Программа музыкальных занятий детей овз. Музыкальная деятельность, как средство развития детей овз

Екатерина Скоробогатова
Перспективно-тематическое планирование музыкально-оздоровительной работы с детьми ОВЗ в старшей группе ДОУ

Формирование здорового образа жизни на музыкальных занятиях

в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Перспективно-тематическое планирование музыкально-оздоровительной работы

с детьми ОВЗ в старшей группе ДОУ.

Тема недели: Сентябрь «До свиданья, лето! Здравствуй детский сад!»

Элемент ЗОЖ: Психоэмоциональная регуляция «Мы рады всех видеть»

Задача: развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад Е. Котышева

"Утро начинается, вместе мы встречаемся"

Логоритмическое упражнение О. Н. Арсеневской «Я иду»

Пение: В. Герчик «Песенка друзей»

Игровое пособие №8 «Музыкальный клубок» программа «Здравствуй»

М. Л Лазарев

Беседа «Что было бы если бы…»

Пальчиковая гимнастика «Поссорились подружились»

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой упражнение основного комплекса

«Люблю себя»

Эксперементирование со звуками; Муз. ритм. движения:Т. Суворова «Буги-вуги», «Если нравиться тебе»

Взаимодействие с родителями: Родительское собрание «Значение музыки для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром»

Создание буклета «Музыка нас сближает»

Тема недели: Октябрь"Осенняя пора очей очарованье"

Элемент ЗОЖ: Культурно-гигиенические навыки. Гигиена полости рта. Внешний вид.

Образовательная деятельность: Задача: сохранять и укреплять дыхательный аппарат.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой упражнения основного комплекса «Ладошки», «Погончики», «Насос»

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей «Паровоз привёз нас в лес»

Пение: «Эхо» обр. С. Железновой.

Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

«Таня плачет».

Слушание (релаксация): Чайковский «Осень» из цикла «Времена года»

Самостоятельная деятельность: Массаж биологически активных зон:

«Неболейка»

Инструментальная импровизация «Осенняя сказка» на музыку П. И.

Чайковского.

Музыкально-ритмические движения с осенними листочками «Ах, какая осень»

Музыкально-дидактическая игра «Ветер и дождинки», Т. Ткаченко «Капуста»

Взаимодействие с родителями: Родительское собрание на тему «Организационные требования к внешнему виду и форме одежды детей на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках в ДОУ.»

Анкетирование на тему «Какую музыку слушает ваша семья»:

Тема недели: Ноябрь:1-2 неделя: «Мы живем в России»

Элемент ЗОЖ: Двигательная деятельность "Движение - это жизнь". Значение движений для здоровья

Образовательная деятельность: Задача: формировать правильную осанку

Музыкально-ритмические упражнения: Г. В. Свиридов «Марш», Т. Ломова «Плясовая».

Ритмопластика «Веселые путешественники» муз. М. Старокадомского

Самостоятельная деятельность: Игры на формирование правильной осанки и усиление мышечного корсета позвоночника О. Н. Арсеневская «Кто быстрее»,

«Мы гимнасты»

Взаимодействие с родителями: Информационная корзина «Рекомендации для родителей по слушанию классической музыки в семье» Рекомендовать игру «Ожившие статуи»

Тема недели: Ноябрь:3-4 неделя: «Предметы ближайшего окружения»

Элемент ЗОЖ: Двигательная деятельность"Движение - это жизнь"

Полезные и опасные движения

Образовательная деятельность: Задача: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности, соблюдение элементарных правил во время проведения игр, хороводов, конкурсов.

Артикуляционная гимнастика В. Емельянов «Озорной язычок»

Игра «Сколько нас»

Речевые игры с музыкальными инстр О. Н. Арсеневская: «Матрешка и Петрушка», «Кухонный оркестр»

Самостоятельная деятельность: Музыка для пробуждения после сна: Э. Григ «Утро», П. И. Чайковский «Вальс цветов»

Взаимодействие с родителями: Буклет о правилах проведения музыкально-ритмических движений в домашних условиях.

Тема недели: Декабрь: 1-2 неделя «Животный мир»

Элемент ЗОЖ: Медицинская активность. Профилактика заболеваний

Образовательная деятельность: Задача: формировать правильную осанку через проведение упражнений корригирующей гимнастики на тему «Животный мир», осуществлять самоконтроль по удержанию позы ног, рук, спины через игровое перевоплощение в образы животных и птиц.

Упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельникова "Ладошки", «Насос», "Кошка"

Речевые упражнения «Ходит кот» Коррекционные упражнения по рекомендациям врача ортопеда под музыку "Медведь" р. н. м.

Самостоятельная деятельность:

Пение Л. Книппер "Раз морозною зимой"

Танцевальная импровизация и игровое творчество по рассказу «Зимовье зверей»

Взаимодействие с родителями: Провести консультации по комплексу коррекционной гимнастики на тему «Животный мир»

Тема недели: Декабрь: 3-4 неделя "Покормите птиц зимой"

Элемент З

ОЖ: Медицинская активность. Профилактика заболеваний

«Волшебные звуки зимы»

Образовательная деятельность: Задача: развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видах детской деятельности и двигательной активности.

Распевка с элементами самомассажа «Наступили холода» М. Картушиной

Самомассаж «Птичка» по А. Уманская

Муз. ритм. упр. «Снегири на ветке» Упражнение для развития мелкой моторики рук «Снежинки и комочки» Слушание Г. Свиридова «Вальс» из повести А. С. Пушкина «Метель»

Самостоятельная деятельность: Игровое и танцевальное творчество: «Кого мы встретили в лесу»

Танцевальная импровизация «Птицы и птенчики» муз. В. Моцарт «Первый скрипичный концерт»

Взаимодействие с родителями: Предложить семейный поход в зимний лес. Послушать звуки зимнего леса, голоса птиц. Рассказать, почему и чем можно заболеть зимой. Буклет упражнения на дыхание «Вдыхая хвои аромат»

Оздоровительный досуг «Птичий праздник»

Публикации по теме:

Перспективно-тематическое планирование по OO «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация Перспективно-тематическое планирование по OO «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация Тема недели Непосредственная образовательная.

Перспективно-тематическое планирование по природному миру в подготовительной группе по программе «Детство» (1 Часть) Сентябрь 1неделя Тема недели: «Детский сад и школа» Тема НОД: «Беседа о лете» Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных.

Перспективно-тематическое планирование по природному миру в подготовительной группе по программе «Детство» (2 Часть) Февраль 1неделя Тема недели: «Зима. Зимующие птицы» Тема НОД: «Как живут наши пернатые друзья зимой» Обобщить знания детей, полученные.

Перспективно-тематическое планирование по развитию речи (I полугодие) Сентябрь. «Мой любимый детский сад» «Моя группа, игрушки» Программное содержание: Младшая подгруппа. Адаптация детей в группе (игровой,.

Перспективно-тематическое планирование в младшей группе. Тема: Осень Общая тема квартала - ОСЕНЬ Я и детский сад Хорошо у нас в детском саду экскурсия Игровая ситуация «С новосельем» Рассмотр. Картины «Дети.

Перспективно-тематическое планирование в младшей группе. Тема: Весна. Общая тема квартала ВЕСНА. март 1-2 неделя Семья. Родословная 8 Марта Рассматривание фото семей Беседы о мамах, бабушках Игры по развитию.

Перспективно-тематическое планирование в младшей группе. Тема: Зима. общая тема квартала - ЗИМА. Декабрь Начало зимы. Я и моё здоровье. Новый год. 1неделя Образ Я. Одежда. Здоровый образ жизни «День и ночь».

Перспективно-тематическое планирование в первой младшей группе по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование. Планирование в I младшей группе по Т. С. Комаровой с элементами И. А. Лыковой Задачи:.

Перспективно-тематическое планирование взаимодействия с родителями Перспективно – тематическое планирование взаимодействия с родителямина 2012 – 2013 гг. Старшая группа № Тема Формы и методы Участники Сроки.

Модели музыкально-оздоровительной работы с детьми разных возрастных групп Цель музыкально-оздоровительной работы: обеспечение каждому ребенку укрепление психофизического и физического здоровья, развитие и выявление.

Библиотека изображений:

Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Цель - помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.

Задачи :

1. Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников, формирование у них опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.

2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.

3. Развитие в театрализованной деятельности на занятиях всех компонентов устной речи.

4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.

5. Развитие слухового внимания и памяти.

6. Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции на материале фонопедических упражнений, чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек.

7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

8. Развитие речи как средства коммуникации, практическое овладение детьми возрастных нормативов речи.

9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

Среди проблем можно назвать:

непроизвольность движений;

боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

речевые нарушения или отсутствие речи;

замкнутость, не активность детей;

неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Особенность работы с такими детьми состоит:

не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей используются следующие виды музыкально-двигательной терапии:

психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;

логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;

систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Включая психогимнастику в работу с детьми, (книга М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения):

игры на развитие внимания:

игры на развитие памяти:

игры на преодоление двигательного автоматизма:

подвижные игры:

игры, способствующие успокоению и организации:

игры на выражение различных эмоций:

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации.

Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.

Занятия строятся согласно определенной последовательности:

ритмическая разминка;

упражнение на развитие внимания;

упражнение, регулирующее мышечный тонус;

упражнение на развитие чувства темпа и ритма;

упражнение для развития координации слова с движением;

слушание;

упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;

упражнение для развития речевых и мимических движений;

заключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Особое место в работе отводится музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений. Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова,в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью.появляется песенный репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей есть своя специфика. На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя. Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20 до 30минут).

При подготовке праздников и развлечений: Логопед, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал; Логопед первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения; Воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время; Музыкальный руководитель разучивает песни, танцы, хороводы. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Музыкальная деятельность, как средство развития детей ОВЗ

Т.В. Лопатина, музыкальный руководитель 1 категории МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

За последний год изменились нормативно - правовые, экономические и административные условия существования системы дошкольных образовательных учреждений.

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

В нашем детском саду воспитываются дети с нарушением речи..

Цель образовательной программы детского сада комбинированного вида №28 «Малышок» - создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.) , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Мной осуществляется комплексный подход в сопровождении детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ компенсирующего вида. Я тесно взаимодействую с учителем-логопедом и воспитателем, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется на основе комплексно-тематического планирования, составляющей частью которого является раздел музыкального развития детей, с использованием логоритмических упражнений, с учетом возможностей и потребностей детей с различными речевыми нарушениями.

Цель моей работы - помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.

Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки - сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Он переплетается с музыкальными ощущениями и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями, переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием музыкальных образов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах) .

Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные) , разные по тематике;

детского исполнительства, которое предполагает изобразительно- деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательной деятельности, проявляющейся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях, а также обеспечивающей

развитие навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности;

детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:

музыкальных занятий,

музыкальной деятельности вне занятий,

художественно-досуговой деятельности.

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым. Я и педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияют на индивидуальное развитие каждого дошкольника. При этом используется положительный пример сверстников, помогающих ребенку, испытывающему трудности, быстрее их преодолеть.

Музыкальная деятельность вне занятий - форма музыкальной деятельности, организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, и учит использовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой - обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком посредством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуществляет в процессе:

музыкально-игровой деятельности (музыкально-дидактических игр, игр под пение, включение знакомых песен в сюжетные игры, в режимные процессы, в свободную деятельность в группе) ;

музыкально-театрализованной деятельности (инсценирование взрослым и детьми песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, по ролям, проведение пантомимических игр руками под музыку и т. д.) .

Художественно-досуговая деятельность - форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения,

создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей - все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения - важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

Т.О., в соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:

  1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;
  2. формирование элементарных представлений о видах искусства;
  3. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  4. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  5. реализациясамостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. И метод арттерапии как способ самовыражения и психического становления личности, занимает особое место среди других подходов.

Арттерапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Существует несколько методов в арттерапии, цель которых - создание гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. К методам арттерапии относят рисование, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и др.

В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, методы арттерапии также актуальны и широко применяются специалистами. Метод музыкальной терапии является одним из наиболее доступных и эффективных способов продуктивного взаимодействия с ребенком с ОВЗи его развития. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.

Данная программа предназначена для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, и включает в себя различные упражнения, направленные на формирование общих моторных навыков, координации движений, умение держаться в кругу, замечать других детей в группе, коррекцию эмоционального состояния и преодоление трудностей в поведении.

Программа построена таким образом, что игровые музыкальные упражнения включают в себя развитие различных сфер развития ребенка, от простого с начала учебного года к более сложным упражнениям к концу года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа

дополнительного образования детей

«Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ.

Музыкально-ритмическое воспитание»

Расчитана на детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка

В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. И метод арттерапии как способ самовыражения и психического становления личности, занимает особое место среди других подходов.

Арттерапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Существует несколько методов в арттерапии, цель которых - создание гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. К методам арттерапии относят рисование, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и др.

В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, методы арттерапии также актуальны и широко применяются специалистами. Метод музыкальной терапии является одним из наиболее доступных и эффективных способов продуктивного взаимодействия с ребенком с ОВЗи его развития. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.

Данная программа предназначена для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, и включает в себя различные упражнения, направленные на формирование общих моторных навыков, координации движений, умение держаться в кругу, замечать других детей в группе, коррекцию эмоционального состояния и преодоление трудностей в поведении.

Программа построена таким образом, что игровые музыкальные упражнения включают в себя развитие различных сфер развития ребенка, от простого с начала учебного года к более сложным упражнениям к концу года.

Сформулируем основные цели и задачи всестороннего воспитания и развития ребенка с применением музыкальных средств.

1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

3. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха:

Музыкальных сенсорных способностей (различение динамики, продолжительности. Высоты и тембра музыкального звука);

Чувства ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;

Слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

Способности менять темп (контрастный – быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

4. Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков), развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений («фонарики», топающий шаг и др.); развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей (зайчиков, мишек, птичек и пр.).

5. Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым или ребенком.

6. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умения становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу. Вперед и назад.

7. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (формирование и развитие речевой активности, расширение словарного запаса).

Репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение для развития речи детей, а также для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, способствуя проявлению ярких положительных эмоциональных реакций и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми или сверстниками.

Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность большинства таких «особых»детей действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и четко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движения детей.

Объединение усилий родителей и педагогов в воспитании и развитии детей – вот, пожалуй, та красная нить, которая пронизывает направленность работы по становлению личности «особого» ребенка, а также улучшению эмоциональных отношений родителей и их ребенка.

по воспитанию детей

музыкальными средствами в течение года

Осень

Этот период – один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в начале учебного года происходит адаптация к новой игровой обстановке, педагогу и другим детям. Отсюда главная задача – использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее, педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:

1. дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения «Вот как мы умеем», «Ноги и ножки» и т.д.) Эти упражнения дети выполняют по показу педагога и двигаются по кругу и стайкой, с участием родителей.

2. Дети учатся передавать простейшие игровые действия также по показу воспитателя (упражнение «Прятки», «Птичка и собачка», «Вот летали птички» и др.)

3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения, притопы поочередно каждой ногой, «фонарики» и др. (пляска «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка»).

4. В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания («тук-тук», «ля-ля-ля», «баю-баю», «кап-кап» и т.д.)

Итак, в осенний период работы с детьми самое важное – это установление контакта с ребенком и его родителями. Если эта задача решена, то последующее обучение будет продвигаться более успешно.

Зима

В этот период развитие детей в музыкальной деятельности происходит более интенсивно: с некоторыми детьми контакт уже установлен, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный игровой сеанс и «музыкального взрослого», который танцует и поет, и других педагогов, участвующих в программе. Педагоги получают возможность больше внимания уделять качеству движения и при этом добиваться более четких и ритмичных движений.

Ставятся задачи:

1. Совершенствовать ходьбу (у некоторых еще и бег).

2. Развивать образно-игровые движения (зайчики)

3. Развивать умение передавать ритм мелодии в игре на музыкальных инструментах (развитие чувства ритма и ловкости движений).

4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (для некоторых детей), например. Под «Русскую пляску».

5. Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педагогом повторяющиеся слова.

К концу зимы движения детей становятся более уверенными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается большей слаженностью. Также несколько быстрей удается вовлечь ребенка в круг и хоровод.

Весна

В третьем квартале детям предлагаются упражнения, включающие новые более сложные движения:

Ходьба вперед-назад Научились мы ходить»;

Прямой галоп («Лошадка»);

Пляски в парах («Топ-хлоп», «Лодочка», «По кругу»);

Разнообразные образно-игровые упражнения с предметами (с платочками), образно-игровые выразительные движения («Вот летали птички», «Воробушки и кошка»);

Пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях (парами, по кругу, сидя на ковре), что позволяет разнообразить движения рук и ног.

Задачи музыкального игрового воспитания детей по сути те же, однако педагог может немного увеличить нагрузку на занятиях, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд (на 1 – 2 композиции).

Лето

Как правило, дети посещают летом всего лишь один месяц, поэтому на оставшееся лето предлагаемый материал могут использовать родители (у которых к этому времени уже воспитаны интерес и понимание важности развития ребенка с использованием музыкальных средств).

Репертуар, предлагаемый для разучивания в этом квартале, направлен на совершенствование у детей навыков основных движений (ходьбы, у некоторых детей бега и прыжков), освоение более разнообразных способов их выполнения – ходьба парами («Погуляем), прыжки парами, держась за руки «Мы идем – прыгаем»). Дети уже могут справиться с довольно сложными по координации упражнениями: галопом в парах («Лошадка»), раскачиваясь вперед-назад, сидя на ковре («Лодочка»).

Музыкальная игра «Дождик» и хоровод «Подарило лето» активизируют творческие проявления детей.

К концу года некоторые дети уже активно подпевают взрослому, запоминают слова и фразы из песен, иногда исполняют их самостоятельно (по словам родителей).

Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнения, не отвлекаясь, исполняя движения по показу взрослого.

Некоторые выученные на занятиях элементы движений или пляски некоторые дети к концу года пытаются выполнить самостоятельно.

В заключение можно сказать, что групповые совместные музыкальные игровые сеансы детей с родителями воспитывают в них стремление к общению с другими детьми, формируют умение взаимодействовать друг с другом. На таких игровых сеансах детям легче усваивать правила поведения в группе (умение здороваться и прощаться, участвовать в совместных играх и упражнениях).




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!