщенный событиями период в жизни писателя.

Внимание Андрея Кудина вновь приковано к Юго-Восточной Азии. Его можно встретить в древних монастырях Китая, Малайзии, Таиланда... Андрей тщательно готовит экспедицию вглубь Тибета со стороны Индии и Непала, однако внезапно откладывает её на неопределенный срок и уезжает в Африку, а затем на Ближний Восток. Посещает древние святыни Израиля, Иордании, Ливана, некоторое время живет в Греции на берегу Коринфского залива.

Несмотря на то, что значительная часть времени протекает за пределами Родины, жизнь писателя неразрывно связана с Украиной. Работа в коммерческих структурах позволяет ему чувствовать себя материально независимым и дает возможность самостоятельно финансировать научные проекты и поездки.

Неудивительно, что у такого неординарного человека всегда были не только многочисленные друзья и сторонники, но и завистники и недоброжелатели. Андрея Кудина нередко пытались оклеветать, а в сентябре 1997 года на основании грязного доноса его бросают в тюрьму. Газетчики, подхватив сенсацию, взахлеб обвиняют Андрея Кудина в "бандитизме и организации заказных убийств", по телевидению в новостях объявляют, что участь писателя решена, и он, сидя в камере смертников, ждет смертной казни.

Абсурдность обвинений была очевидна. Подкупленные сотрудники правоохранительных органов настолько торопились, фабрикуя уголовное дело, что даже не удосужились поинтересоваться - находился ли Андрей в то время в стране или нет. А ведь для этого вполне достаточно было открыть загранпаспорт и посмотреть отметки таможни. Очевидно, сотрудники милиции рассчитывали на то, что писатель, испугавшись издевательств и пыток, сразу же напишет под диктовку, так называемое "чистосердечное признание". Однако Андрей Кудин наотрез отказался оболгать себя и друзей, а на все вопросы у него был один ответ - презрение и молчание.

Все обвинения рассыпались, словно карточный домик. Андрей выходит на свободу, но время, проведенное в застенках, не могло не отразиться на здоровье. Во время одного из допросов закованный в наручники писатель был жестоко избит, и только сложнейшая операция, проведенная впоследствии в стенах института нейрохирургии, спасла Андрею Кудину жизнь.

Многие люди, узнав, что они теперь инвалиды второй группы и им предстоит долгие месяцы, а, может быть, годы провести в больничной палате, наверняка бы сникли и смирились с судьбой. Писатель с честью выдержал и это испытание. "Что бы ни случилось, какая бы ни выпала карта, мы не имеем права утратить присутствие духа," - пишет Андрей Кудин в книге "Как выжить в тюрьме". Он много и упорно работает над собой, ежедневно по много часов проводит в спортзале и уже через полтора года после операции возвращается к активной жизни.

Мир Андрея Кудина - это мир сильных и красивых людей для которых "...слова любить и ненавидеть уже не просто слова, а смысл оставшейся жизни". Где бы и в каких бы условиях не оказался человек, он всегда остается прежде всего Человеком, возвышающимся над грязью земной суеты. По мнению Андрея Кудина, все люди изначально созданы совершенными. Обладая свободой выбора, каждый из нас может как развиваться до бесконечности, так и деградировать до самоуничтожения.

После развала Советского Союза многие верили, что вот теперь-то наступит долгожданное "светлое будущее". Однако иллюзии так и остались иллюзиями, а вместо них пришли ещё более тяжкие времена. Для многих современных авторов окружающий мир представляется ни чем иным, как мрачным, тюремным подземельем, в котором всё плохо и из которого выхода нет. Подход Андрея Кудина принципиально иной. Его книги несут очищение и дарят надежду - каждый человек может достойно пройти предначертанный путь, каким бы трудным он ни был.

Потому, что ему удалось совместить в своей жизни бизнес и восточную философию, а так же испытать свои философские воззрения суровой практикой заключения в СИЗО

Андрей Кудин попал в СИЗО по обвинению в участии в заказном убийстве, точнее, в покушении на убийство. Преступление было странным и шумным, во многих нюансах крайне сомнительным... Девушка-наркоманка с невероятной близорукостью стреляла на лестничной клетке в предпринимателя, который занимался частным телевидением.

По этому делу было задержано немало людей, "по веерному принципу", хватали всех, кто был знаком с потерпевшим, связан с ним по бизнесу, хватали по найденным в ходе расследования визиткам, телефонным записным книжкам. Кудин был известен, имел достаточно недоброжелателей, к тому же его несговорчивый отец был членом Национального совета по телевидению и радиовещанию...

Андрей Кудин:

Если держать в фокусе не деньги, а цель, то деньги выступают лишь как средство для ее достижения

Тюрьма, сломавшая не одного успешного в обычной жизни человека, Кудина заставила на многие украинские реалии посмотреть новыми глазами. В СИЗО несколько месяцев он изучал мир преступников и методику силовых структур. Выйдя оттуда, написал книгу "Как выжить в тюрьме" (см. об этом своеобразном учебнике для бизнесменов "Контракты", № 42,2000 ). Долго реабилитировался после полученной в заключении травмы головы... Неудивительно, что сейчас Андрей Кудин большую часть времени проводит за рубежом.

Кандидат философских наук, основатель спортивной школы восточных единоборств, автор сборника стихотворений и нескольких книг, организатор будущей экспедиции в малоизученную часть Южной Америки. Естественно, большая общественная работа, да и образ жизни требуют средств, и немалых. Как соучредитель нескольких предприятий, Кудин участвует в их работе в разных качествах - от эксперта до плэннинг-менеджера и вице-президента. Прорабатывает бизнес-проекты для коммерческих структур, в основном используя собственный опыт, как предпринимательский, так и жизненный.

"Бизнесом я начал заниматься в третьем классе"

Вообще-то Андрей себя бизнесменом не считает. Его мироощущение сформировалось в путешествиях, философских исканиях, постижении света... Но, будучи по природе своей человеком общественным, Кудин в своем кругу постоянно получает предложения по участию в различных бизнес-проектах. И, естественно, за некоторые - берется, поскольку средства для существования нужны человеку вне зависимости от его понятий о свободе, а уж его семья нуждается в средствах и вовсе независимо от философии кормильца.

Бизнесом я начал заниматься в третьем классе, - улыбается Андрей. - Имею в виду первые заработанные деньги... Если помните, существовали такие талоны на питание для спортсменов. Их можно было сдавать в кассу. Я тогда показывал неплохие результаты для своего возраста по шахматам и участвовал в соревнованиях, где нам и выдавали эти самые талоны.

И шахматы составили основу вашего умения рассчитывать бизнес-проекты?

Да нет, с шахмат я достаточно быстро переключился на более динамичные виды спорта - бокс и борьбу самбо, а затем меня увлекли восточные единоборства и религиозно-философские учения Востока. Уже в армии стал кандидатом в мастера по боксу.

А потом начались времена частного предпринимательства, частной инициативы. Мы с друзьями посмотрели, как специалисты создают спортивные школы. И не увидели в их начинаниях ничего премудрого. Поэтому взяли и создали свою. И это было очень успешное предприятие, хотя бизнес-плана и расчетов мы практически не делали. Таких предприятий потом мы создавали немало, я выступал в качестве консультанта, да, впрочем, выполнял любую работу и вследсвие оказался совладельцем нескольких, где мне принадлежит от 20 до 50%.

Средства, которые удалось заработать небольшими бизнес-проектами, позволили нам создать страховую компанию, где я стал председателем совета директоров. На мне были договора, я вел переговоры, работал с документами и людьми, принимал реальные решения. Мы работали, например, с "Экономбанком", помните, был такой в Ровно? Страховали кредиты. Затем наше сотрудничество прервалось, у нас возникла другая клиентура. А "Экономбанк" погорел из-за филиалов. Началась лавина невозврата кредитов...

О, так вам еще и повезло, в том, что вы не попали в экономбанковскую ситуацию.

Вряд ли мы могли туда попасть. Мы огромное внимание уделяли безопасности.

Перестраховывали риски?

Нет, страховались особым способом: у нас был очень сильный информационно-аналитический отдел, мы имели мощные базы данных, и, потому знали о степени риска в том или ином случае. Персонал у нас подбирался соответственный, возможности обладать необходимой информацией были просто исключительные. Бизнес мне нравился. Когда-то приходилось создавать предприятие на Сахалине - такая красота! Эти края никогда не забудешь, а, если бы не бизнес, то никогда и не повидал бы.

Сейчас я сотрудничаю со многими компаниями своих друзей, консультирую международные проекты, для некоторых пишу бизнес-планы. Не слишком люблю это делать. Все-таки, многое в бизнесе зависит от решительности, энергии, вдохновения. Помню, когда-то мы ехали в Китай, так у нас даже денег на дорогу было только в один конец. Но почему-то мы были уверены, что все сложится хорошо.

Из предпринимательских будней Кудин вспоминает забавное:

Во времена безудержного бартера с моим другом рассчитались породистыми лошадьми, очень дорогими, но продать их он не сумел. Махнув рукой на убыточный договор, он решил подарить лошадей нужным людям и просто друзьям.

Андрей, у тебя будет собственная породистая лошадь!

С ума сошел, - говорю, - к чему мне лошадь, еще пони для ребенка я бы принял, быть может...

Нет вопросов! Сделаем пони.

Через неделю - звонят в квартиру: "Пони привезли, выменяли специально для вас". "Везите быстро в конюшни, куда ж вы ее в квартиру в центре Киева приволокли!!!"

А еще через неделю звонит приятель:

Андрей, мы решили собраться, вместе отдохнуть, приезжай на ипподром, заодно на наших лошадях прокатимся...

Я еду и соображаю: это сейчас приятели на статных конях будут гарцевать, а я - на пони??? Пришлось приятелям аварийно дарить мне еще и лошадь, а потом, конечно, и лошадь, и пони отправить нашим партнерам в Крым, так как ухаживать за ними ни времени, ни желания - не было.

Восток дело тонкое - помогает не зацикливаться на деньгах

Кудин недооценивает своей предпринимательской хватки. Вот простой пример: он обращает внимание на обычные чешки, тапочки для гимнастики, в калифорнийском магазине спорттоваров. Отличаются от наших они незначительно, стоят 35 долларов (при том, что украинские - полтора). Главное отличие от украинских - быстрая изнашиваемость (наши практически вечные). Кожа на наших чешках лучше. Простейший анализ показывает: производить их в Калифорнии сложно, очень жестко поделен рынок.

Поэтому производство создается совместно с... Японией. Все равно украинская кожа лучше. Но в Японии лучше качество резинки и упаковки. Но украинская конструкция чешек более экономична и удобна. Из этих составляющих возникает бизнес-проект, который Андрей практически не расценивает важнее и крупнее операции по посещению химчистки, более того, даже стесняется мелкости случая. Для многих же предпринимателей в Украине подобный проект составлял бы значительную часть бизнеса или даже весь бизнес. Нет, шахматы в третьем классе явно были не случайны.

А может быть, восточная философия влияет на сознание бизнесмена? Хотя Восток у большинства ассоциируется с созерцательностью, смирением, недеянием...

Не совсем так. Ни одна из восточных религий или философий не призывает к бездеятельности и созерцательности. К сожалению, большинство бизнесменов, с которыми мне приходилось сталкиваться, делают деньги либо по причине желания иметь как можно больше, либо, чтобы соответствовать какому-то образу успешного человека, быть не хуже других. Желания эти очень сильны и часто составляют почти весь внутренний мир таких людей. Деньги для них - абсолютная ценность, мера успеха, мера самооценки.

Богатство, признание, материальные ценности - все это достаточно иллюзорно. Если человек видел в жизни лишь это, делал ставку исключительно на материальные ценности, то потеря их неминуемо приводит и к внутреннему краху, вплоть до суицида.

Я более склонен рассматривать деньги как одно из средств для достижения целей, не лежащих в материальной плоскости. "Восточное" восприятие мира помогает видеть жизнь глубже, находить в ней действительно вечные ценности, которые не будут зависеть от внешних обстоятельств. Если держать в фокусе не деньги, а цель, то деньги выступают лишь как средство для ее достижения. И далеко не единственное. Тогда, если возникают какие то неблагоприятные с денежной точки зрения обстоятельства, цель все равно остается целью, а способы ее достижения найдутся всегда.

Сума угрожает любому. И никто не может дать гарантии того, что на каком-то этапе жизни он может оказаться без копейки денег. Однако я хочу сказать, что если в человеке есть нечто, что несоизмеримо выше, чем обычные материальные ценности, то спустя некоторое время он может получить от жизни все то, к чему он стремится. Книгу Кудина "Как выжить в тюрьме", как ни странно, тоже вполне можно считать успешным издательским коммерческим проектом. Оба тиража разошлись в течение двух месяцев без остатков, ведутся переговоры об англоязычных изданиях. Но. Андрей уже работает над новыми книгами. Поглощен интернет-проектами. Делает программы для радио "Свобода". Пишет бизнес-планы для своих предприятий и других структур.

Андрей Вячеславович - человек хороших манер, очень внимательный к собеседнику, обходительный. Но - на благодарность за отзывчивость - реагирует улыбкой:

Мне довелось какое-то время провести в камере "смертников", вот где посмотрели бы вы на вежливое отношение сокамерников... На каждом висит несколько убийств, одним больше, одним меньше - ничего не означает для преступника. И уж из этих соображений, из осторожности, в камере туманилась такая душевная теплота!

Юрий ГОНЧАРЕНКО, Виталий КУКСА

Фото Светланы СКРЯБИНОЙ

Досье

Андрей КУДИН родился в 1965 году в Киеве. С детства увлекался спортом - боксом и самбо. С четырнадцати лет занимается восточными единоборствами, увлекается восточной философией. В 1989 году окончил философский факультет Киевского государственного университета, в 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по философии.

Некоторое время преподавал философию в Национальном педагогическом университете. С сентября 1997 по февраль 1998 находился в Лукьяновском СИЗО по ложному обвинению в бандитизме и организации заказных убийств. Согласно заключению Комитета ВР по борьбе з организованной преступностью и коррупции, уголовное дело против Андрея Кудина было сфабриковано с целью давления на его отца - члена Национального совета по телевидению и радиовещанию Вячеслава Кудина. Семья Кудина постоянно проживает за рубежом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!