Краткое содержание рассказа дед архип и ленька. Урокьвнеклассного чтения по рассказу М.Горького "Дед Архип и Лёнька"7 класс

Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленька был маленький, хрупкий мальчик лет десяти, в своих лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда - старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы. Степное марево закрывало все вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было хуже, чем обычно, он чувствовал, что скоро умрет, и его беспокоила мысль о внуке. Куда денется Ленька? От этой мысли деду становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь, по Кубани, подают хорошо, хотя народ богатый и нищих не любит.

Проснулся Ленька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, потому что его никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к Ленькиной ноге поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесет их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея выразить словами свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что все вокруг: и они, и города, и все люди - пыль. Он пожалел, что мальчик не смог учиться грамоте, и уже в который раз перевел разговор на тему собственной смерти и судьбы Леньки.

Мальчику надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, потому что сначала ему становилось страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Ленька хотел пойти работать в трактир. Дед боялся, что его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед.

Тут появился сытый, сильный и здоровый казак на арбе и позвал паром. Дед пожаловался, что в России голод и люди мрут как мухи. По мнению деда голод начался оттого, что люди высосали, истощили землю, а казак возразил, что от хороших рук и камень родит. На пароме Ленька стоя задремал и упал.

Казак довез их до станицы. По дороге Ленька думал, что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подавали еду, но она портилась, и ее никто здесь не покупал, а лучше бы давали деньгами.

По приезде казак назвал себя Андреем Черным и пригласил их переночевать. Ленька захотел разойтись с дедом, хотя отдельно он собирал намного меньше. Дед затянул свою песню, а Ленька заснул в кустах. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с черными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла новый платок, который купил ей отец. Ленька решил, что отец побьет ее, но все равно велел ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить ее перед отцом. Но девочка отказалась - ее мать не любила нищих, - и ушла.

Ленька пошел к церкви, где они условились встретиться с дедом, по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то ее побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деду много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казак повел их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Леньке сверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил в свертке голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед украл белье, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывели из станицы.

По дороге дед подобрал сверток с платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, как все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все делает ради Леньки, его будущего. Мальчик испугался и начал звать деда обратно в станицу, а тот все говорил и говорил.

Гроза была в разгаре. Испугавшись, Ленька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же, он еще был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер. На погосте хоронить деда было нельзя, как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним. Деда похоронили там же, где нашли. Леньку нашли через несколько дней: он лежал в грязи возле оврага лицом вниз. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

Старый дед и хрупкий мальчик лет десяти в тени берегового обрыва ждали паром. Паром не шел к берегу, потому что никто не звал. Ленька задремал, а дед Архип не мог уснуть от боли в груди. Он кашлял хрипло, удушливо, так что выступали слезы. Сегодня он особенно переживал, что умрет скоро, и его беспокоила судьба внука. Ему хотелось вернуться в Россию, домой, но это далеко. Здесь, в Кубани, подают очень хорошо.

Ленька проснулся, поднял не по-детски вдумчивые большие голубые глаза. Паром не шел. Леньке хотелось бы искупаться, но река так быстра – унесет. Дед хотел привязать Леньку пояском и держать, но мальчик подумал, что унесет обоих. Дед опять завел разговор про смерть и про судьбу Леньки. Надоели мальчику уже эти разговоры – они заканчивались ссорами.

Тут к берегу на арбе подъехал сытый сильный казак, позвал паром. На пароме Ленька снова задремал стоя и даже упал. Андрей Черный – так назвался казак – довез их в станицу и пригласил переночевать.

Внук и дед пошли собирать милостыню порознь – так захотел Ленька, хотя знал, что вместе им всегда больше подавали.

Позже Ленька, спавший в кустах, услышал чей-то плач. Девчонка лет семи, горько плакала: она потеряла платок, который отец купил ей недавно. Леньке хотелось ей помочь, но он ничем не мог. Велел девочке идти домой и предложил защитить перед отцом. Девочка отказалась, сказав, что мамка нищих не любит.

Ленька пошел к церкви, где должен был уже ждать его дед. У деда милостыни было много – ему хорошо подавали сегодня. Они хотели искать Андрея Черного, чтобы переночевать, но другой казак повел нищих в станичное правление – сборную. И тут дед незаметно сунул Леньке сверток, велев: выброси и запомни место. Ленька увидел голубой платок девочки. В правлении их обвиняли в воровстве кинжала и платка. Дед клялся, что не виноват, а Леньке сделалось так плохо, что он упал. Их вывели из станицы, отпустили. Дед по дороге подобрал выброшенный сверток. Мальчик живо представил, как смеются казаки над ними, прямо им в лицо, как девочка, сверкая глазами, называет его вором. Начиналась гроза. Ленька неистово кричал на деда, обзывал вором. Дед тоже в отчаянии кричал, что все это ради будущего Леньки. Мальчик испугался, а дед все говорил, говорил, не в силах остановиться. Ленька убежал. Гроза продолжалась страшная.

Деда нашли на следующий день. Дед Архип еще был жив, но язык у него отнялся. Он глазами шарил по толпе, словно искал кого-то и все время плакал. Умер он ближе к вечеру. Хоронить вора на погосте не захотели как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним в грязи. Похоронили деда там, где нашли, за околицей станицы. Леньку обнаружили через несколько дней в овраге – он лежал лицом вниз. Похоронили с дедом рядом, поставив один на двоих каменный крест.

(Пока оценок нет)

Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленька был маленький, хрупкий (ему шел 11-й год), в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы. Описывается степное марево (мутность воздуха, сухой туман), которое закрывало все вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было более плохо, чем всегда, он чувствовал, что скоро умрет, но его сильно смущала мысль о внуке. Куда денется Ленька? От этой мысли становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь по Кубани подают хорошо, хотя нищих не любят, потому что богаты. Проснулся Ленька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, так как его никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к ноге Леньки поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесет их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея уловить свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что все вокруг и они, и города, и все люди пыль. Пожалел, что мальчик не может учить грамоту, и уже в который раз перевел разговор на тему собственной смерти и судьбы Леньки. Леньке надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, так как в начале их ему было страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Ленька думает пойти работать в трактир, но его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед. Тут появился казак (сытый, сильный, здоровый) на арбе (двухколесная телега) и позвал паром. Дед пожаловался, что в России (то есть в центральных областях) голод и люди мрут как мухи. Дед обвинил землю, мол, люди её высосали, а казак, сказал, что все от рук, от хороших рук и камень родит. На пароме Ленька задремал (видимо, стоя) и упал. Казак довез их до станицы. По дороге Ленька подумал, что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подают еду, но она портится, и её никто здесь не покупает, а лучше бы давали деньгами. По приезду казак назвал себя (Андрей Черный) и сказал, чтобы они пришли к нему на ночлег. Дед и Ленька разошлись (по желанию Леньки, хотя отдельно он собирал намного меньше), дед затянул свою песню, а Ленька нашел кусты и в них заснул. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла платок, который купил отец и она его первый раз надела. Ленька решил, что отец побьет её, но все равно сказал ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась, так как её мать не любит нищих, и ушла. Ленька пришел к церкви (они условились с дедом здесь встретиться), по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деде много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казак повел их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Леньке сверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед своровал белье, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывел из станицы. По дороге дед подобрал сверток с платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, что все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все ради Леньки, его будущего. Мальчик испугался, звал деда в станицу, а тот все говорил и говорил. Гроза была в разгаре. Со страху Ленька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же (под деревом), он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер и его похоронили под тем же деревом (на погосте нельзя, так как вор: платок и кинжал нашли рядом с ним). Леньку нашли через 2-3 дня: он лежал возле оврага лицом вниз в грязи. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

В этом небольшом рассказе писатель раскрыл нам драму деда Архипа и его внука Лёньки. Лёнька - сирота, у него нет ни матери, ни отца, только один больной дед. Живут они за счёт подаяний: ходят по сёлам и станицам с котомкой за плечами, просят на пропитание. «А милостыню-то собирать не сладко…Каждому поклонись, каждого попроси. Кусок-то хлеба в тыщу рублей ценят. Сытый человек – зверь. И никогда он не жалеет голодного…». Вот они размышления деда Архипа. Он понимает, что он стар и болен, беспокоится за своего единственного внука, как он там будет после него. Поэтому он так и говорит своему Лёньке: «Ты хилый ребёночек, а мир-то зверь. Проглотит он тебя сразу. А я не хочу этого. Люблю ведь тебя дитятко!» Ради этой любви он идёт на всё: на постоянные унижения, когда ходит по станицам и просит жалобно милостыню, когда ворует, что плохо лежит. Его заветное желание: «Кабы сто рублей скопить!... Умер бы я тогда покойно…» остаётся неосуществимым. Лёнька – чистейшая душа, очень хорошо знает своего деда, но не может смириться с его поступками. Он протестует по-своему, по-детски. В станице, где они побираются, Лёнька встречает девочку. У неё горе, она плачет от того, что потеряла подарок отца – голубой платочек. Но каково его удивление, когда он неожиданно узнаёт, что этот платок оказывается у его деда. Да ещё в придачу дед Архип делает его соучастником воровства, когда просит внука скинуть платок незаметно у дороги. Дед вдобавок ещё ухитрился после того, как проверили их котомки с хлебом, украсть серебряный кинжал. Увидев всё наворованное у деда, мальчик вознегодовал:
« …Молчи уж ты! Умер бы, умер бы…А не умираешь вот …Воруешь!...- взвизгнул Лёнька и вдруг, весь дрожа, вскочил на ноги. Вор ты старый! – И, сжав маленький сухой кулачок, он потряс им перед носом внезапно замолкшего деда…». Большая трагедия в совсем маленькой и нищей семье. А сколько их таких по России?! Дед Архип в ответ только и сказал: «Умираю ведь я…Умираю …а ты говоришь – вор…Для чего вор? Для тебя это всё…Бог видит всё…Он знает, что воровал…знает…он меня накажет. Он не помилует меня за воровство».
Сколько в наших семьях таких трагедий, где борются за своих детей, а в результате ничего хорошего не получается. То ли это судьба, где всё уже прописано, как и что, и когда. То ли это просто невезение, которое преследует таких вот людей. То есть в каждом конкретном случае есть начало развала и, поди, разберись в своей судьбе, когда всё это началось. А может начало и лежит в самом первом твоём вдохе. Трудно вырваться из этого порочного круга, где нет никому дела до твоих насущных проблем. А как бы хотелось, чтобы многим было хорошо и радостно в этой жизни.
Читая этот рассказ, я просто оторопел от его такой неожиданной концовки: дед Архип и Лёнька погибают. Горький, специально, наверное, сделал такое трагическое завершение своего повествования. Сгустил события, дабы показать, что зло всё равно будет когда-нибудь наказано. Я внутренне воспротивился такому трагическому окончанию повествования. Мне показалось, что Лёньку надо было обязательно оставить жить на страницах этого грустного рассказа. Ведь, по большому счёту, то зло, что сделало их нищими осталось в этой истории ненаказуемым.

Ожидая паром, дед Архип и Лёнька легли в тень от бере-го-вого обрыва и смот-рели на волны реки Кубани. Лёнька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Лёнька был маленький, хрупкий мальчик лет десяти, в своих лохмо-тьях он казался корявым сучком, отлом-ленным от деда — старого иссох-шего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда припод-ни-маться и выжимал крупные слёзы. Степное марево закры-вало всё вдали, но дед не был знаком с этим явле-нием и считал, что жара да степь отни-мают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было хуже, чем обычно, он чувствовал, что скоро умрёт, и его беспо-коила мысль о внуке. Куда денется Лёнька? От этой мысли деду стано-ви-лось тошно и хоте-лось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь, по Кубани, подают хорошо, хотя народ богатый и нищих не любит.

Проснулся Лёнька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдум-чивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невда-леке, потому что его никто не звал. Лёнька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед пред-ложил привя-зать к Лёнь-киной ноге поясок и держать, но Лёнька сооб-разил, что так река унесёт их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея выра-зить словами свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согла-сился, что всё вокруг: и они, и города, и все люди — пыль. Он пожалел, что мальчик не смог учиться грамоте, и уже в который раз перевёл разговор на тему собственной смерти и судьбы Лёньки.

Маль-чику надоели эти разго-воры, ведь они закан-чи-ва-лись ссорами, потому что сначала ему стано-ви-лось страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Лёнька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Лёнька хотел пойти рабо-тать в трактир. Дед боялся, что его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В мона-стырь лучше, думал дед.

Тут появился сытый, сильный и здоровый казак на арбе и позвал паром. Дед пожа-ло-вался, что в России голод и люди мрут как мухи. По мнению деда голод начался оттого, что люди высо-сали, исто-щили землю, а казак возразил, что от хороших рук и камень родит. На пароме Лёнька стоя задремал и упал.

Казак довёз их до станицы. По дороге Лёнька думал, что снова придётся просить мило-стыню, врать про голод в России, чтобы больше пода-вали, и его снова будут зади-рать маль-чишки. Из мило-стыни в основном пода-вали еду, но она порти-лась, и её никто здесь не покупал, а лучше бы давали день-гами.

По приезде казак назвал себя Андреем Черным и пригласил их пере-но-че-вать. Лёнька захотел разой-тись с дедом, хотя отдельно он собирал намного меньше. Дед затянул свою песню, а Лёнька заснул в кустах. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Лёнька захотел ей помочь. Она сказала, что поте-ряла новый платок, который купил ей отец. Лёнька решил, что отец побьет её, но всё равно велел ей идти домой, во всем признаться, и даже пред-ложил защи-тить её перед отцом. Но девочка отка-за-лась — её мать не любила нищих, — и ушла.

Лёнька пошёл к церкви, где они усло-ви-лись встре-титься с дедом, по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деду много пода-вали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подо-шедший к ним казак повёл их в сборную (дом, где разме-ща-лось станичное прав-ление). По дороге дед дал Лёньке свёрток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбра-сывая, Лёнька заметил в свёртке голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обви-нили в воров-стве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед украл бельё, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Лёньке стало плохо, и он упал. Их отпу-стили и вывели из станицы.

По дороге дед подо-брал свёрток с платком и кинжалом и показал Лёньке. Мальчик сразу же пред-ставил, как все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, назы-вает его воришкой. Начи-на-лась гроза. Лёнька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что всё делает ради Лёньки, его буду-щего. Мальчик испу-гался и начал звать деда обратно в станицу, а тот всё говорил и говорил.

Гроза была в разгаре. Испу-гав-шись, Лёнька не выдержал и убежал. На следу-ющий день деда нашли там же, он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер. На погосте хоро-нить деда было нельзя, как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним. Деда похо-ро-нили там же, где нашли. Лёньку нашли через несколько дней: он лежал в грязи возле оврага лицом вниз. Его похо-ро-нили рядом с дедом и поста-вили каменный крест.

Максим Горький

«Дед Архип и Лёнька»

Краткое изложение

Ожидая паром, дед Архип и Лёнька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Лёнька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Лёнька был маленький, хрупкий мальчик лет десяти, в своих лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда — старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слёзы. Степное марево закрывало всё вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было хуже, чем обычно, он чувствовал, что скоро умрёт, и его беспокоила мысль о внуке. Куда денется Лёнька? От этой мысли деду становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь, по Кубани, подают хорошо, хотя народ богатый и нищих не любит.

Проснулся Лёнька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, потому что его никто не звал. Лёнька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к Лёнькиной ноге поясок и держать, но Лёнька сообразил, что так река унесёт их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея выразить словами свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что всё вокруг: и они, и города, и все люди — пыль. Он пожалел, что мальчик не смог учиться грамоте, и уже в который раз перевёл разговор на тему собственной смерти и судьбы Лёньки.

Мальчику надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, потому что сначала ему становилось страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Лёнька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Лёнька хотел пойти работать в трактир. Дед боялся, что его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед.

Тут появился сытый, сильный и здоровый казак на арбе и позвал паром. Дед пожаловался, что в России голод и люди мрут как мухи. По мнению деда голод начался оттого, что люди высосали, истощили землю, а казак возразил, что от хороших рук и камень родит. На пароме Лёнька стоя задремал и упал.

Казак довёз их до станицы. По дороге Лёнька думал, что снова придётся просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подавали еду, но она портилась, и её никто здесь не покупал, а лучше бы давали деньгами.

По приезде казак назвал себя Андреем Черным и пригласил их переночевать. Лёнька захотел разойтись с дедом, хотя отдельно он собирал намного меньше. Дед затянул свою песню, а Лёнька заснул в кустах. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Лёнька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла новый платок, который купил ей отец. Лёнька решил, что отец побьёт её, но всё равно велел ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась — её мать не любила нищих, — и ушла.

Лёнька пошёл к церкви, где они условились встретиться с дедом, по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деду много подавали, и он решили идти искать Андрея Чёрного. Но подошедший к ним казак повёл их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Лёньке свёрток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Лёнька заметил в свёртке голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед украл бельё, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Лёньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывели из станицы.

По дороге дед подобрал свёрток с платком и кинжалом и показал Лёньке. Мальчик сразу же представил, как все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Лёнька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что всё делает ради Лёньки, его будущего. Мальчик испугался и начал звать деда обратно в станицу, а тот всё говорил и говорил.

Гроза была в разгаре. Испугавшись, Лёнька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же, он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер. На погосте хоронить деда было нельзя, как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним. Деда похоронили там же, где нашли. Лёньку нашли через несколько дней: он лежал в грязи возле оврага лицом вниз. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

Старый дед и хрупкий мальчик лет десяти в тени берегового обрыва ждали паром. Паром не шел к берегу, потому что никто не звал. Лёнька задремал, а дед Архип не мог уснуть от боли в груди. Он кашлял хрипло, удушливо, так что выступали слёзы. Сегодня он особенно переживал, что умрёт скоро, и его беспокоила судьба внука. Ему хотелось вернуться в Россию, домой, но это далеко. Здесь, в Кубани, подают очень хорошо.

Лёнька проснулся, поднял не по-детски вдумчивые большие голубые глаза. Паром не шел. Лёньке хотелось бы искупаться, но река так быстра - унесет. Дед хотел привязать Лёньку пояском и держать, но мальчик подумал, что унесёт обоих. Дед опять завёл разговор про смерть и про судьбу Лёньки. Надоели мальчику уже эти разговоры - они заканчивались ссорами.

Тут к берегу на арбе подъехал сытый сильный казак, позвал паром. На пароме Лёнька снова задремал стоя и даже упал. Андрей Черный – так назвался казак - довёз их в станицу и пригласил переночевать.

Внук и дед пошли собирать милостыню порознь – так захотел Ленька, хотя знал, что вместе им всегда больше подавали.

Позже Лёнька, спавший в кустах, услышал чей-то плач. Девчонка лет семи, горько плакала: она потеряла платок, который отец купил ей недавно. Лёньке хотелось ей помочь, но он ничем не мог. Велел девочке идти домой и предложил защитить перед отцом. Девочка отказалась, сказав, что мамка нищих не любит.

Лёнька пошёл к церкви, где должен был уже ждать его дед. У деда милостыни было много – ему хорошо подавали сегодня. Они хотели искать Андрея Чёрного, чтобы переночевать, но другой казак повёл нищих в станичное правление - сборную. И тут дед незаметно сунул Лёньке свёрток, велев: выброси и запомни место. Лёнька увидел голубой платок девочки. В правлении их обвиняли в воровстве кинжала и платка. Дед клялся, что не виноват, а Лёньке сделалось так плохо, что он упал. Их вывели из станицы, отпустили. Дед по дороге подобрал выброшенный свёрток. Мальчик живо представил, как смеются казаки над ними, прямо им в лицо, как девочка, сверкая глазами, называет его вором. Начиналась гроза. Лёнька неистово кричал на деда, обзывал вором. Дед тоже в отчаянии кричал, что всё это ради будущего Лёньки. Мальчик испугался, а дед всё говорил, говорил, не в силах остановиться. Лёнька убежал. Гроза продолжалась страшная.

Деда нашли на следующий день. Дед Архип ещё был жив, но язык у него отнялся. Он глазами шарил по толпе, словно искал кого-то и все время плакал. Умер он ближе к вечеру. Хоронить вора на погосте не захотели как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним в грязи. Похоронили деда там, где нашли, за околицей станицы. Лёньку обнаружили через несколько дней в овраге - он лежал лицом вниз. Похоронили с дедом рядом, поставив один на двоих каменный крест.

Скачать.fb2

Стоимость доступа составляет 20 рублей (включая НДС) за 1 день или 100 за 30 дней для абонентов ПАО «МегаФон». Продление доступа происходит автоматически, посредством подписки. Для отказа от предоставления Подписки на услугу отправьте SMS-сообщение со словом «СТОП6088» на номер «5151» для абонентов ПАО «МегаФон». Сообщение бесплатно в домашнем регионе.
Служба технической поддержки ООО «Информпартнер»: 8 800 500-25-43 (звонок бесплатный), e-mail: [email protected].
Правила подписки Управление подпиской



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!