Контроль является стадией метода альпы. Технология планирования по методу

Особенности развития ощущений

Ощущение - Результат воздействия явлений объективного мира на органы чувств человека Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд., М.: Русский язык т. 2.1987.С.736.

К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов.

Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3--7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается, прежде всего в усовершенствовании анализаторно - синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второй сигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт им сознательный характер.

Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т. е. задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения. Помимо специальных упражнений в различении цветов, звуков, запахов и т. д., важную роль в развитии ощущений играют занятия по родному языку, музыке, рисованию, лепке, конструированию и т. д.

Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.

Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4--7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. С другой стороны, по данным исследования, острота зрения у детей способна резко повышаться под влиянием правильной организации упражнений в различении удалённых объектов. Так, у младших дошкольников она быстро повышается, в среднем на 15 -- 20%, а в старшем дошкольном возрасте -- на 30%.

Что же является главным условием успешного воспитания остроты зрения? Условие это состоит в том, что ребёнку дают такую понятную и интересную для него задачу, которая требует отличить один от другого объекты, удалённые от него. Подобные задачи могут быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребёнка показать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке, спрятана картинка или игрушка (данная коробочка отмечается при этом значком-фигуркой, несколько отличной от тех, которые наклеены на другие коробочки, что заранее известно играющему). Сначала дети лишь смутно «угадывают» её среди других, а после нескольких повторений игры уже отчётливо, сознательно различают изображённый на ней значок.

Таким образом, активное развитие способности различения удалённых объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнка деятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная «тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в некоторых случаях может принести даже прямой вред -- если при этом перенапрягать зрение ребёнка или давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишком сильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать давать детям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам.

У детей дошкольного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтому поведение ребёнка, которое объясняется тем, что он плохо видит, может истолковываться неправильно и подсказывать неправильные педагогические выводы. Например, вместо того чтобы посадить близорукого малыша поближе к рассматриваемой книжке с картинками, воспитатель, не зная о его близорукости, тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот не видит. Вот почему воспитателю всегда полезно интересоваться медицинскими данными о состоянии зрения детей, а также самому проверять их остроту зрения.

В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным

Если ребёнок постоянно встречается в своей деятельности с цветными материалами и ему приходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и т. п., то у него, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает высокого развития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т. п.

Следует иметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детей встречаются нарушения цветного зрения. Ребёнок не видит оттенков красного или оттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более редких, случаях плохо различаются некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе.

Слуховые ощущения, как и ощущения зрительные, имеют в психическом развитии ребёнка особенно большое значение. Слух имеет важное значение для развития речи. Если слуховая чувствительность нарушена или сильно снижена у ребёнка, то и речь не может развиваться нормально. Слуховая чувствительность, формируясь в раннем детстве, продолжает своё развитие и у детей дошкольного возраста.

Различение звуков речи совершенствуется в процессе речевого общения. Различение музыкальных звуков улучшается в процессе музыкальных занятий. Таким образом, развитие слуха в огромной степени зависит от воспитания.

Особенностью слуховой чувствительности у детей является то, что она характеризуется большими индивидуальными различиями. У некоторых дошкольников наблюдается очень высокая слуховая чувствительность, а у других, наоборот, слух является резко сниженным.

Наличие больших индивидуальных колебаний в чувствительности к различению частоты звуков приводит иногда к неправильному предположению, что слуховая чувствительность якобы зависит лишь от врождённых задатков и в ходе развития ребёнка существенно не меняется. В действительности, слух улучшается с возрастом. Слуховая чувствительность возрастает у детей в возрасте от 6 до 8 лет в среднем почти в два раза.

Ощущения , возникающие в результате действия мышечных раздражений на двигательный анализатор, не только играют решающую роль в выполнении движений, но и участвуют вместе с кожными ощущениями в многообразных процессах отражения внешнего мира, в формировании правильных представлений о его свойствах. Поэтому воспитание этих ощущений имеет также важное значение.

В эти же годы у детей происходит и большой качественный сдвиг в развитии суставно-мышечных ощущений. Так, если детям около 4 лет дать для сравнения две коробочки, равные по весу, но разные по величине, и спросить, какая из них тяжелее, то в большинстве случаев малыши оценивают их как одинаково тяжёлые. В возрасте же 5--6 лет оценка веса таких коробочек резко изменяется: теперь дети, как правило, уверенно показывают на коробочку меньшего размера как на более тяжёлую (хотя коробочки объективно равны по весу). Дети уже стали учитывать относительный вес предмета, как это обычно делают и взрослые.

В результате практических действий с различными предметами у ребёнка устанавливаются временные связи между зрительным и двигательным анализаторами, между зрительными раздражителями, сигнализирующими о размере предмета, и суставно-мышечными, сигнализирующими о его весе.

Дошкольные годы являются периодом, когда ощущения ребёнка продолжают быстро развиваться. Степень развития в этом возрасте тех или иных ощущений стоит в прямой зависимости от деятельности ребёнка, в процессе которой происходит их совершенствование, следовательно, определяется воспитанием.

Вместе с тем высокое развитие ощущений является необходимым условием для полноценного умственного развития. Поэтому правильно поставленное в дошкольном возрасте воспитание у детей ощущений (так называемое «сенсорное воспитание») имеет важнейшее значение, и на эту сторону воспитательной работы должно быть обращено надлежащее внимание.

Для того, чтобы грамотно распоряжаться своим временем, вам необходимо знать тайм-менеджмент: методы планирования времени .

Достаточно трудно построить работу с отдачей максимальной пользы. Планирование времени – это не составление списка важных и неотложных дел, это, прежде всего, умение правильно распределить нагрузку. Всем известно, что на составление простого плана уходит порядка 8 минут, но экономится около часа времени. Нужно учесть следующие основные методы планирования:

План обязательно составляется на бумаге или же электронным документом, который будет у вас всегда под рукой. Ни в коем случае не держите план только в своей голове, даже самая маленькая деталь, которую вы можете упустить или забыть, является частью плана;
После каждого часа работы выделяйте около десяти минут на отдых и восстановление сил. Это необходимо, потратив 10 минут, вы при этом сможете восстановить свои силы и продолжить работу в привычном для вас темпе;
При любых обстоятельствах используйте в работе ежедневник, это в разы повысит вашу продуктивность.

Успешное планирование времени означает некие методы планирования, которые вы успешно умеете применять на практике. На сегодняшний день, существует большое множество различных теоретических разработок, мы приведем пример самых эффективных из них:


Метод Альпы
Планирование времени, анализ АВС

Начнем с принципа Парето

Прежде чем заняться планированием времени, учитываете принцип Дисбаланса. Этот метод имеет отношение ко многим экономическим сферам, а состоит он по следующим принципам: 80% ресурсов которые вы затратили, обеспечивают 20% полученного результата, оставшиеся 20% обеспечивают все 80% результата.

Из этого следует, что малая часть времени, ресурсов и усилий, в ответе за наибольшую часть результатов. Ведь только вдумайтесь в цифры, потратив всего 20% своего времени, вы получите 80% результата, внушительные показатели, не правда ли? В основе самих ресурсов могут выступать сотрудники, время или материалы, деньги.

Практическая польза данного принципа состоит в том, что применение его означает сосредоточенность ограниченных ресурсов и средств компании на одном из сегментов работы, а не привычного распыления во всех направлениях и сегментах работы. Метод поможет определить тот сегмент, где можно получить максимально большой результат от прилагаемых усилий и затрат.

Метод Альпы

Для планирования времени эффективно и часто применяют именно этот метод. С помощью него, потратив небольшое количество времени, вы оптимально и максимально эффективно распланируете все важные дела. Принцип его работы состоит в следующем:

1. Обязательно зафиксировать все сроки и дела. Все важные дела, которые не терпят отлагательств и должны быть выполнены в течении дня, нужно обязательно записать в ваш ежедневник или блокнот. Должны быть четко обозначены сроки на выполнение той или иной задачи. Эффективность повысится в разы, если вы подойдете ответственно к этому заданию.

2. Четко определить, сколько может понадобиться времени, на выполнение каждого запланированного задания. При планировании времени учитывайте так же перерывы на отдых между работой, чем точнее вы определите время, тем эффективнее сложится работа.

3. Учет буферного времени. Как бы точно мы не пытались рассчитать время, его уйдет все равно больше, чем мы запланировали. С учетом этого факта, распланируйте время с учетом 70% от всего рабочего времени, это даст вам резерв в случае нехватки основного времени.

4. Расставьте приоритеты важным делам и срочным. Это важнейшая часть плана. Естественно вы не сможете переделать за один день все дела, которые необходимо сделать. Вот почему следует расставить приоритеты по важности дел. Это разумно и целесообразно, выполнение дела, которое не терпит отлагательства, важно в первую очередь, после можно приступить к важному делу, при условии, что оно не является срочным. Расставьте приоритеты всегда по срочности и важности.

Метод планирования времени на основе анализа АВС

Основная суть его заключается в расстановке важных приоритетов:

Наиболее важное дело под отметкой «А». Эти дела самые сложные и трудоемкие их необходимо выполнить первыми.
Дело «В» это важные дела, которые не ограничены конкретными сроками и могут подождать.
Дела под обозначением «С», наименее значимые и выполняются последними.
Метод планирования времени при этом анализе весьма эффективен.

Тайм-менеджмент и методы планирования времени , которые приведены выше, обязательно повысят вашу трудоспособность и эффективность.

Метод Эйзенхауэра

Предложенное Дуайтом Эйзенхауэром правило является простым вспомогательным средством, особенно для тех случаев, когда надо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать предпочтение. Согласно этому правилу приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела. Важность дела определяется тем, насколько результат его выполнения влияет на вашу работу. Срочность - тем, насколько быстро надо выполнить это дело .

В зависимости от срочности и важности Эйзенхауэр предложил 4 категории приоритетности дел и отразил их в матрице (Приложение Г).

Срочные/важные дела. Это дела, несвоевременное выполнение которых приведет к значительному ущербу для ваших дел. За них следует приниматься немедленно и самому их выполнять.

Менее срочные/важные дела. Их не надо выполнять срочно, они, как правило, могут подождать. Сложности здесь возникают тогда, когда эти дела рано или поздно превращаются в срочные и должны быть лично вами разрешены в кратчайшие сроки. Поэтому необходимо перепроверить степень важности и попробовать их полностью или частично поручать своим сотрудникам.

Срочные/менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под "тиранию" спешности и в результате целиком отдаться решению конкретной задачи, потому что она срочная. Если задача является не столь важной, то она должна быть в любом случае делегирована, поскольку для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств.

Менее срочные/менее важные задачи. Очень часто дела этой категории оседают на письменном столе, и без того заваленном бумагами. Если вы вдруг начинаете заниматься этими делами, забывая о задачах первой категории, то вам не следует жаловаться на перегрузку работой.

Приступить к высокоприоритетной задаче и настойчиво трудиться над ней, пока процент ее выполнения не станет равным 100, - значит подвергнуть испытанию и иметь возможность проявить собственный характер, силу воли и деловую решительность, таким образом преображается и укрепляется собственный характер.

Метод Альпы

Метод Альпы представляет собой последовательность из пяти стадий, от наименьшего к "вершине" - окончательному результату. Метод относительно прост и легко запоминается, поэтому после некоторых упражнений потребуется в среднем не более 10 минут для составления плана дня. "Альпы" имеют пять маршрутов (стадий):

1) составление заданий - задач дня;

2) оценка длительности акций;

3) резервирование времени;

4) принятие решений по приоритетам и перепоручению;

5) контроль (учет не сделанного).

Первая стадия. Задачи дня. Записать под соответствующими рубриками (разделами) своего "плана дня" все то, что надо сделать завтра:

Задачи из списка дел или из недельного (месячного) плана;

Невыполненное накануне;

Новые дела;

Периодически возникающие задачи.

Записывать, нужно используя сокращения: В - визиты, совещания; Д - делегирование дел; К - контроль и т.д. Затем их необходимо распределить по приоритетности, на длительные и короткие.

Вторая стадия. Длительность дел. Необходимо поставить против каждой задачи приблизительное время для ее выполнения, суммировать и определить ориентировочно общее время.

Третья стадия. Резерв времени. План дня рассчитывается на 60% рабочего времени, а 40% - должно составлять резервное время для неожиданных дел.

Четвертая стадия. Приоритетные дела, сокращение и перепоручение дел. На данной стадии устанавливаются однозначные приоритеты для своих дел с помощью метода Эйзенхауэра и уточняются задачи дня.

Пятая стадия. Контроль. Осуществляется контроль за выполнением своего плана дня и перенос несделанного на другой день.

Очень трудно построить свою работу так, чтобы получить в результате максимальную пользу. Тайм-менеджмент - это не просто составление списка неотложных дел, это и умение распределить время и нагрузку. Известно, что на составление плана тратится около 8 минут, и при этом экономится час времени. При планировании нужно учесть следующее:

  • план нужно составлять на бумаге или в виде электронного документа (а не в голове!) и периодически с ним сверяться;
  • оптимальный отдых - 10 минут после каждого часа работы;
  • полезно и удобно использовать ежедневник.

Успешный тайм-менеджмент означает применение на практике неких методов планирования времени. Известно достаточно много теоретических разработок в этой сфере. Мы приведем здесь 3 из них:

  1. принцип Парето;
  2. метод Альпы;
  3. ABC-анализ;

Принцип Парето

При планировании своего рабочего дня полезно учитывать принцип Дисбаланса, предложенный итальянским экономистом Вильфредо Парето. Этот принцип относится ко многим сферам экономики и состоит в следующем: 80% затраченных ресурсов обеспечивают 20% результата, а оставшиеся 20% обеспечивают 80% результата.

Таким образом, меньшая часть времени, усилий или ресурсов, отвечает за большую часть результатов. К примеру, люди тратят лишь 20% времени на получение 80% результатов работы. Получается, что целых 80% своего времени работники тратят совершенно неэффективно.

В качестве ресурсов могут выступать деньги, сотрудники, материалы или время, соотношение сохраняется.

Практическая польза принципа Парето заключается в том, что его применение означает концентрацию всегда ограниченных средств и ресурсов компании на определенном сегменте работы, вместо их привычного распыления по множеству направлений. Он помогает определить именно тот участок, где можно рассчитывать на максимальный результат от своих усилий.

Метод Альпы

Для планирования личного времени эффективно применяется метод Альпы. С его помощью можно, потратив всего несколько минут, оптимально распланировать все дела. Вкратце он состоит в следующем:

Зафиксировать все дела и сроки.

Все дела, которые необходимо осуществить за день, нужно записать в ежедневник, блокнот, на листок бумаги или в электронный документ. Кроме того, необходимо указать сроки, в которые они должны быть выполнены. Очень важно подойти к этому заданию ответственно, так как вписать в готовый план неожиданно придуманные дела вряд ли удастся.

Определить, сколько времени потребуется на выполнение каждого этапа работы.

Теперь предстоит определить, сколько времени потребуется на выполнение каждого дела. Не нужно забывать и про такие?дела? как отдых, обеденный перерыв, чашка кофе, поскольку они также требуют временных затрат.

Учесть буферное время.

Как бы тщательно мы не рассчитывали время, необходимое на выполнение дела, его все равно уйдет несколько больше. Поэтому желательно распланировать дела только на 60% рабочего времени, остальные 40% станут буфером. Примерно половина оставшегося уйдет на устранение непредвиденных помех, а вторая половина - на спонтанные действия, рабочее общение.

Расставить приоритеты.

Это самая важная часть плана. Нужно определить приоритет каждого дела (например, оценить по пятибалльной системе). Вполне возможно, что все дела, намеченные на день, в план просто не поместятся. Значит, туда должны входить только самые срочные и важные задания. Остальные придется пересмотреть (чтобы выполнение их занимало меньше времени), делегировать или отложить.

Проконтролировать в итоге.

В конце рабочего дня нужно снова вернуться к плану, чтобы просмотреть, насколько удачно он был составлен. Также нужно обратить внимание на дела, которые не были выполнены.

ABC анализ

Бывает, что время тратится вовсе не на те дела, которые являются наиболее значимыми. ABC анализ позволяет избавиться от этого недостатка.

Суть его в расстановке приоритетов:

Дела «А».

Это наиболее важные дела, которые можно выполнить только самостоятельно. Обычно они являются наиболее трудоемкими. В рабочий план нужно включать только 1-2 дела из этой группы, с тем чтобы по времени выполнение их заняло 3 часа.

Дела «В».

Это важные дела, с которыми могут справиться и другие сотрудники. Большую часть из них нужно делегировать, 2-3 включить в собственное расписание. Выполнение этих задач должно занимать около часа.

Дела «С».

Это наименее важные задачи, которые, однако, занимают много времени. В рабочем расписании на них должно быть предусмотрено не более 45-ти минут. От остальных дел из этой группы нужно избавляться.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!