Краткое содержание утраченные иллюзии. Пересказ романа «Утраченные иллюзии» Бальзака

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Имя:
День рождения: 21 мая 1924
Место рождения: Смоленск, РСФСР, СССР
Дата смерти: 11 марта 2013
Место смерти: Москва, Россия

Биография Васильева Бориса Львовича

Русский писатель Васильев Борис Львович появился на свет в 1924 году в семье офицера и матери-дворянки. После 9 класса, которые он окончил в средней школе в Воронеже, в 1941 году по собственному желанию уехал на фронт. Но, получив контузию, в 1943 году отправился учиться в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, которую окончил в 1948 году, и стал работать на Урале на должности испытателя колесно-гусеничного транспорта.

Как рассказывал сам Васильев, ему удалось чудом выжить во время Великой Отечественной войны. Он мог скончаться от тифа в 1934 году, мог погибнуть в окружении в 1941 году. Он прыгал с парашютом множество раз и всегда тот раскрывался. Даже тогда, когда он получил контузию, на его теле не было ни одной царапины.

Из армии Васильев уволился в 1954 году и заявил, что причиной его ухода является желание развиваться в сфере писательства.

Первым творением писателя стала пьеса «Танкисты», в которой рассказывалось про то, как преобразовывались поколения в армии в стране в послевоенные годы. В 1955 году должен был состояться спектакль по пьесе, однако цензура этого не допустила.

Но даже не смотря на все сложности, Васильев продолжает развивать свое творчество и пробует себя в роли сценариста, написав пьесы «Очередной рейс», «Длинный день».

Настоящее признание Борису Васильеву пришло после того, как была опубликована его повесть «А зори здесь тихие…», которая была удостоена нескольких наград и была телеэкранизирована. Здесь раскрыта тема войны, трагизм гибели светлых душ, женское милосердное начало, которые переплелись между собой и создали грустную историю, пропитанную смелостью, отвагой и патриотизмом.

Повесть была напечатана в журнале «Юность» и Васильев вспоминал, что главный редактор сразу после прочтения лишь пожелал заменить два слова. После этого он подписал одобрение на печать, что и послужило доказательством того, насколько сильной и трогательной была повесть.

Борис Васильев в своих работах практически всегда делает конец мрачным и драматичным, так как он считает, что литература не должна утешать. Он показывал, насколько мир жесток и сколько в нем опасности, обнажал людские души, чтобы у читателей просыпалась совесть и они учились доброте и сочувствию.

Тема войны Васильеву была очень близка, он считал, что видит ее по-своему. Он это хорошо передал в «В списках не значился», «Вы чье, старичье?», «Завтра была война», и многих других.

В 80-х годах публикует автобиографические произведения «Летят мои кони» и «Завтра была война».

В повести «Летят мои кони» Борис Васильев описал все то теплое и хорошее, что его окружало в юности, его доброе отношение ко всему. Второе произведение, «Завтра была война», стало одним из самых жестоких. В нем описывается время до войны, когда ломались или, наоборот, закалялись души всех, и молодых, и старых.

Повесть «Не стреляйте в белых лебедей» стала очень особенной для Бориса Васильева, так как в ней раскрыта его главная философия. В произведении рассказывается о гибели лесника, который заступился за лебедей, за природу, которую уничтожали браконьеры. Лесник погиб, так как стал на защиту прекрасного, доброго. Борис Васильев хотел донести до общественности то, насколько уязвимо добро, что его нужно защищать, но не поодиночке, а всем миром.

В последние годы своей жизни Борис Васильев написал несколько произведений по истории Руси, как «Вещий Олег», «Князь Святослав», «Владимир Мономах», и многие другие.

Борис Васильев за всю свою жизнь получил большое количество званий и наград как за литературные успехи, так и за участие в боевых действия во время Великой Отечественной войны.

Борис Васильев скончался на 89 году жизни в Солнечногорске, где последнее время жил и работал. Все его произведения заставляют взглянуть внутрь себя, задуматься о почтительности и гордости, о прошлом, настоящем и будущем, найти в себе романтизм и доброту, которые есть в каждой человеческой душе.

Библиография Васильева Бориса Львовича

Произведения и сборники

1969 —
1974 —
1980 — Великолепная шестёрка
1976 — Ветеран
1979 — Встречный бой
1982 — Вы чьё старичьё?
1986 — Гибель богинь
2001 — Глухомань
1960 — Длинный день
1987 — Жила-была Клавочка
1984 —
1970 — Иванов кате
1980 — Кажется со мной пойдут в разведку
1991 — Карнавал
1991 — Капля за каплей
1982 — Летят мои кони… Повесть о своем времени
1985 — Мир восклицательный знак
1973 — Не стреляйте белых лебедей
1986 — Неопалимая купина
2013 — Отрицание отрицания
1958 — Очередной рейс
1970 — Пятница
1986 — Розыск продолжать
Рослик пропал
1970 — Самый последний день…
1975 — Старая «Олимпия»
1955 — Стучите и откроется
1983 — Суд да дело…
1954 — Танкисты [Офицеры]
1986 —
Скобелев или Есть только миг… (является ответвлением от романа «Были и не были»)
Очередь
Красные жемчуга
Короткая рокировка
Победители
Холодно холодно…

Серия исторических романов «Романы о Древней Руси»

1996 —

2006 —
2007 —
1997 — Александр Невский (переизданный под другим названием роман «Князь Ярослав и его сыновья»)
2009 — Государева тайна
2010 — Владимир Мономах

Серия исторических романов «История рода Олексиных»

1998 — Картежник и бретер игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда
1977-1980
Были и небыли
Книга1. Господа волонтеры
Книга 2. Господа офицеры
1997 — Утоли моя печали
1987 — И был вечер и было утро
1991,1993 — Дом который построил Дед
1988 — Ровесница века (переизданный под другим названием роман «Вам привет от бабы Леры»)

В Москве 11 марта на 89 году жизни скончался известный русский писатель-фронтовик Борис Васильев.
Чуть-чуть не дожил до 90-летия. Мерцательная аритмия... До юбилея не дожил, но писателю в жизни здорово везло - мальчишки его поколения почти все сложили свои головы в Великой Отечественной войне, на их телах «забуксовали танки Клейста и Гудериана». В живых осталось только 3 %, и Борис Васильев чудом оказался среди них: трижды выходил из окружений, семь раз прыгал с парашютом, уцелел в Вязьминском десанте, нарвался на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но остался жив...
И он жил «за себя и за того парня». Многие его книги - дань памяти тем, кто не вернулся с войны.

Самой успешной работой Васильева стала знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». Написанная в 1969 году она не потеряла свою популярность и сегодня. В 1972 году по произведению был снят легендарный фильм. Среди остальных работ Бориса Васильева - роман «В списках не значился», повести «Завтра была война», «Иванов катер», «Не стреляйте белых лебедей»...
По его сценариям были сняты известные фильмы, в том числе «Офицеры.

Борис Львович Васильев в последние годы жил уединенно и очень скромно со своей супругой Зорей Альбертовной в Красногорске. Он почти не общался с прессой, но напряженно работал до конца своих дней, писал исторические романы.

Борис Васильев не смог пережить смерть своей супруги Зори Альбертовны, которая скончалась двумя месяцами раньше. Такое мнение озвучила сегодня близкий друг семьи Васильевых Татьяна Кузовлева, секретарь московского Союза писателей.
«Он всю жизнь шел вслед за своей женой Зорей Альбертовной, которая однажды вывела его с минного поля. Он выходил с него, идя за ней след в след. Зоря Альбертовна Васильева скончалась почти два месяца назад, он не смог без нее жить и ушел, чтобы не разлучаться с ней».

Как пара белых лебедей...

Писатель Борис Васильев будет похоронен 14 марта на Ваганьковском кладбище в Москве, рядом с женой Зорей Поляк.

Биография и интервью с Борисом Васильевым:

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии, «чудом пережил три армейские чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...»
Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка «чайковцев», проходили по «процессу 193-х», участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа. В "Эрмитаже", в галерее 12-го года, можно увидеть портрет генерал-лейтенанта Ильи Алексеева - прапрадеда писателя со стороны матери.

Борис Васильев :
"Я - старый интеллигент, потомственный. Бывают еще такие - всех уничтожить невозможно. Я из дворян, мои предки - герои Отечественной войны 1812 года. Я могу свободно мыслить, мне не засоряли голову черт знает чем. Когда меня готовили в школу, готовили как к 1-му классу гимназии, а это равнялось 6-му классу нашей школы. Мне потом четыре года нечего было делать в школе..."

Поколение Васильева - первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, - выросло в условиях продолжающейся тайной гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, - напишет он позже, - но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам - разрушенное идейное... Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь».

«Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» - подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности». Именно поэтому влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис Васильев считает решающим: «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...»

Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа» и массовыми репрессиями и расстрелами.
«Советская власть весьма основательно разрушала семьи - как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки коммунизма, армию и рабочий коллектив... Мы вырастали в атмосфере команд... Мы маршировали, выкрикивая лозунги, к обозначенной вождями цели. Вождям восторженно кричали “Ура!”. Врагам кричали “Смерть!” еще задолго не только до суда, но и до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов... Мы были детьми Гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной... И в этой гражданской войне - негромкой, ползучей - наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой - это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана».

Учась в воронежской школе, Борис Васильев играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война. Борис Васильев в 17 лет ушел на фронт добровольцем и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Поколению мальчишек начала 20-х годов, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них:
«...Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем - боевом, под Вязьмой, в марте 43-го - я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».

В 1943 году после контузии поступил на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского). В академии познакомился с Зорей Альбертовной Поляк, которая стала его женой.

«…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу.
- Мины.
- Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг.
- Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.
- Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.
Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И - вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я - счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг».

После окончания академии в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года.

Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» - А.Т.Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Но после его смерти она почти три года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 г. К этому времени в журнале «Юность» в 1969 г. уже была напечатана другая повесть автора - «А зори здесь тихие...». Именно с этой повести, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «А зори здесь тихие...» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.

Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то 12 дворов клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами поразительного противостояния девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности - женского противостояния войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются 5 судеб, и с каждой почти осязаемо становятся тише и тише зори над землей. И так же поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.

В 1973 году выходит повесть Васильева «Не стреляйте белых лебедей» о добром леснике. Главному герою Васильев дает имя Егор, сравнивая его с Георгием Победоносцем, олицетворяющем борьбу добра со злом. Герой погибает, защищая природу.
Как и в рассказе «Вы чье, старичье?», главное в этих произведениях - чувство глубокого и личного сострадания к слабым и беззащитным. Беззащитны лебеди перед браконьерами и старики-пенсионеры перед жестокостью общества и родных. Нет коллективного протеста против этой беззащитности, нет общей реакции на безгласную боль. Кажется, это больше всего волновало писателя...

Васильев много писал о войне, о судьбах поколения для которого война стала главным событием в жизни: «В списках не значился» (1974); «Великолепная шестерка» (1980), «Вы чье, старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986), «Завтра была война» (1986), и других.
По его повести «В списках не значился» Марк Захаров поставил спектакль в Московском театре Ленинского комсомола. Вместе с уже известным тогда Олегом Янковским на сцену выходил совсем молодой Александр Абдулов в роли лейтенант Николая Плужникова. Они были одинаково гениальными и юными - и захаровский спектакль по Борису Васильеву, и Абдулов в роли Плужникова - и остались бессмертными...

Одним из лучших произведений эпохи "перестройки" стала опубликованная в 1984 году повесть «Завтра была война», действие которой происходит накануне Отечественной войны. По этой повести в 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм. о судьбе школьников предвоенного поколения и их отношениях с советской системой.
«...Так было во всех семьях, инерционно стремившихся передать нам нравственность вчерашнего дня, тогда как улица - в самом широком смысле - уже победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас на части, не сеяло дисгармонию, не порождало конфликты: это двойное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь» («Летят мои кони»).

Картина получила много наград: МКФ в Кошалине (Польша) - Главный приз «Большой янтарь» (1987), МКФ в Мангейме - Специальный приз жюри, МКФ в Вальядолиде (Испания) - Гран-при «Золотой колос» (1987), МКФ «Киновстречи в Дюнкерке» (Франция) - Гран-при (1988), Золотая медаль имени А. Довженко Юрию Каре, Борису Васильеву, актерам Сергею Никоненко, Нине Руслановой (1988), приз Киноакадемии "Ника» - актрисе Нине Руслановой (за фильмы «Завтра была война», «Знак беды», «Короткие встречи»), 1987.

Кстати, о фильмах. В кино Борис Васильев начал работать с 1958 года, дебютировав как сценарист фильмом «Очередной рейс». Писатель принимал участие в создании таких известных художественных картин, как «Офицеры» режиссера Владимира Рогового (с Георгием Юматовым и Василием Лановым в главных ролях), «Аты-баты, шли солдаты», поставленная Леонидом Быковым. Кроме того, на основе собственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма «А зори здесь тихие...», снятого Станиславом Ростоцким. За эту картину ее создатели были удостоены Государственной премии СССР, а в 1973 году она была номинирована на «Оскар», но уступила фильму Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Замысловатая история красивой жизни понравилась академикам больше фронтовой драмы, начисто лишённой хеппи-энда.

Горюшка члены жюри не нюхали, боли настоящей не знали, вот и не смогли оценить по достоинству... Ну кто теперь у нас вспомнит это "обаяние буржуазии"? А вот «Зори...»...

Всего по книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.

Борис Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.

Отрывки из интервью с Борисом Васильевым

- В 92-м году у вас вышла статья "Россия. Четыpе книги бытия". Там вы сравнивали русских с чеховской Душечкой, которая постоянно чем-то искренне и с истовостью увлекается. Чем мы сегодня увлечены?
- Сегодня у нас нет никаких особых увлечений, кpоме одного, очень меня пугающего. Мы - стpана людей очень бедных, и выpосших из бедности, и получив сейчас некую возможность заpабатывать деньги (я имею в виду не только кpиминал) наш человек деньги сделал самоцелью. А деньги не самоцель, это сpедство. Пpимеp - для Шлимана это было сpедством найти Тpою. Он стал специально богатым человеком, чтобы pаскопать Тpою. У нас сейчас такого нет.
....
А пpозы я очень боялся. В нашей семье к литеpатуpе было отношение, что пpосто ничего нет выше ее. Ну нет, и все. И я боялся: как это - писать пpозу? Даже пpиблизиться к ней невозможно. Тем более, что у меня инженеpное обpазование. И я учился сам. Изучал фpазы Туpгенева, Чехова. Написал "А зоpи здесь тихие". Заклеил в конвеpт и отпpавил в "Юность". Меня pазбудили звонком в полседьмого утpа. Так что я человек счастливый.

- Кажется, что вы намеpенно избегаете счастливых концовок в своих книгах, убивая геpоев. С чем это связано?
- Во-пеpвых, я - сын евpопейской культуpы. Евpопейская культуpа так глубока, что в счастливых концах не нуждается. В счастливых концах нуждается обыватель. Вот Амеpика - стpана с очень низкой культуpой, там заpанее знаешь, что что бы ни случилось с тем, кто мечется по экpану, он будет жив и поцелуется со своей невестой. В 99 пpоцентах из ста. Советская литеpатуpа у нас тоже была постpоена на обывателя. И наш потенциальный советский читатель и зpитель успел обpасти огpомной носоpожьей кожей. Всякие мелкие пеpеживания его не затpагивали. Его нужно было пpобить. А как нужно пpобить? Так, чтобы он действительно очухался и вздpогнул: мать честная, на войне же и впpавду убивали!
Так что смеpть - это не самоцель. Это способ что ли. Метода. Я не очень люблю убивать своих геpоев.

- Все же, когда вы писали "А зоpи здесь тихие", вы допускали возможность, что кто-то еще спасется?
- Понимаете, в начале у меня не было сюжета. Была ситуация. Тыл, вpоде все спокойно, солдаты быстpо начинают пить, комендант заметался, попpосил непьющих солдат. И ему пpислали девушек-зенитчиц. Ситуация. Забавная. Но дело пpоисходит в соpок втоpом году, а я немцев обpазца соpок втоpого хоpошо знаю, мои основные стычки с ними пpоисходили. Сейчас такими могут быть спецназовцы. Метp восемьдесят минимум, отлично вооpуженные, знающие все пpиемы ближнего боя. От них не увеpнешься. И когда я столкнул их с девушками, я с тоской подумал, что девочки обpечены. Потому что если я напишу, что хоть одна осталась в живых, это будет жуткой непpавдой. Там может выжить только Васков. Котоpый в pодных местах воюет. Он нюхом чует, он здесь выpос. Они не могут выигpать у этой стpаны, когда нас защищает ландшафт, болота, валуны.

- Вам нравится экранизация этой книги?
- Станислав Ростоцкий сделал хоpошую каpтину. Но все-таки лучше всего "Зоpи" поставил Юpий Петpович Любимов на Таганке. Он сделал тpагедию в откpытом виде. Ростоцкий сам фpонтовик, потеpял на фpонте ногу. Когда он каpтину монтиpовал, он плакал, потому что ему было девочек жалко. Там все же есть некий элемент сентиментальности. А у Любимова был спектакль совеpшенно стpашный. После него выходили молча. Шепотом говоpили в фойе, как на похоpонах. Он сделал чистой воды тpагедию.

- Когда писались "Офицеpы" вы могли себе пpедставить, что этот фильм станет настолько знаковым, обязательным для пpогpаммы всех военных пpаздников?
- Нет. У меня было ощущение, что фильм, в общем, пpочный, зpительский. В основе же мелодрама! Для меня лично это доpогая штука, потому что я сам гаpнизонный мальчик, там есть куски из моей биогpафии. Но я не пpедполагал, что у "Офицеpов" будет такая звонкая судьба. Тут повезло, что очень точно были выбpаны актеpы. Это они сделали каpтину.

- Вы помните, как возникли в фильме "шаpоваpы pеволюционно кpасного цвета"?
- Понимаете, сценаpий был pассчитан на две сеpии. И там был pазгpом аpмии нашей в тpидцать седьмом году. Мои геpои оба сидели. Нам сказали, что это не пойдет, и pежиссеp Владимиp Роговой тогда pешил стpоить фильм новеллами. В фильме же pассказывается пpо тpи поколения, и он подумал: хоpошо было бы, чтобы каждый что-то такое получил. И вот часть пеpвая, Гpажданская война. Режиссеp говоpит - давай его оpденом нагpадим. Я говоpю - нет, нельзя его нагpаждать оpденом, в то вpемя это было pавно званию Геpоя Советского Союза, и даже выше по значению. Тут должна была быть заслуга невеpоятная. Он спросил - а чем нагpаждали тогда? - Да чем хочешь, вплоть до кpасных шаpоваpов. Он говоpит - вот! Нагpадим его кpасными pеволюционными шаpоваpами. К тому же "Офицеpы" задумывались как цветной фильм. А ему не дали цветной. Кpасные шаpоваpы так и остались сеpыми. Вот в чем тpагедия-то этой каpтины!

- В Интернете, в одной из электронных библиотек, самой востребованной вашей книгой стала “А завтра была война”. Как вам кажется, почему?
- Тpудно сказать. Может, потому, что там подняты вопpосы человеческой нpавственности как таковой. Имею ли я пpаво пpедавать своего отца - нет, не имею.

***
Почему мы влипаем в кавказские войны?
- Борис Львович, а что может вывести вас из себя?
- Новости. Слушаю про то, что происходит в Чечне, и злюсь. С Кавказом надо жить в мире.
Мало кто знает, что в 1828 году генерал Ермолов прибыл к государю Николаю I с докладом о положении дел на Кавказе. «Знаете, - сказал он Николаю, - в Чечне есть низменная часть, которую я готов занять, и горная, называемая Ичкерией, которую мои «равнинные» солдаты никогда не захватят. Император приказал оставить Ичкерию в покое, добавив: «А знатным чеченцам предложи вступить в мою личную гвардию». С тех пор чеченская гвардия занималась охраной Николая. Вот что значит умное стратегическое решение!

- Сейчас такое и представить сложно!
- Просто мы слишком сильно влипли. Нельзя было забывать, что чеченцы великолепные воины. Дудаев, Масхадов окончили Академию Генштаба! Значит, с ними надо было договариваться...

Борис Львович, и вправду разозлившись, решительно гасит сигарету, тут же прикуривает вторую и рассказывает, что виновником того, что мы «влипли», стала отвратительная пропаганда.

На телевидении полно воинствующих мальчиков и девочек, не отвечающих за слова. Народ же у нас давно не Гоголя с Белинским с рынка несет, а телевизоры. А потом слушает ахинею про то, какие чеченцы злые да кровавые. Не рассказывать ерунду надо, а думать, что делать!

- Вы как-то сказали, что русские напоминают чеховскую Душечку, постоянно чем-то искренне увлекающуюся...
- Да, но у нас болезненное увлечение - национальный вопрос. Почему? Потому что много лет нами руководили малообразованные люди. Посмотрите: первое советское правительство состояло из сплошных каторжан! Госаппарат стал формироваться по партийному принципу, но партия-то была одна! И людей пускали во власть не из-за их способностей, а из-за приверженности партии. А сейчас вместо партийности решающую роль играет землячество.

Почему девушкам не нужны военные?
- Вы много писали о нашей армии времен Великой Отечественной. А современной не хотели бы книгу посвятить?
- Моя любимая Красная Армия изменилась на глазах. Большинство выходцев из царской армии погибло в 1941 - 1942 годах. И тогда офицеров стали готовить из крестьян. Как результат, нравственный ценз моментально снизился. Да, они герои, они победили, честь им и хвала! Но строить мирную армию они уже не могли.
Очень показательно, на представителей какой профессии заглядываются девушки. Во времена моей молодости все мечтали выйти замуж за красного командира. А сейчас девушкам нужны физики, лирики, биологи, геологи, только не офицеры. Все сместилось. Результат? Офицер Российской армии Буданов застрелил чеченку, отказавшуюся удовлетворить его естественные потребности.

- Но ведь суд над ним еще не завершен, приговор не вынесен.
- Да его без суда должны были расстрелять перед строем. Но офицеры его защищают, потому что сами такие!

Для Васильева тема офицеров и офицерской чести - больная. У него есть моральное право судить об этом хотя бы потому, что снятый по его сценарию фильм «Офицеры» в советские времена, говоря современным языком, стал культовым.

Мне кажется, эта картина пользуется популярностью потому, что «Офицеры» - романтическая мелодрама. Ее герои безукоризненны. Представить только: Иван Варавва был влюблен в жену своего друга, а потому сам так и не женился. Такой любви больше нет! Поэтому женщины и ревут.

***
С конца 80-х гг. Васильев активно участвовал в политической жизни.

Б.Васильев:
«Надо было кончать с главным злом — советской властью. Одна партия — абсолютно иезуитского толка — держала в руках власть. Слова против нельзя было сказать. Спасибо Михаилу Сергеевичу, что дал России гласность. Это был первый глоток свежего воздуха. Если бы перестройки не случилось, не знаю, чем бы мы кончили. К тому же гонка вооружений, которую по недомыслию нагнетали и Хрущев, и Брежнев, достигла критической отметки. Почему-то все наши генсеки рвались воевать. Им было совсем не жалко жизней русских людей. Так что власть та была очень худая...
Россия никогда не обладала единой культурой. Испокон веков здесь было два культурных материка — деревенско-христианская и городская, дворянская. Деревенская культура базировалась на общине и церкви. Община руководила всеми хозяйственными делами, а церковь занималась духовной жизнью. Дворянская культура основывалась на иных ценностях, но тоже плохому не учила.
Что сделали большевики, придя к власти? Прежде всего Ленин начал атаку на носителей дворянской культуры — интеллигенцию, которую он называл всякими гнусными словами. Затем настал черед других сословий. Ленин, а не Гитлер, как мы привыкли думать, первым в мире организовал концлагеря. Он ввел институт заложников.
А начавшаяся коллективизация окончательно развалила деревенско-христианскую культуру. Палочки, трудодни. Парни, которых призывали в армию, обратно домой не возвращались, любой ценой стараясь зацепиться в городе. Туда же потянулись и девочки. Женихов-то в деревне не осталось. В итоге старую крестьянскую и городскую культуру мы потеряли, новую не создали — не по зубам это оказалось советской власти. И после всех процедур, которые мы пережили, победил обыватель. Он торжествует сегодня...».

И все-таки писатель не опускал рук, выражая свою гражданскую позицию, в том числе в публицистике (например в цикле статей «Люби Россию в непогоду», «И все же я уверен, что Россия привержена Добру», «Обретение смысла»).

Борис Васильев в последние годы жизни продолжал творческую деятельность, писал в основном историческую прозу, в том числе о русских князьях. Среди написанных им исторических произведений есть и книга о нашем земляке, выдающемся русском полководце М. Скобелеве...

Интересные факты из жизни русского писателя изложены в этой статье.

Борис Васильев интересные факты

1. Борис Васильев в 1943 году поступает в Военную академию механизированных и бронетанковых войск им. Сталина. Здесь он познакомился с Поляк Зорей Альбертовной, которая впоследствии стала его женой. Она вытащила с минного поля Васильева и так началась их любовная история.

2. Собственных детей у супругов не было. Они усыновили двух мальчиков, Петра и Николая.

3. Писатель закончил 9 классов.

4. Первое произведение, вышедшее из пера Васильева – это пьеса «Танкисты», написанная в 1954 году. А вот первой книгой писателя был сборник сценариев под названием «Клуб веселых и находчивых».

5. Наиболее известное произведение Бориса Васильева – «А зори здесь тихие».

6. За свой писательский талант он стал лауреатом Государственной премии СССР и премии Президента России, международной литературной премии «Москва-Пенне» и Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», премии Союза писателей Москвы «Венец» и Российской академии кинематографических искусств «Ника».

7. Является членом Союза кинематографистов России и Союза писателей Москвы.

8. В 2004 году Борису Васильеву было вручено орден «За заслуги перед Отечеством 2-й степени».

Современным читателям известно благодаря книгам участников боевых действий, одним из которых является Васильев Борис Львович. Биография его началась в довоенные годы и охватила почти весь советский период в отечественной истории. Что известно о раннем периоде в творчестве выдающегося писателя? Из какой семьи происходил советский и русский прозаик? Биография Бориса Васильева - тема статьи.

Ранние годы

Что известно о герое этой статьи? Биография Бориса Васильева, которую публиковали в советских учебниках по литературе, повествовала преимущественно о событиях военных лет. Родился будущий писатель в 1924 году. Его родной город - Смоленск. Биография Бориса Васильева, безусловно, связана с ВОВ. Однако стоит несколько слов сказать о том, в какой семье и в какой атмосфере формировалась личность будущего литератора, а также о том, что оказало наибольшее влияние на формирование его мировоззрения.

Биография Бориса Васильева, как и его творческий путь, сложилась удачно. Это удивительно, учитывая происхождение писателя. Отец Бориса Васильева принадлежал к дворянскому роду. Он чудом пережил армейские чистки, которым прежде всего подвергались бывшие офицеры царской армии, к коим он принадлежал. Мать писателя также не имела отношения к пролетариату. Она принадлежала к весьма старинному дворянскому роду и даже имела некое родственное отношение к Пушкину и Толстому.

Формирование мировоззрения

К поколению людей, которые родились во времена скрытой гражданской войны, относится писатель Борис Васильев. Биография его не могла не отразиться на творчестве. Прозаик создавал Но немногие современные читатели знают о том, что взгляд этого автора на трагические события в истории советского народа значительно отличался от общепринятой позиции в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века.

В семье автора «А зори здесь тихие» было принято чтить нравственные философские традиции. Будущего писателя воспитывали согласно старинным педагогическим нормам. То есть так, как это было принято в русских провинциальных интеллигентных семьях. А потому он нередко ощущал себя человеком девятнадцатого века и по любви к искусству, и по уважению к российской истории.

Когда же впервые литературой заинтересовался Борис Васильевич? Краткая биография гласит, что первое произведение было опубликовано в 1957 году. Однако, еще обучаясь в школе, он писал небольшие заметки для местного журнала, участвовал и любительских спектаклях. Будущему писателю было неполных семнадцать лет, когда началась война. Фронт оказал на формирование его как прозаика и драматурга самое действенное влияние. Ведь неслучайно именно этой теме большую часть произведений посвящал Борис Львович Васильев.

Краткая биография в период 1942-1945

Васильев пошел добровольцем. В 1941 году был направлен под Смоленск. Там он попал в окружение, из которого выбраться удалось лишь через четыре месяца. Затем был лагерь для перемещенных лиц и, наконец, воздушно-десантный гвардейский полк. Васильев был контужен, провел несколько месяцев в госпитале. Его судьба поистине удивительна.

Писатель относился к поколению мальчишек, которые родились в начале двадцатых годов. Из них в живых осталось не более трех процентов. Позже Васильев вспоминал не раз о том, как чудом не умер в окружении и не нарвался на мину.

После войны

В 1943 году Васильев встретил свою будущую жену - Зорю Альбертовну Поляк. Эта девушка послужила прототипом одной из героинь повести «А зори здесь тихие». После войны Борис Васильев поступил на инженерный факультет. Затем работал испытателем гусеничных машин. Демобилизовался он лишь в 1954 году. Звание писателя - инженер-капитан. Примечательно, что в рапорте Васильева, в качестве причины решения покинуть армию, была названо желание заниматься литературой.

Начало творческого пути

Ранний период литературной деятельности был полон неожиданных сложностей. Первое произведение советские критики одобрили. Второе было долгое время запрещено. Несмотря на неудачи, молодой писатель не бросил драматургию, а вскоре создал пьесу «Стучите и откроется», написал сценарии к нескольким фильмам.

Литературный путь Васильева был далеко не безоблачным. Начал он его с написания драматургических произведений, продолжил прозой. Слава пришла к нему с публикацией знаменитой повести о гибели молодых зенитчиц. А до этого события он писал сценарии для КВН. Делал это исключительно для заработка. С этой же целью сочинял тексты для журнала «Новости дня».

Проза

В 1967 году была написана повесть «Иванов катер». Твардовский ее принял. Однако вскоре главный редактор «Нового мира» ушел из жизни, после чего произведение пролежало в редакции более трех лет. К тому времени, когда повесть была опубликована, в журнале «Юность» появилось знаменитое произведение «А зори здесь тихие». Книга вызвала резонанс в читательском мире. Ее неоднократно переиздавали и продолжают переиздавать вплоть до сегодняшнего дня.

«А зори здесь тихие»

Идея замысла этого произведения возникла у писателя в силу несогласия с тем, как освещались военные события в те годы. В начале творческого пути Васильев был увлечен так называемой лейтенантской прозой. Впоследствии пересмотрел свои взгляды.

Герой этой статьи - один из первых советских авторов, которые изобразили войну не как абстрактный подвиг, а на примере отдельных судеб.

Другие произведения

Невозможно в рамках одной статьи осветить полностью литературную деятельность такого писателя, как Борис Васильев. Биография и творчество его - явления масштабные. Но стоит упомянуть еще об одном произведении. В 1984 году вышла в свет книга «Завтра была война». Это произведение можно отнести к самым жестким сочинениям писателя. В книге автор передал атмосферу предвоенного времени, когда в результате травли, многочисленных запретов человеческая душа либо закалялась, либо гибла.

Писатель имеет множество наград и престижных литературных премий. Борис Васильев, краткая биография которого изложена в статье, ушел из жизни в 2013 году. Свою супругу он пережил всего на два месяца.

Роман (1835-1843) Питать иллюзии - участь провинциалов. Люсьен Шардон был родом из Ангулема. Его отец, простой аптекарь, в 1793 г. чудом спас от эшафота девицу де Рюбампре, последнюю представительницу этой знатной семьи, и получил тем самым право жениться на ней. Их дети Люсьен и Ева унаследователи дивную красоту матери. Шардоны жили в великой нужде, но Люсьену помог встать на ноги его лучший друг - владелец типографии Давид Сешар. Эти юноши были рождены для великих свершений, однако Люсьен затмевал Давида блеском дарований и ослепительной внешностью - он был красавец и поэт. На него обратила внимание местная светская львица госпожа де Бержетон и стала приглашать в свой дом к великому неудовольствию спесивой местной знати. Более других злобствовал барон Сикст дю Шатле - человек безродный, но сумевший сделать карьеру и имевший свои виды на Луизу де Бержетон, которая отдавала явное предпочтение талантливому юноше. А Давид пылко влюбился в Еву, и та ответила ему взаимностью, угадав в этом кряжистом типографе глубокий ум и возвышенную душу. Правда, финансовое положение Давида было незавидным: родной отец фактически ограбил его, продав старую типографию по явно завышенной цене и уступив за изрядную мзду патент на издание газеты конкурентам - братьям Куэнте. Впрочем, Давид надеялся разбогатеть, открыв секрет производства дешевой бумаги. Так обстояли дела, когда произошло событие, решившее судьбу Люсьена: один из местных дворянчиков, застав его на коленях перед Луизой, раструбил об этом по всему городу и нарвался на дуэль - мадам де Бержетон приказала покорному старику мужу наказать обидчика. Но с этого момента жизнь в Ангулеме ей опостылела: она решила уехать в Париж, взяв с собой прелестного Люсьена, Честолюбивый юноша пренебрег свадьбой сестры, зная, что ему простят все. Ева и Давид отдали брату последние деньги - на них он должен был жить два года. В столице пути Люсьена и мадам де Бержетон разошлись - провинциальная любовь, не выдержав первого же соприкосновения с Парижем, быстро переросла в ненависть. Маркиза д"Эспар, одна из самых влиятельных дам Сен-Жерменского предместья, не отказала в покровительстве своей кузине, однако потребовала удалить нелепого юнца, которого та имела глупость привезти с собой. Люсьен же, сравнивая свою «божественную» Луизу со светскими красавицами, уже готов был ей изменить - но тут стараниями маркизы и вездесущего Сикста дю Шатле его с позором изгоняют из приличного общества. Несчастный поэт возлагал большие надежды на сборник сонетов «Маргаритки» и исторический роман «Лучник Карла IX» - оказалось, что в Париже полным-полно своих рифмоплетов и писак, а посему начинающему автору пробиться крайне сложно. Бездарно промотав все деньги, Люсьен забивается в нору и начинает работать: много читает, пишет, размышляет. В дешевенькой студенческой столовке он знакомится с двумя молодыми людьми - Даниэлем д"Артезом и Этьеном Лусто. Судьба слабовольного поэта зависит от того, какой выбор он сделает. Пона- чалу Люсьена привлекает Даниэль, гениальный писатель, который трудится в тиши, презирая мирскую суету и сиюминутную славу. Друзья Даниэля, хоть и с колебаниями, но принимают Люсьена в свой круг. В этом избранном обществе мыслителей и художников царит равенство: юноши бескорыстно помогают друг другу и горячо приветствуют любую удачу собрата. Но все они бедствуют, а Люсьена манит блеск власти и богатства. И он сходится с Этьеном - прожженным журналистом, давно расставшимся с иллюзиями о верности и чести. Благодаря поддержке Лусто и собственному таланту Люсьен становится сотрудником газеты либерального направления. Он быстро познает могущество прессы: стоит ему упомянуть о своих обидах, как его новые друзья начинают кампанию безжалостной травли - из номера в номер они потешают публику рассказами о похождениях «Выдры» и «Цапли», в которых все без труда узнают мадам де Бержетон и Сикста дю Шатле. На глазах Люсьена даровитый романист Рауль Натан низко кланяется влиятельному критику Эмилю Блонде. Журналистов всячески обхаживают за кулисами театров - от рецензии на спектакль зависит провал или успех пьесы. Самое страшное происходит, когда газетчики накидываются на свою жертву всей сворой - человек, попавший под такой обстрел, обречен. Люсьен быстро постигает правила игры: ему поручают настрочить «разносную» статью о новой книге Натана - и он оправдывает ожидания коллег, хотя сам считает этот роман прекрасным. Отныне с нуждой покончено: поэту недурно платят, и в него страстно влюбляется юная актриса Корали. Как и все ее подруги, она имеет богатого покровителя - торговца шелками Камюзо. Лусто, который живет с Флориной, без зазрения совести пользуется чужими деньгами - Люсьен следует его примеру, хотя прекрасно понимает, что находиться на содержании у актрисы позорно. Корали одевает своего возлюбленного с ног до головы. Наступает час торжества - на Елисейских полях все любуются прекрасным, изысканно одетым Люсьеном. Маркиза д"Эспар и мадам Бержетон ошеломлены этим чудесным превращением, и юноша окончательно утверждается в правильности избранного пути. Напуганные успехами Люсьена, обе знатные дамы начинают действовать. Молодой герцог де Реторе быстро нащупывает слабую струну поэта - честолюбие. Если молодой человек хочет по праву носить имя де Рюбампре, ему надо перейти из оппозиционного лагеря в стан роялистов. Люсьен клюет на эту приманку. Против него составляется заговор, ибо интересы многих людей сходятся: Флорина жаждет обойти Корали, Лусто завидует таланту Люсьена, Натан обозлен его критической статьей, Блонде желает осадить конкурента. Изменив либералам, Люсьен дает своим врагам прекрасный шанс распра- виться с ним - по нему открывают прицельный огонь, и он в растерянности совершает несколько роковых оплошностей. Первой жертвой становится Корали: прогнав Камюзо и потакая всем прихотям любимого, она доходит до полного разорения, когда же на нее ополчаются наемные клакеры, заболевает от огорчения и теряет ангажемент в театре. Между тем Люсьену пришлось пойти на подлость, чтобы обеспечить успех возлюбленной - в обмен на хвалебные рецензии ему приказали «зарезать» книгу д"Артеза. Великодушный Даниэль прощает бывшего друга, однако Мишель Кретьен, самый непреклонный из всех членов кружка, плюет Люсьену в лицо, а затем всаживает ему пулю в грудь на дуэли. Корали и ее служанка Береника самоотверженно ухаживают за поэтом. Денег нет совершенно: судебные исполнители описывают имущество актрисы, а Люсьену грозит арест за долги.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!